Г. Е. Быстров правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах: теория, практика, итоги, перспективы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по конституционному праву зарубежных стран Тема... 1 188.66kb.
Материал для обсуждения на Международном симпозиуме «Востоковедение... 1 33.4kb.
Д. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга 6 2821.76kb.
Д. Ю. Пискулов теория и практика валютного дилинга 6 2821.06kb.
Тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик 7 3163.02kb.
Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков:... 45 6012.14kb.
Программа республиканского совещания «Партнерство образования и бизнеса. 1 28.17kb.
Программа конференции «Фундаментальные проблемы современной физики» 1 221.97kb.
Книга «Школа жизни: теория и практика. Педагогическая мастерская... 1 53.21kb.
Алексей Петрович Ксендзюк тайна карлоса Кастанеды Анализ магического... 22 6818.78kb.
Теория постиндустриального развития Д. Белла 1 99.23kb.
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру... 1 72.47kb.
- 4 1234.94kb.
Г. Е. Быстров правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах - страница №1/7



c:\temp\быстров 1\image1.jpg

Г.Е. Быстров

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ И АГРАРНОЙ РЕФОРМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Минск


БГЭУ

2001


УДК 341

ББК 67.91

Б95
Рецензент

доктор юридических наук, член-корреспондент

НАН Беларуси, директор Института государства и права

НАН Беларуси Н.В. Сторожев




Печатается при содействии

Российского Фонда правовых реформ

Б95 Быстров Г.Е.

Правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах: теория, практика, итоги, перспективы. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 211 с.
ISBN 985-426-657-5.
В монографии приводится общая характеристика зарубежного законодательства о земельной и аграрной реформах, рассматриваются практика их осуществления и основные тенденции развития.

Для научных работников, специалистов в области права.

УДК 341

ББК 67.91



ISBN 985-426-657-5

© Г.Е. Быстров, 2001

© БГЭУ, 2001



СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …..........................................................…………………… <перейти>

1. Общая характеристика зарубежного законодательства

о земельной и аграрной реформах……………………………… <перейти>

2. Преобразование отношений земельной собственности

и землепользования — основное направление аграрной

реформы в зарубежных странах................................…………... <перейти>

3. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном

законодательстве в условиях реализации аграрной реформы... <перейти>

4. Правовые проблемы формирования и развития земельного

рынка в зарубежных странах в условиях реализации аграрной

реформы............................................…………………………….. <перейти>

5. Правовое регулирование сельскохозяйственной аренды

в зарубежных странах.............................................……………... <перейти>

6. Участники рыночных аграрных отношений в зарубежных

странах в условиях реализации аграрной реформы......………. <перейти>

7. Государственное регулирование сельского хозяйства

в зарубежных странах в условиях реализации аграрной реформы...............................................................………………... <перейти>

8. Аграрное процессуальное право Мексики и судебный

порядок рассмотрения земельных споров.................………….. <перейти>

ПРЕДИСЛОВИЕ


В книге "Земельная и аграрная реформы в зарубежных странах" (Быстров Г.Е. Мн., 1999) впервые сформулированы основные направления трансформации прежнего земельного строя, основанного на монополии государственной собственности на землю, и аграрных преобразований государственного и коллективного сектора сельского хозяйства в рыночную аграрную экономику.

Книга была написана для читателей России, Беларуси, Украины и других стран СНГ. В предисловии к ней отмечалось, что рекомендации по широкому кругу проблем от вопросов, имеющих общий характер (стратегические задачи, основные направления, этапы, принципы, методы, темпы земельной и аграрной реформ, способы и темпы приватизации земли), до специальных правовых проблем, относящихся непосредственно к юридическому оформлению передачи физическим и юридическим лицам права собственности на земельный участок (административная и судебная процедура восстановления прав бывших собственников земельных участков, выделения земельных наделов членам сельскохозяйственных производственных кооперативов, фермерским хозяйствам семейного типа, кооперативам частных земельных собственников), нельзя механически использовать в других странах.

Этот вывод сохраняет свою значимость и в современных условиях. При общей направленности реформ, связанных с усилением роли рыночных факторов, нельзя поспешно переносить зарубежный правовой опыт на национальную почву стран СНГ, так как в каждой стране есть собственные правовые традиции, отражающие социально-экономические, этнокультурные, природные и иные особенности решения земельного и аграрного вопросов. Правовой опыт рыночно ориентированных зарубежных стран нуждается в серьезной адаптации к конкретным условиям той или иной страны. В данной работе автор посчитал целесообразным сосредоточиться на опыте стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки со ссылками на опыт Англии, Германии, Испании, Франции, США, Канады.

Из проблем, рассмотренных в настоящей книге, рассмотрены три, относящиеся к реформе земельной собственности, аренде сельскохозяйственных земель и судебной защите прав сельскохозяйственных предпринимателей.

В книге отражено авторское кредо — необходим комплекс "защитных" экономических и правовых мер в России, других странах СНГ, позволяющих нейтрализовать ряд факторов, которые вызвали аграрный кризис, связанный с тяжестью перехода от административно-командной системы к рыночной экономике и ошибками, допущенными в ходе проводимых реформ. Несмотря на негативные тенденции в земельных и аграрных преобразованиях, связанных с ослаблением социальной защиты прав земельных собственников, землепользователей и арендаторов, низкой эффективностью деятельности реформированных сельскохозяйственных предприятий, должны быть сохранены основные направления земельной и аграрной реформ, направленных на стабилизацию отношений земельной собственности и легализацию частной собственности на землю.

В книге не идеализируется опыт реформирования земельной собственности и развития частного предпринимательского сектора сельского хозяйства в зарубежных странах, выявляются негативные тенденции реформирования земельных и аграрных отношений в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, связанные с бесплатным переделом земельной собственности, поспешными, осуществляемыми в административном порядке, решениями о перераспределении земли.

До недавнего времени аграрная политика постсоциалистических государств строилась на "шоковой терапии", когда главным критерием успеха реформ признавалась скорость реформы земельной собственности и развития частного сектора в сельском хозяйстве. В последнее время политика "шоковой терапии" стала заменяться политикой эволюционного развития, которая характеризуется длительным процессом поэтапных преобразований, связанных с переходом к частной собственности фермерских хозяйств и общей собственности членов кооперативов. В связи с этим полезно изучение правового опыта указанных стран для России и тех стран СНГ, законодательством которых форсировались фермеризация и деколлективизация сельского хозяйства; навязывалось акционирование и недооценивались сельскохозяйственные кооперативы; нарушались права трудовых коллективов на свободный выбор организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий.

Настоящая книга дополнена и обогащена положениями, относящимися к аренде сельскохозяйственных земель. Первоначально законодательство стран Восточной Европы было односторонне ориентировано на осуществление общих программ приватизации земли, недооценивался институт аренды земли, который рассматривался в качестве вспомогательного по отношению к институту права собственности. Это создавало серьезные препятствия достижению конечной цели реформы — укреплению и стабилизации экономически эффективного и экологически безопасного сельского хозяйства.

