Храм в честь иконы Божией Матери Ахтырской в селе Чернетово - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Храм в честь иконы Божией Матери Ахтырской в селе Чернетово - страница №1/1

На территории Брянского района существует районный благочиннический округ Брянской Епархии. Он объединяет 12 приходов с 12 действующими храмами.
Храм в честь иконы Божией Матери Ахтырской в селе Чернетово
Каменный храм в честь иконы Божией Матери Ахтырской в селе Чернетово Брянского района имеет более чем 200-летнюю историю. Он появился здесь в 1805 году. Церковь поставлена на самом высоком месте села на правом берегу реки Десны, и является основным композиционным акцентом его застройки. Деньги в строительство этой святыни вложила местная помещица А.Н. Надорожинская, родная тётка поэта Фёдора Тютчева.

Прежде сёла Бетово и Чернетово составляли один приход, который известен ещё со второй половины XVI века. Первоначально деревянный храм прихода во имя Первомученика Архидиакона Стефана находился в Бетово, но со временем он обветшал. Взамен его и был построен новый храм – в честь иконы Божией Матери Ахтырской, но уже в Чернетово. А на месте прежнего была устроена часовня.

В годы советской власти чернетовский храм был закрыт. В 1930-х годах колокольню, отдельно стоявшую перед западным входом, и вовсе разобрали. И только 75 лет спутся, в 2005 году, в Чернетово вновь была образована приходская община. Сейчас богослужения временно совершаются в молитвенном доме. А в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы.

К слову, само же Чернетово впервые упоминается в середине XV века. Известно, что в XVII веке оно было владением Исуповых, с XVIII века — Шуваловых, Бахтиных, Тютчевых и других помещиков. В состав Брянского района Чернетово входит с 1929 года.




f:\ахтырский храм 3.jpg

Икона Ахтырской Божьей Матери

Храм в честь иконы Божией Матери Ахтырской

http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/chernetovo/chernetovo01.jpg

http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/chernetovo/chernetovo02.jpg
http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/chernetovo/chernetovo14.jpg http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/chernetovo/chernetovo17.jpg

Храм в честь Рождества Христова в поселке Добрунь
Храм в честь Рождества Христова в поселке Добрунь появился относительно недавно. В 2001 году в связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, была зарегистрирована община храма в честь Рождества Христова. Богослужения стали проводиться в одной из комнат поселкового Дома культуры. Параллельно с этим началось строительство храма. До этого момента самостоятельного прихода в поселке не было, он относился к Свенскому Свято-Успенскому монастырю, поэтому Престольным праздником здесь считается Праздник Успения Пресвятой Богородицы. В настоящее время строительные работы продолжаются.

f:\туризм\для сайта\православные святыни\храм в добруни 2.2.jpgf:\туризм\для сайта\православные святыни\храм в добруни 2.1.jpg
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в поселке Супонево
Современный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в Супонево существует с XIX века. Его на средства прихожан построили в центре поселка - над обрывом высокого берега Десны.

Новый храм пришел на смену обветшавшей деревянной церкви. В XVI-XVII веках она относилась к женскому Георгиевскому монастырю, который, в свою очередь, был приписан к Свенскому монастырю. Благоустройство вновь построенного в 1828-1831 годах храма затянулось - придельный Алтарь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца был освящен лишь в 1847 году, а главный алтарь в честь Нерукотворного Образа Спасителя – в 1852-м.

В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 гг., фашистские оккупанты устроили в храме конюшню. За исключением этого периода он не закрывался. А с начала 2000-х годов здесь появились новые Престолы: в честь Нерукотворного Образа Спасителя - освящен в 2003 году и Престол во имя Великомученика и Победоносца Георгия - освящен 5 апреля 2008 года Епископом Брянским и Севским Феофилактом.
f:\туризм\для сайта\православные святыни\3 храм в супонево 1.jpg

Храм во имя Благоверных князей Бориса и Глеба села Госома
История современного храма в Госоме берет свое начало в XVII веке, правда, она довольно запутана и доподлинно неизвестна. Тем не менее, в Церковных материалах 1610 года есть сведения, что в селе находился деревянный храм во имя Бориса и Глеба, уцелевший в годы «смуты». По имени этого храма село в те времена порой называли Борисоглебским. Однако, в писцовых книгах 1653 года Борисо-Глебская церковь уже не упоминается. Можно лишь предположить, что к тому моменту она сильно обветшала. А вот уже в следующем, 1654 году, Покровская церковь в Госоме названа вместе с приделом Святых Бориса и Глеба.

