Экскурс в историю казачества «Казачьему роду – нет переводу!» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Экскурс в историю казачества «Казачьему роду – нет переводу!» - страница №1/1

Экскурс в историю казачества

«Казачьему роду – нет переводу!»

  «В единстве страны - залог процветания ее народа. Ка­заки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране ее рубежей».



«Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай;
Товарищество — традиция; Гостеприимство — закон».


/звучит песня А. Розенбаума «Казачья»/

1 вед.: Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы приглашаем вас совершить экскурс в исто­рию казачества.
В русском языке слово «казак», впервые упомянуто в ле­тописи под 1444 годом. Слово это тюркское и означает уда­лец, вольный человек, несший военную службу в погранич­ных районах Российского государства.

В наши дни, когда возрождение казачества идет по всей России, возрождается доброе имя тружеников и воинов, за­щитников Отечества.


2 вед.: История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой, и трагичной. Отважные пионеры российских окраин и бесстрашные воины, зачинатели бунтов и разбой­ники, рыцари православия и безбожники – все это о казаках. Ими восхищался Наполеон, и боялись немцы, о них склады­вались легенды и их ненавидели те, по ком прошлась добрая казачья нагайка.
1 вед.: Казаки... Одиннадцать казачьих войск. Современники называли их одиннадцатью жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Донцы, кубанцы, терцы, уральцы, сибирцы, астраханцы, оренбуржцы, забайкальцы, семиреченцы, амурцы, уссурийцы.

У каждого войска была своя история, свои традиции, объединенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом и свои герои. А некоторые имели общих героев, таких как Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Емельян Пуга­чев.



/Слайд - портрет Т.Ермак/
Ермак Тимофеевич - личность известная и славная во всей России. Казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу царя Ивана IV войну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства.

/фрагмент из фильма «Ермак»/
2 вед.:   6 мая 1904г. в Новочеркасске, на родине ле­гендарного казака Ермака Тимофеевича торжественно был открыт ему памятник. В монументальной фигуре Ермака воедино слились лучшие черты былинного Ильи Муромца и донского казака. Атаман от всего щедрого казачьего сердца протягивает русскому царю в подарок корону Сибирского царства.

/фото памятника/
1 вед.: Личность Степана Разина привлекала внимание и со­временников и потомков.

/портрет Степана Разина/

Он - герой произведений поэтов, художников, ученых, фольклора. Про него поют народные песни. На сюжеты его жизни живописцы писали свои полотна, а режиссеры сни­мали фильмы.

Степан Тимофеевич Разин - известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за кото­рым утвердилось название бунта Стеньки Разина.

2 вед.: В 1662-1663 годах Разин командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства. В это время князь Юрий Долгоруков после конфликта с донскими каза­ками велел казнить старшего брата Степана - Ивана Разина. Это событие повлекло за собой все дальнейшие шаги свобо­долюбивого Степана Разина. Он не только решает отомстить Долгорукову, но и стремится организовать вольную и благо­получную жизнь для казаков, находившихся под его нача­лом, а потом распространить казацкий военно-демократиче­ский строй на всё Российское государство.
1 вед.: Под руководством Разина был осуществлён удачный грабительский поход казацкой голытьбы на ниж­нюю Волгу, и в Персию, так называемый «поход за зипу­нами», который носил характер неповиновения правитель­ству и блокировал торговый путь на Волгу.

В апреле 1671 года – «домовитые» казаки берут Ка­гальницкий городок штурмом. Разина и его младшего брата Фрола выдают властям, а 6 июня 1671 года Степана Разина после пыток казнили (четвертован) на Красной площади в Москве.


/На фоне песни «Есть на Волге утес» звучат слова ведущего/


Чтец:
Над лесами непролазными, над жнивьем
Клич пронесся: "Стеньку Разина брать живьем!"
Тяжко пели медью стылою купола,
Над забытыми могилами синь плыла.

Слал молитвы люд испуганный в облака.


Отлучался вор, поруганный на века.
Величальною и грустною песней в пост
Зазывала Стеньку Русь моя на погост.
Только легче ветер в полюшке отыскать,
Чем в степи на вольной волюшке казака.
Сам нарвался, напророчила, гиблый вор
На московский, на отточенный, на топор.

Запрокинулась головушка - высь чиста!


