Индивидуально-групповая работа м. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Индивидуально-групповая работа м. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - страница №1/6

Литература. 10—11 классы: Текущий контроль знаний: тесты, зачеты, задания / авт.-сост. И. Д. Бережная. Волгоград: Учитель, 2008. — 172 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………….3



Индивидуально-групповая работа ……………………………………………………………………...4

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ……………………………………………………………...4

А. Н. Островский. «Гроза» ………………………………………………………………………………...4

И. А. Гончаров. Роман «Обломов» ………………………………………………………………………..6

И. С. Тургенев. «Отцы и дети» …………………………………………………………………………. ..6

Н. А. Некрасов. Лирика ……………………………………………………………………………………8

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?» ………………………………………………………….9

Л. Н. Толстой. «Война и мир» ……………………………………………………………………………11

А. П. Чехов. «Ионыч» …………………………………………………………………………………….13

А. П. Чехов. «Вишневый сад» ……………………………………………………………………………14



Карточки-информаторы. ……………………………………………………………………………….15

А. Н. Островский. «Гроза» ……………………………………………………………………………….15

И. А. Гончаров. Роман «Обломов» ………………………………………………………………………16

Творческие в проблемные задания ……………………………………………………………………16

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» …………………………………………………………….16

И. С. Тургенев. «Отцы и дети» …………………………………………………………………………..17

Ф. И. Тютчев. Лирика …………………………………………………………………………………….18



Задания исследовательского характера ………………………………………………………………19

А. С. Пушкин. Лирика …………………………………………………………………………………….19

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» ……………………………………………………………………….20

М. Ю. Лермонтов. Лирика ………………………………………………………………………………..21

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» …………………………………………………………………..22

А. Н. Островский. «Гроза» ……………………………………………………………………………….23

И. С. Тургенев. «Отцы и дети» …………………………………………………………………………..23

И. А. Гончаров. Роман «Обломов» ………………………………………………………………………24

Ф. И. Тютчев. Лирика …………………………………………………………………………………….25

Ф. М. Достоевский. «Преступление в наказание» ……………………………………………………...25

Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир» ……………………………………………………………………28

А. П. Чехов. «Ионыч» …………………………………………………………………………………….29

А. П. Чехов. «Вишневый сад» ……………………………………………………………………………30

Оноре де Бальзак. «Гобсек» ……………………………………………………………………………...30

А. А. Блок. Поэзия ……………………………………………………………………………………….. 31

А. М. Горький. Пьеса «На дне» …………………………………………………………………………..33

С. А. Есенин. Лирика ……………………………………………………………………………………..34

В. В. Маяковский ………………………………………………………………………………………….34

М. А. Шолохов. «Тихий Дон» ……………………………………………………………………………35

М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» ………………………………………………………………...36

И. Шмелев. «Лето Господне» …………………………………………………………………………….37

А. Платонов. Повесть «Сокровенный человек» ………………………………………………………...38

В. Распутин. Повесть «Живи и помни» ………………………………………………………………….39

Тесты обобщающего характера ………………………………………………………………………..40

Творчество А. С. Пушкина ……………………………………………………………………………….40

Творчество М. Ю. Лермонтова …………………………………………………………………………..42

Н. В. Гоголь. «Мертвые души» …………………………………………………………………………..43

А. Н. Островский. «Гроза» ……………………………………………………………………………….44

И. С. Тургенев. «Отцы и дети» …………………………………………………………………………..47

Творчество Н. А. Некрасова ……………………………………………………………………………...48

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» ……………………………………………………...49

Л. Н. Толстой. «Война и мир» ……………………………………………………………………………52

Творчество А. П. Чехова ………………………………………………………………………………….53



Знание текстов художественных произведений ……………………………………………………..55

Творчество поэтов и писателей ХХ века ………………………………………………………………..56

Творчество М. А. Булгакова ……………………………………………………………………………..57

Творчество В. В. Маяковского и С. А. Есенина ………………………………………………………...58

Серебряный век русской поэзии …………………………………………………………………………59

Творчество А. М. Горького ………………………………………………………………………………61

Творчество И. А. Бунина, А. И. Куприна ………………………………………………………………..62

Интерпретация текста художественного произведения ……………………………………………63

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» ……………………………………………………………63

М. Ю. Лермонтов. Лирика ……………………………………………………………………………... ..64

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» …………………………………………………………………..65

А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» ………………………………………………………………..67

И. А. Гончаров. «Обломов» ………………………………………………………………………………67

Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» ………………………………………………...68

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» ……………………………………………...68

Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир» ……………………………………………………………………70

А. П. Чехов. Драматургия ………………………………………………………………………………...71

А. П. Чехов. Рассказы ………………………………………………………………………………….....72

И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………………….....73

А. А. Блок. Лирика ……………………………………………………………………………………..…73

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» …………………………………………………………74

Е. Замятин. Повесть-утопия «Мы» ………………………………………………………………………75

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» …………………………………………………………..76

А. И. Солженицын. Повесть. «Один день Ивана Денисовича» ……………………………………..…76

А. А. Ахматова. Поэма «Реквием» ………………………………………………………………………77

Творчество Н. М. Рубцова ………………………………………………………………………………..78

Зачеты ……………………………………………………………………………………………………..79

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?» ………………………………………………………...79

Ф. И. Тютчев ……………………………………………………………………………………………....79

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» ……………………………………………………...80

А. П. Чехов. «Вишневый сад» ……………………………………………………………………………81

В. А. Гончаров. Роман «Обломов» ………………………………………………………………………81

Творчество А. А. Фета ……………………………………………………………………………………82

А. Н. Островский. «Гроза» …………………………………………………………………………….....82

Н. В. Гоголь «Мертвые души» …………………………………………………………………………...83

М. Ю. Лермонтов. Лирика ………………………………………………………………………………..84

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» ……………………………………………………………84

А. С. Пушкин. Лирика ………………………………………………………………………………….....85

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» …………………………………………………………………….....85

