Экономические аспекты политики изоляционизма республиканских кабинетов У. Гардинга и К. Кулиджа в США в 1920-е гг - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экономические аспекты глобальных проблем современности 1 371.22kb.
Фесянова Н. Л., ассистент филиал кгу в г. Набережные Челны американская... 1 76.53kb.
«Государственная служба». 2011. май-июнь.№3. С. 78-82. Кавказ. 1 135.61kb.
1 существенное улучшение оснащенности кабинетов Балахонихинской основной... 1 71.65kb.
Горькая правда о пиве и табаке Москва «Философская Книга» 2 602.06kb.
Национальной политики в Синьцзяне 1 180.04kb.
Программа вступительного экзамена 1 179.75kb.
Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «мировая экономика» 1 30.13kb.
Экономические аспекты морального устаревания техники Экономическая... 1 178.64kb.
Шолитика США во Вьетнаме (1950 -1963 гг.) Формирование основ политики... 1 198.74kb.
Учебник для вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М. 2 537.33kb.
Лучшие из лучших: муф привлекает ведущих экспертов для обсуждения... 1 59.05kb.
- 4 1234.94kb.
Экономические аспекты политики изоляционизма республиканских кабинетов У. Гардинга - страница №1/2

На правах рукописи

Вольфсон Самуил Борисович
Экономические аспекты политики

изоляционизма республиканских кабинетов У. Гардинга и К. Кулиджа в США в 1920-е гг.
специальность 07.00.03 – всеобщая история (новейшая история)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук

Москва

2011
Диссертация выполнена на кафедре всеобщей истории Исторического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук


Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор

Шпотов Борис Михайлович




Официальные оппоненты

доктор исторических наук



Листиков Сергей Владимирович
кандидат исторических наук

Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич


Ведущая организация – ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный университет

Защита диссертации состоится «____» _________ 2011 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д002.249.01 при Институте всеобщей истории РАН по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а (ауд. 1406)


С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института всеобщей истории РАН

Автореферат разослан «____»________________2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Н.Ф. Сокольская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Годы «нормализации» и «просперити» были временем множества перемен в политической практике и повседневной жизни Соединенных Штатов Америки. Актуальность темы диссертации связана прежде всего с тем, что концом эпохи «просперити» стал глобальный экономический кризис 1929-1933 гг., самый тяжелый в XX веке. Необходимость изучения его причин и процессов, которые привели к его началу или же, наоборот, были приостановлены вследствие наступления и развития кризиса, становится тем более важной в условиях нынешнего глобального экономического кризиса, который часто сравнивают именно с Великой депрессией.

Широко распространено мнение, что 1920-е годы в истории США были ознаменованы отказом от интернационалистской внешней политики администрации Вудро Вильсона в пользу традиционной политики изоляционизма. При этом под изоляционизмом понимают «сопротивление внешнеполитическому активизму», отказ от участия в международных организациях и блоках, отказ от каких-либо обязательств, способных втянуть страну в международный конфликт1.



Возникает вопрос о правомочности употребления такого термина по отношению к двадцатым годам XX в в истории США. Можно ли называть их периодом изоляционизма и можно ли считать бурное экономическое развитие США и быстро растущий оборот внешней торговли, повлиявшие на внешнеполитический курс, факторами, опровергающими теорию американского изоляционизма двадцатых годов? Ответы на эти вопросы позволят лучше понять сущность американского изоляционизма, а также оценить влияние внутри- и внешнеэкономических факторов на изменение международной политики Соединенных Штатов Америки в ХХ в. Этим также определяется актуальность темы исследования.
Объект исследования. Экономическую политику США в этот период чаще всего характеризуют термином laissez-faire, что означает максимальную степень государственного невмешательства в дела экономики2. Однако в условиях выхода американских компаний на рынки других стран, тем более такой масштабной экспансии американского бизнеса, как в 1920-е годы, подчас государственная поддержка крайне необходима. Более того, бизнес, начинающий развивать международные направления деятельности, становится непосредственно зависимым от внешнеполитической стратегии американского государства, особенно в политически нестабильных регионах мира. Экономические интересы американских корпораций начинают оказывать влияние на внешнеполитический курс США. С другой стороны, многие представители бизнес-элиты США требовали защиты внутреннего рынка от посягательств иностранных компаний и настаивали на проведении сильной протекционистской экономической политики. Это ставит под сомнение тот факт, что администрации У. Гардинга и К. Кулиджа придерживались принципа laissez-faire. Таким образом, объектом исследования является взаимосвязь идеологии, внешней политики и экономического курса, проводимого республиканскими администрациями Уоррена Гардинга и Калвина Кулиджа.

Предметом исследования является политика США по отношению к государствам Латинской Америки, Европы и стран Тихоокеанского региона, участие Соединенных Штатов в работе международных организаций и внутренняя политика, направленная на развитие американской экономики, а также внешнеэкономическая активность американского бизнеса в период 1921–1928 гг.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1921 по 1928 гг., то есть время нахождения в Белом доме республиканских президентских администраций У. Гардинга и К. Кулиджа. Внешняя политика США в предшествующий период в значительной мере определялась личностью президента Вудро Вильсона, а годы администрации Герберта Гувера были ознаменованы началом Великой депрессии, что в огромной мере изменило политический ландшафт страны. В плане экономической истории США изучаемый период охватывает время кризиса 1921-1923 гг. и бурного роста американской экономики, известного как эпоха «просперити».