Ни могилы, ни соловушки, ни креста.

Нет закона сыну блудному потакать!


Ты сама не знала Русь моя, что и как
И с Аленою невенчанной, со вдовой,
Подняла соленый, вечный ты бабий вой.
 


     Ольга Азовская


1 вед.: Емельян Иванович Пугачев – донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в Рос­сии.

/портрет Емельяна Пугачева/

Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пуга­чёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.



/портрет двуликого Емельяна Пугачева/
2 вед.: Ярким примером в истории Российского госу­дарства явилось восстание крестьян под руководством Емельяна Пугачева.

Александр Сергеевич Пушкин об этом писал так: «Мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилив­шийся по непростительному нерадению начальства и поко­лебавший государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов». Историки именуют это событие пуга­чевщиной.

Емельян Пугачев был Донским казаком, который уча­ствовал в Семилетней, а затем и в Русско-Турецкой войнах.

Его описывали как человека смелого и предприимчи­вого, не склонного к оседлой жизни, в нем с ранних лет чув­ствовались задатки лидера, он всегда стремился выделиться среди остальных казаков. Следовательно, от такого человека стоило ожидать, что он никогда не сможет смириться с уча­стью крепостного и позволить безнаказанно себя истязать.



1 вед.: История зарождения казачества в Центральной части России на протяжении многих столетий неразрывно связана с Российским государством. Белгородчина имеет по­истине героическую историю. Её население, начиная с пер­вых поселенцев, с оружием в руках отстаивало порубежные земли России. Первыми поселенцами края в конце XYI в. и затем во времена строительства Белгородской черты явля­лись казаки.

Казаки служили проводниками и разведчиками – сооб­щали в порубежные крепости о появлении татарских и дру­гих враждебных отрядов, участвовали в их отражении.



2 вед.: Набеги татар в пределы России происходили в те­чение всего XVI века. Серьезным препятствием продвиже­нию татар явилось строительство в 1635-1653 гг. Белгород­ской оборонительной черты, протянувшейся на 800 км.

Здесь, на краю Земли Московской,

Поднялся укреплённый строй.

Он, назывался Белгородской

Оборонительной чертой.

 

Как богатырские заставы



Во свете утренней зари

Подняли маковицы-главы

И храмы, и монастыри…
1 вед.: Город Карпов был одним из важнейших городов белгородской засечной черты. За стенами деревянной крепо­сти-города располагались стрелецкие, казацкие, драгунские, пушкарские слободы, сохранившиеся до сих пор в виде сел с такими же названиями.
Где стоят пушкари – слобода,

Где стрельцы – молодцы - слобода,

И казаки гнут тоже сюда:

Становись на постой! – Слобода. –

И по дикому полю всему

Ладит ратный московский народ

Двор к двору…и названье селу

Так по службе своей и дает.

Вот и стало Пушкарное там

Здесь Казацкое да Стрелецкое…

Обживает Московье места

В диком поле – степи половецкой. И. Чернухин



2 вед.: «В документах середины ХVII и конца ХVIII ве­ков Карпов упоминается как один из самых значительных укреплений, ибо «опричь Карповского сторожевья […] на реке Ворскле через Муравский шлях того места крепчае нет». Карповское сторожевье располагалось на одной из трех главных дорог, по которым татары совершали грабительские набеги на Русь, - Муравском шляху (сакме)».
1 вед.: С годами крепло и расширялось Московское го­сударство. Одно за другим пали татарские ханства. Южная граница отодвинулась к Каспийскому и Черному морям. Крепости Белгородской оборонительной черты утратили во­енное назначение. Те города, что стояли на бойких дорогах, где были развиты ремесла и торговля, росли и крепли. Дру­гие, в их числе и Карпов, оказались вдалеке от оживленных дорог, стали приходить в упадок. Их жители расселялись по окрестным селам, уезжали на родину предков.

 
2 вед.: Постепенно город Карпов потерял свое значение, превратившись в село Карпов, а затем и вовсе исчез. В наши дни о крепости напоминают села Пушкарное, Стрелецкое, Драгунское, Казацкое, бывшие когда-то его пригородными слободами.

 

1 вед.: В 1658 году формируется Белгородский полк - крупное постоянное военное соединение, включавшее в себя все вооружённые силы на Белгородской черте и подчиняв­шееся Белгородскому воеводе.

