Экономические аспекты глобальных проблем современности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вода основа жизни на Земле. Интегрированный двухчасовой урок по химии... 1 204.22kb.
Урок немецкого языка в 10-м классе на тему "Экологические проблемы... 1 35.27kb.
Освещение вопросов религии в казахстанских сми 1 46.22kb.
Горькая правда о пиве и табаке Москва «Философская Книга» 2 602.06kb.
«вильям шекспир человек, драматург, поэт» 1 126.82kb.
Экономические аспекты политики изоляционизма республиканских кабинетов У. 2 358.13kb.
Программа вступительного экзамена 1 179.75kb.
Экономические аспекты морального устаревания техники Экономическая... 1 178.64kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 2 359.33kb.
Кризис, покупайте, когда все продают Экономические новости 03. 1 27.32kb.
Тайные армии о малоизвестных сторонах глобальных процессов корреспонденту... 1 100.14kb.
Отчет по преддипломной практике Отчет 1 186.84kb.
- 4 1234.94kb.
Экономические аспекты глобальных проблем современности - страница №1/1




Экономические аспекты глобальных проблем современности

Стр.Введение1.Причины возникновения глобальных проблем.2.Глобальные проблемы экономики. 2.1.Разоружение ради развития. 2.2.Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса. 2.3.Управление природопользованием. Подходы к разработке национальных экологических программ. 2.4.Проблема продовольствия и пути ее разрешения. 2.4.1.Сокращение зон нищеты, голода и болезней.3.Проблемы НТП и проблемы образования в мире.4.Взаимозависимый характер решения глобальных проблем.ЗаключениеСписок использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Перед современным человечеством встал целый ряд проблем, которыеблагодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получилиназвание глобальных. Это проблемы предотвращения ядерной войны, охраныокружающей среды, освоения космического пространства и т.д. Тема является актуальной, так как глобальные проблемы имеютобщепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всехстран и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены,находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решениягрозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей.Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуютгромадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил инародов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей. К анализу глобальных проблем на международном уровне сложились разныеподходы, впитавшие достижения философской и экономической мысли. Этотехнологический подход, который опирается на универсальность науки каксилы, изменяющей общество прямо и непосредственно, вне зависимости отсоциальных факторов, и так называемый социально-этический, рассматривающийсовременный этап существования и хозяйственной деятельности человека какугрозу для гармонии и равновесия. Оба они оказывают влияние на проводимыеразработки и хозяйственную политику, формируют общественное мнение по этимвопросам. Заслуживают внимания работы ученых В.Леонтьева, Я.Тинбергена,разработки Э.Пестеля, Д.Медоуза, М. Месаровича и др., в которых воплощенинтегрированный эколого-экономический подход к категориям благосостояния,эффективности общественного производства, производительности общественноготруда и другим социально-экономическим явлениям и процессам. В рамкахглобального мышления сформировались основные выводы о: необходимости международного подхода к повышению роли международныхорганов; повышении роли и ответственности всех субъектов хозяйствования иполитической жизни перед всем миром; выработке и реализации на национальном и международном уровнеправовых и общеэкономических условий природопользования (стандартов,качества, норм, оплаты и т.д.); координации усилий по достижению строго определенных целей напланетарном уровне; переходе в течение следующих трех десятилетий мировойсоциоэкономической системы к качественно новому способу развития. Качественно новый способ развития предполагает создание условий дляглобального равновесия. Равновесие заставит отказаться от бесконтрольногопотребления ресурсов, расточительства в материально и духовной сферах,затрат на вооружение. Оно освободит человечество от загрязнения среды иугрозы катастрофы мировой системы, установит новый цивилизованный мировойпорядок. В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с разоружениемстран, управление природопользованием, проблемы продовольствия и пути ееразрешения, проблемы НТП и проблемы образования в мире. Глава 1.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Поскольку глобальные проблемы – результат качественных изменений вразвитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д.,их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотримнекоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельностьчеловека. Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальнымпротиворечиям, является в первую очередь накопление громаднойпроизводственной мощности. Оно оказывало давление на природу,способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земливозросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности – в 20. Переход кпостиндустриализму изменил целевые установки общественного производства.Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитиюпроизводства сопровождались структурными кризисами, неравномерностьюразвития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военномделе, который поставил под угрозу самого человека как биологическоесущество. Особое место в обострении глобальных проблем занимает научно-технический прогресс. Масштабы его воздействия на окружающую среду не имеютподобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается нетолько отходами производства, но и совершенно новыми веществамипроизводственной деятельности, которые не разлагаются под воздействиеместественных процессов. Проблема загрязнения окружающей среды и утилизацииотходов (особенно радиоактивных) приобрела планетарный характер. Научно-технический прогресс способствовал возникновению и ряда другихпроблем, затрагивающих интересы всей цивилизации: обуздания гонкивооружения, освоение космоса и Мирового океана и др.[1,с.50] При всем различии глобальные проблемы имеют ряд общих черт,позволяющих объединить их в единое, хотя и внутренне противоречивое целое.Прежде всего каждая из них и все они, вместе взятые, принципиально важныдля судеб человечества, а задержка с их разрешением грозит гибельюцивилизации или ухудшением условий жизни и производственной деятельности наЗемле. Они характеризуются глубокой связью между собой и взаимозависимостьюсвоих экономических, политических, научно-технических и других аспектов. Вглобальных проблемах отражаются углубление и усложнение мирохозяйственныхсвязей и интернационализация других сторон общественной жизни. Наконец, особенность глобальных проблем в том, что они могут бытьрешены лишь на основе усилий всех государств мира, ибо абсолютно все народызаинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной катастрофе,от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др. Найти совместноерешение этих проблем – значит обеспечить условия выживания всех народов ивозможности дальнейшего поступательного развития цивилизации. Глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов иявлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своиммасштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народоввсех стран независимо от их социального строя, уровня экономическогоразвития и географического положения.