Цель исследования состоит в выявлении экономических факторов, определявших внешнюю политику США в 1920-е гг., и степени их влияния на принятие политических решений.

Задачи исследования. Выполнение поставленной цели подразумевает рассмотрение следующих задач, связанных с проявлениями изоляционизма и протекционизма в американской внешней политике:

- Определить характер, сформулировать основные принципы и проследить изменение внешней политики администраций У. Гардинга и К. Кулиджа, обосновать, являлась ли она изоляционистской на протяжении всего рассматриваемого периода;

- Осмыслить изменение функций и принципов деятельности ведомств, отвечавших за внешнюю и внешнеэкономическую политику США в 1921–1928 гг. Определить соответствие внешнеэкономической политики США в 1920-е годы принципам laissez-faire;

- Выявить изменения американского внешнеполитического курса под влиянием растущей международной активности американского бизнеса;

- Проанализировать противоречия, возникшие между внешней политикой США и интересами американских компаний в 1920-х гг.;

- Выяснить, в какой степени бурное экономическое развитие США и быстро растущая внешняя торговля нивелировали изоляционистские тенденции во внешней политике американского государства в 1920-е годы.



Источниковая база диссертации весьма обширна и разнообразна. Корпус использованных источников можно разделить на следующие группы:

  • Источники государственного делопроизводства: протоколы заседаний конгресса, документы Государственного департамента США, в том числе дипломатическая переписка, отчеты о важных встречах, конференциях и международных форумах, отчеты и аналитические записки министерства торговли. При написании диссертации были привлечены многочисленные неопубликованные архивные документы из собрания Библиотеки конгресса и Национального архива США. Это документы Государственного департамента и министерства торговли США, личные бумаги генерального секретаря США Чарльза Эванса Хьюза, сенаторов Уильяма Боры, Элайу Рута, известного юриста Феликса Франкфуртера, президента США Калвина Кулиджа3.

Среди опубликованных источников государственного делопроизводства, использованных в диссертации, особое место занимают «Протоколы конгресса», которые содержат точки зрения различных сенаторов и конгрессменов по многим актуальным вопросам американской политики и экономики, помогают выявить сферы интересов, а также динамику развития взглядов политических партий и их членов. Значительный интерес представляют документы Государственного департамента, вышедшие в многотомном издании «Международные отношения Соединенных Штатов». Там содержится переписка Государственного секретаря с различными политическими и общественными деятелями, письма американских посланников за границей, отчеты о конференциях и других международных форумах4.

  • Программные и предвыборные документы политических партий и кандидатов в президенты США, центральное место среди которых занимают материалы выступлений президентов США: ежегодные послания конгрессу, речи, произнесенные во время президентских кампаний и инаугурационные речи5. Также были использованы тексты выступлений влиятельных политических и общественных деятелей, центральное место среди которых занимают ежегодные выступления президентов США перед обеими палатами конгресса. В этих посланиях в сжатой форме описывались все существенные с точки зрения Белого Дома политические, экономические и социальные проблемы, формулировались основные положения проводимой политики. Близки к ним по содержанию и инаугурационные речи президентов США. Разница заключается в том, что, вступая в должность, президент задавал курс развития страны на четырехлетний срок, вследствие чего инаугурационные речи носили более общий характер.

  • Статьи и памфлеты, авторство которых принадлежало видным политическим деятелям США: Э. Руту, Дж. Клейну, Р. Фосдику и другим6.

  • Личные бумаги американских политиков 1920-х гг., в первую очередь дневники и письма, как опубликованные, так и неопубликованные7.

  • Опубликованные мемуары американских политических и общественных деятелей в двадцатые годы. Большое внимание было уделено изучению мемуаров непосредственно Герберта Гувера и Калвина Кулиджа8.

  • Статистические источники по истории 1920-х гг. Комплекс использованной в диссертации исторической статистики состоит из материалов, опубликованных в издании "Историческая статистика Соединенных Штатов" и в статистических сборниках министерства торговли и Бюро переписи9.

  • Периодические издания: Нью-Йорк Таймс, Вашингтон Пост, Чикаго Трибьюн и Сан-Франциско Кроникл10.

  • В работе были также использованы опубликованные источники по истории американо-советских политических и экономических отношений в этот период11.

Степень научной разработанности проблемы.

Начало исторического изучения американского изоляционизма 1920-х гг. было положено великим американским историком Чарльзом Бирдом. В 1930 году он опубликовал работу "Подъем американской цивилизации"12. В ней были заложены основы двух направлений дальнейшего изучения этого периода: дипломатической и экономической истории 1920-х годов13. Бирд отмечал, что современное развитие Соединенных Штатов зиждется на "технологических достижениях машинного века", которые явились причиной роста американской экономики14. В связи с этим американское государство действовало на международной арене агрессивными методами, защищая и отстаивая "притязания американских торгово-промышленных предприятий"15. Однако по мнению убежденного прогрессиста Бирда это было негативным фактором развития Соединенных Штатов.

Однако данная точка зрения не возобладала в историографии США. Начиная с 1940-х годов и на протяжении более десяти лет, позиция большинства американских историков по вопросам изоляционизма двадцатых годов заключалась в полном признании того, что Соединенные Штаты, отказавшись от вступления в международные организации: Лигу Наций и Международный суд, введя протекционистские тарифы и, ограничив иммиграцию, обратились к изоляционизму.