Творчество М. Горького ……………………………………………………………………………….....86

В. В. Маяковский «О роли поэта в рабочем строю» ……………………………………………………87

Творчество С. А. Есенина ………………………………………………………………………………...87

«Бардовская поэзия» ……………………………………………………………………………………...87

А. Ахматова. Лирика ……………………………………………………………………………………...88

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» …………………………………………………………………89

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» …………………………………………………………………..90

М. А. Шолохов. «Тихий Дон» ……………………………………………………………………………90

А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» …………………………………………91

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» ……………………………………………………….....92

Б. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие» ……………………………………………………………..92

Литература ………………………………………………………………………………………………...93


ВВЕДЕНИЕ
На уроках литературы используются многообразные формы письменного и устного контроля. Их можно разделить на проверочные работы промежуточного характера и проверочные работы итоговые.

Для проверки усвоения и понимания идейно-художественного содержания произведения в качестве промежуточного контроля целесообразно использование индивидуально-групповой работы учащихся с карточками, содержащими вопросы и задания для самостоятельной работы на уроке. Вопросы в карточках предусматривают отбор отдельных эпизодов, компоновки их с целью анализа текста. Выполнение заданий предполагает несложные (на первом этапе) рассуждения учащихся, формирование оценочных суждений. Одни и вопросы и задания выявляют знание содержания произведения, подводят к пониманию роли отдельных деталей, а через них — к пониманию позиции автора в целом. Другие ориентируют на элементарный анализ эпизода, фрагмента произведения, где необходимо домыслить, оценить рассказанное автором с опорой на воображение, обобщение. Третьи предназначены для повторения, самопроверки, для формирования умения самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Карточки-информаторы, включающие дополнительную историко-культурную информацию, призваны расширить кругозор старшеклассников, облегчить усвоение произведения, теоретических понятий. Часть карточек-информаторов содержит мемуарные фрагменты (отрывки из писем, дневников писателя, из воспоминаний современников), а также выдержки из критических статей. Они помогут полнее представить эпоху, в которую жил писатель, историю создания анализируемых произведений. Карточки-информаторы являются органическим дополнением карточек, содержащих вопросы и задания для самостоятельной работы. Их функция — восполнение недостающих знаний, помощь при работе с карточками для самостоятельной работы

Наличие в классе учащихся с высоким уровнем подготовленности предполагает выполнение индивидуальных, более сложных по объему и содержанию заданий исследовательского характера. Задания исследовательского характера целесообразно давать на уроках-практикумах, обобщающих и контрольных уроках по теме.

Очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме даст возможность выявить и знание фактов биографии, творчества писателя, и знание текстов и умение анализировать. Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы во всему материалу изучаемой темы, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Отрицательной стороной тестирования можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний обучающегося. Но такой тип работы, безусловно, интересен прежде всего для учащихся.

Интерпретация текста художественного произведения как вид контроля целесообразно дать на завершающей стадии изучения романа, пьесы, поэмы. Данный тип работы носит универсальный характер и преследует различные учебные цели: во-первых, обучает чтению и пониманию литературно-критических и литературоведческих текстов, во-вторых, формирует умение ими пользоваться, в-третьих, учит критически осмыслять чужие интерпретации художественных произведений и аргументированию высказывать собственную точку зрения, в-четвертых, развивает навыки письменной монологической речи учащихся, умение писать в жанре критической статьи. Работа может носить фронтальный, индивидуальный или групповой характер, исходя из особенностей класса, интересов, склонностей учащихся.

Достаточно эффективным методом итоговой проверочной работы на уроках литературы являются зачеты. Зачеты целесообразно проводить там, где изучается крупная монографическая тема. Вместе с сочинением они помогают наиболее полно проверить знания учащихся. Целесообразно проводить зачеты и там, где по программе после изучения темы не предполагается сочинение. Зачеты могут проводиться по одной или нескольким небольшим темам сразу. Например, можно провести зачет по творчеству поэтов второй половины ХIX века, куда войдут в А. А. Фет, и Ф. И. Тютчев, и Н. А. Некрасов. Письменный зачет напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2—3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять:

1) из теоретической части (факты биографии, факты творчества, факты, касающиеся идейно-художественного своеобразия произведения);

2) практической части (определение принадлежности текста определенному персонажу, произведению; составление сравнительной характеристики героев, плана к образу, характеру персонажа).


ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Задания для самостоятельной работы:

1. В повести «Максим Максимыч» герой-рассказчик отмечает: «Признаюсь, я также с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина; хотя, по рассказу штабс-капитана, я составил себе о нем не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными».

Что не понравилось ему в Печорине? Что привлекло внимание? Аргументируйте свои ответы.

2. Чем отличаются портреты Печорина, нарисованные Максимом Максимычем («Бэла») и героем-рассказчиком («Максим Максимыч»)?

3. Все ли в характере Максим Максимыча вам нравится, все ли поступки его вы одобряете?

«Вот они и сладили это дело... по правде сказать, нехорошее дело!» так оценивает Максим Максимыч похищение Бэлы. Почему он не воспротивился этому?

4. Давая оценку роману «Герой нашего времени», Белинский сопоставлял его с романом «Евгений Онегин» Пушкина. С какой целью?

5. С какой целью в романе «Герой нашего времени» нарушен хронологический принцип развития сюжета?

6. Чем близки стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени»?

7. Какие черты характера Печорина проявились в его отношениях с доктором Вернером и Верой? Что роднит Веру с пушкинской Татьяной?

