Г. Е. Быстров правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах: теория, практика, итоги, перспективы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по конституционному праву зарубежных стран Тема... 1 188.66kb.
Материал для обсуждения на Международном симпозиуме «Востоковедение... 1 33.4kb.
Д. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга 6 2821.76kb.
Д. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга 6 2821.06kb.
Тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик 7 3163.02kb.
Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков:... 45 6012.14kb.
Программа республиканского совещания «Партнерство образования и бизнеса. 1 28.17kb.
Программа конференции «Фундаментальные проблемы современной физики» 1 221.97kb.
Книга «Школа жизни: теория и практика. Педагогическая мастерская... 1 53.21kb.
Алексей Петрович Ксендзюк тайна карлоса Кастанеды Анализ магического... 22 6818.78kb.
Теория постиндустриального развития Д. Белла 1 99.23kb.
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру... 1 72.47kb.
- 4 1234.94kb.
Г. Е. Быстров правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах - страница №7/7


8. АГРАРНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО МЕКСИКИ

И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
Юридические функции Министерства аграрной реформы Мексики отразились в структуре этого федерального органа государственного управления сельским хозяйством, которое осуществляет возложенные на него функции во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и гидроресурсов. При Министерстве аграрной реформы образована Аграрная Прокуратура, которая обеспечивает защиту прав и законных интересов работников сельского хозяйства. Ее основными задачами являются:

оказание юридических услуг представителям рыночных структур аграрного предпринимательства;

осуществление посреднических функций во взаимоотношениях с государственными органами;

государственный контроль за соблюдением аграрного законодательства;

разрешение споров, связанных с применением аграрного законодательства. Возглавляет Прокуратуру Аграрный Прокурор, назначаемый Президентом Мексики.

Современное понимание функций Аграрной Прокуратуры Мексики базируется на традиционном понимании этого правового института, истоки которого сосредоточены в Сводах законов Испанской империи, начиная с "Партидас", закрепившего легальное определение "прокурора", т.е. лица, "которое возбуждает или ведет в суде некоторые дела, решает другие вопросы".

В Собрании законов Индий колониальной Мексики также закреплялись юридические основания для создания прокуратур поселений, которые учреждались для ведения в судах земельных дел, так как в обязанности прокуроров поселений входило наблюдение за разделом земли. Кроме того, на них возлагались функции законных представителей поселений в Королевском Суде Испании, полномочия на осуществление всех необходимых действий, которые совершались для того, чтобы подтвердить безусловную юридическую обоснованность претензий на земельную собственность.

В главе 11 Законов Индий, где говорится о Главных и Специальных прокурорах городов и поселений, установлено: "Каждый город или поселок может назначать Прокурора для ведения своих дел" (Барселона, 14 ноября 1519 г.). "Мы заявляем, что города, поселки и поселения в Индиях могут назначать Прокуроров для защиты своих интересов при рассмотрении касающихся их дел и иных претензий в нашем совете, судах и трибуналах" (Толедо, 6 февраля 1519 г.).

В эпоху правления императора Максимилиана Австрийского можно выделить декрет, изданный Представителем Императора на полуострове Юкатан Хосе Салазаром Льярегой 13 октября 1864 г., которым четко устанавливается:

ст. 1. Назначается защитник интересов индейцев полуострова Юкатан, с окладом 1200 песо в год;

ст. 2. Его обязанности заключаются в том, чтобы защищать интересы индейцев по всем индивидуальным или коллективным искам, получать от всех сторон необходимую информацию, совершать поездки по территории полуострова и при выявлении фактов несправедливого отношения к индейцам защищать их интересы даже в тех случаях, когда они по невежеству, из-за страха либо по иным соображениям сами никаких действий в свою защиту не предпринимают;

ст. 4. Ответственность за ущерб, который индейцы понесут в результате бездеятельности защитника их интересов, возлагается на лицо, выполняющее его функции;

ст. 5. Защитник интересов индейцев получает от них указания в письменном виде, необходимые для успешного выполнения им возложенных на него обязанностей.

Позднее, в период революционных правительств Мексики (1922 г.), учреждаются первые Прокуратуры, именуемые Прокуратурами поселений, главная задача которых состояла в том, чтобы защищать права и интересы крестьянства.

В период правления Президента Карденаса (1936—1940 гг.) Прокуратуры поселений сменили название, слившись с Прокуратурами по делам индейцев, сначала в рамках Автономного департамента по делам индейцев, а затем Управления по делам индейцев Секретариата народного образования.

Другие прецеденты мы встречаем в Декрете от 1 июля 1953 г., которым учреждается Прокуратура по актуальным аграрным вопросам, и в Регламенте от 22 июля 1954 г., опубликованном в "Официальной газете федерации" 3 августа 1954 г. Среди ее функций выделяются: консультирование (бесплатное и по просьбе стороны), осуществление законного представительства, а также решение административным путем конфликтов, возникающих между теми или другими населенными пунктами, либо между последними и мелкими землевладельцами.

В современных условиях после изменения ст. 27 Конституции Мексики, отмены Федерального закона об аграрной реформе и принятия Аграрного закона от 26 февраля 1992 г. Аграрная прокуратура функционирует как децентрализованный орган федеральной государственной администрации. Она является юридическим лицом, располагает собственным имуществом, входит в состав Секретариата по аграрной реформе и выполняет социальную функцию по защите прав членов эхидо и крестьянских общин, их наследников, эхидо, общин, мелких собственников, поселенцев и сельскохозяйственных поденщиков. Для выполнения возложенных на нее функций она использует, когда это необходимо, предоставленные ей законом полномочия, либо решает вопросы по официальным каналам в рамках действующего законодательства. Среди ее полномочий выделяются примирительные процедуры, которые предусмотрены ст. 135 Аграрного закона. Она выступает в качестве арбитра в спорных случаях, связанных с применением норм аграрного законодательства, оказывает иные услуги, обеспечивая тем самым юридическую безопасность владения землей и защиту собственности сельских жителей.

