Единицы измерения метрическая система сокращения и условные обозначения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проектной документации для строительства. Условные графические обозначения... 1 176.09kb.
Закон сохранения импульса 15 Силы в природе 16 Закон гравитации 16... 1 283.29kb.
В лесу (т е. начиная где-то с точки 4) красным скотчем, «синий» (автомобильный) 1 43.32kb.
1 Общие положения 6 1 Термины, определения, обозначения, сокращения 6 18 3696.64kb.
Рабочая программа по информатике 10-11 класс Составила 2 379.65kb.
Объединенных наций 8 3585.46kb.
Доклад Совета по правам человека Двадцать четвертая сессия 7 2173.37kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Информатика» 1 66.04kb.
Сборник интерактивных упражнений по теме «Условные предложения» 1 44.8kb.
Внеклассное мероприятие по информатике "Великолепная восьмерка" 1 60.55kb.
Акустическая система для измерения пространственного распределения... 1 78.06kb.
Стелла Камерон Беги – они уже близко Harlequin Romance – Стелла Камерон 8 3010.76kb.
- 4 1234.94kb.
Единицы измерения метрическая система сокращения и условные обозначения - страница №8/9



Важность контроля качества фуража. Рационы кормления животных в Кыргызстане являются как низкоэнергетическими, так и содержат недостаточное количество белка. В летнее время пищевой рацион, как правило, полностью состоит из пастбищных ресурсов и относительно хорошо сбалансирован в плане содержания основных питательных веществ. Тем не менее, содержание питательных веществ сокращается при неправильной организации ухода за пастбищной растительностью или при перезрелости/переспелости растений. На микроуровне (т.е., в масштабе участка) организация пастбищного хозяйства означает: (i) повседневное обеспечение животных достаточным количеством пастбищных ресурсов; и (ii) поддержание хорошего качества пастбищной растительности за счет выпаса животных до того, как растения достигнут избыточной зрелости/спелости (вторичный рост в виде нового материала будет характеризоваться молодыми и высокоэнергетическими всходами). При наличии богатых пастбищных ресурсов значение качества растительности снижается, поскольку животные способны сами выбирать наиболее качественное пастбище с высокоэнергетическим и белковым содержанием. Однако в случае дефицита пастбищных ресурсов (т.е., при чрезмерном стравливании) значение качества возрастет, поскольку животные вынуждены компенсировать недостаток качественного материала за счет его количества. Ввиду того, что многие фермеры не обладают нужными знаниями и навыками, задача по обеспечению качественной (питательной) растительной продукции на пастбищных угодьях становится чрезвычайно трудной. В результате под угрозу поставлено обеспечение животных высокоэнергетическими и белковыми питательными веществами ввиду (i) малого количества кормов на стравленных пастбищах; (ii) неадекватного содержания высокоэнергетических веществ и белка в низкокачественных пастбищных растениях.


Рисунок 17. Производство фуража, зерновых и побочных продуктов в 2003 г.



Источник: Нацстатком

В зимний период рацион животных в основном состоит из растительности на зимних пастбищах и добавок в виде сена. (См. Рисунок 17) Помимо этого, корм для животных может включать такие продукты, как овощные отходы, лузгу, мелассу, корнеплоды. Зимнее пастбище, как правило, весьма низкокачественно; это либо пастбище, не покрытое снегом с накоплением сухого вещества, оставшегося с лета; либо пастбище с пожнивными остатками (стерня/жнивье). Обеспечивать качество кормления скота посредством заготовленной и сохранившейся с лета растительности весьма трудно. Для заготовки сена обычно используется люцерна, луговые травы или эспарцет, или несозревший для покоса ячмень. Укос на сено, как правило, проводится на весьма зрелой стадии при низкой энергетической и белковой ценности. Солома имеет весьма низкое энергетическое и белковое содержание.


Дефицит белка можно восполнить за счет включения в рацион концентратов, но проблема состоит в том, что корма с высоким содержанием белка не имеются в достаточном количестве. Подсолнечный и хлопчатниковый жмых, и в меньшей степени пшеничные отруби, являются белковыми кормами, но ни один из этих кормов не является особо высокоценным и имеется в малом количестве.
В краткосрочном периоде, наиболее вероятной возможностью улучшения белкового питания животных является заготовка высококачественной люцерны. В настоящее время наибольшая часть заготовленного люцернового сена является низкокачественной и существует значительное дальнейшее ухудшение этого корма со времени укоса. Фермеры имеют тенденцию предпочитать количество качеству, и таким образом это ведет к тому, что сено, когда растения становятся слишком переспелыми/перезрелыми теряет в своей энергетической и белковой ценности. Потеря листьев, (наиболее удобоваримая часть растений с оптимальной питательной ценностью) во время полевой сушки и экстенсивной контаминации сорными травами способствует снижению ценности кормов. Наконец, плохое хранение без покрытия от погоды является причиной дальнейшего ухудшения качества и потерь.


Рисунок 18: Количество кормов для зимнего кормления в 1990, 1999 и 2003 г. (в тоннах)

Рисунок 19: Сухое вещество для зимнего кормления в эквиваленте на одну голову овцы в 1990, 1999 и 2003 г. (в кг)





Источник: Нацстатком

Источник: Нацстатком


Наличие фуража и потребности животных в кормах. На рисунке 18 показано резкое сокращение производства фуража в период между 1990 и 1999 годами. В советское время запас зимних кормов был значительно выше в результате импорта зерна и более значительной площади под кормовыми культурами (люцерна/эспарцет и ячмень). В связи с сокращением численности животных после независимости существует пониженный спрос на зимние корма, однако становится очевидным ухудшение зимнего питания ниже уровня 1990 года при расчете кормов в пересчете на поголовье овец (см. рисунок 19). Если бы скот достаточно выпасался зимой, это могло бы компенсировать сокращение дополнительных кормов, но корма, имеющиеся на зимних пастбищах ухудшаются количественно и качественно ввиду перевыпаса. Серьезная нехватка зимних кормов, таким образом, является основной проблемой.
III. Текущая и потенциальная продуктивность секторов скотоводства и овцеводства
А. Молочные коровы
Продуктивность. Данные статистики о производстве молока по республике показывают, что в настоящее время годовой надой молока с коровы составляет немного более 2000 литров. Эти данные подтверждаются результатами обследования частных хозяйств (Базисное обследование хозяйств), которое показывает, что в 2003 г. средний надой молока с коровы составлял 1890 л. Тем не менее, Обзор бюджета домохозяйств за 2000 г. и 2002 г. показывает, что надой молока в приусадебных хозяйствах был ниже, в среднем 5,4 л/сутки. При допущении, что период лактации составляет 240 дней, данные обследования говорят о том, годовой надой молока составлял только 1300 литров на одну корову. Но, даже допустив, что показатель надоя 2000 литров с коровы является правильным, по международным и региональным стандартам надои в Кыргызстане являются низкими (Рисунок 20).


Рисунок 20: Средние надои молока в отдельных странах в 2003 г. (в тыс. кг с коровы)


Рисунок 21: Процент дойных коров в приусадебных хозяйствах в 2002 г.