8. Печорин убежден в том, что ему «было назначение высокое». Прав ли он? Почему не исполнилось это «назначение»?
А. Н. Островский. «Гроза»

1. Что такое ремарка? Какова ее роль в драматическом произведении? Объясните идейно-художественный смысл первой ремарки драмы А. Н. Островского «Гроза». (См. действие 1-е, явление 1-е и карточку-информатор № 1.)

2. Почему пьеса, посвященная изображению царства ханжей и лицемеров диких и кабановых начинается рассуждениями Кулигина и Кудряша о красоте природы, окружавшей город Калинов? Как эти рассуждения помогают понять идею пьесы и характеры персонажей?

3. В чем своеобразие драмы как литературного рода (см. карточку-информатор № 2)? Что называется экспозицией литературного произведения? Найдите экспозицию в драме «Гроза».

4. Прочитайте следующие эпизоды из пьесы «Гроза»: действие 1-е, явление 2-е; действие 3-е, явление 2-е; действие 4-е, явление 2-е и проанализируйте речь Дикого. Как раскрывается характер Дикого во взаимоотношениях с окружающими (племянником, домашними, Кулигиным, купцами, Кабановой)? Какой вывод на основании этих фактов можно сделать (см. карточку-информатор № 3)?

5. Прочитав следующие отрывки из пьесы «Гроза»: действие 1-е, явления 1, 3-е; действие 3-е, явление 3-е; действие 4-е, явление 2-е, подберите материал, характеризующий образ Кулигина (см. карточку-информатор № 4).

В чем идейно-художественный смысл образа Кулигина? Чем этот персонаж привлекает читателя и зрителя?

6. «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений, развиваемых в большей части комедии Островского», писал Н. А. Добролюбов (Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений: в 3 т. – М., 1952. – Т. 3. С. 177).

Подтвердите «безобразие взаимных отношений» в мире купечества примерами «произвола с одной стороны и недостатком сознания прав своей личности с другой...».

7. Каковы первые реплики, произнесенные Кабановой, Тихоном, Варварой, Катериной? Как эти реплики характеризуют героев? Ответ подтвердите текстом.

8. Приведите примеры ханжества и деспотизма Кабанихи, забитости и покорности Тихона, хитрости Варвары, естественности и искренности Катерины. Определите характер отношений этих действующих лиц друг с другом.

9. «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным» (М. Горький). Исходя из высказывания писателя, прочтите явление 5-е первого действия драмы «Гроза», подумайте, как подтвердить мысль Горького текстом пьесы.

10. Прокомментируйте монолог Катерины, в котором она рассказывает о своем прошлом (действие 1-е, явление 7-е; действие 2-е, явление 2-е). Какие стороны натуры Катерины, ее духовного мира раскрыты здесь драматургом?

11. Сопоставьте обстановку в доме Кабановых и в родительском доме героини. Справедлива ли ее оценка обстановки в доме мужа? Аргументируйте свои рассуждения примерами из текста.

12. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я». Объясните причину страдания Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?

13. В 7-м явлении II действия Катерина впервые резко отвечает на попреки Кабанихи: «Ни к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» Почему именно в этот момент Катерина впервые восстает против Кабанихи?

14. Вспомните историю с ключом (действие 2-е, явления 9-10-е). Как в монологе раскрывается характер Катерины? Обратите внимание на авторские ремарки, стиль речи, способы передачи душевного состояния героини.

15. Каковы причины смятения и душевной борьбы, испытанные Катериной? Что в этой борьбе победило — долг или чувства?

Докажите на материале этой сцены, что «русский сильный характер в «Грозе»... руководится не отвлеченными принципами, а просто натурою, всем существом своим» (Добролюбов Н. А. «Луч света в темном царстве»).

16. Какие слова Катерины в этом монологе особенно ярко передают сущность борьбы, происходящей в ее душе?

17. Сопоставьте содержание и идейно-художественное назначение картины грозы в первом и четвертом действиях. Как нарастает напряженность в развитии действия? Чем это вызвано?

18. Как в четвертом действии (явления 3—6) раскрывается душевное состояние Катерины? В чем причина се нравственных мук?

19. Каковы мотивы покаяния Катерины? Как оценить его? Это победа героини или ее поражение?

IV действие завершается торжествующими словами Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» Понимает ли Кабаниха, что происходит в ее семье?

20. Можно ли считать утверждение, что покаяние Катерины — свидетельство победы «темного царства» в се душе, правильным?

21. Сравните высказывания о любви Катерины и Бориса в сцене свидания.

Борис. Никто не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват — сама на то пошла... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?..

Как проявляется различие характеров Катерины и Бориса в отношении к любви?

22. IV действие открывается явлением, в котором калиновские мещане толкуют о «гиене огненной» и «литовском разорении». Какая связь между этим разговором и основной сюжетной линией драмы?

23. Какова реакция Кабановой, Тихона, Кулигина на самоубийство Катерины (действие 5-е, явления 5—7-е)? Как при этом обнаружился характер персонажа, его отношение к «темному царству»? В чем гуманистический смысл трагической гибели героини?

24. Какой смысл вложен в концовку драмы? Когда Тихон бросает матери слова обвинения: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы!.. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Что преобладает в этой реплике: отчаяние или активный протест?

25. На примере истории одного-двух персонажей драмы «Гроза» покажите «пробуждение личности... протест против насилия и произвола...» (Н. А. Добролюбов). Раскройте противоречивость этого социально-психологического процесса.
И. А. Гончаров. Роман «Обломов»

Задание № 1.