Именно в таком аспекте рассматриваются в новом Аграрном законе примирительные процедуры, которые рассматриваются как соглашение, заключенное между теми, у кого возник конфликт интересов, с целью избежать судебного рассмотрения или быстро положить конец уже начатому судебному процессу. Примирительная процедура — это акт, посредством которого стороны разрешают свои разногласия, и деятельность, направленная на то, чтобы помочь тяжущимся сторонам найти правовую норму, способную привести к юридическому урегулированию отношений между ними. Примирительная процедура — это процессуальная деятельность, имеющая целью помочь сторонам найти альтернативное решение в конфликте между ними, и наиболее предпочтительный способ действий для Аграрной прокуратуры разрешить любой спор индивидуального или коллективного характера между крестьянами, который может возникнуть в связи с применением положений Аграрного закона или норм аграрного права, если только речь не идет о вопросах, которые согласно закону должна рассматривать и решать Ассамблея (ст. 27, XIX, ст. 135 и 136 части III; ст. 5 частей II и IV, ст. 13 части V, ст. 21 частей I— IV, ст. 30 частей I и III, ст. 36, 41—45 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов).

Примирительная процедура начинается с того, что субъекты аграрных отношений направляют письменное заявление либо лично обращаются в Прокуратуру с просьбой вмешаться для решения конфликта дружественным путем.

Лицо, уполномоченное проводить примирительную процедуру, должно проверить документы заявителя, подтверждающие его личность (удостоверение избирателя, паспорт, военный билет) и юридический статус (что он является членом эхидо, поселенцем, владельцем и т.д.), а также уточнить причины, по которым тот обращается за поддержкой и которые легли в основу его иска; в случае обращения юридического лица (эхидо или общины) проверить личность человека, выступающего от его имени, и, если необходимо, затребовать информацию от Национального аграрного регистра.

Принятое заявление классифицируется и в отношении него сразу же выносится постановление о принятии заявления к рассмотрению, благодаря чему просьба или требование признаются официально принятыми; в нем сообщаются необходимые сведения о лице, уполномоченном вести это дело; излагается предмет спора; указываются имя, адрес и иные данные о противной стороне с тем, чтобы ее можно было должным образом уведомить о дате, времени и месте проведения примирительной процедуры, которая должна состояться в течение 10 дней с момента принятия соответствующего постановления.

О предстоящем рассмотрении спора официальной повесткой персонально извещаются заявитель и противная сторона, которой предлагается дать ответ на заявленные претензии и представить доказательства в подтверждение своих прав.

В назначенный день проводятся примирительное слушание, в ходе которого сторонам предлагается обменяться мнениями по существу поставленных вопросов и представить доказательства, подтверждающие их позиции, а также высказать предложения о возможных путях решения конфликта между ними.

По итогам проведенного слушания составляется акт, в котором указываются место, дата и время состоявшейся процедуры, имена ее участников и общие сведения о сторонах согласно представленным ими документам, которые подтверждают их личности и факты, имеющие юридическое значение по делу, а также приведенные ими доказательства; если возражение было представлено в письменном виде, оно прилагается к акту отдельно.

По просьбе сторон слушание дела может быть отложено (с тем, чтобы лучше подготовиться к обсуждению, провести консультации с третьей стороной, получить документы из архивов или от государственных учреждений либо оценить представленные предложения или альтернативные пути решения проблемы, выдвигаемые противной стороной); в этом случае должен быть назначен другой день и час для продолжения слушаний в пределах пяти последующих суток и сторонам официально выданы соответствующие повестки.

Если одна или обе стороны не являются на слушание дела, составляется подробный документ с констатацией данного факта; если на слушании не присутствует заявитель, то примирительная процедура считается законченной; если же на нем не присутствует противная сторона, то назначается новый день и час проведения слушаний с соответствующим уведомлением сторон.

Если во вновь назначенный день стороны на слушание также не являются, хотя они и были своевременно уведомлены о его проведении, то выносится постановление о прекращении дела, оставляя за заинтересованными лицами право выбрать подходящий способ и форму решения спора; в случае, если на слушание явился только заявитель, его информируют о том, что государством ему будет оказана бесплатная юридическая помощь в вопросах аграрного права и юстиции.

Если стороны приходят к согласию, то заключается примирительное соглашение, однако предварительно должна быть установлена законность предложенных условий примирения; положения этого соглашения должны соответствовать нормам законодательства, регулирующим предмет спора, а если при этом затрагиваются коллективные права, то данное соглашение подлежит ратификации Генеральной ассамблеей представителей эхидо. После подписания соответствующее соглашение должно быть внесено в Национальный аграрный регистр.

В случае невыполнения соглашения о примирении дело должно быть передано в Аграрный суд.

Наряду с примирительными процедурами процессуальному законодательству Мексики известен правовой институт арбитражного разбирательства земельных и имущественных споров членов эхидо и крестьянских общин, их наследников, эхидо, общин, мелких поселенцев и сельскохозяйственных поденщиков. Институт арбитража предоставляет сторонам возможность доверить решение спора одному или нескольким частным лицам.

Мотивы, которые могут побудить стороны отдать предпочтение арбитражу перед общегражданским, административным или аграрным судом, состоят в том, что стороны хотят воспользоваться услугами лица, компетенция которого в определенных вопросах общепризнана, либо они решают довериться третьему лицу, исходя из того, чтобы спор между ними был решен быстро, справедливо и без лишних затрат. В своей основе подобный вариант предполагает изначально наличие у сторон желания пойти на компромисс и признать как свое собственное то решение по делу, которое будет вынесено выбранным ими третьим лицом.

