страница 1 |
||||||||||
Похожие работы
|
Ф. А. Джелдард сенсорные шкалы1 - страница №1/1
![]() Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. М., 1999. С. 275-290 Ф. А. Джелдард СЕНСОРНЫЕ ШКАЛЫ1 Работы Вебера, Фехнера, а с тех пор и многих других были направлены на достижение первой цели науки — измерения. Однако система знания остается не до конца продуманной и недостаточно определенной до тех пор, пока неправильно применяется математика, пока не используются те богатые возможности, которые дает описание основных исследуемых соотношений в количественных понятиях. Если научные феномены выразить в числах, то мы получим шкалы того или иного вида. Науке известно три различных вида измерительных шкал, и все они применяются в психологии. Это шкалы порядка, интервалов и отношений. Рассмотрим конструкцию и цели каждой из этих шкал. Шкала порядка указывает порядок явлений по степени выраженности того или иного признака. Коллекцию камней, карандашей или фотопленок, по-разному экспонированных, можно разместить на порядковой шкале, раскладывая их по весу, длине или серости. Самый длинный, тяжелый и темный обозначается номером один, следующий за ним по порядку — два, следующий за вторым — три и т. д. В результате этой процедуры мы получим шкалы порядка. Столь же произвольно мы можем присвоить номер 1 самому легкому камню, номер 2 — камню потяжелее и т. д. Многие «сырые» (грубые) шкалы имеют такую конструкцию. Некоторые из них, имеющие определенное научное и практическое применение, построены таким образом или происходят именно от этой процедуры упорядочения. Известно, например, что шкала твердости используется в геологии и технике. Сейчас твердость измеряется по шкале интервалов, а первоначально — по шкале порядка. Наиболее твердый минерал в мире — алмаз — занимает место на верхнем конце шкалы, а самый мягкий — тальк — на нижнем крае шкалы. Почему? Дело в «способности царапать». Алмаз может делать царапину на корунде, топазе или кварце; конечно, при соответствующих условиях можно сделать царапину на любом материале. В то же время ни один из них не может поцарапать алмаз.
1 F.A. Geldard. Fundamentals of Psychology. N.Y.— London, 1962, pp. 93—98. 275
Недостаток шкал порядка состоит в том, что они ничего не говорят нам о расстояниях, разделяющих разные точки на шкале. Насколько алмаз тверже кварца, гипса или талька? Исходная шкала порядка ничего не может сообщить по этому поводу, поскольку все шкалы порядка не отвечают на такие вопросы. Хотя на шкале твердости алмаз помечен № 10, корунд — № 9, а тальк — № 1, по ряду соображений расстояние между алмазом и корундом считается большим, чем между корундом и тальком. Измеряя силу ощущения по шкале порядка, получить которую намного легче, чем другие шкалы, мы не можем ожидать, что эта шкала даст нам возможность сказать, насколько одно ощущение сильнее другого. Мы увидим только, что оно сильнее, если оно имеет более высокое порядковое значение или ранг. Чтобы получать более полезные результаты измерения, мы должны найти способ применять в шкалировании скорее количество, чем порядок. Нужно изобрести единицу измерения. Это сделано на шкале интервалов, которая дает нам возможность определить разницу между двумя точками на ней. Шкала, применяемая на всех обычных термометрах, является шкалой интервалов независимо от того, выражена ли она в градусах по Фаренгейту или по Цельсию. В обоих случаях интервал, скажем 1°, является одним и тем же во всех частях шкалы. Нет больших или малых градусов. Шкала имеет постоянный интервал. Очевидно, что и шкала Фаренгейта, и 100-градусная шкала имеют только произвольно выбранный нуль. Эта особенность не позволяет шкале интервалов стать более полезной, чем она есть на самом деле. Немецкий физик Г. Д. Фаренгейт взял смесь снега и соли и эту температуру принял за нуль. В качестве второй фиксированной точки 12 была первоначально выбрана температура человеческого тела. Позднее ее заменили на 96, что позволило сделать эту шкалу более дробной (тонкой). Точка замерзания воды стала равна 32°, а точка ее кипения при нормальном атмосферном давлении поднялась до 212°. Равные интервалы температуры были выбраны им очень просто: он пометил на стеклянной трубочке объемы расширения ртути или спирта. Собственно, шкала Фаренгейта получает привязку на верхнем конце в точке парообразования — 212°; температура тела поднялась на 2—3° по сравнению с прежней и сейчас принята равной 92,6°. Стоградусная шкала, наиболее часто употребляемая в науке, построена по той же логике, но численно является более простой. За нуль принята точка замерзания воды, за 100° — точка кипения воды. Обе шкалы обладают особенностями всех шкал интервалов независимо от их длины. Однако сравнивать температуры можно только через их разности на данной шкале, поскольку нулевая точка на любой шкале интервалов не имеет существенного значения. Нельзя сказать, что 40° вдвое теплее 20° независимо от того, измерены эти температуры по шкале Фаренгейта или Цельсия; напротив, высказывание типа: «Две измеренные температуры различаются на 20 единиц шкалы», конечно, имеет смысл, его можно выразить в единицах шкалы Цельсия или Фаренгейта. Шкалы отношений встречаются во всех областях науки, они представляют и самые простые измерения, и наиболее изощренные. Общие измерения длины, веса, электрического сопротивления, скорости и плотности осуществляются по шкале отношений. Здесь существуют действительные нулевые точки. «Нулевая длина», «нулевой вес», «нулевая скорость» понятны для всех. Отнимите 1 дюйм из 1 дюйма, 5 фунтов из 5 фунтов и 10 миль/час из 10 миль/час, и не будет никаких сомнений в результатах. Также не возникает сомнений, что 10 миль/час — это дважды по 5 миль/час и что 1 дюйм — это 1/12 фута. Существование равных единиц и действительной нулевой точки делает возможным сравнение отношений. В этом и заключается большое достоинство шкал отношений. Если мы хотим точно охарактеризовать стимулы, то чаще всего пользуемся шкалой отношений — шкалой размера, веса, яркости и т. д. Но что можно сказать об ощущениях, вызываемых этими стимулами? Можно ли шкалировать ощущения? Да, если возможны «ощущаемые отношения». Что подразумевается под этим и как мы переходим от ощущений к шкале отношений? Существует несколько способов шкалирования, главными среди них являются фракционирование, оценка отношения и оценка величины. Иногда все три метода дают приблизительно одни и те же результаты и тем самым подтверждают друг друга. При методе фракционирования испытуемому предъявляется эталон (стандарт) определенной интенсивности, который он должен сравнить с рядом слабых стимулов, пытаясь выбрать один, который, как ему кажется, составляет простое отношение (дробь) с эталоном (обычно равен половине эталона).
276 277
Допустим, что строится шкала отношений для громкости звука. Испытуемому предъявляют тон постоянной интенсивности и предлагают подобрать более тихий тон так, чтобы его громкость была равна половине громкости эталона. Эта процедура повторяется на разных уровнях интенсивности в широком диапазоне. Установки испытуемого представляют собой большое число интервалов, каждый из которых оценивается как отношение 1 : 2. С их помощью можно построить шкалу. Это будет шкала отношений, которая содержит истинный нуль. Какой вид будет иметь такая шкала, если ее поместить вдоль шкалы физической интенсивности? Ответ можно получить, рассмотрев рис. 1. Громкость — мера силы звукового ощущения — представлена в зависимости от интенсивности стимула в децибелах (см. подпись к рис. 1). Увеличение оценки громкости по мере увеличения интенсивности стимула изображено сплошной линией, названной «шкалой сонов». Сон — единица громкости. Один сон — громкость тона, частота которого равна 1000 гц, а интенсивность — 40 децибелам над абсолютным порогом. Два сона равны удвоенной громкости, три сона— утроенной громкости и т. д. Крутой участок кривой означает, что при высоких интенсив-ностях звука громкость возрастает быстрее. По определению, один сон получают при тоне 40 децибел. Видно, что 2 сона имеют место при тоне 55, 7 сонов — при 60, 13 сонов — при 70, 25 сонов — при 80, 50 сонов — при 90 децибелах над абсолютным порогом. При низких уровнях интенсивности звука мы должны сильно продвинуться по нашей логарифмической шкале физической энергии, чтобы получить незначительное возрастание громкости, но при высоких интенсивностях сравнительно небольшое увеличение энергии ведет к громадному изменению громкости. Указанные выше соотношения получены эмпирически в результате тщательных экспериментов. Для упрощения расчетов громкости было принято международное соглашение о том, что увеличение интенсивности на 10 децибел удваивает громкость. Итак, громкость звука, интенсивность которого равна 40 децибел, составляет 1 сон; 50 децибел — 2; 60 децибел — 4; 70 децибел — 8 и т. д. Прерывистая линия на рис. 1, названная шкалой «децибел», показывает, как увеличилась бы громкость, если бы выполнялся закон Фехнера, так как на горизонтальной оси отложены логарифмические единицы — децибел тоже является логарифмической единицей — интенсивность ощущения должна быть связана с ней линейно. Ясно видно большое расхож-
дение между предсказаниями закона Фехнера и результатами измерений по методу фракционирования. Второй метод - оценка отношения - - связан с методом фракционирования и поэтому может служить проверкой для него. Метод оценки отношения состоит в том, что испытуемому предъявляют два различных по интенсивности стимула и просят оценить кажущееся отношение между ними, например со-
278 279
ставляет ли слабый звук по громкости l/2, Vs» 4/s или какую-либо другую часть сильного звука. Такие субъективные оценки возможны, если они не очень затруднительны. В действительности испытуемые вначале не очень уверены в правильности оценок, но скоро приобретают способность быстро оценивать отношения, и точность оценок показывает, что они могут служить ценным дополнением к методу фракционирования. Частным случаем метода оценки отношения является метод постоянной суммы. Два стимула, различные по интенсивности (или по другой характеристике), предъявляются одновременно или непосредственно один за другим, и наблюдатель должен оценить каждый в процентах от их суммы. Так, два расположенных рядом световых пятна сначала, когда их яркости кажутся различными, могут быть оценены как 70 и 30, а затем, по окончании уравнивания, как 50 и 50. Очевидно, что метод постоянной суммы есть метод оценки отношения, где оценки даются в процентах. Сказать, что два «слагаемых» в сумме составляют 100,— не значит скрыть существующие между ними отношения (7:3; 1:1). Если сенсорная величина может быть разделена пополам или на четыре части, как это делается в методе фракционирования, и если могут быть оценены отношения между двумя или более впечатлениями даже разных модальностей2, то можно поставить вопрос, не существует ли более прямого способа оценки сенсорных уровней? Можно ли, например, отправляясь от некоторой точки, эталона, приписать числа другим ощущениям? Было предпринято много попыток решить этот вопрос, и теперь уже ясно не только то, что человек способен с известной точностью прямо оценивать величину ощущения, но и что с помощью метода оценки величины можно получить некоторые важные выводы, касающиеся отношений стимул — ощущение. В методе оценки величины используется более прямая процедура. Предположим, что мы хотим получить прямые оценки величины громкости и тем самым проверить результаты, полученные с помощью метода оценки отношения. Сначала мы предъявляем тон умеренной громкости, например, равный 80 децибелам, и сообщаем наблюдателю, что эта громкость явля- Автор имеет в виду метод межмодальных сравнений, см. ст. Стивенса в этом сборнике (прим. ред.). ется эталоном и должна быть оценена, например, 10 единицами (модуль). Испытуемый должен численно оценивать относительную громкость всех последующих предъявляемых тонов, причем более слабым тонам должны быть приписаны числа меньше 10, а более громким -- больше 10. Если переменный тон в четыре раза громче эталона, ему приписывается 40, если он кажется вдвое слабее эталона, ему приписывается 5 и т. д. Экспериментатор не накладывает никаких ограничений на пределы оценок на обоих концах шкалы. Затем в случайном порядке испытуемому предъявляют большой ряд интенсивностей, выбранных заранее. Результаты, полученные с помощью такого метода, хорошо соответствуют результатам, полученным с помощью метода оценки отношений. На рис. 2 (верхняя кривая) показаны результаты решения обеих задач группой из 8 испытуемых. В этом опыте для оценки величины использовался максимальный модуль 100 — модуль не обязательно должен иметь «умеренную» интенсивность или быть «центральным» числом,— и испытуемым предъявлялись для численной оценки 5 более слабых и достаточно удаленных друг от друга громкостей. При оценке отношения модуль был равен 1, а знаменатель дроби варьировал в зависимости от интенсивности тона. Нижняя кривая показывает, что во второй задаче была получена та же функция. А именно линии, соединяющие точки, имеют такой же наклон, когда модуль представлен наименьшей интенсивностью (1,0 для звука в 60 децибел), а все оцениваемые интенсивности оказываются выше его. Возможно, наиболее важным результатом экспериментов по оценке величины является вывод, теперь уже достаточно убедительный, что для некоторых сенсорных характеристик равные отношения между стимулами приводят к равным отношениям между ощущениями. Чтобы понять смысл этого утверждения, достаточно взглянуть на рис. 2. Заметим, что на ординате отложены значения в логарифмических единицах, т. е. расстояние от 1 до 10 равны расстоянию от 10 до 100. Абсцисса также является логарифмической шкалой, так как сам децибел является логарифмической единицей. Если изображенная на графике зависимость между двумя логарифмическими переменными выражается прямой линией, то мы знаем, что имеем дело со степенной функцией. Такая функция представ- 280 281
![]() Рис. 2. Сенсорные величины, полученные двумя методами на одной и той же группе испытуемых. Абсцисса — уровень звукового давления в децибелах. Верхняя прямая показывает оценку громкости, полученную методом оценки величины (левая ордината) и методом оценки отношения (правая ордината). Нижняя прямая показывает хорошее соответствие данных той же степенной функции (наклоны прямых точно совпадают), когда вместо модуля 100, использовавшегося в эксперименте, был выбран модуль 1. Кружочками и квадратиками обозначены результаты оценки величины, треугольниками — результаты оценки отношения (по С.С.Сти-венсу. Американский журнал психологии, 1956, т.59, стр. 19). лена на рис. 2; она была получена при многих других измерениях сенсорных величин. ...Все сказанное позволяет заключить, что в психологии, как и в физических науках, мы можем точно измерять наши феномены, если только признаем основные требования к шкалам и к единицам измерения. Многие меры, особенно в области ощущений и восприятий, являются психофизическими, так как они определяются характеристиками стимула. Другие меры, в которых такие свойства стимулов менее очевидны, являются просто психометрическими, содержащими только отношения между психическими феноменами. Во всех случаях шкала измерений будет более полезной, если это шкала отношений, а не шкала порядка, интервалов или номинальная.
Исследование природы сенсорного процесса начинается с психофизики — дисциплины, зародившейся сто лет назад и изучающей ответные реакции организма на воздействие энергий окружающей среды. ...С самого начала необходимо признать, что психофизике зачастую не удавалось выполнить стоящую перед ней задачу на должном уровне. Ее задача не из легких. Прежде всего всякий раз, когда выдвигались предположения о возможности подвергнуть ощущение упорядоченному количественному исследованию, старые предрассудки, унаследованные в основном от дуалистической метафизики, порождали целый ряд упорных возражений. Вы не можете, говорили критики, измерить внутреннюю, индивидуальную, субъективную силу того или иного ощущения. Может быть, это и так, говорим мы, в том смысле, в каком это понимают те, кто нам возражает. Однако в другом и весьма полезном смысле сила ощущения может быть, как мы увидим далее, с успехом определена количественно. Нам нужно оставить в стороне споры о внутренней жизни разума. Мы должны задать себе разумные объективные вопросы об отношениях между входом и выходом сенсорных преобразователей, учитывая при этом то, как эти отношения раскрываются в поведении организмов, будь то животные или люди. Другая трудность состоит в том, что у психофизики было несчастливое детство. Хотя еще в пятидесятых годах XIX века Плато сделал нерешительную попытку правильно определить форму функции путем соотнесения воспринимаемой интенсивности с интенсивностью раздражителя, тем не менее его голос был заглушен Фехнером, который сковал развитие только что зародившейся дисциплины, обременив ее глубоко ошибочным «законом», носящим его имя (Стивене, 1957). Быть может, самой трудной задачей, стоящей перед нами, является освобождение науки от господства столетней догмы, утверждающей, что интенсивность ощущения возрастает как логарифм интенсивности раздражителя (закон Фехнера). На самом деле «Sensory communication». N.Y., J. Wiley and Sons, Inc. W.A. Rosenblith (ed.), 1961, pp. 1—33.
282 данное отношение вовсе не выражается логарифмической функцией. К настоящему времени на примере более чем двадцати сенсорных континуумов2 показано, что кажущаяся или субъективная величина возрастает как степенная функция от интенсивности раздражителя и что показатели степенной функции лежат в пределах от 0,33 для яркости до 3,5 для электрического раздражения (60 герц) пальцев руки. Иными словами, по-видимому, существует простой и повсеместно действующий психофизический закон — закон, о котором одно время догадывался Плато и от которого он впоследствии отказался. Этот закон целиком соответствует не только все увеличивающемуся потоку эмпирических данных, но также и известным разумным принципам построения теории (Льюс, 1959). О степенном законе более подробно будет сказано далее, здесь же следует сказать несколько слов о Фехнере. ...Выводя свой логарифмический закон, Фехнер ошибочно предполагал, что минимальный прирост ощущения (AS) будто бы есть постоянная величина на всем протяжении психологической шкалы. Хотя он хотел предположить, что постоянным является отношение едва заметного изменения раздражителя (АД)2 к его исходной величине (Д), т. е. ![]() у него получилось, что постоянно AS. Из этих двух предположений он вывел отношение S = k logR и тем самым нанес большой вред всему делу4. ...Предположим, что Фехнер принял бы положение о постоянстве отношения не только для е. з. р. стимуляции АД, но также и для субъективного коррелята е. з. р.— AS. Тогда он смог бы написать: ΔS/S = k ΔR/R откуда следовало бы, что психическая величина S является степенной функцией физической величины R. Однако он отбросил это предположение, когда оно впервые было сделано Брентано. В результате временной победы Фехнера в психофизике открылся период бесплодных исследований, когда казалось, что нет более интересной работы, чем измерение е. з. р. Так логарифмический закон стал «пещерным идолом»5. Но довольно о прошлом. Начиная с 30-х годов XX века значение психофизики стало восстанавливаться. Новый интерес к очень старой проблеме сенсорного ответа возник благодаря изобретению методов, описывающих соотношение входа и выхода сенсорных систем6. Эти методы показывают, что сенсорные ответы возрастают по степенному закону. При изучении поведения так редко удается показать, что простое отношение сохраняется при самых различных видах стимуляции, что широкое распространение и постоянство степенного закона действительно приобретают большое значение. Конечно, можно себе представить, что ощущения всех модальностей возрастают одинаково с увеличением интенсивности стимуляции. На самом деле это совсем не так, и это легко показать при помощи элементарного сравнения. Заметьте, что, например, происходит при удвоении освещенности пятна света и, с другой стороны, силы тока (частота 60 гц), пропускаемого через палец. Удвоение освещенности пятна на темном фоне удивительно мало влияет на его видимую яркость. По оценке типичного наблюдателя, кажущееся увеличение составляет всего лишь 25%. При удвоении же силы тока ощущение удара увеличивается в десять раз. ...При более близком рассмотрении, однако, обнаруживается, что у яркости и удара имеется одна общая главнейшая чер- 284 Континуум — непрерывный ряд переменных величин, т. е. такой ряд величин, в котором всегда между двумя значениями, как бы близки они ни были, можно взять третье. Существуют континуум раздражителей и континуум ощущений (прим. ред.). ДД — минимальное изменение величины раздражителя, необходимое для возникновения ощущения едва заметного различия, принято называть едва заметной разницей (е. з. р.), или различительной ступенью. Более подробное изложение основных допущений Фехнера и вывод его закона см. в статье П. О. Макарова в данном сборнике. Игра слов: den по-английски означает «пещера», а также «кабинет ученого» (прим, перев.). Автор, по-видимому, имеет в виду подход, получивший широкое распространение в связи с развитием кибернетики,— подход к сенсорной системе как черному ящику, функциональные характеристики которого могут быть получены из сопоставления того, что подается на вход, и того, что получается на выходе системы (прим. ред.). 285
![]() 1 2 3 5 10 203050 1002003005001000 Рис. 1. Зависимости субъективной величины (ощущения) от величины раздражителя для трех модальностей, представленные в логарифмическом масштабе на обеих осях. 1. Электрический удар. 2. Кажущаяся длина. 3. Яркость. Абсцисса — величина раздражения (условные единицы); ордината — психологическая величина (произвольные единицы). та. В обоих случаях психологическая величина S относится к физической величине R следующим образом: S = kRn. Показатель п принимает значение 0,33 для яркости и 3,5 -для удара. Значение k зависит только от выбранных единиц. ...Степенная функция имеет то преимущество, что при использовании логарифмического масштаба на обеих осях она выражается прямой линией, наклон которой соответствует значению показателя. Это видно на рис. 1: медленное увеличение яркостного контраста и быстрое усиление ощущения удара электрическим током. Для сравнения на этом рисунке показана также функция оценки видимой длины линий, сделанной несколькими наблюдателями. Здесь, как и следовало ожидать, показатель функции лишь немного отличается от 1,0. Иначе говоря, для большинства людей отрезок 100 см кажется вдвое длиннее, чем отрезок 50 см. На рис. 2 те же самые три функции представлены в линейных координатах. ...В настоящее время уже известно свыше 25 континуумов, на которые, как было показано, распространяется по крайней мере в первом приближении степенной закон. В своей практике автор еще ни разу не встретил исключения из этого закона (отсюда и смелость называть эту зависимость законом). В табл. 1 указаны показатели степенных функций некоторых из исследованных континуумов. 286
![]() О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Рис. 2. Те же зависимости, что и на предыдущем рисунке, представленные в линейных координатах. Форма функции, вогнутая или выпуклая, зависит от величины показателя степени: п больше или меньше 1,0. Обозначения кривых и осей те же, что и на предыдущем рисунке. МЕЖМОДАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ Немного найдется ученых, которые бы не ощущали неудовлетворения вышеописанным методом, надежность которого всецело полагается на выражение мнения наблюдателей и зависит от того, насколько хорошо они знают числовую систему. Эта неудовлетворенность методом вполне обоснованна, ибо поверхностные знания чисел, особенно отсутствие понятия о пропорции, естественно, затрудняют способность некоторых наблюдателей хорошо выполнить свою роль в этих экспериментах. Обозначение силы ощущения числом не является чем-то таким, что человек выполняет с большей точностью и уверенностью, хотя обыкновенный выпускник высшего учебного заведения, как правило, может производить целый ряд непротиворечивых числовых оценок. Однако интересно не то, уверены или не уверены мы в полноценности этого метода. Интересно другое: можем ли мы подтвердить правильность степенного закона, вообще не предлагая наблюдателям производить численные оценки? Если да, то можем ли мы проверить правильность отношений между по-кзателями, приведенными в табл. 1? Утвердительный ответ на этот вопрос дают результаты проведения эксперимента по методу, согласно которому наблюдатель производит уравнивание интенсивностей ощущений двух различных модальностей. Посредством таких межмодальных сравнений, произ- 287
Таблица Характерные показатели степенных функций, соотносящие психологическую величину с величиной стимуляции в протетических континуумах водимых при разных интенсивностях стимуляций, можно получить «функцию равных ощущений», а затем сравнить ее с такой же функцией, предсказанной на основании величин показателей для этих двух модальностей. Если обе модальности при соответствующем выборе единиц описываются уравнениями: Континуум Громкость Громкость Яркость Яркость Светлота Запах
Запах Вкус
Вкус Вкус
Температура Температура Вибрация Вибрация
Длительность Период повторения Расстояние между пальцами Давление на ладонь Тяжесть Усилие сжатия кисти руки Аутофонический уровень Электрическое раздражение Показатель
0,54
0,33 0,5 1,2 0,55
0,6 0,8
1,3 1,3 1,0 1,6
0,6 0,95 1,1 1,0 1,3 1,1 1,45 1,7 1,1 3,5 Условия раздражения Бинауральное Моноуральное Размер раздражителя —5°, наблюдатель адаптирован к темноте Точечный источник света в условиях темновой адаптации
Кофе
Сахарин Сахароза Соль Холод на руку Тепло на руку 250 гц на палец 60 гц на палец Раздражитель — белый шум Свет, звук, прикосновение, электрическое раздражение Толщина деревянных брусков Статическое усилие на кожу Поднятие тяжести Точный ручной динамометр Звуковое давление при произнесении звуков Ток 60 гц, пропущенный через пальцы и если субъективные величины Sl и S2 уравниваются путем межмодального сравнения на различных уровнях стимуляции, то результирующая функция равных ощущений примет вид: R1m=R2n. Или в логарифмах logR1 = n/m logR2. Иначе говоря, в логарифмических координатах функция равных ощущений будет прямой линией, наклон которой определяется отношением двух данных показателей. Что касается самого эксперимента, то вопрос заключается в том, способны ли наблюдатели делать межмодальные сравнения и могут ли быть предсказаны эти сравнения, исходя из шкалы отношений кажущихся величин, определяемой независимо путем оценки величин? Способность наблюдателей высказывать простые суждения о кажущемся равенстве была твердо установлена в другом контексте. ...Звук и механическая вибрация являются такими сти-мулами, кажущуюся силу которых приравнять сравнительно легко. В качестве звука в экспериментах использовался шум умеренно низкой частоты. Вибрация имела постоянную час-тогу (60 гц) и подавалась на кончик среднего пальца (Сти-венс, 1959). ![]() Рис. 3. Функция равных ощущений, соотносящая вибрацию (частота 60 гц), подаваемую на кончик пальца с интенсивностью полосы шума. Наблюдатели подгоняли громкость так, чтобы она соответствовала виб-радции (кружки) и чтобы вибрация соответствовала громкости (квадратики). Значения раздражений даны по логарифмической шкале (в децибелах). Абсцисса— шум; ордината — амплитуда вибрации. 288 289
Соотнесение кажущейся интенсивности звука и вибрации проводилось в двух дополняющих друг друга экспериментах. В одном из них звук подравнивался под вибрацию, в другом вибрация подравнивалась под звук. И звук, и вибрация подавались одновременно. 10 наблюдателей производили в каждом эксперименте два подравнивания на каждой интенсивности. Результаты этих экспериментов приведены на рис. 3. Кружочки обозначают средние уровни вибрации в децибелах, к которым подравнивались звуки, а квадратики — средние уровни звука в децибелах, в которым подравнивалась вибрация. Оси координат даны в децибелах относительно ориентировочно определенных порогов обоих раздражителей. Интересно, что на рис. 3 наклон линии равен 0,6, т. е. близок к наклону, требуемому отношением показателей двух функций, полученных отдельно для звука и вибрации методом оценки величин. Эта зависимость в основном линейна, и, следовательно, в диапазоне использованных стимулов как гром-кость, так и вибрация подчиняются степенному закону. Литература
|