«Храмы Московского Кремля. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Храмы Московского Кремля. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля» - страница №1/1

Мартынов Д.А. Мартынова Ю. Н.

Тема урока:«Храмы Московского Кремля. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля».

Цель урока:дать представления об определенных особенностях развития храмовой архитектуры Москвы, и познакомить школьников с конкретными произведениями искусства(а именно:Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля).



Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление о соборах Московского кремля.

  • Познакомить с историей создания Успенского и Благовещенского соборов.

Развивающие:

  • Развивать интерес учащихся к истории московского Кремля.

  • Стремиться к самостоятельному изучению истории  нашей столицы.

Воспитательные:

  • Воспитание национального самосознания учащихся.

  • Воспитывать умение гордиться своей историей.

  • Воспитывать умение ценить высокую культуру прошлого и брать от нее лучшее, что воспитывает человека нравственно и патриотично.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоряд, презентации, тесты, учебники.

Зрительная наглядность: Иллюстрации: Московского Кремля, Соборной площади Московского Кремля, Успенского собора, интерьера Успенского собора, иконостас Успенского собора, Благовещенского собора, внешний и внутренний вид Благовещенского собора.

Термины:Алтарь, апсида, аркатурный пояс, закомара, паперть, подклет,портал, прясло, лопатка, хоры, фреска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, дежурные назовите отсутствующих.

  1. Проверка домашнего задания (5-6 минут)

Учитель: Сейчас мы проверим как вы справились с домашним заданием. У каждого из вас на парте находится карточка с тестовым заданием. Отвечайте на вопросы, и передавайте карточки на первую парту. На выполнение задания у вас 5 минут. Результаты вы узнаете на следующем уроке.

  1. Объяснение нового материала.

А теперь мы перейдем к изучению нового материала.

Тема урока:«Храмы Московского Кремля. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля».

Цель урока:получить представления об определенных особенностях развития храмовой архитектуры Москвы, и познакомиться с конкретными произведениями искусства(а именно: Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля).
Московский кремль.

mos_kremlin_map_1Слайд №4

Московский Кремль — крупный архитектурный комплекс, крепость, исторический центр Москвы, расположенный на левом берегу Москвы-реки, на Боровицком холме, наиболее древняя часть города, в настоящее время являющаяся резиденцией высших органов государственной власти России и одним из главных историко-художественных комплексов страны. Выделен как самостоятельная административная единица.

Первоначально Кремль служил как укрепление славянского посёлка, возникшего на Боровицком холме. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 700 метров. С 1264 резиденция князей Москвы. Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается с участием итальянских зодчих и обретает в значительной мере свой современный вид. При Иване III, перестраиваютсяфортификационныесооружения Кремля. Новые стены и башни, выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. В XVII-XIX идёт активное строительство светских зданий, и Кремлёвский ансамбль получает логическое завершение.Центром его стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475-79), Благовещенским собором (1484-89), Грановитой палатой (1487-91), Архангельским собором (1505-08) — (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Ивана Великого…


Соборная площадь является историческим и архитектурным центром Кремля.Слайд № 5

3826655slide0036_image064

Её планировка сложилась в XIV-XV веках, когда на месте ныне существующих Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов были возведены первые, не сохранившиеся до наших дней, церкви. Нынешний облик площади сложился в течение XVI века, когда старые соборы были заново перестроены, возведены Грановитая палата и Колокольня Ивана Великого. Здания Соборной площади строились с участием итальянских зодчих, поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского возрождения. С Соборной площадью связано множество исторических событий: в Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили земские соборы. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров, а Архангельский собор служил им усыпальницей.



Успенский соборСлайд №.6 ,7

450px-dormition_%28kremlin%29

Учитель:Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриарховСлайд № Венчание на царство. 8

венчание на царство михаила федоровича в успенском соборе московского кремля

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы (Слайд №).9



успенский собор

Толчком к строительству собора послужило перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.