Современное зарубежное законодательство отказалось от ошибочного взгляда о том, что земельная собственность является единственной формой экономически эффективного производительного труда крестьянина. С этим связан и поворот к новой аграрной политике зарубежных стран, направленный на то, чтобы использовать все экономические механизмы распределения земельной собственности и современные, проверенные мировой практикой, формы взаимодействия собственника земельного участка и арендатора, желающих осуществлять эффективное сельскохозяйственное производство. В этой области наибольшую ценность представляет исследование аграрных законодательств США, Германии, Испании, Англии, Италии, Франции, Канады, Австралии, в которых закреплено право фермеров на длительное пользование землей при условии регулярного выполнения ими своих обязанностей и на преимущество при продлении арендного соглашения по истечении срока его действия.

Третья, главная проблема настоящего исследования — судебная защита прав аграрных предпринимателей, которая исследуется на примере материального и процессуального права Мексики. Здесь не только провозглашены законодательством, но и реально обеспечены и защищены в судебном порядке права эхидатариев на свободное владение землей в пределах данной эхидальной организации и при передаче эхидальной земли в частную собственность крестьян при ликвидации эхидо и создании новой системы частного предпринимательства крестьян.



Автор
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЕЛЬНОЙ И АГРАРНОЙ

РЕФОРМАХ
В законодательстве, практике и правовой доктрине зарубежных стран сложилось несколько юридических моделей реформирования сельского хозяйства. Если говорить о реформировании сельского хозяйства в странах Восточной Европы, то там речь идет о радикальной перестройке аграрных отношений, основу которой составляют аграрные законы, обеспечивающие ликвидацию монополии государственной собственности на землю, перераспределение земли, существенное изменение социально-экономической структуры сельского хозяйства. В Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Хорватии, восточных землях Германии основу либерализации аграрных отношений составляет частная собственность на землю и имущество крестьян и хозяйственные связи между независимыми частными собственниками. Исходя из принципа равных возможностей частной и публичной собственности, законодательство признает и поддерживает право аграрного предпринимательства и свободу конкуренции, которая может быть ограничена лишь конституционным законом.

Аграрные реформы в России и странах Восточной Европы стартовали примерно одновременно. Для России начало практической реализации земельной и аграрной реформ — 1990 г., когда были приняты рыночные аграрные законы первого поколения: закон Российской Федерации "О земельной реформе", Программа возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса, закон Российской Федерации"О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Для Чехии и Словакии (ранее Чехословакии) начало земельной и аграрной реформ связано с принятием 21 мая 1991 г. закона "О регулировании имущественных отношений применительно к земле и иной сельскохозяйственной деятельности". Аграрная политика Чехии и Словакии направлена на создание нормативно-правовых условий для развития и охраны аграрного предпринимательства, для формирования рынка сельскохозяйственных земель, труда и капитала в сельском хозяйстве, промышленных средств производства для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основное условие перехода к рынку согласно Закону от 21 мая 1991 г. — разгосударствление земельной собственности, внутренняя приватизация сельскохозяйственных угодий и имущества сельскохозяйственных кооперативов, реприватизация конфискованных в послевоенное время земель.

Начало реформирования земельных отношений и социально-экономической структуры сельского хозяйства в Болгарии относится к ноябрю 1990 г., когда к власти пришло новое Правительство, объявившее о создании правового регулирования отношений земельной собственности, совместимого с рыночной аграрной экономикой. В законе "О собственности и использовании сельскохозяйственных земель" 1991 г. закрепляется идея максимальной приватизации земли при выходе из кооператива и организации частных крестьянских хозяйств, при передаче земли в частную собственность граждан из государственного и общественного земельного фонда. Законодательно признаны и иные варианты приватизации, связанные с передачей земли в аренду, передачей земельного пая в сельскохозяйственный кооператив.

Принципиально изменился земельный строй и социально-экономическая структура сельского хозяйства Венгрии, аграрное законодательство которой исходит из необходимости коренного преобразования всей системы отношений собственности в сельском хозяйстве, в том числе и земельной собственности. Закон "Об урегулировании отношений земельной собственности", временный закон и модифицируемый закон "О земле" устанавливают в связи с этим разные требования, относящиеся к приватизации и частному предпринимательству, разделу собственности между государством и органами самоуправления, акционированию сельскохозяйственных производственных кооперативов, созданию экономических структур и рыночного саморегулирования сельского хозяйства.

Поощряя радикальное изменение системы сельского хозяйства, связанное в основном с реформированием в государственном и кооперативном секторах сельского хозяйства, аграрное законодательство Польши предусматривает комплекс мероприятий, связанных с приватизацией земли государственных хозяйств, переводом земли и части производственных фондов сельскохозяйственных производственных кооперативов на счета членов кооперативов, отменой административных ограничений земельного оборота на частном рынке недвижимости. Одновременно законодательство Польши ориентировано на создание системы рыночной инфраструктуры (товарные биржи, сельскохозяйственные палаты, различного рода фонды, агентства), реорганизацию старых структур (крестьянская кооперация, банковская система), демонополизацию хозяйственных структур, взаимодействующих с сельским хозяйством.

Тенденция легализации организационных структур частного предпринимательства в сельском хозяйстве характерна также для аграрного законодательства Румынии. Наиболее полное выражение она получила в принятом в феврале 1990 г. законе "О земельном фонде", который признает землю объектом частной собственности и вводит ее в гражданский оборот. Очевидным является также стремление законодателя к перераспределению земли, связанному с упразднением сельскохозяйственных производственных кооперативов и передачей земли в собственность крестьян.

Законодательство Югославии всегда признавало за крестьянскими хозяйствами право частной собственности на землю, несмотря на то, что в ряде законодательных актов 50—80-х годов устанавливались, в основном по соображениям идеологического характера, максимальные пределы земельной собственности крестьян. В конце 80 — начале 90-х годов в связи с переходом к рыночной экономике отпала необходимость сохранять административные ограничения предельных размеров земельной собственности крестьян. Это получило отражение в ст. 50 Конституции Югославии, которая закрепляет за всеми гражданами, а не только за лицами, занятыми в сельском хозяйстве, право свободно покупать, продавать, наследовать земельные участки без какого-либо ограничения.

Начало земельной и аграрной реформ в восточных землях Германии связано с объединением Западной и Восточной Германии, распространением на восточные земли законодательства ЕС. Значительный шаг по пути к реформированию сельского хозяйства был сделан принятым 17 июня 1990 г. Народной палатой ГДР законом "Об опеке" и договором от 31 августа 1990 г. "Об объединении". В соответствии со ст. 25 Договора закон "Об опеке", дополненный некоторыми условиями, продолжает действовать как федеральное право. Согласно преамбуле и параграфу первого закона "Об опеке", его целью является устранение государственной монополии на предпринимательскую деятельность, приватизация принадлежащего прежде государству имущества и передача его в установленном законом случаях общинам, городам, округам и землям, а также государству и создание тем самым частнопредпринимательских структур и нового экономического строя. Принятый 6 июля 1991 г. закон ФРГ "Об адаптации сельского хозяйства (бывшей ГДР) к рыночным условиям" исходит из равноправия всех форм собственности, крестьянских семейных хозяйств, товариществ и обществ на основе капитала (договорных товариществ (полных и смешанных), товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и кооперативов).

