И было слова дивного начало. Тематический вечер - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
И было слова дивного начало. Тематический вечер - страница №1/1



И было слова дивного начало. Тематический вечер (сценарий, слайд-презентация)/ Сост. Г.П. Косовец, О.В. Ильина, Т.В. Ильина/ МБУК «Центральная городская библиотека» Калачинского городского поселения. – Калачинск, Омская область, 2012.


И было слова дивного начало…

(тематический вечер)

1 ведущий: Книга - окно в мир. Откроишь страницу, другую- раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко- далеко; услышишь голоса тех, кто жил давным- давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями.

2 ведущий: Перелистываешь цветные картинки и увидишь, как старик тянет неводом золотую рыбку, как Робинзон Крузо строит хижину на зеленом необитаемом острове, как по лесной дороге бредет медведь на липовой ноге, на березовой клюке.

1 ведущий: Обо всем на свете рассказывают книги. Ты можешь побывать, не выходя из комнаты, в жарких и холодных странах, в морских и подземных глубинах, подняться к звездам, прогуляться по горам на Луне.

Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей тебя на полке.

Откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли? И какой была самая первая книга? Обо всем этом мы вам и хотим сегодня рассказать.

2 ведущий: Не надо думать, что книги всегда были такими, какими вы видите их перед собой. В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи- книги уходило иногда пять- семь лет. Книги писались при монастырях. Монах- переписчик должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой буквы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Для зачинки перьев- гусиных, лебяжьих применяли ножички. А сделает писец ошибку, заметит и подчищенное место замажет белилами и напишет вновь.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей, делали изображения- тиснения. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки.

В старину любили говорить: « Книжное слово в жемчугах ходит».

Действительно, книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. Но и в ту пору книга ценилась больше не за украшение, а за то, что в ней написано. С благоговением люди произносили: « книжный свет».

1 ведущий: Около тысячи лет назад в Киевской Руси, еще при князе Ярославе Мудром, было переведено на славянский язык много заморских книг. Сначала книги переписывались в Киеве и Новгороде, а затем начали переписывать книги и в других городах Руси- в Чернигове, Суздале, Владимире, Рязани, Твери, и, наконец, «книжный свет» пришел в Москву.

Один из киевских летописцев написал восторженную Похвалу книгам. Ее повторяли несколько столетий подряд и помнят в наше время:

«Великая польза бывает от книжного учения. Книги- реки, наполняющие Вселенную мудростью. В книгах – несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся…»

Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествии врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнении и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надежные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги, так как книги укрепляли, утешали, вселяли надежду.

С годами Московское княжество ширилось, богатело, присоединяло к себе все новые и новые земли…

В новых землях, удаленных от Москвы на сотни и тысячи верст, понадобились книги для того, чтобы узнавать законы, отправлять службу, вести переписку, учить детей грамоте.

С Востока и Запада, с Севера и Юга скачут в Москву гонцы за книгами, да где их взять? Скрипит переписчик гусиным перышком, торопится, делает ошибки, пропуски – все равно мало успевает.

Иван Грозный гневно говорит: «Писцы пишут с неисправленных переводов, а написав, не правят же, опись к описи (ошибка к ошибке) прибывает…» Москва строго – настрого указывала ближнем и дальним землям, чтоб неисправных книг не продавать, не покупать, в церковь не вносить и по ним не петь.

Стали создавать артели переписчиков. Дело пошло намного быстрее, но рукописных книг все равно не хватало. Как быть? Слали гонцов в Москву за книгами… Москва - всему голова - думу думает: где книг раздобыть?

2 ведущий: Жил славный немецкий мастер Иоган Гутенберг. Увлекался Гутенберг ручной работой, постоянно что-то изобретал, мастерил, придумывал. Но больше всего отличился он тогда, когда придумал буквы- литеры и научился отливать их из металла, набирать из них строчки и с помощью пресса оттискивать буквы на бумаге. Если переписчик упорным трудом, скрипя по бумаге гусиным пером, мог за два- три года изготовить десяток – другой рукописных книг, то у Гутенберга дело пошло быстрее, да и книги стоили дешевле рукописных. За несколько дней или недель можно было изготовить десятки и сотни совершенно одинаковых книг.

Сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули- далеко, да и возить трудно, дорого, неудобно. Не завести ли печатню в Москве? Но кто этим займется? Где такого человека отыскать?



1 ведущий: Нашелся такой человек. Звали его – Иван Федоров. Слыл он в многолюдной Москве книжником. Трудно было отыскать в кремлевских храмах и теремах сочинение, которое бы он не знал. А какие руки были у Ивана Федорова – быстрые, сильные, проворные. Писал Федоров быстро и красиво- самых лучших писцов брала зависть. Мог Иван любую букву затейливо начертать на бумаге, резал на досках изображения- гравюры. Стал он ходить на Пушечный Двор и научился там литейному делу… Словом, не было работы, которую бы не сумел и не смог сделать Иван Федоров.

В народе про Ивана Федорова тогда так и говорили: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Когда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу, то новое и трудное дело поручили Ивану Федорову с его содругами. Никто не удивился этому выбору.

Много лет ждал Иван этого дня. О нем мечтал. Иван резал доски для гравюр- рисунков, отливал литеры- буквы, шрифты из металла, мастерил из дерева печатный станок. Станок был самого простого устройства. Много труда ушло и на изготовление разнообразнейших заставок, рисунков.