Главным воеводой Белгородского полка был назначен князь, боярин Григорий Григорьевич Ромодановский, кото­рый был полноправным хозяином и главным начальником сторожевой и станичной службы.

Белгородский полк прославился во многих сражениях с татарами, в войне с Польшей, в Азовских походах Петра I и многократно получал благодарственное слово от царей Алексея Михайловича и Петра I, а его воины - личные на­грады золотыми, земельными, денежными пожалованиями.

 

2 вед.:  Многие поэты, писатели и художники, компо­зиторы воспевали казаков и казачество. Их привлекала каза­чья удаль, любовь к Родине и сочетание воинского долга и вольности.



1 вед.: «Молодому поколению русичей с призывом знать, помнить, беречь и приумножать великие традиции наших предков, память об их славных делах во имя великой России», - так обращается к своим читателям наш земляк, член Союза писателей России, добрый друг центральной библиотеки - Олег Кириллов, автор романов «Сыны Белго­родины», «Выбор», где описываются события, происходящие на нашей белгородской земле.

С первых страниц романа «Выбор» мы проникаемся симпатией к отважному человеку, искусному воину, пат­риоту - атаману Василию Крюкову.

С отрядом, в котором собраны преданные и хорошо обученные военному делу казаки, он не раз попадал в смер­тельно опасные ситуации, но никогда не допускал малоду­шия, мысли о предательстве или бегстве ради спасения жизни.

/ слайд книги О.Кириллова/
2 вед.: Вероломное нападение фашистской Германии на СССР вызвало среди казаков, как и всего советского на­рода, огромный подъем патриотизма. По станицам и хуторам прокатилась волна митингов. Участники их клялись громить врага до последнего вздоха.
1 вед.: С началом войны в казачьих станицах началось формирование добровольных сотен. На сборные пункты ка­заки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундиро­ванием и холодным оружием.

Славные боевые дела донских казаков вошли яркой страницей в героическую историю нашей Родины.

Казаки с честью и славой пронесли по военной тропе эс­тафету побед предшествовавших поколений.
2 вед.: Казаки-патриоты торжествовали победу. На скрижалях истории навечно остались имена советских ка­зачьих корпусов, дивизий и полков, генералов, офицеров и бойцов.

Они очистили от врага родные края, принесли на своих знаменах свободу народам Европы. В популярной песне гордо звучало: «Ка-за-ки, ка-за-ки, едут-едут по Бер­лину НАШИ казаки!»


/песня «Едут по Берлину наши казаки»/
262 казака были удостоены высокого звания Ге­роя Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий заслужили звания гвардейские.

Вместе с победоносными полками Красной Армии казачьи части прошли по Красной площади во время Парада Победы 24 июня 1945 г.


1 вед.: Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, по­гоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папа­хами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины.

/слайды/



2 вед.: Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый воору­жался, чем мог. Со второй половины XVIII века казаку по­ложено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье. С 1834 года была введена шашка или сабля – символ пол­ноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право об­ладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась напо­ловину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и уклады­валась в гроб к умершему казаку. Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ноше­ния шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню.


/слайды/
1 вед.: Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах.

Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.



/слайды/

2 вед.: С конца 80-х гг. ХХ века в Российской Феде­рации началось возрождение традиций, культуры и быта ка­заков, появились казачьи организации.

1 вед.: Казачьи общества и общественные объедине­ния российского казачества созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации. По предварительным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн. человек. В России 10 реестровых войсковых казачьих об­ществ (казачьих войск). Скоро появится 11-е войско – Цен­тральное, куда вощла и наша Белгородская область.

В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных уч­реждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.



/слайды/
2 вед.: И сейчас слово предоставляется атаману Яковлевского станичного казачьего общества, председателю местной организации ДОСААФ Юрию Игоревичу Воробь­еву.

1 вед.: Дорогие друзья! А сейчас предлагаем вам про­явить свои знания и умения, приняв участие в нашей интел­лектуальной викторине.

Викторина
(Слайд казак целует саблю.

Звучит фонограмма песни «Есаул молоденький»)

Раз, полунощной порою,

Сквозь туман и мрак,

Ехал тихо над рекою

Удалой казак
Черна шапка набекрени,

Весь жупан в пыли.

Пистолеты при колени,

Сабля до земли.



