страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Дворянцева Екатерина Станиславовна пояснительная записка Курс Зарубежная литература - страница №1/1
![]()
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» Рабочая учебная программа по иностранной литературе 8 б класс (углубленное изучение) Год разработки: 2013 г. Срок реализации программы: 2013 − 2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5 -11 классов (авторы: М.Б.Ладыгин и др.) к учебнику «Литература. 8 класс.:учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений с углубл изуч. лит./авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина.-9-е изд., стереотип..-Дрофа, 2009» Программу составила Дворянцева Екатерина Станиславовна Пояснительная записка Курс «Зарубежная литература» является частью программы Ладыгина (углубленное изучение литературы). Изучение курса проходит параллельно с курсом русской литературы. Но поскольку курс русской литературы чрезвычайно насыщен и изучение зарубежной литературы предполагает недельную нагрузку в количестве 2 часов, то учащимся предложено изучение этого раздела как самостоятельной дисциплины. Курс по зарубежной литературе необходим для расширения представлений о литературном контексте, в котором развивалась русская литература, и для углубления изучения мировой литературы. ученики могут либо проанализировать заранее прочитанное произведение (по выбору учителя), либо выступить с самостоятельными сообщениями по ряду произведений, распределённых для чтения и анализа между учениками класса, учитывая их склонности, подготовленность и загруженность. Учитель может избрать и другие формы организации занятий. Формы контроля и итоговой аттестации также выбираются учителем самостоятельно. Поскольку корпус мировой литературы двух последних веков чрезвычайно велик и разнообразен, авторы ограничили программу произведениями писателей Западной Европы и США. Но и в этом случае они стремились лишь отметить наиболее характерные тенденции литературного развития. Средневековье как начальная стадия развития европейской цивилизации. Характерные черты средневекового искусства и средневековой литературы.
«Алисианс». Французский эпос. «Чудеснейшая история о Роговом Зигфриде». «Роман о Лисе». Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Определение специфики художественного творчества в эпоху Возрождения. Появление творческих методов. Понятие творческого метода. Ренессансный классицизм как первый творческий метод в европейской литературе. Рационализм и принцип «подражания природе» как характерные черты ренессансного классицизма. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт средневековых и ренессансных ценностей как основа драматического конфликта. Система образов. Значение образа Эскала. Тема любви в трагедии. Утверждение ценности человеческой личности и человеческого достоинства. Трагическая вина героев и идейное звучание произведения. «Гамлет». Историческая и литературная основы трагедии. Особенности конфликта. Значение образа Фортинбраса. Образ Гамлета, своеобразие его внутреннего конфликта и трагическая вина героя. Мастерство Шекспира-драматурга. Шекспир и русская литература. Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать «трагическое» в литературе».
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКАКлассицизм, его основные эстетические принципы и связь с литературой Возрождения. Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драмы. Образ Журдена. Сатирические мотивы в пьесе. Мастерство Мольера-комедиографа. Принципы западноевропейского барокко. Ф. Кеведо-и-Вильегас. «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (главы). Барочный взгляд на мир и образ плута в романе. Читательская лаборатория: «Как определить виды комического в литературном произведении». Произведения для самостоятельного чтения учащихся. С. Брант. «Корабль дураков». Н. Маккиавелли. «Сказка о черте». У. Шекспир. «Укрощение строптивой», «Буря». М. де Сервантес Сааведра. «Английская испанка», «Обманная свадьба». Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», «Похвала глупости». Г. Сакс «Святой Пётр и коза». Н. Буало. «Поэтическое искусство». Д. Беньян. «Путь паломника». Ф. Кеведо. «Кавалер ордена бережливцев». Лопе де Вега. «Фуэнте Овехуна». «Повесть о купце Григории». В мастерской художника слова. Нормативные поэтики. ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМПросвещение как ведущее идеологическое движение XVIII в. Система жанров в литературе XVIII в. Журналистика и роман. Просвещение и журналистика. «Журналы» XVIII в. Жанр сатирико-нравоучительного эссе (очерка). Памфлеты в литературе XVIII в. «Зритель» Д. Аддисона и Р. Стиля. Вольтер. «Кандид, или Оптимизм». Художественное и идейное своеобразие философской повести. Классицизм в прозаическом произведении. Особенности сатиры Вольтера. Русское «вольтерьянство». Своеобразие просветительского классицизма. Читательская лаборатория: «Как самостоятельно подготовиться к ответу на вопрос».
