Е. Е. Чепурных -председатель спо – фдо. 4 5 апреля 1991г– день создания нооо «союз пионеров» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Е. Е. Чепурных -председатель спо – фдо. 4 5 апреля 1991г– день создания нооо «союз - страница №1/1




История детского движения.
1) 19 мая 1922г– день рождение ВПО имени В.И.Ленина.

2)Осень 1990г– последний слет пионеров, ставший историческим в истории

современного детского движения.

3) Е.Е.Чепурных -председатель СПО – ФДО.

4)5 апреля 1991г– день создания НООО «союз пионеров».

5)С 10 лет – можно стать членом детской общественной организации.

6)Вариативно– программный– основной подход к деятельности НООО «союз пионеров».

7)Сделай шаг навстречу – так называется программа деятельности НООО «союз пионеров».

8)Радуга детства – основной праздник детских организаций нашей области.

9)Н.В.Вохмина – председатель НООО «союз пионеров».

10)Товарищ - областной сбор актива детских организаций .

11)Будь готов!- всегда готов! – девиз Всесоюзной пионерской организации (ВПО) имени В.И. Ленина.

12) За Родину, добро исправедливость!– девиз СПО- ФДО.

Пионерские группы появились в нашей стране в начале 20-х годов 20 века. И появились они не на пустом месте: при их создании использовался опыт организаций для детей рабочих, внешкольных, творческих коллективов дореволюционного и уже советского времени, а также опыт скаутских организаций России.

Первые пионерские отряды начали создаваться в феврале 1920г в Москве 13 февраля на базе 16-ый типографии на красной Пресне прошел пионерский сбор, как, считается, первого (или одного из первых) отряда. Им руководил комсомолец Михаил Стремяков. С конца зимы 1952г пионерские отряды в Москве создавались в разных ее районах: в Сокольниках, в Хамовниках, на Красной Пресне. Днем рождения пионерии считается 19 мая 1922г. В этот день 2-ая всероссийская конференция РКСМ постановил распространить опыт деятельности московских пионеров на всю страну. Пионерская организация в нашей стране изначально задумывалась как авангардная организация детей трудящихся, ориентирующая в своей жизнедеятельности наидеологию и созидательную практику нового, советского государства.

В 20 – е года пионерские объединения функционируют в большей части как объединения внешкольные: при клубах, на предприятиях , по месту жительства и т.п. Они активно включаются в социально значимую деятельность взрослых: участвуют в борьбе с беспризорность и неграмотность, внедряют культуру в детскую среду, принимают участие в других важных для страны начинаниях.

Появляются пионерские газеты («Ленинские искры», «пионерская, правда» и другие), журналы («Барабан», «Пионер», «Вожатый»). Создаются пионерские лагеря (в 1925 открыт знаменитый « Артек») дома пионеров…

Число пионеров растет. Если в 1922 их было около 4 тысяч, тов 1932г уже 6 миллионов. Пионерские объединения в этот период развивается довольно свободно, хотя их самостоятельность изначально и была ограничена, «привязанностью» к комсомолу, что, впрочем, можно легко объяснить, исходя из анализа конкретно исторической ситуации того времени.

Взлеты чередуются со спадами. Причинами последних стало и отсутствие нужного количества квалифицированных вожатских кадров, шаблонизация форм работы и погоня заколичественным составам организации. Но постепенно к концу 20 – годов ситуация стабилизируется.

В 1929г проходит первый всесоюзный пионерский слет в Москве. Он как бы итожит первый период в истории пионерии - период становления пионерского движения.

С начала 30 – годов начинается второй этап развития пионерского движения в нашей стране. Пионерские движения постепенно трансформируется во всесоюзную организацию, получившую еще в январе 1922г имя В.И.Ленина.данный этап был особо знаменателен началом процесса введения пионерской организации в школу с постановления ЦК ВКПСБ, апрель 1932г.это было удобно для организации работы. Кроме того, под школьной крышей объединялись все воспитательные институты общества, что было и логично, и целесообразно для своего времени.

В 30-е года начинается и процесс постепенно огосударствления пионерской организации «сращивание пионерии с системой образования, что грозило потерей детской общественной организацией своего самодеятельного характера. Об этой опасности предупреждала тогда Н.К.Крупская, которая считала, что самое страшное, что может произойти с пионерской организацией самих детей в организацию для детей.»Перевод пионерских объединений в стены школы, структурирование их во всесоюзную организацию и постепенное превращение в массовую организацию, причем совсем более выраженными чертами организации государственной, знаменовал первую серьезную трансформацию пионерского движения.

Теперь уже труднее стало говорить об авангардном характере организации (массовая организация неминуемо теряет эту характеристику.) А опасность утраты организацией самодеятельных начал стала характерной особенностью этого и последующих этапов развития пионерского движения нашей страны. Однако важнейшие базовые пионерские ценности, созидательный характер жизнедеятельности, коллективизм и товарищество отношений, и прочее – сохранились.

