И теория эволюции в защиту святоотеческого учения о сотворении мiра, жизни и человека - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
И теория эволюции в защиту святоотеческого учения о сотворении мiра, жизни и человека - страница №1/24

Священник Константин Буфеев
ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ
И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

В защиту святоотеческого

учения о сотворении мiра,

жизни и человека

Содержание





ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

Часть I
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В СВЕТЕ ЦЕРКОВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ 8

ТРИ КРАТКИХ СЛОВА О ДАРВИНИЗМЕ 9

ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ)
И ЕГО «ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД
НА ЭВОЛЮЦИЮ» 14

О БУКВАЛЬНОМ,


А НЕ СИМВОЛИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ
ШЕСТОДНЕВА И БИБЛЕЙСКОЙ
ХРОНОЛОГИИ СВЯТЫМИ ОТЦАМИ 19

ОБ ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОМ


И ПРАВОСЛАВНОМ ОТНОШЕНИИ
К БОЖЬЕМУ ТВОРЕНИЮ 27

ЭВОЛЮЦИЯ: ТВОРЕНИЕ ИЛИ ПРОМЫСЛ? 33

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ И
ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
40

БЫЛА ЛИ СМЕРТЬ ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ? 49

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – ВЕРА ЯЗЫЧЕСКАЯ 54

О ТРИЕДИНСТВЕ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА,


ГУМАНИЗМА И ЭКУМЕНИЗМА 57

Часть II


ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
«ХРИСТИАНСКОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА» 64

ОБ ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОМ БОГОСЛОВИИ


ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА И
ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ 64

ПОКЛОНЕНИЕ СМЕРТИ – ЗАКОНОМЕРНЫЙ


ПЛОД ЭВОЛЮЦИОНИСТСКОГО
БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЯ
АЛЕКСАНДРА МЕНЯ 73

ЗАЩИТА ПРАВОСЛАВИЯ ОТ «ХРИСТИАНСКОЙ АПОЛОГЕТИКИ» 79

ГДЕ В БИБЛИИ ЭВОЛЮЦИЯ? 85

ШЕСТОДНЕВ НАИЗНАНКУ 91

БОГ ТАК НЕ ГОВОРИЛ 105

БИБЛИЯ И НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА 113

ВЕРА ОТЦОВ – ПРОТИВ
ТЕОРИИ РАСПАДА ВСЕЛЕННОЙ 123

КАК МИССИОНЕР-ЭВОЛЮЦИОНИСТ


НЕ УСТОЯЛ В ПРАВОСЛАВИИ 134

ТАЛМУДИЧЕСКИЕ КОРНИ


БИБЛЕЙСКОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА 139

Часть III


ПРИЛОЖЕНИЯ 150

ПРОПОВЕДЬ В АРХАНГЕЛЬСКОМ


СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ 150

НАУКА И ЛЖЕНАУКА


В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ 151

«ЭЛЛИНСКИЕ» КОРНИ


БИБЛЕЙСКОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА 156

ИНТЕРВЬЮ КОРРЕСПОНДЕНТА ЖУРНАЛА


«БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» С РУКОВОДИТЕЛЕМ
МИССИОНЕРСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА «ШЕСТОДНЕВЪ»
СВЯЩЕННИКОМ КОНСТАНТИНОМ БУФЕЕВЫМ 172

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175



Книга, написанная в жанре апологетики, представляет собой многосторонний богословский анализ теории эволюции, сделанный на основе Священного Писания и Творений Святых Отцов. В первой части книги излагается положительное учения Церкви по данному вопросу. Показано, что учение об эволюции было чуждо святоотеческой традиции, начиная от апостолов и вплоть до Новомучеников и исповедников Российских. В отличие от еретических течений, церковные учителя согласно придерживались строго креационистского мiровоззрения.