Естественно, развитие законодательства о земельной и аграрной реформах в восточно-европейских странах и России осуществлялось и осуществляется неодинаково. Однако тем не менее надо отметить, что земельный строй и социально-экономическая структура сельского хозяйства в этих странах во многом изменились. Российское аграрное законодательство движется сейчас в том же направлении, что и законодательство рыночно-ориентированных стран Восточной Европы, в котором получила отражение первая юридическая модель реформирования сельского хозяйства. Совпадают более или менее и направления этого движения, связанного с приватизацией земельной собственности, перераспределением государственного и общественного земельного фонда, акционированием государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий, формированием частнопредприниматель-ских структур в сфере агробизнеса, созданием рыночного механизма управления аграрной экономикой.

Стратегия и политика перехода к свободной рыночной аграрной экономике с эффективно действующими рыночными институтами открывает возможности для усиления интеграционных процессов в рамках европейского экономического пространства, создает предпосылки для возможного присоединения в будущем стран Восточной Европы к Общему рынку. Что касается стран, не являющихся членами ЕС, то их отношения с ЕС строятся на основе принципов, определенных двумя важнейшими документами: "Развитие отношений ЕЭС со странами Центральной и Восточной Европы" и "Отчет о заседании комиссии ЕЭС, 1990 г. (SEC/90 и SEC/90/717)". К этим принципам относятся: открытость аграрной экономики для конкуренции и способность рыночно-ориентированных стран к конкурентной борьбе за рубежом; свободное и равноправное присутствие на внутреннем продовольственном рынке иностранных компаний; создание условий для функционирования рынка труда, капитала, земли; создание единой налоговой системы и др. Для того чтобы процесс адаптации национального сельского хозяйства к принципам открытой рыночной аграрной экономики был действенным, законодательство стран Восточной Европы, принимая во внимание национальные политические, экономические, правовые традиции, закрепляет комплекс мер, направленных на защиту собственных рынков продовольствия, основанных на системе государственного регулирования, субсидий, внешнеторговых ограничений.

Создание рыночной аграрной экономики в странах Восточной Европы, избравших проверенную в мире модель аграрного строя с преобладанием частного землевладения, кооперированного преимущественно в непроизводственных сферах (сбыт, снабжение, кредит и т. д.), требует эффективной интеграции стран Восточной Европы в мировую экономику, что предполагает их многостороннее сотрудничество в системе ВТО.

Важно и другое обстоятельство. В процессе реализации земельной и аграрной реформ Россия, Белоруссия, другие страны СНГ, государства Восточной Европы сталкиваются с одинаковыми трудностями и препятствиями. Практический ход трансформации земельных отношений идет довольно медленно и противоречиво. Во-первых, основная часть земель и имущества огосударствленных сельскохозяйственных кооперативов и части государственных хозяйств распределяется только между их членами; во-вторых, удовлетворение претензий бывших собственников затруднено их множественностью и нечеткостью организационно-правовых механизмов приватизации; в-третьих, при передаче сельскохозяйственных земель в частную собственность в большинстве восточно-европейских стран не всегда соблюдались принципы последовательности, эволюционности процесса реформирования земельных отношений, что породило серьезные нарушения всего воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, вызвало социальную напряженность на селе.

С этих позиций правовой опыт земельной и аграрной реформ в восточно-европейских странах является не только ориентиром для создания действенного механизма регулирования земельной и аграрной реформ на Украине, но и позволяет избежать многих ошибок и просчетов при моделировании и прогнозировании развития процессов по переводу украинского сельского хозяйства на рыночную основу.



Вторая юридическая модель реформирования земельных отношений и социально-экономической структуры сельского хозяйства закреплена законодательством Китая, легализовавшим раздачу земли крестьянским хозяйствам. Особая ценность этого правового опыта, который восприняли Вьетнам, Лаос, другие страны Юго-Восточной Азии, состоит в том, что несмотря на приверженность законодателя государственной и коллективной собственности в сельском хозяйстве и отрицание какой-либо эволюции в сторону частной собственности на землю и частнопредпринимательской деятельности, он содержит много полезного в вопросах публично-правового регулирования аграрных отношений в рамках таких правовых институтов, как государственное регулирование ценообразования, кредитования, финансирования, налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В наиболее концентрированном виде специфика китайской юридической модели реформирования сельского хозяйства выражена в принятом 25 июня 1986 г. законе КНР "Об управлении землей", положившим начало первому этапу аграрной реформы. Нормативно-правовые условия для осуществления земельной и аграрной реформ создают также Временные правила КНР "О налогообложении на пахотную землю", утвержденные Госсоветом 1 апреля 1987 г., Временные положения "Об управлении финансовыми средствами сельских кредитных кооперативов", утвержденные Сельскохозяйственным и Народным банками Китая 20 августа 1987 г.

Второй этап аграрной реформы начался с принятием на первой сессии ВСНП седьмого созыва (апрель 1988 г.) поправки к Конституции КНР, разрешившей передачу крестьянам за плату или на иных условиях права пользования подрядными участками других крестьян. На решение этой проблемы ориентированы также Программа развития сельского хозяйства Китая в 90-е годы (август 1993 г.), Постановление о развитии высокопродуктивного, высококачественного и высокоэффективного сельского хозяйства (сентябрь 1992 г.), закон КНР "О сельском хозяйстве" (июле 1993 г.), Положение о защите основных сельскохозяйственных земель (1994 г.).

Третья юридическая модель аграрного реформирования, связанного с изменением форм собственности и хозяйствования на селе, закреплена законодательством стран Латинской Америки. Принятая в 1961 г. Межамериканским экономическим и социальным советом в уругвайском городе Пунта-дель-Эсте Декларация (далее Уругвайская Декларация 1961 г.) провозгласила намерение 19 государств проводить политику, направленную на "поощрение, в соответствии с особенностями каждой страны, проведение программ всеобъемлющих земельных реформ, ведущих к преобразованию, где это необходимо, несправедливых структур и систем землевладения и землепользования в целях замены латифундий и минифундий справедливой системой землевладения с тем, чтобы с помощью современного и адекватного кредитования, технической помощи и системы сбыта и распределения продуктов сделать землю для обрабатывающего ее человека основой экономической стабильности, фундаментом его растущего благосостояния, гарантией свободы и достоинства"1.

Правовое оформление этих положений программы преобразований земельной собственности было осуществлено изданием специальных нормативных правовых актов о земельных реформах, устанавливающих ряд юридически обязательных условий по наделению землей безземельного крестьянства либо через механизм принудительного отчуждения крупной латифундистской собственности (Мексика и Перу), либо через механизм освоения (колонизации) незанятых земель (Эквадор и Бразилия).

Специальное законодательство ряда латиноамериканских стран решительно изменило отношение к вопросу о коллективной (общинной) собственности крестьян, подобной эхидальным, которая традиционно рассматривались в качестве безальтернативных форм организации земельных отношений. В русле этого процесса развивается, в частности, аграрное законодательство Мексики, которое исходит из необходимости модернизации сельского хозяйства в направлении предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям широкой хозяйственной и юридической самостоятельности, отказа от минифундизма и недопущения латифундизма, капитализации сельского хозяйства, создания юридической основы для преодоления социально-экономического отставания в развитии деревни.

