Хозяйственные комплексы направления развития механизмы управления - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования... 1 297.35kb.
Международная конференция «Взаимодействие бизнеса и власти в целях... 1 43.78kb.
«Развертывание базовой инфраструктуры системы -112 в рамках муниципального... 1 46.64kb.
Философия управления 15 7175.85kb.
Программа дисциплины Аналитические центры как субъекты политики:... 2 193.71kb.
Название научного направления,научной школы Ведущие ученые в данной... 1 109.61kb.
Механизмы управления рабочими характеристиками вч технологических... 1 23.77kb.
Кокорев Ростислав Александрович Заместитель директора Департамента... 1 30.01kb.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение... 1 594.4kb.
Паспорт программы развития школы Настоящая программа определяет концепцию... 2 961.1kb.
Программы и основные направления деятельности управления молодежной... 1 116.74kb.
Калининградская область 1 69.84kb.
- 4 1234.94kb.
Хозяйственные комплексы направления развития механизмы управления - страница №1/26

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ:

ПОТЕНЦИАЛЫ

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Под реакцией В.Н.Шимова

Обзор составили д.э.н. профессор Ю.М.Ясинский,

к.э.н. доцент Буракова Л.П.




Минск 2005
Оглавление

Предисловие


1. Научные основы национальной экономики

1.1. Понятие национальной экономики

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики

1.3. Основные макроэкономические показатели и система национального счетоводства

1.4. Главные макроэкономические пропорции

1.5. Типы национальных хозяйственных систем

1.6. Макроэкономические и микроэкономические системы национальной экономики

2. Экономический потенциал Беларуси: современное состояние и проблемы

2.1. Понятие совокупного экономического потенциала страны

2.2. Природно-ресурсный потенциал

2.3. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси

2.4. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы

2.4.1. Научный и научно-технический потенциалы

2.4.2. Инновационный потенциал

2.5. Производственный потенциал

2.6. Инвестиционный потенциал национальной экономики

2.7. Внешнеэкономический потенциал Беларуси

2.8. Экологический потенциал

3. Экономический рост национальной экономики

3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы

3.2. Факторы экономического роста

3.3. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития

3.4. Моделирование экономического роста

4. Хозяйственные комплексы национальной экономической системы: уровни развития и ключевые проблемы

4.1. Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов

4.2. Промышленный комплекс

4.2.1. Структурный анализ промышленного комплекса

4.2.2. Топливно-энергетический комплекс

4.2.3. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность (комплекс)