[3,с.318]Глава 2.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей привелок возрастанию глобальных проблем человеческой цивилизации. К ним относятсяпрежде всего проблемы военной угрозы, малоразвитость значительной частимира, продовольственный, энергетический и др. кризисы. Они оказываютвоздействие на структуру мирового и национального воспроизводства, динамикуэкономических процессов. Характерная черта глобальных проблем – их мера значимости дляобщественного развития. Это касается как экологических, так и проблембезопасности при решении социальных конфликтов и т.д. Оптимизацияокружающей среды – это предпосылка общественного развития. Кроме того,поскольку познание законов развития общества невозможно без изучения ииспользования законов природы, вмешательство в любой глобальный процесснеизбежно влечет за собой цепные реакции, распространенные на многие сферы. Еще одной характерной чертой глобальных противоречий является то, чтоих источники в основной своей массе позитивны, т.е. связаны с ростомпроизводства и благосостояния людей. Для характеристики глобальных проблем можно использоватьклассификацию, принятую международными организациями. 1.Проблемы, связанные с основными социально-экономическими иполитическими задачами человечества: предотвращение мировой войны; немилитаризация Космоса; предотвращение гонки вооружений и разоружение; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса,преодоление отставания в развитии слаборазвитых стран. 2.Комплекс проблем, касающихся взаимоотношений человека, общества иНТР: эффективность использования достижений НТР; проведение демографической политики; совершенствование системы образования; ликвидация негативного влияния техники на человека. 3.Проблемы, связанные с социально-экономическими процессами иокружающей средой: решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем; мирное освоение Космоса и богатств Мирового океана; устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями. Данная классификация выделяет только первоочередные задачи, стоящиеперед мировым сообществом.[3,с.35-36]2.1.РАЗОРУЖЕНИЕ РАДИ РАЗВИТИЯ Наиболее острой проблемой современности является проблема войны имира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические,идеологические и политические причины, было связано со структуроймеждународных отношений. Оно привело к накоплению огромного количествабоеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные,финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Гонка вооруженийобошлась человечеству дорого. Только военные конфликты, имевшие место с1945 г. до конца 80-х гг. нашего столетия, обернулись потерями 10млн.человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мирепревысили 1 трлн.дол. в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Так,например, в США они составили 8%, в бывшем СССР – до 18% ВНП и 60%продукции машиностроения. Военным производством заняты 60 млн.человек. Выражениемсверхмилитаризованности мира является наличие у шести стран ядерного оружияв количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятковраз. К настоящему времени сложились следующие критерии определения степенимилитаризации общества: доля военных расходов по отношению к ВНП;количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил; объеммобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степеньвоенизации жизни, быта, семьи; интенсивность использования военного насилияво внутренней и внешней политике. С этих позиций можно выделить ряд уровнеймилитаризованности общества: сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета); сверхдостаточный; оборонительной достаточности и поддержкиизменения не только внутренней стабильности. Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-е гг. какследствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блокастран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблениюатмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок,пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран,которые довели расходы до минимума, процветают благодаря такой политике(Австрия, Швеция, Швейцария). Наметился переход от экстенсивного пути к интенсивному в областипроизводства вооружения. Новая техника предопределила способов ведениябоевых действий, но и приоритетов качественных параметров в структуревооруженных сил. Модернизация вооружений продолжается, подталкиваемая новымэтапом военно-технической революции. Но военные нужды ассигнуются крупныесуммы. Так, например, военный бюджет США, возросший до 300 млрд.дол.,намечено сокращать не более чем на 3% ежегодно. Сохраняется колоссальныйарсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовойвоенной техники по планете, в результате чего она попадает в очагиполитической напряженности и нестабильности, создает критические ситуации.[1,c.486] По оценке военного ведомства США на протяжении 90-х гг.приблизительно 30 стран будут обладать химическим оружием, 10 – производитьбиологическое оружие и столько же обладать ядерным потенциалом. К 2000 г.около 15 развивающихся стран смогут самостоятельно производитьбаллистические ракеты. Особенно неблагоприятные последствия имела гонкавооружений на экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. Насоздание ВПК и содержание огромной армии потрачено до 80-90% национальныхресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых.Удовлетворение потребностей людей постоянно отставало от их запросов. Вгосударстве накопились структурные и социальные проблемы. Поэтому возникланеобходимость пересмотра национальных военных доктрин с ориентацией наконверсию военного производства и демилитаризацию (т.е. согласованное врамках мирового сообщества снижение военной мощи государства донеобходимого уровня – исключительно для обороны). Конверсия представляет собой перепрофилирование экономики исопровождается материальными и моральными издержками, порождает многопроблем в области занятости и структуры экономики. Структурная перестройкаможет идти двумя путями: первый состоит в перепрофилировании экономики ипереключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных с разработкой ипроизводством вооружения и военной техники, на выпуск продукциигражданского назначения; второй – в наращивании выпуска гражданскойпродукции при одновременном, параллельном сохранении в меньшем объемевоенного производства или его снижении. Это процесс диверсификации.Размежевать эти процессы крайне трудно. счет прибавочного продукта, создаваемого в 1 и 2 подразделенияхобщественного производства. Практически конверсия была осуществлена послепервой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военныерасходы сократились с 41 до 4% ВНП в 1947 г., при этом вырос выпускгражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР конверсияТеоретическая возможность конверсии доказывается тем, что ВПК содержится зав 1950 г. дала возможность восстановить народное хозяйство, увеличитьнациональный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г. Следующий этап конверсии в СССР был осуществлен в 60-е гг.: армиябыла сокращена на 2 млн.человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. Вследующем десятилетии уже при втягивании в гонку вооружений последний вырослишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 гг. – в 1,3 раза, а затем вообще началпадать. В странах бывшего СССР перевод военных заводов и целых отраслей напроизводство гражданской продукции осуществляется в сложных экономическихусловиях и под влиянием ряда факторов. Во-первых, у государств СНГпрактически отсутствуют бюджетные средства на финансирование закупоквооружения и военной техники и осуществление конверсии. Во-вторых,перепрофилирование производственного потенциала часто неэффективно, так какне использует в полной мере научно-технические возможности. В-третьих, этотпроцесс в различных государствах СНГ осуществляется разрозненно, тогда какВПК – единое взаимосвязанное образование. Все это обусловлено еще и тем,что сложная, внутренне противоречивая и крайне неоднородная структураоборонного комплекса и размытость его границ затрудняют оценку реальнозаключенного в нем ресурсного потенциала и возможностей конверсии, многиепоказатели в открытых источниках отсутствуют. Период со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как этап«обвальной конверсии». В этот период политическая и экономическая ситуацияв стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением суверенитетапроизошел пересмотр объема и структуры военных расходов.[5,с.284] Такие республики, как Россия, Украина, Казахстан, Беларусь сталиправопреемницами союзной военной политики и конверсии. Белорусскаяэкономика – одна из самых милитаризованных. Как известно, Украина – одно изчетырех государств, владеющих стратегическим ядерным потенциалом. Этоткрупнейший современный арсенал размещен в центре Европейского континентана стратегических ракетах мобильного базирования. Украина отказалась отпрестижа ядерной державы, ею была принята доктрина оборонного типа. В 1992г. были выведены тактические ядерные вооружения, причем сделано это былодосрочно. В феврале 1993 г. Поскольку перестройка структуры военного производства и конверсия вреспублике осуществляются под влиянием рыночных сил, иизменяются и подходык конверсии. Центральной задачей должно быть не плановое управлениепроцессами конверсии и перестройки оборонного комплекса, а создание условийдля функционирования оборонных предприятий при переходе к рынку и ихподдержка. Эта задача должна реализовываться как на государственном(республиканском) уровне, так и на уровне регионов и конкретныхпредприятий, причем с участием не только государственных организаций, но испециально создаваемых общественных и коммерческих структур. Так, приМинистерстве обороны Республики Беларусь функционируют различные структуры,связанные с конверсией. Это «Белконверс» (белорусско-американскоепредприятие, созданное для утилизации боеприпасов с использованием самыхсовременных технологий), «Трансавиаэкспорт» (занимается перевозками грузовпо всему миру с помощью грузовых военных самолетов). Поддержка конвертируемых предприятий включает прямые и косвенныемеры. К прямым относятся государственные бюджетные ассигнования,выделяемые на создание вооружений и конверсию, госзаказы, директивноустанавливаемые требования к некоторым видам деятельности. Косвенные мерычрезвычайно многообразны и охватывают многие сферы: экономическую(определение льгот и т.д.), организационную (создание системыгосударственных, общественных и коммерческих организаций для содействияконверсируемым предприятиям (законодательную), принятие законов, указов идокументов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонныхпредприятий и их конверсию, информационную (создание банкаданных).[14,с.23] Для осуществления этих мер необходимо формирование разветвленнойрыночной инфраструктуры, состоящей из следующих основных элементов: 1)товарно-сырьевых бирж и других коммерческих структур, решающихпроблемы материально-технического снабжения и сбыта; 2)организаций финансовой поддержки конверсируемых проектов –инвестиционных фондов, специальных банков; 3)хозрасчетных функциональных организаций, осуществляющих отдельныевиды деятельности: внешнеторговую, маркетинговую и др.; 4)независимых организаций и советов, имеющих целью выработатьсогласованную политику по вопросам конверсии и обороны. И наконец, политика конверсии должна проводиться комплексно с учетомвозможностей развития других отраслей народного хозяйства и уровняблагосостояния населения.[13,c186] Опыт ХХ в. показывает, что главным условием прекращения войныявляется не исчезновение частной собственности и основанной на нейобщественной системы, а глубокая демократизация внутренней и международнойжизни государств, экономики, политики, духовной сферы и т.д. Смешаннаявысокотехнологическая, демократизированная экономика – фактор в пользудемилитаризации общества.2.2.ВЗАИМОСВЯЗЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ПРИРОДНОГО БАЗИСА История цивилизации включает сложные отношения общественных иприродных систем. Их можно проследить через процесс перехода отматериальных культур с относительно низкими нагрузками на природныекомплексы к материальным культурам с более высокими параметрами данныхнагрузок. Особо следует выделить период после второй мировой войны. Обществовышло на совершенно новый уровень нагрузки на природные комплексы, чтосвязано с исключительно быстрым ростом масштабов производства, численностинаселения и его концентрацией в городах, крайне неравновесно вписанных вприродные комплексы. Характерным для данного этапа является отставаниенакопления экологических знаний и использование технических систем с крайневысокими нагрузками на природные комплексы, а также отсутствие общегорегулирования развития производства в соответствии с потенциалом допустимойнагрузки на природные комплексы. Значительно ухудшается состояние земельныхресурсов, обостряется проблема антропогенной нагрузки водных ресурсов ивоздушной среды, лесов, почвы, Мирового океана и климата. Это привело к кризису жизненных ресурсов, который распространился наэнергетическое обеспечение человека, его продовольственный фонд,возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Так, за последние 25-30 лет вмире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. Приэтом менее 10% сырья превращается в готовую продукцию, остальное – вотходы, загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий,технологическая основа которых была заложена еще в то время, когдавозможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными. За все развитие человечества из-за непродуманного ведения земледелияи животноводства, привело к эрозии и опустыниванию, оно потеряло почти 2млрд.га продуктивных земель. Если этот процесс не будет остановлен, то,согласно прогнозу ООН, к концу тысячелетия планета утратит 1/3 земель,которыми люди располагали еще в 70-е гг.н.в. В нашей стране объективные эколого-экономические противоречия,обусловленные харктером производства, усугубились господством порочногоотношения к природе как к ресурсу. Зонами экологического бедствия сталицелые регионы бывшего СССР. Это районы, пострадавшие от Чернобыльскойкатастрофы, Приуралье, на грани экологического кризиса Калмыкия,Приднепровье, Донбасс, Урал, Кузбасс, Байкал и т.д. В государствах бывшего СССР 70 млн.человека проживает в городах, гдеколичество вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимыеконцентрации в 5 раз, а 43 млн.человек – в 15 и более раз. Эрозииподвержены 373 тыс.кв.