Формирование связной речи и обогащение словаря старших дошкольников посредством театрализованной деятельности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа работы по развитию речи старших дошкольников средствами... 1 125.76kb.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников... 1 223.74kb.
Перелётные птицы: скворец 1 64.95kb.
Приложение к Игротеке Использование средств мультипликации в преодолении онр 1 74.47kb.
Сборник сюжетно ролевых игр, направленных на формирование регулятивных... 1 215.99kb.
Программа по образовательному компоненту «Формирование лексико-грамматических... 4 1262.55kb.
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности 1 38.06kb.
Публицистический стиль речи. Репортаж. (2 часа) 1 60.78kb.
Педсовет «Совершенствование форм и методов работы с дошкольниками... 1 157.72kb.
Произведения о семье. В. Осеева "Сыновья" 1 96.56kb.
Оценка результатов ученой деятельности учащихся по иностранному языку... 1 256.12kb.
Первооткрыватель японской автомобильной индустрии Масудзиро Хасимото 1 179.76kb.
- 4 1234.94kb.
Формирование связной речи и обогащение словаря старших дошкольников посредством театрализованной - страница №1/1


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад комбинированного вида № 67 г.Сочи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на тему:
«Формирование связной речи и обогащение словаря старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Воспитатель:

Марчук Е.В.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

В последнее время все больше детей страдают ОНР (общим недоразвитием речи): их словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонационно невыразительна, в речи используются короткие и простые предложения. Такие дети испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У многих из них отмечен недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы!

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, развития связной речи - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность,

Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самими ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями (Л.С. Выготский).

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувства, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Пояснительная записка.

Театрализованная деятельность очень близка и понятна ребенку, потому что она тесно связана с игрой. А, как известно игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Впечатления из окружающей жизни детям хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, получая огромное наслаждение.

Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и эмоциональных состояниях.

У детей с общим недоразвитием речи, у которых словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонационно невыразительна, в речи используются короткие и простые предложения, игровая деятельность часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью. Занятия театрализованной деятельностью развивают связную речь, создают благоприятную эмоциональную атмосферу, при которой у ребенка сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Все эти качества необходимы для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития. Дети становятся более уверенными в себе, что позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Заучивание слов во время работы над театрализацией сказки перекликается с упражнениями по артикуляционной гимнастике. Инсценировка сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминаю слова всех персонажей, с удовольствием импровизируют, самостоятельно/наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку с включением элементов, связанных с эмоциональными переживаниями. Речь детей становится более выразительной и грамотной. Свои впечатления и переживания дети переносят в продуктивную деятельность по ИЗО и конструирование.

На первом году обучения больше внимания уделяется играм, упражнениям на развитие дыхания, эмоций, на обогащение словаря. Дети разыгрывают больше этюдов по знакомым сказкам, составляют описательные рассказы о героях сказок, используют больше игр-драматизаций с пальчиками. В конце года дети ставят спектакль по русским народным сказкам, которые доступны детям и построены на простом диалоге. Продолжительность спектакля - 15 минут, количество участников - не более 8 человек.



На втором году обучения дети учатся самостоятельно придумывать театральные этюды, усложняются задачи в речевом развитии, усложняется репертуар, увеличивается продолжительность спектакля и количество участников до 10 человек.

Цель программы - коррекция речи и развитие связной речи посредством театрализованной деятельности. Это достигается путем реализации задач:

Образовательные задачи.

  • развивать координацию и двигательную активность;

учить употреблять в речи простые и сложные предложения со значением противопоставления (а, но,) разделения (или);

  • закреплять навыки последовательной передачи содержания литературного текста;

  • закреплять умение развивать сюжет, эмоционально передавать переживания действующих лиц;

  • упражнять в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения;

  • учить оригинально, непривычно, по- своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации;

  • продолжать способствовать открытому проявлению эмоций;

  • учить обогащать связную речь развернутым диалогом, развивать умение чередовать прямую и косвенную речь;

  • способствовать умению сочинять и разыгрывать этюды по сказкам;

  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и детьми в разных ситуациях;

  • формировать представления о театре;

  • развивать интерес к сценическому искусству, познакомить с устройством зрительного зала и сцены; поощрять умение детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра в повседневной деятельности.



Коррекционные задачи.

  • развивать выразительность речи, силу голоса и правильное речевое дыхание;

  • закреплять правильное звукопроизношение;

  • пополнять словарный запас, закреплять навыки словообразования и правильного употребления грамматических категорий;

  • развивать умения самостоятельно строить свои высказывания логично и последовательно;

  • закреплять употребление в речи сложноподчиненных предложений;

  • закреплять умение использовать в речи сравнительную и превосходную степени имен прилагательных;

  • развивать и совершенствовать мелкую и крупную моторику.