Для того чтобы арбитраж считался аграрным, он должен заниматься решением споров по аграрным вопросам, т.е. связанных с применением тех или иных положений Аграрного закона. Это одна из услуг, которые Аграрная прокуратура оказывает участникам аграрных отношений для исполнения возложенной на нее законом обязанности оказывать помощь правосудию. Об этом специально говорится в ст. 46—56 Внутреннего регламента Аграрной прокуратуры, но в этом документе имеется ряд других положений, обязательных для любых, в том числе и арбитражных судов, которые содержатся в ст. 36—41 главы IX части первой.

Арбитражный процесс возбуждается в случае, когда примирительные процедуры завершились без положительного результата и стороны решили обратиться в арбитраж, либо в случае, когда стороны сразу решают обратиться прямо в арбитраж, не прибегая предварительно к примирительной процедуре.

Особые положения Внутреннего регламента Аграрной прокуратуры, касающиеся арбитража, содержатся в ст. 46—56. Обращение сторон в арбитраж происходит добровольно. Оно имеет место только в том случае, если заинтересованные стороны по общему согласию обратятся в Прокуратуру с просьбой об этой услуге и безоговорочно согласятся признать арбитра, которого она назначит им в соответствии с действующими положениями. Арбитражная процедура может быть установлена также по соглашению сторон и, кроме того, в соответствии с положениями Внутреннего регламента или закона для Аграрных судов. Она, однако, не может противоречить нормам Внутреннего регламента, имеющим обязательный характер, т.е. тем, которые касаются: назначения арбитра, который должен быть назначен только Прокуратурой и при этом отвечать определенным требованиям; способа извещения сторон о проведении арбитража, которое должно быть строго персональным; решения арбитража, которое должно основываться на изложенных в деле фактах и заявлениях сторон и по своей структуре походить на судебное решение; решения арбитража, которое вступает в силу только после утверждения его в Объединенном аграрном суде.

В качестве арбитра может быть назначен только государственный служащий Аграрной прокуратуры, имеющий высшее юридическое образование.

В компетенцию Главного управления по примирительным процедурам, арбитражу и экспертизе и его представительств на местах входит назначение арбитров из числа государственных служащих этого ведомства, имеющих высшее юридическое образование. Генеральный прокурор или его заместитель могут также назначить арбитром государственного служащего, не имеющего юридического диплома, но благодаря своему жизненному опыту, знаниям, моральным и деловым качествам способного быть арбитром при рассмотрении конкретного дела, если этот служащий обратится с соответствующей просьбой.

Спорные вопросы, подлежащие рассмотрению в арбитражном процессе, предварительно излагаются в письменном виде в документе, именуемом Арбитражным соглашением. В этом документе заинтересованные стороны обязаны определить круг вопросов, на которые арбитр должен будет обратить внимание в своем решении по делу: согласие на применение указанной процедуры по их делу, суть конфликта и его особенности, нарушенные права. В соответствии со сказанным не имеет юридической силы отказ от показаний, увеличение требований, встречный иск. Арбитр в своем решении не может затронуть никаких других вопросов, кроме тех, которые определены Арбитражным соглашением, или оставить без внимания один из них.

Не может быть предметом рассмотрения в аграрном арбитраже вопрос, возможное решение по которому согласно характеру спора предусматривает раздел земельного надела, либо уступку какого-либо надельного или эхидального права, если подобные операции запрещены законом, решением Ассамблеи, либо проводиться при выполнении определенных требований.

В ходе назначенного арбитром заседания стороны излагают реальные факты, которые привели к возникновению спорной ситуации, формулируют свои требования, приводят устные доказательства и иные аргументы. На этом же заседании стороны предъявляют иные доказательства, которые они считают относящимися к делу. Однако для исчерпывающего изложения всех доводов может потребоваться проведение дополнительных заседаний арбитража, которые будут рассматриваться как продолжение первого планового заседания.

Для защиты своей позиции допускаются любые доказательства, кроме запрещенных законом и противоречащих общепринятым обычаям или нормам морали, если только они имеют отношение к делу.

Представление и изложение доказательств осуществляется без каких-либо формальностей. Вопрос о допустимости представленных доказательств решается арбитром, и его решение не подлежит обжалованию, если только иное не оговорено соглашением.

Арбитр вправе в интересах дела объединить отдельные доказательства (чтобы лучше сформулировать свое решение), если подобное действие предусматривается арбитражным соглашением, и в соответствии с этим в любой момент, независимо от природы и характера спора и сложившейся практики, принять решение о дополнении либо окончательном признании любого юридического акта, исходя из того, что все доказательства будут оцениваться на основе справедливости или согласно нормам действующего законодательства, в зависимости от того, как это предусматривается соглашением сторон.

Доказательства оцениваются в соответствии с принципом справедливости или нормами права, в зависимости от того, как это определено арбитражным соглашением.

После представления доказательств стороны переходят к прениям, по завершении которых арбитражное разбирательство объявляется закрытым. В течение 15 дней после этого арбитр должен вынести окончательное решение по делу.

Стороны в аграрном арбитраже могут сами достигнуть примирения. В этом случае арбитр предписывает им заключить мировое соглашение, объявляет о прекращении арбитражного процесса и направляет дело в соответствующий Объединенный суд с тем, чтобы стороны могли утвердить там свое соглашение.

Окончательное решение арбитра по делу должно быть точным, соответствовать имеющимся материалам (как по форме, так и по содержанию) и быть принятым в строгом соответствии нормам права; если только арбитражным соглашением арбитру не было разрешено вынести свое решение в произвольной форме, руководствуясь моральными критериями.

