Г. Р. Державин о русской музыке XVIII столетия до недавнего времени почти ни­чего не было известно. Причины этого кроются, прежде вс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Г. Р. Державин о русской музыке XVIII столетия до недавнего времени почти ни­чего - страница №1/1

Русская музыка эпохи Просвещения

...Видишь перед собой волшебный, очарователь­ный мир, в котором взор объемлется блеском, слух гармониею, ум непонятностию, и всю сию чудесность видишь искусством сотворенну... и человек познает тут все свое величие и влады­чество над вселенной.

Г.Р. Державин

О русской музыке XVIII столетия до недавнего времени почти ни­чего не было известно. Причины этого кроются, прежде всего в отноше­нии самих россиян того времени к музыке как к искусству: ее считали второстепенным, более низшим искусством, чем литература или изоб­разительные искусства. За ненадобностью сжигались партитуры, унич­тожались нотные рукописи. В XIX в. интерес к ней совсем иссяк. Лишь в середине XX века русская музыка просветительской эпохи была вновь «от­крыта» — поводом стала находка композитором Б. Асафьевым двух не­известных опер Д.С. Бортнянского. Русские музыковеды приступили к ак­тивному исследованию музыкального наследия XVIII века. Были опублико­ваны сочинения русских композиторов того времени, появились книги о русской музыке. В концертных залах и на оперных сценах стали испол­няться лучшие произведения композиторов века — И.Е. Хандошкина и Е.И. Фомина, М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского.

В русской музыке «осьмнадцатого столетия» в той же мере, что и в ли­тературе и изобразительных искусствах, отразилась вся сложность и свое­образие духовной жизни россиян в эпоху Просвещения.

В Петровскую эпоху активно входит в жизнь людей светская музыка. Получают распространение канты (разновидность бытовой многоголосной пес­ни, распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в XVII—XVIII вв. Исполня­лась ансамблем певцов или хором без сопровождения.) — лирические, бытовые, патриоти­ческие и особенно «виватные», или «приветственные», песни, прославля­ющие Россию, ее военные победы и ее смелых полководцев. При Петре впервые входит в обиход инструментальная музыка, хотя пока только иностранная, — она сопровождала приобщавшихся к светскому образу жизни знатных людей на «ассамблеях», «маскерадах», гуляниях в парках, фейерверках. Домашние оркестры начинают содержать знатные вельмо­жи, такие, как А. Д. Меншиков, Г. А. Строганов, Ф. М. Апраксин.

В середине XVIII в. делает первые шаги, учась у итальянской, русская опера. Особенной популярностью пользовалась комическая опера, она имела простой и занимательный сюжет, ее героями были крепостные крестьяне, обиженные своими помещиками, злые и добрые дворяне — самые широкие слои русского общества. На протяжении нескольких де­сятилетий самой любимой комической оперой была опера «Мельник — колдун, обманщик и сват», написанная в 1779 г. Первым композитором оперы был сам автор либретто А.О. Аблесимов, который писал тексты в расчете на определенные русские песни. Эти песни были обработаны му­зыкантом М.М. Соколовским, которого и считают создателем музыки этой оперы. Но своего расцвета русская комическая опера достигла позднее, в творчестве композиторов В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина и Д.С. Бортнянского.

В XVIII в. происходят большие изменения и в церковной музыке. Тра­диционное в православном храме одноголосное пение стало меняться на многоголосное, получившее название «партесное» (пение по «пар­тиям). Многоголосное пение приблизило русскую духовную музыку к европейской. Самыми известными творцами духовных хоровых концер­тов, написанных в новом стиле, стали композиторы В.П. Титов, М.С. Бе­резовский и Д.С. Бортнянский.

Осваивая чужую музыку испытывая влияние западноевропейских ком­позиторов, русская музыка не потеряла своего национального своеобра­зия, она опиралась на народное музыкальное творчество, питалась его корнями. Не имея общемирового значения, она сыграла огромную роль в развитии русской национальной культуры, в становлении националь­ной музыкальной школы.

Максим Созонтович Березовский (1745-1777)

Михаил Созонтович Березовский был одним из «немногих бесспорно признанных творцов подлинно высокого и глубокого национального искусства в России XVIII в. — так воспринимается творчество компози­тора в настоящее время. Хотя уже при жизни Березовского его блестящий талант и высокое мастерство были очень высоко оценены специалиста­ми. Немецкий искусствовед Якоб Штелин отмечал, что он обладая «совершен­но особенным дарованием, вкусом и искусством композиции». Березов­ский сочинял хоровые концерты, в которых достигал необычайной красоты звучания, «соединения простоты и изящества», «строгого соот­ветствия музыки с текстом», что было невероятным новшеством для церковной музыки того времени, и не только русской, но и европейской.

Жизнь Березовского трагически закончилась в 32 года. И он не смог, не успел создать того, что должен был бы создать. Последние два года ста­ли годами разрушения надежд. Но были годы жизни, в которых соединилось все — удача, признание, мечты, успех.