Первоначально Успенский собор был одноглавым, четырехстолпным с тремя притворами. В жертвеннике храма разместили гробницу митрополита Петра, не дожившего до окончания строительства. Храм был расписан греческими мастерами. Здесь хранились многочисленные иконы и драгоценная утварь. Простояв около 150 лет, белокаменный собор Калитыобветшал. От пожаров белый камень обгорал и крошился, стены становились непрочными. После очередного пожара летом 1470 года собор практически развалился и решено было строить новый. Этот собор заложил митрополит Филипп весной 1472 года и распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Строительством собора руководили московские зодчие Кривцов и Мышкин. Однако через два года, когда собор был возведен почти до сводов, рухнули северная и часть западной стены. Специально приехавшие из Пскова зодчие осмотрев руины, указали на плохое качество извести (жидкой и неклеевитой), на просчеты при возведении стен и сводов и отказались продолжить строительство. Великий князь Иван III дал поручение русскому послу в Италии пригласить для строительства собора итальянского зодчего. Приехать в Москву согласился Альберто Фиораванти (Аристотель Феропонтов), известный архитектор и инженер Болоньи.

Дети:Доклад про архитектора.

Учитель:Фиораванти прибыл в Москву в марте 1475 года и вскоре приступил к разборке руин собора, освобождая место для строительства. За лето заложили фундамент будущего храма, а зимой 1476 года итальянский зодчий уехал во Владимир. Фиораванти получил заказ построить кафедральный собор по образцу Успенского собора во Владимире, признанного шедевра древнерусской архитектуры. Все этапы строительства собора были отражены в летописях. Особо отмечалось, что иноземный архитектор делал все циркулем и линейкой, что известь густая как тесто, застыв была подобна камню. Москвичей удивила механизация строительных работ, а также то, что Фиораванти наравне с белым камнем, использовал кирпич, а дубовые балки традиционно применявшиеся на Руси для скрепления стен заменил на железные. Четыре года продолжалось строительство. 12 августа 1479 года в присутствии великого князя и иерархов состоялось торжественное освящение храма.

(слайд № 10 план собора)10

успенский собор московского кремля

Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. В плане это шестистолпный пятиглавый собор. Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Причем столбы впервые имеют круглую форму. Уподобляются светским колоннамСлайд №11 .



успенский собор московского кремляуспенский собор

Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается крупномасштабностью, величественностью, особой монолитностью. Храм геометрически четок: все членения равны по размерам (прясла одинаковой ширины) Слайд №12,



успенский соборуспенский собор московского кремля

алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками (автор не акцентирует апсиды, чтобы не нарушать монолитности основного объема.Слайд №13 ),



успенский собор московского кремля9-web450px-dormition_%28kremlin%29

закомары все находятся на одном уровне Слайд №14,



dxdgpmj_4nуспенский собор

главы собора сближены к центру(Слайд №15).



успенский собор московского кремля826655

Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна, нижний ряд окон вписан в промежутки аркатурно-колончатого пояса. (Слайд №16,17,18)



450px-dormition_%28kremlin%29успенский собор московского кремляcavttvlvуспенский

Все это придает основному объему массивность. Летописи отметили, что здание смотрится "как един камень".

Но в то же время собор производит впечатление легкости, устремленности ввысь - благодаря вертикализму.

Как вы думаете за счет каких элементов достигается этот эффект?

Дети отвечают:(Учитель на слайде показывает.Слайд №19)

450px-dormition_%28kremlin%29успенский собор

обилие щелевидных окон, сильно выдающиеся лопатки, геометрическая четкость, купола стянуты к центру.



Учитель: Хорошо. Молодцы, ребята, все элементы перечислили верно. Собор обладает и своими секретами: диаметр центрального барабана приблизительно на метр превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Образовавшееся в главе «лишнее» пространство Фиораванти остроумно использовал как тайник: туда в случае опасности можно было отнести через крышу церковную казну.

Теперь давайте рассмотрим внутренне убранство храма.

Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного, светлого, просторного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством» Слайд №20.

13848успенский соборуспенский собор интерьер

Итальянский мастер отказывается от традиционных храмовых хоров и выделения центрального подкупольного пространства, что еще больше подчеркивает сходство интерьера со светским залом.