Юридическое обоснование решения состоит из трех разделов или глав: приведенные доводы и доказанные факты; мотивировка решения; постановляющая часть. Арбитражное решение распространяется только на лиц, подписавших арбитражное соглашение, и лишь по тому вопросу, который рассматривался в арбитраже.

Решение арбитража должно быть утверждено соответствующим Объединенным аграрным судом, который проверяет обоснованность вынесенного решения с учетом всех обстоятельств дела и выносит свое постановление — признать решение арбитража соответствующим действующему законодательству либо, напротив, не признать его законным. В первом случае оно приобретает силу судебного решения (чтобы пользоваться судебной защитой) и вносится в Национальный аграрный регистр.

Аграрный закон Мексики от 23 февраля 1992 г. (с изменениями от 30 июня 1993 г.) предусматривает создание аграрных судов, главная задача которых состоит в разрешении споров, возникающих в связи с применением аграрного закона с участием членов эхидо и крестьянских общин, их наследников, эхидо, общин, мелких собственников, поселенцев и сельскохозяйственных поденщиков. В Аграрном законе выделен раздел X "Об аграрной юстиции", включающий главу I "Общие положения", главу II "Вызов в суд", главу III "Об аграрном судопроизводстве", главу IV "Исполнение решений".

При разрешении споров, поступивших к ним на рассмотрение, суды неизменно следуют процедуре, предусмотренной ст. 163—191 Аграрного закона.

При рассмотрении дел, в которых речь идет о землях индейского населения, суды учитывают обычаи и нравы каждой группы населения, не нарушая требований Аграрного закона и прав третьих лиц. Когда необходимо, суд должен убедиться, что индейцам выделен переводчик.

Суды дополняют недостающие у сторон юридические документы, когда речь идет об эхидальных или общинных поселениях, а также о членах эхидо и общин.

Кроме того, аграрные суды рассматривают в порядке общего судопроизводства вопросы, не являющиеся предметом тяжбы, но требующие судебного вмешательства, и принимают необходимые меры для обеспечения интересов заявителей.

Аграрные суды принимают меры предупредительного характера для защиты прав заинтересованных лиц. В этой связи они могут принять решение о приостановке действия акта органа власти в аграрной сфере, который может нанести ущерб этим лицам, до того момента, пока вопрос не будет решен окончательно. Приостановка действия акта регулируется положениями книги первой, раздела второго, главы 3 Закона о правовой защите.

При применении положений этого закона в отношении приостановки действия акта органа власти в аграрной сфере аграрные суды учитывают социальное и экономическое положение каждого из заинтересованных лиц с тем, чтобы гарантировать им безусловную ликвидацию последствий ущерба и возмещение убытков, которые могут иметь место в результате приостановки действия акта, если судебное решение окажется не в пользу лица, подавшего жалобу.

Федеральный гражданско-процессуальный кодекс применяется при разрешении споров, возникающих при применении Аграрного закона, дополнительно в тех случаях, когда в Аграрном законе отсутствуют нормы, которые могли бы выгодно дополнить положения главы первой раздела X Аграрного закона при условии, что это прямо или косвенно не будет им противоречить.

Когда суд в момент принятия заявления либо на любой стадии аграрного процесса приходит к выводу, что спорный вопрос или вопрос, не являющийся предметом спора, не входит в его компетенцию вследствие того, что они подпадают под юрисдикцию другого суда по причине несоответствия предмета иска, нарушения подведомственности или территориальной подсудности, он непосредственно приостанавливает процедуру и передает материалы в соответствующий суд. Решение, принятое с нарушением судебной компетенции, признается ничтожным, за исключением тех случаев, когда была нарушена территориальная подсудность.

Если аграрный суд получает постановление другого суда о приостановке процесса и передаче ему дела по подсудности, он в тот же день уведомляет этот суд о получении материалов и передает дело вместе со специальным докладом в Высший аграрный суд, который и должен решить окончательно спор о компетенции.

Истец может подать жалобу в письменном виде или явиться в суд лично. В последнем случае он может обратиться в Аграрную прокуратуру с просьбой помочь ему составить краткий письменный документ. При обращении к ней такого лица прокуратура должна следовать принципам объективности и беспристрастности.

Приняв жалобу, суд вызывает ответчика, чтобы как можно быстрее заслушать его в судебном заседании. В судебной повестке указывается, как минимум, имя истца, суть его жалобы, причина обращения в суд, дата и время назначенного судебного слушания, которое должно состояться в период не ранее пяти и не позднее десяти дней, считая со дня отправки судебной повестки, с предупреждением, что в ходе судебного слушания представляются все имеющиеся доказательства, за исключением тех, которые не могут быть представлены незамедлительно. В этом случае судебное слушание откладывается и суд принимает меры к тому, чтобы эти доказательства были представлены в срок до пятнадцати дней.

Учитывая особые обстоятельства, связанные с отдаленностью или недостатком средств связи и иными причинами, которые затрудняют явку на судебное заседание заинтересованных лиц, суд может отложить проведение слушаний еще на срок до пятнадцати суток.

В аграрных судах ведутся регистрационные журналы, в которых в хронологическом порядке отмечаются имена истцов и ответчиков и предмет иска.

Порядок судебного разбирательства по спорам членов эхидо и крестьянских общин, их наследников, эхидо, общин, мелких собственников, поселенцев и сельскохозяйственных поденщиков определен нормами ст. 178—190, содержащихся в главе III "Об аграрному судопроизводстве" Аграрного закона.

Копия иска вручается ответчику или лицу, его представляющему. Ответчик не позднее дня проведения судебного слушания дает ответ на исковые требования в письменном виде либо выражает готовность явиться в суд лично. В последнем случае суд обращается в Аграрную прокуратуру с просьбой оказать ответчику помощь в составлении краткого письменного ответа на исковое заявление. Прокуратура, оказывая ответчику помощь, должна проявлять объективность и беспристрастность.