4.2.4. Металлургическая промышленность

4.2.5. Химическая и нефтехимическая промышленность

4.2.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

4.2.7. Легкая промышленность

4.3. Аграрно-промышленный комплекс

4.3.1. Сельское хозяйство

4.3.2. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье

4.4. Строительный комплекс

4.4.1. Капитальное строительство

4.4.2. Промышленность строительных материалов

4.5. Транспорт и связь

4.5.1. Транспорт

4.5.2. Связь

4.6. Комплекс социально-культурных отраслей

4.6.1. Образование

4.6.2. Здравоохранение

4.6.3. Физическая культура и спорт

4.6.4. Культура и искусство

4.6.5. Социальное обслуживание

4.7. Социально-потребительский комплекс

4.7.1. Розничная торговля

4.7.2. Общественное питание

4.7.3. Бытовое обслуживание населения

4.7.4. Жилищно-коммунальное хозяйство

4.8. Региональные социально-экономические комплексы

5. Формирование рыночной экономики

5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике

5.2. Промежуточные итоги рыночных преобразований

5.3. Перспективная модель национальной экономики Беларуси

5.3.1. Основные черты социально ориентированной экономической системы

5.3.2. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики

5.3.3. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики

5.4. Формирование и развитие институтов рынка

5.4.1. Рыночные институты и рынок факторов производства

5.4.2. Формирование рынка труда

5.4.3. Становление и развитие рынка капитала

5.4.4. Валютный рынок страны

5.4.5. Фондовый рынок страны

5.4.6. Эволюция институтов товарных рынков

5.5. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси

5.5.1. Преобразование форм собственности

5.5.2. Типы хозяйствующих субъектов

5.5.3. Реструктуризация предприятий

5.5.4. Демонополизация и развитие конкуренции

5.5.5. Государственное предпринимательство

5.5.6. Частное предпринимательство

5.5.7. Малый бизнес

5.6. Структурная трансформация экономики — императив рыночного развития

5.6.1. Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики

5.6.2. Модернизация структур реального сектора экономики (воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной)

5.6.3. Инвестиционная политика



6. Экономическая роль государства в беларуси

6.1. Суть государственного регулирования экономики в условиях перехода

к рынку. Структура государственного управления

6.2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики

6.2.1. Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси

6.2.2. Система государственного прогнозирования и программирования

6.2.3. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси

6.3. Денежная система и денежно-кредитная политика

6.3.1. Денежная система Беларуси

6.3.2. Денежно-кредитная политика: основные направления

и инструменты

6.3.3. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика

6.4. Финансово-бюджетная и налоговая системы страны

6.4.1. Государственная финансовая система республики

6.4.2. Бюджетная система

6.4.3. Налоговая система и пути ее совершенствования

6.5. Социальный императив государственного регулирования экономического развития

6.5.1. Социальный императив: сущность, содержание

6.5.2. Уровень и качество жизни населения: сущность, индикаторы

6.5.3. Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура

6.5.4. Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси

6.5.5. Направления социальной политики и реформирования социальной сферы

7. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция

7.1. Тенденции и факторы международной экономической интеграции

7.2. Формы и механизмы интеграции

7.3. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств

7.4. Экономическая интеграция Беларуси и России

7.5. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ



8. Национальная экономика и экономическая безопасность

8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

8.2. Экономическая безопасность как система: критерии и показатели

8.3. Институциональные основы системы экономической безопасности


Литература



Предисловие

Сегодня в высшей экономической школе изучается достаточно много общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это позволяет формировать специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и умеющего решать весьма нестандартные проблемы переходной экономики. Вместе с тем анализ показывает, что в подготовке экономистов основное внимание уделяется общетеоретическим и узкоспециализированным предметам, для которых характерны либо чрезмерное обобщение, либо излишняя детализация. Системное представление о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах в учебной литературе отсутствует.

Ситуация усугубляется и тем, что до начала 90-х годов XX века Беларусь не имела многих экономических и политических атрибутов суверенного государства. Их создание совпало с мощным экономическим кризисом, охватившим практически все республики бывшего СССР и обусловленным, с одной стороны, распадом союзного государства, с другой — общесистемным коллапсом социалистического лагеря. Таким образом, политические и экономические трансформации совпали во времени и пространстве, что значительно замедлило решение ключевых проблем хозяйственной жизни страны.

Необходимость перехода от полностью огосударствленной социалистической экономики к рыночной модели хозяйствования при отсутствии какого-либо исторического опыта обусловило появление во многих странах СНГ, Центральной и Восточной Европы собственных моделей развития транзитивных экономик. Модели различаются степенью государственного вмешательства в экономическую жизнь, уровнем либерализации и приватизации, динамикой экономических преобразований и благосостояния народа.

Недостаточная разработанность теории экономики переходного периода постепенно привела к доминированию в учебной литературе подходов «экономике», экономической науки, предлагающей различные способы решения проблем дефицитности факторов производства. Такой ограниченный подход к преодолению многообразных проблем переходных экономик обусловил снижение качества подготовки экономистов, привнес определенный схематизм и схоластику в экономическую науку. Возникла острая необходимость в разработке учебной дисциплины, которая, с одной стороны, впитала бы в себя квинтэссенцию мировых достижений современной экономической теории, с другой — была бы положена на национальную почву, учитывала особенности белорусской экономики, историю ее формирования и развития, ментальность народа, требования адаптации к процессам глобализации.

Выпускники экономических вузов должны в полной мере владеть основами экономической теории, уметь применять их на практике, видеть и анализировать проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения. Только в этом случае им гарантирована должная востребованность на рынке труда, а экономике — динамичное, поступательное развитие в русле мировых экономических тенденций.

Именно достижение этих целей и стало главной задачей авторов настоящего учебного пособия. Логика его построения основана на учете таких фундаментальных принципов развития национальных социально-экономических систем, как:

• историзм;

• адекватность формируемой национальной экономической модели основам экономической теории;

• рыночный характер формируемой системы хозяйствования;

• глобализация экономических процессов, жесткий императив интеграции в мирохозяйственные связи.

Особое место в пособии уделено обоснованию экономической роли государства в переходной экономике, механизмам государственного регулирования экономики, системе кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования и программирования, перспективной модели национальной экономики и этапам ее построения, структурной трансформации и институциональному сопровождению экономических преобразований. Для экономики суверенной Беларуси 90-е годы XX века оказались чрезвычайно важными и сложными в связи с созданием и развитием денежной системы, выработкой эффективной денежно-кредитной политики, трансформацией системы государственных финансов и формированием валютного рынка. Пионерный для страны характер многих из этих проблем предопределил внимание, которое уделено им в учебном пособии.

Необходимо также сказать о том, что многие основные проблемы трансформационной экономики Беларуси рассмотрены авторами сквозь призму реального сектора в его различных проявлениях: отраслевом, региональном и воспроизводственном. Это позволяет получить конкретные знания об экономике страны в целом, проблемах ее развития не только на макроуровне, но также мезо- и микроуровне, что представляется особенно важным для студентов, в ближайшее время вступающим в самостоятельную профессиональную жизнь.

Фактически «Национальная экономика» — тот предмет, в рамках которого происходит сопоставление теоретических представлений об оптимальных путях развития экономики страны с реальными экономическими процессами, что не только дает знания о состоянии экономики, но и позволяет читателю вырабатывать свои суждения о причинах кризисных явлений и способах их преодоления. Иными словами, учебное пособие позволяет не только усваивать определенную совокупность экономической информации, но и, что особенно важно, побуждает думать, видеть сложные причинно-следственные связи между социально-экономическими явлениями.

При написании учебного пособия авторы стремились обеспечить его соответствие вузовским образовательным стандартам нашей страны и в то же время отразить современный научно-прикладной уровень исследований в рассматриваемой области. Именно эта отличительная особенность позволяет отнести данное издание к разряду монографических учебников, получающих все большее распространение среди учебной литературы по новым дисциплинам, имеющим прикладной аспект. Этим же определяется и более широкий круг потенциальных читателей, к которым относятся не только студенты высших учебных заведений, изучающие экономику, но и магистранты, аспиранты, докторанты, преподаватели вузов, научные сотрудники экономических НИИ, управленцы различных уровней.

Предлагаемая читателю книга, вероятно, не лишена недостатков, так как является первым в стране учебным пособием по национальной экономике. Авторы будут признательны за все замечания, предложения и отзывы, которые помогут им в работе над следующим изданием.

Особые слова благодарности мы адресуем доктору экономических наук, профессору, академику Национальной академии наук Беларуси В.Г. Гусакову, доктору экономических наук, профессору А.Н. Туру, доктору экономических наук, профессору М.И. Плотницкому, доктору экономических наук, профессору Т.В. Сорокиной, доктору экономических наук, доценту Е.Ф. Киреевой, кандидату экономических наук П.В. Каллауру, чьи профессиональные консультации были чрезвычайно полезны при подготовке рукописи к изданию.