Спустя полторы сотни лет, в 1808-1812 годах, помещица Екатерина Тютчева построила вместо разрушающегося деревянного храма каменный. Неизвестно, были ли допущены какие-то просчеты архитектором и мастерами, или же сама обстановка 1812 года не способствовала нормальному завершению работ, но на здании храма стали появляться трещины. В 1895 году из-за опасности обвала его пришлось разобрать. Сразу после этого начались работы по строительству нового каменного храма. Они благополучно завершились в 1900 году, тогда же Борисо-Глебский храм в Госоме и был освящен. Внутри него сохранились фрагменты масляной живописи конца XIX века. Но, после Октябрьской революции храм был закрыт. А во время Великой Отечественной войны, когда отступавшие оккупанты сожгли находящийся в нем склад, здание сильно пострадало. Приходская община была возрождена здесь в 1992 году. В 2009 году храм был освящен Епископом Брянским и Севским Феофилактом.



f:\туризм\для сайта\православные святыни\4 храм в госоме 1.jpg

http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/gosoma/gosoma02.jpg
Храм во имя Святителя Николая в селе Домашово
Храм во имя Святителя Николая в селе Домашово построен в течение 2009 года под попечением Губернатора Брянской области Николая Денина. В том же году он освящен Епископом Брянским и Севским Феофилактом.

f:\туризм\для сайта\православные святыни\5 храм в домашово 1.jpg

f:\туризм\для сайта\православные святыни\5 храм в домашово 2.jpg
Храм во имя Святителя Николая в селе Елисеевичи
Приход села Елисеевичи стал самостоятельным в годы правления Екатерины II. Что касается храма во имя Святителя Николая, то здесь мнения исследователей разнятся – одни ссылаются на легенду о чудесном исцелении от слепоты князя Романа Брянского, которое он получил от Свенской иконы Божией Матери, за что и подарил Свенскому Успенскому монастырю земли, где сейчас находятся села Елисеевичи, Меркульево, Титовка и Староселье. Согласно этой версии на средства монастыря здесь был построен большой деревянный храм во имя Святых мучеников Флора и Лавра, а для совершения богослужений был прислан иеромонах Елисей, от имени которого село и получило свое название. Другая история гласит, что церковь, существовавшая до построения каменного храма была не во имя Флора и Лавра, а во имя Николая Чудотворца и не раз перестраивалась. Когда к началу 1840-х годов прежняя деревянная церковь обветшала и стал вопрос о ее закрытии, крестьянами села решено было построить новый каменный храм. Инициатором выступил елисеевский крестьянин Василий Агапеев. Новый храм открылся в 1843 году. При нем также было построено здание Церковно-приходской школы. Она открылась 56 лет спустя - в 1899 году.

Позднее храм был закрыт. Точных сведений о том, когда это произошло, нет. Известно лишь, что в 1930 году был арестован и приговорен к трем годам ссылки священник храма Ипполит Алексеевич Осипов. Богослужения в храме сейчас не совершаются, но подготавливаются документы для юридической регистрации Прихода.



http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/eliseevichi/eliseevichi01.jpg

http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/eliseevichi/eliseevichi02.jpg
Храм во имя Мученицы Антонины в селе Журиничи
Журиничский храм во имя Святой мученицы Антонины за свою недолгую историю существования уже был уничтожен огнем и снова возрожден.

Православная община в селе была основана в 1998 году. Богослужения совершались в приспособленном под храм деревянном доме. В 2005-м началось строительство нового деревянного храма во имя Святой мученицы Антонины. Храм строился при деятельном участии Николая Патрушева. Уже через год храм был готов - 22 марта 2006 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт совершил Чин освящения Крестов храма, в апреле на колокольню храма были подняты освященные колокола. А 28 мая того же года здесь была совершена первая Божественная Литургия. Просуществовав всего три года, в 2009 году, в результате пожара храм сгорел. Сейчас он возрожден.