Классическим примером таких оценок являются работы крупнейшего американского историка Артура Шлезингера-мл. Среди его поистине необъятного творческого наследия наиболее подробно период 1920-х гг. исследуется в работах "Пути к настоящему", "Век Рузвельта" и "Циклы американской истории"16. Шлезингер полагал, что двадцатые годы в истории США – это время полного господства изоляционизма17.

В большинстве своем историки все же занимали более взвешенные позиции. Так, например, авторитетный американский историк Селиг Адлер признает, что, Соединенные Штаты вели активную внешнюю политику. Но по его мнению, в основе эта политика была изоляционистской, так как была направлена на предотвращение излишних политических контактов США с остальным миром18. Селиг Адлер и целый ряд других крупных историков исследовали феномен "разочарования" американского общества в активной внешней политике19. Дж. Хикс отмечает переход на новый уровень сотрудничества государства и бизнеса в двадцатые годы, в том числе и во внешней политике, однако это, по его мнению, не позволяет говорить о несостоятельности теории изоляционизма20.

Историки изоляционизма уделяли большое внимание дипломатической истории США21. Основной их вывод состоял в том, что Америка устала от европейской войны и европейских проблем22. Они связывают воедино пацифистское движение в США, рост ксенофобии и усиление изоляционистских настроений в обществе, выразившихся в первую очередь во введении протекционистских тарифов23. Но, тщательно исследуя историю внешней политики США, они обращают меньше внимания на экономическую историю.

В середине-конце 1950-х набирает силу ревизионистское направление в изучении истории двадцатых годов. Это связано с исследованиями Уильяма Эпплтона Уильямса. Его работы находились под сильным влиянием двух крупнейших историков: Чарльза Бирда и Фредерика Тернера, автора "теории границы" в американской истории. В своей знаменитой статье "Миф об изоляционизме в 1920-е гг.", опубликованной впервые в 1954 году, он утверждает: "Широко распространенное предположение, что Соединенные Штаты были изоляционистскими с 1920 до 1932 гг. есть не больше, чем легенда"24. Напротив, он утверждает, что США на протяжении всего этого периода активно вмешивались в дела других государств. В целом его доказательства можно условно поделить на три группы: экономические, политические и дипломатические. Экономические доказательства сводятся к следующим утверждениям: американский бизнес активно выходил на внешние рынки, развитие экономики не могло позволить США оставаться в искусственной изоляции, и, самое главное, о каком изоляционизме, по мнению Уильямса, может идти речь, когда американское общество твердо уверено, что основой «просперити» является благополучие бизнеса, которому необходимо завоевывать мировые рынки. Основа политических доказательств – анализ взглядов крупнейших американских политиков на проблемы внешней политики. Уильямс приходит к выводу, что все те, кого принято называть изоляционистами, а именно: Генри Кабот Лодж, Уильям Бора, Хирам Джонсон совсем не были изоляционистами, и тем более, по его мнению, не был изоляционистом Чарльз Эванс Хьюз. Отсюда следует очевидный вывод, что американская политика не могла быть изоляционистской, так как среди виднейших американских политиков вообще не было сторонников изоляционизма.

В работе "Трагедия американской дипломатии" он замечает, что в 1898 году, начав войну с Испанией, США выбрали имперский путь развития25. Политика же двадцатых годов стала логичным продолжением, новой границей, которую перешли США в конструировании американской империи. На основе этих доказательств Уильямс и делает вывод, что изоляционизм двадцатых годов – это миф.

Однако в его доказательствах есть существенные недостатки. Во-первых, Уильямс использует очень узкий круг источников и литературы, он практически не пользуется иностранными архивами и литературой. Во-вторых, Уильямс не исследует подробно взаимоотношения США с другими странами, и не обращает внимания на отношение других стран к внешней политике США. Это позволяет усомниться в правильности его выводов.

Артур Шлезингер-мл. и Уильям Эпплтон Уильямс являются выразителями двух различных подходов в исследовании истории эпохи «просперити». Но при всем различии их концепций нельзя не заметить одного важного сходства: оба историка обращали внимание в первую очередь на длительные процессы в американской истории. Трактовки же этих процессов отличались во многом из-за принципиального различия их политических взглядов.

У У.Э. Уильямса было много учеников, продолживших изучение эпохи «просперити», так называемая «висконсинская школа». Одними из наиболее известных его учеников были К. Паррини и Р. Смит26. Они внесли значительный вклад в развитие двух направлений: экономической и дипломатической истории. Центр школы изучения американской дипломатической истории находился в университете штата Висконсин, с 1957 года в этом университете работал У.Э. Уильямс, а впоследствии и многие его ученики и последователи. Именно в издательстве этого университета увидели свет многие работы ревизионистов.

Ревизионисты настаивали, что изоляционизм двадцатых годов – это миф, созданный руками предвзятых или недобросовестных историков. Среди этого течения можно обозначить два основных направления. С одной стороны, многие историки утверждают, что в двадцатые годы США окончательно превращаются в империю. Среди историков этого направления стоит выделить Уоррена Коэна, К. Паррини и Л. Гарднера27. Они полагали, что двадцатые годы в США были временем становления американской империи. По мнению У. Коэна, США двадцатых годов – это "империя без сожалений", со всеми вытекающими отсюда последствиями: имперский менталитет, имперская внешняя и внутренняя политика28.

Второе направление ревизионистской историографии занимается в основном историей американского бизнеса. Исследователи, принадлжащие к данному течению, исходят из того, что основные усилия властей на международной арене были направлены на поддержание американского бизнеса29. Следовательно, именно участие американского бизнеса в мировой экономике, по мнению историков этого направления, определяло характер внешней политики. Но ввиду того, что география экономических интересов Соединенных Штатов неуклонно расширялась, теория американского изоляционизма становится несостоятельной30.