Источник: ФАО

Источник: Обзор бюджета домохозяйств

Другим ключевым показателем продуктивности является количество телят в расчете на одну корову, которое также является очень низким. Этот показатель показывает, насколько успешно фермеры обеспечивают воспроизводство коровы с тем, чтобы начать новый цикл лактации. Кроме того, телята являются исходным материалом для производства говядины. Согласно переписи с.х. животных в 2003 г. соотношение взрослых коров к телятам в возрасте до года составляет 1:0,53. Это низкий показатель и свидетельствует о плохой фертильности или высоком уровне выкидышей/смертности при отеле. Для сравнения в развитых странах соотношение взрослых коров к телятам составляет 1:0,75. Данные Обследования бюджета домохозяйств (ОБДХ) подтверждают информацию о доле молочных коров, подвергающихся дойке в любой период времени (Рисунок 21). Процентная доля дойных коров достигает пика в октябре, составляя 74%, но в определенные зимние месяцы снижается до менее 50%. Дальнейшее подтверждение низкого процента отела получено из последнего отчета об углубленной оценке проблем животноводства в отдельных селах, в котором сообщается, что процент отела составляет 60-70%.25


Эти данные показывают, что большое число коров в течение года не дают молока. В действительности многие коровы отеляются только раз в два года. Периоды лактации непродолжительны и гораздо ниже стандарта молочной промышленности 305 дней, и исследования в регионах подтверждают, что молочные коровы имеют длительные сухостойные периоды. Тот факт, что пик надоя приходится на октябрь месяц, означает, что многие коровы отеляются летом или осенью, что не является оптимальной практикой для ферм, рассчитывающих на сезонное пастбищное производство, где отел должен был происходить где-то в начале пастбищного сезона.
Потенциальная продуктивность. Данные ФАО cсвидетельствуют о генетическом потенциале трех основных пород коров в Кыргызстане, типичные надои молока которых находятся в пределах от 3,250 до 4,770 кг в период лактации (305 дней). 26 Генетический потенциал таким образом, не является основной проблемой, но питание, содержание и уход находящиеся в настоящее время на суб-оптимальном уровне не дают этим породам животных достигнуть своего полного потенциала продуктивности. Надои молока, полученные от существующих в Кыргызстане пород коров на опытных станциях, показывают, что годовые надои могут составлять от 3,500 до 4,000 литров. Учитывая тот факт, что продуктивность животных на опытных станциях часто выше, чем продуктивность на фермах, реалистический целевой показатель для товарных хозяйств может быть 3,150 – 3,600 литров, или что на 10% ниже показателя опытных хозяйств, при среднем надое 3,375 литров в год, что почти на 70% превышает текущие надои. (cм. рисунок 22). Производство молока в республике таким образом можно увеличить на 70% без увеличения численности коров или любой программы по выращиванию породы для улучшения генетического потенциала.


Рисунок 22: Потенциал производства коровьего молока в Кыргызской Республики (в литрах в год)




Сдерживающие факторы роста продуктивности в молочном животноводстве. Далее кратко перечисляются основные причины низкой продуктивности:


  • Плохое питание как в летнее время, когда коровы пасутся на перетравленных присельских или близлежащих пастбищах, так и в зимнее время, когда существует дефицит зимних кормов как по количеству, так и по качеству. Результатом чего являются низкие надои молока и короткие периоды лактации.

  • Отсутствие быков-производителей или услуг по искусственному осеменению для многих мелких владельцев приводит к длительным периодам сухостоя до лактации. Отел происходит круглогодично и не сконцентрирован на весенний период, когда можно обеспечить выгул и окорм на пастбищах.

  • Заболевания животных, внутренние и внешние паразиты (гельминты, печеночная двуустка, вши и азиатский клещ).

  • Дефицит животноводческих знаний и навыков среди фермеров.

  • Низкокачественные помещения с плохой вентиляцией часто хуже, чем отсутствие помещений ввиду риска заболеваний.