В ряде латиноамериканских стран положения о реформировании земельной собственности возведены в ранг конституционных норм, гарантирующих права частной собственности крестьян на землю, социальные функции земельной собственности. На конституционном уровне указанные и многие другие вопросы реформирования структуры существующей земельной собственности решаются, в частности, в Конституциях Бразилии (гл. 3 "Об аграрной и земельной политике и об аграрной реформе"), Перу (гл. "О собственности" ст. 70—73), Венесуэлы (ст. 99—105), Мексики (ст. 27), Колумбии (ст. 58).



2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ — ОСНОВНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ
Первая юридическая модель реформирования сельского хозяйства основана на понимании того, что прежние идеологические постулаты (национализация земли, монополия государственной собственности на землю, безальтернативность коллективных форм хозяйствования, централизованная система административно-командного управления сельским хозяйством), на которых базировался ранее земельный строй восточно-европейских стран, возникший в результате послевоенных земельной и аграрной реформ, несовместим с рыночной аграрной экономикой. Это послужило побудительным мотивом для радикального изменения системы землевладения, связанного с восстановлением и обновлением права частной собственности на землю, которая открыла наиболее быстрый путь вхождения сельского хозяйства в рыночную аграрную экономику (развитие частных предпринимательских структур в сфере агробизнеса, поощрение различных кооперативов новых земельных собственников и акционирование государственных сельскохозяйственных предприятий).

Трансформация отношений земельной собственности в Чехии и Словакии нашла отражение в конституционных нормах о праве собственности, которые сосредоточены в разделе первом "Основные права и свободы человека" главы второй "Права человека и основные свободы" Хартии основных прав и свобод Чешской республики от 16 декабря 1992 г. Здесь установлена важная конституционная основа для всего чешского законодательства, в частности: для переход а к рыночному, высокоэффективному и конкурентоспособному на мировых рынках АПК; для реституции; для трансформации единых сельскохозяйственных кооперативов (ЕСХК) в новые предпринимательские структуры; для приватизации государственных хозяйств.

Часть первая ст. 11 Хартии основных прав и свобод, не упоминая о земле, определяет некоторые общие положения о формах собственности, имеющие важное значение для трансформации системы земельной собственности и реструктуризации сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК). "Каждый имеет право быть собственником. Право собственности всех собственников имеет одинаковое законное содержание и защиту. Наследование гарантируется". Тем самым подчеркнута особая значимость в перечне основных экономических прав и свобод такого конституционного права, как право собственности, которое составляет основу правовой инфраструктуры рынка. По существу законодатель формулирует единое понятие права собственности, которое применимо в качестве одинакового масштаба ко всем формам собственности: праву частной собственности граждан и юридических лиц, праву собственности государства и общины (населенного пункта). В результате на основе такого единого понятия права собственности закрепляется одинаковый правовой режим для каждой из упомянутых форм собственности, не допускающий привилегированного положения государственной собственности и собственности общин по отношению к частной собственности граждан и юридических лиц. В этих условиях приобретает особое значение последовательная реализация в законодательстве о земельной реформе конституционных предписаний о том, что право собственности всех собственников имеет одинаковое законное содержание и защиту.

Вместе с тем в части второй ст. 11 Хартии основных прав и свобод закрепляется дифференциация прав собственности в зависимости от субъектов права. В рамках так называемой публичной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц выделяется имущество, которое необходимо для обеспечения потребностей общества, развития национальной экономики и публичного интереса и может находиться только в собственности государства, общины, либо определенных юридических лиц. В результате такой дифференциации правового регулирования по объектам и субъектам права устанавливается, что определенное имущество может находиться только в собственности граждан или юридических лиц, имеющих место жительства или нахождения в Чехо-Словацкой Федеративной Республике.

Специальным законом о земельной реформе в Чехии и Словакии, закрепившем особые принципы рыночного реформирования сельского хозяйства, является закон от 21 мая 1991 г. "О регулировании имущественных отношений применительно к земле и иной сельскохозяйственной деятельности"1 (далее — Закон о земле 1991 г.). Основное содержание этого акта на долгие годы вперед определило главные направления регламентации земельных отношений. Важнейшим из этих направлений стала задача трансформации сельского хозяйства в рыночную систему на основе внутренней приватизации сельскохозяйственных угодий производственных фондов между членами ЕСХК и реприватизации конфискованных в послевоенный период земель.

В бывшей Чехословакии не была осуществлена национализация всей земли и был сохранен частноправовой режим земельной собственности. С точки зрения содержания и осуществления права частной собственности на землю специалисты по зарубежному земельному праву выделяли три группы земель, находящихся в частной собственности:

а) земля, на которой ее собственники (крестьяне-единоличники) еще кое-где ведут частное хозяйство;

б) земля, находящаяся в бессрочном пользовании единых сельскохозяйственных кооперативов и других социалистических организаций;

в) строительные участки, сады и огороды граждан2.

Правовое регулирование частной собственности на землю, включая охрану права частной собственности, осуществлялось Гражданским кодексом Чехословакии и правовыми предписаниями, устанавливающими пользование сельскохозяйственной землей.

Круг задач земельной реформы в Чехии и Словакии, решаемых в рамках переходного периода, ограничивался реституцией, т.е. восстановлением права частной собственности на землю прежних собственников и их наследников, реорганизацией СХПК и государственных хозяйств, которая проводилась после удовлетворения требований о реституции.

Рассматривая вопрос о восстановлении и обновлении права частной собственности на землю, необходимо прежде всего обратить внимание, на каких принципах должна осуществляться реприватизация конфискованных в послевоенное время земель? Этот вопрос был предметом острых дискуссий в период подготовки проекта закона от 21 мая 1991 г. "О регулировании имущественных отношений применительно к земле и иной сельскохозяйственной деятельности"1 между депутатами Гражданского Форума, Коммунистической партии Национального Собрания и Правительства Чехословакии. В конечном счете законодатель встал на позицию Правительства и закрепил положение о возврате бывшим собственникам земель и прочего сельскохозяйственного имущества, переданного ЕСХК и государственным хозяйствам в период с 24 февраля 1948 г. до 31 декабря 1989 г. Законодательство предусматривает также реституцию конфискованных в 1947—1948 гг. без компенсации земельных участков, однако ограничивает претензии прежних владельцев земельным максимумом в 150 га сельскохозяйственных угодий.

Право на реституцию земли имеют граждане, проживающие постоянно на территории Чехии и Словакии, владевшие этой землей. Реституция в Чехии носит широкомасштабный характер как по составу возврата имущества (земля, инвентарь, скот, постройки и т.д.), так и по раздвинутости временных границ. Земельная и имущественная реституция осуществляется бесплатно и преимущественно в натуре.

