Духовно – нравственное и патриотическое, воспитание обучающихся на уроках химии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Духовно – нравственное и патриотическое, воспитание обучающихся на уроках химии - страница №1/1

Духовно – нравственное и патриотическое,

воспитание обучающихся на уроках химии.

Воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с другими предметами, можно поставить и химию. Благодаря своей специфике, разнообразию материала, разнообразию форм, методов, приемов обучения химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и воспитания школьников.

В современном мире требуется обеспечение компетентности личности обучающегося. Наша школа призвана сформировать активную, творческую личность, выработать у выпускников умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, углубляя и расширяя имеющиеся знания. Как отмечает О.С. Габриелян, четкого и однозначного определения компетенции пока нет, и по различным классификациям существует много компетенций, но очень важной и функциональной в настоящее время автор считает химическую. Автор также отмечает, что предметные компетенции – основа для формирования компетентной личности.

Особенностью компетентностного подхода и его ценностью является не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях, поэтому компетентностный подход взаимосвязан не только с процессом обучения, но и воспитания

Благодаря своей принадлежности к блоку естественнонаучных дисциплин, химия имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами. Нравственно-патриотическое воспитание – обширная область, объединяющая в себе огромное количество качеств - стержень личностного становления, а нравственность – определяющее свойство личности. Нравственные начала закладываются в человеке с детства. Это воспитание чувств, которое наиболее продуктивно осуществляется в раннем детстве, в семье. Но продолжение его формирования возможно в школе средствами воспитательной работы.

В настоящее время в понятие патриотическое воспитание вносится или рассматривается как синоним гражданское воспитание, так как гражданственность подразумевает принадлежность к своему государству, определенные права и обязанности перед ним, патриотические чувства к Родине. Гражданское воспитание включает правовое воспитание, что предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира. Гражданственность предполагает формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и других видных деятелей, что неизбежно порождает уважение к своей Родине – составную часть патриотизма и нравственности.

При изучении химии в 8-11 классах предлагаю, в качестве индивидуальных домашних заданий, подготовить сообщения об ученых-химиках, которые мы зачитываем на уроках. В сообщениях прошу отражать не только достижения и вехи жизни ученых, но и находить информацию об их личностных качествах, о любимых занятиях и интересах. Очень поучительны в этом плане биографии таких учёных как Д.И. Менделеев и М.В. Ломоносов, имена которых «на слуху» у обучающихся с самого начала курса химии 8 класса.

Наш земляк Семёнов Фёдор Алексеевич стал известен своими выдающимися исследованиями в области химии, физики и астрономии. Александр Александрович Байков посвятил свою жизнь химии. В университете он слушал лекции самого Д.И. Менделеева. По химии он выполнил свою первую научную работу об этих учёных обучающиеся сделали свои сообщения.

Для обучающихся 8 -9 классов предлагаю задания по составлению химических сказок. При этом волей-неволей, по аналогии с русскими народными сказками, обучающиеся сталкиваются с проблемой «добра и зла». Используя химические понятия и знания, сказка завершается не только решением химической проблемы, но и нравственной. Такие сказки уместны в темах «Серная кислота», «Щелочи», «Реакции замещения».

Ещё одним инструментом для развития патриотических чувств можно считать темы «Металлы» и «Неметаллы». В данных темах делаем акценты на распространенность веществ образованных этими элементами. Так, при изучении темы «Металлы», даю краткие сведения об их применении в военном деле и в авиации. Алюминий используется в самолетостроении, ракетостроении, из него делают спутники, поэтому его называют «крылатым». Магний, горящий белым ослепительным пламенем, используется в военной технике для изготовления сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Без ванадия не может быть автомобиля и солдатской каски. Германий, способный превратить тепловую энергию в электрическую, использовался в генераторах для питания раций партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны. Сегодня на уроке при изучении темы «Подгруппа углерода. Углерод как простое вещество» обучающиеся подготовили сообщения о наших русских учёных. Н.Д. Зелинский создал первый противогаз в 1915 году,а Константин Новосёлов открыл графен в 2011 году.

При изучении темы «Ароматические углеводороды», рассматривая их
применение, отмечаю, что толуол является сырьем для получения тринитротолуола, торговое название которого - тротил. Тротил применяется в качестве заряда в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. В мирной технике применяется как примесь к горным взрывчатым веществам. Синтез толуола, из которого был получен тротил, выполнил в 1941г. академик Ю.Г. Мамедалиев.

Также использую этот прием при изучении темы «Нефть и продукты ее переработки». Чтобы продемонстрировать местонахождения полезных ископаемых, много времени не тратится, зато чувства патриотизма повышает.

Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «мы учимся не для школы, а для жизни».

На уроках химии стараюсь уделять внимание воспитательной работе, вносить полноценный вклад с помощью потенциала своего предмета в формирование воспитанной, компетентной личности выпускника школы.



Потенциал химии в решении воспитательных задач велик, кроме того, у химии очень широкий круг направлений в области воспитания. На своих уроках успешно раскрываю и использую воспитательный и развивающий потенциал своего предмета. У обучающихся формируются все необходимые компетентности, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования.