Характеристика объектов туристического пространства данковского района - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Характеристика объектов туристического пространства данковского района - страница №1/1

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДАНКОВСКОГО РАЙОНА.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери - архитектурный памятник школы Баженова. Возведение обширного безстолпного, безапсидного, трёхнефного храма с двумя колокольнями было начато в 1789 г. и закончено в 1799 г. Отделочные работы завершились только в 1823 г.

С 1958 года является памятником федерального значения согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.60 г. № 1327. Данный объект находится по адресу: Липецкая область, Данковский район, с.Баловнево.

Когда подъезжаешь к Баловнево, видишь, как за широкой горизонталью

зелени возникает силуэт двух высоких стройных башен; вслед за ними показывается огромный купол, увенчивающий собственно церковь. Автор проекта храма - Баженов В.И. Первым из русских архитекторов он смело выступил за применение древнерусских форм архитектуры. Но в силу его исключительного дарования Баженов сумел не оказаться в плену прошлого и глубоко творчески интерпретировал наследие. Он шел непроторенным путем, создавал свое, оригинальное, искал новые формы и композиции.

Церковь в селе Баловнево представляет принципиально новый тип архитектурной композиции русского храма, отличный от других. Памятник имеет излюбленную Баженовым центрическую композицию. Две колокольни его расположены симметрично относительно главного входа. Церковь на высоту нижнего яруса охвачена со всех четырех сторон широкими плоскостями – ризолитами, создающими хороший фон для размещения на них портиков; таковые четырехколонные портики и застроены с южной и северной сторон. Эти плоскости одновременно превращают план собственно церкви из круглого как бы в квадратный. Церковь перекрыта куполом, на котором помещен массивный барабан. Колокольня имеет четыре яруса и завершается шпилем. Наружные стены церкви богато декорированы пилястрами, фронтонами, арками с применением белокаменных деталей. Большие глухие плоскости кирпичных стен зодчий оформляет вкраплением своеобразной инкрустации из каменных тесаных деталей круглой и ромбовидной формы. Богатая расчлененность каждого объема, каждой плоскости, разнообразие форм и деталей, создавая богатую пластику стены и игру светотени. Архитектору как бы тесно в рамках традиционных форм и объемов культовых зданий. Поэтому в архитектурное решение западного фасада он смело вводит полуротонду, выступающую из стены, а на этой полуротонде размещает веранду с богатой балюстрадой. Последняя обогащает завершение веранды, на которую имеется выход со второго яруса церкви. И это уже введение в церковную архитектуру светских приемов.

Что касается второй колокольни, то зодчий вводит ее для симметрии, в поисках равновесия архитектурных масс, для целостности и законченности композиции, опять же мало считаясь с церковными канонами, навязывая свои решения, которые в последующем перейдут в каноны.

Храм является трёхпрестольным. Основной предел сооружён в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый – в честь пророка Илии, правый – в честь святителя Николая.

В 1969 г. проводились консервационные работы по кровле трапезной и приделов, в 1970-е гг. – по кровле главного купола.

Из акта технического осмотра состояния Владимирской церкви 22 мая 1998 г.: Внешнее состояние: неудовлетворительное. Обрушилась облицовка карнизов, кровля трапезной с большим % утрат, выломаны окна и двери. Фундаменты бутовые, цоколи из бутовых пиленых блоков. Стены из красного кирпича с архитектурными деталями из белого камня. Крыша стропильная по деревянной дощатой обрешётке из кровельного железа над трапезной и оцинкованной стали над куполом храмовой части. Кровля со следами разборки. Храмовая часть в виде ротонды в три яруса перекрыта стрельчатым куполом с белокаменной главкой, четырёхъярусные колокольни завершаются б/к шпилями. Все архитектурные детали: колонны, капители, базы, импосты, кронштейны, карнизы, геометрический орнамент (треугольники, овалы, круги) выполнены из белого камня на фоне кирпичной кладки. Скульптурные фигуры на западном фасаде нартекса полностью утрачены.