Фото взять у Лёши.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кабаличи
В XVII веке приход села Кабаличи упоминается как один из самых древних приходов Брянского уезда. Правда, о его образовании никаких сведений не сохранилось.

К постройке храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы приступили в 1768 году. Работы велись по инициативе и на средства помещика Ивана Никифоровича Тютчева, отца Фёдора Тютчева. 11 лет спустя, в 1779 году, был освящен главный престол храма. В 1862-м святыня сильно пострадала. Капитально отремонтировали его и снова освятили лишь через 39 лет. А еще спустя 28 лет храм закрыли, после чего там находились склады, затем водокачка, магазин.

Возрождение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы началось с июня 2002 года. В настоящее время проводятся ремонтно-восстановительные работы. А богослужения проходят в одной из комнат местного Дома культуры.

http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/kabalichi/kabalichi01.jpg



f:\туризм\для сайта\православные святыни\8 церковь в кабаличах 4.jpg

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Малое Полпино

«Среди двора скитского красуется двухэтажный храм, заключающий в себе две церкви: верхнюю, деревянную, холодную — во имя Всех Святых, и нижнюю, каменную, теплую — во имя Печерския Божией Матери. Замечателен лес, из которого выстроен этот храм; он был прежде сельский храм, простоявший более двухсот лет, и был построен из леса полуторастолетнего возраста и теперь так крепок и красив, что стоит внимания посетителей» - так в 1909 году описывался Скитский храм, который был далёким предшественником храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Малое Полпино.

Жители Малого Полпино были прихожанами Бело-Бережской Пустыни. В 1924 году Пустынь закрыли. И брянский губисполком разрешил общине верующих села перенести в Полпино деревянный храм из Скита обители. Работы по его переносу были почти завершены к 1926 году. Храм устроили на окраине села на каменном фундаменте. По воспоминаниям старожилов, через несколько лет храм официально был закрыт, но богослужения совершались в нем вплоть до 1943 года, когда храм был сожжен оккупационными войсками.

В 2001 году община храма воссоздана. Богослужения совершаются в небольшом храме, построенном рядом с сохранившимся фундаментом сожженной фашистами святыни.



Церковь Казанской Божией Матери в Новосёлках

Церковь Казанской Божией Матери расположена в центре села Новоселки на возвышенном берегу реки Судость. Её строил помещик Василий Небольсин. Храм имел четыре алтаря: главный – во имя Казанской Божией Матери, и три придельных – во имя Святителя и Чудотворца Николая, Владимирской Божией Матери и святых патриархов александрийских Кирилла и Афанасия. Документальных данных о дате построения храма не найдено, но язык его архитектурных форм дает основание считать временем создания святыни последнюю треть XVIII века.



http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/novoselki/novoselki01.jpg

http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/novoselki/novoselki02.jpg

Церковь Рождества Христова в Теменичах
О времени образования прихода в селе Теменичи никаких сведений не сохранилось. По переписным книгам 1654 года в приходе Теменичской Рождественской церкви числилось девять дворов. В 1734 году помещики села , четверо Глотовых и пятеро Львовых, обратились с просьбой разрешить построить новую деревянную церковь, так как находившаяся в селе церковь "во имя Рождества Христова холодная, в которой... в зимнее время священнодействовать весьма не без трудности". Разрешение было получено, и рядом с Рождественской церковью на средства помещика Александра Петровича Львова была построена новая теплая церковь во имя Николая Чудотворца. А в 1832 году на средства помещика Алексея Николаевича Львова в селе вместо двух деревянных церквей была построена новая каменная Рождественская церковь. 21 год спустя помещик Николай Васильевич Вепрейский, капитан артиллерии, женатый на двоюродной сестре русского писателя, публициста, философа, революционера Александра Ивановича Герцена, в 1853 году на свои средства отремонтировал и обновил каменный Рождественский храм в Теменичах и пристроил к нему высокую и стройную колокольню.