ПАФОС ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯПонятие пафоса. Виды пафоса. Способы создания пафоса в литературном произведении. СентиментализмСентиментализм как непродуктивный творческий метод. Сентиментализм и Просвещение. Эстетика сентиментализма. Культ чувства и природы. Роль воспитания. «Кладбищенская поэзия» сентиментализма, своеобразие ее идейного звучания. Т. Грей. «Элегия, написанная на сельском кладбище». Предромантизм ХVIII векаПредромантизм как антипросветительское направление. Его поэтика и художественное значение. Ф. Шиллер. «Разбойники». Бунтарские мотивы в драме. Безысходность концовки произведения. Особенности создания характеров. Образ Карла Моора. Антитеза в драме. Трагическое в «Разбойниках». Поэзия Р. Бернса. Связь поэзии с фольклором, лиризм. И.В. Гете. «Фауст» (Первая часть). Концепция мира и человека в трагедии. Образ Фауста и смысл его конфликта с Мефистофелем. Фауст как один из вечных образов. А.С. Пушкин «Сцена из Фауста». Смысл полемики с немецким просветителем. Г.А. Бюргер «Ленора». Особенности жанра «страшной баллады». Идейное звучание и пафос произведения. Ш.Ю. Мильвуа. «Падение листьев». Особенности элегии. Произведения для самостоятельного чтения учащихся. «Иоганнес Фауст» — пьеса для кукольного театра. Д. Свифт. «Путешествия Гулливера». Ш. Монтескье. «Персидские письма». Г. Филдинг. «История Джозефа Эндрюса». И.В. Гете. «Страдания молодого Вертера». О. Голдсмит. «Покинутая деревня». У. Бекфорд. «Ватек». Ж. Казот. «Влюбленный дьявол». А. Арно. «Листочек». РОМАНТИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕАнтибуржуазный характер литературы века. Романтизм как творческий метод, художественная система и литературное направление. Характерные черты романтического метода: концепция двуединого мира, диалектическое изображение характера, антимещанская направленность, примат этических характеристик над социальными. Особенности романтической типизации. Система романтических жанров. Понятие романтической иронии. РОМАНТИЗМ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕЭ.Т.А. Гофман. «Золотой горшок». Романтическая концепция мира в сказке. Основной конфликт. Роль романтической символики. Романтическая ирония в сказке. Философская проблематика произведения. Дж. Г. Байрон. «Корсар». Своеобразие романтической поэмы. «Вершинная композиция» поэмы. Особенности конфликта и идейного звучания поэмы. Понятие «байронического героя». Восприятие Дж. Г. Байрона в русской литературе. М.Ю. Лермонтов и Дж. Г. Байрон. В. Гюго. «Клод Ге». Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве В. Гюго. Выступления В. Гюго против смертной казни. Ф.М. Достоевский о В. Гюго. Читательская лаборатория: «Как научиться определять творческий метод писателя». В. Скотт. «Айвенго». Понятие романтического историзма и исторического колорита. Новаторство Скотта-романиста. Концепция истории и человека в романе. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский о В. Скотте. В. Скотт и русский исторический роман. Произведения для самостоятельного чтения учащихся. Э.Т.А. Гофман. «Повелитель блох», «Житейские воззрения кота Мурра», «Элексиры сатаны», «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Г. фон Клейст. «Обручение на Сан-Доминго», «Святая Цецилия, или Власть музыки». Дж. Г. Байрон. «Дон Жуан», «Паломничество Чайльд Гарольда», «Восточные поэмы». Д. Китс. Сонеты. П.Б. Шелли. «Ода западному ветру». В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные». А. де Виньи. «Лоретта, или Красная печать». Д. Леопарди. Лирика. А. Мандзони. «Обрученные». А. Мицкевич. Баллады, «Крымские сонеты», «Гражина». Ю. Словацкий. «Кордиан». Д.Ф. Купер. «Последний из могикан», «Пионеры». Э.А. По. «Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Колодец и маятник», «Очки», «Ворон». Н. Готорн. «Великий каменный Лик». Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Реализм как творческий метод и художественная система. Писатели-реалисты в борьбе за реализм. Своеобразие концепции мира и человека в реалистической литературе. Взаимодействие реализма и романтизма в XIX в. . Диккенс. «Пойман с поличным». Социальная основа конфликта. Характеры новеллы. Детективная форма организации сюжета. П. Мериме. «Маттео Фальконе». Психологизм Мериме. Романтические и реалистические элементы в новелле. Система характеров в новелле. Особенности художественного конфликта и идейного звучания произведения. В мастерской художника слова. Европейские реалисты о принципах литературного творчества. О. де Бальзак. «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Обедня безбожника», «Полковник Шабер». Стендаль. «Красное и черное», «Ванина Ванини». П. Мериме. «Хроника времен Карла IX», «Этрусская ваза», «Таманго». Г. Флобер. «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы». Г. Гейне. «Книга песен». Ч. Диккенс. «Домби и сын», «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», «Оливер Твист». У.М. Теккерей. «Ярмарка тщеславия», «Приключения Барри Линдона».
СИМВОЛИЗМ И НЕОРОМАНТИЗМПонятие о символизме и неоромантизме. О. Уайльд. «Соловей и Роза». Символика сказки. Ее философское и нравственное звучание. Э. Бирс. «Убит под Ресакой». Тема истинных и мнимых ценностей. Проблема героизма. Нравственное звучание новеллы. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКАУ. Голдинг. «Повелитель мух». Смысл названия романа. Роман как антиробинзонада. Образы Хрюши и Саймона. Сущность противоборства Ральфа и Джека. Экзистенциализм в романе. Произведения для самостоятельного чтения учащихся. Э.Л. Войнич. «Овод». О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея», «Кентервильское привидение». X.Л. Борхес. «Удар сабли». Ф. Кафка. «Превращение». У. Голдин. «Чрезвычайный посол». Т. Грин. «Тихий американец». В результате изучения литературы ученик восьмого класса должен: знать-понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - изученные теоретико-литературные понятия; - этапы развития мирового литературного процесса; уметь:
- выразительно читать произведения (или фрагменты); - пересказывать эпизод, сюжет художественного произведения; - аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно); - цитировать художественное произведение; - определять виды комического; - определять пафос произведения; - сравнивать произведения и героев; - характеризовать внутренний конфликт героя, психологизм изображения героя; - характеризовать систему образов в произведении; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и его авторе; - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям; - выбора произведения для внеклассного чтения. Тематическое планирование уроков по зарубежной литературе в 8 б классе 70 часов в год, 2 урока в неделю. 2013-2014 учебный год
|