Авторами учебного пособия являются преподаватели УО «Белорусский государственный экономический университет» и научные сотрудники ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь»:

доктор экономических наук, профессор В.Н. Шимов — предисловие, глава 8, параграфы 1.1, 1.2, 1.5, 1.6, 4.1, 4.8, 5.2, 5.3, подпараграф 4.2.1;

доктор экономических наук, профессор Я.М.Александрович — глава 3, параграфы 2.1, 2.6, 5.1, 5.2, 5.6, 6.2;

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник А.В. Богданович — главы 7 и 8, параграфы 2.3, 2.7, 4.8, 5.5, 6.1;

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Л.М. Крюков — параграфы 1.1 — 1.6, 2.4, 5.3, 5.4, 6.3—6.5;

кандидат географических наук, доцент П.И. Рогач — параграфы 4.3 и 4.7, подпараграфы 4.2.5—4.2.7;

кандидат географических наук, профессор Н.К. Соколовский — параграфы 2.2, 2.5, 2.8, 4.1, 4.3—4.7, подпараграфы 4.2.1—4.2.6.


Обзор учебного пособия «Национальная экономика Беларуси» составили д.э.н. профессор Ю.М.Ясинский, к.э.н. доцент Буракова Л.П.

1. Научные основы национальной экономики
1.1. Понятие национальной экономики

Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.

За годы независимого существования Беларусь прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в очень трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР. Но все это время не прекращался процесс создания основ национальной экономики на «руинах» бывшего ЕНХК. И сегодня наша страна сформировала ключевые элементы новой экономической системы, создав новые органы экономической власти, национальные финансы, внутренний и внешний рынки, систему рыночных институтов, нормы хозяйственного законодательства и т.п.

Термин «национальная экономика» активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство» (National economy — англ., Volkswirtschaft — нем., Gospodarka narodowa — польск.), «экономика республики». Слово «национальный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте.

Следует различать национальную экономику как науку и как область хозяйственной практики.

Как наука национальная экономика имеет свой объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.

В качестве объекта национальная хозяйственная система страны исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрией, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.

Предметом исследований выступают социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.

Обобщенные результаты исследований создают научные основы национальной экономики, которые включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий.

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отношений образует структуру системы, определяющую закономерности функционирования, свойства и характеристики, которые проявляются в поведении при взаимодействии с внешней средой.

Конкретизация идей, принципов теории систем и системного анализа применительно к различным сферам жизни общества и государства обеспечивается структурно-функциональным подходом, основные положения которого при анализе системных функций экономики состоят в следующем:

• экономика рассматривается как одна из подсистем системы «общество»;

• системные функции экономики выводятся из структурно-функциональной дифференциации общества и совокупности общественных императивов;

• функциональные императивы подсистем общества, в том числе экономики, реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы с помощью специфических механизмов;

• процессы в обществе, отражающие системные функции, могут быть классифицированы по функциональной направленности, структурно-функциональному оформлению и сведены к обозримому числу типов;

• экономика и на уровне общих процессов развития, и на уровне текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, т.е. процесс, звенья которого представляют собой комплексы производственно-технологических (включая транспортные) и трансакционных действий, направленных на создание материальных благ, услуг, имущественных благ и доходов.

В рамках рассматриваемого подхода модель экономики — это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Данная модель может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупности институтов).

Наиболее приемлемым является определение института как устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, принципов, законов, правил, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, социальные отношения и организующих их в систему социальных ролей и статусов посредством определенных организационных и организационно-экономических структур, в том числе органов государственного управления, учреждений, организаций. Институт также выполняет функцию социального контроля.

Системная модель экономики в данном контексте может трактоваться в двух аспектах: позитивном и нормативном. В первом случае модель — это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Анализ и диагноз экономических явлений и процессов ведутся в основном с помощью дескриптивных (описательных) моделей. Во втором случае модель — это образец, служащий эталоном для воспроизведения. Прогнозы, оптимизационные процедуры, перспективы содержат прежде всего нормативные модели.

Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относится и экономика, является их способность к саморазвитию в пространстве отношений и институтов в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал (как возможность и способность) развития экономики определяется, главным образом, источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям и составляет сущностный аспект национальной экономики.

Содержательный аспект раскрывается в анализе национальной экономики как области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовки и реализации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.

Таким образом, национальная экономика — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

• суверенитет нации и государства;

• территориальная целостность;

• единство экономического пространства и юридической среды;

• общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

• наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы и целостной финансовой системы;

• развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;

• эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.

В функционально-ресурсном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:

• формами и правами собственности;

• движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;

• финансовыми потоками (денежной массы — наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);

• юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений).

Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в своей совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Их функционирование и конечный результат характеризуются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например, в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах ведут к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Ключевыми макроэкономическими параметрами являются эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, характеризующие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия национальной экономики, позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы — белорусской экономической модели.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:

• формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;

• преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

• глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя.

Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

общесистемные предпосылки и условия конституционно-правового, мировоззренческого, идеологического, политического характера (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);

системные условия и предпосылки (единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой);

внутрисистемные предпосылки (обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования).

Если мы проанализируем международный опыт эволюции рыночных экономик, то увидим, что многие страны мира развивались под влиянием европейской идеи прогресса — непрерывного расширения контроля человека над окружающей средой при опоре на быстроразвивающиеся науку и технику, а также таких европейских установлений, как право частной собственности (в том числе на землю), свободное предпринимательство, использование денег в качестве капитала и кредита. Важнейшим вкладом европейских государств в мировую цивилизацию стало внедрение современных технологий управления (в том числе административных и юридических процедур). Не меньшую значимость приобрел и постоянный обмен достижениями социального опыта (страхование наемных работников, различные формы кооперативизма и т.д.).

Благодаря влиянию европейской культуры (системный плюрализм, разнообразие религиозных и культурных традиций, высокая степень индивидуальной предприимчивости, растущая дифференциация общественных структур) во многих странах мира смогли одновременно вызреть множественные предпосылки развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно-культурные, социально-психологические, цивилизационные.

В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая весьма ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков из Беларуси в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны находить отражение при выработке перспектив и путей развития национальной экономики.

Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Опыт в этом отношении в стране есть. Так, согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

• построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);

• формирование современного гражданского общества;

• создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности.

Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах.

Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны и ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства (стадий распределения, потребления, накопления). Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковскими, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру (воспроизводственную, отраслевую, региональную, технологическую); физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность Многих видов продукции и услуг и т.д. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития — обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.

Указанные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой — постоянно действующими требованиями (императивами) к преобразованию государства, общества, экономики, к обеспечению политической и социальной стабильности в стране.

Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.


1.3. Основные макроэкономические показатели и система национального счетоводства

Национальная экономика (НЭ) представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональном полях.

По отношению к обществу и природе национальная экономика является подсистемой, управляемой общественными и естественными законами.

Общество в лице государства определяет основные цели экономики, которые она реализует через свои институты и функции. Главная цель экономики — обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовые функции экономической системы страны — это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Основными институциональными организационно-правовыми единицами — субъектами хозяйствования — являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.

Предприятия по производственному признаку формируют отрасли, отрасли — комплексы, межотраслевые комплексы — народное хозяйство, или национальную экономику как целое. Это объемное, многомерное пространство описывается экономической наукой как многоуровневая (иерархическая) совокупность отраслей, подотраслей и производств, товаров и услуг, процессов и видов деятельности, потоков и запасов ресурсов, которые классифицируются по различным признакам или принципам (производственному, территориальному, функциональному, правовому и т.п.).