Кормление во время пастбищного сезона. Необходимо откорректировать несбалансированность выпаса (недостаточный выпас на летних пастбищах и перевыпас на зимних и присельных пастбищах). Содержание молочных коров необходимо обеспечить на близлежащих пастбищах круглый год, за исключением сухих периодов, чтобы облегчить повседневное доение и обеспечить быструю транспортировку молока на рынки. По мере того, как стравленные пастбища, будут продолжаться подвергаться перевыпасу, это будет оставаться сдерживающим фактором для развития молочного животноводства. Следовательно, необходимо устранить все препятствия и снять ограничения на использование летних пастбищ для выпаса овец и молочного скота. Необходимо улучшить методы управления присельными/близлежащими пастбищами в плане их использования, что включает регулирование выпаса, борьбу с сорными растениями и возможно рациональное применение удобрений.
Зимнее кормление. Необходимо улучшить заготовку кормов посредством укоса растений на надлежащей стадии вегетации, избежания потерь на поле, обеспечения правильного хранения и должной практики при раздаче кормов. Ввиду дефицита кормового зерна и других концентрированных продуктов, молочное животноводство в Кыргызстане маловероятно станет системой, основанной на зерновом корме, тем не менее, увеличение такого корма за счет повышения урожайности зерновых принесет существенную пользу этому сектору. Таким образом, в Кыргызстане животноводческую отрасль нельзя рассматривать отдельно от растениеводческой отрасли. Животные получают пользу от кормовых ресурсов, произведенных в подсекторе растениеводства, и они могут вернуть на поля в виде навоза большие количества переработанной пищи.
В современных условиях Кыргызстана, с ограниченными площадями пашни, существенно важно обеспечить высокую урожайность культур. В том случае, если фермер планирует содержать одну корову в закрытом помещении в течение 120 дней в зимний период, ему необходимо заготовить 1,5 тонн сена (75% сухой массы) или 6 тонн зеленого корма (20% сухой массы). Таким образом, если основным кормом является эспарцетовое сено (урожаи 10-15 тонн сухого вещества за 4 укоса), то количество коров в расчете на погектарную обеспеченность кормом в зимнее время, будет составлять примерно от пяти до восьми голов. Однако, для поддержания урожайности эспарцета на требуемом уровне, необходимо каждые 4 года производить пересев и севооборот культур, что увеличивает требуемую площадь вдвое.
Несезонный отел. При системе, основанной на пастбищном хозяйстве, которая существует в Кыргызстане, фермерам следует нацеливаться на минимизацию потребностей коров в питательных кормах в зимний период, когда корма дефицитны и дорогостоящи. Это достигается посредством отела коров в весеннее время, примерно в период начала роста трав.27 Это не практикуется в Кыргызстане, поскольку отел имеет место в течение всего года. Основными причинами такой ситуации, возможно, являются дефицит быков-производителей или услуг по искусственному осеменению, что оставляет животноводам мало выбора и заставляет их использовать любую возможность для осеменения коров; и важность выгод от сезонного отела плохо понимается и оценивается как фермерами, так и другими заинтересованными сторонами. Многие коровы образуют малые стада в 1, 2 или 3 коровы, и их владельцы редко имеют возможность для осеменения быком. Не достаточный доступ к услугам быков-осеменителей означает, что коровы часто отеляются только раз в каждые два года и часто отел происходит вне оптимального временного весеннего промежутка.
Болезни крупного рогатого скота. Среди многих болезней, которые вредят молочному скоту в Кыргызстане, наибольшее воздействие на продуктивность оказывают бруцеллез и паразиты (внутренние и внешние). Паразиты могут поражать животных как в помещениях, так и на воле (внешние паразиты распространяются более быстрыми темпами в помещениях, а внутренние паразиты могут распространяться круглый год), и являются важной причиной снижения продуктивности.
Другие сдерживающие факторы. Такие проблемы как плохие помещения для скота или слабые технические знания фермеров необходимо решать путем распространения знаний и технологий через действенные консультационные службы и/или обучение. Фермерам необходимы рекомендации по сбалансированному рациону питания скота. Например, распространенная практика кормления ячменем и луговым сеном приводит к значительному дефициту белка в диете.
В. Овцеводство
Продуктивность. Выход овец на уровне хозяйства лучше всего измеряется количеством проданных ягнят на 100 слученных овцематок, но эти данные в Кыргызстане отсутствуют. Тем не менее, определенное представление дает информация из переписи с.х. животных 2003 года: в республике существует более двух миллионов овец-самок случного возраста и 700,000 млн. ягнят в возрасте до 1 года. Это означает 34 приплода на 100 самок случного возраста. Тем не менее, это приводит к недооценке производства, поскольку определенное количество ягнят идет на убой до переписи с.х. животных. Однако, продуктивность, как подтверждается данными по потреблению баранины из Обследования Бюджета Домохозяйств остается все еще низкой. Если предположить, что 20% мясной продукции экспортируется, данные HBS дают только цифры 40 ягнят на 100 овце-маток репродуктивного возраста. В одном из самых последних отчетов отмечается, что процент ягнения составляет 60-70%, но также отмечается высокие показатели падежа среди ягнят28. Таким образом, все данные показывают, что выход ягнят составляет от 40 до 60 на 100 маток, что является низким показателем. Данные по сопоставимым системам горного овцеводства в других странах (Ирландия, Новая Зеландия) составляет 93 ягненка на 100 овце-маток репродуктивного возраста.
В Кыргызстане ягнение имеет место круглый год, поскольку нарушена система планового воспроизводства овец. Такая ситуация пагубна для репродуктивности и продуктивности и значительно затрудняет содержание и уход за скотом. При производственной системе, основанной на пастбищном содержании скота, как в случае Кыргызстана, ягнение должно иметь место во время появления яровых трав. Это необходимо, поскольку в течение двух недель до окота и первых 4-6 недель после ягнения (период лактации), потребности овцематки в высокоэнергетическом питании и белке достигают пика. Качественное питание в этот период необходимо для выхода сильного и здорового потомства, и достаточного количества маточного молока, чтобы обеспечить хорошую выживаемость и темпы роста ягнят.
Потенциальная продуктивность Кыргызского овцеводства. Причин для того, что кыргызские овцы не могут обеспечить выход такого же количества ягнят как в Ирландии или Новой Зеландии нет. В заключении, надо отметить, что питание, содержание и уход за животными находится на суб-оптимальном уровне и эта ситуация требует корректировки до того, как будут предприняты значительные усилия по улучшению генетики животных.
Увеличение выхода шерсти, главным образом в результате увеличения численности овец, как отмечается в Главе 3 должно обеспечиваться за счет повышения качества и ценности шерсти, надлежащего сбора и хранения, сортировки, классировки и маркетинга. На данном этапе ясно, что улучшение качества и маркетинга шерсти принесет гораздо более значительные выгоды, чем увеличение объема производства шерсти.
Как показывают расчеты, представленные выше, скотоемкость/пропускная способность пастбищ в Кыргызстане достаточно сбалансирована по отношению к численности животных в республике, и таким образом, возможностей для значительного увеличения поголовья овец не существует. Увеличение выхода продукции должно происходить за счет улучшения продуктивности существующего поголовья овец, и, как отмечалось выше, есть возможность увеличить выход на 50% за счет повышения численности выхода ягнят на случаемую овцу.
Сдерживающие факторы увеличения продуктивности овец. Далее перечислены наиболее значительные проблемы, сдерживающие повышение продуктивности овец: (i) малая численность выхода ягнят, (ii) высокая смертность ягнят и плохие показатели роста, (iii) круглогодичное ягнение овцематок.
Низкое поголовье живорожденных ягнят. Это вызвано сочетанием плохого питания овцематок, что приводит к низкой фертильности, а также несезонным разведением и отсутствием баранов-производителей. Первой проблемой, которая требует решения, является несезонное разведение. Необходимо обеспечить раздельное содержание баранов и овец за исключением периода их спаривания в конце осени/начале зимы. Следует улучшить питание суягных овец в последние 6 недель беременности. Такие же проблемы с качеством и количеством питания возникают с молочными коровами. Как минимум, для этого периода необходимо обеспечить высококачественное сено. Необходимо обратиться к проблеме заболеваний, в частности, бруцеллеза, который вызывает потерю ягнят в результате абортов и внутренних/внешних паразитов.
Высокая смертность ягнят и плохие показатели роста. Наиболее значительной причиной смертности ягнят в период до и после рождения является недостаточный колострум/молозиво и дефицит молока у овцематки, что связано с плохим кормлением. Вследствие этого необходимо избегать ягнения в зимний период, поскольку стоимость концентрированных добавок в это время выходит за пределы разумного. Другими факторами являются плохие погодные условия, хищники и болезни. Хорошо откормленные ягнята имеют гораздо более высокую сопротивляемость к плохим погодным условиям и болезням, и дальнейшие заболевания можно преодолеть посредством хорошей гигиены в период ягнения. Если ягнята появляются на свет весной, то оптимальным способом для обеспечения хороших темпов роста ягнят, является перегон на летние пастбища, где имеются хорошие корма.
Болезни. Овцы в Кыргызстане подвержены многим серьезным заболеваниям, в частности, бруцеллезу и ящуру. Борьба с бруцеллезом и паразитами (гельминты, печеночная двуустка, вши и азиатский клещ) наибольшим образом влияют на продуктивность.
Другие сдерживающие факторы. Такими факторами являются слабые знания хорошей животноводческой практики, что можно ликвидировать посредством передачи технологии через эффективные консультационные услуги и/или обучение.
С. Мясное животноводство
Поголовье коров специальной мясной породы в Кыргызстане является незначительным. Мясное скотоводство на промышленной основе базируется на телятах, производимых молочными коровами. Продуктивность мясного скотоводства на уровне животноводческого хозяйства обычно измеряется показателем темпов роста, в частности, среднесуточный привес или убойная масса. Данные, имеющиеся в Кыргызстане, недостаточно достоверны.
По оценке убойная масса (эквивалент выхода мяса на голову скота) составляет от 187 до 224 кг. Согласно данным переписи с.х. животных 2003 года, некоторые животные забиваются на втором году жизни (поголовье 1-2 летних животных меньше поголовья телят в возрасте до одного года), но достаточно большое количество животных на третьем году выживает до убоя. В результате обычным возрастом для забоя животных является 2 + года. По оценке размер туши для этого возраста слишком мал, даже с учетом амплитуды веса. Фактический размер убойной массы в Кыргызстане вероятно меньше предполагаемого, поскольку используемые допущения (объем экспорта в живой массе и вклад выбракованных коров в выход говядины) являются консервативными.
Потенциальная продуктивность Кыргызского мясного скотоводства. Оцененная амплитуда массы мясной туши неудивительна, поскольку согласно данным некоторых отчетов животные теряют до 50% веса зимой (См. Рисунок 23). Животные испытывают циклические привесы и потери веса. Как и в случае с молочными коровами, заключение в результате анализа состоит в том, что питание, содержание и уход за животными находятся на суб-оптимальном уровне, а существующие породы не реализуют своего полного генетического потенциала. Следует откорректировать проблему кормления и содержания с тем, чтобы существующее поголовье могло реализовать свой потенциал до того, как будут предприняты существенные усилия по улучшению генетики животных. Принимая во внимание породы КРС в Кыргызстане, выход туши в размере 250 кг/ с животного является допустимым прогнозом при качественном питании и содержании, что увеличит выход говядины в республике по меньшей мере на 12%-33% по сравнению с существующим выходом в республике.


Рисунок 23: Потенциальный (в результате улучшения зимнего кормления) и фактический живой вес скота в кг



Источник: НЗАМР, 2005

Как и в случае с другими животными, существует мало возможностей для увеличения поголовья с.х. животных в Кыргызстане, но даже при существующей численности молочных коров можно значительно увеличить численность мясного стада при условии улучшения численности новорожденных и выкормленных телят на 100 коров. В 2003 г. численность КРС в возрасте до одного года составляла 294000. Они представляют сырьевой материал для производства говядины. При численности племенного стада коров 549700 в 2003 г. можно ожидать, что поголовье КРС в возрасте до 1 года составит 412000, т.е., 75% племенных коров произведут живорожденных телят. Если численность КРС увеличится до 75% голов, то это составит 40% увеличение текущего выхода животноводческой продукции по республике.


Увеличение как численности, так и размера животных может одновременно привести к общему увеличению выхода говядины более на 50% как показано на Рисунке 24.