Внутреннее состояние: неудовлетворительное. Обрушается лепнина и штукатурка со стен, утрачиваются базы колонн, подоконники и детали. Перекрытия сводчатые кирпичные с замковым камнем из белого материала. Своды крестовые и коробовые. Полы из метлахской плитки, почти полностью утрачены. Стены из красного кирпича с дубовыми связями в ротонде, состояние неудовлетворительное. Приделы и трапезная с двумя рядами коринфских колонн. Оконные и дверные проёмы арочные и круглые. Оконные переплёты утрачены, двери очень ветхие, без замков. Лестницы в толще стен из белого камня с большими утратами. Штукатурка с большим % утрат. Лепные украшения применены в капителях колонн и пилястр, в ротонде – лепной карниз. Все детали с большим % утрат.

В ротонде сделана копия с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (сильно разрушенная) и с картины Иванова «Явление Христа народу», в простенках изображены апостолы.

Предметы прикладного искусства утрачены.

Усадьба Нечаевых-Мальцевых состоит из: главного дома – конца 18 – конца 19 вв., водонапорной башни металлической инженера В.Г.Шухова 1896 г., конюшни – начала 19 в., омшальника - 19 в., парков, прудов – конца 18 в., флигелей (2) – конца 18 – конца 19 вв.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года дворец Нечаевых, башня Шухова у дворца, парк с прудами и конюшня объявлены памятниками архитектуры, охраняемыми государством. Данный объект находится по адресу: Липецкая область, Данковский район, с.Полибино, правый берег реки Дон.

Дворец построен в стиле русского классицизма. Центральный объём дворца с парадным фасадом, украшенным четырехколонным портиком и балконом под ним по уровню 2-го этажа, построен в конце 18 в. Колоннада соединяла его с двумя симметрично расположенными 1-этажными павильонами, достроенными в конце 19 в. до уровня 2-х этажей. Аркада с решётками в классическом стиле, несущая в себе крытый переход, соединила дворец с павильонами. Полибинский дворец относится к числу лучших дворцов Российской империи.

За дворцом располагался регулярный парк /96 дес./, в котором произрастали многовековые деревья различных пород /клён, липа, дуб/. Он занимает возвышенную площадь с постепенным понижением в сторону оврага. Существующие липовая, берёзовая, сосновая, еловая, кленовая аллеи привлекают своей простотой и прекрасной формой. Отдельные виды дубов, клёна, липы, ясеня, тополей, расположенные в разных местах парка, представляют особый интерес и ценность. С юго-восточной стороны парка примыкает запущенный фруктовый сад. Ассортимент парка богатый: вяз, дуб, клён, каштан, черёмуха, несколько сортов сирени, рябина, жасмин. Всего тридцать восемь видов кустарников. Особой красотой отличается когда-то парадная липовая аллея Екатерининской эпохи. Липы достигают высоты 20-25 м, с диаметром ствола 40-45 см.

Строительство дворца проходило в ужасных условиях. Крестьяне все работы производили вручную, сами размешивали глину и делали кирпичи. Так, в № 12 за 1909 г. журнала «Дворец и усадьба» была напечатана статья архитектора Каменского о полибинском дворце. Автор сообщает, что за три года строительства от тяжёлых работ умерло 74 крестьянина, 30 человек было сослано на каторгу за крамольные речи.

В конце 19 в. (1896 г.) полибинский дворец был подвергнут капитальному ремонту. К нему были пристроены два крыла, соединённые с центром дворца, крытые стеклянными галереями. В крытой галерее – переходе вместо стёкол был хрусталь, двери тоже хрустальные. Паркет полов точно такой же, как в Эрмитаже. Залы усадебного дворца в Полибино были расписаны художниками Айвазовским, Коровиным, Семирадским. Нечаев Ю.С. собрал в полибинской усадьбе значительную коллекцию картин русских и западно-европейских художников.

