Душевный недуг причины психических заболеваний. Православный взгляд - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Душевный недуг причины психических заболеваний. Православный взгляд - страница №1/1




Душевный недуг. причины психических заболеваний. Православный взгляд

г. Ессентуки ДУШЕВНЫЙ НЕДУГ. ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД.Реферат по дисциплине – Русский языкКурановой Алины.2002г. | |Душевный недуг. Причины психических заболеваний. Православный взгляд. Психиатрия и духовность. Психиатрия… пожалуй нет в медицине такой науки, судьба которой была бысравнима с судьбой психиатрии. Ибо в фокусе теории и практики психиатровдуша человека. То, что выделяет нас над всем животным миром, что создано пообразу и подобию Божиему. Понятие болезни в психиатрии было и остаетсянеотделимо от мировоззрения врачей и ученых, от самых разнообразныхсоциальных, общественных и политических факторов и условий. Октябрь 1917 года и коммунистическое учение, краеугольным камнемкоторого является атеизм, принесли миру драматические последствия. Что жепроизошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотскойреальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы,рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться спозиции физиологически ориентированных точек зрения. Духовное пониманиевсякой болезни было окончательно низвергнуто. А взамен ему пришлобиологическое. Человек стал восприниматься винтиком большой машины(государства). В сталинские времена исследователи и врачи с большойосторожностью произносили такие слова, как душа, внутренний мир, личность.Опасаясь преследований. Изгонялось и уничтожалось все, что могло помешатьпартийцам и их власти. С детских лет людям внушалось, что маленький отрезоквремени длиною в 60 – 70 лет – единственное богатство человека и,соответственно, карьера, деньги, власть, становились критериямиблагополучия. От внутренней жизни и искания Бога был сделан решительныйповорот к жизни внешней, к порокам, грехам и стяжательству.Коммунистическая философия, провозгласившая основной задачей ростматериального благосостояния, зашла в тупик, попутно искалечив судьбымиллионов людей. Шло время, десятилетие сменяло десятилетие и к 30 – 40-м годам в средепсихиатров, да и ученых других специальностей, за редким исключением,складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Но и в то тяжелоевремя были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшиепронести глубокую веру в Бога и христианское благочестие через всю жизнь.Это, к примеру, профессор – психиатр Д.Е.Мелихов. хирурги С.С.Юдин иАрхиепископ Лука (Войно – Ясенецкий), академик – офтальмолог В.П.Филатов идругие. Их молитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь. Современный этап психиатрии создается сегодня и зависит от нас, отнашей веры и духовности. Личность в христианской антропологии. Личность в христианской антропологии рассматривается в единстведуховных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается толькопри условии преобладающего влияния сферы духа. «Дух есть прежде всегоспособность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь,красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремитсяподчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается сБогом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящийкритерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Саместь абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решениечеловеку (Православный Катехезис). Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, впервую очередь, духовную, а затем психофизиологическую природу. Духовныйподход, а для меня это православный подход к больному человеку, неподменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет изавершает представление о личности. Краткая классификация и особенности психических расстройств. В психиатрии выделяют два уровня патологических изменений. К первомууровню относятся психотические состояния. Это обширная группа заболеваний,имеющих непсихогенное (непсихологическое ) происхождение и связанных срядом генетических, обменных и иных нарушений. Среди основных заболеванийэтой группы выделяются шизофрения, маниакально – депрессивный психоз,эпилептические и старческие психозы. Болезни могут протекать непрерывно илиприступообразно, вяло или ярко, тяжело или умеренно тяжело. Другая группа патологических заболеваний включает в себя разнообразныеневротические расстройства. Отличительной чертой этих заболеваний являетсясвязь их возникновения со стрессами, психотравмирующими обстоятельствами,дефектами воспитания, социальными условиями. В отличие от психозов, вслучае непсихотических расстройств, составляющих так называемую «малую»психиатрию, больные относятся к своему психическому состоянию критически,пытаются бороться с постигшим их недугом. Душевный недуг – Господом возложенный крест. От чего возникают психические расстройства и болезни? Существуетнесколько точек зрения. Одна из причин – естество человека. Научно-медицинские данные свидетельствуют о том, что психическиерасстройства возник4ают на биологическом уровне. Подтверждают это положениетакие обстоятельства, как возникновение психопатологических симптомов нафоне соматической или неврологической патологии, появление психическихнарушений под воздействием разнообразных вредоносных факторов (отравлениенейротропными ядами, СВЧ – поле, сильный шум, работа в условиях темноты ит.