Рисунок 24: Эффект увеличения численности КРС и мяса мясной туши на выход животноводческой продукции по республике по сравнению с текущим




Устранение сдерживающих факторов продуктивности мясного скотоводства. Ключевые препятствия для достижения более лучшей производительности и увеличения выхода продукции остаются такими же, которые ограничивают рост в молочном и овцеводческом подсекторах: плохое питание, низкая численность отела на 100 коров, высокая смертность среди молодняка, болезни и паразиты, некачественные помещения для скота и плохие животноводческие практики, дефицит знаний и животноводческих навыков среди фермеров,
Плохое питание. Необходимо откорректировать несбалансированность выпаса (недостаточный выпас на летних пастбищах и перевыпас на присельных и зимних пастбищах). Темпы привеса животных летом медленнее, когда скот кормится на присельных и выбитых близлежащих пастбищах, но они могли бы быть намного быстрее, если бы животные могли бы перегоняться на летние пастбища. В зимний период недостаточное количественное и качественное питание может вызвать недостаточный привес животных, когда животные теряют до 50% своего веса. По этой причине необходимо ликвидировать все факторы, препятствующие использованию летних пастбищ для выпаса скота (а именно, организационные, материально-технические, арендные и т.п.).
В отношении зимнего питания необходимо улучшить зимнее кормление, как с точки зрения количества, так и качества. При мясном скотоводстве обеспечение удовлетворительных темпов роста в течение зимнего периода не является критически важным В том случае, когда мясной скот испытывает период умеренного/плохого кормления, темпы роста/привеса будут плохими в первом периоде, однако могут быть существенно восстановлены в течение второго периода. Такое явление известно как компенсационный рост. Хотя этот метод достаточно широко используется во многих системах разведения скота, потеря живой массы скота в зимний период в Кыргызстане представляется экстремальной, что приводит к малому весу мясной туши и низкой продуктивности отрасли.
Малая численность отела и смертность телят. Увеличение поголовья стада может быть достигнуто за счет увеличения численности отела и снижения смертности телят. Это потребует соответствующих мер, главным образом, в улучшении питания и контроля заболеваний. Плохое питание приводит к плохой фертильности коров и высокой смертности телят. Недостаточный контроль заболеваний является причиной высоких показателей абортов и смертности телят.
Контроль заболеваний. Бруцеллез, несомненно является серьезной проблемой, приводящий к числу спонтанных абортов каждый год. Среди многих других заболеваний молодняка превалирующих в Кыргызстане, наиболее значительным образом влияющие на выживание и привес животных являются болезни молодняка (понос, пневмония, гнойное воспаление суставов) и паразиты (внешние и внутренние). Плохая санитария и условия содержания способствуют заболеваемости телят наряду с плохим питанием коров. Любые болезни или плохое питание, вызывающие плохое производство молока или некачественное молозиво приводят к увеличению смертности телят.29 Паразиты могут воздействовать на животных как в помещении, так и на открытом воздухе (внешние паразиты распространяются гораздо интенсивнее внутри помещения, а внутренние паразиты распространяются круглый год), и являются важной причиной снижения продуктивности.
IV. Выводы и план действий
Основные выводы:


  1. Существующее поголовье животных в республике в относительной степени соизмеримо со скотоемкостью/пропускной способностью пастбищ. Тем не менее, существует дисбаланс в использовании пастбищных ресурсов: недостаточный выпас на летних пастбищах и перевыпас на присельных/близлежащих пастбищах.

  2. Плохое зимнее питание. Плохие зимние корма, как по количеству, так и по качеству, значительно хуже по сравнению с ситуацией в прошлом. Рацион характеризуется дефицитом основных питательных веществ, низкой энергетичностью и дефицитом белка.

  3. Продуктивность животных низка, однако имеется значительный потенциал для ее улучшения.

  4. Болезни являются основной проблемой и существенно влияют на продуктивность животных.

  5. Во многих случаях фермеры имеют слабые знания животноводческой практики и хозяйствования.

Соответственно, основные вопросы, которые необходимо решить для достижения повышения продуктивности животных – это питание животных (управление пастбищами и зимнее кормление), контроль болезней, и повышение фермерских навыков и знаний. В Главе 5 подробно обсуждается критически важное условие более лучшего использования и управления пастбищами, особенно необходимость устранения всех препятствий для фермеров по перегону и выпасу животных на летних пастбищах и улучшению навыков управления пастбищами фермерами. Рекомендуемый подход по лечению и борьбе с паразитами описан далее в Главе 4.


Совершенствование фермерских знаний и навыков. Необходимо повысить знания и навыки многих фермеров в области животноводства, питания скота и пастбищного хозяйства. Это потребует экстенсивной подготовки и консультаций, что таким образом расширит и углубит услуги существующей сети Сельских консультационных служб. Повышение фермерских знаний и навыков будет служить сильной движущей силой для перемен и улучшений в отрасли кыргызского животноводства. Необходимые условия уже имеются: Сельские консультационные службы в настоящее время имеются в каждом районе, что обеспечивает структуру для проведения образовательной и консультационной работы и хорошее техническое информационное обеспечение (например, итоги различных пилотных проектов и исследования), которые могут быть использованы для выработки рекомендаций. В частности, расширение деятельности может быть сосредоточено на следующих четырех приоритетных направлениях:


  • Зимний кормОбучение и стимулирование фермеров осуществлять укос на более оптимальной стадии роста и минимизировать потери на местах в период хранения и раздачи кормов.

  • Регулируемое воспроизводство овецНастоятельно рекомендовать фермерам планировать ягнение весной при появлении новых трав, чтобы обеспечить обильное питание овцематок и обеспечить выживаемость и хорошее развитие ягнят.

  • Регулируемое воспроизводство и годовой отел КРС. – Необходимо обучение фермеров о преимуществах отела весной, где имеется хорошая возможность обеспечения кормами, когда коровы нуждаются в этом во время первой лактации. Соответствующие рекомендации могут быть дополнены поддержкой программы искусственного осеменения (реализуемой частным сектором), нацеленной на мелких животноводов.

  • Контроль заболеваний. – повышение осведомленности фермеров о заболеваниях животных и финансовых последствиях ущерба для профилактики/ лечения животных, распознавании симптомов, проведению соответствующих профилактических мероприятий, сообщению о лечении от заболеваний.


Глава 7

Роль государственного сектора


  1. Введение

Рекомендуемые реформы государственной политики и организаций, занимающихся вопросами животноводства, обоснованы тем же факторами, которые актуальны для других отраслей: отход от функций и направлений деятельности, которые может выполнять частный сектор, и фокусировка деятельности на тех функциях и направлениях, которые не в состоянии осуществлять частный сектор. Тем не менее, условия для реформы в секторе животноводства существенно отличаются от условий в других отраслях, ввиду массивного увеличения числа клиентов (мелких фермеров, заменивших относительно небольшое число коллективных хозяйств) и массивного сокращения поголовья скота. Ввиду радикальных изменений отраслевых характеристик и наличия скудных бюджетных ресурсов, государственному сектору необходимо внести существенные корректировки в свою работу и отойти от практики прошлых лет, чтобы обеспечивать эффективные и материально доступные ключевые услуги. Вследствие этого, требуется провести трудный выбор необходимых услуг и организаций для их обеспечения. Кроме того, необходимо серьезно продумать новые подходы и их применение к обеспечению государственных услуг в соответствии с принципами рыночной экономики.


Государственная политика не всегда следует росту коммерческой ориентации сельхозпроизводителей. Действительно, весьма часто государственная политика создает неверные ожидания среди участников цепочек поставки товарных продуктов животноводства. Такие ожидания могут быть связаны с надеждой на государственную поддержку (которая часто не может быть предоставлена из-за отсутствия ресурсов или приносит выгоды лишь ограниченному числу бенефициаров из-за недостаточной целевой направленности) или с опасениями по поводу неправомерных рыночных интервенций, ограничивающих заинтересованность частных агентов в расширении деятельности в секторе из-за риска инвестиций. Непредсказуемость и непоследовательность политических заявлений и программ подрывают доверие субъектов частной экономики. В силу этого, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики животноводства, важно ясно и реалистично определить роли и обязанности государственного сектора. Программы и стратегии должны быть последовательными и полностью отвечать общим направлениям сельскохозяйственной и макроэкономической политики.
При анализе приоритетов государственной деятельности в секторе животноводства МСВХиПП необходимо помнить о важности оптимального использования ограниченных ресурсов, что означает ограничение масштаба деятельности и повышение экономической эффективности тех направлений деятельности, за которые несет ответственность государство. Это также означает признание того факта, что клиентами, как сегодня так и в будущем, являются не несколько крупных операторов, а большое число мелких владельцев. В соответствии с этим необходимо разработать как услуги, так и механизмы для их обеспечения. Рассмотрим два конкретных вида деятельности: селекционно-племенная работа не является приоритетной деятельностью для правительства, но поддержка развития эффективных частных служб по искусственному осеменению является надлежащим приоритетом; производство кормов не является надлежащей задачей для правительства, но поддержка роста частной индустрии семеноводства, которая обеспечит качественные семена кормовых культур, является надлежащей. Оценка кыргызской отрасли животноводства, подытоженная в отчете и в заключительной матрице приоритетных действий, показывает, что ключевыми направлениями, требующими политического внимания и эффективной программы реализации, являются: здоровье животных, управление пастбищными ресурсами, распространение знаний и технологий, и прикладные исследования (в особенности для улучшения практики животноводства), качество и безопасность пищевых продуктов.

