Информационные технологии в формировании информационной культуры государственных служащих - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по оформлению учебных рабочих программ... 1 50.28kb.
Оценка государственных гражданских служащих Поощрения и взыскания... 1 98.15kb.
Программа третьей конференции «Информационные технологии на службе... 3 476.72kb.
Общие положения Основная образовательная программа бакалавриата,... 1 298.86kb.
Рабочая программа дисциплины опд. В. 02 «Практика аудирования» для... 1 44.6kb.
Порядок представления документов в комиссию по присуждению государственных... 1 26.59kb.
X краевая Спартакиада государственных служащих Алтая 23 ноября 2013 г 1 116.2kb.
«Информационные технологии в образовании» («ито-2005») в рамках конгресса... 1 153.35kb.
Решение № г. Нижний Новгород 25. 02. 2013 г. 7/5 1 103.55kb.
Взаимосвязи организмов на примере экологической системы муравейника 1 267.37kb.
Направление бакалавриата 230400. 62 «Информационные системы и технологии»... 1 44.46kb.
Климентий левков 1 26.69kb.
- 4 1234.94kb.
Информационные технологии в формировании информационной культуры государственных - страница №1/1

Климентий Е.А.

Академия государственного и муниципального управления при Президенте РТ

Казань, Россия

Klen007@inbox.ru



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ РТ)
В современном мире информатизация общества коснулась всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления. Информация на сегодняшний день – основной ресурс общества, а информационное обеспечение становится составной частью управленческой деятельности, так как это необходимое условие эффективной деятельности организаций и общества.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. По мнению российских ученых [1], информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

В XXI веке определяющий фактор уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе – количество, качество информационных ресурсов и степень их использования. В состав информационных ресурсов Татарстана входят разнообразные информационные массивы - библиотечные, архивные и иные документальные фонды, базы данных, регистры, кадастры, электронные издания и другие информационные продукты. Органы государственного управления также строят свою деятельность на огромном массиве информации. Эффективность функционирования органов государственного управления напрямую зависит от того, насколько хорошо государственные служащие владеют информацией.

Согласно исследованиям Г. Минцберга работа с информацией занимает от 50 до 90% рабочего времени современных управленцев [2].

Одна из главных проблем информатизации и формирования информационной культуры государственных служащих заключается в том, что во многих современных органах государственного управления работа с информацией носит бессистемный и порой неуправляемый характер [3].

Органы государственного управления ежедневно получают, обрабатывают и отправляют огромное количество различной информации, но при этом исследования, проводимые неоднократно показали [3], что 60% информации поступающей в организацию остается невостребованной, поскольку нет четкой системы работы с информацией, нет механизмов информационного обеспечения деятельности организации.

Как свидетельствуют работы ученых [3], качественные показатели данной деятельности невысоки, ее социальные последствия не всегда эффективны, следовательно, неэффективна и деятельность органов государственного управления. Налицо противоречие - между количеством и качеством информации. С одной стороны, постоянный избыток информации, которую невозможно ни просмотреть, ни усвоить, ни проанализировать, с другой – информации, необходимой и достаточной для грамотного прогноза или генерации вариантов управляющего решения всегда не хватает.

Как справедливо полагает автор [3], необходимо повысить эффективность деятельности организации. Для этого информационное обеспечение должно быть встроено во все виды управленческой деятельности и стать основой принятия управленческих решений.

Для эффективного использования информационного обеспечения требуется наличие информационной культуры у исполнителей и руководителей.

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. [4]

Овладение информационной культурой – это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

Эффективность этой работы зависит от уровня подготовки профессорско-преподавательского состава. Поэтому Институт государственной службы при Президенте РТ ведет активную работу в этом направлении.

Основным и необходимым условием реализации процессов развития информационного общества в Республике Татарстан, регулирования отношений в области разработки и использования информационных и коммуникационных технологий является правовое обеспечение.

Информатизация в Республике Татарстан регулируется федеральным законодательством, нормативно-правовыми актами Республики Татарстан. Однако действующие законы и подзаконные акты лишь фрагментарно регулируют отношения в области информатизации, разработки и использования информационных и коммуникационных технологий. Изменения законодательной базы производились бессистемно, по инициативе различных ведомств в условиях отсутствия единой государственной политики [5].

Необходимость решения проблемы перехода к информационному обществу в Республике Татарстан настоятельно требует существенного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации.

За многолетний период в органах государственной власти Республики Татарстан были сформированы различные информационные системы и базы данных, составляющие значительный ресурс, рассредоточенный по ведомствам и организациям, а порой неоднократно дублированный и не всегда вовремя актуализируемый.

