Похожие работы
|
«Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов», состоявшегося - страница №1/4
![]() Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. 20 мая 1998 г. состоялось заседание Коллегии Министерства культуры Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос «О государственной политике сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны». Коллегия заслушала аналитическую информацию об уровне сохранности и безопасности библиотечных фондов. Был сделан вывод, что несмотря на предпринимаемые российскими библиотеками усилия по сохранению фондов за последние годы в результате хронического недофинансирования ситуация с обеспечением их безопасности и сохранности резко ухудшилась, а в ряде библиотек стала критической. Для выхода из создавшегося положения наряду с острой необходимостью улучшения бюджетного финансирования требовалось принятие целого комплекса мер по организации системного подхода к решению проблем обеспечения сохранности и безопасности библиотечных фондов, особенно важного в условиях нехватки финансовых средств. Коллегия одобрила разработанные в этих целях ведущими библиотеками страны по заказу и при участии Отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации Концепцию Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра культуры № 341 от 22.06.98 на базе Основ законодательства о культуре (1992 г.), Федеральных законов «О библиотечном деле» (1994 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), а также «Директив международных действий по сохранению библиотечных материалов» (ЮНЕСКО, 1986г.), Программы ИФЛА «Preservation and Conservation» (1986 г.), Программы ЮНЕСКО «Память мира» (1992 г.), а также утвержденной Коллегией Концепцией был разработан проект Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. Проект получил одобрение Всероссийского совещания руководителей федеральных библиотек и центральных библиотек субъектов Российской Федерации на тему «Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов», состоявшегося 10 - 14 апреля 2000 г. в Санкт-Петербурге и Межведомственного экспертного совета по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры . 26 июля 2000 г. Программа была принята Коллегией Министерства культуры, рассмотревшей вопрос «О Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации», и утверждена приказом Министра Культуры № 540 от 13 сентября 2000 г Материалы подготовлены рабочей группой в следующем составе:
Общая редакция - Е.И. КУЗЬМИН, начальник Отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации. С О Д Е Р Ж А Н И Е
«Книга - самый важный хранитель и двигатель человеческой культуры… Поистине книга - величайшее создание человечества. И потому самое главное в культуре любой страны - библиотеки» Д.С. Лихачев НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВВЕДЕНИЕОдним из мощных факторов развития общества в современных условиях стала его информатизация. Информация, заключающая в себе весь мировой опыт человечества, служащая исторической памятью и основой дальнейшего экономического, интеллектуального и духовного прогресса общества, хранится в библиотеках и архивах мира. Для того чтобы предоставить в пользование обществу эту бесценную информацию, памятники письменности и печати, их необходимо сохранить для настоящих и будущих поколений. Проблема сохранения библиотечных фондов – не частный вопрос библиотечного дела или культурной жизни в целом, это глобальная проблема, от решения которой зависит сохранение памяти нации, доступность обществу новой информации, идей, знаний. Поэтому сохранение библиотечных фондов, стало глобальной задачей, которую решают все цивилизованные страны и мировое сообщество в целом. Библиотечная сеть России насчитывает около 130 тысяч библиотек, в которых хранится более 2 млрд. единиц хранения документов (рукописных, печатных, аудио-визуальных, в электронной форме и т.п.). Среди них редкие и ценные материалы, книжные памятники, начиная с V в. Ежегодно услугами отечественных библиотек пользуются около 60 млн. человек, которым выдается примерно 1,4 млрд. документов. Фонды библиотек составляют часть общенационального культурного наследия России, являются ценнейшим историческим источником и информационным ресурсом страны, включают большое количество памятников мирового значения и, помимо научной, культурно-исторической и информационной, имеют огромную материальную ценность. В настоящее время сохранность библиотечных фондов России вызывает большую тревогу. В Российской национальной библиотеке около 25% документов требуют срочных консервационных мер, в Российской государственной библиотеке- около 30%. Подобное положение наблюдается не только в нашей стране. По заключению специалистов из 320 млн. документов США разрушено 20%, т.