II. Обзор прошлых и текущих государственных программ
В
Вставка 4: Государственные программы в области развития животноводства
Завершенные программы

Программа увеличения возделывания люцерны

Концепция аграрной политики

Программа Развития Сельского Хозяйства

Программа развития села

Программа развития овцеводства


Действующие программы

Концепция комплексного развития яководства

Программа развития коневодства

Программа развития птицеводства

Программа восстановления и экономического развития Государственного племенного завода им Ф.А. Стрельниковой

Вторая Национальная программа по борьбе с туберкулезом

Программа развития пчеловодства
Общие программы

Программа по охране здоровья животноводства

Программа развития перерабатывающей промышленности и обеспечения безопасности продуктов питания

Предлагаемые программы

Вторая программа увеличения возделывания люцерны

Программа развития животноводства

Программа развития пастбищного хозяйства



Развитие системы закупок и экспорта продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
течение последних десяти лет правительство ввело в действие или объявило ряд программ, нацеленных на развитие животноводства. Основные программы, идентифицированные в конце 2004 г., перечислены во Вставке 4 ниже. Каждая из завершенных, существующих или предлагаемых программ направлена на решение реальной или предполагаемой проблемы или сдерживающего фактора в конкретной подотрасли животноводства и предусматривает ряд действий и предполагаемые результаты, которые с точки зрения правительства, необходимы для их реализации. В результате многие программы предусматривают весьма широкий ряд мер, направленных на улучшение ситуации, но вероятность их осуществления мала, ввиду недостаточных фондов для их полной реализации и/или слишком коротких сроков для достижения результатов. Многие программы предусматривают годовые целевые показатели по увеличению поголовья скота или уровней производства, но редко включают объяснения или обоснования того, каким образом определены эти показатели, или каким образом программная деятельность приведет к их реализации. При разработке этих программ не учитывается тот факт, что фермеры в настоящее время осуществляют деятельность в условиях рыночной экономики, что они реагируют на изменение рыночной ситуации, и их первоочередная потребность состоит в обеспечении устойчивых средств к существованию.
В тех случаях, когда в программах упоминаются изменения в законодательстве, они редко конкретизируются, также игнорируются необходимые институциональные изменения или меры по их реализации. В некоторых случаях законодательство упоминается как средство “убеждения” частного сельскохозяйственного сектора выполнять целевые показатели программ. Такой подход не работает в условиях свободной рыночной экономики.
Также существует непоследовательность как внутри программ, так и несогласованность между ними. К примеру, предлагаемая Программа по развитию системы закупок и экспорта продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в основном ориентируется на улучшение экспорта, но в то же время предусматривает изменение структуры налогов и повышение импортных пошлин. Напротив, в национальной Концепции развития сельского хозяйства предлагалось увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции в соседние страны посредством взаимного сокращения таможенных пошлин, и правительство все еще привержено такой политике.
Официальные лица из МСВХиПП признают, что на сегодняшний день эти программы имеют мало эффекта. Это неудивительно, поскольку большинство программ представляют собой просто заявления о намерениях, которые не подкреплены достаточным финансированием, не признают силу рыночных стимулов и дестимулов, не принимают в расчет необходимость продуктивного взаимодействия между правительством и частным сектором.

III. Результаты консультаций с заинтересованными лицами
Важность проблем в животноводстве. Почти все заинтересованные лица, с которыми проведены консультации в ходе подготовки настоящего отчета, считают плохое состояние здоровья животных и дефицит эффективных ветеринарных услуг наиболее важными проблемами, сдерживающими дальнейшее развитие сектора животноводства (см. Таблицу 21).30 В ходе обследований выявлены другие ключевые проблемы, перечисленные в порядке их значения, в частности, более эффективные селекционно-племенные программы, улучшение консультационных/образовательных услуг, совершенствование систем сбыта скота и животноводческих продуктов, улучшение управления пастбищными угодьями. В каждом случае более 84 % респондентов считают эти проблемы важными сдерживающими факторами, которые необходимо ликвидировать, чтобы обеспечить развитие животноводства.


Таблица 21: Мнения участников консультаций о приоритетных направлениях в отрасли животноводства

Приоритет

Ранг*

Здоровье животных

4.4

Разведение

3.7

Консультации и обучение

3.7

Другое

3.7

Маркетинг

3.6

Пастбищное хозяйство

3.6

*Ранжирование от 5 – “серьезная проблема” до 1 – “не проблема”; источник: Опрос заинтересованных лиц


Ответственность за решение обозначенных проблем. Почти половина участников консультаций считают, что проблемы здоровья животных и ветеринарии должны совместно решаться правительством и частным сектором (Рисунок 25). Относительно основных заболеваний более половины респондентов заявили о том, что готовы нести часть расходов по борьбе с ними. Другим направлением, в котором, по мнению участников, правительство должно исполнять ведущую роль является маркетинг животных и животноводческой продукции. Такое понимание, что правительство должно отвечать за маркетинг является прямым результатом текущей политики, посредством которой правительство пытается контролировать деятельность частного сектора. Такая политика создает неверные ожидания среди заинтересованных лиц и приводит к путанице в частном секторе.


Рисунок 25: Ответственность за решение проблем



Источник: Опрос заинтересованных лиц

По мнению большинства заинтересованных лиц, за улучшение пастбищного хозяйства и консультационные услуги должны совместно отвечать частный сектор и правительство. В случае пастбищного хозяйства более 75% респондентов считают, что частный сектор должен взять на себя основную ответственность, и все пастбища должны находиться в ведении и управлении айыл окмоту.


В последней части опроса респондентам был задан вопрос о том, кто должен взять на себя основную ответственность за решение других проблем, влияющих на животноводческое производство. Ответы представлены на Рисунке 26. Результаты показывают, что частный сектор готов работать в партнерстве с правительством над теми вопросами, которые требуют совместной ответственности в условиях рыночной экономики. Они также признают, что разработкой законодательства должно заниматься правительство; тем не менее, значительная часть опрошенных полагает, что частный сектор должен принимать участие в разработке законодательства.



Рисунок 26: Представление о распределении обязанностей между государством и частным сектором



Источник: Опрос заинтересованных лиц

Респонденты имеют сбалансированное мнение относительно разделения обязанностей между государственным и частным сектором по другим вопросам. Наиболее значительную роль для правительства они видят в таких сферах как инспекция мяса и выдача разрешений. В области вакцинации они считают, что правительству следует играть меньшую роль, поскольку фермеры и частные ветеринары могут взять на себя больше ответственности. Искусственное осеменение (ИО) и индивидуальное лечение животных они считают частным делом владельцев. Вакцинацию, формулирование и организацию реализации местной стратегии по борьбе с заболеваниями животных, а также сбор образцов для лабораторного анализа они считают сферами обоюдной ответственности.