Во второй части книги приводится подробный анализ мнений некоторых известных христианских писателей-эволюционистов: Тейяра де Шардена, протоиерея Александра Меня, протоиерея Стефана Ляшевского, епископа Василия (Родзянко), протоиерея Глеба Каледы и других.

Отмечена триединая связь эволюционизма с гуманизмом и экуменизмом, а также укорененность эволюционизма в язычестве, талмудизме и церковно-либеральном модернизме.

Несмотря на строгое и серьезное содержание, книга написана простым и общедоступным языком. Большинство глав книги составлено на основании докладов и публичных выступлений автора, так что изложенный материал прошел многократную апробацию в дискуссиях и диспутах, организованных на конференциях при участии Миссионерско-просветительского Центра «Шестодневъ».

В книге убедительно показана полная богословская несостоятельность теории эволюции, ее непримиримость с православным догматическим вероучением. Она будет интересна всем православным читателям, в особенности обучающимся в приходских воскресных школах, а также высших и средних духовных учебных заведениях.

Написанная священником Константином, кандидатом геолого-минералогических наук, книга будет полезна всем людям, занимающимся или интересующимся естественными науками и небезразличным к христианскому взгляду на сотворение Богом мiра, жизни и человека.


ПРЕДИСЛОВИЕ


В символе веры Святая Церковь возвещает догмат о творении Божественной Троицей мiра видимого и невидимого ангельского. Библия говорит о сотворении мiра в течение шести дней. Но со школьной скамьи нам внушается иной взгляд на происхождение мiра и человека – это так называемая теория эволюции, т.е. теория самосовершенствования мiра от неживой материи к простейшим, а затем к сложным видам живых существ путем естественного отбора. Хотя достоверно известно, что данная теория есть не более чем гипотеза, не подтвержденная никакими серьезными археологическими данными, этот стереотип мышления был принят основной массой людей ученых и неученых. В чем причина такого успеха теории Дарвина? Главная причина в том, что другого «научного» объяснения происхождения мiра человеческий разум, утративший живое общение с Богом, пока что не выдумал.

Можно ли найти компромисс между учением Церкви о творении мiра и теорией эволюции? Конечно, нет. Теория эволюции в корне антирелигиозная. Богословами, которые пытаются примирить непримиримое, для Бога, в истории творения отводится место Первопричины и стороннего наблюдателя за эволюционирующей материей. Материя не торопится исполнять всемогущие повеления Творца на протяжении миллионов и миллиардов лет! Сторонники эволюции делают Бога бессильным сотворить без промедления то, что Он считает «весьма хорошим». Таким образом, умаляется всемогущество Божие. Чудо сотворения Богом вселенной незаметно подменяется эволюцией материи.

Священное Писание свидетельствует о том, что Божественная мощь беспредельна и повеления Божии исполняются мгновенно. Для Бога слово равно делу. Богу, конечно, не нужна никакая эволюция. Христос, воскрешая умерших дочь Иаира и Лазаря Четверодневного, не ждал пока они сэволюционируют от трупа сначала к простейшим, затем к обезьяне и, наконец, к живому человеку. Он воскресил их тут же, одним словом. Точно также Бог вывел «из не сущих» всю тварь. Он повелел, и стало так!

В своей книге отец Константин убедительно показывает, что теория эволюции в корне противоречит православному учению о творении Богом мiра и человека и всей системе догматов о грехопадении первых людей и спасении рода человеческого во Христе. Автор путем глубокого анализа мнений ряда известных богословов, приверженцев теории эволюции раскрывает полную несостоятельность их суждений с точки зрения святоотеческого предания.

Православный христианин может верить в эволюцию, но в эволюцию духовную, совершающуюся через покаяние: от греха к Богу, от плотского мудрования к преображению ума и тела благодатью Божиею через веру во Христа Иисуса.

Архимандрит АЛИПИЙ (Кастальский-Бороздин)


ВВЕДЕНИЕ

Чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся от звавшаго вы благодатию Христовою во ино благовествование, еже несть ино, точию неции суть смущающии вы и хотящии превратити благовествование Христово. Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет.

Святой апостол Павел (Гал. 1, 6–8).

Предлагаемая вниманию благосклонного читателя книга написана в жанре апологетики, то есть защиты православного вероучения. Сегодня Церковь нуждается в бдительном ограждении своего учения, поскольку врата адовы (Мф.16, 18) и ныне пытаются одолеть ее. В духовных семинариях и академиях инославные религиозные вероучения традиционно рассматриваются в курсах Сравнительного богословия, многие из «нерелигиозных» духовных движений (последователи Хаббарда, валеологии, агни-йоги и др.) справедливо попадают под рассмотрение в курсах Сектоведения.

Однако одно распространенное духовное явление, несущее в себе ярко выраженную агрессивную по отношению к Православной Церкви направленность, осталось в тени для многих современных богословов. Название этому антихристианскому духовному явлению – эволюционизм. Как отметил один из авторов сборника «Шестоднев против эволюции», «саму теорию эволюции, по нашему мнению, в школах можно преподавать, но скорее на уроках религиоведения, при этом указывая на те заблуждения, которые она порождает и предостерегая детей от увлечения этой ересью» [166, с. 63]. Обличению эволюционизма именно как ереси и посвящена настоящая книга.

Следует сделать следующее предупреждение. Наше исследование не имеет целью арбитраж в полемике между учеными-эволюционистами и ученами-креационистами (хотя симпатии наши на стороне последних). Наш труд богословский, а не научно-критический. В книге читатель найдет не описание научных космогонических теорий и их опровержение, а видение этой проблемы Святыми Отцами, основанное на Священном Писании и Предании Церкви. Мы практически совсем не имеем необходимости использовать при аргументации своих мыслей так называемую креационистскую литературу (о чем наглядно свидетельствует приведенный список используемой литературы). Мы принципиально избегаем при подтверждении своих выводов ссылок на протестантских и других неправославных богословов, используя главным образом святоотеческое наследие.

В книге мы показываем, что эволюционизм во всех его разновидностях и толках представляет собой подмену имеющего библейское основание святоотеческого учения о шестидневном творении Богом мiра. Принцип эволюционизма отрицает многие догматические вероучительные положения Православия.

В первой части книги мы излагаем положительное учение Православной Церкви по рассматриваемому вопросу. Попутно отмечаем связь антихристианского явления эволюционизма с такими антихристианскими же явлениями, как гуманизм и экуменизм. Существенной представляется выраженная в книге мысль о том, что эволюционизм коренится в язычестве, не знающем богооткровенного учения о Боге Творце. Об этих «эллинских» корнях эволюционизма говорится также в третьей части книги, в главе, написанной Сергеем Буфеевым, мысли которого представляются нам важными и справедливыми.

Во второй части книги приведены примеры «эллинских» и «иудейских» искажений святоотеческого учения, встречающиеся у некоторых наиболее известных в церковной среде авторов, писавших на данную тематику. Все рассматриваемые нами авторы – эволюционисты. При этом, кроме римо-католика П. Т. де Шардена и иудея Дж. Шрёдера, остальные богословы имеют принадлежность к Русской Православной Церкви (ради уточнения отметим, что прот. Стефан Ляшевский принадлежал юрисдикции Зарубежной Русской Православной Церкви, а прот. Глеб Каледа до 1990 года имел тайное рукоположение и совершал «катакомбное» «богослужение в своей квартире» [134, с. 189]). Среди приводимых авторов есть как миряне, так и представители духовенства от диакона и священника до епископа и митрополита. Проведенный нами богословский анализ рассматриваемых учений приводит к знаменательному выводу о том, что ни один из авторов, исповедывающих эволюционизм, не выражает православного догматического вероучения, но в большей или меньшей степени отступает от святоотеческого Предания, вступая в прямое противоречие с Символом Веры и всем церковным учением.