Д. И. Писарев говорил, что содержание романа «Обломов» может быть рассказано в двух-трех строчках. Попробуйте кратко передать сюжет романа. Какие главные события лежат в основе каждой из четырех частей романа? Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов Ольга, Штольц – Ольга. Другие говорили о едином сюжете — превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?
Задание № 2.

Припомните знакомые вам произведения, ну хотя бы «Тараса Бульбу», «Ревизора», «Мертвые души» Гоголя, «Евгения Онегина» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова. При каких обстоятельствах мы знакомимся с их главными героями?

А теперь обратитесь к началу романа «Обломов». В чем необычность этого начала? Почему, по-вашему, местом действия писатель выбрал центр Петербурга, большой дом, «народонаселения которого стало бы на целый уездный город», а героем сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста — лет тридцати двух-трех от роду? Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
Задание № 3.

Сравните приемы характеристики Обломова в I главе первой части романа с приемами характеристики Манилова в «Мертвых душах» Гоголя. В чем сходство? В чем глубокое различие? (Отвечая па вопрос, примите во внимание слова исследователя: «Обломов в изображении Гончарова не мнимый (как Манилов), а действительно приятный и действительно добрый, мягкий, откровенный и сердечный человек. И он вызывает в окружающих людях совсем иные (чем Манилов) чувства». (Пруцков, Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. 1962.)


Задание № 4.

Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с (гостями) во II—IV главах первой части романа? Чем Обломов выше своих гостей? А почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?


Задание № 5.

Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?


Задание № 6.

Перечитайте главу IХ первой части романа («Сон Обломова»). Покажите условность картин, нарисованных в этой главе: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни, четкие картины, лишенные неопределенности и фантастических связей реального сна и т. д. Почему критики по-разному оценили главу «Сон Обломова» (см. карточки-информаторы № 1, 2)?


И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Задание № 1.

1. Почему И. С. Тургенев начинает роман «Отцы и дети» биографией Николая Петровича? Как характеризует Николая Петровича его прошлое? Как это прошлое определяет его отношение к общественным явлениям 60-х годов?

2. Выберите из III-IV глав детали, характеризующие Николая Петровича как хозяина имения. Раскройте его отношения с крестьянами. Как в них проявляется характер персонажа?

3. Каким вам представляется Николай Петрович в отношениях с сыном, братом, Фенечкой? Каковы его интересы, образ жизни?

4. На примере Н. П. Кирсанова докажите, что «вся… повесть направлена против дворянства как передового класса» (И. С. Тургенев).


Задание № 2.

1 . В главах II, III, IV, V романа «Отцы и дети» выберите материал, характеризующий Базарова. Каковы его убеждения, принципы и правила жизни, манера держаться? Опишите портрет Базарова. Как его эмоциональность проявляется в словах, мимике, жестах?

2. Объясните назначение афоризмов Базарова. Как они характеризуют его? С какими афоризмами можно согласиться, с какими — нет, почему? Обоснуйте свое мнение.

Примеры афоризмов: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Всякий человек сам себя воспитать должен»; «... А что касается до времени — отчего от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня»; «Исправьте общество, и болезней не будет»; «Рафаэль гроша медного не стоит»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем».


Задание № 3.

1. Прочтите II, IV главы романа «Отцы и дети». Сравните портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Как в описании внешности героев показана противоположность их взглядов, вкусов, образа жизни? Каков основной художествен прием, которым пользуется при этом Тургенев?

2. С какой целью Аркадий рассказывает Базарову биографию Павла Петровича? Как характеризует прошлое П. П. Кирсанова?

3. Какова реакция Базарова на историю жизни Павла Петровича? Как это отношение характеризует нового человека 60-х годов ХIX века? Какова позиция писателя в этом вопросе? В чем она проявляется в тексте повествования?


Задание № 4.

1. Прокомментируйте Х главу романа:

а) Что волнует героев? Что они защищают? Против чего восстают?

б) Как проявляются эмоции действующих лиц, в лексике, жестах, мимике?

2. Почему предметом спора отцов и стал вопрос об аристократии? Какое понятие в эти слова вкладывали участники спора? Что значит для каждого из спорящих слово принцип? Каково отношение спорящих к существующим в России порядкам? К народу? В чем уязвимость взглядов Базарова?

3. И. С. Тургенев считал, что писатель должен быть психологом, но тайным. Как вы поняли это высказывание? Раскройте его на материале X-XII глав романа «Отцы и дети». Какую оценку получает общественная позиция Базарова в совершенно не связанном с ним (в начале ХII главы) повествовании о губернаторе города и о Матвее Ильиче Калязине.


Задание № 5.

1. Вспомните содержание ХIV—ХIХ глав романа. Как автор показывает отношение Базарова к женщине, к любви? Чем, по вашему мнению, вызвано противоречие между тем, что говорил Базаров о любви, и тем, какие чувства он испытывал к Одинцовой?

2. Что дает анализ взаимоотношений Базарова и Одинцовой для понимания образа главного героя, для уяснения авторской позиции и идейного содержания романа?

3. Почему А. С. Одинцова испугалась своего чувства к Базарову и не дала ему развиться? («...Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно любила его, — мгновенно сверкнула у ней в голове».)

4. Изменился ли сам Базаров под влиянием любви к А. С. Одинцовой ?
Задание № 6.

1. Какую роль в раскрытии идейного смысла романа играет сцена дуэли (глава ХХIV)? На чьей стороне в этом эпизоде симпатии автора? Как они выражаются?

2. Каковы мысли и чувства каждого участника дуэли (глава ХХVI)? Как они выражаются в их речи и поведении?

3. Сопоставьте оценку этой сцены Базаровым с авторской. Сделайте вывод, покажите острый иронический склад ума, хладнокровие Базарова.