Аграрное судопроизводство осуществляется в устной форме за исключением тех случаев, когда требуется вести протокол, соблюдать больше формальностей или когда этого требует закон.

Желательно, чтобы стороны пользовались юридической помощью. В случае, если одна из сторон имеет такую помощь, а другая нет, слушание по делу откладывается и в Аграрную прокуратуру направляется обращение с просьбой безотлагательно выделить своего представителя для защиты интересов другой стороны. Представителю прокуратуры дается пять дней для того, чтобы ознакомиться с делом. Этот срок отсчитывается с момента вступления его в процесс.

Если ответчик не явится в суд, хотя он и был предупрежден о необходимости явки, в чем суд должен обязательно убедиться, судебное слушание проводится без него. Если ответчик приходит на уже начавшееся судебное слушание, оно будет продолжено с его участием с той стадии, на которой находилось в момент появления ответчика, и ему не будет позволено представить свои доказательства, если только он не докажет, что не смог явиться в суд по уважительной причине либо вследствие форс-мажорных обстоятельств, не позволивших ему своевременно дать ответ на исковые требования.

После того как исковые требования и связанные с ними юридические последствия будут четко и в полном объеме объяснены присутствующим судьей и возникает значительная вероятность того, что они будут признаны, поскольку подтверждаются другими доказательствами и подкрепляются нормами права, суд сразу же выносит свое решение. В противном случае после перерыва слушание будет продолжено.

Суд изучает исковое требование либо заявление истца, лично явившегося в суд, и в случае обнаружения в документе каких-либо неточностей или несоблюдения предусмотренных законом формальностей предлагает заявителю устранить эти недостатки в срок не более восьми дней.

Если ответчик намерен заявить встречный иск, он может сделать это только при спаривании иска, но не позднее. В своем письменном ответе на исковые требования либо при личной явке в суд он должен представить соответствующие доказательства.

В этом случае истцу направляется сообщение о встречных претензиях с тем, чтобы он дал на них ответ, и суд откладывает слушания на срок, не превышающий десяти дней, если только получатель встречного иска не выскажется за его продление.

Если на начавшееся судебное слушание не явился истец либо ответчик, на него накладывается штраф в сумме, равной минимальной зарплате, установленной в данной местности, за десять дней. Если виновное лицо не заплатит штраф, оно не будет допущено на следующее судебное заседание.

Если на начавшееся судебное слушание не явились ни истец, ни ответчик, вызов для представления возражений по делу считается не состоявшимся. Суд может быть перенесен на другую дату, если истец будет просить об этом. То же произойдет, когда на слушание не явится ответчик и при этом выяснится, что он не был уведомлен об этом должным образом.

Разрешив вопросы, связанные с явкой лиц, участвующих в деле, суд открывает слушания, которые проводятся следующим образом. Сначала устно свои требования высказывает истец, на которые ответчик дает свои возражения, затем стороны представляют соответствующие доказательства и называют свидетелей и экспертов, которых они хотели бы заслушать в суде.

По сложившейся практике стороны могут задавать друг другу вопросы, допрашивать свидетелей и экспертов и в целом приводить в свою защиту любые доказательства, которые могут быть представлены суду немедленно.

Все действия сторон приобретают законную силу на самом слушании, не отменяя решений судьи на предварительном и специальном рассмотрении дела. Если из заявлений сторон вытекает, что для рассмотрения дела потребуется значительное время, суд сразу же объявляет об окончании заседания.

После объяснений сторон судья вправе свободно задавать вопросы любым лицам, участвующим в заседании, проводить очную ставку между свидетелями и сторонами на слушании, исследовать документы, предметы, привлекать к этой работе экспертов.

При неявке ответчика на судебное заседание либо отказе его отвечать на поставленные перед ним вопросы суд может признать доводы другой стороны не вызывающими сомнения, за исключением тех случаев, когда ответчик не явился в суд вследствие непредвиденных или форс-мажорных обстоятельств.

На любой стадии слушания, но в любом случае до вынесения решения по делу, суд предпринимает усилия к примирению сторон. Если взаимное согласие сторон о примирении достигнуто, судебная процедура прекращается и подписывается соответствующее соглашение сторон, которое после утверждения его судом получает силу судебного решения. В противном случае суд проводит прения сторон, на что сторонам отводится определенное время, по завершении которых выносит окончательное решение и зачитывает его сторонам в ясной и понятной форме.

Если судебное слушание проводил не профессиональный судья, все принятые на нем решения признаются не имеющими юридических последствий.

В аграрном судопроизводстве допускаются все виды доказательств, если они не противоречат закону.

Вместе с тем суд может в любое время, независимо от характера дела и сложившейся практики, принять решение о расширении и дополнении любого документа, если это будет признано необходимым для выяснения истины в споре.

Такие документы суд использует по своему усмотрению, стремясь получить от них максимально возможный результат, не нарушая при этом прав сторон и принцип равенства участников процесса.

Правила распределения обязанностей по доказыванию основаны на общем положении: обязанность доказывания возлагается на сторону, которая должна представить доказательства в поддержку своих требований. Однако суд, посчитав, что одно из представленных доказательств является существенным для установления истины и решения дела, может предпринять действия с целью истребовать от соответствующих органов необходимые документы, если за ними прежде обращались стороны. Суд обязан проявлять инициативу при сборе доказательств и может обязать стороны или третьих лиц выдать те документы, которые находятся в их распоряжении, вызвать в качестве свидетелей третьих лиц, на которых укажут стороны, если те вопреки истине утверждают, что не могут предъявить суду нужные ему документы.

Заключительной стадией аграрного судопроизводства является исполнение решений. Порядок исполнительного производства регулируется нормами ст. 191 главы IV "Исполнение решений" Аграрного закона.