По оценкам специалистов с 1992 по 1994 г. было рассмотрено 230 тыс. реституционных исков прежних собственников, которым было возвращено 700 тыс. га земли (16 % земельного фонда страны). На возврат своих земель могут претендовать до 500 тыс. человек, однако только 2—3 % изъявляют желание перейти к самостоятельному хозяйствованию. Средний размер возвращенных бывшим собственникам земельных угодий составляет 3,5 га. Лица, получившие землю, в ходе реформы, как правило, сохраняют за собой не более 2 га земельного участка для занятия садоводством и коттеджным строительством, а остальную землю либо продают либо передают в аренду СХПК и фермерским хозяйствам.

Земельная реформа в результате такого перераспределения земли достигла своих целей. Она позволила создать на базе реформированных сельскохозяйственных кооперативов и государственных хозяйств крупные высокоэффективные и конкурентоспособные кооперативы нового типа с общей площадью до 1,4 тыс. га. Подавляющая часть таких земель, по свидетельству М.О. Копытиной, закреплена за кооперативами — добровольными объединениями частных земельных собственников, которым гарантировано право свободного вступления и выхода из кооператива с земельным и имущественным паем.

В процессе применения законодательства о земельной реформе практика подтвердила также жизнеспособность мер по совершенствованию аграрной структуры, связанной с созданием крупных семейных фермерских хозяйств с земельной собственностью от 100 до 880 га. На их долю приходится до 85 % земель, принадлежащих фермерам на праве частной собственности2.

Конституционное закрепление гарантий наследования нашло свое выражение также в специальном законодательстве о земельной реформе. Так, п.1 и 2 § 4 закона от 21 мая 1991 г. установлено право наследования земли, зданий, построек, ранее имевшихся в сельскохозяйственной усадьбе. Среди положений специального законодательства можно найти и такие, которые ограничивают право реституции и наследования. Не подлежат возвращению прежним собственникам и их наследникам: земельные участки, на которых расположено кладбище; земельные участки, застроенные после перехода или перевода в собственность государства или юридического лица; земельные участки, на которых находились объекты для занятий физкультурой и спортом.

За земельные участки, жилые и хозяйственные здания и другие строения, которые не могут быть возвращены бывшим собственникам, производится выплата компенсации. Закон допускает при этом также предоставление в альтернативном порядке другого равноценного земельного участка. Размер компенсаций определяется решениями правительств Чехии и Словакии.

Компенсация за земельные участки, которые не подлежат возврату и за которые не были предложены другие земельные участки, выдается государством. Остальные компенсации выплачиваются юридическими лицами, которые владели или владеют имуществом в момент утраты или перевода права собственности на лицо, которое не возвращает по условиям закона недвижимость.

Компенсация выдается правомочным лицам в течение года со дня предъявления требования. Она заключается в имуществе, которым владеет обязанное лицо, в том числе и в форме долевого участия и в размерах до первоначальной стоимости недвижимости и многолетних посадок, если участники не договорятся об ином.

Можно выделить четыре этапа земельной реституции. Во-первых, прежний владелец земельного участка предъявляет к земельному ведомству и обязанному лицу требование о реституции. Во-вторых, земельное ведомство утверждает соглашение обязанного и правомочного лица о возврате земельного участка. В-третьих, в случае отказа земельного ведомства удовлетворить требование о реституции право собственности на земельный участок прежнего владельца удостоверяется по решению суда. В случае отказа суда утвердить соглашение правомочного и обязанного лица право собственности на земельный участок прежнего владельца может быть удостоверено земельным ведомством. В-четвертых, по решению суда может быть установлен или отменен имущественный налог на переводимую недвижимость, ограничено право пользования земельным участком для осуществления мер по охране окружающей среды или обеспечения законных интересов других собственников.

Суды принимают к рассмотрению непосредственно без предварительного рассмотрения в земельном ведомстве иски первоначальных владельцев о возврате конфискованных в 1947—1948 гг. земельных участков в случае, когда физическое лицо право собственности или пользования земельным участком приобрело у государства в противоречии с действовавшим в тот период законодательством либо с использованием противоправных привилегий.

Отсутствие механизма реализации права прежних владельцев земельных участков на реституцию, трудности выявления первоначальных владельцев недвижимого имущества не позволяют в полной мере использовать возможности административной и судебной процедуры для восстановления прав бывших собственников земли. В октябре 1992 г. из 170 тыс. поданных гражданами претензий по земельной реституции суды рассмотрели лишь 15 тыс. исковых заявлений.

Чешский и Словацкий путь реструктуризации земельной собственности можно характеризовать как длительный процесс поэтапных преобразований, связанных с переходом к частной собственности фермерских хозяйств и общей собственности членов новых кооперативов. С точки зрения общих подходов к обособлению объектов приватизации, условий и способов приватизации законодательство и практика занимают в этом вопросе те же позиции, которые характерны для законодательств других стран Центральной и Восточной Европы, ориентированных на апробированную в мире модель аграрного строя с преобладанием частного землевладения крестьян. Чешский законодатель считает также приоритетной задачу внутренней приватизации сельскохозяйственных земель и производственных фондов внутри сельскохозяйственных кооперативов.

Право членов сельскохозяйственных производственных кооперативов получить в частную собственность земельные участки, которые были переданы ими в пользование сельскохозяйственного кооператива, определено Законом о земле 1991 г. Это право восстанавливается в первоочередном порядке до погашения долгов кооператива и распределения оставшихся земель СХПК между пайщиками кооператива. Земельные участки, возвращенные членам кооператива, могут быть использованы ими как для самостоятельного хозяйствования, так и для продажи или передачи их в аренду. Во вторую очередь оставшиеся земли СХПК, принадлежащие ему на праве коллективной собственности, используются для погашения долгов кооператива. В третью очередь осуществляется приватизация оставшихся земель СХПК между пайщиками кооператива. При осуществлении такой приватизации учитываются размер индивидуального земельного пая, стоимость остального имущества, внесенного в кооператив, продолжительность трудового стажа пайщика в кооперативе.

В качестве альтернативы наделения члена кооператива правом требовать компенсации в натуре предусматривается возможность уплаты возмещения в денежной форме. При этом действует правило, согласно которому носитель вещного права на земельный участок, подлежащий приватизации, вправе требовать возобновления выплат по земельному паю. По данным М.О. Копы-тиной, по опыту ФРГ и Австрии в Чехии и Словакии введены выплаты в размере 1—2 % государственной цены земли за каждый гектар внесенной в кооперативное пользование земли1.

От способов приобретения права собственности на землю в ходе внутренней приватизации надлежит отличать способы его прекращения. Указанное обстоятельство получило прямое выражение в нормах пп. "а—е" ст. 1 § 22 Закона о земле 1991 г., который предусматривает прекращение права кооперативного пользования объединенными земельными участками собственников. В данном случае речь идет лишь о тех собственниках, которые не являются членами сельскохозяйственного кооператива. В ст. 1 § 22 Закона о земле 1991 г. говорится также о прекращении: права пользования земельными угодьями и иным сельскохозяйственным инвентарем в целях обеспечения производства; права пользования для обеспечения лесного производства и других функций леса; права бесплатного пользования прудами; права постоянного пользования недвижимостью, принадлежащей государству; права хозяйственной деятельности с недвижимостью, принадлежащей государству.