4. Начиная рассказ о дуэли Базарова с Павлом Петровичем, Тургенев пишет: «... Мужик показался из-за деревьев. Он гнал двух спутанных лошадей и, проходя мимо Базарова, посмотрел на него как-то странно, не ломая шапки...» Заканчивается дуэль, и автор снова пишет об этом мужике. С какой целью Тургенев использовал этот прием?
Задание № 7.

1. Что заставило Аркадия примкнуть к нигилистам? Искренне ли Аркадий разделял взгляды Базарова? Руководствовался ли ими в жизни? Как оценивал Базаров своего друга?

2. Как обнаружилось различие взглядов Базарова и Аркадия Кирсанова на жизнь? Почему распалась их дружба?

3. Литературовед Ю. Лебедев отметил, что образ Аркадия заставляет читателя задуматься, почему рядом с Базаровым остаются лебезящие ситниковы, а добрые, искренние души его покидают. Согласны ли вы с этой оценкой роли, которую играет в романе Аркадий?


Задание № 8.

1. Д. И. Писарев утверждал: «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Что побудило критика так оценить последнюю сцену романа?

2. Сделайте вывод о художественном назначении семейной картины, изображенной в ХХVIII главе. Тургенев пишет: «...все улыбались… всем было немножко... грустно и, в сущности очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавной предупредительностью, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию». Как вы понимаете смысл этой фразы?

3. Прочитав эпилог, ответьте на вопрос: Как развитие сюжета и своеобразие характеров героев романа подготовили судьбу действующих лиц. Определите идейно-художественное назначение сопоставления картины семейной жизни (начало ХХVIII главы) и описания сельского кладбища, стариков Базаровых?


Н. А. Некрасов. Лирика

Задание № 1.

1. Стихотворение «Поэт и гражданин» создано Некрасовым в канун 60-х годов ХIX века. Как отразилась в нем общественная и литературная борьба этого времени?

2. Какое чувство — сострадания или неприязни — вызывает у вас поэт в стихотворении «Поэт и гражданин»?

…Поэт! Избранник неба,

Глашатай истин вековых... —

так обращается гражданин к поэту. Что он имеет в виду, говоря об «истинах вековых»?

3. Обращаясь к поэту, гражданин не раз напоминает ему о родине. Какой образ родной страны слагается из этих слов гражданина?

4. Гражданин сурово судит не только поэта, но и других своих современников. В чем упрекает он их?
Задание № 2.

1. Все стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» пронизывает тема сна:

…А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят...;

Пробудись! Есть еще наслажденье;

Вороти их! В тебе их спасенье...

…Ты уснешь, окружен попеченьем

Дорогой и любимой семьи...;

…Ты проснешься, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Какой идейный смысл несет эта тема в строках, рассказывающих о «владельце роскошных палат»? Какое новое значение приобретает она в последней части стихотворения?


Задание № 3.

1. Во второй части стихотворения «Железная дорога» Некрасов написал о великих силах народа и его прекрасном будущем: «...Вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе...» Однако в последней части поэт рисует безрадостную картину из народной жизни:

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «Ура!» по дороге помчал...

Противоречит ли эта картина мыслям поэта, высказанным во второй части стихотворения?

2. Прочитайте стихотворение Некрасова «В дороге». Что сближает его с «Записками охотника» И. С. Тургенева?

3. Стихотворение Н. А. Некрасова «Родина» кажется незавершенным, оборванным на напряженной ноте. Каковы, на ваш взгляд, недосказанные мысли поэта?
Задание № 4.

1. Сколько частей в стихотворении Некрасова «Элегия»? Какие мысли и настроения лирического героя отразились в каждой из них?

2. Какова основная идея стихотворения «Элегия»? Какими художественными средствами пользуется поэт для выражения своих мыслей? Покажите близость стихотворения Некрасова «Деревне» А. С. Пушкина. Чем близки гражданские позиции этих двух авторов?

3. Стихотворение Некрасова «Тройка» состоит их двух частей, построенных во принципу антитезы. Докажите только содержанием стихотворения. Почему только первая часть «Тройки» стала популярным романсом?

4. Раскройте смысл образа-символа «тройка» в стихотворении поэта. Покажите его многозначность.
Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»

Задание № 1.

1. На примере «Пролога» из I главы поэмы покажите положение народа в пореформенной России, против которого восстает автор. Как Некрасов показывает недовольство крестьян своей судьбой, их попытку разобраться в происходящем.

2. Составьте групповую характеристику крестьян-«правдоискателей».

3. Какие фольклорные образы и средства поэтической выразительности использовал автор в прологе поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»? В чем смысл сочетания сказочного и реального в поэме? Докажите, что при всем своем сказочном характере пролог отразил многие стороны жизни русской пореформенной деревни.
Задание № 2.

1. В первой главе поэмы поп, рассказывая семи странникам о своем «счастье», просит объяснить, почему народ презирает церковников. Как отвечают странники? Всю ли правду сказали они попу? Если нет, то о чем умолчали? Что узнали странники о счастье из этой главы?

2. Как изображены «счастливые» в главе «Пьяная ночь»? Почему их счастье поэт называет «горбатым», «дырявым»? Почему вместо мягкого юмора в рассказе о «счастливых» звучит едкий сарказм автора?

3. С какой целью автор в повествовании о «Пьяной ночи» ввел рассказ о песне «удалой, согласной», которая «... по сердцу по крестьянскому идет огнем-тоской»?


Задание № 3.

1. Нарисуйте портрет крестьянина Якима Нагого (глава 3, часть II). Каковы духовные запросы героя? Приведите примеры меткости и выразительности его речи.

2. Как мужики оценивают речь Якима Нагого? Над чем они размышляют? Чем выделяется Яким из среды крестьян (оцените его поступки, рассуждения, судьбу)?