Аграрные суды обязаны обеспечить быстрое и эффективное исполнение своих решений и в этой связи могут принимать все необходимые меры, включая принуждение в той форме и на тех условиях, которые, по мнению суда, являются надлежащими, не нарушая при этом следующих правил.

Если при объявлении судебного решения присутствуют обе стороны, суд выясняет мнение каждой из сторон относительно того, в какой форме они предлагают исполнить решение, стремясь к тому, чтобы между ними было достигнуто согласие в этом вопросе.

Проигравшая в процессе сторона может предложить личное поручительство со стороны лица, проживающего в данной местности, или организации, уполномоченной предоставлять гарантии в подобных обстоятельствах. В этом случае суд заслушивает возможного поручителя или гаранта, устанавливает его способность выступить в таком качестве и с согласия проигравшей стороны предоставляет ей срок продолжительностью до пятнадцати суток для выполнения возложенной на нее обязанности, а также дополнительное время, если выигравшая сторона будет на это согласна. Если же по истечении указанного срока обязательство не будет исполнено, ответственность по нему переходит на поручителя или гаранта.

В том случае, когда возникает какое-то препятствие материального или юридического характера для исполнения решения в отношении земли в населенном пункте, сторона, выигравшая процесс, может принять другой земельный участок с намеченными при размежевании границами, тогда судебное решение будет считаться исполненным окончательно, о чем секретарь суда составляет соответствующий акт.

В том случае, когда сторона, выигравшая процесс, выражает несогласие с тем, как исполняется решение суда, она направляет секретарю суда соответствующее письменное заявление с изложением причин, по которым решение не может быть исполнено. На основании заявления составляется подробный акт.

В течение пятнадцати суток с момента составления такого акта суд выносит постановление об исполнении судебного решения и принимает окончательный план его реализации.

Систему специальных аграрных судов Мексики, наделенных полномочиями разрешать земельные споры членов эхидо и крестьянских общин, их наследников, эхидо, общин, мелких собственников, поселенцев и сельскохозяйственных поденщиков, возглавляет Высший Аграрный Суд, под руководством которого работают: Генеральный секретарь по судебным делам; Генеральный координатор по управлению финансами, внутренней канцелярии, а также деятельности Общего управления по судебным решениям, Общего управления по процедурным и экспертным оценкам; Управление по связям с общественностью; Управление по публикациям; Центр юридических исследований аграрных проблем и повышения квалификации.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в экономической сфере Мексика осуществила преобразования, необходимые для формирования рыночной аграрной экономики. Это относится к законодательству об эхидо, интегрированному в Аграрный закон 1992 г., дифференциации правового режима эхидальных земель, правовым мерам, закрепляющим радикальное изменение структуры сельского хозяйства, законодательству о приватизации земли и формировании земельного рынка, законодательству о государственном регулировании сельского хозяйства, включая регулирование бюджетного финансирования, сельскохозяйственного кредитования, ценообразования, налогообложения, страхования, и аграрному процессуальному праву.

Правовой опыт Мексики в области аграрной реформы и сущность, целевые задачи, формы организации аграрной рыночной экономики России, вступившей на путь ее формирования, несмотря на некоторые отличия, во многом схожи между собой. Для того чтобы увереннее определить направления и формы радикальный преобразований в России, полезно изучить мексиканский правовой опыт реформирования сельского хозяйства.

Научное издание
Быстров Григорий Ефимович

Правовые проблемы земельной и аграрной реформ

в зарубежных странах: теория, практика, итоги,

перспективы

Ответственный за выпуск Л А. Чеснокова

Редактор Ж.И. Васюк

Корректор О.П. Гаркавая

Технический редактор О.В. Амбарцумова

Компьютерный дизайн В.В. Борщенский


Налоговая льгота — Государственный классификатор Республики Беларусь ОКРВ 007-98, ч. 1: 22.11.20.600


Подписано в печать 16.04.2001. Формат 60x84/16. Офсетная печать.

Гарнитура SchoolBook. Усл.печ.л. 12,32. Уч.-изд.л. 11,41.

Тираж 2000 экз. Заказ 27с
Белорусский государственный экономический университет

Лицензия ЛВ № 170 от 21.01.1998

220070, Минск, просп. Партизанский, 26
Отпечатано в БГЭУ

Лицензия ЛП № 336 от 16.03.1999



220070, Минск, просп. Партизанский, 26

1 Alliance for Progress. Official documents emanating from the special meeting of the Inter-American Economic and Social Council at the ministerial level held in Punta del Este. Washington, 1961.

1 С распадом Чехословакии как федеративного государства и образованием двух новых самостоятельных государств — Чехии и Словакии законы Чехословакии утратили юридическую силу. Поскольку нормы закона от 21 мая 1991 г. "О регулировании имущественных отношений применительно к земле и иной сельскохозяйственной деятельности" и закона от 21 мая 1991 г. "О трансформации" имеют важное значение для регулирования рыночных отношений на селе, они сохраняют силу, и временно действуют на территории Чехии и Словакии.

2 Земельное законодательство зарубежных стран / Отв. ред. Г.А. Аксененок, Н.И. Краснов, Л.П. Фомина. М.: Наука, 1982. С. 230.

1 Зарубежный опыт: теория и практика. Земельные реформы в странах Восточной Европы //Вопр. экономики. 1991. № 6. С. 122.

2 Копытина М.О. Чехия. Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 135.

1 См.: Зарубежный опыт: теория и практика. Земельные реформы в странах Восточной Европы // Вопр. экономики. 1991. № 6. С. 123.

1 Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 135.

1 Шабунина В.И. Болгария //Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 29.

2 Дъержавен вестник. 1946. № 81.

1 Дъержавен вестник. 1950. № 122.

2 Известия на Президиума на Народного Събрание. 1954. № 72.

1 Конституция государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997. С. 60.