Данный вывод, по всей вероятности, имеет принципиальное богословское значение. Справедливо говорить про ересь эволюционизма, не замеченную многими современными богословами, и требующую специального церковного обличения и вынесения на соборное суждение Церкви. Во всяком случае, в святоотеческой богословской традиции эволюционистские идеи высказаны не были никем из богодухновенных церковных учителей, а обличений эволюционистских идей мы встречаем предостаточно как у древних Отцов Церкви, так и у живших в XIX–XX веках. Таким образом, эволюционизм представляет собой диавольскую подмену православного вероучения.


***

Считаем необходимым остановиться на одном деликатном вопросе. Мы осознаем, что некоторые из критикуемых нами авторов являются весьма заслуженными перед Церковью людьми. Иные из них уже закончили свой земной путь и не в состоянии сами ответить на нашу богословскую критику их духовного наследия. При этом некоторые из критикуемых – как например, покойный епископ Василий (Родзянко) – вызывают у нас глубокое человеческое уважение. С другим из критикуемых – с приснопоминаемым протоиереем Глебом Каледой – мы были лично знакомы, и справедливости ради считаем долгом засвидетельствовать, что всегда имели искреннюю симпатию к его светлому облику. Ревностный пастырь и вместе с тем серьезный ученый, о. Глеб чем-то несомненно близок нам как собрат-священник и коллега-геолог. Мы искренне молимся за них и убеждены в том, что духовным чадам и всем помнящим этих служителей Божьего алтаря всегда хватит сердечных слов, которыми по достоинству следует помянуть их добродетели.

Вместе с тем, было бы несправедливым делом замалчивать те явные богословские ошибки, которые содержатся в рассматриваемых трактатах. Ведь все мы не святые. Польза для Церкви будет в том, чтобы ошибки признать как ошибки и не пытаться видеть истину там, где ее нет. Нельзя же из-за благодушия узаконивать в Церкви еретическое суждение, достойное обличения. Наша критика трудов рассматриваемых авторов ни в коем случае не означает вынесения личного суда над ними, провозглашения им «анафемы» или чего-либо подобного. Не следует наш богословский анализ воспринимать как библейское «хамство», открывающее наготу своего отца. Трезвомыслящие люди прекрасно понимают, что речь идет не о надругательстве и кощунстве над почтенными пастырями, а об ограждении Церкви, и в первую очередь их духовных чад, от лжеучения, которому в какой-то степени они оказались подвержены. Во всяком случае, истина должна быть нам дороже, и ради Христовой истины следует отделять плевелы от пшеницы в духовном наследии православных писателей.

Относительно о. Глеба Каледы нам отрадно отметить, что большинство его последователей и учеников не считают себя эволюционистами, справедливо полагая, что устаревший трактат «Библия и наука о сотворении мiра» [65] не имеет принципиального значения в его творчестве, ни тем более – какого-либо особого значения для православного богословия. Наша книга адресована прежде всего тем, кто по недоразумению взялся бы утверждать идеи «православного эволюционизма», ссылаясь на о. Глеба Каледу как на церковный авторитет в этом вопросе. В нашей книге показано, что с богословской точки зрения по отношению к вопросу об эволюционизме о. Глеб все-таки был не прав.

Тревожную картину видим мы, наблюдая за развитием духовного наследия прот. Александра Меня, которому посвящены две главы второй части нашей книги. Отец Александр был убежденным эволюционистом. Его последователи с немалым вредом для нашей Церкви развивают и утверждают под видом Православия его вполне еретические идеи, ссылаясь при этом на него как на церковный авторитет. Этого делать категорически не следует, поскольку учение протоиерея А. Меня откровенно не православно.
***

Вообще, обличение ереси эволюционизма стоит как актуальная и насущная проблема в нашей Церкви. За последние 100 лет эволюционистские идеи кое-где внедрились в церковную среду, так что теперь требуется усилие со стороны здоровых сил Церкви, чтобы очистить наше богословие от этих модернистских наслоений.