д.). Подтверждает выдвинутое положение и то, что психопатологическиепроявления часто и успешно излечиваются медикаментами. Стоит упомянуть ито, что проведены генетические исследования на предмет предрасположения кпсихическим заболеваниям и выявлены определенные закономерности. Духовная природа «пограничных» расстройств. Выше было сказано, что душевные болезни могут быть от «естества», илиже их проявления связаны с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем,существует большая группа психических расстройств, именующаяся в клиникекак «пограничная патология» (функциональная, т.е. принципиально обратимаяпсихическая патология). К этой группе относятся неврозы, неврозоподобныесостояния, некоторые типы депрессивных расстройств, психосоматическиесостояния, приобретенные формы психопатий и др. страдания этих людей вомногом являются следствием их личностно-характерологического склада,который определяется духовными причинами. Депрессии. Проявление депрессивных расстройств отмечаются при многихпсихических заболеваниях. В клинической психиатрии выделяют двепринципиальные разновидности депрессивных состояний. Одна из них связана свнутренними причинами и менее зависит от психологических факторов иобстоятельств, а другая – напротив, развивается в силу различныхпереживаний, неприятностей, которые наслаиваются на личностно –психологические особенности человека, шкалу его ценностей (невротическаядепрессия). Депрессия – самый часто встречающийся синдром душевных расстройств.Около 5% населения Земли страдают этой формой психической патологии. До 60%всей психической патологии составляют депрессивные состояния. Депрессияпомолодела. Жертвами становятся не только люди преклонного или«бальзаковского» возраста, но также и молодежь и даже дети. Состоянияуныния, безрадостности, тоски, увы, так свойственны нашим современникам. Депрессия – это своего рода сигнал души о неблагополучия, бедственномее положении. Это не плачь о грехах. Это грехи вопиют, нераскаянность мучитдушу. И демоны нашептывают в ухо: «Все плохо, надеяться не на что, всеравно помирать, так лучше сейчас»… увы, как часто приходится слышать этиразговоры во время врачебного душепопечения. О самоубийстве. Уныние и отчаяние могут являться как бы предвестниками этого страшногогреха. Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. Печальнаястатистика самоубийств в нашей стране долгое время была закрытой. В начале1989 года впервые за последние 60 лет были обнародованы ошеломляющиецифры, за каждой из которых безысходное отчаяние, утрата смысла жизни. Кпримеру, в 1984 году в СССР 81 тысяча человек покончили с собой. Вот еще один красноречивый факт: уровень самоубийств в России в 1915году равнялся 3,4 человека на 100000 населения. В СССР в 1985 году онравнялся 24,5. в 1991 году в России этот показатель составлял 31, а в 1993году уже 38,7. год 1998 отмечен еще более высокими суицидальнымипоказателями. В чем причины самоубийств? Они разнообразны. Однако, вот некоторыйитог. Социальные факторы не имеют сколь либо решающего значения. Точказрения врачей такова: подавляющее число самоубийц – психически здоровы.Суицид – это личностный кризис. Это проблема духовная. Архиепископ Иоанн (Шаховский) очень точно писал: «Бедные страдальцысамоубийцы!.. Вы не приняли искупления, кратких земных очищающих страданий– сладких для принявшего, - о, гораздо более сладких, чем те призрачныенаслаждения, в тоске по которым вы умерли. Да, в вашей власти было сделатьэто, как подсказала, шепнула вам злая сила, не имевшая над вами тогданикакой власти, но в вашей же власти было не сделать этого. В вашей властибыло знать, что есть Бог, что Он есть не только высшее Выражение Правды иСправедливости, недоступных нашему пониманию, но даже гораздо более всехэтих слабых человеческих понятий. В вашей власти было понять, что не может Бог дать Крест, и не дать сил,- что в вашей власти было обратиться к Богу, спастись призыванием (неложным) Его Имени». владыка Иоанн в одной из своих работ разъясняет: «Самоубийцы, пред самоубийством своим, совсем не знают, что около нихстоит гадкий (невыразимо) злой дух, понуждая их убить тело, разбитьдрагоценный «глиняный сосуд», хранящий душу до сроков Божиих. И советуетэтот дух, и убеждает, и настаивает, и понуждает, и запугивает всякимистрахами: только, чтобы человек нажал на гашетку или перескочил черезподоконник, убегая от жизни, от своего нестерпимого томления… человек и недогадывается, что «нестерпимое томление» не от жизни, а от того, от кого ивсе мысли, «обосновывающие» убиение себя. Человек думает, что это он самрассуждает, и приходит к самоубийственному заключению. Но это не он, а егомыслями говорит тот, кого Господь назвал «человекоубийцей искони». Человектолько безвольно соглашается, невидимо для себя берет грех Диавола на себя,сочетается грехом и с Диаволом… Одно покаянное молитвенное слово, одномысленное хотя бы начертание спасительного креста и с верою воззрение нанего – и паутина зла расторгнута, человек спасен силой Божией от своейгибели... Только малая искра живой веры и преданности Богу - и спасенчеловек! Но все ли люди, спасшиеся от убиения себя или от какого-либодругого греха, понимают, что около них стоял (а может быть, и еще стоит,или иногда к ним приближается) отвратительный злой дух, существо,обнаруживаемое только некоей духовной чуткостью и обостренным духовнымвниманием? Далеко не все (даже христиане) отдают себе отчет в действиях ипроявлениях злых духов, о которых с такой удивляющей силой и ясностьюговорит Слово Божие». «90 процентов самоубийц делают свой последний шаг под непосредственным«влиянием духов «человекоубийц искони» (Ин. 8,44). И, собственно, почтивсякое самоубийство есть убийство демоном человека – руками самогочеловека. Пора опомниться… Особую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье подрастающегопоколения. Размытые духовные ориентиры в обществе, тяжелые социальныеусловия, дороговизна и многое другое нелегким бременем легло на неокрепшиедетские души. Немало семей можно назвать неблагополучными. У многих детей родителизлоупотребляют спиртным, причем нередко встречаются матери – алкоголички.