Гусева Елизавета Сергеевна Воспоминание о моей жизни - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Гусева Елизавета Сергеевна Воспоминание о моей жизни - страница №1/1

Гусева Елизавета Сергеевна

Воспоминание о моей жизни



Моя родина

Я родилась в 1930 году в селе Карачарово. Оно расположено в 2 километрах от г. Мурома на высокой горе около реки Оки. Это родина былинного богатыря Ильи Муромца.

Сейчас Карачарово присоединено к г. Мурому (Муром – 7) и взято под охрану государством. В Карачарово едут люди со всей страны, чтобы поклониться праху Ильи Муромца и взять воды из источника, которую считают целебной.

Моя семья самая обыкновенная: мама работала в колхозе, отец – бригадиром в строительной бригаде фанерного завода.

Карачарово! Родное село,

Где юность прошла,

Где многое было дано:

Любовь моей матери,

Мудрость отца.

В сердце запала его доброта –

К природе любовь и

дыханью зари,

И огонь беззаветной любви…

Вспоминаю тяжёлые детские годы, родителей, которые много трудились, учили нас быть добрыми, послушными, трудолюбивыми.

Скромной и милой мама

была


И волшебницей слова слыла:

Умела так ласково говорить,

И словом своим убеждала

толково,


Мне не хотелось из дома

спешить…


Наши матери!

Сколько вынесли в годы войны

На колхозных полях страны:

Тяжкий труд на плечи

брали,


И пахали, и косили,

И мешки с зерном таскали,

Луга убирали, урожай

собирали,

Снопы вязали в поле –

А ночью матери часто

стонали от боли…

Постоянно гордились славой

солдатской

И часто слезу утирали украдкой.

Отец, Сергей Михайлович, умный человек, привил мне любовь к книге, помог получить образование, всячески поддерживал в трудные послевоенные годы. Он до революции работал садовником у графини Уваровой ( имение до сих пор сохранилось около Карачарова), это она разрешила пользоваться библиотекой в своём имении, отличалась добротой и гуманностью по отношению к людям. Отец очень любил сажать цветы около дома, я помню клумбы с астрами, которые пылали разными цветами , огромные гладиолусы, в доме всегда в вазе стояли букеты из полевых цветов. В 1-4 классах училась в Карачаровской начальной школе, училась успешно, первой учительницей была Серафима Алексеевна Фомина, которая отличалась добротой и разумной требовательностью к детям, в 5-7 классах учёбу проходила в школе №10 г.Мурома.
Военное детство.

В «10 лет мы шагнули в военное детство», которого не было, как сегодня у мальчишек и девчонок; наше поколение, это поколение, которое испытало голод, холод, огромный труд. Я вспоминаю, как много мы трудились: Я убирала сено на лугах, таскали тяжёлые копны к стогу, который метали женщины; молотила хлеб. На работу в совхоз возили на автобусах, сентябрь – октябрь – убирали урожай, а в апреле – мае работали в хранилищах, готовили семена к посадке. Вспоминаются нетопленные классы, и мы дети, в валенках зимой, в варежках слушали учителя.

Время было голодное. Каждый день на дощечке нам приносили в класс маленький кусочек хлеба с сыром, и мы по крошечке высасывали этот обед. (А хлеб людям выдавали по 200 грамм на человека по карточкам), дома мама делила этот хлеб очень осторожно и оставшийся хлеб убирала в сундук, завернув в чистое полотенце.

Вспоминается, как старая учительница немецкого языка однажды на уроке упала в обморок, это был голодный обморок, и мы, ученики 6 класса, высыпали в её сумку все бутерброды, которые нам принесли на обед.

Когда Татьяна Николаевна (так звали учительницу) вернулась из больницы в школу, то низко нам поклонилась, мы сидели молчаливые и притихшие. Только позднее я осознала, что это было единение учителя и учеников, живущих в трудных условиях. Мы, дети, в войну выжили в основном на траве, ели щавель, дикий лук, морковь, стрелы от лука, которые чистили ножом и ели.

1941 год. Враг подошёл к Москве. Вспоминаются сигналы воздушной тревоги, и мы, дети, схватив приготовленные матерью узлы, бежали в овраг. Бьют зенитки над муромским мостом, который в годы войны имел огромное стратегическое значение. Слышен прерывистый гул вражеских бомбардировщиков, которые летели к г.Горькому. ревёт гудок на заводе, это отбой, и мы бежали домой.

Вспоминается как готовили классом на фронт посылки: сушили картошку, вязали варежки, носки ( в основном матери), шили кисеты, набивали табаком, который многие родители выращивали на своих огородах. Писали бойцам письма, желали им победы, мужества и с нетерпением ждали ответ. Когда получали солдатское письмо, треугольник, треугольник – это был праздник! Читали вслух в классе о ненависти бойцов к врагам, о подвигах на фронте. Бережно хранили письма, прикрепляли на гвоздик в классе и часто перечитывали. Следили по газетам за событиями на фронте, учили стихи о героях, которые печатали на страницах газет. Часто ребята не приходили в школу, это значит – в семье – горе, пришла похоронка. Так мы детским сердцем переживали все события военных лет.

Вспоминается, как на нашем дворе устроили лазарет для раненых лошадей, в нем было 7 лошадок, которых привозили из – под Москвы, где шли бои. Наши дворы в Муроме крытые, лошадям было тепло. Мы помогали чистить лошадей щётками, убирали навоз, поили водой, которую в бочках привозили к дому. Лошадей раненых покрывали «попонами», их вязали наши матери на стене дома из сена и соломы. Когда лошади поправлялись, их (некоторых) отправляли на фронт, а некоторые оставались в колхозе. Я помню день победы 9мая 1945 года. На лошади мальчишка с криком «Победа!» стучал по окнам и приглашал в клуб на митинг, клуб в 6 утра был набит народом. Эта была радость. Победа великая и долгожданная, это были и слёзы тех, у кого родные не вернулись с фронта. Мы радовались и плакали вместе с нашими матерями.

Я написала простые стихи, в которых правда и моё сердце о том времени…

А детство тяжелое было…

Шла страшная горем война.

Дней было много голодных,

Учились в классах холодных.

Посылки на фронт собирали:

Носки, рукавицы вязали,

Кисеты красивые шили…

И очень спешили на фронт

отправить письмо, в котором

желали одно:

Бойцам пройти военные беды,

Живыми дойти до Победы!

Суровая зима 41го, как сказка,

влилась в военные дни.

Тихо в классе скользит указка

по карте родной страны.

Мы по ней узнавали не только

о нитках жемчужных рек,

Но и путь бойцов отмечали,

Чтоб запомнить войну на век.

- - -


Я помню день Победы – 9мая!

На коне мальчишка утром

проскакал,

С криком «Победа!» по окнам

стучал,

На митинг людей приглашал.



И радость, и счастье кипели

вокруг!


Звучали гармони, и пляска

рванулася в круг!

Но счастье было не у всех,

Слёзы катились у тех,

Чьи дети, мужья не вернулись

с войны –

Не видеть героям тёплой

весны.


И дети, и взрослые понимали:

Со счастьем рядом боль идёт,

Победу празднует народ!

Статья в «В.Р.» Елены Липатовой от 5 января 2005года.

«Из военного детства»

(О моём детстве)



Годы учёбы

1945 год – начало моей учёбы в Дивеевском педучилище. Продолжается голод, существуют трудности. Мы, студенты, плохо одеты, матери перешивают из своей одежды платья, костюмы, чтобы прилично было учиться. Учились в училище одни девочки, а в нашей группе было три юноши. Дрова готовили в лесу под руководством безногого мужчины, пилили дрова подростки из дер. Вертьяново. Топили в общежитии огромную 1,5 метровую железную печь сырыми дровами. Разжечь нечем, обдирали всю березу, бумаги лишней нет. Дрова пыхтели, плакали, никак не разгорались, а надо сварить картошку ( на 4х котелок), высушить сырую обувь – валенки, которые совали в печь, когда она истопится. А жили в Дивеевском монастыре, общежитие было на 20 девочек, 20 коек и длинный стол, за которым обедали и делали уроки. Может быть, стены монастырские и дух его помогли нам выжить в эти трудные годы. Хлеб выдавали по карточке (200грамм), который съедали по крошке, пока шли в столовую, в которой кормили только постной едой. В 1947 году в стране отменили карточки, и нам, студентам, выдали по 0,5 кг яблочного джема и большую буханку хлеба. Здесь же, во дворе педучилища, уселись студенты на траву, ломали хлеб, макали его в джем, и съели всю буханку! До сих пор ощущаю вкус этого хлеба. А когда хлеб появился на прилавках магазинов сободно, то, глядя на этот хлеб, у меня многие годы кружилась голова.