Заметим, что к принятию эволюционистских идей склонялись, как правило, те православные деятели, которые были ориентированы в своем творчестве не на традиционное благочестие, а на сферу внецерковную – на миссионерство и апологетику. Прот. Василий Зеньковский, например, писал в своей «Апологетике» про «бесспорный факт эволюции жизни на земле» [43, с. 54]. «Апологетике» Н. Н. Фиолетова, писавшего про «возникновение человеческого организма», что он «прошел в своем развитии через ряд животных форм» [160, с. 86], мы посвящаем одну из глав второй части нашей книги. В учебнике «Введение в основное богословие» архиепископа Михаила (Мудьюгина) можно встретить обескураживающие строки: «К разряду явлений, в описании которых в Библии и на страницах любого учебника биологии легко обнаружить поразительно большую степень совпадения, относится процесс эволюции органического мiра» [102, с. 221]. Профессор МДА А. И. Осипов в своем учебнике по Основному богословию утверждает вопреки очевидности, будто «для богословия принципиально допустимы и креационная, и эволюционная гипотеза» [110, с. 313]. «Миссионер»-эволюционист диакон Андрей Кураев так оправдывает «миссионера»-эволюциониста протоиерея Александра Меня (и одновременно самого себя): «В общем – трудно быть миссионером. Но все равно – надо... Отцу Александру Меню можно быть благодарным и за его ошибки» [73, с. 104].

Вероятно, надо кому-то быть миссионером, надо кому-то заниматься апологетикой, и даже делать на этом поприще ошибки – ответим мы, – но только не за счет чистоты православного апостольского вероучения. А то эволюционистские идеи попали даже в те книги, которые именуются «Катехизисами» и, следовательно, претендуют на то, чтобы считаться вероучительными.

В «Катехизисе для катехизаторов» священника Георгия Кочеткова, например, написано: «Животный мир на земле сотворен не менее 1,5–2 млрд. лет назад» [70, с. 104]. Там же упоминается, вопреки библейской хронологии, «человек, сотворенный около 40 тысяч лет назад».

В изданном на Западе «Православном катехизисе» под названием «Жив Бог» утверждается следующее: «Человека Бог сотворил не из ничего, Он его создал “из праха земного” и из всего, что этот прах содержал. Значит, при творении человека Бог использовал всю природу и все, что в ней эволюционировало, не исключая ни обезьяны, ни рыбы, которые тоже созданы из земной материи. Ведь человек – венец творения» [42, с. 18]. Это учение ничего общего не имеет с Православием. Читать такой «катехизис» означает попросту помрачаться умом и отвращаться от церковного учения. Для сравнения приведем цитату из Православного Катехизиса святителя Филарета Московского: «Поелику Бог из земли сотворил тело вначале, то также может рассыпавшееся в землю возобновить» [159, с. 86].

Вот как «Катехизис» «Жив Бог» отвечает на вопрос: «Как же могли быть день, вечер и утро, когда еще не было солнца?» – «Наверное, этот вопрос пришел в голову и нашему автору (Моисею). Но, конечно, дни, о которых он говорит, – это не дни, которые измеряются восходом и заходом солнца» [42, с. 14]. Православный ответ на этот вопрос читатель найдет в нашей книге.

Иеромонах Серафим (Роуз) был потрясен высказыванием А. Каломироса: «Кто отрицает эволюцию – тот отрицает Священное Писание» [31, c. 456].

Приведенные выдержки наглядно показывают, что внедрение эволюционистских идей в церковное сознание представляет собой серьезную миссионерскую, просветительскую и богословскую проблему современной Церкви, к решению которой и побуждает наша книга.
***

Подтвердим актуальность этой тематики еще одним примером.