Возраст приобщения к курению снизился у мальчиков до 10 лет и у девочек до12 лет. Среди молодежи набирает «обороты» наркомания. Два процентанаселения имеют стойкую привычку к наркотикам, из них более полумиллионачеловек – дети. Никого не удивишь сегодня тем, что среди школьников сплошь и рядомимеют место половые связи. Венерические заболевания среди подростков,детская проституция, увы, печальные приметы нашего времени. Повсюду всредствах массовой информации демонстрируются обнаженные тела. Программателепередач пестрит чудовищными названиями, за которыми насилие, разврат,оккультизм. Социальные потрясения в стране породили беспризорников. Высокипоказатели детской преступности. Как следствие вышеприведенных данных выглядит грустная статистика:примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологическойпомощи. Из 35-ти миллионов детей (в возрасте до 16 лет) около миллиона –инвалиды. Это каждый 35-тый ребенок. Из 100% юношей, признанных негоднымидля прохождения военной службы по состоянию здоровья, 47% составилинегодные по психическим заболеваниям. Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детейи подростков достигла небывалых показателей – 79%. Повышенная нервность,возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшениесна – типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей. Вот факты, которыеужасают: 20% от общего числа всех самоубийств совершают дети и подростки.Статистика самоубийств в 1996 году: дети 5 – 14 лет – 2756 человек,подростки 14 – 19 лет – 2358 человек. Всего – 5114 детей совершили этот страшный, непоправимый шаг. И этотолько учтенные случаи. В 92% случаев самоубийства совершались детьми изнеблагополучных семей. Половина 13-ти летних девочек и мальчиков употребляют алкоголь. Каждый 10-й аборт делает девочка – подросток. Появились подростки –серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебнаяпсихиатрия. Можно лишь предполагать какой чудовищный уровень агрессии вобществе они отображают. Представляет интерес исследование, проведенное департаментами полиции инародного образования в г.Фуллертоне, штат Калифорния (США), в марте 1988.целью исследования было сравнение «Семи основных проблем» в школах города в1940 и 1988гг. Основные проблемы в 1940г. 1. ученики разговаривают во время уроков, 2. жуют жвачку, 3. шумят, 4. бегают по коридорам, 5. не соблюдают очередей, 6. одеваются не по правилам, 7. сорят в классах.Основные проблемы в 1988г. 1. употребление наркотиков, 2. употребление алкоголя, 3. беременности, 4. самоубийства, 5. изнасилования, 6. ограбления, 7. избиения. Комментарии, как говорится, излишни. Следует особо подчеркнуть, что занеполные 50 лет эти страшные метаморфозы произошли во время усиленногоразвития в США материализма – секуляризма. Для любого общества,базирующегося на материалистических идеях, думается, это закономерныйрезультат. Проамериканский образ жизни вот уже почти десяток летнавязывается и нам, и нашим детям. К чему это приведет? Напрашиваетсянеутешительный прогноз. О духовном и душевном здоровье. Как соотносятся духовное и душевное здоровье? Можно ли быть больным идуховно здоровым? И, напротив: будучи духовно больным сохранять психическоездоровье? Вопросы эти не новы. Духовное и душевное в человеке значительно разнятся. Как пишетсвятитель Феофан Затворник: «душевность же в человеке, не приявшемблагодать или потерявшем ее, как облако, какое стоит между лицом человека иБогом, пресекая общение между ними… Преобладание души ровно как ипреобладание тела, есть отрицание жизни по духу». Бывший некогда популярнымв советской медицине лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» с нравственныхпозиций совершенно неверен. Крепкое тело (как и высокая эрудиция) отнюдь не является предпосылкойдуховной зрелости. Можно ли назвать духовно здоровым какого-нибудь докторанаук, который ни разу в своей жизни не открыл святое Евангелие, хотя породу своей деятельности переворошил не одну сотню книг? Думается, что нет. Но бывает и наоборот. У глубоко верующего человека развивается душевныйнедуг. И человек живет, молится, ходит в храм, но обнаруживает некоторуюпсихическую несостоятельность. Какой же может быть ответ на эти вопросы?Насколько спасительна может оказаться душевная болезнь для православногочеловека, настолько губительны духовная пустота и нравственное растление уздравомыслящего. Судьбы Божии раскрываются в вечности. Там нам уготованыСуд и воздаяние за наши дела. Психическая болезнь тяжелый крест. До конца познать тайну еевозникновения и духовный смысл не удастся. Как нам до конца не понять идуши человеческой, ибо она образ Творца. Поэтому и нет универсальнойпричины, объясняющей возникновение психических расстройств. Психическиеболезни лишь частный случай повреждения человеческой природы. Литература: Авдеев Д.А. «Из дневника православного психиатра», Москва, «РусскийХронографъ», 1999г.