3. Проследите, как в страстном монологе Якима раскрывается жизнь «сеятеля и хранителя» земли русской. Приведите факты, доказывающие справедливость утверждения Якима.


Карточка—информатор.

«Отечественные записки» сообщали: «...Очевидно, что народ наш не праздничает, а работает в настоящее время. По крайней мере втрое более, чем работал во время крепостного права. И людям, болеющим о народном благе, должны были бы бросаться в глаза не праздники его, то, отчего труд народа не спорится».

1) Соотнесите эти высказывания с мыслями, словами Якима Нагого.

2) Сделайте вывод о положении крестьян в пореформенной России. Аргументируйте свой ответ примерами из текста поэмы.


Задание № 4.

1. Прочитайте главу 4 («Счастливые») первой части поэмы. Как и почему меняется характер повествования, когда речь идет о Ермиле Гирине?

2. Какова история жизни Ермила Гирина? Проанализируйте три эпизода: сбор денег па покупку мельницы, эпизод во время рекрутского набора, крестьянский бунт. Почему народ поддерживает Ермила? Покажите на примерах, что этот герой «и по уму, и по нравственным качествам — выдающийся представитель крестьянской среды» (В. Евгеньев-Максимов).

3. Как судьба Ермила Гирина решает проблему понимания счастья? Насколько актуален пример Ермила Гирина при определении понятия «счастливый»?


Задание № 5.

1. Как раскрывается сила и мощь русского народа в рассказе Савелия о непокорности односельчан барину Шалашникову (глава 3, III часть поэмы)?

2. Старик Савелий славит силы народа-богатыря, о судьбе которого он много думал: «Ты думаешь, Матренушка, мужик — не богатырь?..» Но он же говорит и о бессилии народа, о необходимости терпения и покорности: «...Терпи, многострадальная! Нам правды не найти...» К какому выводу подводит читателя автор, знакомя с такими противоречивыми высказываниями своего героя?

3. Что общего между Савелием, Якимом Нагим и Ермилой Гириным?


Задание № 6.

1. Прочитайте отрывок из главы «Последний» второй части поэмы об Игнате, дворовом человеке князей Утятиных: «Не может барских милостей забыть Игнат!» — пишет автор. Чем оборачиваются «барские милости» для дворового? Как эти милости воспринимает дворовый? В чем он видит свое предназначение?

2. Какими художественными средствами пользуется поэт для создания образов холопов? Что осуждает автор в таких людях, как Игнат?

3. Вспомните историю Глеба-старосты, его самый страшный грех. Чем объясняются поступки Глеба? Можно ли его оправдать?

4. Проанализируйте рассказ «Про холопа примерного Якова верного». В чем причина добровольного холопства Якова? Как показано его нравственное падение? Чему учит его образ?
Задание № 7.

1. Какова история жизни Матрены Тимофеевны (часть III, глава «Крестьянка»)? Знала ли она счастье в семье, в замужестве?

— Семья была большущая,

Сварливая ... попала я

С девичьей холи в ад! — так говорит о своем замужестве Матрена Тимофеевна. Объяснил ли Некрасов причины, превращающие в «ад» жизнь крестьянок?

2. Каковы черты духовного облика Матрены Тимофеевны? Что позволило ей не сломиться под тяжестью трагических событий? Имели ли основания односельчане считать Матрену Тимофеевну счастливой? Почему?

3. Сама Матрена говорит странникам: «не гоже между бабами счастливую искать». Согласны ли вы с ней? Подтвердите свое высказывание текстом поэмы.

4. В рассказ Матрены Тимофеевны о ее жизни введены народные песни. О чем в них поется? С какой целью автор использовал эти песни?


Задание № 8.

1. Гриша Добросклонов появляется в поэме (в главе «Пир – на весь мир» II части) в момент горьких размышлений крестьян о том, что «им вечно маяться» в поисках счастливого. Почему автор именно с этого эпизода начал знакомство читателя с Гришей Добросклоновым?

2. Вспомните историю жизни Григория Добросклонова. Как она характеризует героя? В чем, по его мнению, подлинное счастье? Разделяет ли его точку зрения автор? (Вспомните поэзию Некрасова, отвечая на этот вопрос. Примеры из лирики поэта.)

3. Главу «Пир – на весь мир» и вторую часть поэмы Некрасов посвятил С. П. Боткину, известному врачу в обществе деятелю. В чем смысл этого посвящения?

4. В песне Гриши «Русь» воплощены мысли поэта о народном характере, о прошлом и будущем Родины. Раскройте содержанные этой песни.
Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Проверочная работа по т. I, ч. 1.

1. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер (т. I, ч. 1, гл. 1-4)?

2. Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона?

3. Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Л. Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу (т. I, ч. 1, гл. 1—4).

4. Чем среди всех гостей А. П. Шерер выделяются Пьер Безухов и Андрей Болконский (т. I, ч. 1, гл. 1-6)?

5. Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина. В чем смысл поразительного сходства «покойного дурака» Ипполита и Элен?

6. Эпизод «Салон А. П. Шерер» сцеплен по контрасту с эпизодом «Именины Ростовых» (гл. 14—17, ч. 1, т. I). В чем противопоставлены Ростовы петербургскому «свету»? Справедливо ли мнение, что детскость присуща всей семье Ростовых? В чем она проявляется в эпизоде имении? Как оценивает это качество автор?

7. Главы 22—25 (т. I, ч. 1) рисуют семейное гнездо Болконских. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению в салоне Шерер, а в чем в доме Ростовых?
Проверочная работа по I тому «Изображение войны 1805—1807 гг.».

1. Как Толстой изобразил подвиг А. Болконского в Аустерлицком сражении? Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?