1 НСИ. Социално-икономическото развитие. София, 1996. С. 83.

1 См.: Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 32.

2 См.: Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 30—31.

3 См.: Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997 С. 98—99.

1 Марков Д.С. Венгрия // Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 49.

1 Стенограмма Международной научно-практической конференции "Проблемы совершенствования сельскохозяйственного законодательства в условиях рынка". М., 1991. Т. 1. С. 236.

2 Сельскохозяйственная кооперация. Теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. М., 1997. С. 188—189.

3 См.: Зарубежный опыт: теория и практика. Земельные реформы в зарубежных странах Восточной Европы // Вопр. экономики. 1991. № 6. С. 114.

1 Вестник Федерального законодательства ФРГ. Ч. 1. № 40. Ст. 1418.

1 Zivilrecht Wirtschaflsrecht. Baden-Baden.1992.

1 См.: Сельскохозяйственная кооперация. Теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. М., 1997. С. 191.

2 Тиллак П. Выборочные итоги структурных преобразований сельскохозяйственных предприятий в новых землях Федеративной Республике Германии / Отв. ред. А.В. Петриков // Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. С. 92; Блеме К., Таннебергер Т. Приватизация в сельском хозяйстве Германии. Дорога к собственному предприятию // Новое сельск. хоз-во. 1998. № 2. С. 14.

3 См. Тиллак П. Выборочные итоги структурных преобразований сельскохозяйственных предприятий в новых землях Федеративной Республике Германии //Личное и коллективное в современной деревне. М., 1997. С. 93.

1 Главным результатом аграрной реформы в Китае в начале 80-х годов было увеличение темпов роста сельскохозяйственного производства, оживление экономической активности сельского населения, повышение уровня его благосостояния. Производство зерна за пятилетие с 1979 по 1984 г. увеличилось на 100 млн т, подушное производство зерна увеличилось до 400 кг на человека. — См.: ДуЖунь-шен. Подрядная система и новое развитие кооперативной экономики в деревне // Реформа хоз. системы в КНР. М., 1989. С. 67.

2 Шинцзе цзинцзи дабао. 1988. 25 апр.

1 Alberto Ballarin Marcial. China: Otra"Rerestroika". De la Comuna a la Explotacion Familiar. Editorial San Martin. Madrid, 1994. S. 148.

1 Волкова Л.А. Китай //Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 92.

1 Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки: Правовое регулирование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 15—18.

1 См.: Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки: Правовое регулирование. М., 1997. С. 50.

2 Там же. С. 187.

1 См.: Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки: Правовое регулирование. М., 1997. С. 197; Codigo civil el Distrito Federal. Mexico, 1991.

1 См.: Ley de la Inversion Privada en el Desarollo de las Actividades Economicas en las Tierras del Territorio Nacional у de las Communidades Campecinas № 26505 promulgada el 17 de Julio de 1995. Nueva Ley de Tierras. Comentado por Miguel Ramos Bohorques. Lima, 1995; Безбах В.В. Частная собственность на землю в Латинской Америке: Правовое регулирование. М., 1997. С. 60.

1 Хотя Конституция Чехословакии в связи с распадом этого государства и является недействующим правовым актом, тенденции развития законодательства, ограничивающего право земельной собственности, сохраняются до настоящего времени и заслуживают внимания при рассмотрении правовых проблем земельной реформы в странах Восточной Европы. 72


1 Дембо Л.И. Очерки современного аграрного законодательства капиталистических стран. М., 1962. С. 75—76.

1 Менгер А. Марксизм, война и интернационал. Вена, 1917.

2 Дюги П. Преобразования гражданского права. М., 1919.

3 Гедеман Ю.В. Преобразование понятия права собственности // Право и хозяйство. 1922. № 10.

4 Die Bedeutung der neuen Verfassung fur das burgerlliche Recht Deutche luristenzeitung. Berlin, 1919. S. 772.

5 Kobler F. Die Regelung der I and und forstwirtschaftlichen Bodennutzung//Atti del pr. Conv. Int. di diragr.voll 11. Milano. P. 340.

1 Аграрная реформа в России и Испании: правовой опыт, проблемы, перспективы // Государство и право. 1995: № 3. С. 122.

1 Галлони Дж. Государственное вмешательство в сельское хозяйство в Итальянской конституционной системе // Сельское хоз-во и право в СССР и Италии М., 1977. С. 76.

1 Галлони Дж. Государственное вмешательство в сельское хозяйство в итальянской конституционной системе // Сельское хоз-во и право в СССР и Италии. М., 1977. С. 76.

1 Аксененок Г.А., Кикоть В.А., Фомина Л.П. Критика современных буржуазных аграрноправовых теорий. М., 1972. С. 189.

2 Харл Н. Инфраструктура и система легальных институтов рыночного сельского хозяйства // Проблемы совершенствования с.-х. законодательства в условиях рынка. М., 1981. С. 28.

3 Краснова И.О. Экологическое право США: сравнительно-правовое исследование. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 10.

4 Галятин М.Ю. США: правовое регулирование использования земель. М., 1991.С. 31.

1 Жэньминь жибао.1991.16 апр.

1 Аграрные реформы и земельные отношения в некоторых азиатских странах// Вопр. экономики. 1991. № 8. С. 101.

1 См.: Аграрные реформы и земельные отношения в некоторых азиатских странах // Вопр. экономики. 1991. № 8. С. 99.

1 Хобей жибао. 1988. 23 апр.

2 См.: Жэньминь Жибао. 1988. 27 июля.

3 Там же. 14 июля.

4 См.: Волкова Л.А. Китай. Новые задачи в проведении рыночной стратегии реформы и ход ее реализации //Аграрная политика в странах Центрально- Восточной Европы: совр. тенденции. М., 1997. С. 92.