2 ведущий: В 1534 году была напечатана первая книга. Называлась она «Апостол». Выглядела она внушительно и красиво. Она еще очень напоминала рукописную книгу: по буквам, и по рисункам, и по заставкам – концовкам.

Стопы книг, тщательно сложенные на столах, говорили о том, что «Апостол» отпечатан на станке. Каждая книга не отличалась от другой. Будто сотня старательнейших писцов трудилась несколько лет. Это и было началом московского да и всего русского книгопечатания. «Апостол», созданный Федоровым и его соратниками, и ныне поражает своим торжественным видом.

После выхода «Апостола» стал Иван Федоров со своими подручными готовить к изданию новую книгу. Это был «Часовник».

1 ведущий: Но неспокойно было в Москве. Когда был жив митрополит Макарий , лукавые подьячие знали, что Макарий не даст в обиду Ивана Федорова. А как умер Макарий, так и пошел гулять шепоток, что Печатная изба – дело «недоброе». Недруги давно бы к Печатне подобрались, да боязно им было – царь скор на расправу. А тут случилось, царь повздорил с боярами уехал из Москвы. Стараясь не обращать внимание на то, что творилось в Москве, Иван Федоров продолжал свое дело, торопился. Когда напечатали «Часовник», мастер даже поцеловал книгу и сказал: «Думал не успеем закончить…» Выглядел «Часовник» беднее, чем «Апостол», но все равно буквы были все ровные, печатные. Если «Апостол» выпускали год, то на «Часовник» ушло всего два месяца.

2 ведущий: По «Часовнику» учили детей грамоте: буквари были только рукописными и достать их, купить, было почти невозможно. «Часовник» стал в то время книгой для многих. Но много было еще в русских, украинских и белорусских землях людей, что не умели читать. Букварь нужен! Писать первый Букварь было некому. И взялся Иван Федоров за эту работу сам. Тщательно писал- рисовал Иван буквы, находил упражнения, примеры, чтобы младенцы учились не только письму- буквам и цифрам, но и добрым делам, хорошим мыслям. Позаботился Иван Федоров и о красивых заставках- виньетках. Книга получилась на славу. А в самом ее конце премудрый автор поместил обращение к «возлюбленному русскому народу», советуя всем учить детей грамоте. Пусть видят все и знают, что Азбука – наука, ребятам – не бука.

Так родился наш первый печатный учебник- Азбука, Букварь. Пройдет много лет, появится целое семейство всевозможных Азбук, Грамматик и всяких Словарей. Всем им отец- Иван Федоров, или как назвали его литовцы Друкарь (печатник) Москвитин. От его Букваря и пошли другие Буквари, что и ныне являются первой книгой из нас.



1 ведущий: Многое удалось сделать в жизни Ивану Федорову. Но, пожалуй, из всех его дел наибольший успех выпал на долю изданной им книги, которая получила наименование Острожской «Библии». Она- самая знаменитая среди других первопечатных славянских книг.

Лучшие библиотеки мира гордятся ею и ныне, как чудом печатного искусства.

В нее первопечатник вложил все свое умение, мастерство. Всем взяла эта книга- и толщиной ( в ней свыше шестисот страниц!), и шрифтами, и заставками, и концовками, и разнообразными орнаментами- узорами… Один иноземный книжник, посмотрев Острожскую « Библию», воскликнул в восторге, что за один лист этой книги он бы отдал всю Англию! Восторг современников понятен – никогда еще славянские книги не печатались с таким мастерством. Только шрифтов было использовано шесть- неслыханное дело и невиданное.

Часть книг была послана в Москву, и, видимо понравились они Ивану Грозному. Царь охотно дарил Острожскую «Библию» знатным иностранцам. Так один экземпляр, как величайшая драгоценность, был подарен Иваном Грозным английскому послу. В течение нескольких лет Острожская «Библия» разошлась в многочисленные славянские города и монастыри, а так же крупные города Европы- в Рим, Париж и Гамбург. Владельцы берегли ее как зеницу ока. Потому большое число экземпляров и дошло до наших дней. И ныне она своим внушительным видом славит дело рук Ивана Федорова.



2 ведущий: Иван Федоров мечтал завести собственную печатню и выпускать книги, чтобы они вразумляли умеющих читать, слушать. Да бедность была постоянной спутницей Первопечатника. Но добрая слава- дороже богатства. Иван Федоров умер бедняком, но навсегда прославил себя и свои книги.

На могильной плите в городе Львове друзья Первопечатника выбили на камне его знак и сделали надпись: «Иоанн Федорович, друкарь Москвитин, который своим тщанием печатание небывалое обновил. Преставился во Львове, год 1583, декабрь5».

Так закончилась большая жизнь мастера. Плита на могиле не сохранилась, но надпись дошла до нас. Книги же Ивана Федорова оказались поистине бессмертными. Духовные семена, которые Иван Федоров рассыпал по всему свету дали могучие всходы.

Каждая книга напоминает нам о нем. Москва навсегда сохранила память о Первопечатнике, навсегда оставила в своем городе прославленного мастера…Стоит в центре Москвы памятник Ивану Федорову, на зеленом московском холме, на высоком черном с голубоватыми искрами камнем… Вглядываются, проходя люди и вспоминают слова: Друкарь книг, пред тем не виданный. Книги его знает вся Земля.




Авторы – составители, ведущие: Косовец Г.П.,зам.директора ЦГБ; Ильина О.В зав.городской библиотеки №2

Разработчик презентации: Ильина Т.В., ведущий библиотекарь ЦГБ