2. Как раскрыто душевное состояние Кутузова? Как ведет он себя в решительные минуты боя, (ч. 3, гл. 14—16).

3. Из каких деталей «вылеплен» образ Наполеона, наблюдающего за русским войском (ч. 3, гл. 14—16)?

4. Почему раненому князю Андрею Наполеон кажется маленьким, ничтожным человечком (ч. 3, гл. 16, 19)?

5. Почему под Аустерлицем русская армия потерпела поражение? Как на этот вопрос отвечает Л. Н. Толстой?

6. Что открыл для себя раненый князь Андрей, глядя на «высокое небо» Аустерлица на Праценской горе?

7. В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического? (На примере участвующих в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях капитана Тушииа, Н. Ростова, Долохова, А. Болконского, Жеркова).


Том II. Индивидуальные задания.

1. Как характеризует Пьера его интерес к братству масонству?

2. Какие шаги предпринял П. Безухов, чтобы практическими делами подтвердить нравственные призывы масонов? Чем объяснить, что планы его не были осуществлены? (ч. II, гл. 1—4; ч. III, гл. 7).

3. Почему Пьер разочаровался в деятельности масонов?

4. Расскажите о деятельности князя Андрея в комиссии Сперанского (ч. III, гл. 5, 6, 18). Почему он разочаровался в этой деятельности?

5. Любовь героев. Элен Курагина. Есть ли «сердце» у Элен (ч. III)? Любил ли Берг Веру Ростову?

6. В чем обаяние любви Наташи Ростовой и князя Андрея? Как вы объясните и расцениваете ее «измену»?

7. Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры вызывают восхищение автора?

8. Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15—18). Каково отношение автора к поступку Наташи? Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова?
Том III. «Изображение войны 1812 г.». Проверочная работа. Индивидуальные задания (зачет).

1. Начало войны 1812 г. (ч. I, гл. 1). Как оценивает Толстой роль личности в истории?

2. Переправа польских улан через Неман (ч. I, гл. 2). Как раскрывает автор свое отношение к бонапартизму?

3. Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч. II, гл. 4, 5). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты?

4. Какая мысль лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смоленска и жизнь петербургских салонов (ч. II, гл. 6)?

5. С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта богучаровских мужиков (ч. II, гл. 6)? Почему княжна Марья не могла понять мужиков?

6. Совет в Филях (ч. III, гл. 4). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

7. Отъезд жителей из Москвы (ч. III, гл. 5). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

8. Почему большую часть событий Бородинского сражения Толстой показал глазами Пьера?

9. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма (ч. III, гл. 25)?

10. Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой». (ч. III, гл. 25).

11. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына (накануне сражения) и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра»? (гл. 26, 29, ч. III).

12. Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)? (гл. 31—32).

13. В чем автор видит силу и мудрость Кутузова (гл. 35, ч. III)?

14. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска (гл. 39, ч. III)?

15. Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны (ч. III, гл. 1—6)?

16. Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

17. Наташа у раненого князя Андрея (ч. I гл. 31-32). Как подчеркивает автор связь судеб героев романа с судьбой России?

18. Толстой о войне 1812 г. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и, какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?
А. П. Чехов. «Ионыч»

Задания (анализ эпизода).

Задание № 1.

О гостеприимстве Туркиных сказано: «В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый таинственный сад, где весной пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин».

Почему автор соединил в одном предложении слова о соловьях и запах жареного лука? В каком отрывке еще раз упоминается запах жареного лука? С какой целью автор повторил эту деталь?
Задание № 2.

«Недурственно ...» — вспомнил он, засыпая, и засмеялся – так кончается I часть повести.

Как меняется затем отношение Старцева к Туркиным? Как изменяется при этом Старцев?
Задание № 3.

О чем думал Старцев, приехав к Туркиным делать предложение? Как характеризуют эти мысли его самого, его любовь?


Задание № 4.

Екатерина Ивановна казалась Старцеву «очень умной и развитой не по летам. С ней можно было говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей».

Но в повести не воспроизведен ни один их разговор о литературе и искусстве. Почему? Совпадают ли представления Старцева о Екатерине Ивановне и авторское отношение к ней?
Задание № 5.

«Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали темные листья. Уже смеркалось».

Это описание сопутствует беседе влюбленного Старцева и Екатерины Ивановны в саду.

Последняя их встреча происходит в том же саду: «Они пошли в сад и сели на скамью под старым кленом, как четыре года назад. Было темно».

Почему изменилось, почти исчезло описание сада?
Задание № 6.

Автор рассказывает о состоянии Старцева после объяснения с Екатериной Ивановной: «Ему было немножко стыдно и самолюбие его было оскорблено, — он не ожидал отказа, — и не верилось, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле. И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона».

Эти слова помогают понять любовь Старцева. Было ли это чувство, возвышающее человека? Беда Старцева только в том, что его не любили?
Задание № 7.

Во время последней встречи с Ионычем Екатерина Ивановна говорит ему: «Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу... Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...»

Был ли Старцев когда-нибудь таким, каким представляла его Екатерина Ивановна?
А. П. Чехов. «Вишневый сад»

Задания аналитического характера.

Задание № 1.

В I действии комедии мы узнаем, что над имением Раневской нависла угроза. Как относятся к этому главные герои комедии? Какие черты характера каждого из них раскрываются в отношении к судьбе вишневого сада?


Задание № 2.

Гаев говорит о сестре: «... Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в малейшем ее движении».

Справедлива ли эта характеристика? Если Раневская «порочна», почему же к ней с уважением относятся почти все герои пьесы?
Задание № 3.

Раневская произносит: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала».

Чем отличается отношение (любовь) к родине у Раневской, Лопахина и Трофимова?
Задание № 4.