Согласно нормам православного благочестия, если собака или свинья случайно вбежит в храм, то его по церковным канонам требуется специально переосвящать с кроплением святой водой. Во время Литургии верных недопустимо присутствие в храме не только животных, но даже некрещеных людей: «Оглашенные, изыдите!», «Двери, двери!» Присутствие зверей на святой Евхаристии должно восприниматься как чудовищное осквернение таинства тела и крови Христовых, как буквальное нарушение евангельской заповеди: не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими, и вращшеся расторгнут вы (Мф. 7, 6).

Тем не менее, в последнее время все чаще стали появляться в печати заметки о специальных «мессах для животных», которые проводятся в некоторых католических храмах Европы и Америки. Православному человеку представить себе это достаточно трудно и дико: богослужение с хором, органом, евхаристической молитвой священника совершается... для домашних животных! Лай, шипение, хрюканье и визги сопровождают «святую» молитву. Как объяснить появление этого неслыханного и кощунственного нововведения в Римской поместной церкви?

Объяснение очень просто – эволюционизм стал официальной доктриной Ватикана. Вот что пишет по этому поводу епископ Василий (Родзянко): «Ватикан официально заявил еще в 1951 г., что католическая Церковь принимает современную космологию, включая “биг бэнг”, как вполне согласную с Библией» [21, с. 34]. «Несколько лет тому назад в Ватикане состоялась международная конференция ученых астрономов и космологов, как верующих, так и неверующих. Папа Римский Иоанн-Павел II обратился с приветствием к гостям... Папа заявил, что “с точки зрения нашей христианской веры” ученые могут и должны изучать все находящееся по эту сторону “Большого взрыва”; то, что за его пределами, научному рассмотрению недоступно, “относится к области творения Божия”» [21, с. 23]. Таким образом, согласно современному католическому богословию, мiр эволюционирует от «Большого взрыва» до Человека Разумного.

Вот что заявил 11 ноября 2002 года в эфире католического «Христианского церковно-общественного канала» радио «София» переметнувшийся из Православия в католицизм заштатный игумен Иннокентий (Павлов): «Наука антропология дает нам достаточно много данных, чтобы действительно видеть место человека в процессе эволюции животного мiра» [архив Центра «Шестодневъ»].

После принятия эволюционизма как новой богословской вероучительной доктрины, вполне логичным, последовательным и даже неизбежным оказывается для Запада переход к новому «благочестию». В самом деле, если в диавольском помрачении люди признали, что они с четвероногими своими «братьями» одной крови – почему бы им не сделать своих меньших «братьев» причастниками крови Христовой? Звериная антихристова сущность эволюционизма проявляется при этом наиболее очевидным и потрясающим образом.

Для того, чтобы уберег Господь нас в Православной Церкви от подобной скверны, для того, чтобы сохранить нам в чистоте апостольское богословие и святоотеческое благочестие, поспешим обличить и отринуть лжеучение эволюционизма, которое преподобный оптинский старец Варсонофий справедливо называл «звериной философией» [16, с. 57].


***

Считаем долгом выразить признательность всем прихожанам храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (среди которых нет ни одного эволюциониста!) и всем, кто способствовал содействию в появлении настоящей книги. В особенности – Татьяне Кузнецовой, Евгению Мохначеву и Елене Курятовой. Безвозмездный труд моих помощников для меня неоценим.

Считаем также необходимым отметить, что написание отдельных глав книги происходило, как правило, после миссионерского общения с различными людьми – верующими и неверующими, священниками и семинаристами, учеными и учащимися светских Вузов, школьниками. Некоторые главы книги были написаны нами в качестве докладов на конференциях, семинарах и круглых столах, проводившихся при участии Миссионерско-просветительского Центра «Шестодневъ», руководителем которого я являюсь. Доложенные публично темы прошли неоднократную проверку в обсуждениях и диспутах, в результате которых все отчетливее и очевиднее выявлялась справедливость главного тезиса настоящей книги – несовместимость эволюционизма со святоотеческим духовным наследием.