Первичный уровень иерархии образует микроэкономическую структуру экономической системы, или микроэкономику (в курсе «Экономикс» — наука об отдельных рынках и экономических агентах). Научному анализу на этом уровне подвергаются все аспекты деятельности конкретной отрасли, фирмы, домашнего хозяйства. Изучаются величины, характеризующие объем производства и цену продукта, численность рабочих, выручку или доход отдельной фирмы или домашнего хозяйства, расходы данной фирмы или семьи, а также связанные с ними рынки товаров и услуг.

На следующем уровне, или мезоуровне, исследуется отраслевая структура экономики.

Уровень экономики как целого, или макроэкономика (в курсе «Экономикс» — наука об экономике как едином целом), охватывает общую структуру национальной экономики и ее межотраслевых комплексов, такие агрегаты, как правительственный сектор, домашние хозяйства и частный сектор. (Агрегат — совокупность профильных экономических единиц, рассматриваемая как одна институциональная единица.) Научному анализу на этом уровне подвергаются экономические объекты и процессы, характеризуемые такими величинами, как общий объем продукции в стране, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий уровень расходов, общий уровень цен и др. Исследуя экономические модели и реальные процессы экономической деятельности на макроуровне, экономическая наука (теория) выводит закономерности функционирования и развития экономики. И если для абстрактного описания, упрощенной картины действительности достаточно понятийного аппарата, принципов и качественных оценок, то для анализа реальных экономических процессов необходимы количественные показатели и оценки.

Количественную (цифровую) информацию об уровне и возможностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатывают в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рамках информационных систем государственные статистические службы — в Беларуси их возглавляет Министерство статистики и анализа (Минстат).

Государственная статистика охватывает все значимые сферы экономики: демографию (показатели численности и движения населения); экономические единицы (предприятия, учреждения, отрасли, регионы и т.д.); экономические ресурсы (трудовые ресурсы, капитал, сырье); производство (производственная деятельность и ее результаты, выпуск продукции и т.п.); распределение и перераспределение доходов (заработки, проценты, прибыль и т.п.); налоги, взносы в социальное страхование, социальные пособия, располагаемые доходы; использование материальных благ (промежуточное потребление, капитальные вложения, конечное потребление, экспорт); денежные и финансовые показатели (заработная плата и проценты за факторы производства, цены на отдельные товары и сводная динамика цен по группам товаров, группам по оплате труда — индексы цен и заработной платы и т.д.); измерение индивидуального (семья, здоровье, образование, профессия, жилье) и общего (культура, выборы, преступность, окружающая среда) качества жизни. Эти цифровые данные предоставляются с установленной для каждого показателя периодичностью потребителям статистической информации: всем субъектам хозяйствования — для выработки рыночной стратегии, научным организациям — для научных исследований и прогнозирования, госструктурам — для формирования экономической политики.

Макроэкономика в отличие от микроэкономики использует агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого. Объектом ее изучения являются сводные, обобщающие показатели по хозяйству страны в целом: национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как доходы, заработная плата, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.

Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).



Система национальных счетов возникла в 40-х гг. XX в. в западных странах в результате интеграции двух направлений Исследований: 1) работ в области статистики НД (чистой продукции); 2) анализа экономического цикла — получение общей и систематизированной картины состояния и развития экономики на макроуровне.

Социалистические страны, в том числе Беларусь, вплоть до Начала 90-х гг. XX в. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства (БНХ).

Вначале СНС рассчитывалась лишь в ряде западных стран, прежде всего в США и Великобритании, но после второй мировой войны она была введена в международную практику.

Важным этапом в становлении СНС явились рекомендации ООН 1953 г. по учету и представлению основных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле в рамках шести счетов. Данные в счетах предлагалось отражать только в текущих ценах. Эти рекомендации создали благоприятные условия для обеспечения согласованности подходов к разработке СНС в разных странах. С 1956 г. ООН стала издавать «Ежегодник по статистике национальных счетов».

