Эволюция женского образования в россии в XVIII-ХIX веках - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Об этапах становления и развития статистической науки в России в... 1 34.9kb.
В IX-XX веках 15 4408.08kb.
Реферат по истории на тему "Развитие конституционализма в России... 1 172.05kb.
Российское военно-уголовное законодательство и его эволюция в период... 1 362.57kb.
Тест по истории России «Образование единого Русского государства... 1 41.05kb.
««Лёгкая» поэзия во Франции и России» 1 239.11kb.
Архитектура и живопись в xiv—xvi веках Зодчество в xiv—xv веках 1 102.51kb.
Контрольная работа по культурологии на тему: Искусство России XVIII... 1 320.24kb.
Программа развития моу «женская гимназия» на 2011-2015 год «традиции... 2 791.95kb.
Е. С. Сенявская Противники России в войнах XX века (Эволюция «образа... 16 5275.31kb.
Урокам по истории России XVII-XVIII века 7 класс. Тема «Смутное время»... 3 587.33kb.
Приложение1 Как отмечают специалисты, буква «ё» самая юная буква... 1 19.83kb.
- 4 1234.94kb.
Эволюция женского образования в россии в XVIII-ХIX веках - страница №1/1

ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII-ХIX ВЕКАХ

Н.Н. Рябова,

доцент Московского института электронной техники

В демократическом государстве юридический статус гражданина не зави­сит от пола. Однако во многих регионах мира половая принадлежность по-пре­жнему остается значимой для определения правового положения лица.

С постановки вопроса о формальном равенстве всех людей перед законом начинаются и перемены во взглядах на роль и значение женщин в обществе.

152


Это сейчас статья 19 Конституции РФ говорит о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реа­лизации. Но так было не всегда, и не так давно женщины стали равны с муж­чинами в правах. Не всегда женщины имели право на образование и участие в партиях и благотворительных организациях, не говоря уже об избиратель­ном праве и о работе женщины на государственной службе. Даже свой отде­льный паспорт долгое время женщина иметь не могла, как и жить отдельно и независимо от мужа.

Как писал В.О. Ключевский, «чтобы знать, куда мы идем, нужно знать, откуда мы пришли». Для того чтобы наглядно представлять положение жен­щин в Имперской России в XVIII-XIX вв., обратимся к вопросу о женском об­разовании.

Право на получение образования всегда считалось привилегией мужчин. Стремительная петровская эмансипация статуса русской женщины коснулась только представительниц высших сословий; что же касается крестьянок, то те оставались бесправными. В большинстве семей в XVIII веке дочь считалась «от­резанным ломтем», совершенно бесполезным. Более того, она для родителей была еще и бременем, поскольку именно на них возлагалась часто нелегкая за­бота - выдать её замуж. Именно брак, выполнение роли супруги, матери, хо­зяйки дома в то время являлись предназначением женщины, и это было целью жизни подавляющего большинства женщин.

Но уже при Петре I такой вопрос, как замужество, был связан с образо­ванием: своим специальным указом Петр I предписывает: неграмотных дворян­ских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию, - не венчать.1 Таким образом, впервые в законодательстве затрагивается вопрос женского образования, но пока еще не развивается активно.

Нередко матери препятствовали получению дочерьми образования. Вебер в 1716 году пишет: «Пять лет назад, когда самых молоденьких и красивых рус­ских девиц, по примеру их братьев, отправляли за счет их родителей на житье в Кёнигсберг, Берлин, Дрезден и др. города, для обучения иноземным нравам и языкам, а равно и работать, родители возражали против этого, полагая, что эти юные девочки не устоят «перед иноземною галантностью, и честь их может быть подвергнута опасности», и тем отклонили предложение».2 Тогда родители прос­то не захотели тратить деньги на образование своих дочерей.

XVIII век положил начало просвещению женщин. В указе от 31 января 1724 г.3 Петр I вменяет в обязанность женским монастырям попечительство об образовании сироти детей обедневших дворян. В указе говорится: «Монахиням в служении нищих равное же определение, также и монахам своего пола, так­же несколько монастырей определить, где всех сирот обоего пола принимать, обоих сортов, то есть без призрения после родителей оставшихся и подкиды­шей, которых воспитывать мужского до 7 лет, а потом отсылать в школы оп­ределенные; а женского пола обучать грамоте, также следующим навыкам: пряжи, шитья, плетению кружев (для чего надлежит выписать из Брабандии си­рот, которые выучены в монастырях)». И вплоть до царствования Екатерины II

' В.С. Иконникова «Русскаяженщина накануне реформы Петра Великого и после неё» С.68.