Немало славных дел на счету пионерии 30-х : всесоюзные пионерские экспедиции, участие в поддержки курса на индустриализацию, коллективизацию и « культурную революцию», осуществляющего в СССР. Пионеры собирали средства на займы индустриализации, передавали радиоприемники в деревни, собирали библиотечки книг для сельских школ. С 1936г организуются первые всесоюзные военно-спортивные игры и соревнования за обладание оборонными значками.

Много интересных начинаний родилось внутри самой пионерии, примером тому является движение по оказанию помощи людям (тимуровское движение), « подсмотренное» и ярко описанное А.П.Гайдаром в своих повестях. Издание «Тимура и его команды» в 1940г стимулировало активное развитие тимуровского движения по всей стране.



В годы Великой Отечественной войны, безусловно, вынужденно происходит вторая трансформация пионерии и, по-нашему мнению, начинается третий этап её существования.Он характеризует практически полным свертыванием самодеятельных начал детской организации, еще большей степенью слияния ее с другими общественными и политическими институтами государств и общества, прежде всего со школой. Конечно, в годы войны самодеятельные начала пионерской организации были свернуты по вполне объективным и не зависящим от детей и их организации причинам.

В годы Великой Отечественной войны пионеры активно участвуют в борьбе с фашистами. В тылу они собирали средства в фонд обороны: работали на предприятиях и на колхозных полях, заменяя ушедших на фронт взрослых. Пионеры собирали дикорастущие лекарственные растения помогали ухаживать за ранеными бойцами, выступали в госпиталях с концертами: отправляли теплые вещи воинам. Занимались и другими важными делами.

Многие ребята сражались с врагом на фронте и в партизанских отрядах. Только медалями были «за оборону Москвы» были награждены более 20 тыс. пионеров. Четверо пионеров: Зина Портнова, Лёня Голиков , Марат Казей и Валя Колик были удостоены звания Героя советского Союза. Война несла колоссальный урон стране, нанесла она серьезнейший ущерб и пионерии.

В 1962г после долгого перерыва прошел второй пионерский слет. В том же году в рядах Всесоюзной пионерской организации были объединены более18.5 миллиона юных ленинцев. Пионеры конца 40-60г провели немало важных и пионерских дел : поисковые экспедиции, движении «Украсим Родину садами».( 1947), всесоюзное соревнование отрядов за право называться «Отряд – спутник семилетки» 1959-1962;

«пионерская двухлетка» с ее трудовыми акциями.

Именно в эти годы по инициативе костромских пионеров появились движение « зон пионерского действия» трудовая операция «Пионерской» (1966), инициаторами которой были пионеры Ленинграда, операция « Чукотка» по строительству дворца пионеров в Анадыре, проводившаяся по инициативе Московской городской пионерской организации с 1969 по 1974 год, и многое другое.

В 60-е годы по инициативе газеты « пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «кожаный мяч» « золотая шайба», стала проводиться Всесоюзная военно - спортивная игра «зарница» (1967).

Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась в 70-80-е годы. В эти годы реализовывались комплексные программы пионерской жизнедеятельности под названием « марши пионерских отрядов» (1970-1982) и « марши юных ленинцев» (1982-1987). Эти программы ориентировали ребят на созидание, способствовали становлению их гражданственности, развитию творчества, помогали формировать товарищеские отношения в пионерских коллективах.

Однако позитивного потенциала, заложенного в решениях 1957-1967 годов, хватило лет на 15. В середине 80- Х годов начинается новый, « предкризисный этап» развития советской пионерии. Постепенно накапливались противоречия. В самом общем виде о них можно сказать следующее.

Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина занималась определенное место в общественно-политической структуре советского общества, являясь ее «младшим звеном», внимание которому уделялось явно недостаточно.

Выполняя социальный заказ советского общества, за все годы своего существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу. Будучи теснейшим образом связанной со школьной системой. Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества. Все вот свело на нет попытки совершенствования системы жизнедеятельности организаций, предпринимавший в этот период (новое положение о ВПО имени В.И.Ленина – 1986г;новые элементы в последних программах «марши новых ленинцев» ,например, «пионерская поверка» ;такие инструментарии , как « пионерское слово- пионерское дело – пионерская честь» ,решение Всесоюзной конференции пионерских работников – март 1990г в которых намечался целый комплекс мер по реформированию организации, и др.) .

