Информационных технологий образования для развития творческих способностей учащихся - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс проводится в соответствии с положением об областном краеведческом... 1 258.79kb.
Уголовно-правовые запреты в сфере информационно-коммуникативных технологий 1 45.18kb.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании 1 92.74kb.
Thanksgiving day внеурочное мероприятие на английском языке для учащихся... 1 69.19kb.
Thanksgiving day внеурочное мероприятие на английском языке для учащихся... 1 68.76kb.
Рабочая программа по кружку «Театр здоровья» 1 230.69kb.
План основных социально значимых мероприятий Министерства Ульяновской... 1 73.98kb.
Птицы нашего края 1 37.22kb.
Методические рекомендации к проведению регионального этапа Всероссийской... 1 109.76kb.
Сценарий весеннего праздника. «Весну встречаем!» 1 32.06kb.
Развитие творческих способностей школьников II и 1 134.04kb.
Технология педагогических мастерских 1 93.84kb.
- 4 1234.94kb.
Информационных технологий образования для развития творческих способностей учащихся - страница №1/1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Ионова Вера Степановна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №17 г. Нерюнгри



Гуримская Ирина Анатольевна, учитель информатики

МОУ СОШ №17 г. Нерюнгри

В настоящее время взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не просто общение человека с техникой, а активный процесс взаимодействия ученика с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер – это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный помощник, соперник, учитель. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера в виде педагогической помощи школьнику. В этом – ценность компьютера для учебно-воспитательного процесса.

Что же можно реализовать на компьютере в большей степени, чем в книге? Прежде всего, открытость преподавателя-компьютера перед обучаемым. Компьютер может воздействовать на чувства человека графическим изображением, звуком и музыкальными образами, за которыми могут стоять ассоциации разных уровней. Использование мудрых мыслей, афоризмов, крылатых изречений, взятых из разных источников, также повышает эффективность обучения, делая его по-настоящему интересным и жизненным. Овладение предметом при таком подходе происходит в более интересной, увлекательной форме.

Современная образовательная система начальной школы построена таким образом, что позволяет реализовать многие потенциальные возможности личности, в том числе и творческие. Как результат, человек с достаточно развитым творческим мышлением не испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений в нестандартной ситуации, способен улавливать связь между понятиями и явлениями, хоть сколько-нибудь отличающимися от привычных.

В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому».

Воспитание творческой личности – задача всей системы образования от дошкольного до высшего.

Решение этой задачи особенно актуально для начального звена школьного обучения через проектную деятельность, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивных характер, названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать творческое мышление.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, мы, учитель начальных классов Ионова В.С. и учитель информатики Гуримская И.А., сочли реальным и целесообразным его применение в начальном звене школьного обучения во внеклассной работе. Так возникла идея создания творческого проекта – электронная литературная гостиная.

Работу над проектом было решено построить в соответствии с этапами, описанными Н.В. Ивановой, кандидатом психологических наук, в публикации «Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе» в журнале «Начальная школа» за 2004 год № 2:

I этап - мотивационный

II этап – планирующий (подготовительный)

III этап – информационно-операционный

IV этап – рефлексивно-оценочный

Прежде всего, следовало сформировать творческую группу. Войти в нее должны были дети, которые умеют спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий), умеют выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать), умеют договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Таким образом, мы сформировали группу учеников, готовых к творческой деятельности по созданию проекта.

В ходе работы над первым этапом (мотивационным) мы рассказали детям об общем замысле работы. Каждая страничка электронной литературной гостиной, созданная детьми, внесёт новую интересную струю в уроки литературы, поможет проявить индивидуальные творческие способности каждого члена группы. Особенно воодушевила детей мысль о том, что их работа будет использована не только на уроках литературы в своём классе, но и найдёт практическое применение в урочной и внеклассной работе будущих четвероклассников.

В соответствии с деятельностью второго этапа (планирующего) следовало определить тему проекта. Её приурочили к 60-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На уроках литературного чтения в четвёртом классе изучается творчество Валентина Дмитриевича Берестова. В проекте было решено рассказать о детстве поэта, которое прошло в эвакуации. После того, как тема проекта была определена, составили план работы над проектом:


  • Сбор информации о жизни поэта в годы эвакуации.

  • Знакомство с творчеством поэта.

  • Выполнение иллюстраций к понравившимся стихотворениям.

  • Написание анализов произведений.

  • Систематизация материала и создание презентации.

  • Обсуждение работы.

  • Использование презентации на уроке литературы в своём классе и представление работы на школьной научно-практической конференции «Северное сияние».

  • Определение сроков окончания работы.

Далее продолжили работу по реализации третьего этапа (информационно-операционного). Материал о поэте собирали все. Но ребята заметили, что информации не достаточно. Просмотрев множество литературы в домашних библиотеках, а так же школьной и городской, пришли к выводу, что за помощью надо обратиться к Интернет-ресурсам. Школа предоставила ребятам такую возможность. Не найдя фотографий молодого поэта, ребята решили нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Прогулки с Чуковским» (приложение 2 рис.2). Впоследствии подобные рисунки были сделаны и к другим стихотворениям (приложение 2 рис. 1, 3).

Из множества подобранных стихотворений ребята с помощью своего классного руководителя Ионовой В.С. отобрали произведения, которые Берестов посвятил именно жизни в эвакуации. Каждый член творческой группы выполнял взятые на себя во время планирования обязанности: кто-то рисовал к стихотворению иллюстрацию, кто-то писал анализ произведения (приложение 3).

