И. А. Крылов великий мастер русской басни - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
И. А. Крылов великий мастер русской басни - страница №1/1

Оренбургская область

Соль- Илецкий район

МОАУ « Ветлянская средняя общеобразовательная школа»

2013-2014 учебный год

Конспект внеклассного мероприятия

в 5-6 классах

по теме:

«И. А. Крылов - великий мастер русской басни».

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы

Амамбаева Гульсара Жумабаевна

тема: "И.А. Крылов - великий мастер русской басни".

Цели мероприятия:



  1. Образовательные

- Знакомство с основными вехами жизненного и творческого пути И.А.Крылова;

- Закрепление понятия басни и ее признаков;

- Развитие умения выразительно читать басни.

2. Развивающие

- развитие культуры читательского восприятия художественного текста на примере басен.

3. Воспитательные

- воспитание чувства патриотизма, справедливости, внимания к человеку.
Оборудование и наглядность: мультимедийная установка, презентация, рисунки учащихся.

Категория участников: учащиеся 5-6 классов.


Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя: (слайд 1 )

Здравствуйте, дорогие ребята! На уроках литературы мы познакомились с историей возникновения басни как жанра, с творчеством известных баснописцев: Эзопа, Лафонтена, Сумарокова, Хемницера. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве великого мастера русской басни И.А.Крылова. Любой из нас знаком с баснями великого мастера. Каждая басня по-своему интересная, поучительная, в каждой своя мораль, своя наука. Наше мероприятие посвящено 245-летию со дня рождения великого мастера русской басни Ивана Андреевича Крылова. Спустя почти два столетия басни Крылова также поучительны и любимы как детьми, так и взрослыми.

Учитель: (слайд 2)

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.

2. Слово о Крылове (сообщение, подготовленное учеником). (слайд 3)

Из биографии писателя

Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещённых людей своего времени.

Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде… В 11 лет написал первую басню.

С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.

В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки,

где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Учитель:

— Вспомните, что такое басня, каковы её признаки и особенности. (слайд 4 )

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзопов язык.

Например, осёл традиционно выражает……., лисица - …….., обезьяна - ………

2. Мораль.

Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

А теперь, ребята, проведём конкурсы.

Конкурс № 1. (слайды 5-6)

Письмо:

«Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы.
С благодарностью Иван Андреевич Крылов».

Посмотрите на этих героев басен и скажите, из какой басни каждый предмет.



Конкурс № 2. (слайды 7-8 )

Что это за басня? Рассмотрите иллюстрации.

Рубрика "Это интересно!"

Учитель: Сейчас, ребята, вы прослушаете интересное произведение. Это "произведение" называется центон. Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений!



Зубастой Щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

Голубушка, как хороша!



Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок”.

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

1. Лебедь, Щука и Рак; Квартет; Музыканты; Осел и Соловей; 2. Щука и Кот; Ворона и Лисица; Кукушка и Петух; Волк и Журавль).



Конкурс № 3. (слайд 9 )

Узнаем героя по реплике!

1) «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

2) «А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…

трудится над курчонком» ( Кот Васька, «Кот и Повар»)

3) «Лишь были б жёлуди:

Ведь я от них жирею» (Свинья, «Свинья под дубом»)

4) «А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» (Петух, «Кукушка и Петух»)

5) «Я удавилась бы с тоски,

Когда б на неё хоть чуть была похожа» (Мартышка,



«Мартышка и зеркало»)

Конкурс № 4.

Прочтём басню! (слайды 10-11 )

Учащиеся читают басни И. А. Крылова.

Учитель: Многие художники запечатлели Крылова на своих полотнах. (слайды 12 -13)

Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839. К.П.Брюллов Государственная Третьяковская галерея

Иван Андреевич Крылов.1834 И.Е.Эггинк

Учитель: Обратите внимание на памятники Крылову (слайды 14-15 )



Памятник И.А.Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге
(1845—1851, скульптор Пётр Карлович Клодт, рельефы Александра Алексеевича Агина)


Памятник И.А.Крылову в Москве на Патриарших прудах

Учитель: Крылов написал более 200 басен. Как вы думаете, откуда черпал поэт свои сюжеты? Сделайте вывод о том, что служило источником басен Крылова.

Источники сюжетов басен И.А.Крылова (слайд 16 )

Личные наблюдения, опыт

Рассказы друзей

Библейские сюжеты

Басни Эзопа, Лафонтена

Заключительное слово учителя:



Народность крыловской басни — органическая и истинная, словно сама старая Русь с её обычаями, нравами, характерами оживает в созданиях Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена, силой его могучего таланта стали неподражаемо русскими. Гоголь писал о Крылове, что “всюду у него Русь и пахнет Русью” и что басни его — “книга мудрости самого народа”.

"Его притчи -достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа". Н.В. Гоголь (слайд 17 )

Во многих баснях своё “простодушие” Крылов, когда это было необходимо, очень умно использовал. Под масками львов, орлов, медведей современники легко угадывали неправедных судей, лукавых и льстивых царедворцев, именитых сановников.

Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.