2 В.С. Иконникова «Русскаяженщина накануне реформы Петра Великого и после неё» С.68.

3 Полное собрание законов Российской империи, т.VII 4450.

женские монастыри и несколько школ староверов остаются единственными постоянными учебными заведениями, доступными всем, а также малолетним дочерям бедных семей.4

Реальный прогресс в области женского образования произойдет только в царствование Елизаветы Петровны. В 1754 году основывается несколько госу­дарственных школ для девочек. В середине XVIII века открываются частные пан­сионы, которые сыграют значительную роль в образовании детей обоих полов. Первая публикация о таком заведении в Петербурге появилась в «Петербургских Ведомостях» в 1749 г. Как пишет в своей статье Э. Эндерлей, «рядом с этим час­тным образованием государственные школы представляются скорее посредс­твенными: они редки и готовят девушек лишь к роли супруги и хозяйки дома».5

Во второй половине XVIII века, при правлении Екатерины II положение дел с женским образованием значительно улучшается. В это время в России появилась первая и единственная женщина - президент Российской Академии наук, ею стала княгиня Екатерина Дашкова. 30 сентября 1783 г. Екатерина II издает указ, в котором говорится: «Княгиня Екатерина Романовна! Прочитав доклад ваш о заведении Российской Академии, Мы с особым удовольствием приемлем в нем вами представляемое, повелевая: 1) Председательство в ней препоручаем вам на основании, в докладе вашем изображенном». Таким обра­зом, Екатерина II полностью поддерживала идею Е.Р. Дашковой об открытии Российской Академии наук. При Е.Р. Дашковой Академия успела написать и из­дать Российский этимологический словарь. Е.Р. Дашкова подарила Академии свою прекрасную библиотеку, на ее же средства был основан и лучший журнал того времени - «Собеседник любителей российского слова».

Однако сама княгиня Дашкова пишет о своем образовании: «Мы учились четырем языкам: по-французски говорили бегло; один статский советник давал нам уроки итальянского языка; а господин Бекетов занимался с нами по-рус­ски, - впрочем, тогда только, когда мы удостаивали его своим вниманием (кроме того, учились по-немецки). В танцах мы делали большие успехи и несколько уме­ли рисовать». Это образование считалось превосходным для девушки в XVIII-го века. Сама же Дашкова дает следующую оценку такого образования: «При таком модном внешнем образовании кто бы мог, - пишет она, - усомниться в совер­шенстве нашего воспитания? Но что было сделано для того, чтобы облагородить сердце и развить ум? Решительно ничего». По части наук девушек обучали толь­ко иностранному языку и декламации. В основном, образование девушки того времени было недостаточно не столько в количестве, сколько в качестве. Ведь в самой основе воспитания дочери лежало вовсе не желание дать ей профессио­нальные навыки и развить эрудицию, а прежде всего стремление составить для нее блестящую «партию», т.е. желание как можно выгоднее выдать её замуж.

1 сентября 1763 г. был издан манифест с приложением Высочайше ут­вержденного проекта генерал-поручика Бецкого «Об учреждении в Москве Воспитательного Дома, с особенным госпиталем для неимущих родильниц». В манифесте говорится: «…Определяем быть ему государственным учреждением, и повелеваем всем местам правления Нашей Империи предписанные и в том и другом права и преимущества тому Воспитательному Дому принимать и почитать



4 Е. Лихачева. Материалы для истории женского образования. С.43.

5 Э. Эндерлей «Женское образование в России XVIII века».

Нашим гражданским узаконением». В Высочайшем утвержденном в 1763 г. 26 ав­густа докладе действительных тайных советников князя Шаховского, Панина и графа Минихаговорится: «…Рассмотрев план, поднесенный Вашему Величеству от генерал-поручика Бецкого, об учреждении в Москве Воспитательного Дома приносным детям с госпиталем для бедных родительниц, мы в собрании, испол­нении это Высочайшее повеление, находим, что основание и содержание этого Дома учреждается на едином добровольном подаянии от публики, и потому не может быть ни малейшее отягощение штату Вашего Императорского Величества, неже подданным Вашим».