Воспитательные задачи.

  • воспитывать интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества;

  • прививать чувство справедливости, взаимовыручки, дружеское отношение друг к другу;

  • воспитывать уважение к старшим, положительно-личностные качества за счет усвоения эталонов поведения персонажей; формировать культуру поведения в театре;

  • воспитывать интерес к сценическому искусству.

Данная программа разработана на основе программы «Арт-фантазия» и пособия «Методика организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э.Г.Чуриловой с учетом задач по развитию речи программы: «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут с детьми от 5 до 7 лет с общим недоразвитием речи.

Курс обучения 2 года (144 занятия).

Основной состав группы - постоянный. В группе -12 человек.

На первом году обучения я больше внимания уделяю играм, упражнениям на развитие дыхания, эмоций, на обогащение словаря. Вместе с детьми разыгрываем этюды по знакомым сказкам, составляем описательные рассказы о героях сказок, используем больше игр драматизаций с пальчиками. Итогом нашей работы первого года обучения является выход со спектаклем по русской народной сказке «Волк и козлята» для родителей и воспитанников детского сада. Эта сказка построена на диалоге и доступна детям. Продолжительность спектакля -15 минут, количество участников - не более 8 человек.

На втором году обучения я усложняю задачи в речевом развитии, усложняю репертуар, дети учатся самостоятельно придумывать и разыгрывать театральные этюды. Увеличивается продолжительность спектакля - до 20-25 минут, а также увеличивается количество участников до 10 человек. Итогом нашей работы второго года обучения является выход со спектаклем по русской народной сказке «Репка- на новый лад» для родителей и воспитанников.
Предполагаемые результаты:

Дети к концу года должны знать и уметь:



  • правильно делать вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный выдох;

  • проявлять эмоции (радость, горе, удивление и т.д.);

  • уметь строить простейший диалог;

  • уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;

  • уметь сочинять и разыгрывать этюды по сказкам;

  • придумывать и составлять загадки путем использования приема сравнения;

  • употреблять в речи сложноподчиненные предложения;

  • строить свои высказывания логично и последовательно;

  • выразительно читать наизусть стихотворение, правильно и четко произносить слова с нужными интонациями;

  • понимать, что речь актера должна быть более четкой звучной и выразительней, чем в жизни;

  • творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, непредвиденные ситуации;

  • знать правила поведения в театре, понимать основные театральные термины;

  • проявлять интерес к сценическому искусству;


Виды и формы контроля.

В процессе реализации программы используются следующие виды и формы контроля:



  • диагностика;

  • самооценка детей кукольного спектакля;

  • отклики родителей на драматизацию сказки;

  • оценка детьми спектакля после просмотра видеозаписи;

  • совместное прослушивание с детьми фрагментов диалогической речи во время разыгрывания этюдов (аудиозапись);

  • сравнительный анализ спектаклей первого и второго года обучения (видеозапись);

  • стенды с фотографиями.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Первый год обучения.
1.Вводное занятие (4 часа).

Обсуждение просмотра кукольного театра в постановке взрослых.



  1. Театральная игра.(20 часов)

  • игры на развитие эмоций (страх, удивление, радость, печаль);

  • игры на развитие слухового и зрительного внимания («Эстафета», «Что ты слышишь?»);

  • игры, упражнения на развитие творческого воображения, памяти, мышления, фантазии («Есть или нет?», «Передай позу»);

  • придумывание этюдов на основные эмоции - радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх;

  • разыгрывание этюдов по знакомым сказкам;

  • игры на согласованность действий («Внимательные матрешки»);

  • игры на коммуникабельность в общении с детьми и со взрослыми.


З. Культура и техника речи. (20 часов)

  • игры, упражнения на развитие речевого дыхания, силы голоса, дикции («Игра со свечой», «Чудо- лесенка»);

  • работа над скороговорками (отрабатывание поставленных логопедом звуков);

  • работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок;

-дидактические игры используемые в предварительной работе над театрализацией сказки;

  • творческие игры со словом («Волшебная корзинка», «Вкусные слова»);

  • пальчиковая гимнастика;

  • придумывание сказок в соответствии с лексическими темами;

  • инсценировки потешек с использованием пальчикового театра.