Собор, игравший важную роль в жизни государства, украшался с особым великолепием. Через два года после завершения строительства прославленный художник Дионисий написал иконы для трехъярусного иконостаса и украсил фресками стены и своды в алтаре. Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – АкафистаСлайды№21 .

g:\на открытый урок\успенский собор. акафист..jpg

В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов.Слайд № 22



стенопись успенского собора

На западной стене помещена огромная композиция «Страшный суд».Слайд № 23



стенопись успенского собора

На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучениковСлайд №.24



успенский соборуспенский собор московского кремляg:\на открытый урок\успенский собор. юго-западный свод.jpg

В 1653 году по заказу патриарха Никона для собора был выполнен новый иконостас. Новый шестнадцатиметровый иконостас имел четыре яруса: праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный; и полностью закрывал алтарь. В него вошли 69 икон.Слайд №25



успенский собор

Начиная с 1326 года собор служил усыпальницей глав русской церкви – митрополитов, а с конца 16 века – патриархов. Саркофаги расположены вдоль стен под полом собора. Слайд №26



g:\на открытый урок\план-схема захоронений. успенский собор..jpg

Огромный урон причинили собору войны, революции.После длительных реконструкций собор был открыт как музей. Начиная с августа 1991 г. в нем возобновились праздничные богослужения. Успенский собор сохраняет статус музея, все в нем остается неприкосновенным, а сотрудники музея и служители церкви совместно прилагают усилия к тому, чтобы Успенский собор — эта подлинная сокровищница культуры жил в веках.



Благовещенский собор.Слайд № 27

i1111111111

Учитель:А теперь, ребята, мы рассмотрим еще один храм – Благовещенский собор.Еще его называют Златоглавый или Златоверхий, а как вы думаете Почему?Слайд №28

купола благовещенского собораca6v2b81

Дети:отвечают (потому что у него позолочены все купола и перекрытия).

Учитель:Верно. Благовещенский собор это жемчужина древнерусской архитектуры – расположен в южной части Соборной площади. Слайд №29

схема соборной площадиslide0036_image064

Он являлся домовой церковью великих князей и царей и предназначался для обрядов семейного характера (бракосочетания, крещения и. т.).построенный на государевом дворе, собор был ранее соединен переходами с царским дворцом.

История постройки собора уходит в глубь веков. Остатки подклета свидетельствуют о существовании на этом месте в 14 веке каменной церкви Благовещения. В 1416 году по указу великого князя московского и владимирского Василия I на месте церкви построили новый храм большего размера. Он простоял немногим более полувека: великий князь московский Иван III начал перестройку своей резиденции, и новая домовая церковь не должна была уступать другим зданиям Московского Кремля. В 1484 году старый храм разобрали до цокольного этажа, и приехавшие из Пскова мастера начали строительство нового собора.

Небольшой, квадратный в плане, крестово-купольный четырехстолпный храм стоял на высоком подклете, в котором хранили княжескую казну.Слайд №30



подклет благовещенского собора

Со всех сторон собор окружали крытые галереи-паперти со сходами на Соборную площадь.Слайд № 31 , 32 ,33



южная галерея благовещенского соборасеверная галерея благовещенского соборазападная галерея благовещенского собора

ib1376130_3073_rt8bблаговещенский собор план

Первоначально Благовещенский собор был трехглавым. 1 центральная глава и 2 главы с западной стороны. Учитель показывает какие главы были изначально у собора. (Это видно т. к. они немного больше в диаметре).Слайд № 34



благовещенский соборблаговещенский собор купола1

Свой нынешний облик он обрел в правление царя Ивана Грозного, когда паперти перекрыли сводами и на них по углам поставили небольшие одноглавые храмы - приделы.Слайд № (Пример придела – вид сверху)35



придел благовещенского собораблаговещенский собор 4

Один из приделов посвятили празднику Собора Богоматери, второй- архангелу Михаилу, третий – празднику входа в Иерусалим, а четвертый – святому Георгию. Одновременно с возведением приделов на кровле с восточной стороны поставили две декоративные главы. Собор стал девятиглавым.

Скажите, а что символизирует девятиглавие собора?

Дети: отвечают – девять ангельских чинов.

Учитель: Правильно. Главки и кровлю позолотили, и потому собор стали именовать «златоверхим». Слайд №36

благовещенский собор купола1

Перестройку паперти с высоким белокаменным крыльцомна южной стороне легенда связывает с четвертым браком Ивана Грозного, на которого была наложена епитимья, вследствие чего он по христианскому канону не мог присутствовать на богослужении в самом соборе, а стоял на паперти. На самом деле, это крыльцо - часть собора 1489 года. Через него можно было из царского дворца пройти в хранилище сокровищ великокняжеской казны – Казенный двор, в Архангельский собор и дворцовые сады. Слайд №37



130_3073_rt8b

Входы в собор с северной и западной галерей обрамлены белокаменными резными порталами. Слайды № 38