е. 64 млн. В Библиотеке Конгресса США примерно 25% фонда находится в критическом состоянии (это около 13 млн. единиц хранения). Исследования, проведенные Немецким библиотечным институтом, показали, что 15% библиотечных и 20% архивных фондов Германии - под угрозой разрушения. На Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1986 г. были приняты «Директивы международных действий по сохранению библиотечных материалов», которые предусматривают создание в каждой стране национальной программы обеспечения сохранности библиотечных фондов. Такие программы созданы и успешно реализуются в США, Швеции, Франции, Канаде, Австралии, Индии, Японии и др. Проекты обеспечения сохранности библиотечных фондов, осуществляемые IFLA - Международной федерацией библиотечных ассоциаций, предполагают разработку международной стратегии сохранения библиотечных фондов в рамках центральной программы «Preservation and Conservation» (PAC), главными принципами которой являются:
Федеральный Закон «О библиотечном деле», принятый в России в 1994 г., установил «принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность». Закон констатировал, что «в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками». Декларируемые Законом принципы реализовать в полной мере возможно лишь при обеспечении сохранности информации и ее носителей. Библиотеки изначально предназначены для выполнения двуединой функции - хранить документы для будущих поколений, обеспечивая доступ к ним сегодняшним пользователям. Функциональная задача сама по себе противоречива: не просто сохранять, а сохранять, используя. При этом степень доступности документа во многом определяется степенью его сохранности. Обеспечить сохранность библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны возможно лишь при развитии следующих направлений деятельности:
В настоящее время ни одно из этих условий в российских библиотеках не выполняется, в результате чего с сохранением библиотечных фондов сложилась катастрофическая ситуация, поскольку этот вид библиотечной деятельности, как никакой другой, зависит от объемов и своевременности финансирования. Более того, сегодняшнее финансирование данного направления не обеспечивает даже самую необходимую часть потребностей библиотек в этой области. Как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в аварийном состоянии. Такие помещения сами по себе являются источником повышенной опасности для хранящихся там фондов. В библиотеках периодически возникают аварийные ситуации различной степени тяжести: от протечек кровли до затоплений при прорыве систем тепло- и водоснабжения, канализации, от трещин в стенах, потолках и в оконных блоках в результате деформации конструкций до обрушивания потолков в рабочих помещениях и читательской зоне. За последние 5 лет в Российской национальной библиотеке произошло 12 аварий, в результате которых пострадали фонды - около 60000 единиц хранения; в Российской государственной библиотеке – 20 аварий; в Государственной публичной исторической библиотеке - 2; в Российской государственной библиотеке по искусству - 4 и т.д. Практически во всех библиотеках нет условий для выполнения нормативных требований к хранению: хранилища библиотек переполнены, в них нет систем кондиционирования воздуха и вентиляции. Отсутствуют оборудование для массовой консервации фондов, а также необходимые инструменты и материалы для реставрационных работ. Ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов хранителей и реставраторов. В результате, несмотря на то, что в крупнейших библиотеках страны - Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии наук и др. разработаны современные технологии и методы, обеспечивающие долговечность документов на различных материальных основах, использование их невозможно. Ярким примером сложившейся ситуации с обеспечением сохранности библиотечных фондов является Российская государственная библиотека. В крупнейшей библиотеке страны в последнее десятилетие сложилась следующая ситуация: в книгохранилище, рассчитанном на 10 млн. томов, хранится 20 млн. томов. Концентрация пыли превышает допустимую норму в 2,5 раза, содержание сернистого газа в 4 раза, окиси азота в 22 раза, температура воздуха достигает +26С при норме +18С, а относительная влажность - 90% при норме 555%. Только начавшаяся в настоящее время реконструкция РГБ сможет решить эти проблемы. Во многих провинциальных библиотеках дела обстоят еще хуже. В некоторых библиотеках фонды редких и ценных книг, подвергшиеся