  1. Что мы знаем о театре? (10 часов)

  • посещение кукольного театра и других детских театров;

  • рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров города Сочи (Зимний театр, Летний театр, Зеленый театр);

  • беседа-диалог о том, зачем нужны декорации и музыка в театре;

  • игра «Что можно взять с собой в театр?»;




  1. Работа над спектаклем. (23 часа)

  • знакомство со сказкой, которая близка и знакома детям, построена на простом диалоге (русская народная сказка «Волк и козлята»);

  • рассматривание иллюстраций к сказке;

  • беседа по содержанию сказки;

  • выставки детских работ по ИЗО - деятельности по сценарию;

  • разыгрывание этюдов по сказке;

  • распределение ролей воспитателем;

  • работа с родителями по подготовке к спектаклю (изготовление костюмов, декораций, закрепление слов ролей по сценарию);

  • репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита;

  • репетиция всей сказки целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций;

  • премьера спектакля (показ спектакля по русской народной сказке «Теремок» родителям и воспитанникам детского сада).


Второй год обучения.
1. Вводное занятие. (4 часа)

  • беседа о театре;

  • этюд на тему: покупка театрального билета.




  1. Театральная игра. (10 часов)

  • игры на развитие эмоций;

  • сочинение и разыгрывание этюдов по знакомым сказкам;

  • придумывание этюдов на сенсорное восприятие (слуховое, осязательное действие с реальными и воображаемыми предметами);

  • импровизационные игры по знакомым сказкам;

  • игры на развитие произвольного внимания, памяти, творческого воображения («Запомни фотографию», «Поймай мячик»).




  1. Культура и техника речи. (20 часов)

  • игры на улучшение дикции, на развитие дыхания и правильную артикуляцию («Воздушные шары», «Сдуваем пыльцу»);

  • подбор рифмы к заданным словам;

  • составление описательных рассказов о животных знакомых сказок;

-дидактические игры, используемые в предварительной работе над театрализацией сказки;

  • творческие игры со словом: сочинение монологов от имени героев сказки, сочинение коллективных сказок по очереди добавляя свое предложение;

  • работа над диалогическими скороговорками;

  • игра «Забавные стихи» (результат совместного творчества с детьми);

  • нетрадиционные методы работы со сказкой («Знакомые герои в новых обстоятельствах», «Коллаж из сказок», «Сказка от загадки», «Сказка но по- новому» и др.).

  1. Что мы знаем о театре? (5 часов)

  • экскурсия в Зимний театр;

  • беседа о театральных профессиях;

  • игры «О чем рассказала театральная программка?», «Путешествие с театральным билетом».

  1. Работа над спектаклем. (35 часов)

  • знакомство со сказкой, беседа по содержанию (Русская народная сказка «Репка»- на новый лад);

  • выставки работ по ИЗО - деятельности по спектаклю;

  • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов;

  • работа над выразительностью речи;

  • обсуждение с детьми музыкальных произведений, которые будут звучать в спектакле;

  • создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;

  • работа с родителями (изготовление костюмов, декораций по эскизам, созданных детьми);

  • репетиция отдельных картин в разных составах с музыкальным оформлением и деталями декораций;

  • репетиция всего спектакля;

  • премьера спектакля (показ спектакля по русской народной сказке «Репка»- на новый лад» родителям и воспитанникам детского сада);

  • повторный показ спектакля.


МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Основной и важнейшей формой реализацией программы по театрализованной деятельности является занятие с подгруппой детей, на котором все дети занимаются речевыми упражнениями, играют в театрализованные игры, решают разного вида проблемы (включая психологические, коммуникативные и т.д.). Занятия проводятся в форме экскурсий в театр, в форме «Дня открытых дверей», просмотра видеофильмов.

Методы, используемые в работе с детьми можно разделить на несколько групп:



  • информационные (словесные и демонстрационные);

  • практические (репродуктивный, проектный).

Устные словесные методы - рассказ, беседа, инструктаж.

Рассказ - применяется для сообщения новых знаний. Он относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художественность его формы, новизна и необычность информации для детей, выразительность речи взрослого.

Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями педагога и детей. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений слушать друг друга, не перебивать, дополнять, тактично и доброжелательно оценивать высказывания.



Инструктаж - словесный метод обучения, основанный на даче инструкций, обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо выполнять.

Демонстрационные методы - реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию знакомых и незнакомых предметов. Рассматривание картин, иллюстраций и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы, обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Практические методы - направлены на овладение знаниями и умениями.

Репродуктивные методы способствуют формированию умения запоминать и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными.