Ясно, что ветеринарные проблемы считаются наиболее серьезными, и правительству необходимо повысить эффективность деятельности по контролю и мониторингу. Участники опроса все еще считают, что правительство несет ответственность за безопасность продуктов питания, проведение анализов на заболевания и качество кормов, возможно потому, что никто из респондентов никогда не видел частных практиков, имеющих государственную лицензию и занимающихся такой деятельностью под государственным надзором. В итоге, частный сектор готов вносить гораздо более активный вклад в охрану здоровья животных и ветеринарные услуги, и в управление пастбищным хозяйством, чем это позволяет текущая политика.
IV. Анализ государственных расходов в секторе животноводства
Основная прямая государственная поддержка для кыргызского животноводства поступает непосредственно из годового бюджета МСВХиПП. Общие бюджетные расходы МСВХиПП с 2001 г. увеличились на 16% в реальном выражении (исключая инвестиционные проекты, финансируемые внешними донорами), финансириемых за счет увеличения государственных ассигнований и сильной поддержки Европейского союза по программе бюджетной поддержки (таблица 22). Более эффективное управление госбюджетом также способствовало увеличению фактических государственных расходов на сельское хозяйство, в результате чего годовое освоение бюджетных ассигнований увеличилось с 82% в 2001 г. до 99% в 2003 г.
Тем не менее, государственные расходы на сельское хозяйство остаются весьма низкими в абсолютном выражении, что существенно ограничивает возможности МСВХиПП обеспечивать адекватные государственные услуги в правомерных сферах государственной деятельности. Эти финансовые ограничения сохранятся в обозримом будущем по двум причинам. Во-первых, необходимость жесткой фискальной дисциплины во всех секторах будет ограничивать общее увеличение государственных расходов, чтобы соразмерить их с увеличением государственных поступлений. Во-вторых, ввиду поэтапного сокращения бюджетной поддержки по линии ЕС, будут увеличиваться государственные расходы на ее замещение при отсутствии увеличения общих расходов. Таким образом, среднесрочной задачей для МСВХиПП является разработка адекватной и затрато-эффективной системы для обеспечения основных государственных услуг, которые можно финансировать независимо от поддержки ЕС. Чтобы выполнить эту трудную задачу МСВХиПП необходимо провести рационализацию и повысить эффективность основных государственных услуг, ввести плату за отдельные услуги и приватизировать неосновные услуги.



Таблица 22: Расходный бюджет МСВХПП в 2001-2005 гг.







2001

2002

2003

2004

2005

Увеличение в %




Запланированные расходы

В млн. сомов (в текущих ценах)

Номинальное

Реальное a




Водное хозяйство

240

326

316

388

265

10%

-5.%




Вет. услуги

63

105

120

92

119

87%

61%




Защита растений

30

42

47

35

33

8%

-8%




Инспекция

9

11

14

15

29

213%

168%




Земельная реформа и земуправление

8

12

105

13

15

101%

73%




Исследования

4

8

12

18

22

405%

333%




Консульт. услуги и обучение

0

1

5

2

3

na

na




Др. программы и услуги b

21

105

17

19

21

1%

-13%




Всего

376

515

541

582

508

35%

16%




Меморандум

























Фактические расходы %

82%

90%

99%

100%

na

na

na































Поддержка ЕСt

225

252

215

224

na

na

na




Поддержка ЕС в %

60%

49%

40%

39%

na

na

na




Источник: МСВХПП;

a В сомах в ценах 2000 г., дефлированных по ИПЦ; b включает центральную администрацию

Фонды для государственной ветеринарной системы составляли 23% в общем бюджете 2005 г.; на деятельность, связанную с научными исследованиями, инспекцией и селекционно-племенной работой было выделено 5% бюджета (Таблица 23). В плане обеспечения услуг эпизоотика 31 является основным элементом государственной поддержки для сектора животноводства (38%), за чем следует лабораторный анализ (18%) и научные исследования (8%). Поддержка селекционно-племенной работы является наиболее быстро растущим элементом государственных расходов на животноводство, значительная часть которых используется для коневодства.


В 2004 г. наиболее значительной статьей бюджетных расходов на ветеринарные услуги были заработная плата и социальные взносы (38%), затем следовали лекарственные препараты для животных (эпизоотика), составлявшие 8% от расходов на ветеринарные услуги. Поддержка ЕС деятельности в области животноводства пропорционально выше по сравнению с другими направлениями деятельности МСВХиПП. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе эта поддержка обеспечивает больше ресурсов, она также создает растущую неопределенность относительно того, каким образом будет осуществляться финансирование этой деятельности после прекращения поддержки со стороны ЕС.


Таблица 23: Бюджетные расходы МСВХПП на животноводство в 2001-2005 гг.







2001

2002

2003

2004

2005

Увеличение в %




Запланированные расходы

В млн. сом

Номинальное

Реальноеa




Вет. услуги

























Администрация

21

28

32

30

32

47%

26%




Лаборатории

9

16

19

21

25

180%

140%




Эпизоотика

29

56

62

35

55

87%

61%




Мониторинг

4

5

7

6

7

94%

67%




Инспекция

























Вет.санитария

0.4

1

1

1

1

118%

87%




Исследования

























Пастбища и корма

3

5

4

4

4

39%

19%




Институт животноводства

0

0

1

4

8

na

na




Разведение животных

0.4

0.4

6

7

11

2,597%

2,211%































Общее поголовье

68

111

133

109

143

112%

81%




Меморандум

























Животноводство в % от общего бюджета

18%

22%

25%

19%

28%

na

na




Поддержка животноводства ЕС

37

79

85

59

na

na

na




Поддержка ЕС в %

55%

71%

64%

55%

na

na

na




источник: МСВХиПП;

a в сомах 2000 г., дефлированных на ИЦПТ (индекс цен на потребительские товары)

Учитывая высокий уровень падежа скота и в связи с этим степень сокращения продуктивности и сдерживание увеличения производства, ясно, что приоритетом для отрасли являются меры по улучшению здоровья с.х. животных. Эта потребность не удовлетворяется. Падеж скота остается высоким, эндемические заболевания широко распространены и не контролируются (и связаны с риском для здоровья человека); практика ведения животноводства остается субоптимальной, несмотря на значительное увеличение государственных расходов. Требуются более эффективные меры для повышения качества как государственных, так и частных ветеринарных услуг, повышение фермерских знаний в области эффективной животноводческой практики и улучшение наличия и доступа к кормам.


Начальным шагом в этом направлении является повышение эффективности системы охраны здоровья животных на основе мер по укреплению как государственной, так и частной ветеринарной системы, и создание эффективного партнерства между этими системами. Государственная ветеринарная система должна фокусировать свою деятельность на мониторинге и контроле эндемических заболеваний животных, но для выполнения программ вакцинации необходимо привлекать на контрактной основе частных ветеринаров, и предоставить им больше свободы для импорта и распределения необходимых вакцин. Также следует повысить стимулы для участия фермеров в программах по контролю заболеваний и вакцинации животных посредством обеспечения бесплатных вакцин и выплаты достаточной компенсации за забой больных животных. В надлежащих случаях следует получать донорскую поддержку в помощь финансированию таких программ компенсации. Также существует потенциал для повышения эффективности республиканской системы лабораторий посредством установки современного лабораторного оборудования и компьютерных систем связи, и повышения квалификации кадров. Следует провести рационализацию национальной сети лабораторий; полностью оснащенные государственные лаборатории должны работать на национальном и региональном уровнях, а более мелкие лаборатории для рутинных заданий необходимо передать частному сектору, который будет обеспечивать соответствующие услуги за плату.
Следует пересмотреть текущие программы научных исследований и распространения знаний и технологий на предмет их актуальности для маломасштабного животноводства и специфических проблем, с которыми сталкиваются животноводы. Необходимо продемонстрировать, что значительное увеличение государственных расходов на такие программы окажет заметное влияние на уровни продуктивности и производственные системы в республике. Научные исследования и деятельность по распространению знаний и технологий в области пастбищного хозяйства и использования кормов требуют особого внимания, поскольку их задача состоит в том, чтобы обеспечить более эффективное использование общинных и государственных пастбищных угодий. С этой целью такие программы должны включать меры по развитию эффективного местного управления пастбищными ресурсами на платной основе.
Следует поставить серьезно вопрос относительно быстро растущей государственной поддержки для селекционно-племенных программ, в частности, относительно их фокусировки на коневодстве. Нецелесообразно направлять существенные ресурсы на улучшение генетического потенциала в условиях, когда плохое состояние здоровья животных и неадекватное кормление являются основными сдерживающими факторами для увеличения животноводческого производства. В краткосрочной и среднесрочной перспективе ресурсы, выделенные на программы селекционно-племенной работы, определенно можно использовать более эффективно и с большей отдачей для экономики.
V. Приоритетная политика и программы развития животноводства
Приоритетные проблемы. Государственные и частные заинтересованные лица согласны, что в настоящее время животноводческая индустрия в Кыргызстане сталкивается с четырьмя основными проблемами. Эти проблемы негативным образом влияют как на фермеров, так и на кыргызскую экономику в целом, и если не будут решены в ближайшем будущем, то они будут сдерживать дальнейшее развитие отрасли.


