Герой нужен, но какой? - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Герой нужен, но какой? - страница №1/1

ГЕРОЙ НУЖЕН, НО КАКОЙ?
Современная Россия… Само сочетание этих, ставших сегодня почти противоречивыми, слов наводит на мысль, что это уже немного не Россия. Печально, но это так. Мы стали терять ту самобытность русского народа, о которой писали многие русские писатели, историки и философы. Ведь сегодня россияне уже немного не россияне, и их герои уже немного не те герои. Так вот, чтобы ответить на вопрос, какие герои нужны в современной России, сначала нужно вспомнить, какие же были реальные герои в России XIX века и чем они отличались, например, от западноевропейских героев?

Именно на этот вопрос дал обстоятельный и точный ответ замечательный русский писатель М.Е.Салтыков-Щедрин. В книге «За рубежом», во второй главе, он писал: «Когда я прохожу мимо берлинского офицера, меня всегда берёт оторопь. Даже в Баден-Бадене, в Эмсе мне делалось жутко, когда, бывало, привезут в курзал из Раштата или из Кобленца несколько десятков офицеров, чтоб доставить удовольствие дамам. Не потому жутко, чтоб я боялся, что офицер кликнет городового, а потому, что он всем своим складом, посадкой, устоем, выпяченной грудью, выбритым подбородком так и тычет в меня: я – герой! Мне кажется, что если б, вместо этого, он сказал: я разбойник и сейчас начну тебя свежевать, – мне было бы легче. А то «Герой»! Шутка сказать! Перед героями простые люди обязываются падать ниц, обожать их, забыть об себе, чтоб исключительно любоваться и гордиться ими, – вот как я понимаю героев!..

…Наш русский офицер никогда не производил на меня такого удручающего впечатления. Прежде всего, он в объёме тоньше, и грудей у него таких нет; во-вторых, он положительно никому не тычет в глаза: я герой! Русский человек способен быть действительным героем, но это не выпячивает ему груди и не заставляет таращить глаза, Он смотрит на геройство без панибратства и очевидно понимает, что это совсем не такая заурядная вещь, которую можно всегда носить с собою, в числе прочей амуниции».

Что же касается самобытных качеств, которыми всегда отличался русский человек, то светочи русской духовности среди наиболее примечательных из них называли безграничную любовь к Родине, набожность, коллективизм, выносливость, терпеливость, свободолюбие, правдолюбие, несгибаемость, мужественность, бесстрашие, доброту, сердечность, сочувствие, любовь к людям, душевность, открытость, простоту, духовное достоинство и др.

Увы, сегодня даже слово патриотизм стало пониматься многими как что-то сомнительное, устаревшее и даже вредоносное. Современная Россия почему-то мне напомнила времена, когда художник-передвижник Николай Ге написал запрещённую цензурой к показу на родине известную картину «Что есть истина?», на которой изображён Понтий Пилат, беседующий с Христом. Всем своим видом Пилат хочет сказать, что истина – это только деньги, на которые можно купить всё – не только женщину, но и твою, Христос, истину.

Так нужны ли сегодня в «современной России» свои Христосы, пытающиеся улучшить её?

Были бы сейчас живы Карамзины, Достоевские и Ильины, они бы ответили, что не только нужны, но и очень, очень нужны. Более того, они бы просто призвали спасать Россию и её народ от бездуховности, цинизма, пошлости, безвкусицы и потери своей самобытности. К сожалению, сегодня вместо глаз у многих сценаристов, режиссеров и редакторов программ на телевидении блестят золотые монеты, которые, как они считают, не пахнут. Государство, у которого нет ни идеологии, ни национальной идеи, ни положительных героев, обречено. Обречено потреблять кич и откровенную халтуру вместо искусства, пиво и водку вместо духовной пищи и смотреть американские фильмы с их героями.

Сегодня актуальна симфония властей – светской и духовной в деле воспитания не только молодёжи. Если Русская Православная Церковь многое делает в этой сфере, то светская власть должна коренным образом перестроиться. Политика государства может и должна быть ориентирована не только на повышение прибыли от продажи газа и нефти, но и на воспитание молодого поколения, сохранение нации и её самобытности. Одним из средств и направлений этого и может стать создание в литературе, кино, театре, телевидении современного героя. Им может стать не только исторический персонаж, но и наш современник – учёный, учитель, артист, политик, чиновник, строитель, геолог, поэт, офицер, врач, предприниматель, инженер и человек любой профессии. Важно, чтобы он был узнаваем, достоверен, реален, из нас, простых россиян, как у Салтыкова-Щедрина.


Геннадий Ражнёв, кандидат философских наук, доцент, почётный работник

высшего профессионального образования