Проектное обучение - предполагает построение и наличие логической цепочки:

  • замысел (чтение сказки, разыгрывание этюдов),

  • осуществление замысла - инсценировка сказки;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

При работе с денной программой необходимо учитывать следующие рекомендации:



  • учитывать возрастные и психофизические особенности детей;

  • занятия по театрализованной деятельности нужно строить по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей;

  • обязательно должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку;

  • должна быть взаимосвязь воспитателя с логопедом (подбор речевого материала, уточнение типов предложений, которые должны преобладать в соответствующий период, уточнение постановки звуков);

  • почти во всех играх детей желательно делить на исполнителей и зрителей, чтобы дать возможность им оценить действия других и сравнить их со своими собственными;

  • не акцентировать внимания на промахах и ошибках;

  • речевые игры и упражнения желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными;

  • знакомство с терминологией театрального искусства должно происходить во время игр, посещения театра, просмотра видеозаписей спектаклей;

  • коррекцию всех сторон речевого развития проводить на индивидуальных занятиях;

  • работу по развитию связной речи и расширению активного словаря проводить на основе описательных рассказов, рассказов по картине, пересказах знакомого текста, события;

  • музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности должны быть составляющими компонентами театральных игр;

  • к театрализации сказки надо переходить по мере достижения положительных результатов в речевом и эмоциональном развитии через театрализованные игры;

  • начинать постановки спектаклей на первом году обучения надо по сказкам, которые доступны детям, ими любимы, построены на простом диалоге, которые можно легко запомнить и воспроизвести. На втором году обучения можно ставить спектакли по более усложненному варианту (знакомая сказка на новый лад, где те же герои, но в новых обстоятельствах). Также увеличивается продолжительность спектакля по времени (1-й год - 20 минут, 2-й год - 25);

  • количество участников не более 10-12 человек;

  • родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей. Они также привлекаются к работе над театрализацией сказки. Ими оказывается помощь в изготовлении костюмов, атрибутов.

Целенаправленно совместно с детьми они посещают театр, читают произведения, просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме;

  • обязательно проводить перед репетициями и премьерами спектаклей инструктаж по технике безопасности, так как в руках у детей (по сценарию) могут быть различные предметы бутафории.


Список используемой литературы.


  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2009.

  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.

  3. Буренина А.И. Театр возможного. – СПб.: ЛОИРО, 2002.

  4. Гальцова Е.А. Инсценировки и игровые программы для детей 5-7 лет. - Волгоград.: Учитель, 2009.

  5. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном саду. – СПб.:Детство-Пресс, 2007.

  6. Доронова Т.Н. Играем в театр. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Дошкольное воспитание. №12, 2008.

  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: АСАДЕМА, 2006.

  9. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2009.

  10. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

  11. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №1, 2007.

  12. Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.

  13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 2003.

  14. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2007.






Конспекты,

театральные игры, упражнение на развитие дыхания, творческие игры, скороговорки, игры- драматизации, пальчиковые игры.






Наименование тем

Всего

занятий

Количество занятий

Теория

Практика

1.

Введение

4

2

2

2

Театральная игра

20

5

15

3

Техника и культура речи

20

10

10

4

Что мы знаем о театре?

5

5

-

5

Работа над спектаклем

23

2

21

Итого:

72

24

48










Наименование тем

Всего

занятий

Количество занятий

Теория

Практика

1.

Введение

2

2

-

2

Театральная игра

10

-

10

3

Техника и культура речи

20

5

15

4,

Что мы знаем о театре?

5

2

3

5,

Работа над спектаклем

35

5

30

Итого:

72

14

58




Ритмопластика.



Музыкально-пластические импровизации

Цель. Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Ход занятия

  1. Упражнение «Осенние листья».

  2. Упражнение «Бабочки».

  3. Упражнение «Утро».

Дети стоят в центре зала. Звучит вальс-фантазия М. Глинки. Упражнение «Осенние листья».

Педагог. Представьте, что вы - осенние листья. Ветер играет листьями, они кружатся в причудливом танце, постоянно опускаясь на землю.

Упражнение «Бабочки».

Звучит музыка Д. Кабалевского «Мотылек».

Педагог. Представьте, что вы - бабочки, летаете на летнем лугу. Одни бабочки собирают нектар, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, бабочки порхают и кружатся в своем радостном танце.

Упражнение «Утро».

Дети сидят на стульчиках и слушают музыку (Э. Григ. «Утро» или М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»), Педагог дает задание: «Вы сидите, ваши головы опущены. Вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром».

Занятие заканчивается коллективным танцем под мелодию «Светит месяц».



Ритмопластика

Цель. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Ход занятия