Чешский и Словацкий законодатель оказался, таким образом, перед необходимостью возрождения частной собственности крестьян на землю, которая, несмотря на формальное признание законодательством 1948—1990 гг., в действительности имела символическое значение. По ранее действовавшему законодательству кооперированные крестьяне, которые передали свои земельные паи сельскохозяйственным кооперативам, были лишены экономической и юридической возможности распоряжаться земельным участком как объектом частной собственности и объектом хозяйствования.

Основным содержанием земельной реформы является преобразование СХПК в кооперативы новых собственников земли и имущества при восстановлении экономических и правовых основ реализации частной собственности. Уже в 1993 г. 95 % прежних СХПК Чехии были разукрупнены и преобразованы в добровольные кооперативы частных земельных собственников.

Значительно медленнее осуществляется процесс приватизации земли в государственных хозяйствах. Основная масса бывших государственных хозяйств была представлена к приватизации земли лишь в 1994 г. Усложняет процесс приватизации государственных хозяйств реституция земли, поскольку основная часть реституционных заявок граждан приходится именно на имущество государственных хозяйств.

В законе "о большой" приватизации, охватывающем все государственные предприятия, указываются три способа приватизации государственных хозяйств: 1) продажа имущества государственных хозяйств землепользователям или иным заинтересованным лицам; 2) акционирование с продажей акций за наличные; 3) аукционы. Решение о выборе способа приватизации принимает специально созданный Земельный фонд, которому переданы в собственность земли государственных хозяйств.

Последний выступает в качестве продавца государственных земель на аукционах. Однако такая продажа возможна только после завершения земельной реституции. По данным Института международных экономических и политических исследований Российской Академии наук, площадь сельскохозяйственных земель, не обремененных реституционными притязаниями, составляет 500—600 тыс. га, или 12—14 % совокупных земельных ресурсов Чехии1.

С вступлением в силу принятого 21 мая 1991 г. Закона о земле все пользователи земли и сельскохозяйственного имущества приобрели статус арендаторов, а собственники этой земли и имущества — статус арендодателей с правом пересмотра и расторжения договоров.

На начальных стадиях внутренней приватизации земли наиболее важные и срочные вопросы, требующие юридического решения, связаны с оформлением прекращения договора аренды между прежним пользователем и собственником в случаях, когда между ними не возникла иная договоренность по вопросу о прекращении действия некоторых прав пользования.

За членами сельскохозяйственных кооперативов, ставших реальными собственниками земельных участков, закрепляется право требовать расторжения договора аренды не позднее 1 октября 1991 г. Закон о земле 1991 г. (§ 22) допускает и иные сроки для расторжения договора аренды (не позднее одного года), если не будет достигнута иная договоренность. Аналогично обстоит дело, когда земельный участок недоступен для собственника. Это означает, что договор аренды земельного участка должен быть расторгнут в течение года, если нет иной договоренности сторон.

При восстановлении права частной собственности крестьян на землю применяются следующие правила. Договор аренды с лицами, которым должны быть возвращены здания и сооружения, находящиеся на земельном участке, не может быть расторгнут до тех пор, пока не удовлетворены требования бывших собственников о выдаче им недвижимости или выплате компенсации.

Для того чтобы правильно определить порядок прекращения действия права пользования земельным участком, необходимо установить срок расторжения договора аренды. Таким моментом для случаев, когда на земельном участке находятся садовые или дачные участки, является день, когда должно быть прекращено право временного пользования земельным участком. Бывший собственник и пользователь (наниматель) вправе в указанных случаях установить по соглашению между собой иной порядок прекращения действия права пользования земельным участком. При наличии такого соглашения наниматель имеет право на продление срока аренды до 10 лет. На срок аренды наниматель имеет преимущественное право приобретения земельного участка. Существенное условие такого договора — размер арендной платы и цена покупки. Они устанавливаются в зависимости от бонификационной стоимости земли и уровня окультуренности земельного участка на период возникновения права пользования.

Вплотную к идее трансформации земельного строя, основанного прежде на постулатах национализации земли, огосударствлении сельскохозяйственного кооперативного сектора, подошло аграрное законодательство Болгарии первой половины 90-х годов. Его главная стратегия на первом этапе земельной реформы в период с 1991 по 1994 г. состояла в том, чтобы обеспечить безальтернативную натуральную реституцию для всех прежних собственников и их наследников, повсеместный, нередко и принудительный, выход кооперированных крестьян из коллективных и государственных хозяйств, независимо от их экономической жизнеспособности1.

Хотя в Болгарии полная национализация земли не проводилась, фактически в этой стране уже в первые послевоенные годы было осуществлено обобществление земли как объекта хозяйствования в пределах кооперативного хозяйства. Закон 1946 г. "О трудовой земельной собственности"2, предусматривал значительное расширение и увеличение государственной земельной собственности, формирование значительного государственного земельного фонда. В его состав в первые послевоенные годы были включены лишь земли лесного и водного фондов, а также сельскохозяйственные угодья. Впоследствии в состав этого фонда были включены также все государственные полевые угодья за чертой населенных пунктов и иные государственные сельскохозяйственные угодья.

Земли государственного земельного фонда аграрным законодательством Болгарии периода коллективизации сельского хозяйства подразделялись на три категории: 1) подлежащие распределению между трудовыми кооперативными земледельческими хозяйствами (ТКЗХ) на основе титула бессрочного безвозмездного пользования; 2) подлежащие закреплению за государственными сельскохозяйственными предприятиями и организациями на основе титула бессрочного безвозмездного пользования; 3) выделенные ранее крестьянам-единоличникам, имевшим право на бесплатный земельный надел.

Субъектом права собственности земель государственного земельного фонда, предоставленных в пользование ТКЗХ и государственным сельскохозяйственным предприятиям и организациям, оставалось государство. Иной правовой режим устанавливался для земель крестьян-единоличников, обобществленных при создании ТКЗХ. Так, закон 1945 г. "О трудовых кооперативных земледельческих хозяйствах"1 предусматривал сохранение за крестьянами при объединении их в кооперативы права собственности на землю, внесенную для кооперативного ведения хозяйства (абз. 1 ст. 15). То же правило о закреплении права собственности членов кооператива на землю, внесенную для общего пользования в ТКЗХ, содержалось в постановлении Совета Министров Народной Республики Болгарии от 26 августа 1954 г. "О землеустройстве, группировке земель и укрупнении ТКЗХ, ГЗХ и МТС и других общественных хозяйств"2. В этом состояло принципиальное отличие правового режима земель некооперированных и кооперированных болгарских крестьян в первые послевоенные годы и в период коллективизации сельского хозяйства, которое впоследствии утратило юридическое значение в связи с введением ограничений права членов ТКЗХ совершать сделки по отчуждению земли.

Так, примерный Устав ТКЗХ 1967 г. закреплял за членами кооператива возможность передавать право собственности на внесенную ими в общее пользование землю только кооперативу, членами которого они являются (абз. 3 ст. 10). Устанавливая ограничения в праве распоряжения земельным участком, принадлежащим члену кооператива на праве собственности, законодательство 60-х годов предусматривало также право члена кооператива на отказ от земельной собственности в пользу государства. В результате справедливые идеи о сохранении за кооперированными крестьянами права частной собственности на землю утратили реальное значение при первых попытках болгарского законодателя провести частичную национализацию земли, расширить государственный земельный фонд за счет фактического обобществления земли кооперированных крестьян, установить ограничения правомочий членов ТКЗХ по распоряжению землей.