  • Здоровье животных

  • Управление пастбищами

  • Практика животноводства

  • Маркетинг и агропереработка


Предлагаемая матрица приоритетной политики и программ. В Таблице 24 кратко представлены выводы отчета, а также программы и стратегии, необходимые для выполнения представленных рекомендаций. Основными проблемами, к решению которых необходимо обратиться для увеличения продуктивности с.х. животных являются: профилактика и контроль болезней, питание животных (пастбищепользование и зимние корма), распространение знаний и технологий среди фермеров, маркетинг и агропереработка. Именно решение этих вопросов, а не увеличение численности с.х. животных или изменение генотипа национального стада, является ключевым фактором для увеличения выхода продуктов в секторе животноводства. Эти программы и стратегии, при условии их успешной реализации, будут способствовать устойчивому росту отрасли животноводства и ее дальнейшему вкладу в рост экономики и сокращение бедности.
Рекомендации не представлены в порядке их приоритетности, поскольку для получения максимальных результатов требуются параллельные меры по улучшению всех аспектов животноводческого производства. Повышение продуктивности в животноводстве должно быть результатом комплексных мер по улучшению здоровья, питания, общего ухода и содержания животных, а также рыночной инфраструктуры. Улучшение питания и содержания животных сокращает их подверженность заболеваниям. Животные в оптимальном состоянии здоровья имеют высокую продуктивность, в результате чего животноводы увеличивают свои доходы, что позволяет им улучшать кормление и уход/содержание животных. Более эффективные рынки обеспечат возможность фермерским хозяйствам увеличить свои доходы в результате повышения продуктивности.
Глава 8

План действий на данный момент и на будущее
Сектор животноводства имеет многообещающие перспективы роста и модернизации. Ведущие представители государственного и частного сектора хорошо осведомлены в тех проблемах, которые необходимо решать, и активно ищут пути решения этих проблем. Частный сектор обретает все большую уверенность в своих силах и все чаще прибегает к использованию передовых технических разработок, все больше готов брать на себя ответственность за функции, традиционно выполняемые государством, и наращивает потенциал для выполнения этих функций. Также растет признание положительной роли сельских общин в управлении пастбищами. Таким образом, государство имеет больше возможностей для сосредоточения своих ресурсов на тех функциях, которые оно должно выполнять само, и оно должно осуществлять эти функции более эффективно. Непрерывный рост отечественной экономики, наряду с ростом экономики региона в целом и сопутствующим увеличением спроса на продукцию животноводства, дополнительно укрепляют платформу для достижения Кыргызской Республикой дальнейших успехов в секторе животноводства.
15 июня 2006 года Всемирный Банк организовал в Бишкеке встречу для рассмотрения и обсуждения рекомендаций «Обзора сектора животноводства» для того, чтобы сформулировать ответные политические и программные действия в секторе животноводства. В целом, участники встречи оказали огромную поддержку при проведении для целей отчета диагностики сложившейся ситуации в секторе животноводства, причем большинство заинтересованных сторон согласилось с техническими заключениями отчета. Большая часть дискуссии была сосредоточена на обсуждении стратегических действий, которые необходимы для того, чтобы добиться первоочередного внимания со стороны высших должностных лиц. Многие также восприняли Обзор в качестве подходящей основы для обсуждения того, как следует направлять недостаточные средства государственного бюджета для финансирования нескольких ключевых направлений поддержки. Это является важным достижением, учитывая количество ключевых потребностей в инвестиционной поддержке, которые были определены данным анализом.
Цели данной главы заключаются в изложении того, какие направления политики и технические направления остаются открытыми на повестке дня развития сектора животноводства по каждому из рассмотренных вопросов: здоровье скота; выгон и питание скота, а также сбыт и переработка продукции животноводства. В духе тесного сотрудничества между заинтересованными сторонами, выработанного в ходе составления «Обзора сектора животноводства», некоторые из поднятых вопросов являются изложением презентаций, сделанных при проведении обзора и в рамках обсуждений. Заглядывая вперед, очевидно, что для детального согласования этих политических вопросов требуется больше времени. Вместе с тем, уже остается очень мало сомнений в том, что успех такого согласования будет зависеть от четкого разделения обязанностей между государственными и частными секторами, наряду с определением количества направлений сотрудничества между этими двумя секторами.


I. Здоровье животных
Как и ожидалось, соответствующие роли и обязанности государственного и частного сектора по различным аспектам охраны здоровья скота являлись (и, в ближайшем будущем, останутся) предметом жарких споров. Однако при этом относительно мало споров велось вокруг необходимости осуществления государственным сектором пограничного контроля с целью обеспечения более эффективной охраны от проникновения в страну инфекций извне. Аналогично, заинтересованные представители частного сектора заявили, что, хотя на данный момент принято считать, что контроль и мониторинг аспектов безвредности пищевых продуктов относятся к компетенции государства, обязанность по наблюдению за соблюдением национального законодательства можно было бы разделить между государственным и частным сектором. Более того, было заявлено, что предоставлением ветеринарных услуг (профилактика и лечение) и поставкой лекарств и вакцин должен исключительно заниматься частный сектор, поскольку коммерческая инициатива и активность сделают ветеринарные услуги более эффективными и оперативными.



Вставка 5: «Каким я вижу будущее ветеринарных услуг?»
“После внимательного прочтения четвертой главы (“Здоровье животных и населения”) вынесенного на обсуждение “Обзора развития животноводства в Кыргызской Республике”, я пришел к заключению о том, что: в целом, данный раздел охватывает весь спектр ветеринарных вопросов и предлагает адекватные пути и действия для их решения. Я горячо поддерживаю меры, предлагаемые авторами обзора: реформировать ветеринарное законодательство и привести его в соответствие с развивающимися рыночными отношениями и требованиями сегодняшнего дня; реформировать ветеринарные службы; расширить права и обязанности Профессиональной ассоциации частных и частнопрактикующих ветеринаров, и делегировать ей функцию выдачи сертификатов; создать ветеринарную милицию; модернизировать, упростить и установить контроль над ввозом ветеринарных медикаментов, и т.д.
Однако при этом я все же считаю, что некоторые из предложенных действий кажутся разрозненными, и их необходимо углубить и изыскать более конструктивные способы решения поставленных вопросов.
Я начну с главного вопроса – правовой базы. В параграфе 4.54 четвертой главы приводится справедливое замечание о том, что недавно принятый Закон “О ветеринарии”, по существу, сохраняет традиционный командный подход и налагает обременительные ограничения на частную ветеринарную практику, не учитывая интересов частнопрактикующих ветеринаров. Это можно понять, поскольку законопроект был составлен “в кулуарах” Государственного департамента ветеринарии (ГДВ), а его авторы, так сказать, “тянули одеяло на себя”. В результате, государственная ветеринарная служба взяла на себя такие обязанности, которые значительно превышают реалистичные функции и обязанности государственной ветеринарной службы, тогда как частной ветеринарной службе была присвоена функция “быть на побегушках” у государственной ветеринарной службы.
Между тем, Инициативной группой, в которую я входил, был подготовлен альтернативный вариант закона о ветеринарии, учитывающий мировую практику, рыночные реалии и активную роль частных ветеринарных служб в профилактической медицине. Этот проект закона был направлен на рассмотрение в Правительство и парламент. Параграфом 42 Главы VII “Ветеринарная медицинская практика”, предусматривается создание Национального ветеринарного совета. Совет, включающий частнопрактикующих ветеринаров, ключевых ветеринарных исследователей и представителей государственных ведомств ветеринарного надзора, должен был быть избран на ассамблее Кыргызского ветеринарного конгресса”.
“…….По моему мнению, необходимо существенно расширить и доработать параграф 4.57 четвертой главы “Образование и информация”. Эти два фактора являются ключевыми для статуса ветеринарной практики. Ни для кого не секрет, что, будучи изолированными от всего остального мира, ветеринарные специалисты не располагают информацией о новых ветеринарных препаратах и методах лечения. Они пользуются устаревшими методами и способами, которые недостаточно эффективны. Я считаю, что в сложившейся ситуации необходимо создать национальный центр распространения знаний (учебно-консультативный) и диагностики с отделениями на районном уровне. Эти центры должны будут предлагать частным и частнопрактикующим ветеринарам непрерывное образование и учебные семинары с тем, чтобы те могли обновлять свои знания и изучать новые методы и способы профилактики и лечения”.
“……..Было бы вполне логично дополнить центр распространения знаний (учебно-консультативный) и диагностики мобильной лабораторией экспресс-диагностики. В случае обнаружения симптомов или вспышки какого-либо заболевания, эти мобильные лаборатории по вызову должны будут прибывать на место, производить диагностику и предлагать эффективные методы лечения. Также имело бы смысл открыть при центре аптеку, чтобы обеспечить централизованную закупку ветеринарных медикаментов у компаний-производителей и поставку этих препаратов частным ветеринарам. Ни для кого не секрет, что в настоящее время ветеринарные лекарства и вакцины поставляются неофициальными агентами, транспортируются и хранятся без соблюдения каких-либо правил, в результате чего можно они способны скорее причинить животным вред, нежели чем вылечить их”.
-Участник семинара

