I «Детство – это когда на губах улыбка, а в душе всегда мир» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
I «Детство – это когда на губах улыбка, а в душе всегда мир» - страница №1/6



ЧАСТЬ I

«Детство – это когда на губах улыбка,

а в душе всегда мир»
Первый вопрос этой книги: «Почему такое странное название? Эта книжка только для детей?» Раз прозвучал вопрос, пусть даже от меня самого, значит необходимо дать ответ.

Если смотреть внимательно на экран, то наше телевидение тоже детское: взрослые дяденьки и тётеньки, получившие разными способами доступ к эфиру, говоря молодёжным языком, «втуляют нам всякую ересь», за которую получают приличное «бабло». Это их работа, это их хлеб. Причём, хороший ломоть с маслом. Многих именно поэтому тянет к себе золотая жила под названием ТВ. Впрочем, известная поговорка времён 90-х годов прошлого века звучит актуально до сего дня: «Красиво жить не запретишь!» Только вот, красиво – не у всех получается. А чтобы попробовать это самое «ТВ» испытать на себе, для таких «экстремалов» и создано это пособие. А ещё для тех, кто действительно занимается с детьми созданием великого чуда – ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Возможно, им тоже будет интересно ознакомиться с данной работой, и я буду безмерно рад, если она поможет в развитии детских телестудий и привлечении к этому интереснейшему делу детей, зачастую совсем безнадзорных и мало кому нужных.

Детское телевидение в России имеет свою историю, которая, в последнее время, осталась именно историей. Глядя на экран телевизора, мы видим, в лучшем, случае тяжкие потуги взрослых в изображении «естественной» жизни молодёжи района, города, страны (в зависимости от формата канала).

В, уже далёком, 1999 году в городе Уфе при средней школе № 44 открылась детская телестудия, которая назвалась «Гости из будущего». Название говорило само за себя: дети пока ещё гости, но придёт время, они станут хозяевами жизни. Как они будут её строить? Как будут относиться к старшему поколению? Что для них будет главным? Думаю, это интересно. Но не стоит забывать, что будущих хозяев жизни воспитываем мы, взрослые. Все наши промахи выявятся в будущем, но исправлять ошибки будет поздно. Именно поэтому нужно уже сейчас выслушать молодых и понять: ЧТО мы оставляем им после себя, КАК они относятся к жизни, которую мы строим сейчас; выяснить их отношение и к старшему поколению, и к самим себе. Догадываюсь, кое-что нам будет слушать, мягко говоря, неприятно, но не стоит отрывать ребят от себя и в чём-то винить, как совершенно чуждое, непонятно откуда пришедшее поколение. Это наши дети и только мы несём всю ответственность за то, что они такие, а не какие-нибудь другие.

Возвращаясь к телестудии в Уфе, скажу, что за два с половиной года работы с ребятами от 7 до 18 лет мы кое-чего сумели достичь. Затем была попытка создания подобной студии в Сызрани и, наконец, в Петергофе и Санкт-Петербурге, более успешные и благополучные. Они многому научили. В результате появился этот сборник, в котором я пытаюсь объединить материал из многих книг, прочитанных для самостоятельной подготовки.

В данной работе, мне бы хотелось поделиться с коллегами наработанным, пусть не большим, но опытом. Он складывался из общения с единомышленниками на фестивалях, семинарах, мастер-классах, в Институте телевидения, бизнеса и дизайна (Невском Университете, Санкт-Петербург). В работе использовал учебный материал «Как делать телевидение» телекомпании Би-Би-Си, а также методические пособия доцентов, профессоров и просто преподавателей вышеупомянутого Невского Университета и Университета кино и телевидения (Санкт-Петербург), Московского Государственного Университета и других.

Возможно, далеко не все будут согласны с моими тезисами о детском телевидении, но это значит, что нам есть над чем работать.

Составитель сборника А.В. Титов, уже бывший,

руководитель телецентра «Гости из будущего».
۞ ۞ ۞
ГЛАВА I

Что такое телевидение?

«Образование есть то, что остается после того,

как забывается всё, чему нас учили»

Альберт Эйнштейн.

КОМУ ЭТО НАДО?

В первую очередь, книга о детском телевидении нужна тем, кто работает с ведущими детских программ, молодыми репортёрами и интервьюерами, всем тем, кому приходится общаться как с журналистами и ведущими молодёжных ток-шоу, а также и со зрителями, для которых делаются такие передачи.

