«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра» - страница №1/1

Внедрение Веб-квест технологии

в учебно-воспитательный процесс МОУ лицея №12

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы крадём у наших детей завтра».

Джон Дьюи

Современная российская школа находится в процессе поиска оптимальных форм и методов обучения. Формирование новых моделей учебной деятельности, с широким использованием информационных и телекоммуникационных средств обучения являются главной составляющей модернизации образования.

В центре внимания сегодня те, кому предстоит жить и работать в России будущего. Возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.

В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков

Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов.

Как же сегодня используются в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще всего можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете. Это приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации.

С таким отношением Интернет-ресурсы становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. Между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся и учителя.

Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем, часто можно видеть, что учащиеся испытывают значительные трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.

Проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников была и будет актуальной. Поддержание интереса учащихся способствует не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.

Перед каждым учителем стоит задача создания таких условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность. Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагающий использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (WebQuest).

Веб-квест (дословно с английского «поиск в сети интернет») — это деятельностноориентированная проектная дидактическая модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу учащихся в сети Интернет. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March) из Государственного университета Сан-Диего (1995 г.). Берни Додж определяет веб-квест как «исследовательски-ориентированную деятельность, в которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета».

Проанализировав соответствующую научную литературу, посвященную технологии веб-квеста, можно сделать вывод , что каждый веб-квест имеет структуру с такими ключевыми элементами, как:

1) ясное вступление, где четко описаны главные роли участников. Цель этого раздела заинтересовать и подготовить учащегося.

2) центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. В данном разделе четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, прописана проблема, которую нужно решить и т.д.).

3)описание процедуры работы, в которой содержатся указания как именно учащиеся должны выполнять.

4) руководство к действиям, где говорится о том, как организовать и представить собранную информацию, а также представлены вспомогательные материалы (примеры, таблицы, инструкции и т.п.).

5) список информационных ресурсов, необходимых для выполнения учащимся задания.

6)заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем.

Различают два типа веб-квестов: для кратковременной работы (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на 1-3 занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на 1 месяц или учебную тему).

Берни Додж определил следующие виды заданий для веб-квестов.


  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

  • Самопознание – любые аспекты исследования личности.

  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

  • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

  • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

  • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.

  • Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

  • Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста

Веб-квест состоит из следующих разделов:



  • Введение - краткое описание темы веб-квеста. Этот раздел предназначен для привлечения интереса учащихся.

  • Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

  • Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.

  • Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

  • Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.

  • Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.

  • Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Этапы работы над веб-квестом.

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. 


Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. 
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме; 


2) разработка структуры сайта; 
3) создание материалов для сайта; 
4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Критерии методической оценки

Критерии методической оценки веб-квестов, которые разработали B. Dodge и Т.March, направлены на определение степени реализации поставленных задач в каждом разделе квеста:



  • Введение - мотивирующая и познавательная ценность.

  • Задание - проблемность, четкость формулировки, познавательная ценность.

  • Порядок работы и необходимые ресурсы - точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.

  • Оценка - адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.

  • Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся, выполнив данный веб-квест.

Веб-квест имеет ряд преимуществ:

  • обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;

  • развивает коммуникативную компетенцию;

  • дает возможность осуществить индивидуальный подход;

  • мотивирует учащихся к применению знаний и изучению нового материала;

  • позволяет использовать большое количество актуальной информации;

  • помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность;

  • организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;

  • способствует принятию самостоятельных решений;

  • развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного и др.).

Таким образом, обучение становится менее ориентированным на преподавателе, а ученик становится более ответственным за свои собственные знания и сам процесс получения знаний: он должен организовать собственное время, решить какие материалы могут быть использованы для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения. Преподаватель здесь скорее помощник или наставник, умело направляющий ученика к формированию навыков самообразования.

Веб-квесты развивают критическое мышление. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют её, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению продуктивности деятельности.



Веб-квесты, разработанные учителями-предметниками можно посмотреть по ссылкам- https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/

https://sites.google.com/site/dostoevskijkvest/home

Источники по теме:

  1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

  2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

  3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http: //www.iteach.ru/met/metodika/a 2wn4 .php

  4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http: //vio .fio .ru/vio_07

  5. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka. blogspot. com/2009/02/5. html