Особую благодарность выражаем архимандриту Алипию (Кастальскому-Бороздину), Главному редактору Издательского отдела Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, автору известного учебника «Догматическое богословие», за его оценку нашего труда и составление к книге Предисловия. Поддержка и благословение насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вселяет уверенность в то, что труд наш был не напрасным.

Глубокую признательность выражаем заведующему кафедрой Догматического богословия Свято-Тихоновского Православного Богословского института священнику Борису Левшенко за его кропотливый труд по работе над первоначальной рукописью книги. Мы рады единомыслию с отцом Борисом, отметившим, что в книге «очень важным и интересным является свидетельство Святых Отцов и учителей Церкви, доказывающее их веру в историчность Шестоднева, неприемлемость аллегорического или какого-либо другого его истолкования». Все сделанные о. Борисом критические замечания (в целом отражающие мнение по этому вопросу СТПБИ), были учтены нами при окончательном редактировании книги. Мы благодарны батюшке за то, что, указав на имевшиеся в рукописи недостатки, он решил возможным сделать в итоге принципиальное заключение: «Я считаю положительным напечатание этой книги, поскольку она ярко отражает современное состояние научной интерпретации Шестоднева».

Благодарим С. В. Буфеева за множество ценных замечаний и предложений, существенно повлиявших на содержание книги.

Выражаем искреннюю благодарность всем единомысленным с нами собеседникам и всем, кто в критической полемике способствовал нашему общему уяснению богословской проблемы. Особенно хочется выразить признательность руководителям тех духовных и светских заведений, которые любезно предоставили нам аудитории для миссионерских и просветительских собраний:
– председателю Миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну, председателю миссионерской секции на Международных Рождественских чтениях;

– руководителю Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, ректору РПУ им. святого апостола Иоанна Богослова, архимандриту Иоанну (Экономцеву) (совещание «Преподавание в православных школах вопросов творения мира, жизни и человека», РПУ, 30 октября 1999 г.);

– председателю Издательского совета Русской Православной Церкви, протоиерею Владимиру Силовьеву (богословская конференция «Библейский Шестоднев и эволюция», проведенная с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, 22 ноября 2001 г.);

– председателю Союза писателей России В. Н. Ганичеву (Научно-практическая конференция «Н. Я. Данилевский и современность (К 180-летию со дня рождения)», Москва, 28 ноября 2002 г.);

– ректору Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Б. А. Лёвину и заведующему кафедрой Теологии МИИТа, митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму, а также всем сотрудникам кафедры, с которыми у нас сложились тесные многолетние духовные отношения;

– ректору Свято-Тихоновского Православного Богословского института протоиерею Владимиру Воробьеву и декану миссионерского факультета СТПБИ, зав. кафедрой катехизации профессору А. Б. Ефимову, не единожды представлявшему нам слово на своем Семинаре;

– наместнику Николо-Угрешского монастыря, архимандриту Вениамину, ректору Духовной Семинарии, в аудиториях которой мы досконально обсуждали с учащимися на занятиях по Ветхому Завету многие вопросы о библейском Шестодневе;

– Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», игумену Дамаскину (Орловскому);

– директору Института славянских исследований имени Н. Я. Данилевского А.В.Буренкову;

– председателю Общероссийского общественного движения «Россия Православная» А.И.Буркину, устроителю и организатору «Покровских чтений»;

– Л. И. Бородину, главному редактору журнала «Москва», с которым у нас установилось многолетнее сотрудничество;

– руководителю душепопечительского Центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, иеромонаху Анатолию (Берестову);

– директору радиостанции «Радонеж» Е. К. Никифорову и многим другим.

Надеемся, что наша книга будет способствовать укреплению в православной вере всех читателей.



следующая страница >>