В 1968 г. с учетом накопленного опыта была сформирована более совершенная межгосударственная система национальных счетов ООН (СНС ООН). К принципиально новым элементам в СНС ООН 1968 г. можно отнести деление производства по отдельным отраслям и прочим производителям и включение в СНС межотраслевого баланса, осуществление более подробного учета финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, включение балансов и показателей национального богатства, углубление методологии расчетов в области непроизводственной сферы, услуг и управления.

На основе СНС ООН 1968 г. была разработана стандартная СНС Европейского экономического сообщества. В ней проведено более четкое разграничение между потоками (материальных благ, услуг, доходов, финансовых обязательств), с одной стороны, и запасами (материально-вещественных и финансовых активов) — с другой.

Экономические показатели в СНС ООН 1968 г. исчисляются по двум концепциям: внутренней и национальной. Согласно внутренней концепции, показатели отражают деятельность всех экономических единиц на территории страны независимо от их национальной (гражданской) принадлежности. По национальной концепции в состав этих показателей дополнительно входит разность между поступлениями из-за границы гражданам данной страны и выплатами за границу гражданам других стран.

СНС ООН 1968 г. была пересмотрена и усовершенствована в 1992 г. в связи с развитием макроэкономических исследований и распространением различных экономических учений (кейнсианства, монетаризма и др.). Произошли изменения в интерпретации отдельных концепций или определений, множество статей было пересмотрено в свете изменившихся обстоятельств, переоценки их характеристик или функций в пределах основополагающих концепций или определений. Прежде всего это относится к таким острым экономическим проблемам, как инфляция, безработица, загрязнение окружающей среды. Новые реалии потребовали преобразования имеющейся системы данных и введения новых показателей, в более полной мере отвечающих потребностям углубленного анализа поставленных проблем. В СНС 1992 г. предусмотрено использование четырех видов цен: производителя, покупателя, основных и факторных. Кроме того, для характеристики физических объемов затрат и выпуска, их динамики в различных секторах и отраслях экономики введены сопоставимые цены.

Ныне СНС как международный стандарт 1992 г. представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода. Ее макроэкономический характер обусловлен использованием агрегатов в полном анализе экономического процесса. Бухгалтерский аспект обеспечивается тем, что отражение экономического цикла ведется с помощью двойной проводки операций в системе счетов. Таким образом, СНС дает конкретное (цифровое) отражение экономического цикла, а не его теоретический анализ, как это имело место ранее.

Основным назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и государственного регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической организации производства и распределения продукта и дохода. СНС функционирует как всеобъемлющая система формирования, сбора, учета и обработки статистической информации о потоках и запасах в экономике, являясь самой подробной и развитой системой описания годового экономического оборота на макроуровне из всех используемых в настоящее время на практике аналогов. Она является особой формой представления в агрегированном виде системы взаимосвязей экономических показателей, которые отражают экономический оборот в масштабах страны как в части потоков товаров и доходов, так и в части формирования национального богатства.

СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, какими являются ее отдельные секторы. Подробная информация, содержащаяся в системе, может быть эффективно использована для анализа и принятия решений на различных уровнях. В большинстве стран и международных организаций национальное счетоводство служит основой всей системы учета, экономико-статистического анализа и международных сопоставлений.

Экономика в соответствии с СНС подразделяется на пять секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; 2) финансовые учреждения; 3) государственное управление; 4) частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); 5) домашние хозяйства. К ним добавляются данные по отдельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам — центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице (последняя представляет собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом).

В методологическом плане в основе СНС лежит расширенная (по отношению к БНХ) концепция производства, которая охватывает следующие виды экономической деятельности:

• производство товаров, в том числе для собственного потребления; все рыночные услуги, включая услуги образования, медицины, банков и страховых компаний;

• нерыночные услуги, включая государственное управление; услуги некоммерческих организаций и наемной прислуги;

• услуги по поддержанию жилищ, оказываемые их собственниками, за исключением услуг по ведению домашнего хозяйства.