затоплению в результате чрезвычайных ситуаций, требуют принятия немедленных мер по стабилизации. Из-за нехватки финансовых средств и необходимых специалистов эти работы не производятся. Расчеты, проведенные специалистами, показали, что при сохранении нынешней ситуации для реставрации документов, хранящихся в Российской национальной библиотеке, потребуется примерно 400 лет, Российской государственной библиотеке - 500 лет. Объем разрушающихся фондов требует высокоэффективных способов обеспечения сохранности. Достаточно широко распространено мнение, что сохранение фондов означает, в основном, только реставрацию, но это опасное заблуждение. Безусловно, реставрация была, есть и будет, но все большее значение приобретают меры как профилактические, так и специальные консервационные, направленные на предупреждение повреждений всех типов документов. Документы, хранящиеся в библиотеках, выполнены, в основном, на бумаге и неуклонно разрушаются в процессе хранения и использования. Естественное старение, нарушение режима хранения, неаккуратность читателей, а зачастую и халатность хранителей - основные причины утраты библиотечных документов, в том числе и являющихся культурными ценностями. В наихудшем состоянии находятся документы второй половины XIX - начала ХХ вв. Половина книг, напечатанных в этот период на бумаге с повышенной кислотностью, не пригодна для использования уже сейчас, поскольку такая бумага подвержена быстрому старению, желтеет, становится ломкой и разрушается при использовании. Не обеспечена должным образом в настоящее время безопасность библиотечных фондов. Как показывает практика, даже в крупнейших библиотеках России имеющиеся системы охраны, тревожной сигнализации, пожаротушения не могут гарантировать необходимую степень безопасности фондов. Подтверждением этому служат участившиеся в последнее время случаи хищения, пожары и другие экстремальные ситуации. В большинстве же библиотек России и такие системы обеспечения безопасности фондов отсутствуют. Проблема усугубляется недостаточной защищенностью книжного фонда российским законодательством и не в последнюю очередь оплатой труда людей, которым государство доверяет хранение многомиллионных ценностей: заработная плата сотрудников библиотек и архивов более чем вдвое ниже средней по стране. В условиях сложной криминогенной ситуации в стране, а также повышенного риска природных и техногенных катастроф, роста экологической опасности возрастает угроза физической утраты значимой части культурного и информационного наследия России. Попытки решать все эти проблемы изолированно друг гот другане имели успеха, т.к. являлись попытками бороться со следствиями без устранения их причин: проекты предлагавшихся ранее программ консервации и реставрации фондов входили в противоречие с состоянием материально-технической базы хранилищ и профессиональной подготовкой кадров, объективными возможностями хранения фондов. Практика показала, что решать проблемы, связанные с обеспечением сохранности библиотечных фондов необходимо комплексно, на общенациональном уровне, в рамках единой Национальной программы. Цель Программы Сохранение в интересах настоящих и будущих поколений библиотечных фондов Российской Федерации, являющихся одной из важнейших составляющих духовного и материального богатства, культурного и информационного потенциала нации. Задачи Программы
Программа призвана:
Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации рассчитана на 10 лет и включает в себя следующие основные направления, которым соответствуют 7 подпрограмм: 1. Консервация библиотечных фондов. 2. Создание страхового фонда документов библиотек и сохранение информации. 3. Книжные памятники Российской Федерации. 4. Безопасность библиотечных фондов. 5. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования. 6. Учет библиотечных фондов. 7. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов. В качестве механизма реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов предусмотрено закрепление за каждой подпрограммой базовой организации, являющейся ее основным разработчиком, а также организационным, методическим и координационным центром ее реализации. Базовые организации работают в тесном контакте с федеральными и региональными библиотеками, другими учреждениями культуры, а также с ведущими библиотеками других отраслей и ведомств. Общую координацию Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и Российская библиотечная ассоциация. Межведомственное взаимодействие обеспечивает Межведомственный экспертный совет по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры Российской Федерации.