Под влиянием представленного в работах У. Уильямса анализа писем и выступлений американских cенаторов, традиционно считавшихся изоляционистами, многие историки-ревизионисты занялись созданием целого комплекса биографической литературы. Наибольшее число работ было посвящено Герберту Гуверу31, не были лишены внимания и президенты У. Гардинг и К. Кулидж32. Исторические биографии если и не изменили полностью отношение историков к не самым известным фигурам американской политической истории, то хотя бы открыли всю сложность и неоднозначность их взглядов и деятельности.

Особенность почти всех биографических трудов историков-ревизионистов заключается в принципиально положительной оценке личности и деятельности главного героя. Это делает биографические труды одновременно очень ценными, так как авторы обращают внимание на малоизвестные стороны жизни исторического персонажа, но и не объективными.

Историография истории США 1920-х гг. последних трех десятилетий, пожалуй, не столь богата яркими монографиями, однако все же многие так и нерешенные вопросы остаются в поле зрения современных историков. В первую очередь, это вопросы взаимоотношений государственных институтов и крупного частного бизнеса. Настоящим явлением в американской исторической науке стал выход работы известного исследователя Рона Черноу «Дом Моргана»33. Автору удалось создать точное и интересное описание жизни четырех поколений Морганов, в котором он сумел показать, насколько тесно они сотрудничали с различными государственными учреждениями и какую огромную роль играли в выработке внешнеполитических решений.

Целый ряд работ посвящен истории развития американского бизнеса в 1920-х гг. Необходимо отметить в особенности монографию Майры Уилкинс, в которой она описывает процесс превращения американских компаний в мультинациональные корпорации34.

Значительное число работ по истории двадцатых годов посвящено исследованию таких ныне модных направлений, как история повседневности или микроистория. Наибольшую ценность представляют работы Натана Миллера, который попытался создать небольшую «энциклопедию» американской жизни в 1920-е гг. в подражание известной работы Ф. Аллена. Исследования Марка Маккатчеона, Джексона Лирса, Майкла Пэрриша и Линн Дюмениль посвящены изучению социальных и культурных изменений, приведших к появлению культуры «потребительства» и соответствующим изменениям в представлении о роли и месте США на международной арене. В работах Дэвида Кайвига и Дэвида Голдберга последствия Первой мировой войны для США рассматриваются как корень большинства политических и социальных проблем в межвоенный период35.

Современная американская историография отличается повышенным интересом к изучению региональных особенностей внешней политики США в 1920-е гг. и к детальному рассмотрению истории их двусторонних отношений с другими странами36.

Как и в Соединенных Штатах, в 1960-е годы в советской историографии появляется целый ряд работ, отвергающих концепцию господства изоляционизма. Среди них необходимо упомянуть работы Н.Н. Иноземцева и Е.И. Поповой37. Н.Н. Иноземцев утверждает, что внешняя политика США была не изоляционистской, а империалистской, в этом он сходится с У. Уильямсом. Е.И. Попова делает несколько примечательных выводов: она отмечает принципиальные различия взглядов в стане противников Вильсона и Лиги Наций, а также доказывает, что за вопросом о вступлении в Лигу Наций стоял вопрос о разграничении полномочий президента и конгресса38. Тем самым она показывает несостоятельность традиционной концепции абсолютного изоляционизма американской внешней политики в 1920-е гг.

В 1970-е – 1980-е годы в советской историографии господствует точка зрения историков, которые полагали, что в 1920-е гг. внешняя политика США была изоляционистской39. При этом следует отметить, что рассматриваемый период в малой степени интересовал советских историков. Непосредственно истории двадцатых годов было посвящено небольшое количество работ, из которых наибольшее значение имеет исследование А.С. Маныкина40. В нем он проводит анализ американского изоляционизма двадцатых годов и анализирует его влияние на развитие внешней политики Соединенных Штатов.

Несмотря на очевидное идеологическое давление и творческую несвободу, советская историография отличается очень высоким уровнем работы с источниками и анализа информации. В современной российской историографии наиболее интересные работы по выбранному периоду посвящены феноменам американского национализма и империализма. Среди этих работ необходимо отметить монографию В.Л. Малькова "Путь к имперству: Америка в первой половине XX века" и книгу Н.И. Егоровой "Изоляционизм и внешняя политика США: 1933-1941"41. Работа Н.И. Егоровой посвящена в основном проблемам тридцатых годов, но она также обращает внимание на появление в двадцатых годах "чувства американской исключительности", напрямую связанного с феноменом изоляционизма42. Работы отечественных историков последних лет призывают к пересмотру традиционных концепций изучения истории 1920-х гг43.



В диссертации использованы также труды французских историков Ж.-Б. Дюрозеля, Р. Жиро, Р. Франка, И.-А. Нуайета и П. Игонне.

Методологической основой диссертации являются принципы научной объективности и историзма. Используются общенаучные методы исследования: анализ и описание, дедукция и индукция. Методология исследования в равной мере совмещает проблемный, хронологический, региональный и междисциплинарный подходы. Анализ фактического материала сочетается с изучением сквозных проблем, таких как изоляционизм и регионализм во внешней политике США. Решение поставленных задач потребовало также анализа экономической политики и глобальных экономических процессов 1920-х гг.