С принятием Великим Народным Собранием 3 апреля 1990 г. новой редакции Конституции Болгарии начался пересмотр аграрного законодательства 70-х годов, закрепившего огосударствление кооперативного сектора в сельском хозяйстве, а затем и ликвидацию ТКЗХ, которые первоначально возникли как кооперативные хозяйства частных собственников земли. Новая редакция Конституции 1990 г. была первым шагом в создании правового регулирования отношений земельной собственности, совместимого с рыночной аграрной экономикой. Она отошла от традиционного обособления различных форм собственности, закрепила многообразие форм собственности: частную и публичную, установила равную правовую защиту для всех форм земельной собственности. Важная конституционная основа для законодательства, обеспечивающего трансформацию отношений земельной собственности, установлена частями 1—5 ст. 17 Конституции. На конституционном уровне закреплены положения, обеспечивающие защиту прав собственности и наследования. В качестве юридических гарантий права частной собственности можно рассматривать правовые нормы о ее неприкосновенности. Конституционно значимый характер для осуществления земельной реформы имеет принцип, согласно которому режим объектов государственной и общинной собственности определяется законом. Опираясь на принцип абсолютного уважения прав человека, в том числе и права частной собственности, Конституция допускает принудительное отчуждение на основании закона о собственности для государственных и общественных нужд при условии, если эти нужды не могут быть удовлетворены другим способом и после предварительного равноценного возмещения.

Принципиально изменились конституционные положения о государственной собственности, которая традиционно рассматривалась как общенародная, высшая форма социалистической собственности. Существенно изменились и традиционные представления, согласно которым государство является единым и единственным субъектом права государственной собственности на землю. Другая важная сторона изменения конституционного регулирования отношений государственной собственности связана с ограничением круга объектов государственной собственности. Ее исключительными объектами являются богатства недр, естественные источники энергии, ядерная энергия, железнодорожный транспорт, почта, телеграф, телефон, радио и телевидение, а также леса, воды, дороги, парки, природные и археологические заповедники — только те, которые имеют национальное значение (ст. 18 Конституции)1.

К основным конституционным началам правоотношений земельной собственности относятся нормы части первой ст. 21 Конституции, согласно которым земля признается основным национальным богатством. Здесь сформулировано исключительной важности положение о том, что это национальное богатство пользуется особой защитой государства и общества. В части второй ст. 21 Конституции содержится прямое предписание, устанавливающее конституционно-правовой режим сельскохозяйственной земельной собственности, используемой в производственно-хозяйственном и гражданском обороте. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей. Изменение ее назначения допускается в порядке исключения в случае доказанной необходимости и в порядке, определенном законом.

Среди изменений, внесенных в главу Конституции об общественно-экономическом устройстве Болгарии, следует указать прежде всего на конституционные нормы, которые восстанавливают институт частной собственности на землю в качестве предпосылки формирования рыночной аграрной экономики Болгарии. Речь идет прежде всего о свободе хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц как основополагающем принципе предпринимательства. Такое положение является принципиальным для регламентации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, так как гарантирует всем гражданам и юридическим лицам одинаковые правовые условия для хозяйственной деятельности, обеспечивает поддержку конкуренции, предотвращает злоупотребления, связанные с монополизмом, недобросовестной конкуренцией, гарантирует защиту прав потребителя. В сферу конституционного регулирования предпринимательской деятельности в условиях формирующейся рыночной экономики включены также экономические права и свободы граждан и юридических лиц, позволяющие им создавать для достижения хозяйственного и социального прогресса кооперативы и другие организационно-правовые формы предпринимательства (часть четвертая ст. 19 Конституции).

Оценивая новую Конституцию Болгарии в качестве важнейшего источника аграрного права, следует прежде всего отметить его последовательную направленность на формирование рыночной аграрной экономики, поощрение деловой инициативы, здоровой конкуренции. А это означает отказ от ряда традиционных представлений, согласно которым право земельной собственности абсолютно, а власть собственника на принадлежащий ему земельный участок безгранична. Объективно необходимо и новое понимание права собственности вообще, в том числе и права земельной собственности. На основе нового подхода к определению понятия собственности болгарский законодатель формулирует конституционное правило о том, что право собственности не может осуществляться в ущерб общественному интересу. Чрезвычайно важны также конституционные нормы, направленные на то, чтобы не допустить монополизации хозяйственной деятельности, нелояльной конкуренции, нарушений прав потребителей.

После принятия новой Конституции в июле 1991 г. в Болгарии отчетливо проявилась тенденция к коренным преобразованиям земельных отношений и изменению социально-экономической структуры сельского хозяйства, связанная с возрождением кооперативной собственности и формированием частнопредпринимательского сектора на основе современного рыночно-ориентированного правового механизма, обеспечивающего правовую защиту кооперативных и крестьянских хозяйств от вмешательства государственных органов в их хозяйственную деятельность. Отражением этой тенденции явился закон "О собственности и пользовании сельскохозяйственными землями" (далее — закон "О земле"), принятый Великим Народным Собранием Болгарии 22 мая 1991 г.

Основные положения указанного закона, связанные с проведением земельной реформы, сводятся к следующему. Прежде всего субъектами права собственности на землю признаются граждане, юридические лица и государство. Что касается собственности общественных организаций на землю, то она не предусмотрена законом "О земле". Более того, в законе прямо указано, что политические партии и общественные организации не могут быть субъектами права собственности на землю.

Собственность других государств, иностранных юридических лиц и юридических лиц с иностранным участием на сельскохозяйственные земли не допускается. Именно поэтому в законе "О земле" и не предусмотрены случаи возникновения собственности других государств и иностранных юридических лиц на сельскохозяйственные земли. Что касается собственности на землю иностранных граждан и болгарских граждан, постоянно проживающих за границей, то она может возникнуть только в случаях, прямо предусмотренных законом. К таким случаям относится, например, наследование земельного участка по закону. Закон "О земле" воспроизводит конституционные положения ст. 22 Конституции 1991 г., обязывающие болгарского гражданина, постоянно проживающего за границей, заключить сделку о передаче своей собственности. Лица, которым причитается земля по наследству, обязаны передать ее в течение трех лет отдельным лицам, общине или государству. В 1992 г. в закон "О земле" 1991 г. внесены изменения и дополнения. Болгарским гражданам, проживающим за рубежом, предоставлено право собственности на землю и использование ее по своему усмотрению. При определенных условиях иностранцы и иностранные юридические лица могут приобретать право пользования, право на застройку и другие вещные права.

