Экологическая опасность современной космической деятельности Резолюция 4-й научной конференции «Алтай–космос–микрокосм» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Экологическая опасность современной космической деятельности Резолюция 4-й научной - страница №1/1

Экологическая опасность современной
космической деятельности

Резолюция 4-й научной конференции «Алтай–космос–микрокосм»


(г. Барнаул, Россия, 26-27 июня 1998 г.)

На Конференции, организованной Алтайским государственным университетом, Алтайским государственным институтом искусств и культуры, Алтайским краевым общественным благотворительным фондом «Алтай–21 век» (г. Барнаул), при участии Московского государственного университета, Института востоковедения РАН, Института философии РАН, Института охраны природы и заповедного дела, НПО «Композит», МАК «Вымпел», Центра экологической политики России, Центра независимых экологических программ Социально-экологического Союза, Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (г.Москва), Барнаульского государственного педагогического университета, Алтайского регионального института экологических систем (г. Горно-Алтайск), Института общей патологии и экологии человека РАМН (г. Новосибирск), Томского государственного университета, присутствовали более 200 ученых и специалистов, работала Сессия II «Космическая деятельность и общество: социальные и экологические аспекты», по результатам работы которой единогласно принята следующая Резолюция:

1. В России пионеры космонавтики (К.Э.Циолковский и др.) рассматривали космическую деятельность как перспективное направление развития цивилизации, средство решения глобальных проблем человечества. Однако практическая направленность космической деятельности, вследствие противостояния двух мировых систем, в ХХ веке приняла иной характер. В этих условиях космическая политика, проводимая ведущими космическими державами, отличалась экологической безответственностью. Космическая деятельность в России и мире, несмотря на значительный позитивный вклад в развитие человечества, сопровождается нарастанием экологической опасности и ущерба для людей и природы, массовыми нарушениями экологических прав граждан. За 40 лет вследствие активной космической деятельности нанесен значительный ущерб в районах космодромов, ракетных полигонов и падения фрагментов ракет на поверхности Земли, особенно на территории России и Казахстана, околоземному космическому пространству; чрезмерно высок экологический риск для людей при выполнении пилотируемых полетов в космос. Экологическая опасность космической деятельности в связи с бурным развитием космонавтики, отставанием специалистов и общества в осознании и противодействии опасности превратилась в конце XX века в глобальную проблему.

2. Более 30 лет территория Республики Алтай используется под районы падения ступеней космических ракет-носителей. В нарушение этических и экологических принципов и действующего законодательства, космические монополии и другие организации отрасли под руководством Российского космического агентства и Министерства обороны России осуществляют варварский экоцид уникальной территории России и планеты: Алтайского заповедника – центра биоразнообразия региона. В результате нанесен и продолжает наноситься непоправимый ущерб жизни и здоровью населения, биосфере Земли.

По существу, территория Алтая является испытательным полигоном экологически грязной ракетно-космической техники и свалкой суперэкотоксиканта – ракетного топлива гептил. При этом развитые государства мира (например, США), осуществляя запуски своих спутников гептиловой российской ракетой с космодрома «Байконур», успешно решают свои экологические проблемы за счет территорий Казахстана и России, где соответственно падают первая и вторая ступени с ядовитыми остатками топлива. Российское космическое агентство за каждый такой запуск получает от зарубежных заказчиков по 50 млн. долларов, Государственный центр им. Хруничева (г. Москва) – производитель ракет «Протон» – свою долю и новые заказы, Москва – налоговые поступления, а Республика Алтай в качестве компенсации имеет менее 1% от стоимости запуска и полную меру воздействий и последствий. В последние годы количество запусков быстро увеличивается.gif" alt="http://88.210.62.157/content/img/ico_top.gif" align=right width="17px" height="17px" border=0>

Такое положение на Алтае терпеть далее невозможно, необходимы радикальные меры по пресечению ракетно-космического экоцида.

3. На рубеже XX-XXI веков осуществляется переход к интенсивной коммерциализации космической деятельности при широком международном сотрудничестве. Однако расширение космической деятельности и начало кос- мической индустриализации происходят при явном отставании в разработке и реализации мер по обеспечению экологической безопасности. Существует реальная угроза в ближайшие 10–20 лет необратимых последствий для окружающей среды, вследствие космической деятельности, прежде всего для околоземного космического пространства и ряда территорий на поверхности Земли.

4. Основные причины экологической опасности космической деятельности: военный генезис, унаследованная антиэкологичность ракетно-космической техники, топлива, технологий, созданных большей частью в «доэкологическую» эпоху развития; несовершенство экологического законодательства; отсутствие независимой экологической экспертизы; ведомственность, корпоративность, монополизм космической деятельности при отсутствии эффективного контроля со стороны общества.