Научно-методический и координационный центр - федеральный Центр консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке (ФЦКБФ). Руководитель подпрограммы – С.А. Добрусина, директор ФЦКБФ при РНБ. Разработчики подпрограммы - С.А. Добрусина (руководитель авторской группы), директор ФЦКБФ при РНБ, З.П. Дворяшина, директор Центра консервации документов высших учебных заведений при НБ РГГУ, Г.А. Кисловская, зам. директора ВГБИЛ, Ю.П. Нюкша, гл. консультант ОКД БАН, Н.И. Хахалева, зам. директора РГБ, Е.С. Чернина, с.н.с. ФЦКБФ при РНБ, Н.А. Щербачева, консультант Отдела библиотек Минкультуры России. Библиотечные фонды постоянного и длительного хранения представляют собой сложный и неоднородный массив документов, вышедших в свет в разное время, имеющих разные тиражность, читательское назначение, спрос, предпосылки к старению и повреждению и, соответственно, разную степень сохранности. Неоднородность документов вызывает необходимость использования библиотеками разных форм консервации - превентивной, стабилизирующих обработок, реставрации. Внутри каждой формы существуют различные способы и технологические приемы, используемые по отдельности и в комплексе. В мировой практике приоритет отдается форме консервации, позволяющей максимально повысить сохранность возможно большего количества документов с минимальным вмешательством консерватора в структуру документа. Такой формой признана превентивная (профилактическая) консервация как совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от внешних воздействий путем обеспечения нормативных условий хранения и использования, т.е. создания и поддержания благоприятных режимов хранения (светового, температурно-влажностного, санитарно-гигиенического) и применения фазового хранения. В России превентивной консервацией как комплексом мер стали заниматься недавно. В настоящее время в библиотеках России отмечается значительное накопление ветхих и поврежденных документов. Их объем продолжает быстро увеличиваться вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, отсутствия в большинстве библиотек служб консервации, а также недостаточной осведомленности работников библиотек в вопросах сохранности фондов. Неблагополучное состояние библиотечных фондов приобретает масштабный характер, противостоять которому можно только принимая комплекс самых широких мер, среди которых необходимо отметить первоочередные. На основании анализа существующего положения в качестве приоритетных направлений консервации выделены следующие:
Реализация данных направлений при преимущественном развитии профилактической (превентивной) консервации позволит наиболее оперативно и экономно обеспечить сохранность максимально большого количества документов. 1. Создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях - главная компонента превентивной консервации, представляющей совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от неблагоприятных внешних воздействий. Режим хранения документов обеспечивается путем соблюдения нормативных температуры и влажности воздуха, освещенности, санитарно-гигиенического состояния помещений. При реконструкции старых и строительстве новых зданий библиотек надлежит строго соблюдать требования СНиП и ГОСТ 7.50 «Консервация документов. Общие требования». Библиотеки должны быть оснащены необходимыми техническими средствами контроля окружающей среды и поддержания нормативных условий хранения документов.
Назначение фазовой консервации состоит в предохранении документов от механических повреждений и воздействия агрессивных факторов окружающей среды на определенный период времени. Документы помещают в коробки из бескислотного картона или другого материала, безвредного для объекта хранения. В тех же целях для листовых документов используют инкапсулирование - заключение документа в прозрачную полимерную инертную пленку.
В России технологии массовой стабилизации практически отсутствуют. Развитие форм превентивной консервации и массовой стабилизации позволит снизить потребность в реставрации документов.