В своем докладе Бецкий говорит: «…Тех невинных детей, которых зло­счастные, а иногда и бесчеловечные матери покидают, оставляют (или, что злее, и умерщвляют), которые хотя от законного супружества, но в крайней скудности родясь, от родителей оставлены и слепому счастью преданы бывают, для того, чтобы от тягости воспитания их освободить, и самим удобнее пропитаться мож­но было. Каким образом приносимые в сей Воспитательный Дом обоего пола младенцы принимаемы должны быть… »

Здесь видим первое упоминание о том, что в Воспитательный дом при­нимаются не только мальчики, но и девочки. Что же касается самого воспита­ния - «с таким же крайним рачением и порядком, как мужской, так и женский пол воспитывать быть должны. Пренебрежением этого не меньше было бы несправедливо, сколько и не благорассудно и вредно; почему при воспитании этом, наблюдая пристойность пола, обучаемы быть могут таким же образом, по возрасту их лет».

В главе второй «О принимаемых в Воспитательный Дом младенцах» гово­рится о порядке воспитания мальчиков и девочек: «от 7 до 11 года как мальчики, так и девочки ходят по одному часу на каждой день в школу, учатся читать и пер­вым основам веры, для вкоренения в них заблаговременного страха Божьего. В эти же годы мальчики обучаются вязать чулки, колпаки сети и прочее, также привыкают к садовой работе; а девочки упражняются в пряже, в вязании, в тка­нье лент и тесем, в плетении кружев и прочего. От 11 до 14 лет мальчики, по силе своей и по состоянию, пеньки, лён, шерсть и прочие чистят, чешут и приготавли­вают, а взрослые девочки из того делают пряжу и далее вырабатывают, также ткут шелковые и другие ленты, полотна и прочее… Девочки по очереди стря­пают, хлеб пекут, моют, гладят, крахмалят, шьют и в прочих домашних работах упражняются. В эти же годы мальчики и девочки по часу на день обучаются пи­сать и цифре, также Катехизису; притом же всем крайнейше наблюдать, чтобы воспитываемое юношество привыкло к трудолюбию и чистоте. По прошествию 14 или 15 лет должны как мужского, так и женского пола дети приготовиться к совершенному окончанию разных мастерств».

Это первое признание того, что девочки должны получать образование наравне с мальчиками.

Кроме сирот Бецкий предлагает «…брать на воспитание и надлежащие обучение бедных детей как из дворянства, так и из других чинов… По усмотре­нию же общего удовольствия в таком предприятии, можно будет еще со време­нем в эти школы и достаточных детей обоего пола принимать на содержание за умеренную плату».

Практически через 100 лет после открытия в Москве Воспитательного Дома, при императоре Александре II, будет утвержден Устав Малолетнего

Отделения московского Воспитательного дома. По этому Уставу, в малолетнее отделение принимаются: «…штаб- и обер-офицерские сироты обоего пола. В малолетнее отделение поступают сироты от двух с половиною до девяти с по­ловиною лет. Круглые сироты принимаются на открывшиеся вакансии немед­ленно. Но при этом для сирот мужского пола ведется два очередных списка, из которых в один записываются сыновья штаб- и обер-офицеров, принадлежа­щих к потомственному дворянству, а в другой - к личному. Для сирот женского пола имеется один список, куда записываются без различия, принадлежат к дво­рянству потомственному или личному. Кроме сирот, поступающих на штатные вакансии, дозволяется также принимать пансионеров и пансионерок, по мере возможности помещения их, с платою по 86 рублей в год. Дети обоего пола раз­деляются на два возраста: младшие и старшие. В младшем возрасте дети обоего пола воспитываются в общем отделении под надзором и руководством особых надзирательниц, при уходе за ними нянек; в старшем же возрасте мальчики и девочки одни от других отделяются и поступают в особые для каждого пола классы. Девочки, достигшие от девяти с половиною до десяти с половиною лет, переходят для дальнейшего образования в Николаевский сиротский институт, куда поступают в августе месяце, после выпуска воспитанниц сего заведения».

Проанализировав устав, можно сделать вывод, что в целом произойдет незначительное уравнение в правах на образование мальчиков и девочек. Но это произойдет только через 100 лет, а пока вернемся к правовому положению женщин в образовании в XVIII веке.

