Единый государственный экзамен по химии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Единый государственный экзамен по химии - страница №1/1

Единый государственный экзамен по химии

Учитель химии и информатики Кулешов И.В.

Прошло уже несколько лет после введения единого государственного экзамена. Но до сих пор среди учителей и педагогической общественности нет единого мнения – нужен ли ЕГЭ по предмету, а если нужен, то в какой форме, не имеет ли смысл изменить или дополнить форму проведения ЕГЭ.

В полной мере эти вопросы возникают при обсуждении ЕГЭ по химии.

Казалось бы, проведение экзамена по химии в форме ЕГЭ полностью оправдано. Все учащиеся при сдаче экзамена находятся в равных условиях. И все имеют равные возможности для поступления в ВУЗы (при условии успешной сдачи ЕГЭ). Экзамен проводится в тестовой форме. Понятно, что тестовые задания проще формализовать, ответы можно быстро проверить, субъективный вклад проверяющего в итоговую оценку сведен к нулю.

Однако при подготовке учащихся учитель вынужден тратить учебное время на то, чтобы формализовать знания учащихся, научить правильно делать пометки в экзаменационном бланке. И это все в ущерб учебному процессу.

К тому же и в нормативных документах нового ФГОС /1/ и в позициях руководителей Министерства образования и науки подчеркивается необходимость индивидуализации обучения школьников /2/, что несколько противоречит основной концепции проведения ЕГЭ.

До введения ЕГЭ при сдаче экзамена по химии в средней школе одним из экзаменационных вопросов было проведение лабораторного опыта (решение расчетной задачи), т.е. к выпускнику школы предъявлялись (пусть и минимальные) требования в умении выполнить экспериментальную работу. Это расширяло кругозор учащихся и облегчало последующее обучение в ВУЗах химического профиля, где практикум по химии одна из основных составных частей учебного процесса.

В настоящее время мы не предлагаем полностью отказаться от проведения ЕГЭ по химии, но считаем, что форму проведения ЕГЭ можно изменить и дополнить. Не зря же в крупнейших ВУЗах страны, например МГУ им. М.В.Ломоносова, большое внимание уделяется проведению предметных олимпиад, победители которых поступают в ВУЗы на льготных условиях. А в некоторых европейских странах аттестацию выпускников проводят в течение длительного времени и включает она выполнение ученического проекта (исследования) по выбранной теме /3/.

В связи с этим любопытно мнение Г.М.Чернобельской /4/, которая предлагает дополнить тестирование при сдаче ЕГЭ результатами защиты и экспертной оценки ученического проекта. Тематика проектов может быть и проблемной, и метапредметной, и ориентированной на связь с жизнью и окружающей действительностью. Например:



  • Использование растворов в медицине;

  • Органический синтез в природе;

  • Использование неорганических и органических веществ в строительстве;

  • Химия в металлургии и металлообработке;

  • Химическая очистка водоемов и т.д. /4/

После выполнения проводится защита проекта и его независимая экспертная оценка. Конечно, это требует и привлечения экспертов и разработки соответствующих критериев.

Выполнение предложенных проектов совершенствует умение учащихся работать с литературой и проводить поиск информации в сети Интернет. А главное проекты могут включать химические опыты и эксперименты, что повышает интерес к предмету и совершенствует знания и умения учащихся в выполнении экспериментальной работы.

Полагаем, что предложенное дополнение к проведению итоговой аттестации позволит более достоверно выявить глубину знаний учащихся, уровень их мышления и развития, склонность к исследованию и творческой работе, а в целом поспособствует более объективной оценке знаний учащихся по химии и обеспечению преемственности между школой и ВУЗом.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ.- М.:Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)

2.Боровских Т.А. Индивидуализация обучения химии в школе. //Наука и школа. – 2008.- №6

3.Борунова Т.А., Чернобельская Г.М. О выпускных экзаменах в школах Великобритании. //Химия в школе. – 2008. - №4



4.Чернобельская Г.М. И снова о ЕГЭ.... .//Химия в школе.-2013. - №1