Во второй половине XIX века церковь обновлялась масляной краской. Из утвари храма сохранился иллюстрированный рукописный синодик, написанный местным священником. Сейчас он хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Сам же храм закрыли после Великой Отечественной Войны. В нём было зернохранилище и различные склады, затем его частично разрушили. Летом 1994 года начались работы по восстановлению святыни, Богослужения начались Великим постом 1996 года.


http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/temenichi/temenichi01.jpg
Храм во имя Великомученика Димитрия Солунского в селе Отрадное (Голяжье)

Селение Голяжье возникло не позже IX-X веков и названо так по занимавшим ранее это место жителям из племени голядь. Сведений о первых веках существования селения не сохранилось. Можно утверждать, что оно уже в XVI веке было селом — в Церковных документах упоминается разорение храма села Голяжье в годы Смутного времени.

В документах 1670-х годов отмечалось, что находившийся в Голяжьем храм во имя Великомученика Димитрия Солунского «без пения из дальних лет и службы в ней не было от ветхости». Лишь в 1679 году местный помещик Измаил Тимофеевич Алымов взялся построить новый деревянный храм. В декабре 1713 года этот храм сгорел, и владелец Голяжьего, поручик Иакинф (Акинфий) Евстратович Алымов, вместо того, чтобы построить новый храм, обратился в Брянское Духовное правление с просьбой перевести в Голяжье старый деревянный храм из села Ольшаницы, где к тому времени уже был построен новый храм. Разрешение было получено, и старый ольшаницкий храм поставили в Голяжьем «на старом церковном погорелом месте». Со временем храм окончательно обветшал, и в 1753 году полковнику Ивану Акинфовичу Алымову было разрешено начать строить в Голяжьем каменный храм. Стройка началась на следующий год, но в 1757 году Алымов умер, и завершала строительство храма уже его вдова — Анна Васильевна.

Ежегодно в мае от Дмитриевского храма совершался Крестный ход, для которого приносилась Свенская икона Божией Матери. В годы советской власти храм был закрыт и использовался под колхозный склад.

В 2001 году началась реставрация храма, организованная благотворительным обществом, но за недостатком средств работы были приостановлены. 14 ноября 2003-го состоялось собрание, на котором жители села проголосовали за образование общины для самостоятельного восстановления храма. Были проведены работы по расчистке храма от мусора и уборке прилегающей территории.
d:\работа\туризм\для сайта\православные святыни\11 церковь в отрадном 2.jpg

Преображенская церковь в селе Хотылево

Первые письменные упоминания о селе Хотылево относятся к XVII веку. В то время селом владели помещики – братья Степан и Дмитрий Тютчевы. Упоминается, что в Хотылево с XVII века существовала деревянная Никольская церковь, которая была сожжена во время «смуты» и в дальнейшем неоднократно перестраивалась. Так село Хотылево, с XVII века и до конца XIX-го принадлежало роду Тютчевых, один из представителей которого – богатейший брянский помещик Фаддей Петрович Тютчев, своими стараниями и на свои средства построил здесь в 1759 – 63 годах каменную церковь Преображения.


http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/hotilevo-usadba/hotilevo-usadba15.jpg
d:\фл\туризм\для сайта\хотылево фото\dsc03452.jpg

http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/hotilevo/hotilevo03.jpg

Свенский Успенский мужской монастырь

В четырех километрах от нынешнего Брянска, в селе Супонево, на правом высоком берегу Десны, в живописной местности, против устья речки Свени, расположен Свенский Успенский мужской монастырь — один из самых древних и известных монастырей России. Наименование свое Свенский монастырь получил от рядом протекающей речки Свини и до середины XVIII века именовался Свинским, пока духовное ведомство не сочло это название неблагозвучным и не переименовало обитель на более приличный манер.