Научная новизна диссертации заключается в том что впервые в отечественной американистике проведен анализ американского протекционизма 1920-х гг. не как попытки выхода из экономического кризиса, а как следствия изоляционистских настроений, распространившихся в американском обществе эпохи «нормализации». Также впервые были уточнены и систематизированы основные принципы внешней политики Соединенных Штатов в 1920-е годы, существенно дополнен имеющийся в историографии материал по подготовке, принятию и оценке последствий нового иммиграционного и тарифного законодательства в 1920-е гг., подробно рассмотрены идеология и цели деятельности Г. Гувера на посту министра торговли США в 1921-1928 гг.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке общих курсов по истории США ХХ века, экономической истории, курса по истории международных отношений, и специальных курсов по истории межвоенного периода, источниковедению истории США, а также могут быть использованы при написании обобщающих трудов и учебных пособий по истории Соединенных Штатов.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на совместном заседании Центра североамериканской истории Институт всеобщей истории РАН и Кафедры всеобщей истории исторического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук. Результаты исследования отражены в публикациях автора: статьях, в том числе в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК, а также материалах конференций, проходивших в Институте всеобщей истории РАН, университете Джорджа Вашингтона, Колумбийском университете (США), университете г. Дарем (Великобритания).

Структура диссертационной работы. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет всесторонне проанализировать дискуссии по вопросам участия США в международных организациях, основные факторы развития отношений со странами Европы, Латинской Америки и Тихоокеанского региона, законодательные инициативы, направленные на усиление изоляционистских и протекционистских тенденций, развитие функций государственного аппарата для оказания более эффективной поддержки американским компаниям зарубежом, этапы и характер экспансии американского бизнеса за границу в 1920-е гг. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списков использованных архивных фондов, опубликованных источников и литературы.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его объект, предмет, хронологические рамки, формулируются цель и задачи исследования, указываются методологическая и источниковая база исследования, анализируется историография вопроса, указываются научная новизна и практическая значимость исследования, а также приводятся краткие биографии наиболее влиятельных в 1920-х гг. американских политиков, бизнесменов и общественных деятелей.



Первая глава «Внешняя политика США в двадцатые годы ХХ в.» состоит из пяти параграфов и посвящена анализу факторов, определявших характер американской дипломатии в 1921-1928 гг. В первом параграфе «Основные принципы внешней политики США» обозначены и рассмотрены важнейшие доктрины международной политики Соединенных Штатов в 1920-е гг.:

Поддержание стабильности в мире – смысл данного положения очевиден из названия. Следует отметить, что этот принцип американской внешней политики был во многом продиктован развитием американского бизнеса и необходимостью нахождения новых рынков сбыта. В рамках данного принципа была развернута широкая пропаганда разоружения и недопущения войны и революций.

Принципы "открытых дверей" и "свободных рук" – эти принципы были фактически равнозначны в риторике американских политических деятелей 1920-х гг. и означали предоставление всем иностранным компаниям и гражданам равных возможностей. Этот принцип имеет явный экономический подтекст, т.к. именно отсутствие равных возможностей для американских компаний на мировых рынках было одной из основных проблем американской внешнеэкономической политики.

Безусловный принцип наибольшего благоприятствования – это основной принцип при заключении двусторонних соглашений с другими странами. Он подразумевает, что самые лучшие условия договора с одной страной должны быть распространены на договор с любой другой страной. Без этого принципа невозможно понять действие 317-й статьи закона Фордни–МакКамбера, которая позволяла президенту США повышать пошлины на импорт на пятьдесят процентов.



Доктрина Монро – традиционная проамериканская доктрина, значение которой в начале двадцатых годов понимается в соответствии с пояснением Теодора Рузвельта: европейские страны не должны вмешиваться в дела Северной и Латинской Америк, не подразумевая невмешательства США в дела других регионов мира, но уже к середине десятилетия происходит фактический отказ от столь агрессивной трактовки.

Принцип регионализма – всю американскую внешнюю политику 1920-х гг. можно условно разделить на три основных направления: американская политика, тихоокеанская политика, европейская политика.

Во втором параграфе первой главы «Проблема участия США в международных организациях» рассматривается еще одна сфера деятельности американской внешней политики – участие в работе Лиги Наций и Международного суда.

Проблема вступления в Лигу Наций вызвала настоящий раскол в американском истеблишменте. Политические элиты разделились на два лагеря: вильсонистов и изоляционистов. Позиция вильсонистов заключалась в поддержке вступления США в Лигу Наций и подписания версальских соглашений. Среди влиятельных вильсонистов следует упомянуть полковника Хауза, Р. Лэнсинга, Б. Баруха. В лагере изоляционистов отсутствовало такое единство мнений, как у вильсонистов, и, более того, большинство изоляционистов выступало не против Лиги Наций как таковой, но их не устраивали некоторые положения устава Лиги Наций – например, известная 10 статья, регламентировавшая отношения стран-членов Лиги Наций со странами-агрессорами. К числу непримиримых противников Лиги Наций относились группа сенаторов во главе с Уильямом Борой и Хирамом Джонсоном, хотя У. Уильямс пытается доказать, что ни Бора, ни Уильямс не были изоляционистами. Любопытно также и то, что к числу сторонников вступления в Лигу Наций относились и Г. Гувер, Ч. Хьюз и Ф. Келлог. Последний даже предлагал В. Вильсону компромисс, на который были согласны пойти европейские страны, но Вильсон остался непреклонен. Таким образом, была принята резолюция Г. Лоджа, по которой США были готовы вступить в Лигу только с очень большими оговорками.