км леса. В 68 индустриальных центрах бывшего СССР уровень загрязнения в 10 разпревышал установленные нормы, а уровень заболеваемости здесь в 1,5-2 разавыше, чем в целом по стране. Сложная экологическая обстановка сложилась в Беларуси. В результатеЧернобыльской аварии стали непригодны около 20% сельскохозяйственныхугодий. Кроме того, в атмосферу ежегодно выбрасывается 3 млн.т вредныхвеществ; усугубляют положение 45 млн.т отходов и 63 млн.куб.м сточных вод.В республике уже не существуют как экосистемы более 1500 малых рек иводоемов. По данным органов здравоохранения, около 20% заболеванийобусловлено ухудшающимися условиями окружающей среды, а в некоторых районахи более. Изменилась и структура заболеваний в сторону увеличения гепатита,легочных и онкологических заболеваний, вызванных некачественной питьевойводой, продуктами питания и грязным воздухом. Детская смертность превышаетв 3-5 раз этот показатель в развитых странах. Доля же национального дохода,затрачиваемая на здравоохранение, в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Основными причинами этих явлений стали непродуманный процессиндустриализации советской экономики, государственная политикаэксплуатации природных ресурсов, сам способ организации производства,подорвавший заинтересованность в экономике и ее эффективности. В последнеевремя к этому добавилось разрушение хозяйственных связей, использованиенизкокачественного сырья и топлива, нарушение технологических режимов инедостаточное финансирование воспроизводства окружающей среды.[6,с.27-29] Под воздействием экологических изменений снижается продуктивностьмногих отраслей, ускоряется физический износ средств производства,замедляется ресурсооборот, следовательно, падает эффективность затратживого труда, все большая часть национального дохода вынуждена отвлекатьсяна предотвращение деградации природной среды. И напротив, повышение еекачества ускоряет ход воспроизводственных процессов, увеличивает степеньпроизводительного потребления производственных ресурсов, обеспечиваетснижение удельных затрат совокупного труда, способствует рациональномуиспользованию капитальных вложений с точки зрения их ориентации наускорение НТП и более полное удовлетворение потребностей членов общества. Таким образом, состояние природной среды во многом обусловливаетнеобходимость перехода от экстенсивных к интенсивным методам веденияхозяйства, основанным на ресурсообеспечении с применением средозащитныхтехнологий. Переход экономики на интенсивный путь развития должен охватывать всевзаимосвязанные природные компоненты, так как под влиянием отдельныхнаправлений НТР происходит углубление негативных изменений. Например,химизация земледелия ведет к росту урожая, но вызывает загрязнение водныхресурсов; только 10% пестицидов дают эффект, а остальные разрушаютприродную среду и губят здоровье человека; гальваническое производствообеспечивает защиту от коррозии, но ежегодно в стоки только по Беларусипопадает 1,5 тыс. т тяжелых металлов, поражающих генетический аппаратчеловека. Поэтому общество вынуждено затрачивать все больше средств наподдержание самовосстановительного потенциала природы. Темпы роста этихзатрат по Беларуси превышают общие темпы роста капитальных вложений. Однакобольшинство природных ресурсов остаются невоспроизводимыми.[7,с.392] Все это свидетельствует о том, что каждый воспроизводимый элемент илифактор производства должен включать экологическую составляющую, котораяобеспечивает сохранение и поддержание саморегулирующей функции природы.Экономический потенциал можно увеличивать без отрыва природоохраннойдеятельности членов общества от хозяйственной. Экология и экономика – слова одного корня и умение вести хозяйствонепосредственно связано с бережным отношением ко всему, что окружаетчеловека в жизни. Экономическая наука и экология – это союзники, а неконкуренты или противники. Новый подход предполагает взаимопроникновение биологического исоциального, их взаимодополняемость и сопряженность, сращивание экономики иэкологии в единую систему на локальном, региональном и глобальном уровнях.В рамках такой системы каждая ее подсистема – экономическая и природная –равнозначны и ориентированы как на достижение высоких экономическихрезультатов, так и на поддержание равновесия в кругообороте окружающаяприродная среда – ресурсы – производство – окружающая среда. Важнейшим направлением формирования эколого-экономической системы навсех уровнях является ресурсосбережение. Например, получение 1 т стали излома обходится в 20 раз дешевле, чем из железной руды, и снижаетзагрязнение воздуха на 80% и воды – на 75%. Эффект ресурсосбережения несводим только к опережающему ростуконечного продукта по сравнению с промежуточным (сырье, полуфабрикаты,топливо). Он должен включать в себя снижение потерь в народном хозяйстве,связанных с ущербом, наносимым окружающей среде производственнойдеятельностью определенного вида. Для этой цели может использоватьсяпоказатель «ущербоемкость ресурса (продукции, работ)», разработанныйучеными экономистами. Ресурсосбережение непосредственно связано с разработкой и внедрениемпринципиально новых технологий – мало- и безотходных. Правительствомреспублики был принят ряд постановлений по этому вопросу, но большинство изних оказались невыполненными в переходный период. В начале 90-х гг. начал формироватться производственный комплекснового поколения, позволяющий совмещать интенсивные методы хозяйствования стребованиями средозащиты, но формирование его идет медленно, так каккапитальные вложения, выделяемые государством на охрану окружающей среды,осваиваются только на 20-25%, затягивается внедрение в производство мало- ибезотходных технологий, не утилизируются в достаточной мере вторичныересурсы и отходы. Это относится и к выпуску средств автоматизированногоконтроля за процессами природопользования, который весьма низок из-задефицита госбюджета.[8,с.25-27] Наше отставание особо проявляется по сравнению со странами Запада,где уже образовался емкий рынок экотехники и возникли целые отрасли,специализирующиеся на выпуске противозагрязняющего оборудования,оказывающего положительное влияние на экономический рост. Не менее актуальна, в том числе и для нашей республики, проблемаэнергообеспечения. Даже при рациональном использовании энергии 70% еетеряется, из-за чего происходит дополнительный обогрев окружающей среды. Растущая мощь энергетики должна быть безопасна для человека и средыего обитания. Использование имеющихся энергоисточников приводит к выбросу ватмосферу 200 млн.т оксидов серы и азота ежегодно. Это также усиливаетпарниковый эффект и изменяет климат. Не решена проблема захоронениярадиоактивных отходов и их транспортировки. Среди путей решения проблемы энергообеспечения можно назватьследующие: развитие самой системы энергообеспечения, снижение энергоемкостипроизводства (это наблюдается в ряде развитых стран, особенно в США); интернационализация мировой энергетики; переход на возобновляемые источники энергии – солнечной, ветра,океанической, гидроэнергии (в отличии от возобновляемых источников,которые будут исчерпаны в обозримом будущем (40-60 лет), они безвредны ибеспредельны). Стало очевидным, что решение ряда проблем может быть толькокомплексным и интернациональным. В Украине из-за неблагоприятной экологической обстановки признанонецелесообразным размещение новых предприятий химической, нефтехимической,микробиологической промышленности и металлоемких отраслей машиностроения.