Во вторую, тем людям, кому небезразлично будущее телевидения, что оно будет в себе нести и как.

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?

Вопрос, конечно, интересный, но его вам нужно задать себе и ответить: хотите ли вы держать зрителей в напряжении всю программу, но в напряжении не агрессивном, а основанном на интересе к ВАШЕМУ материалу; можете ли вы говорить с теми, кого трудно «раскрутить» на разговор; готовы ли ваши потенциальные зрители верить ВАМ и сможете ли вы в любой ситуации оставаться честным, как перед другими, так и перед собой, что очень важно, особенно в детской журналистике?!

На эти и более сложные вопросы придется ответить нам с вами в этом сборнике, который не является ни научным, ни педагогическим трудом. Это попытка осознать значение и важность молодого человека на телевидении, какое влияние он оказывает на зрителей; попытка повлиять на тех, кому скоро выходить на съёмочную площадку и обращаться к зрителям.

"Ведущий рискует в самый первый раз, появившись на экране и говоря:

"Добрый вечер!" Зритель может его не принять - кто ты такой, чтобы


говорить всей стране "Добрый вечер!" В нашей, изначально нескромной,

профессии это страшная проблема: а вдруг при твоей попытке

дерзнуть окажется, что «на рубль амбиций, на грош – амуниции»?

Леонид Парфенов, «Намедни», НТВ.

Начнём с того, что каждой самодеятельной телестудии приходится работать в различных форматах: от, почти домашнего, VHS до mini-DV, а то и DVCAM. Каждая студия использует то оборудование, на которое готовы раскошелиться хозяева.

Для видеоаппаратуры, применяемой на малых, как правило, школьных, телестудиях, можно ввести несколько ступеней качества:

а) удовлетворительное – VHS;

б) хорошее – S-VHS;

в) отличное – mini-DV;

г) профессиональное –DVCAM и DVCPRO.

Качество изображений, воспроизводимых видеомагнитофонами форматов VHS и S-VHS, обычно оценивают двумя показателями: отношением сигнал/шум (помехи) и разрешающей способностью или чёткостью изображения. Разрешающая способность визуально оценивается наличием мелких деталей на воспроизводимом изображении, а также резкостью границ отдельных деталей изображения. Разрешающая способность зависит от полосы частот воспроизводимых сигналов яркости и цветности. Чем шире полоса частот, тем больше на изображении мелких деталей.

В формате VHS полоса воспроизводимых частот сигнала яркости примерно 3 МГц, поэтому чёткость 240-270 телевизионных линий (ТВЛ). В формате S-VHS полоса частот примерно 4,5 МГц, а чёткость около 400 ТВЛ. Для сравнения: камеры формата Betacam имеют 625 ТВЛ, а цифровые форматы – от 800 до 1050 ТВЛ.

Недостаточная чёткость формата VHS приводит к тому, что изображения с хорошей «детализацией», например, такие как зыбь, на поверхности воды или длинные женские волосы, при воспроизведении выглядят размытыми. Чтобы как-то сгладить недостатки видеомагнитофонов и видеокамер формата VHS, связанные с ограниченностью полосы воспроизводимых частот, программы, создаваемые в этом формате, необходимо компоновать преимущественно из крупных планов с большой цветовой насыщенностью.

На сегодня самыми популярными являются цифровые камеры и нелинейный монтаж, т.е. монтаж на компьютере в специальных программах Pinnacle Studio и Adobe Premiere (самые популярные программы).

Нелинейный монтаж отличается от линейного тем, что в нелинейном – возможен доступ к любой точке снятого материала за счёт того, что он «нарезан» в компьютере на «клипы» и вы можете войти в любой сюжет без просмотра на видеомагнитофоне. В линейном монтаже доступ к нужному месту происходит за счёт просмотра через прокрутку, выстроенного (снятого) «в линию».


۞ ۞ ۞
ГЛАВА II

Оставим в стороне банальные ответы о самом популярном виде масс-медиа (средстве массовой информации), о средстве общения знаменитостей и популярных артистов со зрителями и почитателями. Здесь мы будем говорить о присутствии телевидения в жизни человека и, особенно, человека напрямую связанного с самим телевидением. Сюда входят, кроме непосредственных производителей (репортеров, операторов, монтажеров, режиссеров, журналистов и т.д., и т.п.), участники программ – зрители, интервьюируемые, приглашённые.