Не смотря на трудности жизни, учились хорошо.

Наше поколение, прошедшее через трудности военных лет, через голодное детство, оказалось очень трудолюбивым, добрым, отзывчивым к чужому горю, к старшим, к детям.

Сегодня доброта и отзывчивость утеряны, можно часто наблюдать грубость, озлобленность, жестокость среди взрослых и среди детей.

В 1948 году была направлена на работу в Ляпуховскую начальную школу, потом в 1949 году перевели в Вильскую школу.

В 1950 году закончила Муромский учительский институт (5-8 классы).

В 1969 году закончила Горьковский пединститут, факультет русского языка и литературы с правом преподавания в 5-11 классах.

Учились заочно (у меня двое детей), вместе со мной Валентина Ивановна, учились охотно, много трудились, не имели 3,5 года праздников, выходных, до сессии все экзамены были сданы.
Вильская школа

Я проработала в Вильской школе 39 лет учителем русского языка и литературы, последние 16 лет – завуч школы.

Ни один день не раскаялась в выбранной мною профессии. Любила школу, детей, общение с ними, с любимым коллективом учителей. До сих пор душой я в классе, так и вижу детские глаза, любопытные и озорные.

См. статью в газете «В.Р.» Елены Липатовой от 11 января 2005года «Счастье видеть глаза детей»

(Это обо мне)

Любила школу и детей,

И славный коллектив учителей.

Трудилась усердно и честно,

Об этом многим известно

Спешила на урок литературы и задевала детской души струны:

Учила родину любить и доброту людей ценить,

А главное воспитанными быть.

Учила слово русское беречь,

Не осквернять родную речь.


Начала работать в школе в 1948 году, в Вильской с 1949 года, когда в посёлке не было электричества, радио. В школе на стенах горели керосиновые лампы, дровами отоплялись печи, работники – технички школы много трудились, даже пол некрашеный песком тёрли и промывали. Это требовало огромных сил. В становлении моей работы, в улучшении методики преподавания большую роль сыграли 2 человека: Зимина А.А., учитель начальных классов Проволченской школы, к которой я каждый день в течение года ходила составлять планы уроков. (Спасибо ей и вечная память). А особо благодарна завучу школы Пановой Антонине Ивановне, которая 2 недели изо дня в день ходила на уроки русского языка и литературы и рекомендовала, что ещё внедрить на урок. Эта умная и тактичная женщина, которая открыто радовалась, когда что-то интересное находила в моей работе. Её называли в школе «ходячая энциклопедия», она знала наизусть все нужные страницы журналов «Советская педагогика» и «Народное образование» и рекомендовала использовать что-то интересное из практики других учителей. Эти толковые рекомендации очень помогли мне в работе.

Благодаря Антонине Ивановне коллектив был дружный, добрый, сплочённый, она, как мать, общалась с нами и умело сглаживала все острые углы. Коллектив отличался трудолюбием, культурой отношений. 32года я проработала как учитель и как завуч школы с умным, интеллигентным руководителем Заниным Георгием Андреевичем. Вместе со мной трудились учителя высокой квалификации: Трусилина Таисия Алексеевна, Сизова Евгения Николаевна, Каленкина Нина Михайловна, Елистратова Валентина Ивановна, Елистратова Валентина Ивановна №2, Сёмин Василий Акимович, Гусева Римма Михайловна, Баландина Зоя Ивановна, Орехова Зоя Андреевна, Занина Мария Ивановна, Рябицева Антонина Алексеевна, Саломадина Мария Гавриловна, Талалыкина Мария Георгиевна, Вдовина Анна Васильевна, Герасина Нина Александровна, Синёва Ольга Ивановна, Казённова Людмила Александровна.

Завучами школы были Тугарёва Антонина Васильевна и (организатор внеклассной работы) Тугарёва М.А., обе тактичные руководители. Многое полезное из их работы я использовала в последующей своей работе завучем школы.