В основу правового регулирования и дальнейшего развития не только мужского, но и женского образования был положен Высочайше утвержденный доклад Академии художеств Главного директора, генерал-поручика Бецкого «О воспитании юношества обоего пола» от 22 марта 1764 г.». В своем докладе Бецкий предлагает «…произвести сперва способом воспитания, так сказать, но­вую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами… Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспи­тательные училища для обоего пола детей … ».

5 мая 1764 г. Екатерина II издает указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества», в котором говорится: «Для пользы всего Государства учреждены разные воспитательные училища благородного юношества на казенном иждивении; равное имея попечение и о благородных девицах, восхотели Мы учредить такое же воспитание; и потому назначаю в Санкт-Петербурге новостроящийся Воскресенский монастырь, в коем бы содер­жалось всегда до двухсот благородных девиц……Повелеваем Сенату напеча­тать сей Устав, разослать по всем губерниям, провинциям и городам, дабы ведая о сем новом учреждении, которое при освящении монастыря делом самым на­чнется будущего июня 28 сего года, каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в младенческих летах препоручать сему от Нас учрежденному воспитанию, так, как в Уставе предписано. Начальницею же к сему воспитанию определена уже Нами княжна Анна Долгорукова, а правительницею - умершего статского действительного советника де ла Фона вдова - Софья де ла Фон».

Согласно Уставу воспитания благородных девиц, «девушки, обучаемые в Смольном разделялись на четыре возраста: первый возраст - от 6 до 9 лет, в

этом возрасте девушки изучали все части воспитания и благонравия, исполне­ние закона и Катехизис, российский и иностранные языки, арифметику, рисо­вание, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода; второй возраст - от 9 до 12 лет, продолжали изучать то же самое, что и в первом возрасте, но еще добавлялись география, история, некоторые части домостроительства; третий возраст - от 12 до 15 лет, продолжается изучение тех же предметов, что и в первых двух возрастах, но при этом еще добавляются словесные науки, к которым принадлежит чтение исторических и нравоучи­тельных книг, часть архитектуры и геральдики, начинают действительно всту­пать в экономию по очереди; что же касается четвертого возраста - от 15 до 18 лет, то девушки изучают знание совершенное закона, все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости, повторение все­го прежнего, в чем еще знания не имеют, во все части экономии действительно вступают по очереди».

В том же Уставе говорится: «Сверх предписанного здесь вообще обучения наукам и художествам, третьего возраста по две девицы ежедневно по очереди присматриваться должны на поварнях ко всем работам, какие на них отправля­ются, то есть, чтобы могли они знать все подробности, касающиеся до домаш­ней экономии. Они же должны: 1) сами сочинять счеты дневным расходам и показывать оные госпоже учительнице со своими примечаниями; 2) чулки и про­чие уборы иметь собственной работы, также и платье на себя умеют шить сами из даваемых материй, что и о четвертом возрасте разумеется; 3) представлять между собою некоторые драматические сочинения, нарочно для их употребле­ния составленные».

За период правления Екатерины II в Смольном воспиталось 1316 дворянок и мещанок, из них 850 окончили курсы: 440 на благородной половине, 410- на мещанской.6

В Москве и Санкт-Петербурге были основаны приюты, «воспитывающие сироти незаконнорожденных детей; девочек там обучали рукоделию. Повсюду, в особенности в обеих столицах, возрастает количество частных пансионов: 1784 г. в Санкт-Петербурге их насчитывалось 26 и 10 - в Москве; 30% из них состав­ляли подопечные женского пола».7 Е. Лихачева пишет: «На протяжении всего царствования Екатерины две самые образованные личности во всей России бы­ли женщины - сама императрица и княгиня Дашкова. Однако ни одна, ни другая не имели систематического образования в молодости. Эти две исключительные личности, озарившие путь более и более многочисленным им подобным, отме­тили всю политическую, общественную и культурную историю страны».8 Эти вы­дающиеся личности закладывают фундамент для дальнейшего развития прав женщин на получение образования в России.

Вскоре после смерти Екатерины II, в начале XIX века, деятельность панси­онов начала приносить свои плоды. Новая руководительница образовательных учреждений Екатерины II - императрица Мария Федоровна свою деятельность на данном посту начинает с открытия институтов для благородных девиц, пре­имущественно бедных, в главных губернских городах.