5. Космические монополии, государства, группы людей и их объединения, прямо заинтересованные в космической деятельности, в корыстных целях и вследствие низкой экологической и правовой культуры, занижают реальную и потенциальную экологическую опасность, скрывают истинную и полную экологическую информацию от профессионалов и общества.

http://88.210.62.157/content/numbers/182-183/076.jpg

Фрагмент головного обтекателя ракеты-носителя, упавший на территорию Алтайского заповедника. (Республика Алтай, Улаганский район. Верховья реки Чульча.) Фото А.Клюева, май 1996

6. В России и мире отсутствуют независимые от сферы непосредственной космической деятельности организации и средства массовой информации, профессионально занятые исследованием проблем экологической опасности и безопасности космической деятельности, ее негативных последствий; имеется существенное отставание в осознании и решении проблемы прав человека в контексте экологической опасности космической деятельности.

7. В сложившихся условиях необходимы:

7.1. Переход к стратегии экологизации космической деятельности, т.е. экологического ограничения космической экспансии человечества.

7.2. Создание соответствующих российских и международных общественных объединений и других организаций, средств массовой информации, деятельность которых была бы направлена на достижение целей экологизации космической деятельности, отстаивание интересов, прав людей путем сотрудничества с государственными структурами и организациями космической отрасли, конструктивной критики осуществляемой и перспективной космической деятельности.

7.3. Объединение территорий России, подвергающихся негативным воздействиям ракетно-космической деятельности, в ассоциацию для защиты своих экологических и экономических интересов.

7.4. Дипломатическая инициатива России о создании на базе комитета по космосу ООН Рабочей группы, которая должна в течение года рассмотреть комплекс проблем, связанных с экологической опасностью космической деятельности и подготовить специальный доклад для Генеральной ассамблеи ООН о мерах обеспечения экологической безопасности космической деятельности, защиты окружающей среды, включая околоземное космическое пространство в контексте стратегии устойчивого развития.

7.5. Разработка стратегии переориентации космической деятельности на мировом и национальном уровнях на задачи обеспечения экологической безопасности и перехода к устойчивому развитию.

7.6. Включение в программу средней и высшей школы России разделов, посвященных космизации – важному направлению развития человечества и преодоления глобального экологического кризиса, и негативным экологическим последствиям космической деятельности.

8. Конференция считает необходимым:http://88.210.62.157/content/img/ico_top.gif

8.1. Создать российское, затем – международное общественное объединение «Экологический контроль космической деятельности» («За экологизацию космической деятельности»).

8.2. Инициировать:

– разработку и усовершенствование правовых актов (договоров, законов об обеспечении экологической безопасности космической деятельности; дополнений об обязательных публичных заявлениях о воздействиях на окружающую среду в связи с космической деятельностью);


– создание Рабочей группы в ООН по проблемам экологической безопасности космической деятельности (смотри п.7.4);
– государственную и общественную независимую экологическую экспертизу российских и международных программ и проектов космической деятельности (Федеральной космической программы России; проектов: ракеты-носителя «Протон», «Иридиум», Международной космической станции, «Морского старта» и др.);
– квотирование количества запусков ракет в год с учетом их воздействий на биосферу, околоземное космическое пространство;
– возбуждение судебных исков по фактам экологического ущерба, нанесенного природе и населению Алтая и других регионов России в результате космической деятельности;
– обязательное полное страхование экологических рисков в процессе космической деятельности;
– разработку и поэтапное введение международной системы ограничений, затем – моратория и полного запрета на применение ракетных топлив-суперэкотоксикантов;
– систему ограничений на применение боевых ракет и их элементов, снимаемых с вооружения, для запуска космических объектов;
– исследования и создание независимой базы данных об экологической опасности и безопасности космической деятельности;
– издание экологических обзоров космической деятельности;
– исследования проблем прав человека и гражданского общества в контексте экологической безопасности космической деятельности.

9. В целях резкого снижения ущерба для людей и природы России и всей Земли, Конференция обращается с просьбой о принятии неотложных мер по обеспечению безопасности космической деятельности, ее экологизации:

9.1. К влиятельным международным, российским и другим правительственным органам и организациям.

9.2. К ведущим корпорациям космической отрасли.

9.3. К ведущим российским и международным общественным, научным, неправительственным, экологическим организациям.

10. Мы обращаемся к российской и мировой общественности за поддержкой и требуем ограничения и запрещения применения экологически грязной космической техники и технологии, прекращения бездумной антиэкологической коммерциализации, безудержной космической экспансии, варварского воздействия на биосферу Земли и околоземное космическое пространство – общее наследие Человечества.



11. Конференция поручает Центру экологической политики России (г. Москва) распространение Резолюции и координацию работы по данной проблеме. Координатор – Кричевский Сергей Владимирович.