Теперь определимся с термином «журналист». Так кто же он? Предвижу самый популярный ответ – это человек! Если так, то нужно вспомнить определение Сократа: «человек – это существо, передвигающееся на двух ногах и не имеющее перьев» Кстати, Аристотель на это заметил, что «ощипанный петух» тоже подходит к этому определению Тут уже напрашивается ответ, что человек, прежде всего, - личность! Вот мы и пришли к главному и неоспоримому определению, что журналист является личностью, а кроме того он ещё глаза, уши и голос общества!



НАЧНЁМ С САМОГО НАЧАЛА.

Любая передача начинается с обращения. Вы никогда не задумывались: как вы говорите? С какой интонацией? Всегда ли вас правильно понимают?

Для начала проведем небольшой урок риторики, которым в свое время с нами, студентами Института телевидения, бизнеса и дизайна, поделилась профессор Ольга Игоревна Марченко.

۞ ۞ ۞
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РЕЧИ.



"Заговори, чтобы я тебя увидел".

Сократ, греческий философ

«Или как можно короче, или как можно приятнее»

Плутарх, греческий писатель и историк


«Много говорить и много сказать – не есть одно и то же»

Софокл, греческий поэт-драматург

Основной принцип работы над речью: подчинение тренинга образу действия в предполагаемых обстоятельствах.



"Изъяны дикции исправляются в воображении".

Константин Станиславский, советский режиссёр
Для начала определим физиологические системы речи:

а) энергетическая (система дыхания: лёгкие, диафрагма);

б) генераторная система (гортань, связки);

в) резонаторная система (акустическая – пустоты в голове, которые создают неповторимый тембр голоса);

г) артикуляционная система (поставленный голос и мимика лица).
Для взаимопонимания необходимо определить линии речевого взаимодействия, которые дают точное определение, как вам привлечь к себе внимание, дать возможность правильно вас понять:

УБЕДИТЕЛЬНО - ЭТО ДЕЙСТВЕННО!

произношу расслышал
интонирую (интонация) понимаю
тембрирую со-переживаю
ВНЕШНЯЯ ТЕХНИКА РЕЧИ.

Во внешнюю технику речи входят основные элементы:

1. дыхание;

2. голос;

3. артикуляция;

4. дикция;

5. орфоэпия (нормы правильного произношения).

Для проведения тренингов и ежедневных занятий нужно освоить фонационное дыхание.



Во-первых, глубокое дыхание, которое проводится таким образом: делается глубокий вдох и затем медленный, плавный выдох (один).

Во-вторых, высокое дыхание – посыл воздушной струи в головные резонаторы – помогает хорошо провентилировать лёгкие от старого, застоявшегося воздуха: после глубокого вдоха с силой плавно выдыхаем несколько раз, «выталкивая» воздух от диафрагмы (находится на расстоянии ширины ладони от пупка) и мысленно загоняя его в головные пустоты. Один вдох – один выдох.

В третьих, частое дыхание – тренирует диафрагму – короткие резкие толчки воздушных струй в голову. Один вдох – несколько выдохов.

Все эти упражнения делаются на определенные буквы.


УПРАЖНЕНИЯ.

* «Стон» - снятие зажимов, найти центр голоса (свой тембр), разбудить резонаторы. Проводится с помощью буквы "М".

* «Звонок» - напоминаю, настаиваю, требую – вот три слова, которые характеризуют это упражнение. Проводится с помощью буквы "З" (изображаем звонок).

* «Шарик» - используем букву "С" как бы надувая шарик.

При выполнении всех упражнений необходимо изображать, что вы делаете. Например, нажимаете звонок или держите в руках надуваемый шарик. Все упражнения на дыхание выполняются не менее трёх раз, в том порядке, что указаны выше о фонационном дыхании.



КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Эти упражнения необходимы для самоконтроля: правильного выполнения вышеназванных заданий.



  • Произнесите медленно несколько раз «чух-чух-чух». Если вы почувствуете щекотание в носу или что ваш голос «застревает» в горле, значит, занятия нужно проводить с большей интенсивностью. Вы неправильно дышите! При произношении «чух», вы должны почувствовать свой голос в груди. Он должен «рокотать». Этим упражнением добьётесь бархатности в голосе.