Они у истоков школы стояли

И авторитет ее поднимали: Пановы и Соколова,

Занины и Тугарёвы,

Гусевы, Баранова, Швындова,

Зимина - …

И Рябицева сердце детям отдала –

Заслуженной учительницей стала

И свой талант в уроках применяла.

Но нет уж тех коллег в

живых,

Как многому учились мы



у них!
Как учитель, много работала над собой. Пользовалась межбиблиотечным абонементом библиотеки Г.Горького, литературу присылали на месяц. Летом, находясь в отпуске, работала ежедневно 4 часа, разрабатывая уроки в 10-11 классах, уроки внеклассного чтения, используя присланную литературу, собирая по крупицам всё ценное и нужное из опыта других учителей. Я в течение работы дала 20 открытых уроков на семинарах завучей и директоров школ. Каждый год методическую работу в школе начинала планировать, как завуч, с себя: в год давала открытый урок или вечер. Так были хорошо, интересно проведены вечера с учащимися 7-10 классов:

  • Вечер поэзии Р.Рождественского,

  • Размышления у памятника Мусы Джалиля,

  • Ради жизни на земле,

  • Слово о матери (с использованием художественной литературы: «Матерь человеческая» В. Закруткина,

«Мать» С. Смирнова и др.),

  • А музы не молчали,

  • Урок мужества «Ты на подвиг зовёшь, комсомольский билет».

С 1956 года состояла членом общества «Знание» при Выксунском Горкоме КПСС. Мною прочитано за время работы более 150 лекций и докладов на различные темы учащимся, населению. Делилась опытом своей работы на районных и областных педчтениях. На областных педчтениях была награждена Похвальной грамотой за доклад «Виды самостоятельных и творческих работ на уроках русского языка».

Ежегодно вела кружок русского языка (Оформлено 2 альбома в школе) проведён открытый вечер русского языка на тему: «Язык мой – друг мой» (для 5-7 классов).

В старших классах вела литературный кружок «Современная поэзия».

В школе вела общественную работу: агитатор, зав. Агтипунктом в дни выборов, член избирательной комиссии в течение 30 лет, лектор.

Секретарь парторганизации в школе в течение 10 лет.


Работа завуча школы.

Чётко планировала контроль и руководство в школе ( 2 раза в год каждый учитель проверялся с определённой целью, контроль включал проверку за ведением дневников, тетрадей учащихся, проведение контрольных работ по линии руководства в конце четверти, проверку навыков чтения в 1-4 классах.

Каждую неделю проводились совещания при директоре по материалам проверки или по определённой теме. Чётко планировалась в школе работа педсоветов, работа с родителями.

Как завуч, придавала большое значение учёбе учителей. Работа с нормативными документами занимала важное место. Каждый учитель, для которого приходил «Сборник приказов» конспектировал тот материал, который рекомендуется для его предмета и внедрял эти указания в свою работу.

Учителя работали над той методической темой, которая удачно внедрялась в его преподавание. Успешно в школе работали внешкольные объединения учителей 1-3 классов, русского языка и литературы, математики Вильской, Проволоченской и Верхне – Верейской школ. Учителя делились опытом работы по своей теме, проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия, прочитывались доклады из опыта работы.

Методическая работа в течение нескольких лет занимала 2 место среди школ города и района, школа награждалась Почётными грамотами за эту работу.

За эту работу, как завуч школы, я была награждена от Гороно бесплатной экскурсионной путёвкой в Брестскую крепость – герой. Экскурсия состоялась совместно с лучшими учителями, врачами области, была хорошо организована, я собрала много интересного материала о героях – защитниках крепости в первые дни войны. Мы посетили Хатынь, город Кобрин(побывали в доме Суворова, в его музее), побывали в Беловежской пуще, видели живых зубров, посетили уникальный музей, в котором собран весь животный мир (чучела), птицы Беловежской пущи. По собранному материалу о защитниках крепости разработала лекцию «Герои не умирают. Они стояли насмерть», которую прочитала (рассказала ) 15 раз учащимся, депутатам совета. Лекция иллюстрирована фотографиями, снимками.

Работать в 60 – 90 годы было трудно, школу лихорадило от разных рангов проверок. Проверяли – Гороно, школьный отдел Горкома Партии, Горком комсомола.