I действие завершают слова Трофимова: «Солнышко мое! Весна моя!» Они не только раскрывают чувства самого Трофимова, но и придают лирическую окраску финалу I действия. Приведите примеры других высказываний, также придающих лирическую окрашенность этому действию.


Задание № 5

Во II действии после грустного разговора о грязи, бестолковости и пошлости, царящих в жизни, в глубине сцены проходит Епиходов, играющий на гитаре. Почему он появляется на сцене в этот момент? Какая авторская мысль скрыта в этом?


Задание № 6.

Вслед за разговором героев в наступившей тишине «вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный».

Какое содержание заключено в этом образе-символе?
Задание № 7.

В финале II действия Трофимов с жаром говорит Ане о грядущем счастье, о необходимости бороться, трудиться, чтобы это счастье пришло. Но в это время снова «слышно, как Епиходов играет на гитаре все ту же грустную песню». Затем раздается голос Вари: «Аня! Где ты?» И Трофимов уже сердито говорит: «Опять эта Варя! Возмутительно!».

Как эти детали выражают авторское отношение к словам Трофимова о счастье, о борьбе и труде.
Задание № 8.

Центральная сцена III действия — монолог торжествующего Лопахина: «Я купил!..» Но через несколько мгновений он уже иначе говорит Раневской: «Отчего же, отчего же вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Чем вы объясните эту перемену в настроении Лопахина? Он стал хозяином вишневого сада, почему же он говорит о «нескладной жизни»?


КАРТОЧКИ-ИНФОРМАТОРЫ
А. Н. Островский. «Гроза»

№ 1


Пьеса «Гроза» выросла в значительный мере из наблюдений, сделанных Островским во время экспедиции но верховьям Волги. «Подле собора, — записал Островский в Костроме, — общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар... На конце этого бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видали до сих пор». (Островский, А. Н. Полное собрание сочинений. — М., 1952. — Т. ХIII — С. 183). Впечатления от Костромы не остались бесплодными. Они вошли в его пьесы. Нашли они свое место и в «Грозе».

Какую роль в драме «Гроза» играет природа?


№ 2

Специфика драмы определяется тем, что драматическое произведение предназначается для постановки на сцене. В драме отсутствует присущая эпосу авторская речь; единственным средством обрисовки характера героев в драме является собственная речь (монологи, диалоги, реплики) и поступки персонажей. Авторский комментарий к пьесе ограничивается, как правило, ремарками, поясняющими время, место действия, иногда указывающих на одежду, жесты, мимику персонажей. При чтении драматического произведения для того, чтобы понять суть драматического конфликта, необходимо особое внимание к каждой детали, ремарке, реплике.

Приведите примеры авторских ремарок, раскрывающих смысл и художественную значимость реплик, диалогов и монологов действующих лиц пьесы А. Н. Островского «Гроза» (Катерина, дикой, Кабаниха, Тихон).
№ 3

В воспоминаниях врача А. А. Синицына, современника А. Н. Островского, быт и правы провинциального купечества представлены следующим образом: «Первенствующими сословиями в городе были купечество и чиновничество... домашняя жизнь купечества была крайне замкнута. Каждый дом зажиточного купца представлял род крепости, проникнуть в которую было довольно затруднительно... Тяжелые деревянные ворота были постоянно на замке... В домашней жизни царствовал самый грубый, самый жестокий произвол. Домохозяин был полный владыка в своем доме — все перед ним трепетало, все ему повиновалось; но в то же время все его обманывали, начиная с жены и кончая последним работником...» (Русская старина. — 1913, апрель. — С. 204—208).

Сопоставьте характеристику купечества в воспоминаниях А. А. Синицына с изображением в драме «Гроза» А. Н. Островского. Определите типические качества купечества 60-х годов ХIX века. Как они характеризуют его?
№ 4

«Первое, что поражает наблюдателя в Твери, — это бедность промышленного класса (мещан) и ничтожность заработной платы. Приведу несколько фактов. Главный промысел бедных тверских мещан составляет перевозка через Волгу; этой работой занимаются около ста человек. Такого количества перевозчиков для Твери много, и выручка держится между 15 и 20 копейками серебра в день на человека. Да и эта работа только весной... В зимнее время весь бедный класс судопромышленников занимается кузнечным мастерством: ковкою гвоздей, барочных принадлежностей. Работа изнурительная и мало прибыльная: … не более полтинника в неделю... Самое лакомое кушанье, о котором они мечтают, это жареный лук в конопляном масле». (Островский, А. Н. Полное собрание сочинений. — М., 1952. Т. ХIII. — С. 190-192.)

Сопоставьте рассказанное А. Н. Островским в этом отрывке с тем, что говорит Кулигин о жизни людей труда в городе Калинове (действие 1, явление 3; действие 3, явление 3).
№ 5

Одна из первых исполнительниц роли Кабановой на сцене Александринского театра актриса А. А. Чижевская так создавала этот образ: «Уже при первом появлении Кабанихи-Чижевской, шествующей степенно и медленно во главе своей семьи, она гипнотизировала зрителей мрачной многозначительностью своего шага. Одетая во все черное, она казалась строгой игуменьей, ревниво оберегающей уклад и обычаи своего монастыря... Еще страннее была се речь. Говорила Кабаниха—Чижевская тягучим, монотонным, очень низким голосом, в котором не было ничего живого. Так на протяжении всей роли она изматывала и Катерину, и Тихона, изматывала интонацией, настойчивым своим взглядом». (Малютин, Я. О. Актеры моего поколения. — М., 1959. — С. 326.)

Соответствует ли рисунок роли, созданный Чижевской, изображению Кабанихи в драме «Гроза»? Подтвердите вывод собственными примерами из текста.


следующая страница >>