(А. С. Пушкин. «Казак»)

Свободомыслие, мужество, самоотверженность каза­ков вдохновляли лучших писателей, художников, компози­торов на создание произведений, прославляющих подвиги казачества, их самобытный уклад жизни, традиции.

О казаках писали Лермонтов, Гоголь, Тарас Шевченко, Лев Толстой, Шолохов, Шукшин и другие.

Основу для литературных произведений составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы (знаме­нитые письма запорожцев турецкому султану, сохранив­шиеся в нескольких списках), сказки и легенды.

Казаки были героями произведений и Александра Сергеевича Пушкина.

Вопрос: В каком произведении Пушкина одним из главных героев является казачий атаман? Назовите его имя.

Варианты ответов: в поэме "Медный всадник» в повести "Капитанская дочка"; в повести «Дубровский».
Отрывок из кинофильма «Капитанская дочка» (с 6.47 и до конца)

Как видите, казачий атаман Пугачев в «Капитан­ской дочке» не воспринимается как обычный бунтовщик, и даже как отрицательный герой. Он бунтует против вла­сти, но не против отечества. И поэтому Пугачев не лишен благородства, ему не чужды понятия чести и долга.

Все грехи мира могли быть прощены казаками, но не преда­тельство Отчизне и боевому братству, ибо "нет уз святее то­варищества".



Вопрос: В каких литературных произведениях измен­ник наказан за предательство смертью?

Варианты ответов: М. Ю. Лермонтов «Казачья ко­лыбельная», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Лев Толстой «Ка­заки».
Отрывок из кинофильма «Тарас Бульба»-убийство Андрия

Возвышенная любовь Андрия к прекрасной полячке не могла стать оправданием измены.

Казак большую часть времени проводил на кордонах, в походах. Забота о доме лежала на женщине. Постоянный мужской тяжелый труд и заботы, переданные ей на руки, дали особенно самостоятельный, мужественный характер женщине и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. Ка­зачки большей частью и сильнее, и умнее, и развитее, и кра­сивее казаков...



Вопрос: В каких из данных литературных произведе­ний показаны именно такие казачки?

Варианты ответов: Николай Гоголь «Страшная месть», Се­дых «Даурия», Михаил Шолохов «Тихий Дон».
Героиня романа Михаила Шолохова Аксинья, весьма независима и своевольна, — именно в ней воплощен образ типичной казачки: гордой, знающей себе цену, заставляю­щей с собой считаться: " Захотела, разлюбила... Кого за­хочу, того и люблю...".
Фрагмент фильма «Тихий Дон» (2.50 -4.22)
Жизненная дорога детей казаков была понятна и оче­видна — пройти строевую службу, бить врагов Отечества, растить потомство, а если придется — погибнуть, как отец и многие другие. Это выражалось даже в колыбельных песнях.
Сам узнаешь, будет время,

Бранное житьё;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмёшь ружьё.

Я седельце боевое

Шёлком разошью.

Спи, дитя моё родное,

Баюшки-баю.


Вопрос: Кому принадлежат эти строки?

Варианты ответов: Пушкину, Лермонтову, Некрасову.
Кавказская война дала новый фактический материал для отображения казачьей тематики в литературе. Начало казачьей кавказской теме заложили еще М.Ю. Лермонтов "Казачья колыбельная песня"и А.С.Пушкин "Под буркою казак, Кавказа властелин..."

Вопрос: Кто из писателей описал кавказских казаков со всеми подробностями характера, быта, поведения в бою, отношения к власти?

Варианты ответов: Лев Николаевич Толстой «Казаки», Александр Сергеевич Пушкин «Кавказский пленник», Васи­лий Шукшин «Я пришёл дать вам волю».
Гоголю принадлежит уникальное по образности и ко­лориту бытописание слободского казачества.

Вопрос: О каком произведении идёт речь?

Варианты ответов: «Шинель», "Вечера на хуторе близ Ди­каньки", «Мёртвые души».
Отрывок из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 мин.)
Слайд «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Вы, конечно же, не раз видели эту картину. На ней изображён не столько исторический факт, сколько "физиоло­гия смеха", некое качество казачьей удали и мужества, на­смешки, которую могут себе позволить только очень муже­ственные, уверенные в собственных силах и готовые на са­мопожертвование люди.