  • Наберите полную грудь воздуха и медленно выдыхайте на «урра-урра-урра». Как и в первом контрольном упражнении, этот звук должен вызывать рокот и вибрацию в груди. Если вы чувствуете звук, то с дыханием всё в порядке.

  • Кончики пальцев поставьте на грудину и медленно произносите «муммм-муммм-муммм». Вы должны почувствовать резонанс в пальцах. Это сигнал, что все упражнения выполнены правильно. Кроме того, это даёт возможность дополнительно поработать с дыханием.


АРТИКУЛЯЦИЯ.

Артикуляция - это работа специальных органов по образованию звуков речи. Главные органы:

а) язык;

б) губы;

в) нижняя челюсть;

г) гортань;

д) диафрагма.


УПРАЖНЕНИЯ.

Работа над гласными. Смыслоразличительная функция речи.



* "Хобот" - вытягиваем губы, как можно больше на букву "У".

* "Улыбка" - растягиваем улыбку на букву "И".

* "Яблоко" - широко раскрываем рот, как бы кусаем яблоко, упражнение на букву "А".

Постепенно переходим к объединению упражнений попарно: УУ-ИИ (как бы по-французски "Да"), а так же АА-ММ, то есть - кусаем яблоко и показываем, как вкусно.


ДИКЦИЯ.

Дикция = артикуляция + дыхание.

Дикция выравнивает разномощность звуков речи.


УПРАЖНЕНИЯ.

  • Произносите буквосочетания: ДАПТА, КРАКР, ПТА, РАТ, ДЛА, СФА, ТЧКА, РАРАРАРЬ с изменением гласных поочерёдно. Например, выберите две линии гласных букв "жёстких" и "мягких":

а-о-у-ы-э

я-ё-ю-и-е

Затем подставляйте в эти буквосочетания буквы – ДАПТА, ДОПТО, ДУПТУ, ДЫПТЫ, ДЭПТЭ и т.д.



* «Барабан» — используйте руки для изображения барабанщика на "парапам-парапам-пара-пара-парапам", при этом все буквы, особенно "П" и "М", должны чётко прослушиваться.

* Это же упражнение, но на «даби-дуп-даби-дуп-даби-даби-даби-дуп». Постарайтесь разделить «б» и «п», которые находятся близко друг к другу.

* «Поливаем цветы» - берём в руки разбрызгиватель и изображаем поливание цветов на звуки "фс-фс-фс".

* «Трубочист» - здесь используем стихотворение К. И. Чуковского из стихотворения «Мойдодыр»:

Чистим, чистим трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто.

Будет, будет трубочист


Чист, чист, чист, чист.

* «Скачки» - скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит». Представьте, что вы скачете на лошади и пытаетесь на скорости проговорить эту скороговорку.

* «Рапира» – «Купи кипу пик». На каждое слово удар шпагой по шпаге «противника». На последнем «к» вы должны «заколоть» соперника именно этой буквой.

* «Охота» – «Дробью по перепелам да по тетеревам».

* «Печатная машинка» - следует в предложении "Кукушка кукует ку-ку ку-ку" убрать все гласные при произношении. У вас должно получиться: «к-к-шк к-к-т к-к к-к», но не «кы-кы...» и не «кэ-кэ-шэ-кэ...».
СКОРОГОВОРКИ.

Для развития речи необходимы тренинги и скороговорки - это одно из многих средств, которые дают человеку не только хорошую дикцию, но и возможность блеснуть перед другими неожиданными способностями, что очень помогает в общении.

Хочу дать вам несколько скороговорок, которые можно использовать как тренинги, так и несколько шуточных - для компании. Думаю, они пригодятся и в жизни, и в работе.

* Константин констатировал.

* Рододендроны из дендрария.

* Инцидент с интендантом.

* Интервьюер интервьюировал интервента.

* Ротмистр с ротмистршей, вахмистр с вахмистршей.

* Во дворе дрова, на дворе дрова, за двором дрова, пред двором дрова, над двором дрова, под двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, полон двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

* В шалаше шуршит шелками чёрный дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

* Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

* Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

* Тщетно тщилась щука ущемить леща.

* Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

* Панкрат Кондратьев забыл домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

* Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

* Поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

* Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара жестоко карала Карла за кражу кораллов.

* Брату Брежнева брови выбрили.