западный портал благовещенского соборасеверный портал благовещенского собора

Высокие двустворчатые двери обиты листовой медью, на которой изображены библейские персонажи, а также античные писатели и философы. Слайд № 39



g:\на открытый урок\двери благовещенского собора.jpgg:\на открытый урок\фрагмент створки двери благовещенского собора.jpg

 Здание богато декорировано. Стены собора украшены аркатурным поясом, в который были вписаны щелевидные окна.Слайд №40



благовещенский собор куполаблаговещенский собор2

Он гармонирует с таким же аркатурным поясом соседнего Успенского собора. Но, необходимо сказать, что на апсидах первоначально аркатурного пояса не было - его добавил во время реставрации 1860-х годов архитектор Ф.Ф. Рихтер. Широкое окно в центральной апсиде тоже позднего происхождения - к его переделке, предпринятой для лучшего освещения алтаря, приложил руку В.И. Баженов.

Внутреннее пространство Благовещенского собора невелико и кажется еще теснее из-за хоров, расположенных в его западной части. Здесь во время богослужения находились княжеская, а позже и царская семья. В храм можно было пройти прямо из дворца и спуститься вниз по каменной винтовой лестнице.

Великолепен пол собора из плиток агатовидной яшмы. По преданию, он перенесен сюда из Ростова великого по распоряжению Ивана Грозного. Слайд № 41



благов соg:\на открытый урок\пол благовещенского собора.jpg

Благовещенский собор – один из немногих памятников древнерусской архитектуры, в котором частично сохранились фрески 16 века. На сводах северной и западной галерей собора располагается композиция «Дерево Иессеево» - библейская родословная Христа,Слайды №42



g:\на открытый урок\древо иессеево.jpgg:\на открытый урок\древо иессеево. праотец иаков.jpg

«Троица»,Слайды №43



g:\на открытый урок\троица. благовещенский собор..jpg

«Спас нерукотворный».Слайды №44



стенопись благовещенского собора

В уникальном по художественной ценности иконостасе Благовещенского собора собраны иконы, написанные с конца 14 по 19 век выдающимися русскими мастерами. Иконы деисусного, главного по значению ряда написаны в конце 14 века Феофаном Греком – выдающимся русским мастером. Слайды №45



московского кремляcacqndd7 благовещенский

Над деисусным расположен праздничный ряд, состоящий из икон, повествующих о земной жизни Христа. Семь икон – «Благовещение»,



g:\на открытый урок\благовещение. благовещенский собор..jpg 46

«Рождество Христово»,



g:\на открытый урок\рождество. благовещенский собор..jpg 47

«Сретение»,



g:\на открытый урок\сретение благовещенский собор..jpg 48

«Крещение»,



g:\на открытый урок\крещение. благовещенский собор..jpg 49

«Преображение»,



g:\на открытый урок\преображение. благовещенский собор..jpg 50

«Воскрешение Лазаря»



g:\на открытый урок\воскрешение лазаря. благовещенский собор..jpg 51

и «Вход в Иерусалим»



g:\на открытый урок\вход в иерусалим. благовещенский собор..jpg 52

созданы величайшим живописцем Древней Руси Андреем Рублевым.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы. Слайд № 53

благовещенский собор московского кремля

Сейчас этот образ хранится в Государственной Третьяковской Галерее.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. С 1993 года в соборе ведется богослужение.


  1. Домашнее задание .Параграф 9.5, стр. 189 – 198. Индивидуальные задания: доклад Алевиз Новый, Бон Фрязин.

  2. Проверка усвоения материала.

Учитель задает вопросы по пройденному материалу. Дети отвечают с места или работают у доски.

1. Назвать и показать на доске изученные соборы. Слайд № 1.

(Соборная площадь. Презентация №2)

slide0036_image064

2. Когда и кем был построен Успенский собор?Слайд № 2



450px-dormition_%28kremlin%29

3.В честь чего был освящен главный престол Успенского собора?

4.Какие элементы декора храмов мы сегодня рассмотрели? Что больше всего запомнилось?Слайд №3

успенский собор московского кремляdxdgpmj_4nуспенский собор9-web

5. Какое отношение имел Благовещенский собор к Великокняжеской семье?Слайд № 4.



благовещенский собор

6. В каком из изученных соборов были захоронены московские митрополиты?



благовещенский собор450px-dormition_%28kremlin%29

7. Какую роль в жизни страны играл Успенский собор?



450px-dormition_%28kremlin%29

  1. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу каждого ребенка на уроке. Выставляет оценки.