Хранилище истории - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Хранилище истории - страница №1/1

День архивов празднуется вот уже 293 года, с тех пор, как 10 марта 1720 года Петр Великий подписал "Генеральный регламент, или Устав".

ХРАНИЛИЩЕ ИСТОРИИ

Устав определил основы организации государственного управления в стране и ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность архивариуса, которому надлежало "письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать..."

Традиционные представления об архиве как о пыльном месте, где хранятся скучные бумажки, давно устарели. Архив — это не просто место хранения документов, это хранилище истории, считает начальник архивного отдела администрации района Надежда Сырых.

Новейшая история архивного отдела района началась в 1992 году, когда муниципалитеты перестали передавать документы в государственный архив Липецкой области, начали формировать местные хранилища документов. Основу его составляют управленческие документы 67 организаций и предприятий, находящихся на территории района, нормативные акты администрации.

Исследование архивных документов и анализ запросов позволяют сделать много интересных выводов. Так, на основе журналов о переписи населения, которая проводилась каждые 10 лет, можно выяснить численность каждой семьи и ее изменения. В метрических журналах зарегистрированы, как правило, 4 основные даты в жизни человека — рождение (и крестины), брак, развод и смерть.

По архивным документам можно вспомнить и развитие Липецкого района, который в этом году отметит свое 85-летие. Например, сельчане привыкли к тому, что в селе Боринское есть бассейн "Волна", а сохранившаяся документация может напомнить, как начиналось его строительство, сколько было сделано, чтобы появился этот центр здоровья. Самые старые документы, которые хранятся в архивном отделе, датируются 1933 годом. Это приказы начальника районного отдела народного образования по личному составу.

На данном этапе сохранность документов по личному составу — одна из наиболее важных проблем архивного отдела, которая со временем приобретает все большую актуальность. Интерес к такого рода документам немалый, в прошлом году архивный отдел ответил почти на 1414 запросов. Причем максимальное время приема посетителей составляет всего 5-10 минут. Ежедневно сюда обращаются более 10 сельчан.

Большинство запросов связано с оформлением пенсий. Человек работал когда-то в районе, затем уехал, а спустя годы потребовались документы, подтверждающие его трудовую биографию. Или же пришло время оформлять пенсию. Как, к примеру, Наталье Поповой из села Троицкое, которая работала в совхозе маляром. Работники архивного отдела подготовили ей не только справку о стаже, но и сделали выборку заработной платы с "человекоднями", проштудировав документы за 1983-1993 годы.

НЕ ВСЁ УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ

Многие сельчане обращаются в архив при оформлении права собственности на землю и квартиры. За последние двадцать лет менялись законы, регулирующие земельные отношения, жилищное законодательство, и документы, дающие право собственности. Когда, кому и на каком основании переданы земельные участки, ордера на квартиры — информация хранится в муниципальном архиве.

— Вот сегодня, к примеру, обратилась Дарья Кожевникова из села Боринское, — рассказывает Надежда Владимировна. — Ей понадобилась архивная копия постановления главы администрации Боринского сельсовета от 1999 года "О выделении земельного участка в собственность для строительства гаража". А Александру Фролову для вступления в права наследства понадобились документы о выделении земельного пая в СХПК "Васильевка" его отцу.

— Не все важные документы удалось сохранить, многие пропали в пылу перестройки, — продолжает Надежда Сырых. — С началом периода становления кооперативного движения создавались десятки малых и частных предприятий. Многие из них прекратили свою деятельность, а документы, подтверждающие трудовую деятельность работников, в свое время в архивный отдел переданы не были. Распространенным явлением была и так называемая фактическая ликвидация фирм, когда увольнялись руководитель и все сотрудники, продавались помещения, то есть предприятие фактически прекращало свою деятельность, но юридически не ликвидировалось. Бывшие работники этих организаций вынуждены искать руководителя или лиц, в чьем распоряжении находится брошенный архив, и зачастую безуспешно.

Например, если бы в архивный отдел своевременно были переданы документы треста ресторанов и кафе, то у многих людей не было бы проблем с подтверждением стажа. К сожалению, мы им так и не смогли помочь.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕННОСТИ

Архив постоянно пополняется. Недавно сюда поступили 350 дел ООО "Сенцовотехника" и ОАО "Золотой колос".

А какой путь проделывает документ после того, как попал в руки архивных работников? Прежде всего, любой клочок бумаги проходит экспертную оценку, выясняется его ценность: историческая, управленческая. В зависимости от ценности и определяется срок хранения: год, три, пять и даже 75 лет. А есть категория "кондуитов", передающихся на вечное хранение.

После того, как срок определен, происходит подготовка к хранению: некоторые бумаги брошюруются, подшиваются, классифицируются и систематизируются. Документы маркируются, помещаются в специально отведенное место. И… ждут своего часа.

Надежда Сырых и Анна Леликова ведут базу учета документов, составляют их описание. Сейчас, как правило, это делается в электронном виде. Когда подходит к концу срок хранения документа, принимается решение об его уничтожении. Те же бумаги, которым назначена вечная жизнь, бережно хранятся.

Главная обязанность работников архивного отдела — сохранность документов. Надежда Сырых и Анна Леликова контролируют влажность воздуха в помещении архива, защищают материалы от вечных врагов бумажных носителей — грызунов, следят за состоянием пожарной безопасности.

Среди качеств, которые присущи архивистам, аккуратность и скрупулезность — самые главные. Вопреки распространенному мнению, работники районного архива не производят впечатления флегматичных "серых архивных мышек". Так что дело, наверное, не в человеческом темпераменте, а в умении сосредоточенно, изо дня в день, заниматься кропотливой работой. За день через их руки проходит множество документов, и внимательность в работе необходима.

В ПЯТИ ХРАНИЛИЩАХ

На сегодняшний день в архивном отделе 180 фондов, а это 30231 единица хранения, из них постоянного срока хранения — 15225. Сейчас весь районный архив умещается в пяти хранилищах, расположенных на площади в 150 квадратных метров.

— Этого места становится мало, — сказала Надежда Сырых и проинформировала о современных требованиях, предъявляемых к хранению документов. — В архиве должны храниться не только бумажные документы, но и аудио- и видеоматериалы. Бумажные документы должны быть оцифрованы, над этим работает главный специалист-эксперт Анна Леликова.



Анна Сергеевна успешно поддерживает электронное взаимодействие по программе VIP/NET с управлением Пенсионного фонда РФ в Липецком районе. Только за два месяца этого года по программе поступило и исполнено 123 запроса. Это позволило сельчанам при назначении или пересмотре пенсии специально не обращаться в архивный отдел за справками. По запросу управления отдел представил все необходимые данные.

Жизнь любого человека, организации создает историю всего района. А материальными носителями этой истории являются документы, остающиеся для потомков. От того, насколько бережно сегодня их хранят работники архива, зависит то, каким предстанут сельские поселения района в веках грядущих. И лет через триста какой-нибудь седовласый профессор, сидя над документом, с изумлением воскликнет: "Вот это да! Каким, однако, интересным был этот двадцать первый век!".