Формирование познавательной самостоятельности у школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория... 1 210.33kb.
Использование проектной деятельности на уроках русского языка 1 140.02kb.
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка... 1 123.97kb.
Курсоваяработ а по русскому языку тема: «Формирование экологических... 5 1071.31kb.
Программа внеурочной деятельности 2010-2012 (1-2 класс) 5 747.05kb.
Развитие диалогической речи на уроках английского языка 1 21.18kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы... 1 137.08kb.
Уроках литературы в 11 классе. Провела учитель русского языка и литературы... 1 97.11kb.
Материально-техническое и финансовое обеспечение образовательной... 1 66.4kb.
«Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках... 1 116.55kb.
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и... 1 84.42kb.
«Литература и проблема интеграции искусств» Тема конференции-2014... 1 120.91kb.
- 4 1234.94kb.
Формирование познавательной самостоятельности у школьников на уроках русского языка - страница №1/1

Формирование познавательной самостоятельности у школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Проблема развития познавательной самостоятельности учащихся встаёт очень остро. Потребностью сегодняшнего дня является переход от усвоения готовых знаний на уроке к самостоятельной познавательной деятельности ученика.

В 2008 году мной разработана концепция опытно-экспериментальной работы «Формирование познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».



Цель – создать целостную систему работы по формированию познавательной самостоятельности при обучении русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  • выявить сущность познавательной самостоятельности обучающихся;

  • определить содержание, формы, методы и приёмы формирования познавательной самостоятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;

  • создать педагогические условия успешного формирования познавательной самостоятельности гимназистов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Система работы

Система работы по формированию познавательной самостоятельности учащихся по русскому языку и литературе состоит из следующих компонентов:



  • содержание;

  • формы;

  • методы и приёмы;

  • педагогические условия.

Содержание

Система работы по формированию познавательной самостоятельности учащихся по русскому языку и литературе не возможна без внедрения в современный образовательный процесс технологий развивающегося обучения: проектную технологию, информационно-коммуникационных технологий, технологию проблемного обучения. Уделяю большое внимание внеклассной работе как необходимому условию формирования ситуации успеха у школьников.

Коллектив гимназии № 47 осуществляет целенаправленную деятельность по организации работы с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет возможность получать в стенах гимназии интеллектуальное, творческое, физическое развитие.

В рамках реализации программы работы с одарёнными детьми в гимназии действуют творческие объединения, клубы. Таким является клуб «Журналист», руководителем которого я являюсь с 2005 года. Мной разработана программа работы творческого объединения, где занимаются учащиеся 8-11 классов. Результатом деятельности клуба является гимназическая газета «Бумеранг». Работа в гимназической редакции создаёт условия для выявления и развития потенциала разных видов одарённости, для реализации личных творческих способностей детей в процессе обучения, научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Результативность работы доказывают победы в областных конкурсах. Особенно ценным для меня является то, что ребята, работавшие в медиацентре, продолжили обучение на факультетах журналистики в высших учебных заведениях Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Кургана и Пекина.

Формы

При организации урочной и внеурочной деятельности по предмету использую коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются групповые формы работы, так как они подразумевают объединение детей по интересам.



Методы и приёмы

На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности использую исследовательский, частично-поисковый, проектный, проблемный, репродуктивный методы и разнообразные приемы, помогающие формировать познавательную самостоятельность, развивать творческие способности, повышать познавательный интерес, мотивацию школьников.

Предпочтение отдаю методу проектов. В своей деятельности практикую интегрированные проекты (литература и кино, литература и изобразительное искусство, литература и история и др.). Итогом деятельности, как правило, является создание иллюстрированного сборника творческих работ учащихся.

Опыт работы по учебному проектированию был представлен в форме мастер-классов, творческих мастерских, выступлений на региональном и муниципальном уровнях.



Педагогические условия

1. Поэтапность работы

Выделяю три этапа работы: вводный, основной и концептуальный. Такая трёхэтапная система позволяет учащимся активизировать познавательную самостоятельность, развивать интеллектуальные и творческие способности.



2. Дидактическое обеспечение

Комплекс дидактического обеспечения может быть представлен в виде трех блоков:

информационно-содержательного;

контрольно-коммуникативного;

коррекционно-обобщающего

Результативность

О высоком уровне учебных достижений свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации (2009-2010)

Результаты ГИА по русскому языку (2009/2010г.): качество – 100%;

средний балл – 4

В 2010-2011 учебном году обучающиеся 10-х классов прошли экспертизу, проведённую с помощью технологии комплексной автоматизированной оценки, применяемой Рособрнадзором для государственной аккредитации образовательных учреждений соответствующего типа и вида, основанной на компонентах технологии «КАС ДОУ – Аттестация (Новая Версия)».

Проведённая экспертиза показала, что у обучающихся сформированы прочные знания, навыки, на уровне обязательных требований программы. 80 % обучающихся показали результат выше установленной нормы.



Высокий уровень учебных достижений обучающихся, высокие результаты участия учеников в олимпиадах разного уровня, творческих конкурсах, смотрах, конференциях были отмечены грамотами Дома Учителя Уральского Федерального округа, Грамотой Департамента образования и науки Тюменской области. За работу с одарёнными детьми награждена Дипломом «Центра развития одарённости», г. Пермь, Почётными грамотами Департамента социальной политики Администрации города Кургана, благодарностью Губернатора Курганской области.

Активно принимаю участие в различных профессиональных конкурсах и фестивалях.



Опыт моей работы по использованию методической системы представлен в форме тезисов в различных научно-методических изданиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней, а также в сети INTERNET.