6 Е. Щепкина «Из истории женской личности в России» СПб. 1914г.С. 109.

7 Э. Эндерлей «Женское образование в России XVIII века».

8 Е. Лихачева « Материалы для истории женского образования 1086-1796 гг. С. 66.

К концу правления Александра I в Москве находилось 16 высших и сред­них учебных заведений, принадлежавших различным министерствам и ведомс­твам.9 Стоит привести еще один пример: «По штатам Министерства народного просвещения, утвержденным в 1804 г., за счет казны в Московской губернии должны были содержаться 13 уездных училищ. В училища принимали детей всех сословий, включая крепостных, как мальчиков (не моложе 8 лет), так и девочек (не старше 12 лет). Обучение было платным. Размер платы зависел от разных обстоятельств, и одним из них была принадлежность к конкретному полу. Так, за девочек платили в 1,5 раза больше, чем за мальчиков». Такая же дискриминация по отношению к девушкам проявлялась и в продолжительности занятий: если мальчиков учили с утра по 4 часа в день, то девочек - после обеда, и всего 2-3 часа, такое положение не могло не сказаться на уровне знаний девочек.

По составу учителей и учащихся образование в XVIII - начале XIX века в большей степени было мужским. Особенно данная тенденция видна в образова­тельных учреждениях Министерства народного просвещения, где не было жен­щин ни в роли преподавателей, ни среди учеников.

В 1804 г. утвержден Устав учебных заведений, подведомственных уни­верситетам. Этим уставом все учебные заведения империи разделялись на три рода: училища, гимназии, уездные училища и приходские, - все они, а также «и другие, под каким бы то ни было названием, училища и пансионы, находящие­ся в губерниях, должны состоять в ведомстве и под управлением университе­тов. Но из этого всего исключаются те, которые по особенным обстоятельствам Высочайше вверены иному начальству». К числу последних принадлежали и женские учебные заведения, состоящие под покровительством, а в большинстве случаев под личным управлением Императрицы Марии». Таким образом, женс­кое образование не должно было входить в круг действий правительства, забо­ты которого в этом отношении, особенно по высшему и среднему образованию, были обращены исключительно на организацию образования мужского. Из это­го можно сделать вывод, что женское образование фактически выделилось в особую часть и было поставлено в нравственном и материальном отношении в самые благоприятные для его развития условия.

До 2-й половины XIX века распространением среднего женского обра­зования в России занимались институты Ведомства учреждений Императрицы Марии, епархиальные духовные училища, где, помимо частных пансионов, жен­щины могли получить среднее или профессиональное образование.

Когда в 50-х годах XIX века собирались сведения о женских учебных за­ведениях, из большинства губерний начальство доносило, что в целой губернии нет ни одного учебного заведения для дочерей небогатых семейств, а во многих нет и частных женских пансионов.

Исходным пунктом преобразования учебной системы, к которому Министерство народного просвещения обратилось в самом начале царствова­ния Императора Александра II, явился Всеподданнейший доклад министра А.С. Норова 5 марта 1856г., в котором было, в частности, сказано: «Обширная систе­ма народного образования до сих пор имела у нас в виду одну половину народо­населения - население мужского пола. Заведения, обязанные существованием своим и успехам высоким попечителям Августейшего Дома, предназначены для

9 «Образование в Москве - «История и современность» С.65.

дочерей одного сословия - дворян и чиновников. Лица среднего сословия в гу­бернских и уездных городах лишены средств дать дочерям своим необходимое образование. Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уез­дных городах даже в больших селениях было бы величайшим благодеянием для отечества». И несмотря на такую поддержку Министерства и Императора, в 1857 году было учреждено только одно открытое женское училище в Костроме.

Следующий этап реформы женского образования начинается в 1858 г. при министре Е.П. Ковалевском, когда было утверждено Положение «О женских учебных заведениях Министерства народного просвещения». В 1870 году это Положения будет заменено новым, по которому училища с шестилетним курсом были дополнены седьмым, педагогическим классом и переименованы в женс­кие гимназии.

К концу правления Александра II в России, помимо 30 институтов, насчи­тывалось 103 женские гимназии, из них 76 принадлежали Министерству просве­щения и 27 - Ведомству учреждений императрицы Марии.10 Особое место среди женского среднего образования занимала в то время гимназия С.Н. Фишера-это единственное женское учебное заведение в России с полным курсом мужс­кой классической гимназии.