Не является оптимальной и сложившаяся структура народнохозяйственногокомплекса по отношению к окружающей среде. Разработана государственная программа охраны окружающей среды,включающая широкое введение и увеличение платы за загрязнение окружающейсреды, обеспечение возможностей рациональной эксплуатации природныхресурсов, регулирование цен на природоемкую продукцию. В числе элементовмеханизма рационального природопользования используется платное потреблениелесных и водных ресурсов. Плата за землю взимается в форме земельногоналога или арендной платы в размерах, зависящих от качества иместорасположения участка. Однако эти меры не всегда выполняют регулирующиеи стимулирующие функции. Для установления должного уровня платы за природные ресурсынеобходимо, чтобы она включала в себя не только затраты на сохранениеэкологического равновесия, но и дифференциальную ренту. По мере истощениялучших природных ресурсов она будет расти, вызывая изменения в динамикеоптовых цен на сырье. В решение этой проблемы должны включиться рыночныесилы: спрос, предложение, изменения конъюктуры.[5,с.207] Центральным звеном экономического механизма природопользования насовременном этапе является система платности, объединяющая платежи заприродные ресурсы, выбросы. Экономические платежи позволяют решитьследующие задачи: . обеспечить учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы; . согласовать интересы предприятий сферы природопользования и потребителей естественных ресурсов между собой, а также с интересами народного хозяйства в целом;обеспечить изъятие дифференциальных доходов рентного происхождения инивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственнойдеятельности предприятия; . отразить специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой системой, государственным и местным бюджетами; . компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних их сферы традиционного использования или ухудшении их качества; хотя бы частично возместить ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.[12,с.96] Принципиально новая система платности природопользования, ориентированнаяна формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в нашейреспублике с начала 90-х годов. Ставки налога и лимиты добываемых природныхресурсов и допустимых выбросов в окружающую среду определены в соответствии с утвержденными нормативами. Так, были установлены ставки налога зафактический объем добычи калийной и каменной соли, строительного иформовочного песка, песчано-гравийной смеси, глины, доломита, торфа,сапропелей, строительного и облицовочного камня, воды из поверхностных иподземных источников, минеральных вод, а также ставки налога за выбросы(сбросы) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные источники. Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленныхлимитов относятся на издержки производства, то есть включаются всебестоимость продукции, а сверх установленных лимитов – изымаются изприбыли, остающейся в распоряжении природопользователей. За превышениеустановленных объемов добычи природных ресурсов экологический налогвзимался в 3-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверхустановленных лимитов – в 5-кратном. Суммы налога за использование природных ресурсов и выбросызагрязняющих веществ полностью зачислялись в доходы местных бюджетов, заисключением налога за добычу нефти, калийной и поваренной солей, 50%которого подлежали зачислению в доход государственного бюджета. С учетом инфляционных процессов ставки экологического и земельногоналогов неоднократно пересматривались. Дальнейшее развитие системы платности природопользования былоопределено законами Украины от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающейсреды», от 25 ноября 1993 г. «Об отходах производства и потребления», от 1декабря 1994 г. и 23 февраля 1996г. «О внесении изменений и дополнений вЗакон Украины «О налоге за пользование природными ресурсами (экологическийналог)», постановлениями Кабинета Министров Украины об утверждении новыхставок экологического налога и лимитов добычи природных ресурсов. В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления»предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах(полигонах или территориях предприятий – юридических лиц) с дифференциациейв зависимости от токсичности отходов, а также промышленных радиоактивныхотходов на специальных полигонах. За размещение всех видов отходов всанкционированных местах сверх допустимых норм установлены штрафные санкциив 5-кратном размере норматива, за самовольное размещение отходов внесанкционированных местах или с нарушением санитарных норм иэкологических требований, а также за сжигание их с целью сокрытияпредусмотрен штраф в 10-кратном размере. С учетом инфляции ставки платежейиндексировались.[13,с.156] Законом «Об охране окружающей среды» (1992 г.) регламентированосоздание внебюджетных фондов охраны природы, одним из основных источниковформирования которых стали платежи за загрязнение окружающей среды. С этоговремени платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также заразмещение твердых отходов стали поступать не в местные бюджеты, посколькурасходовались они чаще всего безадресно, а во внебюджетные фонды охраныприроды (10% - в республиканский, 30% - в областные, 60% - в районные игородские фонды), средства которых идут только на цели оздоровленияокружающей среды, строительство очистных сооружений, внедрение экологическичистых технологий, научные исследования в области экологии, развитиеэкологического воспитания и образования и прочие нужды, связанные с охранойокружающей среды. С начала 1995 г. за превышение установленных объемов добычи природныхресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы)загрязняющих веществ сверх установленных лимитов -–в 15-кратном. Посколькув этом случае налог изымается из прибыли предприятий, такое ужесточениедолжно послужить стимулом к соблюдению природоохранных норм, снижениюприродоемкости производства.[13,с.159] Установленный механизм изъятия экологического налога вызвал критикумногих ученых и специалистов-практиков, поскольку включение суммы налога всебестоимость и цену продукции означает перекладывание платы за выбросы вокружающую среду с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. Такимобразом нарушается основной принцип платного природопользования«загрязнитель платит», который реализуется у нас только в случаесверхнормативного загрязнения окружающей среды, когда экологический налогизымается из прибыли предприятия. Однако в данном случае законодатели реалистично подошли кэкономическим возможностям природопользователей, для которых дополнительныйналог, не компенсированный в ценах продукции, явился бы бременем, делающимих убыточными. Угроза же выплат из прибыли удерживает природопользователейот превышения допустимых норм загрязнения окружающей среды иресурсопотребления. Анализ сложившейся в последнее пятилетие в Беларуси системы платностиприродопользования показывает, что ее функционирование принеслоопределенные положительные результаты. Большинство экологических платежей –за выбросы (сбросы) загрязнений в окружающую среду, за размещение отходов,штрафы за нарушения природоохранного законодательства, компенсационныевыплаты по возмещению ущерба (за исключением платежей за природные ресурсы,земельный налог и лесной доход, которые зачисляются в местные бюджеты) –составляют основной источник формирования внебюджетных природоохранныхфондов всех уровней. Поступление экологических платежей во внебюджетныефонды способствовало некоторой активизации природоохранной деятельности вреспублике.2.3.УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ Научные исследования последних десятилетий и накопленный мировой опытсвидетельствуют о том, что самым первым шагом к достижению равновесия междунагрузкой общественных структур и природным базисом является курс наустановление все более и более жестких норм хозяйственного использованияприродных ресурсов, который нашел свое отражение в разработке национальныхи региональных экологических программ. Здесь накоплен большой мировой опыт,в котором мы выступаем в роли учеников. Механизм природопользования включен в общую проблематику глобалистикии реализуется на началах таких идей, как: приоритет общечеловеческих ценностей; необходимость глобального мышления; важность долгосрочного планирования; необходимость развития целостного подхода к проблемам и понимание ихвзаимосвязи с мировыми. Данные проблемы стали отправными для деятельности Совета БезопасностиООН по окружающей среде и ряда центров по разработке чистых технологий,которые закрепляют новое отношение человека к природе. Постепенноутверждается концепция ограниченной ответственности человека за сохранениеприроды. Можно выделить следующие подходы к их решению: национальный, т.е. стремление решать задачи в рамках даннойгосударственной системы; интернациональный, т.е. формирование системы международных органов,решающих все более широкий круг проблем, выработка согласованныхрекомендаций и решений. В экономической науке ведется поиск путей эффективной интеграцииэкологического аспекта с устоявшимися подходами микро- и макроэкономики. Главным инструментом построения природоохранной деятельностивыступают нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнителей вприродных сферах и платежи за природопользование. Эти показатели не даютполной картины экономического ущерба от перегрузки природных систем и носятво многом условный характер. Исследования, проведенные на Западе, показали, что концепцияэкологической безопасности, ориентированная на предельно допустимые нормыконцентрации загрязнителей, должна уступить место концепции экологическогориска.[2,с.246-247] Согласно новому подходу, задача состоит в том, чтобы обеспечитьэкономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательноговоздействия объектов на экосистему, включая человека. Поэтому сегоднянеобходимы исследования, направленные на определение величины прямогоэкономического ущерба от загрязнения природных систем в рамках обозримогоэкономического горизонта (15-20 лет). Подход, оперирующий понятием «допустимый риск», определяет научные итехнические разработки, опережающие экономические возможности даже наиболеебогатых стран. Для стран СНГ выход на новый уровень управления природопользованиемдолжен решить задачу последовательного снижения нагрузки на природныесистемы, повышения устойчивости природных систем. Поэтому эколого-экономическая программа включает в первую очередь определение экологическойемкости территории и реальных возможностей (технических и экономических) играниц допустимых суммарных нагрузок применительно к локальным зонам. В рамках допустимой суммарной нагрузки устанавливаются квоты – долякаждого предприятия в использовании соответствующего ресурса. К квотам«привязываются» платежи. Последовательно ужесточая лимиты, государствореализует курс на снижение нагрузки на природные системы. Кроме того,программа должна ориентироваться на установление стандартов качестватехнологий и последовательного запрещения устарелых технологий. Онавключает разработку экологических паспортов и аттестацию технологий иустановления стандарта качества технологий и платежей за использованиетехнологий. С их помощью общество может обеспечить последовательноеснижение затрат ресурса на конечную продукцию.[10,с.183] Мировая практика позволяет сделать вывод о росте затрат на сохранениеприродных систем. По подсчетам немецких экономистов, каждая марка,вложенная в охрану окружающей среды, предотвращает прямой экологическийущерб в размере 3 марок, а вложенная в охрану воздуха, - 15 марок. Новым для нашей страны является использование экономическихрегуляторов в государственном управлении природопользованием и финансовоеобеспечение экологической политики. Финансовые ресурсы экологического назначения должны формироваться изцентрализованных источников и за счет средств предприятий-природопользователей. Расходование на решение экологических проблем до 2% ВНП явнонедостаточно, поэтому целесообразно выделять средства из всех составляющихВНП, что должно предшествовать распределению ресурсов для накопления ипотребления. На предприятиях-природопользователях необходимо создавать целевыефонды охраны и воспроизводства природных ресурсов, которые целесообразнопреобразовывать в экологические банки. Экологические фонды предприятий образуются за счет амортизационныхотчислений по природоохранным объектам. В них должна направляться и частьбалансовой прибыли предприятия, если они без этого не в состоянииподдерживать установленные лимиты воздействия на природную среду. Средства территориальных экологических фондов образуются за счетплатежей за загрязнение и расход природных ресурсов. Они должнырасходоваться на оплату услуг по улучшению экологической обстановки и навоспроизводство природных ресурсов. Под контролем местных природоохранных органов может осуществлятьсяторговля лимитами на вредные воздействия на окружающую среду междупредприятиями. Ведущим экономическим регулятором в системегосударственного управления природопользованием должны быть платежи заприродные ресурсы. Они регулируют интенсивность использования природныхресурсов их владельцами и обеспечивают накопление средств на ихвоспроизводство.[9,с.25-27] В теории экономического регулирования рыночных процессов известнасистема экономических налогов на загрязнение. Плата за нормативнодопустимое загрязнение должна учитываться в составе себестоимости продукциии поступать в экологические фонды. Если же предприятие превышает нормативнодопустимое загрязнение, то в этом случае штрафные платежи должнывыплачиваться в местный фонд охраны природы из прибыли предприятия. Для рационального использования экономических льгот и санкций всистеме управления природопользованием необходимо создание системыэкологического страхования. Она обеспечивает усиление экологическойответственности и за счет формирования внебюджетных страховых фондов. Безэтих фондов быстрая и полная компенсация экономических ущербов виновникаминевозможна. Если же ущерб компенсируется только государством, то этоприводит к снижению жизненного уровня всего населения. Основным источникомформирования внебюджетных страховых экологических фондов являются страховыевзносы предприятий, которые должны учитываться в себестоимостипродукции.[10,с.619] Сочетание указанных мер будет способствовать сохранению экологическойбезопасности.2.4.ПРОБЛЕМА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ПУТИ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ Одной из важнейших проблем всего человечества является голод в мире.Он в первую очередь связан с наличием и распределением продовольствия. Вмире голодает 800 млн.человек, или 15% населения Земли. От голода ежегодноумирает около 18 млн.человек, особенно в развивающихся странах, сотнимиллионов недоедают. Голод является в первую очередь спутником бедности, т.