Вопрос о вступлении в Международный суд поначалу выглядел сверх-очевидным, т.к. ни один из крупных политических лидеров не выступал против вступления, однако рассмотрение этого вопроса затягивалось, и у этой инициативы появилась серьезная оппозиция, руководимая Д. Ридом, А. Бевериджем и Д. Пеппером. В результате борьбы в сенате была принята поправка Свэнсона, подразумевающая, что США могут не выполнять неправильные, на их взгляд, решения суда. Однако следует заметить, что ни Лига Наций, ни Международный суд не стали играть той роли, которая виделась В. Вильсону. К тому же нельзя забывать, что на протяжении двадцатых годов США участвовали почти во всех конференциях и совещаниях Лиги и присоединились к тридцати восьми конвенциям Лиги Наций! Таким образом, как возмущенно говорили некоторые изоляционисты того времени, США вошли в эту организацию «через заднюю дверь».

Третий параграф первой главы «Политика США в Латинской Америке» посвящен исследованию деятельности американской дипломатии в странах Латинской Америки. В этом параграфе показано, что политика США в Латинской Америке никак не может быть названа изоляционистской. Анализируются случаи прямого американского вмешательства во внутренние дела Мексики, когда США фактически вынудили президентов Обрегона и Кальеса изменить некоторые положения национальной конституции. Широко известна американская военная операция в Никарагуа против войск Сакасо, Монкадо и Сандино. Американские войска находились на территории Гондураса, Кубы, Гаити и в зоне Панамского канала.

В четвертом параграфе «Политика США в Тихоокеанском регионе» анализируются проблемы, с которыми столкнулась американская дипломатия в Юго-Восточной Азии. Основным направлением внешней политики США в этом регионе стала Япония, так как крупнейший американский инвестор – Дом Моргана – выбрал именно ее для масштабных капиталовложений. Это привело в итоге к тому, что Маньчжурия была захвачена японскими войсками фактически на американские деньги. В отношении Китая США пытались вести политику "открытых дверей", что в условиях экономической мощи Соединенных Штатах давало им определенные преимущества перед европейскими конкурентами. На Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. был заключен известный договор девяти держав, по которому Китай фактически становился зависимой от участников договора страной. В Китае пересеклись интересы крупнейших держав того времени – Англии, Франции, США и Японии. Не стоит забывать, что в это время Китай находился в пучине гражданской войны, что усложняло ведение разумной внешней политики.

В пятом параграфе «Политика США в Европе» – изучаются два больших достижения американской дипломатии: план Дауэса и пакт Бриана–Келлога. План Дауэса был разработан для стабилизации немецкой экономики, и, следовательно, для стабилизации политической ситуации в Европе. США были чрезвычайно обеспокоены введением французских и бельгийских войск в Рурскую область и угрозой новой европейской войны. Тогда, несмотря на протесты части американского бизнеса, был введен в действие план предоставления Германии больших кредитов для восстановления промышленности и выплаты репараций. Американские банкиры выделяли самую большую сумму – 1.1 миллиарда долларов. Ч. Дауэс стал лауреатом нобелевской премии мира, а сам план, к сожалению, закончился неудачей, что стало очевидно в тридцатые годы, но многие настораживающие факторы (такие, как безудержный рост внешней задолженности Германии, не способствующий экономическому развитию) проявились и раньше.

Пакт Бриана–Келлога – это тоже достижение американской дипломатии, которое, вопреки общепринятому взгляду, носило изоляционистский характер. В 1927 г. видный деятель пацифистского движения в США Дж. Шотвелл привез предложение французского министра иностранных дел Аристида Бриана заключить договор между Францией и США, который предполагал бы решение всех возможных вопросов мирным путем. Франция в это время выстраивает собственную систему международной безопасности, но американские лидеры не хотели обременять себя двусторонними обязательствами подобного рода, поэтому Ф. Келлог сделал А. Бриану предложение, от которого тот не мог отказаться. Он предложил расширить рамки договора и пригласить другие страны присоединиться к нему. Так появился пакт об объявлении войны вне закона. Таким образом, как показывает анализ, основной задачей США в данном случае было не-подписание двустороннего соглашения с Францией. В результате был составлен и принят документ, априори невозможный к выполнению.

Яркой иллюстрацией ведения американской внешней политики является история отношений США с Советской Россией, которые в двадцатые годы складывались очень сложно. С одной стороны, правительства Гардинга–Кулиджа–Гувера принципиально отказывались официально признать Советскую Россию. Государственный департамент занял предельно жесткую позицию по вопросу включения СССР в Шпицбергенские соглашения, определивших международно-правовой статус архипелага Шпицберген. Но, с другой стороны, как показали исследования В.К. Фураева и Г. Севостьянова, американские инвестиции в Россию все время возрастали, и в торгово-экономической сфере было налажено плотное неофициальное сотрудничество.

Во второй главе диссертационной работы, которая называется «Политика республиканских кабинетов У. Гардинга и К. Кулиджа и проблема экономического регулирования» было рассмотрено и отчасти оспорено широко распространенное мнение о том, что республиканские кабинеты старались вести традиционную экономическую политику, основанную на принципе laissez-faire, невмешательства государства в экономику. Эта глава состоит из трех параграфов.

В первом параграфе второй главы «Иммиграционное законодательство США 1920-х годов» рассматриваются акты, направленные на ограничение въезда в США для иммирантов, принятые конгрессом в 1921 и 1924 гг.