Вопрос: как называется картина и кто художник, на­писавший её?

Варианты ответов: Илья Репин, Перов, Васнецов

Сюжет картины отображает реальный факт: написа­ние запорожскими казаками кошевого атамана Ивана Сирко ответа на высокопарную и грозную грамоту турецкого сул­тана Магомета IV.


Слайд картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Задание: Допишите в название картины Василия Су­рикова «Покорение Сибири…» имя легендарного атамана.

Варианты ответов: Емельян Пугачёв, Степан Разин, Ермак.

Удаль, лихость, свободолюбие и самоотверженность казаков явились благодатной темой и для современных писателей. В нашей библиотеке представлен целый ряд книг из серии «Ка­зачий роман» и «Атаман». Но с ними мы познакомим вас уже в следующем году.


Вед.: На всех этапах своего развития казаки верой и правдой служили России. В суровом походном быту, в усло­виях постоянной опасности для жизни казаки проявляли удивительную стойкость, бесстрашие, выносливость, наход­чивость, умение защищать интересы Отечества. Казак дол­жен уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в обиходе казачьей жизни.

Конкурс «Казачата»

Приглашаются участники, становятся друг напротив друга и стараются сделать несколько приседаний с одной вытянутой ногой. Кто первый упадет или обопрется рукой о пол, тот проиграл.



Конкурс «Силачи»

«А теперь мы вас проверим,

Кто как силою владеет.

Не толчки, не тумаки,

Силу знать хотим руки»

Приглашаются желающие. Игроки разбиваются по парам и соревнуются в армрестлинге. Победителем стано­вится тот, кто первым положит руку соперника на стол. По­единок начинается по команде “Внимание! Марш!” и закан­чивается по команде “Стоп!”



Конкурс «Молодая - удалая»

По желанию выходят 2 девушки. Казачки, из покон веков, являются хранительницами домашнего очага.



Задание: Участники, с закрытыми глазами, должны распо­знать сорт крупы (гречиха, горох, фасоль, пшено, рис, ов­сянка).

Конкурс «Казачья мудрость»

Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорит казачье присловье. Пословицы и поговорки - это народная мудрость, в них отра­зилась поэтическая история народа. Мы начинаем, а вы про­должаете.



  1. Казачьему роду – нет переводу

  2. Терпи казак,- атаманом будешь

  3. Казачья голова – что под дождичком трава.

  4. Казак молчит, а все знает

  5. Где тревога, туда казаку и дорога.

  6. И один в поле воин, если по-казачьи скроен

  7.  На Дону что ни хутор, то своя запевка

  8.  Не атаман при булаве, а булава при атамане

  9.  Кто пули боится, тот в казаки не годится

  10.  Казак в бою, как орёл в небе

  11.  Казак без коня, что воин без ружья

  12. Казак с конём и ночью и днём

  13. Казан проверяют по звону, а казака - по слову

  14. Конь познается в езде – а друг в беде

  15. Лучше голову сложить, да казачьей чести не уро­нить.

  16. Хлеб да вода,- казацкая еда.

  17. Где враг, там и казак

  18. Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся.

  19. Старый конь борозды не испортит.

  20. Что казаку здорово, то немцу смерть

  21. Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

  22. Пристал, как степной репей


Вед.: Дорогие друзья! Наш экскурс завершен. Огромное всем спасибо за участие! До новых встреч!

Библиография:

  1. Загоровский В. Белгородская черта [Текст] / В. Загоров­ский. - Воронеж : Центр. - Чернозем. кн. изд-во, 1969 - 302 с.

  2. Краснов П. Жемчужины в имперской короне /П. Крас­нов //Родина. – № 5. - С. 14-16.

  3. Кириллов О.Е. Выбор: Историко-приключенческий ро­ман:[Кн.2] / Кириллов О.Е. . - Старый Оскол : Ста­рооскольская типография, 2004 - 496 с.

  4. Кириллов О.Е. Сыны Белгородины: Историко-приклю­ченч. роман / О.Е. Кириллов . - Старый Оскол : Старооскольская типография, 2002 - 432с.

  5. Награды и нагрудные знаки современного казачества. Центральное казачье войско [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://cossac-awards.narod.ru/Central_KV_files/CentralKV1.ht

  6. Расцвет казачества // История казачества России [Элек­тронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://kazak-history.ru/