Поскольку реставрация документов - наиболее трудоемкий и дорогостоящий процесс консервации документов, его развитие должно сопровождаться совершенствованием комплексной научной экспертизы документов, учитывающей уникальность, историко-культурную значимость, читательский спрос, физическое состояние документов. Развитие превентивной консервации и модернизации в области стабилизации и реставрации осуществимы только при укреплении имеющихся и создании новых центров консервации документов, обслуживающих определенные регионы. Крайняя ограниченность финансовых возможностей государства является одной из причин, обусловливающих концентрацию материальных и кадровых ресурсов в немногочисленных центрах, оснащенных необходимым оборудованием.
Подпрограмма рассчитана на 10 лет. Цель подпрограммы: обеспечение сохранности документов методами консервации; разработка и реализация единого подхода к консервации документов различных видов. Задачи подпрограммы:
Помимо собственно сохранения фондов библиотек России параллельно будут решаться следующие проблемы:
Принципы отбора документов для первоочередной консервации. Выбор объектов и определение форм консервации осуществляются в точном соответствии с результатами комплексной научной экспертизы и базируются на четырех основных критериях: уникальность, историко-культурная значимость документа, его физическое состояние, спрос. 1. Уникальность - критерий, отделяющий от основной массы документов прежде всего рукописи, редкие книги, архивные материалы. Для них обязательно создаются улучшенные условия хранения и, при необходимости, обеспечиваются реставрация и стабилизация. Для огромного объема документов, не являющихся уникальными, важны сведения, касающиеся трех других критериев. 2. Историко-культурная значимость. К группе документов для первоочередной консервации относят документы, имеющие высокую историко-культурную значимость. В подавляющем большинстве таковыми являются уникальные документы. 3. Состояние документа - критерий, характеризующий степень изменения свойств материалов под влиянием факторов внешней среды. Первоочередной консервации подвергаются документы, имеющие значительные повреждения. 4. Частота использования. Очередность консервации документов по приведенным выше критериям корректируют согласно частоте и характеру использования. Повышенный спрос на документы является основанием для их перевода на нетрадиционные носители, срок существования оригиналов продлевают посредством специальных обработок. На основе полученной комплексной характеристики принимается регламент работы с документом. В особо сложных случаях заключение дает реставрационный совет или иной коллегиальный орган. Он же рекомендует условия и правила дальнейшего хранения и использования документа, определяет сроки и виды последующих обработок и форм контроля. В соответствии с основными установленными признаками документа, записанными в паспорте, совет принимает во внимание научно-практические возможности консервации, в том числе стоимость необходимых обработок. Для совершенствования отбора документов на первоочередную консервацию, определения формы консервации необходимы:
ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2001-2005 гг. 1. Консервация библиотечных фондов
2. Создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, в реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях.
3. Фазовая консервация
4. Массовая стабилизация и реставрация.
2. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТОВ БИБЛИОТЕК. СОХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Научно-методический и координационный центр – Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ). Руководитель подпрограммы – Г.А. Кисловская, зам. директора ВГБИЛ Разработчики подпрограммы: Г.А. Кисловская, зам. директора ВГБИЛ (руководитель авторской группы), С.С. Дубинин, В.Д. Звягин, НИИрепрографии (г. Тула), А.В. Лихоманов, зав. отделом РНБ, Л.Ф. Туголукова, зам. директора Свердловской ОУНБ, Н.И. Хахалева, зам. директора РГБ, Н.А. Щербачева, консультант Отдела библиотек Минкультуры России, Е.А. Ястржембская, зам. директора ГПИБ. Богатое интеллектуальное наследие России рассредоточено в фондах тысяч библиотек, несущих ответственность за обеспечение сохранности и доступности документов, созданных на разных носителях с помощью разных средств записи информации. Все документы с течением времени теряют свои эксплуатационные свойства в силу их активного использования, естественного старения материального носителя, неблагоприятных условий хранения, аварийных и чрезвычайных ситуаций. Поэтому задача сохранения ценнейших информационных ресурсов, обеспечивающих поступательное развитие России, приобретает особую значимость и важность. В мировой практике различают два подхода к обеспечению сохранности документа:
Второй подход связан с использованием технологий переформатирования, то есть перевода информации с одного носителя на другой. Анализ тенденций в области обеспечения сохранности документов во всем мире свидетельствует о растущем признании методик, позволяющих обеспечить долговременную сохранность больших массивов документов или информации, заложенной в них. К их числу относится микрофильмирование документов, которое несмотря на бурное развитие компьютерных технологий остается основным способом сохранения информации, поскольку методика оцифровывания, при всей ее очевидной привлекательности с точки зрения доступности информационных ресурсов, таит в себе немало скрытых и явных проблем с точки зрения обеспечения долговременности доступа и сохранности цифровой информации. Подтверждением этому являются многочисленные зарубежные исследования, в частности, проводимые под эгидой Совета по библиотечным и информационным ресурсам США (в прошлом Комиссией по доступности и сохранности). Преимущества микрофильмирования перед оцифровыванием определяются следующими факторами:
Микрофильмирование документов является эффективным и экономичным методом обеспечения сохранности и доступности как оригинала, так и содержащейся на нем информации. Задача сохранения информации решается путем создания фондов страховых микрофильмов с организацией их хранения в специально оборудованных государственных хранилищах за пределами библиотек, а ее доступность обеспечивается с помощью одновременного формирования в библиотеках пользовательского фонда на микроносителях. Микрофильмирование сочетается с компьютерными системами обработки документов и обеспечения доступа к ним, что позволяет легко сканировать микрофильмы при реализации так называемого гибридного подхода, смысл которого состоит в микрофильмировании оригинала документа в целях его сохранения и изготовлении цифровой копии с микрофильма в целях обеспечения доступности информации, запечатленной в оригинале документа. Микрофильм остается доступным для дальнейшего переноса на электронные носители в любое время, что дает ему полное право на жизнь в электронную эру. В результате работы по микрофильмированию библиотечных фондов появляются новые возможности обеспечения сохранности документов, а именно:
Состояние микрофильмирования в целях обеспечения сохранности библиотечных фондов в стране Для подавляющего большинства библиотек ни в советское, ни в постсоветское время микрофильмирование не стало решением проблем в области сохранения информации, имеющей непреходящее значение для развития науки и культуры. До сих пор библиотеки, как правило, не рассматривали этот зарекомендовавший себя во всем мире способ обеспечения сохранности библиотечных фондов как реальную возможность сохранения интеллектуального содержания определенных категорий документов для будущих поколений исследователей. Лишь считанные библиотеки - по преимуществу федерального подчинения - могли позволить себе выделение средств на покупку микрофильмирующего оборудования, расходных материалов, оплату квалифицированного персонала. Однако и они имеют, как правило, устаревшее оборудование, хранят микрофильмы в неприспособленных помещениях и изготавливают страховые микрофильмы без учета стандартов качества. Ни в одной региональной библиотеке собственной лаборатории микрофильмирования нет. Это положение объясняется несколькими причинами, главными из которых являлись и по-прежнему являются следующие:
Дублирование и нескоординированность действий могли бы быть преодолены при помощи общероссийского сводного каталога страховых микрофильмов, однако, такой инструмент создан не был. По существу, планомерная деятельность по микрофильмированию документов в целях сохранения информации в российских библиотеках до сих пор не начата. Цель подпрограммы: сохранение информации, предоставление пользователям доступа к интеллектуальному содержанию документов, уязвимых с точки зрения сохранности. Задачи подпрограммы:
Помимо собственно сохранения информационных ресурсов страны, национальная кооперативная программа создания страхового фонда параллельно решает вопросы:
Основные направления подпрограммы: 1. Создание системы нормативных и методических документов по организации российского страхового фонда документов библиотек. 2. Создание Российского страхового фонда документов библиотек. 3. Создание и ведение Российского регистра страховых микроформ, а также его интеграция в Европейский регистр страховых микроформ (EROMM).
следующая страница >> |