1 См.: Жэньминь Жибао. 1988. 4 мая.

2 См.: Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки: Правовое регулирование. М., 1997. С. 77—78.

1 См.: Безбах 6.6. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки- Правовое регулирование. М., 1997. С. 127, 136.

2 См.: Гражданское и семейное право развивающихся стран. Гражданские кодексы стран Латинской Америки. М., 1988. С. 29.

1 Фрумкин Б.Е. Польша // Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 117.

1 Шереш И. Вопросы рационального использования земли и права собственности на землю в Венгерской Народной Республике // Правовое и эконом, обеспечение рационального использования земель в соц. Странах. Алма-Ата, 1981. С, 62; Тот Л. Некоторые юридические вопросы рационального использования земли в Венгрии. Там же. С. 66.

1 Бережливость и трезвость: Правительственное заявление, 10 ноября 1965г.// Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М., 1993. С. 549.

2 Кузнецов А.В. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в Германии: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 16.

1 См.: Кузнецов А.В. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в Германии: Автореф. дис.... канд юрид наук. М., 1997. С. 7.

1 См.: Дембо Л.И. Очерки современного аграрного законодательства капиталистических стран. М., 1962. С. 103.

1 См.: Кузнецов А.В. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в Германии: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 15.

1 Все сделки по передаче прав собственности между физическими лицами облагаются налогом на передачу недвижимости в размере 2 % от цены сделки. Исключением является сделка по приобретению 100% акций корпорации, в собственности которой находится недвижимое имущество на территории Германии, и в этом случае оценочная стоимость такой недвижимости составляет налогооблагаемую базу.

1 Павлова Э.И. Государственное регулирование сельского хозяйства во Франции: организационно-правовые вопросы. М., 1988. С. 155.

1 См.: Кузнецов А.В. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в Германии: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 6.

1 См.: Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки: Правовое регулирование. М., 1997. С. 77.

1 Луни Дж. Приобретение права собственности путем аренды // Роль права в развитии сельскохозяйственной рыночной экономики: Мат-лы междунар. конф. по с-х законодательству США— СНГ. Эймс. Айова. США. 1992. С. 1.

2 Аграрный сектор США в конце XX века / Под ред. Б.А. Чернякова. М., 1997. С. 98.

1 Кокотов Б.В. Правовое регулирование аренды сельскохозяйственных земель в Англии и США: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 5.

1 В основу исследования о законодательном регулировании аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения положена книга Джона Луни "Аграрное право США" (Вашингтон; 1989); доклад Джона Луни на Международном конгрессе юристов-аграрников США и стран СНГ в 1992 г. — "Приобретение права собственности путем аренды" // Роль права в регулировании аграрных отношений, Эймс. Айова. США, 1992. С. 1—13.

2 См.: Кокотов Б.В. Правовое регулирование аренды сельскохозяйственных земель в США и Англии. М., 2000. С. 45.

1 Клюкин БД. Правовое регулирование сельского хозяйства США. М., 1972. С. 177.

2 Minnesota State Regional Planning Act. 1984.

3 Land Code of Californi State, 1965; The Californi State Government Code, 1987.

1 Constitution of California State, Art 35; Кокотов Б.В. Правовое регулирование аренды сельскохозяйственных земель в Англии и США. М., 2000. С. 51.

1 В основу исследования законодательного регулирования договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения положена книга Р. Фоль-харда и Д. Вебера "Недвижимость в Германии" (Бонн, 1975); ст. В. Винклера "Пользование сельскохозяйственными землями в Республике Германия" (Аграрное земельное право в западном мире /Отв. ред. М. Россо Гроссман и В. Бруссард. 1992).

1 В основу исследования законодательного регулирования аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения положена монография Э.И. Павловой "Государственное регулирование сельского хозяйства во Франции: Организационно-правовые аспекты". (М., 1988. С. 89—105); "Agrarian Law in France". Agrarian Land Law in the Western World. Essays about Agrarian Land Policy and Regulation in Twelve Countries of the Western World, M. Grossman and Wim Brussaard. Eds. C.A.B. International (1992).

1 См.: Павлова Э.И. Государственное регулирование сельского хозяйства во Франции: Организационно-правовые аспекты. М., 1988. С. 105.

1 Lennon A. Commentaru to Agricultural Tenancies Act. 1995. London, 1997. P. 2; Кокотов Б.В. Правовое регулирование аренды сельскохозяйственных земель в Англии и США. М., 2000. С. 39.

1 См.: Аграрный сектор США в конце XX века /Под ред. Б.А. Чернякова. М., 1997. С. 99.

1 См.: Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. М., 1997. С. 106.

1 См.: Фрумкин Б.Е. Польша. Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 114.

1 Копытина М.О. Чехия. Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 142—143.

1 Ижакова Е., Баумгартнерова Е. Приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий //АПК: экономика и управление, 1992. № 11. С. 64.

2 Шабунина В.И. Болгария. Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 35.

1 Людникова Г. Земельная реформа в Болгарии // АПК: экономика и управление. 1992. №10. С. 47.

2 Попова Л.В. Румыния. Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 122.

1 Жемчугов А. Китайцы снова создают колхозы. Анатомия аграрной реформы в Китае // Независимая газ. 1993. 23 ноябр.

2 См.: Волкова П. А. Китай. Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: современные тенденции. М., 1997. С. 93. 172

3 См.: Жемчугов А. Китайцы снова создают колхозы. Анатомия аграрной реформы в Китае // Независимая газ. 1993. 23 ноябр.

1 В дальнейшем — Временные положения.

1 Евстегнеева Ю.Г., Людникова Г.Т., Боева Т.В., Юдина А.В. Финансово-кредитная политика и практика в сельском хозяйстве восточноевропейских и развитых капиталистических стран. М., 1994, С. 47—48.


<< предыдущая страница