Что касается совмещения обязанностей государственного и частного сектора, создается впечатление о том, что у сторон формируется единодушное мнение о необходимости объединения усилий в таких сферах, как регистрация и лицензирование ветеринарных лекарств и вакцин, а также обучение ветеринаров. Участники встречи согласились с тем, что отправной точкой в улучшении ситуации со здоровьем животных должны стать четко продуманное законодательство и реструктуризация существующей системы охраны здоровья животных. В качестве следующего шага потребуется разработать программу инвестиций в мероприятия по поддержке предлагаемой реструктуризации. Эти и другие вопросы в настоящий момент изучаются в рамках Проекта по контролю птичьего гриппа и подготовленности и противодействию пандемии.


II. Управление пастбищами и кормами
Все еще необходимо изучить и обсудить большое количество сложных вариантов для нахождения такого решения, которое принесло бы Кыргызстану максимальную пользу. Создается такое впечатление, что, учитывая, несомненно, очень большую заинтересованность всех участвующих сторон, уже реализуемые (или готовящиеся к реализации в ближайшее время) пилотные программы могли бы стать очень прочной платформой для нахождения решения, в наибольшей степени отвечающего интересам Кыргызстана. Учитывая сложность сложившейся ситуации, любое такое решение должно подходить уникальным особенностям страны и, соответственно, должно быть предварительно опробовано на пилотной основе, прежде чем его можно будет развернуть в масштабах всей страны. Вместе с тем, основываясь на результатах оценки передовой международной практики и опыта, можно было бы приступить к выработке соответствующих политических решений по следующим направлениям:
Обязанность по управлению пастбищами. Ранее было широко распространено мнение о том, что создание пастбищных ассоциаций или комитетов, которые должны будут собирать плату за аренду земли и принимать решения об удержании определенной части средств для улучшения или сохранения состояния пастбищ, было бы подходящей альтернативой существующей системе. Однако при этом выражалось беспокойство относительно необходимости параллельного решения проблемы, связанной с дефицитом технологий. Также необходимо принять решение по вопросу о том, кто должен отвечать за управление пастбищами и улучшение их состояния: отдельные лица или сообщества в целом.
Упрощение администрирования и проверок. Существующее администрирование различных аспектов землепользования является очень сложным и нуждается в упрощении. Необходимо принять решение о том, следует ли сохранить или сократить количество задействованных ведомств. В настоящее время некоторые из них передают свои обязанности другим и, как отмечалось в рамках дискуссий, фермеры слабо верят в эффективность существующей системы.
Сбор арендной платы. Фермеры скептически относятся к точности регистрации и учета всей уплачиваемой арендной платы. Некоторыми из участников было отмечено, что эти проблемы могли бы преодолеть пастбищные объединения или комитеты, что, в свою очередь, привело бы к столь необходимым улучшениям в производительности пастбищ.
Отсутствие границ. Участники встречи подчеркнули необходимость определения и нанесения на карту границ между различными участками. Решение этого вопроса было сочтено необходимым для администрирования и беспрепятственной реализации программ управления пастбищами, а также во избежание разногласий между фермерами. Контролируемый выпас скота невозможен в отсутствие у фермеров четкого представления о границах выделенных им на эти цели участков. Сложившаяся ситуация может приводить к частым и нежелательным недоразумениям и разногласиям.
Предоставление сведений о маршрутах для перемещения скота на отдаленные пастбища. Другим серьезным препятствием на пути к улучшению использования пастбищ оказалась недоступность отдаленных жайлоо (летних пастбищ), которые в настоящее время существенно недоиспользуются. Участники встречи сочли необходимым предоставление карт с указанием маршрутов для перемещения скота на отдаленные пастбища.
Инвентаризация пастбищ по географическим областям. Этот вопрос рассматривается в качестве одного из фундаментальных требований, на которых основываются решения о выделении пастбищных участков. Составление карт участков с указанием их относительного пастбищного потенциала способствовало бы проведению администраторами более соразмерной оценки, исходя из имеющихся данных.
В январе 2007 года в рамках реализуемого организацией «Chemonics International Inc.» проекта USAID «Земельная реформа и рыночное развитие» был начат обзор правовой и институциональный базы, связанной с использованием и управлением пастбищами. Этот обзор осуществляется в координации с Всемирным Банком и финансируемым им проектом «Поддержка вспомогательных сельскохозяйственных услуг» (ППВСУ). Кроме этого, указанный проект примет активное участие в будущей разработке законодательных актов и иных мероприятиях, необходимых для устойчивого управления пастбищами, некоторые из которых уже реализуются на пилотной основе в рамках ППВСУ, и будут расширены в рамках нового проекта Всемирного Банка «Поддержка сельского хозяйства и животноводства».
III. Маркетинг и переработка сельскохозяйственной продукции.
Было очевидно, что размер отечественного рынка не создает ограничений успешному развитию кыргызстанского сектора животноводства и перерабатывающих предприятий республики. Кыргызстанские производители могут пользоваться своими сравнительными преимуществами (такими, как благоприятные природно-климатические условия) для успешной конкуренции с растущим импортом, а индустриальные центры соседних стран предлагают рынки для устойчивого экспорта кыргызстанской продукции.


Вставка 6: Основные проблемы и сбыт продукции кыргызстанских животноводов
Для приведения в действие рыночных механизмов в секторе животноводства и возврата к достижениям Кыргызстана в области реализации животноводческой продукции – по крайней мере, на региональном уровне, на наш взгляд, потребуется предпринять следующие серьезные действия:
Во-первых, в областях необходимо создать несколько базовых фермерских хозяйств – “животноводческих школ” – для демонстрации фермерам на конкретном примере того, что животноводческое производство может являться прибыльным коммерческим бизнесом.
Во-вторых, необходимо внести изменения в налоговое законодательство по вопросам, касающимся освобождения перерабатывающих предприятий от дополнительного НДС с сельскохозяйственных производителей и фермеров, с тем, чтобы дать перерабатывающим предприятиям стимул осуществлять официальную закупку сырья у фермеров и производить конкурентоспособную продукцию.
В-третьих, необходимо стимулировать создание торгово-закупочных компаний, которые бы регулярно осуществляли закупку, сортировку/классификацию продукции, ее подготовку к экспорту и для передачи на перерабатывающие предприятия. Такие компании должны располагать всей необходимой инфраструктурой и материально-техническим обеспечением для организации таких отгрузок.
В-четвертых, необходимо доработать существующую правовую базу с целью упрощения сделок с землей и залоговым обеспечением, а также для того, чтобы предоставить фермерам доступ к источникам дешевого кредитного финансирования, и возможность использования лизинговых операций. Также необходимо принять эффективные законы о лизинге и пастбищах, и внедрить реалистичные механизмы их реализации.
В-пятых, используя донорские средства, необходимо реализовать комплекс учебных мероприятий для фермеров по вопросам внедрения в секторе животноводства Кыргызстана установившейся мировой практики, а именно – системы TRACING и стандартов ISO, включая систему сертификации продукции.
В-шестых, деятельность работающих в Кыргызской Республике донорских организаций должна стимулировать формирование фермерами-животноводами общественных объединений с целью укрепления своих рыночных позиций и для выработки эффективных механизмов защиты отечественного рынка от контрафактной продукции.
-Участник семинара

<< предыдущая страница   следующая страница >>