На очередном занятии ребята самостоятельно подвели первый итог, оценивая свою работу и работу товарищей: материала о биографии собрано достаточно, с анализами произведений согласились все, иллюстрации отражают главный смысл стихотворений. Настало время компьютерных технологий.

Под руководством учителя информатики И.А. Гуримской ребята познакомились с основами работы в программе PowerPoint, составили план работы над презентацией. Прежде всего, ученики продумали общий дизайн слайдов. Сканирование и вставку рисунков, набор и редактирование текстов выполнили самостоятельно, проявляя старательность, усидчивость, творчество.

На четвёртом (рефлексивно-оценочном) этапе творческая группа просмотрела готовую работу и дала первую оценку своей деятельности. Ребята отвечали на вопросы руководителей:


  • Почему вы выбрали этот проект, а не другой?

  • Расскажи, что ты сделал для получения результата?

  • Чем результат работы похож и чем отличается от твоего желания?

  • Какая информация для тебя была полезна?

  • Тебе понравилось работать над этим проектом?

  • Что было трудным?

Эти вопросы помогли ученикам ещё раз осмыслить цель, значимость проекта, проанализировать вложенный в его создание свой труд и труд своих товарищей.

Урок литературы, посвящённый знакомству с творчеством В.Д. Берестова, прошёл в компьютерном классе с применением созданной презентации. Члены творческой группы были горды представленной работой, а ребята, увидевшие её впервые, захотели тоже попробовать свои силы в подобной деятельности.

Данный проект «Валентин Дмитриевич Берестов в годы войны» на школьной конференции «Северное сияние» получил высокую оценку и был рекомендован на участие в городском конкурсе «Компьютерная страна». Жюри городского конкурса оценила данный проект по достоинству, и ребята в награду получили мультимедиаконструктор «Новые бременские музыканты».

Теперь настало время руководителям творческой группы подвести итог своей деятельности:



  • Конечный результат достигнут.

  • В выборе членов творческой группы не ошиблись. Создали активную команду участников проекта, способную продолжить работу в будущем.

  • Результат может быть использован другими коллективами. Данную презентацию можно использовать на уроках литературы, истории, часах общения.

  • Информация о проекте широко распространена.

  • Получено удовольствие от своей деятельности.

В заключении хочется отметить, что мы согласны с мнением отечественных педагогов и психологов, что «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, например, во внеклассной работе. И, как показал опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах для развития творческих способностей учащихся.

Список используемой литературы




  1. Берестов В. Стихотворения «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации».

  2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа, 2004, №2.

  3. Левитас Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Воронеж, 1998.

Приложение 1.


Этапы, соответствующие структуре учебной деятельности при создании проектов:
I. Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи).

II. Планирующий (подготовительный) (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).

III. Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

IV. Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проект, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Приложение 2.


Рисунок 1. «Сиротская зима»





Рисунок 2. «Прогулки с Чуковским»




Рисунок 3. «В эвакуации»


Приложение 3.

Мне понравилось стихотворение Валентина Берестова, которое называется «Сиротская зима», потому что оно написано очень красиво, в него вложена душа поэта. В стихотворении сам поэт - лирический герой. Если прочесть первую строфу, то можно заметить, что он скучает по Московской зиме. Тогда зима в Москве была очень холодной, И под Новый год всегда были метели и морозы. В южной зиме нет всех зимних прелестей,

поэтому она бедная, сиротская. Но с другой стороны поэт благодарит эту зиму, поскольку она спасла: «Ту – без снега и мороза Зиму спасшую меня». Автор с любовью пишет о городе Ташкенте, потому что во время войны он стал его вторым домом, спасшим поэта от голодной смерти.

В стихотворении В. Берестова «Прогулки с Чуковским» идет речь о войне. Корней Чуковский опекает Берестова как отец и в любой момент помчится спасать юного Валентина. Корней Иванович учит его, как писать стихи и многому другому. Он с тревогой глядит на будущего поэта, зная, что его ждут впереди разные испытания. В. Берестов написал это стихотворение так, что кажется, он растёт на протяжении этого произведения. Ведь сначала идет повествование от первого лица, а потом от третьего. И возможности поэзии так велики, что в ней нашли общий язык «этот хилый мальчишка и крепкий старик!» Я думаю, что у В. Берестова было печальное детство. Ведь оно протекало во время войны, но оно было и счастливым, потому что не каждому человеку давался шанс вырасти рядом с интересным человеком, таким, как Корней Иванович Чуковский.

Этот год для народа нашей страны юбилейный – 60 лет со дня Победы. Страшными и жестокими были годы войны. Многие поэты, писатели и художники посвящали свои произведения этому событию. Среди них Берестов Валентин Дмитриевич. Мне понравилось его стихотворение «В эвакуации». В начале стихотворения поэт рассказывает о южной природе (плоские крыши, покрытые травой, арык). Ташкентская весна поэту очень нравится. Автор любуется бурным цветением белых и розовых цветов. Ива для него

как живая, она непросто наклонилась к водам, а «ловит их и хочет удержать». Но вскоре появляется другое настроение. Рядом с этой богатой цветущей природой жизнь героя, связанная с голодом и бедностью. Валентин Берестов удивляется, как красивая и щедрая природа не замечает, что в стране война, которая несет людям много бед. Несмотря на то, что стихотворение было написано так давно, и в настоящее время оно не теряет своего смысла, так как война идет и сейчас в разных частях света, принося людям страдания и боль.