* Санька с Сонькой и Сенькой ехал на санках. Санки скок, Саньке в лоб, Сеньке в бок, все в сугроб.

* Кокосовары варили в скорококосоварках кокосовый сок.

* Милая Мила любила белила. Обильно белила Людмила дебила.

* Вчера была у Лавра, Лавру на Фрола наврала. Завтра пойду к Фролу. Фролу на Лавра навру.

* Мы в лимане лениво налима ловили и меняли налима вы мне на линя. Не меня о любви ли вы мило молили и в тумане лимана манили меня.

Любые другие скороговорки, которые вы захотите использовать в своей работе, никоим образом не помешают, а только помогут. Поэтому не стесняйтесь использовать все, что считаете полезным для себя. Полный сборник скороговорок найдёте в конце книги.

В заключение «риторической» главы прошу запомнить некоторые правила, которые вам помогут в работе как на сцене перед слушателями, так и перед камерами на съёмочной площадке.



1. На высокий голос мы переходим не случайно. Это происходит, если человек волнуется или торопится что-то высказать. Кроме того, учтите, что высокий голос, как правило, «напрягает» слушателей и заставляет их не очень доверять вам. Для примера: кричащая истеричная женщина, крики о помощи – эти звуки дают подсознательный сигнал тревоги, потому что звучат на высоких нотах.

2. Когда вам нужно привлечь к себе внимание собеседника, не говорите слишком торопливо и нервно. От торопливости вы можете случайно перейти на высокие ноты и спугнуть вашего слушателя.

3. Информация, изложенная низким голосом, вызывает больше доверия у слушателя.

4. Включайтесь в беседу не только информационно, но и интонационно. Перейдите на более низкий, грудной, «тёплый» тон.

Отсюда главное правило:



НЕ ТОРОПИТЕСЬ,

ГОВОРИТЕ ЧЁТКО И ВНЯТНО, УВЕРЕННЫМ ТОНОМ.
۞ ۞ ۞
ГЛАВА III

Одним из продуктивных методов совместной работы в редакции молодёжной телестудии является, так называемый, брейн-сторминг (мозговая атака), представляющий собой метод группового генерирования большого количества идей за малый промежуток времени.



Основные правила проведения брейн-сторминга:

1. отсутствие замечаний – они мешают формулировке новых идей;

2. приветствуется «свободное парение мыслей» - чем необычнее идея, тем лучше;

3. чем больше предложенных вариантов, тем выше вероятность появления ценных идей;

4. желательна комбинация идей, а также их развитие и усовершенствование.

Брейн-сторминг чаще всего используется только для обсуждения конкретных, а не общих, проблем, сформулированных чётко и однозначно: в этих случаях он наиболее результативен.

Рождение идеи.

Не надо часами вглядываться в далекие горизонты –

ответ нередко лежит у вас под ногами.

Попытайтесь выполнить следующие упражнения:



1. вообразите себе какой-нибудь предмет из домашнего обихода и запишите как можно больше вариантов его использования;

2. вспомните кого-нибудь из знаменитостей – живущих ныне или уже умерших – и запишите все варианты использования вышеупомянутого предмета домашнего обихода, которые мог бы предложить этот человек;

3. посмотрите в окно и запишите все варианты сюжетов, которые можно было бы снять, на основании увиденного.

Ключом к генерированию новых идей являются следующие принципы:

* отсутствие логики;

* вторжение в область иррационального;

* отказ от каких бы то ни было предпосылок;

* установление связей;

* перекомпоновка информации.

Чем больше идей будет в вашем распоряжении, когда вы перейдёте к их реализации, тем выше шанс, что одна из них окажется бриллиантом.



Установление связей – это важнейшее средство творческого мышления. Сведение воедино вещей, которые в обыденном сознании являются несовместимыми, часто является вернейшим путём к выработке новых идей при создании репортажей и программ. Размышления по формуле «А что произойдет, если...» являются отличной гимнастикой для ума, помогающей развивать «боковые» ветви сознания.

Реструктуризация информации очень полезна для выработки интересных и нетрадиционных подходов к анализу идей.

Отказ от любых предпосылок – гарантия того, что вы не «зациклитесь» на традиционных подходах к съёмке программ и внесёте свежую струю в развитие, набивших оскомину, репортажей.

Будьте как можно более раскованы и менее логичны, «поиграйте» с идеей. Вы всегда успеете вернуться к серьезности.




следующая страница >>