Формирование понимания значения Конституции РФ как основного закона, определяющего жизнь государства, общества и личности, расширени - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Формирование понимания значения Конституции РФ как основного закона, определяющего - страница №1/1

Конституция Российской Федерации как основа построения демократического государства и правового общества
Цель урока: формирование понимания значения Конституции РФ как основного закона, определяющего жизнь государства, общества и личности, расширение и систематизация знаний о структуре и основном содержании Конституции РФ 1993 года.

Задачи урока:

- изучить (повторить) основные положения Конституции РФ 1993 года (преамбула, первый раздел);

- соотнести положения Конституции РФ с основными принципами демократического государства;

- определить значение Конституции РФ 1993 года в развитии демократии в России.



Формируемые личностные результаты освоения содержательной и практической составляющих урока.

Когнитивный компонент:

- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина.

Ценностный и эмоциональный компоненты:

- понимание своей принадлежности к российской гражданской идентичности;

- осознание своих конституционных прав и обязанностей;

- воспитание уважения к своему народу;

- формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- осознание своего места в поликультурном мире;

- формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности;

- формирование мотивации к нравственному поведению на основе осознания и усвоения общечеловеческих ценностей.

Формируемые метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания.



Материально-техническое обеспечение урока:

Компьютер, проектор, текст Конституции РФ 1993 года, административно-территориальная карта РФ, раздаточный материал «Характеристики демократического правового государства».



Понятия, рассматриваемые на уроке

Конституция. Демократическое государство. Гражданское общество.



Ход урока:

I. Мотивационный этап

1. Насколько для вас актуально изучение положений Конституции РФ?

2. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в процессе урока?

II. Этап актуализации

Что мы понимаем под словом «конституция»? Сравним наши знания с определениями, данными в различных словарях, которые мы объединили в видеоролик.

Просмотр видеоролика.



III. Этап усвоения и первичной проверки усвоения новых знаний.

У нас на уроке присутствует гость (представление), который

даст краткую историческую справку о том, когда и в связи с какими событиями понятие «конституция» появилось и стало широко применяться в мировой практике?

http://ru.wikipedia.org/wiki
Историческая справка
Древний мир

Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, которые устанавливались в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны Солон и Клисфена в Афинах. Спартанская неписаная конституция приписывалась легендарному Ликургу (её истинный автор неизвестен). Конституционный характер в Спарте носила устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление), гласившая: Пусть народ будет разделён на филы и обы, … а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила. В древнем Риме в роли законодателя выступил царь Сервий Туллий.



Средние века

Одной из самых старых и ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который базировался на городском уставе 1300 года и был принят в 1600 году.



Новое время

К первым писаным конституциям на европейском континенте относят Статут Великого Княжества Литовского от 1529 года, который затем дважды дополнялся – в 1566 и 1588 годах. Статут Великого Княжества Литовского позже действовал в Речи Посполитой,

5 апреля 1710 года была принята Конституция Филиппа Орлика в городе Бендеры, которую относят к числу первых европейских номинальных конституций .

3 мая 1791 года на основе Статута Великого Княжества Литовского была принята Конституция Речи Посполитой.

3 сентября 1791 года была принята Конституция Франции.

Обе конституции просуществовали недолго, в Польше – из-за русской интервенции, во Франции – из-за развития революционных событий.

Всё ещё действующей из числа первых номинальных конституций (то есть документом, прямо объявляющим себя конституцией) считается Конституция США, ратифицированная штатом Делавэр 7 декабря 1787 года. Она же – первая конституция в современном смысле этого понятия, то есть документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой власти.


http://www.telenir.net/yurisprudencija/konstitucionnoe_pravo_rf
Конституционное развитие России
В истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).

Эти периоды, будучи достаточно продолжительными и неоднородными, делятся соответственно на ряд этапов:



Основные периоды конституционного развития России


Досоветский




Советский




Постсоветский

«Дворянский конституционализм» первой половины XVIII в.




Первые декреты советской власти (1917-
1918 гг.)




Трансформация государственного и общественного строя на основе изменений Конституции 1978 г. в конце 1980-х – начале 1990-х гг.)

Конституционные идеи «просветителей» второй половины XVIII в.




Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 гг.)




Разработка и принятие Конституции 1993 г.

Идеи конституционной монархии и республиканского правления первой половины XIX в.










Формирование новой конституционной модели на основе Конституции 1993 г.

Конституционные акты и конституционные проекты в России XIX в.













Манифест 1905 г. и Основные законы 1906 г., зачатки парламентаризма в России













Республиканское правление в России после падения монархии (февраль-октябрь 1917 г.). Созыв учредительного собрания














Этапы конституционного развития России

Идеи конституционализма в России до октября 1917 г.

Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми – в сфере организации и функционирования государственной власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных и т. д. – со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов, императорскими указами и др.

Первые конституционные идеи в России появились в XVIII в. Это прежде всего идеи дворянского (феодально-крепостнического) конституционализма: «кондиции» для будущей императрицы Анны Иоанновны, идеи Н. И. Панина (совместно с Д. И. Фонвизиным им был даже разработан проект конституции), А. Р. Воронцова и др. Все проекты, идеи этого периода не следует расценивать как призыв к установлению в России конституционной монархии – классовая сущность государства оставалась феодальной с сохранением центрального места в политической системе за монархом. Однако отдельные прогрессивные моменты эти идеи содержали: попытки урегулировать политические отношения в среде господствующего класса, институционализации общественного мнения, повышения его роли в жизни страны и др.

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли – просветительство. Его представители (С. Е. Десницкий, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.

В XIX в. развитие конституционной мысли в России шло по двум направлениям:

1) монархическое (правительственное) – М. М. Сперанский, Н. Н. Новосельцев, П. А. Вяземский, П. И. Шувалов, П. А. Валуев и др.;

2) дворянско-либеральное и буржуазно-либеральное (этап революционно-дворянского конституционализма) – А. В. Бердяев, П. В. Долгоруков, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский и др.

Преобладающей на этом этапе была идея конституционной монархии, однако отдельные представители либерального направления уже выдвигали идею республиканского правления (П. И. Пестель в «Русской правде»); в одном из вариантов конституционного проекта Н. М. Муравьева в качестве формы территориального устройства для России предлагалась федерация.

В рассматриваемый период появились и писаные конституционные акты, разрабатываемые как для составных частей Российской империи, так и для других государств: в 1804 г. Александр I одобрил проект Конституции для Ионических островов, в 1809 г. рядом императорских манифестов фактически была создана некодифицированная Конституция Финляндии, в 1815 г. Александр I подписал Конституцию Царства Польского (первый действующий конституционный акт на территории Российской империи), в 1879 г. разработана Тырновская Конституция Болгарии (действовавшая вплоть до 1947 г.). Верховная власть приходит к убеждению в необходимости конституционного строя в России. В 1818 г. разрабатывается первая российская конституция – «Государственная уставная грамота Российской империи» («Хартия государственного устройства»). В 1881 г. Россия могла бы получить первую конституцию («лорис-меликовскую»), но убийство Александра II (царя-реформатора, готового даровать конституцию), размах террора, нарастание революционного движения и обстановка ответных репрессий не позволили этому осуществиться.

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.

Отправной точкой практической конституционализации и парламентаризации страны стали Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г. («Учреждение Государственной думы», «Учреждение Государственного совета», «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» и др.). В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва Государственной думы при общем сроке легислатуры 20 лет – безусловно, значимый этап в становлении российского парламентаризма. В среде научной общественности того времени сложилось мнение, что эти акты установили в России конституционный строй, который значительно ограничивал основы самодержавия.

В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма был положен конец.

Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.
Слово учителя.

12 декабря 1993 года путем всенародного голосования была принята Конституция РФ. Конституция вступила в силу со дня ее опубликования в Российской газете 25 декабря 1993 года. Конституция – это особый документ, который своими сущностными характеристиками отличается от всех правовых документов.
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.)

Сущностные черты (особенности) российской конституции:



  1. Принимается народом или от имени народа

  2. Имеет учредительный характер.

  3. Имеет всеохватывающий характер.

  4. Имеет особые юридические свойства.

По второму положению необходимо дать разъяснение: носитель суверенитета и единственный источник власти в демократическом государстве есть народ, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью.

Третье и четвертое положения также нуждаются в разъяснении: Конституция затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Пояснение четвертого положения: особые юридические свойства выражаются в верховенстве конституции, в ее высшей юридической силе, в ее роли как основы правовой системы государства и системы права, в особой охране конституции, в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.


Задание 1. Сравните положения преамбулы Конституции РФ с характеристиками демократического правового государства. Определите, какие положения преамбулы свидетельствуют о том, что в Конституции заложены основы демократического государства.
Конституция РФ, Преамбула

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Преамбула


       Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Принципы демократического правового государства

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=559138

1. Основные отличия демократического правового государства


от неправового




Неправовое государство

Демократическое правовое государство

1

Государственная власть не ограничивается никакими законами

Государственная власть осуществляется на основе верховенства права

2

Разделения властей нет или оно носит формальный характер

Разделение властей носит реальный характер

3

Права и свободы человека и гражданина не защищены

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

4

Запрещено все, что не разрешено государственной властью

Разрешено все, что не запрещено законом

5

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо не практике не соблюдается

Законодательство предполагает презумпцию невиновности и право обвиняемого давать показания только в присутствии адвоката

6

Национальное законодательство не признает или отрицает приоритет международных правовых актов и норм

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первыми

7

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом цель оправдывает средства

В международных отношениях ставка на мирное политико-правовое урегулирование спорных вопросов, следование принципу праведные цели не достигаются неправедными средствами


http://www.atexnik.ru/neopredeleno/postroenie_v_rossii_pravovogo.php
2. Признаки правового государства
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и  социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.



Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

- Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.

-·Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа.

·Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.

- Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.

- Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.

- Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.

- Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Познакомьтесь со структурой текста Конституции РФ.
Преамбула

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Глава 3. Федеративное устройство

Глава 4. Президент Российской Федерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Глава 7. Судебная власть

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Раздел второй. Заключительные и переходные положения


Задание 2. Прочитайте главу 9, статьи 134 и 135.
Слайд 6

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.


Как вы думаете, почему введены такие строгие ограничения по пересмотру глав 1, 2, 9?
Задание 3. Сравните положения содержания статей главы 9 с характеристиками демократического правового государства. Определите, какие положения свидетельствуют о том, что в Конституции заложены основы демократического государства?
IV. Этап обобщения и подведение итогов.

Беседа


  • Мы убедились, что в Конституции РФ заложены основы демократического правового государства. Но недостаточно лишь констатировать демократические свободы. Что предстоит сделать вашему поколению? Вам лично? В каком обществе вы предпочитаете провести свою дальнейшую жизнь?

Сегодня в России остаётся масса нерешённых проблем. Наряду с демократическими процессами имеет место колоссальная степень бюрократизации и коррумпированности представителей власти. Произвол бюрократии, силовых структур, рост преступности, экстремизма, усиление жестокости в детско-юношеской среде, бурный всплеск наркомании и пьянства, вызревание межэтнических конфликтов вызывает негодование у граждан.

  • Предложите пути решения этих проблем в формате «Если бы я стал президентом России».

  • В гражданском обществе, как правило, сильны ценности морали и нравственности. Как вы думаете, почему? Какими должны быть эти ценности? Какая роль в их сохранении отводится старшему поколению и молодёжи?

Заключительное слово учителя.

Составителям Декларации и Российской Конституции виделось будущее, в котором человек будет свободен не только от страха, но и от нужды. Они считали все права человека одинаково значимыми и подтвердили, что все они играют весьма важную роль в том, что касается обеспечения достойной жизни для людей. Ни в одном государстве, даже самом демократическом и правовом, она не выполняется полностью. Но всё больше становится государств, в которых граждане добиваются соблюдения их прав. В их число входит и наша страна.