Развитие женского образования и проблема женской эмансипации ставят вопрос о необходимости получения женщинами высшего образования. Вопрос о допуске женщин в университет был серьезно поднят еще в начале 60-х годов XIX века при обсуждении университетского устава (утвержденного в 1863 г.), но так и не получил положительного разрешения вплоть до начала XX. Основными причинами в отказе лицам женского пола в получении высшего образования бы­ли, как было написано в одной из статей, следующие: «Если допустить женщин в университеты, то, разумеется, ничего кроме разврата не выйдет».11 Еще одной из причин было убеждение, что на женщине лежит обязанность по отношению к семье и самая главная её обязанность - это материнская. Университет, да и во­обще образование, лишь отвлекали её от этих обязанностей. Считалось даже, что нельзя допускать женщин в университеты, т.к. они и без них переполнены. Но самым главным возражением, как пишет А.М. Щадрина, «является сообра­жение чисто формального характера, возникающее из известного принятого министерством толкования университетского устава. Следует ли считать это толкование единственно правильным или, может быть, под «молодыми людьми, получившими от гимназии ведомства Министерства народного просвещения аттестат или свидетельство зрелости», о котором говорится в ст. 116 универси­тетского устава, можно с успехом подразумевать и лиц женского пола».12

Начиная с 1868 года женщины России добиваются права на получение вы­сшего образования. При поддержке профессора педагогики Паулсона откры­лись в апреле 1869 года первые гимназии у Аларчина моста Екатерининского канала. Они так и назывались - «Аларчинские курсы». В это же время начали работу первые университетские курсы по облегченной программе, и хотя они были смешанными, мужчины вскоре перестали посещать их. В 1869 г. в Москве открываются высшие женские курсы, так называемые «Лубянские». В 1872 г.



10 «Образование в Москве - «История и современность». С.91.

11 Гражданин №78 от 11 октября 1901г.

12 А. М. Щедрина:« О допущении женщин в университет» С. 14.

открыты Высшие женские курсы профессора В.И. Герье. Министр образования Дмитрий Толстой, поначалу так не любивший женского образования, в 1876 го­ду становится самым активным его сторонником. Постепенно открываются уни­верситетские курсы во многих крупных городах России, начиная с Казанского университета в 1876 году, затем в Киеве, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве. Однако просуществовали эти курсы недолго. В связи с участием многих кур­систок в революционном движении многие курсы, кроме Петербургских, были закрыты к середине 80-х. Самыми знаменитыми и продолжительными были Бестужевские курсы, названные так по имени историка Бестужева-Рюмина. Одним из инициаторов создания Высших женских (Бестужевских) курсов в Санкт-Петербурге была Философова А.П. По существу, они становятся первым женским университетом. Курсы открылись осенью 1878 года для женщин всех сословий и четыре года спустя выпустили 99 дипломированных специалисток.

«Активистки не покладая рук продолжали свою деятельность. Писались петиции к высоким чинам и богатым людям, способным выделить средства на обучение женщин, велась активная кампания в прессе для привлечения вни­мания общественности. Им на руку сыграло два важных фактора, а именно то, что общественное мнение уже созрело до принятия женской учености, и то, что правительство опасалось массового бегства жаждущих знания женщин в другие страны Европы, где они могли нахвататься более радикальных револю­ционных идей».13

В 1883 году А.П. Философова, Н.В. Стасова, М.В. Трубникова получили официальное разрешение основать «Общество для поддержания Высших женс­ких курсов». В члены входит не менее одной тысячи человек с Исполнительным Комитетом, включавшим таких выдающихся женщин, как Софья Ковалевская. Женские организации в других городах следовали их примеру.



В конце XIX - начале XX века с помощью усилий этих женщин Российская Империя превосходит Европу по широте и качеству женского образования. С момента первых шагов в области женского образования, которые сделаны были в 1724 г. указом Петра I, до начала XX века произошел огромный прорыв в области получения женщинами образования. И сейчас, получая образование, не стоит забывать, как трудно далось это право женщинам XVIII - XIX века.

13 О.Г. Липовская «Женские имена в русской истории»// Все люди сестры. Бюллетень/ПЦГИ СПб., 1994 г. №3 С.70.