Летом 1896 г. Нечаев-Мальцев купил на Всероссийской промышленной выставке в г.Нижнем Новгороде водонапорную башню конструкции инженера и крупного учёного В.И.Шухова (1853-1939), которая предназначалась для орошения фруктового сада, овощного участка, водоснабжения усадьбы и ряда поставленных фонтанов. Она была в разобранном виде привезена в Полибино и под наблюдением В.И.Шухова поставлена на углу парка. Башня представляет собой конструкцию из ажурного переплетения железных полос высотой 45 м. В книге В.Д.Петрова «Железные водонапорные башни» 1911 г. о полибинской башне говорится следующее: «…бак полезной ёмкости на 9500 вёдер воды имеет внутреннюю центральную горловину с лестницей. Высота башни от фундамента до дна резервуара – 84 фута. Остов башни прикреплен к фундаменту 80 болтами». Вплоть до советского времени башня обеспечивала подачу воды в барский дом, солдаты в 1918 г. из винтовок и наганов «расстреляли» резервуар. Но сама башня и сегодня красива и прочна. По его винтовой лестнице можно подняться на самый верх, чтобы полюбоваться окрестными далями. Интересно заметить, что крестьяне воспринимали башню как церковный объект. По сообщению одной из местных жительниц, её бабка рассказывала, что, проходя мимо башни, они крестились, как на храм.

До революции в усадьбе Полибино у Ю. С. Нечаев-Мальцова гостили и творили Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. В. Цветаев, А. Н. Бенуа, Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова.

Нечаевский дворец, разграбленный осенью 1917 г., был спасён крестьянами от разрушения. Летом 1919 г. на базе нечаевских имений был организован совхоз «Полибино». В 1945-46 гг. производился ремонт и приспособление под нужды совхоза, на балконе была построена будка для кинозала. В дальнейшее время дворец использовался как административное здание совхоза «Полибинский», тут же располагался дом культуры, мед. пункт, магазин, значительное количество комнат отдано под жильё. После постройки нового здания конторы, в 70-е гг. из дворца начали переводить и другие учреждения. Жилищное строительство на селе в 70-80-е гг. привело к полному выселению и людей. В настоящее время в полибинском дворце требуется проведение больших реставрационных работ по восстановлению как внутренней отделки, так и внешнего облика здания.

22 мая 1998 г. был проведён технический осмотр памятника 18-19 вв. «Усадьба Нечаевых-Мальцевых» на предмет передачи его по арендному договору в пользование ТОО «Полибино». В результате было установлено, что:

1. Состояние внешних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника неудовлетворительное. Фундаменты у построек – бутовые с отслоениями, цоколи из пилёного известняка, стены из красного керамического кирпича, крыша стропильная с обрешёткой из досок, кровля из оцинкованного железа, без желобов и труб. Внешнее убранство – колоннада главного фасада с портиком тоскано-дорического ордера с деталями из известняка, кронштейны балконов, детали окон и карнизов из белого камня в сочетании с красным кирпичом (лопатки, пояски).

2. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника неудовлетворительное. Перекрытия сводчатые над 1-м этажом, плоские по металлическим и деревянным балкам, с провалами, полы дощатые, паркетные и плиточные, ветхие, с большими утратами; стены из красного кирпича, состояние удовлетворительное, круглые колонны в вестибюле, двери и окна столярной работы, ветхие, с большим % утрат и остекления, металлические лестницы на болтах с кованными ограждениями и площадками, потолки и карнизы с лепными украшениями, с большим % утрат. Живопись не сохранилась.



На сегодняшний день усадебный комплекс находится в аварийном состоянии. Манеж полностью разобран на кирпич, разрушена конюшня. Садово-парковый комплекс, являющийся памятником природы медленно погибает: парк застраивается, большая часть сада раскорчевана еще в 1976 году.

В 2009 году бригада специалистов ООО «Рузская ремонтно-реставрационная мастерская» приступила к восстановлению дворца Нечаевых-Мальцевых. Начали мастера с реставрации фасада старинного здания. Деньги на восстановление дворца в сумме 2,4 млн. рублей выделены из федерального бюджета. И хотя для выполнения работ в полном объёме средств потребуется гораздо больше, но радует главное – дело сдвинулось с мёртвой точки. Реставраторы из города Рузы, по оценке главы сельского поселения Нины Иванушкиной, работают старательно и с ювелирной точностью. Внешний вид родового гнезда знатны земляков – известных в России общественных деятелей и меценатов – преображается на глазах.