Работа завуча в школе была трудной и напряженной. В 1977 году как завучу сельской школы был вручён значок «Отличник просвещения СССР». Считаю, что это заслуга всего коллектива учителей. Ни разу ни один учитель не отказался от поручения, которое ему предлагалось по плану. В 1986 году я награждена медалью «Ветеран труда».

Многие учителя школы – ветераны труда (имеют медали), те, у котрых стаж работы более 20лет. Медалями к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина награждены:

Соломадина М.Г., Каленкина Н.М., Тугарёва М.А., Тугарёва А.В. и др.

Имеют награды:

Панова А.И. – Орден Ленина;

Зайцева А.В.- орден Знак Почёта;

Рябицева А.А. – медаль За трудовое отличие, орден Знак Почёта, Заслуженный учитель школ РСФСР;

Юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне» награждены – Гусева Е.С.,

Соломадина М.Г.,

Баландина З.И.

Юбилейной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне» награждены - Гусева Е.С.,

Соломадина М.Г.,

Баландина З.И.

Значком «Отличник народного просвещения» награждены:

Занин Г.А.,

Рябицева А.А.,

Гусева Е.С.,

Сёмин В.А.

Занесены в книгу Памяти «Летопись трудовой и боевой славы выксунцев»:

Занин Г.А., директор школы,

Рябицева А.А., учитель географии,

Зайцева А.В., учитель начальных классов,

Елистратова В.И., руководитель школьного музея, организатор внеклассной работы.

Я горжусь тем, что многие мои ученики стали учителями:

Казённова Л.А., учитель русского языка и литературы,

Резанова С.В., учитель русского языка и литературы,

Махрова И., учитель русского языка и литературы,

Савина В.М., доцент кафедры русского языка и литературы г.Смоленска,

Швындова Е.И., директор Вильской школы,

Дятлова Л.Г., завуч школы,

Аввакумцева В.Ф., учитель начальных классов,

Кальщикова В.М., учитель черчения и рисования,

Гусева Г.А, воспитатель детского сада ( учитель русского языка и литературы).

В настоящее время - на пенсии более 20 лет, веду активный образ жизни: встречи с детьми и внуками радуют моё сердце, помогаю учиться правнукам и учащимся на улице; радуют встречи с учителями в школе, в библиотеке, дома за чаем; наши воспоминания о школе, любимые песни – всё это помогает жить. Много читаю.

Люблю, когда друзья приходят в дом,

И тихие беседы за столом,

Люблю петь песни русские,

раздольные и грустные.

Люблю поэзию Есенина и Блока,

Душевный стих Дементьева ценю,

Вникаю в слово сердцем я глубоко,

а Пушкина особенно люблю.

Люблю я лес, сосновый и пахучий,

а под ногами бархатные мхи

И слушать, как поёт ручей гремучий

в ветках зеленеющей ольхи.

И я счастлива, что уже 62 года я живу на вильской земле, которая стала для меня второй Родиной, где я встретила любовь свою и была счастлива в семейной жизни, и радуюсь за детей, внуков и правнуков, которые живут рядом со мной.

А годы труда летели, как птица,

Но успела с людьми я в посёлке сроднится,

И дорожки до школы травой поросли,

Стала Виля второю мне родиной,

Здесь и корни мои проросли.

До сих пор активно участвую в работе Совета ветеранов г.Выксы и пос.Виля: встречи с детьми, выступления перед ними, поездка в «Лазурный», участие в проведении есенинских и пушкинских вечеров – всё это активизирует жизнь, перестаёшь считать свои года…

До сих пор волнительными для меня остаются 1 сентября, День учителя, 8 марта, выпускные вечера, встречи с выпускниками. Всегда слежу за судьбой вышедших из школы ребят, радуюсь, когда хорошо и удачно складывается жизнь. При встречах желаю ребятам не утратить такие качества как порядочность, доброта, отзывчивость и человечность.

А молодым коллегам в школе желаю больше работать над собой, совершенствуя своё мастерство в учёбе с детьми, ведь до сих пор в школе работают одержимые, любящие детей учителя.

И мы, ветераны, от души приветствуем тех,

Чья дорога к школе вечна!

Кто в этом доме одержим и мудр в работе,

Кто ребятишек любит бесконечно,

Кто терпелив сегодня, в этот трудный век,

Когда так мало ценится

Учитель – Человек!



Е.Гусева