В условиях послевоенного экономического кризиса и безработицы предложения противников свободной иммиграции пользовались поддержкой и у населения, и среди членов конгресса. Еще при президенте В. Вильсоне громко раздавались голоса, требующие ограничить иммиграцию. Причины носили экономический (рост безработицы и расходов бюджета) и психологический («красная угроза», рост ксенофобии) характер. Однако, как показывает анализ принятых предложений по изменению статуса резидентов иностранного происхождения, уже проживающих на территории США, определяющей причиной принятия закона 1921 г., вводившего квоты на въезд в США для представителей различных наций, был экономический фактор. Любопытно, что на ограничении иммиграции настаивали, в первую очередь, фермерские круги, тогда как крупной промышленности ограничение иммиграции было во всех смыслах невыгодно. В 1924 г. принимается новый иммиграционный закон, который фактически запрещал въезд в США гражданам азиатских стран (особенно была возмущена этим Япония), и отдавал предпочтение выходцам из стран Северо-Западной Европы (Англия, Германия, Ирландия, Швеция, Норвегия). Безусловно, иммиграционные законы были проявлением изоляционистских настроений, особенно это верно по отношению к закону 1924 г., когда экономические причины носили явно второстепенный характер.



Второй параграф «Тарифное законодательство США 1920-х годов» посвящен изучению мер по повышению пошлин на импорт, предпринятых администраццией президента и конгрессом США в рассматривыемый период. Тарифное законодательство 1920-х гг. имело отчетливый протекционистский характер, как показывает анализ дебатов конгресса, решения о повышении тарифов были приняты в связи с необходимостью поддержки сельского хозяйства, находившегося в глубоком кризисе. Это совершенно очевидно при принятии чрезвычайного тарифного закона, и менее очевидно при прохождении закона Фордни–МакКамбера. В последнем случае были замешаны интересы и крупных промышленных компаний, пытавшихся провести поправку об эмбарго на ввоз химикатов и красителей, что, в свою очередь, не устраивало сенаторов и конгрессменов от аграрных штатов. Отдельного упоминания заслуживает 317-я статья этого закона, по которой президент мог менять ставку тарифа на 50%, что придавало закону необходимую гибкость и очень хорошо сочеталось с безусловным режимом наибольшего благоприятствования. С другой стороны, в диссертации представлены примеры того, как американские бизнесмены пытались добиться отмены этого тарифа, так как он в большей степени мешал, чем способствовал развитию бизнеса.

Третий параграф второй главы диссертационной работы «Деятельность Герберта Гувера. Министерство торговли и помощь американскому бизнесу» рассматривает основные направления усилий Г. Гувера по защите интересов американских компаний на зарубежных рынках. , что деятельность Г. Гувера на посту министра торговли имела целью создать универсальную структуру для консультирования американского бизнеса, чтобы добиться его большей активности на мировых рынках. В диссертации отмечается, что Гувер как человек с большим деловым и административным опытом принципиально не терпел никакого непрофессионализма, поэтому в его ведомство привлекали людей, много проработавших в бизнесе. Это привело к тому, что Г. Гувер пытался реформировать работу министерства по образу коммерческой корпорации.

Выделяются четыре основных направления деятельности министра торговли: реорганизация правительства (впрочем, ему удалось обновить только министерство торговли), консультирование американского бизнеса в вопросах международной экономики, борьба с иностранными монополиями и контроль над займами и инвестициями за границу. По всем этим направлениям Гувер вел активную работу, которая во многом завершилась успешно. Он сумел перестроить принципы сотрудничества министерства торговли и госдепа, создал налаженный аппарат консультирования американских бизнесменов, сумел одержать победу в борьбе против плана Стивенсона, ограничивающего производство каучука в английских колониях, и сумел наладить сотрудничество с крупнейшими банками по вопросам инвестирования в иностранные экономики.



Третья глава диссертационной работы «Экспансия США на мировые рынки в 1920-е гг.» состоит из двух параграфов, и посвящена анализу американской экономической экспансии на мировые рынки.

В первом параграфе «Проблема военных долгов» исследуются проблемы взаимодействия властей и крупных американских финансовых компаний в вопросах предоставления кредитов иностранным государствам и взимания долгов, взятых союзниками США в годы Первой мировой войны.

На примерах решения вопросов о выделении кредитов Франции, Бельгии, Чехословакии и Италии показано, что Государственный департамент предпринимал все возможные шаги, чтобы воспрепятствовать выдаче американских частных кредитов странам, не решившим вопросы о выплате военных долгов. Таким образом, частные компании помогали американской дипломатии, иногда даже против своей воли, оказывать давление на зарубежные государства в спорах по возвращению военных займов. Причем, представители банковских групп часто выполняли функции посредников в переговорах между Государственным департаментом и правительством страны-должника. В этом параграфе также отмечается, что после заключения соглашения по консолидации долгов отношения США со страной-подписантом заметно улучшались, тем самым, способствуя укреплению двусторонних международных контактов.