Такая ситуация не позволяет оперативно решать вопросы в режиме реального времени и осуществлять эффективную хозяйственную деятельность подразделениями органов власти без полного учета имеющейся информации. В связи с этим необходимо сформировать общегосударственный информационный регистр [5], являющийся государственным информационным ресурсом и обеспечивающим сохранность и возможность актуализации ключевых информационных объектов, используемых на межведомственном уровне в оперативном режиме для целей государственного управления.

Целью проведенной научной работы было исследование информационной культуры государственных служащих и поиск путей ее повышения, как важнейшего фактора повышения эффективности государственного управления на примере государственных служащих РТ.

Был проведен опрос глав городских и сельских поселений Республики Татарстан, которые проходили обучение на факультете повышения квалификации Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ. В программу их обучения включена тема «Информационные технологии в органах государственной власти». Было опрошено 40 человек мужского и женского пола в возрасте от 25 до 60 лет. Им было предложено ответить на несколько вопросов.

1. Влияют ли информационные технологии на реализацию и развитие у Вас

А) эрудиции и начитанности

Б) интуиции, критичности мышления; гибкости и открытости к восприятию новой информации; ответственности в работе с информацией.

В) воображения; сопереживания; ассоциативного мышления.

Г) библиотечно-библиографической грамотности; компьютерной грамотности; владения приемами развития памяти; умения использовать информацию; умения организовать имеющуюся информацию; умения сочетать традиционные и электронные источники информации для получения новой информации; коммуникативную компетентность.

2. Чему вы придаете большее значение в области информационной культуры?

А) практическим умениям и навыкам

Б) критическому и ассоциативному мышлению и интуиции

На вопрос о роли информационной культуры 92,5% опрошенных выделили большее значение практических умений и навыков и всего 7,5% руководствуются критическим и ассоциативным мышлением и интуицией.


Влияние информационных технологий

на информационную культуру государственных служащих

Развивают




эрудицию и начитанность, а также умение использовать и организовывать информацию.

50%

интуицию, критичность мышления и ответственность в работе с информацией

25%

воображение и ассоциативное мышление

10%

в одинаковой степени влияют на развитие всех этих факторов

2,5%

Не способствуют развитию информационной культуры

12,5%

Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что информационные технологии способствуют развитию информационной культуры у государственных служащих. Помогают им развивать свою интуицию, умение использовать и организовывать информацию, а также улучшают у государственных служащих библиотечно-библиографическую и компьютерную грамотность, владение приемами развития памяти.

Как показал наш опрос, люди склонны придавать большее значение чисто практическим умениям и навыкам в области информационной культуры личности, т.е. на самом деле государственные служащие обладают высокой информационной грамотностью или информационной компетентностью, однако говорить о высокой информационной культуре в данном случае неправомерно. Необходимо обратить внимание на развитие таких качеств личности как критическое и ассоциативное мышление, интуицию, так как эти качества влияют на отбор информации и развитие кругозора специалистов.

В связи с этим возникает необходимость использования таких методов формирования информационной культуры личности, которые позволят войти в открытое информационно-образовательное пространство, приблизить обучение к конкретным информационным проблемам пользователей, их непосредственной практической (учебной) деятельности, а также создадут условия для саморазвития и самосовершенствования личности.

Информационная культура личности подразумевает совокупность особых интеллектуальных свойств и способностей в частности, способностей к абстрагированию и обобщению, к смене направленности мыслительного процесса, к выделению существенных признаков, их фиксации в памяти, использование данной информации при необходимости, а также способности мыслить «свернутыми структурами».

Таким образом, информационная культура личности оказывается тесно связана с культурой интеллектуального труда. А культура интеллектуального труда находится в прямой зависимости от развития информационных технологий, и от того, насколько человек владеет этими технологиями.



Мы можем констатировать, что информационные технологии в основном и формируют информационную культуру личности, в особенности у личностей интеллектуального труда, коими и являются государственные служащие.
Список использованной литературы:

  1. Internet Industry Almanac (Computer Industry Almanac Inc., 1998) – http://www.zdnet.com/yil/content/mag/9809/www_2000.html.

  2. Генри Минцберг (Henry Mintzberg) – изучал природу управленческого труда, автор первой ролевой модели, описывающей профессиональную деятельность менеджера; известен также как разработчик концепции пяти основных организационных структур. Основные работы вышли в период 1970-1990 гг.

  3. Иванов П.Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления // Научно-техническая информация. Организация и методика информационной работы. – 2002.

  4. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Материалы конференции Реларн 98 – http://www.relarn.ru:8080/conf/conf98/rep165.html, http://www.relarn.ru:8080/human/motivation.txt.

  5. Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Официальный сайт. – http://www.mcrt.ru/index.php?nodeid=807