Свенский монастырь в Брянске был основан в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем во имя чудотворного образа Пресвятой Богородицы, от которого князь получил исцеление от слепоты. Князь Роман, сын черниговского князя Михаила Святого, убитого в Золотой Орде, перебрался из разрушенного татарами Чернигова в затерянный в лесах Брянск. Старинное сказание об основании Свенского монастыря повествует, что однажды князь Роман ослеп и для исцеления от недуга послал гонцов по Десне в Киево-Печерскую лавру, чтобы они доставили оттуда чудотворную икону. Лаврские монахи отдали чудотворный образ. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны, гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, он помолился, попросил исцеления от своего недуга. И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

Однако судьба монастыря складывалась по-разному. Первый храм, построенный князем Романом Михайловичем, просуществовал до середины XVI столетия. В 1567 году Иван Грозный повелел построить две новые каменные церкви. В 1578 году одна из них была закончена, но ее каменные своды неожиданно обрушились, вероятно, из-за оползней почвы. В 1681 году обе церкви монастыря находились в полуразрушенном состоянии. Иконостас одной из них позднее был перенесен в придел Успенского собора, построенного в середине XVIII века по проекту И.Ф. Мичурина, и был уничтожен в советское время. Свенский монастырь был одним из богатейших монастырей России. Щедрые вклады и пожертвования сюда делали старинные княжеские роды — Трубецкие, Воротынские, Мстиславские. Среди пожертвований были даже дорогие старинные доспехи и оружие. Монастырь был одной из крепостей на вечно беспокойном юге России. Иван Грозный оказывал ему всяческую поддержку, делая в монастырь богатые вклады, присылая сюда всевозможные припасы. При Иване Грозном в монастыре были построены две каменные церкви, но они были разобраны еще в XVIII веке.

К началу XX века в монастыре было три церкви. В советское время строения монастыря сильно пострадали, а многие из них, в том числе главный собор, были разрушены. Сохранились мощные оборонительные стены с башнями, две надвратные церкви и некоторые другие здания.

Неразрывно с монастырем связана история Свенской ярмарки, которая столетиями ежегодно устраивалась у его стен. В XVI—XVIII веках Свенская ярмарка была одной из главных ярмарок страны.

Сегодня в Свенском монастыре идут масштабные восстановительные работы. А Свенская ярмарка и по сей день является одним из ярких событий на Брянщине и за её пределами. Возникнув в XVII веке она стала одной из крупнейших в России, приобрела международное значение, сыграла большую роль в формировании всероссийского рынка и просуществовала до начала XX века.

Возрождение ярмарки началось в канун 1000-летия Брянска в 1985 году. Ежегодно на ней бывают представлены достижения промышленных и сельскохозяйственных предприятий не только Брянской области, но и предприятий Белоруссии и Украины.


http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/sven/sven14.jpg

http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/sven/sven15.jpg http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/sven/sven01.jpg

Белобережская пустынь в посёлке Белые Берега

Сведения о дате основания Белобережской пустыни различны. Во многих источниках указывается, что она возникла в начале XVIII века, когда Петр I, ввиду подготовки Брянска к возможным боевым действиям в ходе Северной войны, в 1706 году повелел В.Д.Корчмину снести постройки женского Воскресенского монастыря, а монахинь переселить в мужской Предтечев Песоцкий монастырь, для чего монахов из Песоцкого монастыря нужно было предварительно переселить в Петропавловский.

Как гласит предание, группа монахов во главе с архимандритом Леонидом, недовольных таким решением, отделилась от остальной братии и поселилась в отдалении от города, на белопесчаных берегах реки Снежети, вырыв для жилья землянки и устроив небольшую часовню. Этот скит начал постепенно заселяться старцами, желавшими вести уединенную жизнь. В 1712 году белобережские иноки во главе с иеромонахом Исаией испрашивали благословение на строительство вместо часовни храма, но разрешения не получили. Другие источники указывают иной год основания Белобережской пустыни – 1661-й, когда якобы в Россию был перенесен первый список (копия) древней византийской иконы Божией Матери «Троеручица». По легенде, первым пристанищем иконы в России стала как раз Белобережская пустынь, куда икону принес первый устроитель пустыни – иеромонах Симеон.

Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни датируются 1717 годом.



http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/bel-ber/bel-ber15.jpg
http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/bel-ber/bel-ber25.jpg http://va-brk.narod.ru/architecture/bryansk/bryansk-raion/bel-ber/bel-ber20.jpg

Данный раздел находится в стадии доработки и будет дополняться информацией.