Не удалось перестроить и отношение взрослых и детей в организации. Пионерских вожатых, которые были, собственно говоря, кадрами органов образования, а не самой организации, и классные руководители в массе своей оставались лицами, «осуществлявшими «педагогическое руководство», а также обеспечения деятельности, оставались по своей позиции в массе своей в лучшем случае руководителями и наставниками, но, увы,не старшими товарищами пионеров. Передовой же опыт пионерских коллективов так и оставался лишь опытом, каплей в море. Одновременно с этим ВПО имени В.И.Ленина была одной из немногих социально - политических структур советского общества, которая проявляла готовность к изменениям, и производила изменения, отражавшие необходимость для дальнейшего функционирования. Это доказывает, в частности, анализ важнейших документов того времени: Нового Положения о ВПО имени В.И.Ленина (1986),Проектов (Концепции) обновления Всесоюзной пионерской организации (1987- 1990), хода и решений Всесоюзного пионерского слета (1986г), сбора активистов перестройки (1987) постепенное изменение стиля руководство организацией со стороны ЦС ВПО имени В.И.Ленина, переходившего от директивного управления к существенно более демократичному стилю, «программы сотрудничества (1990г). Это же подтверждает и ход обще пионерской дискуссии о будущем пионерии организованный на страницах газеты «пионерская правда». В эти же годы, в ходе которой ребята и взрослые активно выступали, с одной стороны, за сохранения сущности пионерской организации, а с другой за более самодеятельную, не всеохватную по составу организацию, в корой нашлось место и системе взрослого членства, и новым творческим формам и методам работы и разновозрастным отрядом, и профильным пионерским коллективам, и детским палатам Советов пионерской организации, и многому другому, безусловно, позитивному с точки зрения дальнейшего развитию организации. По нашему мнению, эта, очередная трансформация пионерии могла бы завершится успешно, если бы не разрушительные для всего советского общества и государства процессы конца 80-х началах 90-х годов 20 века. Именно на фоне этих проходивших в стране разрушительных событий и процессов глобального характера произошли переход из предкризисного состояния пионерского движения в кризисное и самого кризиса пионерии как части общекризиса страны и общества. Таким образом, мы видим здесь подавляющее воздействия внешних обстоятельств на детскую организацию

Этим актам, который можно было бы охарактеризовать как «исторический компромисс» (на слете дискуссировались и варианты объединения только пионеров, а также полного роспуска организации), кризис пионерии не был разрешен. Он вошел в свою новую стадию - в завершающийся этап кризиса в итоге, которого должно бы решится главное – выстоит ли пионерия, изменится в пионерском движении, какой дорогой она пойдет?! Но пионерия не погибла. Она выстояла в сложнейших условиях 90-х годов 20 века и продолжает действовать активно, развиваться в настоящее время. Сегодня,как и в начале 20-х годов, пионерия существует в форме движения. Современное пионерское движения РФ многополостное:существуют сравнительно немногочисленные припартийные пионерские объединения большая часть пионерских организаций и объединении РФ придерживаются позиции неприпартийности . Пионерское движение РФ характеризуется локальностью и очаговостью , неравномерностью своей географии. Если в Орловской, Курской, Брянской, Волгоградских областях, в Башкирии, в Краснодарском крае и ряде мест пионерские организации многочисленны и занимают стержневое положение в структуре регионального детского общественного движения, а есть и такие, где пионеров немного, где, их « днем с огнем» не найти. С июня 1992- года по конец 1999г существовало пионерское содружество как «шаг на пути достижения пионерского единства» как « блок пионерских сил» в рамках крупнейших детских формирований страны (СПО-ФДО и ФДО « юная Россия. С 1997г ежегодно(порой не1раз в год) проводятся международные сборы пионерских организаций в Ялте, Минске, Орле, Липецке,Москве.)

В 90-е годы были разработаны важные обще пионерские документы , в частности , «пионерская декларация». В которой была предпринята попытка современного осмысления сути и смысла пионерства как образа жизни, системы ценностей и жизненно позиции человека.

Под флагом содружества были организованы обще пионерские операции

« эстафета радости» (1992) « венок славы» (1994-1995). На 3-м международном сборе в 1999г был дан старт обще пионерской операции « от сердца к сердцу», подхваченной многими пионерскими объединениями.

Сегодня существует несколько центров « притяжения пионерских сил»: Минск ( Белорусская республиканская пионерская организация, на сегодняшний день являющая наиболее крупной пионерской организацией на территории бывшего СССД Москва и активно взаимодействующее с нею Волгоград, Орел.



Центростремительная тенденция в пионерском движении сохраняется и нарастает. Это ярко проявилось, в ходе проведения в Москве в дни празднования 80-летия пионерии в мае 2002г. международного юбилейного пионерского слета, в работе которого приняло участие более 30 пионерских делегаций из России, Белоруссии, Украины и Молдовы. Общий сбор слета, подведя итоги юбилейной обще пионерской «эстафеты радости», викторины по истории пионерии и ряда других общих акций, организованных в канун юбилея , призвал все пионерские объединения к поиску и скорейшему нахождению формы пионерского единства , адекватной современной ситуации в стране и в пионерском движении. За это же и высказывались и участники прошедшей в марте 2003г. столице первой за многие годы пионерской научно-практической конференции.

Мы уверены,реализация на практике этого проекта позволит создать условия для окончательного выхода пионерского движения из кризиса и для начала нового этапа в развитии детского общественного движения нашей страны. Это, в свою очередь, позволит пионерии в большой мере реализовать заложенный в ней социально-педагогический потенциал. Значит, будут еще много славных пионерских юбилеев, как, впрочем, будут еще и новые трансформации пионерии, знаменующие новые этапы её развитии.