Законом полностью восстанавливается право собственности на землю всех бывших ее владельцев и их наследников. В силу традиций Болгарская социалистическая партия при подготовке и обсуждении проекта закона "О земле" стояла на той точке зрения, что земля должна принадлежать на праве собственности тем лицам, кто желает ее обрабатывать и эффективно использовать. В начале 90-х годов законодатель принял иную концепцию земельной реформы, заложенную в Программе Болгарского земледельческого народного союза. В этой Программе центральное место занимала идея возврата земли ее прежним собственникам или их наследникам, свободы выхода кооперированных крестьян из коллективных хозяйств. С этим связано восстановление прав собственников на землю, внесенную в ТКЗХ и ГЗХ, а также на землю, незаконно изъятую после принятия закона 1946 г. "О трудовой земельной собственности". С введением в действие закона "О земле" 1991 г. в качестве основания восстановления прав прежних собственников могут быть признаны также требования лиц, которые передали добровольно на безвозмездных началах землю в ТКЗХ или государству.

При восстановлении права собственности принимается во внимание количество и качество земли, принадлежавшей прежде собственнику. В тех районах страны, где обрабатываемой земли стало меньше в результате промышленного строительства и других видов деятельности, вводится соответствующий коэффициент редукции. По желанию собственника, отказавшегося получить земельный участок, государство выплачивает ему денежную компенсацию в порядке, устанавливаемом Правительством Болгарии.

Болгарское государство, приверженное идее приватизации и разгосударствления, приняло приватизационные программы по сельскому хозяйству, которые предусматривают участие в приватизации земли прежних собственников и их наследников, а также малоземельных и безземельных граждан, желающих получить землю. Практическая реализация программы приватизации земли осуществляется на основе постановления Совета Министров Болгарии от 25 апреля 1991 г., которым утверждены Правила применения закона "О земле". В них содержатся нормы преимущественно процессуального характера, в которых закрепляется детальная процедура разбирательства земельным ведомством требования бывших собственников о восстановлении их прав на земельные участки. Каждый собственник обязан в срок до одного года, а в исключительных случаях до двух лет, доказать свое право на владение землей, представить соответствующие правоустановительные документы о площади земельного участка местным земельным комиссиям и получить нотариальный акт, удостоверяющий право собственности на земельный участок. Реальным отражением перемен, связанных с трансформацией отношений земельной собственности, стало усиление защиты прав граждан на свободу предпринимательской деятельности, основу которой составляет частная собственность. Содержание права частной собственности на землю, как и любого другого вида собственности, составляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению. Граждане, которым принадлежит земельный участок на праве частной собственности, вправе распоряжаться им по своему усмотрению, обрабатывать частным путем или в кооперации с иными лицами, сдавать в аренду или внаем, осуществлять сделки по купле-продаже земли.

К общим обязанностям, устанавливаемым законом "О земле" для граждан-собственников, относятся обязанности использовать сельскохозяйственные земли только по целевому назначению, сохранять их плодородие, соблюдать установленные правила охраны природы, пользования лесами, водными источниками, общераспространенными полезными ископаемыми.

Целевое использование собственником земельного участка обеспечивается повышенными ставками земельного налога, которые устанавливаются для собственников, не использующих по назначению земельный участок в течение трех лет. При применении подобных исключительных мер к виновным лицам с них взыскивается налог, равный стоимости среднего урожая с единицы площади соответствующего района или соответствующей категории земли. В 1992 г. налог за неиспользуемые по целевому назначению земли был отменен.

Вслед за Конституцией 1991 г. закон "О земле" 1991 г. закрепляет собственность государства, общин, кооперативов, других юридических лиц. Современное болгарское аграрное право сохраняет понятие государственный земельный фонд, из которого наделяются землей прежние собственники и их наследники, а также лица, передавшие ранее добровольно землю государству. Здесь мы имеем дело со своеобразным земельным правопорядком, становление которого связано со значительным сокращением и уменьшением государственной земельной собственности в процессе приватизации земли.

Действующее земельное законодательство, скорректированное в 1992 г. рядом дополнений и изменений, все еще не создает благоприятных условий для эволюционного и бесконфликтного хода земельной реформы, не устраняет негативных последствий ее проведения методами шоковой терапии. В результате осуществления земельной реформы в 1991—1994 гг. прежним собственникам и их наследникам было передано 49,8 % предназначенной для восстановления собственности земли. Кроме того, в пользование (временный ввод во владение) им было предоставлено 36,3 % земли, подлежащей реституции. Востребованная для восстановления права частной собственности земля на 200 тыс. га превысила установленную для реституции площадь, что породило огромное количество судебных конфликтов1. Такая позиция законодателя на первом этапе земельной реформы при отсутствии развитого рынка земли и неупорядоченности арендных отношений создает серьезные препятствия для концентрации землевладения крупных размеров.

Негативным результатом земельной реформы является то, что ее важнейшие принципы, в частности, принцип приоритета доступа к земле лиц, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, во многом остаются декларативными. Не реализованы на практике также в полной мере правила, которыми закреплено преимущественное право на получение земли лицами, занимающимися сельскохозяйственной деятельностью в данной местности; лицами, постоянно живущими в ней, но передающими землю в поземельный фонд в другом населенном пункте; сельскохозяйственными специалистами, а также молодыми семьями, принявшими обязательство заниматься сельскохозяйственной деятельностью.

Главный недостаток перераспределения земли состоял в том, что раздробление земельной собственности привело к формированию нежизнеспособных мелких и средних крестьянских хозяйств, не имеющих правовой защиты от разорения и не приспособленных к работе в условиях развивающихся рыночных аграрных отношений. Эти негативные результаты земельной реформы во многом усугублялись тем, что более 4/5 собственников земли являлись либо горожанами, либо крестьянами пожилого и преклонного возраста, не способными обеспечить эффективное использование переданной им в собственность сельскохозяйственной земли. Земельная собственность, по оценкам Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук, оказалась в результате непродуманной приватизации "чрезмерно раздробленной и нерационально размещенной по ее субъектам"1. С этим связаны также трудности в формировании сельскохозяйственных производственных кооперативов частных земельных собственников, которые не имеют возможности получить сельскохозяйственные земли единым массивом.

В настоящее время в политическом, экономическом и правовом сознании болгарского общества сложилось два подхода к решению вопроса о трансформации сельскохозяйственной земельной собственности. Один из них, основанный на либеральных взглядах Союза демократических сил, предусматривает сохранение ориентации аграрной политики государства на реституцию для всех прежних собственников земли и их наследников, а также формирование развитого рынка земли с предоставлением сельскохозяйственным товаропроизводителям кредитных и налоговых льгот, создание рыночно-конкурентных стимулов развития производства.

Второй подход, основанный на идеологии Болгарской социалистической партии, ориентируется не на разовое разрушение огосударствленной земельной собственности, а постепенное реформирование земельных отношений и утверждение частного предпринимательства с учетом реальности перехода аграрной экономики к новым политическим, экономическим и правовым ценностям. В связи с этим предусматривается прекращение деятельности ликвидационных советов, занимавшихся реформированием прежних хозяйственных структур; расширение системы юридических гарантий для свободного выбора крестьянами различных организационно-правовых форм предпринимательства (индивидуальных и семейных хозяйств, кооперативов, объединений); завершение приватизации земли при сохранении преимуществ для крупного механизированного производства; предоставление земли малоземельным и безземельным крестьянам; прекращение "бессмысленной войны", в которую втянуты собственники и пользователи земли2.

К положениям Конституции


следующая страница >>