е. зависит отуровня экономического и социального развития. Многие страны держатся толькоблагодаря донорской помощи международных организаций и благотворительностинаселения развитых государств. Апробированные методы повышения исчерпалисебя. В слаборазвитых странах голодают в первую очередь крестьяне. В Африкебольшинство сельского населения не имеет технических и финансовых средствдля увеличения производительности земель. В Латинской Америке и Азииосновной причиной голода является недостаток земель. Земельные наделыслишком малы, чтобы прокормить семью. Темпы роста в индустриально развитыхстранах. Огромным бедствием для этих стран является то, что большинствоголодающих – это женщины и дети (40% недоедающих – дети до 10 лет). Поданным международной статистики, несмотря на улучшение за последние 20 летнекоторых относительных показателей, число недоедающих в абсолютномвыражении продолжает расти и через 10 лет их будет 1 млрд. Однакостатистика свидетельствует и о другом. В мире производится ( и можетпроизводиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить имкаждого жителя Земли. Основная причина голода – региональные, социальные, экономические идругие виды неравенства, которые проявляются не только в распределениипродовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости.Поэтому данная проблема, как считает большинство ученых, должна решаться нес помощью поставок продовольствия по низким ценам (эти попытки имели местопоследние 40 лет) , а путем устранения основных факторов бедности.Одним из них является экономическая маржинализация наиболее слабыхстран.[2,с.380] Начиная с колониальной эпохи сельское хозяйство развивающихся странслужило для покрытия потребностей метрополий в сырье, а после завоеваниянезависимости – для финансирования других отраслей экономики и созданиягосударственного аппарата развивающихся стран. Сформировалась стратегиясистематического изъятия излишков сельскохозяйственной продукции, которая впоследние годы часто проявляется в форме ценовой политики идезинвестирования. Это приводит к обеднению отрасли и обнищаниюкрестьянства. К серьезным негативным последствиям привела коллективизация посоциалистической модели. Ее пережили не только бывшие социалистическиестраны, но и такие страны, как Алжир, Танзания, Никарагуа и др. Еще один важный фактор, определяющий решение проблемы, - это торговля продовольствием. Известно, что Западная Европа и Северная Америка ведутборьбу за мировые рынки продовольственной продукции, за стабильность цен.Торговля продовольствием – объект борьбы между западноевропейскими исевероамериканскими странами за рынки развивающихся стран, в том числе ибывших социалистических. Она осуществляется с помощью льгот по платежам искидок на цены, увеличение экспортных субсидий. В результате цены наимпортные продукты питания играют роль «потолочных» для местныхпроизводителей и делают местное производство продовольствиянерентабельным.[8,с.425] Поэтому для решения данной проблемы предлагаются следующие меры: восстановление традиционного крестьянского хозяйства, оптимальносложившегося в данной стране; увеличение производства продовольствия на основе интенсификациипроизводства и с помощью защиты региональных рынков от международнойконкуренции; развитие биотехнологии и доступ всех стран к результатам исследованийдостижений в этой области; проведение политики, обеспечивающей доступ к земле как средствупроизводства; обеспечение стабильных доходов всех слоев населения.2.4.1. СОКРАЩЕНИЕ ЗОН НИЩЕТЫ, ГОЛОДА И БОЛЕЗНЕЙ Зоны нищеты и голода в системе «человек – общество – природа»возникли и развились давно. Они особенно обострились в эпоху, когдаусилилась неравномерность экономического и политического развитиягосударств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран.На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества.Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитиюсоотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитыхгосударств. Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Срединих следует назвать неравноправное положение этих стран в системемеждународного разделения труда; господство системы неоколониализма,ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширениепозиции сильных государств в освободившихся странах. Основным направлением борьбы против нищеты и голода являетсяреализация принятой ООН Программы нового международного экономическогопорядка (НМЭП), которая предполагает, во-первых, утверждение вмеждународных отношениях, демократических принципов равенства исправедливости, во-вторых, безусловное перераспределение в пользуразвивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировыхдоходов; в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталыхстран. .[1,c.488] Глава 3.ПРОБЛЕМЫ НТП И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ НТП показывает сложное и противоречивое влияние на глобальныепроцессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны ссоциально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явилисьбурный экономический рост на основе повышения общественнойпроизводительности труда и экономии природных ресурсов, усилениеинтернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. Сдругой – нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические.Среди них рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новыебыстродействующие потребности; негативные последствия, связанные снепредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений впроизводство (загрязнения, аварии, катастрофы); неблагоприятное воздействиеинтенсификации производства и информации на человеческий организм;недооценка значения человеческого фактора; рост морально-этических проблем(манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальныйинформационный контроль и т.п.). Обострилась проблема обратной связи междуНТП и его уже реализованными возможностями. Возник комплекс вопросов такназываемой технической безопасности применения созданных нововведений. Важными проблемами глобального масштаба стали все большая удаленностьот источников сырья и энергии, исчерпание природных источников сырья как вколичественном измерении, так и в смысле его физических свойств. К тому жересурсоемкость производства и стиля жизни (как результат НТР) повышаетестественные ограничения нашей среды обитания. Практиковать это стиль можнолишь за счет других людей, живущих на Земле, и за счет потомков. Одним из важных последствий для всего мира может стать потеряответственности за отдельные результаты НТР. Это выражается, с однойстороны, в противоречии между человеческим инстинктом к самосохранению иростом потребностей и наживы – с другой. Наконец, еще один важный аспект НТП – его циклический, неравномерныйхарактер, усиливающий социально-экономические проблемы в разных странах иделающий их общими. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономическихусловий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет илиоткладывает получение экономического эффекта научно-технического развития,переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений,обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерностьэкономического развития. Усиливается международная конкуренция, чтоприводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиямистали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях междуразвитыми странами. НТР рационально меняет сложившийся характер международного разделениятруда. Так, новые формы автоматизации лишают развивающиеся страныпреимуществ, связанных с наличием дешевой рабочей силы. Растущий экспортнаучно-технической информации и научно-технических услуг используетсяразвитыми странами как новый инструмент «технологического неоколониализма».