Он родился в одном их крупных городов Украины. Кто были его роди­тели неизвестно, как неизвестно многое в биографии Березовского. Учил­ся в школе певчих, затем в Киевской духовной академии, где сочинил свои первые хоровые концерты. От природы обладал абсолютным музыкаль­ным слухом, прекрасными певческими способностями. Счастливый слу­чай помог ему: его пригласили в певческую капеллу в Петербурге. Редкая одаренность Березовского была замечена и здесь — для завершения об­разования его посылают пенсионером (пенсионерами называли в России людей, которых государство посылало учиться за границу и выплачивало им денежное пособие — пенсию) в Италию, в знаменитую Болонскую академию. И около восьми лет Русский, как называют Березовского в академии, учится у знаменитого Матрини. В Италии Березовский по­лучил известность как композитор. Всячески помогая своему талантли­вому ученику, Матрини рекомендует его в число болонских академиков. Стать членом Болонской академии — большая честь. В 1770 г. академи­ком был назван 14-летний В.А. Моцарт. Березовский получил звание ака­демика в следующем, 1771 г.

В апреле 1775 г. Березовского вызвали в Россию. Начался новый пери­од в его жизни — короткий и трагический. 24 марта 1775 г. жизнь Бере­зовского оборвалась.

Истинная причина смерти композитора неизвестна, хотя есть догадки, предположения. Но очевидно одно: смерть Березовского имеет связь с не­признанием его таланта на родине после его возвращения из-за границы. За восемь лет его отсутствия ситуация в культурной жизни России, особен­но в столице, изменилась. Публика была более склонна слушать музыку лег­кую, развлекательную, пользовались популярностью комические оперы. И это пришло в противоречие с творческой индивидуальностью Березовско­го, продолжавшего писать серьезную, наполненную глубочайшими чувства­ми музыку, какой и была музыка его хоровых концертов. Да и сама Екатери­на II и ее приближенные были равнодушны к церковному искусству.

Свой самый лучший, самый знаменитый хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» Березовский написал примерно в двадцати­летнем возрасте, в то время, когда ему сопутствовал успех, были жизнен­ные перспективы, уверенность в своем предназначении. И написал его на слова 70-го псалма Давида: «Не отвержи мене во время старости; когда будет оскудевать сила моя... Боже! Не удаляйся от меня... Поспеши на помощь мне». Нельзя отделаться от мысли, что обратившись к этому библейскому псалму и написав на его текст музыку, полную трагическо­го звучания, композитор предвосхитил свою судьбу.

Среди последних композиторов есть один, состоящий теперь придворным камер-музыкантом, по имени Максим Березовский, обладающий совершенно особенным дарованием, вкусом и искусством композиции в самом изящном церковном стиле, в котором он удачно соединяет пламенность итальянской и мягкость греческой церковной мелодии. В течение нескольких лет он сочинял в таком стиле с привлека­тельнейшей гармонией превосходнейшие церковные концерты для им­ператорской придворной капеллы, при исполнении вызвавшие как удив­ление знатоков, так и одобрение двора.
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825)

Современником Березовского был Дмитрий Степанович Борт­нянский. Сейчас имена двух замечательных композиторов XVIII в. всегда стоят рядом. Велико значение обоих для отечественной музыкальной культуры. В своих произведениях оба выразили гуманистические идеи своего времени.

Но как различны их судьбы!

Почти сразу после кончины Березовский был забыт. Уже в начале XIX в. многие представители русской культуры, среди них А.С. Пушкин, даже не подозревали о существовании композитора. Наследие Березовского на­ходили по крупицам в течение XIX и XX веков. Бортнянский имел прижиз­ненную славу. Его наследие в первой половине XIX в. насчитывало много томов, известно, что П.И. Чайковский готовил его к изданию.

Березовский ушел из жизни в 32 года, всеми забытый, не создав того, что мог бы создать. Бортнянский прожил долгую счастливую жизнь (еще целых 48 лет после смерти Березовского), его называли «Орфеем реки Невы», в его музыке запечатлелся «уверенный в себе и щеголеватый «Екатеринин век» — такой, каким он выглядит на полотнах Левицкого, в скульптурах и постройках Петербурга.

Но тем не менее было много общего в их жизни.

Бортнянский родился, как и Березовский, на Украине. Мальчик обла­дал выдающимися музыкальными способностями и прекрасным голосом и уже в 7 лет был зачислен в Придворную капеллу в Петербурге. С 10 лет он участвует в концертах и спектаклях, которые устраивались при дворе. Его тоже отправляют для совершенствования в Италию, где он пробыл около десяти лет. Там он написал несколько опер в итальянском стиле, которые с успехом шли в музыкальных театрах Италии.

В 1779 г. Бортнянский был вызван в Россию и назначен ка­пельмейстером при дворе наследника Павла. В Павловске и Гатчине ставились его оперы, игрались инстру­ментальные сочинения. С 1796 г. и до конца своих дней Бортнянский — бес­сменный директор Придворной капел­лы. Основанная при Петре I как хор государственных певчих дьяков, кото­рый должен был выступать на празднествах и увеселениях, капелла при Бортнянском становится одним из центров русской музыкальной культуры. Особое место уделялось музыкальному и общему образованию певцов и хоровых дирижеров. Бортнянский видел в своих учениках людей, которые понесут музы­кальное просвещение в отдаленные го­рода и села России.

С
Портрет

Д.С. Бортнянского

работы

М.И. Бельского. 1788 г.


реди опер Бортнянского значи­тельное место занимали сюжеты, в ко­торых разрабатывались идеи, типич­ные для русского классицизма: борьба любви и долга (опера «Сын-соперник»), верности (опера «Сокол»). Их музыка окрашена в светлые, лирические тона.

Выдающихся успехов достиг композитор в создании музыки для хора.



Он оставил свыше ста хоровых сочинений. В них развиваются традиции народного хорового пения, а также предшественников Бортнянского и прокладывается путь к хоровому искусству XX века.