Кроме того:

• производство, формирование главной составляющей национального богатства и движение финансовых средств в СНС рассматриваются как разные, но взаимосвязанные аспекты воспроизводственного процесса;

• национальные счета в соответствии с СНС предусматривают обеспечение замкнутости системы на основе жесткой взаимоувязки показателей, обеспечивающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов;

• СНС основывается на теории факторов производства, исходя из которой стоимость товара складывается из затрат предметов труда и оплаты услуг факторов производства;

• СНС базируется на взаимоувязанных классификациях ее основных структурных элементов, способствующих количественному определению и отражению в счетах многообразия явлений, которые в совокупности представляют схему экономического развития.

Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смысле — система макроэкономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и т.п. В международной СНС в настоящее время приняты следующие группы счетов:

• для секторов экономики;

• отраслей экономики;

• отдельных экономических операций;

• экономики в целом, или консолидированные счета. Группа счетов для секторов экономики подразделяется на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов. Текущие счета, в свою очередь, например, включают: счет производства, счет образования доходов, счет перераспределения доходов в денежной форме, счет использования располагаемого дохода в денежной форме, счет перераспределения доходов в натуральной форме и счет использования скорректированного располагаемого дохода.

Ключевыми макроэкономическими агрегатами в СНС, как уже отмечалось, являются ВВП, ВНП и НД.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

Валовой внутренний продукт при расчете производственным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.

Метод формирования ВВП по источникам доходов не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получают путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной стороны, оплатой труда работников и чистыми налогами на производство и импорт — с другой. Данный метод используется только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики.

Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости (или отраслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевой структуре ВВП, ее динамике, эффективности структурной политики.

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.

Валовой национальный продукт предназначен для отражения общих конечных результатов экономической деятельности в стране; для характеристики взаимосвязанных процессов воспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ, работ, услуг, распределения доходов, конечного использования национальных и привлеченных внешних ресурсов.

В экономической практике используется также показатель «чистый национальный продукт» (ЧНП), позволяющий избегать многократного повторного счета, искажающего реальный объем ВНП. ЧНП — это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоймости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и т.д.); фонд накопления — потребности развития производства.

Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представительных товаров и услуг) за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

В Беларуси переход от системы БНХ к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения. Последние не находили должного отражения в системе БНХ. Кроме того, вхождение Беларуси как суверенного государства в мировое сообщество потребовало сближения ее статистической системы с международными стандартами.

В соответствии с республиканской программой перехода Беларуси на принятую в международной практике систему учета и статистики был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы БНХ (действовавшей в большинстве бывших социалистических стран) к системе национального счетоводства. Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой СНС Республики Беларусь.

В ходе реализации мероприятий программы была разработана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС-93), которая представляет собой свод обобщенных показателей экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются.

Система отражает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от производства до конечного потребления и накопления. Для описания и анализа указанных стадий в СНС предусмотрена система счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (операций) и экономики страны в целом. В СНС предусмотрены счета для других стран мира, с которыми наше государство осуществляет экономические операции.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе.

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь ведет работы по внедрению СНС в сотрудничестве с международными организациями (МВФ, Всемирный банк, Евростат), а также со Статкомитетом СНГ.

Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населении, его занятости, уровне жизни, данные о национальном богатстве, национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, инвестиционной деятельности, о положении в основных отраслях экономики: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и др.

Система национальных счетов включает показатели объема и динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом.

Статистическая система Беларуси продолжает совершенствоваться как в контексте международных процессов в этой области, так и с учетом опыта создания в стране статистической базы, адекватной углублению рыночного характера экономики и позволяющей более эффективно использовать косвенные регуляторы экономических процессов. Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной стратегии, направленной на улучшение функционирования экономики: без точных расчетов макроэкономическая политика базировалась бы в основном на интуиции. Национальные счета позволяют комплексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса и определять на этой основе цели и инструменты экономического развития страны.


следующая страница >>