Во втором параграфе третьей главы «Американский бизнес и мировая экономика» исследуется деятельность финансовых и промышленных компаний США за границей. Отмечается, что американские инвестиции в мировую экономику возросли в несколько раз. Больше половины всего экспорта США уходило в Европу. Во время Первой мировой войны многократно улучшились коммуникации между Старым и Новым Светом. Джеймс Скримсер основывает компанию "All American Cables", занимающуюся производством и обслуживанием кабельных линий. При президенте Вильсоне эта компания начинает конкурировать с британской “Western Union”. Правительство Соединенных Штатов начинает процесс против “Western Union”. Американский бизнес освоил и беспроводную систему передачи информации – радио. С подачи того же Вильсона компании “General Electrics”, “American Telephone and Telegraph” (AT&T) и “United Fruit” создают новую компанию – “Radio Corporation of America” (RCA) во главе с Оуэном Янгом. Уже к началу двадцатых годов контроль над радио в Западном полушарии переходит к американцам. “Radio Corporation of America” поглощает многие британские, французские и немецкие радиокомпании. Огромную роль в усилении американского влияния в Европе сыграл кинематограф. Американские фильмы занимали примерно 85 % от общего кинопроката европейских стран. Американская компания “Kodak” производила 75 % кинопленки в год. Огромные автомобильные заводы в Европе строят компании “Ford” и “General Motors”.

Приводимая в диссертации статистика показывает, что прямые частные инвестиции имели постоянную тенденцию к росту вплоть до 1929 г., это свидетельствует о росте интереса американского бизнеса к управлению иностранными активами и вероятно означает повышение внимания со стороны промышленных групп к иностранным рынкам производства. Однако также отмечается тот факт, что темпы роста прямых зарубежных частных инвестиций ниже, чем темпы роста портфельных и краткосрочных вложений. Это показывает, насколько финансовые группы оказались более активны в экспансии американского бизнеса, чем промышленность и сельское хозяйство. Это подтверждается, в том числе, анализом торговой статистики США 1920-х гг.

В Заключении формулируются основные выводы исследования. Подчеркивается, что США не вели специально активную политику в Европе, но интересы американского бизнеса вынуждали американцев все чаще и чаще обращаться к европейским проблемам.

В результате анализа иммиграционного и тарифного законодательства становится очевидно, что, несмотря на господство экономической теории laissez-faire, вмешательство американского государства в экономику имело постоянный характер. Однако государство старалось не принимать прямых мер воздействия, таких, как государственное финансирование предприятий или сельского хозяйства. Также становится заметно, что крупный американский бизнес выступал против некоторых изоляционистских шагов, предпринятых конгрессом и правительством США, например, против роста пошлин на импорт товаров из-за рубежа.

Многим крупным американским компаниям было невыгодно ограничение иммиграции, как, впрочем, они не нуждались в дополнительных мерах по защите своих рынков сбыта при помощи повышения тарифов. Основными сторонниками введения тарифов были работники сельского хозяйства, фермеры. Ни промышленные, ни банковские круги не были столь сильно заинтересованы в создании высоких тарифных барьеров. Более того, как показывает деятельность министерства торговли, правительство Соединенных Штатов не ставило целью усиление изоляционистских тенденций, наоборот, Герберт Гувер активно способствовал развитию экономического интернационализма. Принятие иммиграционного акта 1924 года было скорее продиктовано политическими целями, чем экономическими интересами. В меньшей степени это касается и тарифа Фордни-Маккамбера.

Таким образом, в диссертации делается вывод, что принятие основных протекционистских законов республиканских администраций 1920-х гг., приведших к ограничению иммиграции и повышению тарифов, осуществлялось не столько для того, чтобы разрешить экономические проблемы, сколько для того, чтобы удовлетворить изоляционистские настроения американской политической элиты. Изоляционистские тенденции, усилившиеся в начале 1920-х годов, возобладали над экономической целесообразностью, и даже сопротивление многих представителей бизнеса принятию протекционистских мер оказалось недостаточным.

Налицо несоответствие экономических требований эпохи и политических средств их реализации, иными словами, экономическое развитие США шло заметно быстрее социально-политического. В правительстве были такие люди, как Герберт Гувер, которые пытались реформировать государственную структуру в соответствии с требованиями экономики, но наталкивались при этом на противодействие различных политиков и групп интересов.

Как показал анализ внешнеполитической деятельности Государственного департамента, политика США в странах Латинской Америки и Тихоокеанского регионов по сути не являлась изоляционистской. Соединенные Штаты не только принимали участие в решении различных региональных вопросов, но и активно участвовали, и, более того, были одним из инициаторов создания и развития международных региональных организаций. США также принимали активное участие во многих европейских делах и в работе международных конференций и конгрессов, участниками которых были ведущие европейские державы. Помимо этого, можно заметить, что к концу 1920-х годов США имели уже значительно больший вес на международной арене, чем во время Версальской конференции. Также становится очевидным тот факт, что в двадцатые годы Государственный департамент и другие ведомства, особенно министерство торговли, активно совершенствовали свои дипломатические навыки, что позволило разрешить целый ряд непростых международных проблем, таких, как вопросы военных долгов, борьбы с иностранными монополиями, поддержки американской экономической экспансии.

С другой стороны, отказ от вступления в Лигу Наций, новая иммиграционная политика, отказ от оформления официальных дипломатических отношений с Советской Россией – проявления явно изоляционистских начал в политическом курсе республиканских администраций. Следует заключить, что развитие американского изоляционизма в 1920-е годы привело не только к отказу от официального участия в Лиге Наций, но и к усилению протекционизма.

Однако двадцатые годы никак нельзя назвать периодом стагнации во внешней политике США. Растущие экономические интересы к концу двадцатых годов вынудили США фактически отказаться от многих шагов, предпринятых в начале десятилетия. Приблизительно с конца 1926 – 1927 гг. отчетливо прослеживается тенденция к отказу от изоляционистских мер во внешней политике, которая была прервана только началом Великой депрессии.


следующая страница >>