Он усиливается деятельностью ТНК и их зарубежных филиалов.[11,с.134-135] Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТР, являетсяпроблема образования. Однако без тех колоссальных изменений, которыепроизошли в сфере образования, невозможными были бы ни НТР, ни огромныедостижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, вкоторые вовлекается все большее число стран и народов мира. Вплоть до нашего столетия, несмотря на успехи в науке, культуре вотдельных странах, мир в целом, по существу, оставался неграмотным, иподавляющее большинство его населения не умело ни читать, ни писать. Тольков ХХ в. во всем мире было предпринято мощное наступление на неграмотность вцелях ее ликвидации. В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторончеловеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, арасходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферувкладывается от 5 до 8 % ВНП. Однако, несмотря на предпринятые в ХХ в. беспрецедентные усилия напути ликвидации неграмотности, до сих пор там не преодолен рост абсолютногочисла неграмотных. Если в 1970 г. в мире их было 890 млн., то в 1990 г. –950 млн. В то время как в развитых странах с неграмотностью практическипокончено, в развивающихся, и прежде всего беднейших, не удается выделитьнеобходимые средства для решения этой проблемы. В результате в странах снаиболее низким ВНП на душу населения неграмотность чрезвычайно высока исоставляет до 80-88%. Эта ситуация во многом связана с высоким ростомчисленности населения. В результате получается, что сфера образованияобусловливает неизбежное, притом постоянно возрастающее отставаниеразвивающихся стран от развитых, что принимает глобальный характер. Объемыассигнований на образование в расчете на душу населения в них разнятся в 20-25 раз, причем существует тенденция увеличения этого разрыва. Расходы на душу населения в сфере образования: дол.США Мир в целом 188 Африка 15 Азия 58 Арабские государства 134 Северная Америка 1257 Латинская Америка 78 Европа 451 Развитые страны 704 Развивающиеся страны 29 Для слаборазвитых стран это проблема «замкнутого круга»: без ростаВНП невозможен рост расходов на образование, без которого невозможен и ростВНП. Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когданаиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом.Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствуетреальным возможностям их использования в конкретных социально-экономическихусловиях. Так как образование связано с определенной социально-культурнойсферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всемипроблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения,безопасность проживания и т.д. Кроме того, образование само требуетпостоянного совершенствования и реформирования. Во-первых, улучшение егокачества, которое ухудшилось в связи с его быстрым развитием. Во-вторых,проблема его эффективности, которая зависит от конкретных экономическихусловий. В-третьих, чтобы удовлетворить потребность в новых знаниях,необходимо постоянное образование взрослых, а значит, и разработкаконцепции непрерывного образования, которое бы сопровождало человека напротяжении всей жизни. Вот почему во всем мире, особенно в развитыхстранах, стремительно растет объем услуг по повышению квалификации и уровняобразования взрослых. По данным отчета ООН о человеческом развитии за 2000г. Республика Беларусь занимает 57 место в мире по ИРЧП.[4,c.302] И наконец, общей для всего мира проблемой образования являетсянеобходимость его гуманизации, чтобы чисто технотронные идеи непревалировали над общечеловеческими. Образование влияет не только наусвоение передовых технологий и принятие эффективных решений, но и на образжизни, формирует систему ценностных ориентаций, как показывают история иопыт ряда стран, игнорирование этих обстоятельств ведет к резкому снижениюдейственности образовательной политики и даже к дестабилизации общества.Глава 4.ВЗАИМОЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг отдруга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинальноновых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблемвозникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решениюглобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкойвооружений, региональными, политическими и военными конфликтами.Осуществление некоторых глобальных проблем в ряде случаев упирается вресурсное обеспечение намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемыпорождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условияхжизни народов мира. Необходимые предпосылки и возможности подлинно гуманистическогоразрешения противоречий глобального характера создаются мировымсообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развитиясотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирногохозяйства.[10,с.650] Масштабность и острота современных глобальных проблем требуютсложения усилий, конструктивных и решительных действий правительств,политических партий, общественных движений всех стран мира. Наканунетретьего тысячелетия созидательное взаимодействие всех стран и народов воимя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно бытьсформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и сознании людей. Как добиться этого переворота, если он затрагиваетэкономические (материальные) интересы индивида, определенных групп людей идаже целых государств? Сможет ли отказаться Пентагон от гонки вооружений воимя общественного блага, если вооружение приносит ему баснословные прибыли?Закроют ли опасные атомные электростанции страны бывшего СССР, если онииспытывают дефицит электроэнергии? Перестанет ли житель России, Беларуси иУкраины покупать старенький заграничный автомобиль, загрязняющий атмосферу,если он был мечтой всей его жизни? Вопросы, вопросы, вопросы! В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальныхпроблем. Первая из них – это позиция высокоразвитых государств. Онасводится к следующим моментам: а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах,которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечениюиз этого максимальной прибыли; б)решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счетзапасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом иходностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов дляэкономик развитых стран; в)решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должноопираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволялибы оказывать давление на их политические структуры; г)экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включаяи слаборазвитые страны. Вторая позиция основывается на реалиях нового политического мышления,которое предусматривает направление технических и интеллектуальныхвозможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Учетинтересов всех народов, их желаний и воли на справедливых и гуманныхначалах, потребностей нынешних и грядущих поколений – вот тот критерий,которым должны руководствоваться все народы нашей планеты. Единство земнойприроды требует общечеловеческого подх