Древний Рим - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Древний Рим - страница №1/1




Древний Рим

1. Особенности полисной идеологии. Римская община в начале республиканского периода была одним из полисовАпеннинскогого полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило,небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центромполитической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительнымистенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в днивоенных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшиеземельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели прававладеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны былислужить в ополчении, принимать участие в народвых собраниях. Исполнительнаявласть исправлялась выборными «магистрантами». Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях изащищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Надгражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина непредставлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своимирабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбиралмагистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов. Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы,сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, тогражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суроваянеобходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложитьграждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволомправительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры нанародном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядокпорождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своихсилах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения.Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно нанародном собрании или в ополчении, то это формировало чувствоколлективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма.Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданскомколлективе. Для античных рабовладельческих полисов характерно стремление кобособленности и замкнутости. Особенно ярко это проявляется в жизниземледельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане, обрабатывая своиземельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались впосторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельныхзахватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились внатянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость ещеболее усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ееагрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской ивоенной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкиеземлевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились нек заимствованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов иобычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность ксвоему местному, дедовскому, исконному - одна из ярких особенностейидеологии аграрного полиса. Кризис полисного строя общины начался с проникновения в средугражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической ивоенной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самогогражданства разлагали полисные порядки и учреждения. Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская общи-на, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой,включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории смногомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разнымиклассами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом. Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии егогражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма,противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие ивнутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаютсяосмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы,иноземная идеология и религия. 2. Римская религия. Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияниестала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с гречес-кимибогами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марсс Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера сДеметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влияниемгреческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - богнеба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости,покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - богогня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - богсолнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестниколимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана- богиня луны. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изоб-ражавшийсяс двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийскиебоги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеиже особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину -богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его составпринимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливаетмощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а вконце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов изФригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистическихгосударств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами,которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим иИталию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иныерелигиозные воззрения. Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно былоприносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальныедействия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культомотдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных,следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, ккакому божеству обратиться с нужной просьбой. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: отбогов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполнялиустановленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богамдействовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое вниманиена внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не надуховное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священноготрепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религияпри внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов малозатрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связанопроникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихсямистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью.Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса- Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принималмеры против распространения оргиастических восточных культов, считая, чтоони подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощьРимского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. былиЗапрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха -Диониса. Широкое проникновение греческого влияния во I I в. до н. э. привело нетолько к большому воздействию греческой религии и приспособлению к нейримских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческоговлияния было распространение греческой философии в римском обществе ивзглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено налатинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, которыйсчитал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшаяримская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептическиотноситься к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию какнеобходимое средство управления народом. Распространение мистическихвосточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии уаристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные событиягражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениямтрадиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, озагробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мученийв реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, котораядарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленныегнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии,богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающущим, накажетгонителей. С раннего времени различные празднества и представления играли важнуюроль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представлениябыли вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частьюрелигиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (нерелигиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, адолжностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарьтого или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским иАвентинским холмами. Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр.В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздникримлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значениеприобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздникамибыли праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии вчесть -Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - .праздникжатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней,луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателейРима, земледельцев н пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особеннопочитаемы среди сельского населения. В конце III - начале I I в. до н. э. были учреждены также Аполлоновыигры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а такжефлоралии - в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Этиигры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также иэкстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления отнашествия, данного обета или просто желания магистрата. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней(флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр(ординарных) достигла 76 дней в году. Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественноешествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2)непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой нанесколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например,на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс.сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - З80тыс. Как правило,денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игрмагистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму. Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральныепредставления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры,почти целиком состояли из сценических представлений. Большое числосценических дней в системе публичных представлений говорит о значительнойроли театра в общественной жизни Рима I I - I вв. до н. э. Видимо, это,объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы,общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения,которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики,с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии,появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря напопулярность театральных постановок, в Риме долгое время не былопостоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружениевозводилось на площади и было деревянным. Сначала воздвигались только сценаи подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лицасидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине I I в. до н. э.стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э.Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческоготеатра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресласенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой исоединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышалисьнад орхестрой полукругом - амфитеатром. Римский театр был оснащенразличными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми дляподъема тяжестей, смены декорации. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторскиебоя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков онипроникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех паргладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игрыустраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми иносили характер частного представления. Постепенно популярностьгладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичныхзрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду смагистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представлениегладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан ибыть избранным на государственную должность. А так как желающих получитьмагистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. Наарену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторовстоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятсяизлюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, апозже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римскиеархитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания -амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатрыбыли рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько разпревышали вместимость театральных зданий. Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и другихгородах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение всеболее и более росло. В конце Республики магистраты и государственныедеятели считали проведение публичных представлений важной частью ихгосударственной деятельности. В условиях аристократической республики, гдевся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев,правящая группировка считала устройство публичных представлений одним изсредств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства отактивной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичныхпредставлений сопровождался упадком значения народных собраний и ихполитической роли. 3. Римская драма и поэзия. На становление и развитие римской литературы оказало большое влияниене только народное творчество, народная поэзия, распространениеписьменности, но особенно греческая литература. Первые собственно литературные произведения были произведе-ниямиподражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создатьоригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаментенародной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческаялитература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология.Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первыепроизведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (IIIв до н. э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом иобучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен насвободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык«Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии итрагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн вчесть богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, этоскорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков,изменение имен, новые сцены. Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные влитературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становленииримской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческойлитературой, мифологией, с эпосом. и театром. Ливий Андроник сделал самыйтрудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, ив этом его бессмертная заслуга. Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. ГнейНевий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, новлияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем уЛивия Андроника. Большой заслугой Невия было составление поэмы о первойПунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Эннийпервый описал в стихах всю историю Рима,. расположив события по годам. Если Ливий Андроник и Гной Невий писали сбой произведения архаическимсатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучныйстихотворный размер - обычный у греков гекзаметр. Крупнейшим римским писателем конца III - начала I I в. до н. э.был ТитМакций Плавт (254 - 184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывалисоставление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличиеот своих предшественников он работал только в дном жанре - комедийном, нозато Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене.Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизнивоинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедийПлавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные. Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческиегорода, что говорят о подражательности плавтовских комедий. Однако загреческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с ихпривычками и их бытом. Плавт, например, дает описание римского форума,упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотядействие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи.Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с яркимримским юмором, сочным латинским языком. Национальный колорит обеспечивалплавтовским пьесам долгий успех у римской публики. Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э.занимал Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н. э.), такжесоставитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать всвои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих авторов,особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полуМенандром. Однако Теренцийобращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи былиуже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получалипсихологическое развитие по ходу действий. Если Плавт и Теренний были крупнейшййи сочинителями комедий, тоПакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достиглиизвестного совершенства в составлении римских трагедий. Основой длясоставления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенноЕврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубокимсодержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией.Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда былаподражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью. Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени подвлиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими.Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом«сатура» обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатуройстали называть смесь разных стихов - длинных и коротких, написанныхсатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом «сатура» свойсборник стихов, полуразвлекательных, полупоучительных. Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчествеГая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30книг сатур. В них он обличает пороки современ-ного ему общества:корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление,жадность. Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Римапривели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, кморальному разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатурЛуцелия, которые положили начало реалистическому направлению в римскойлитературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры какнебольшого обличительного произведения. Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими,написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинскаяпоэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложныефилософские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство сгреческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией,изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюсялатинскую литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией,изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширялокругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римскиепоэты и писатели I в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и I Iвв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э.поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до и. э. жили многиепоэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множествавысятся два гиганта римской поэзии - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н.э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежитзамечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Поэма Лукреция - этофилософская поэма, она излагает учение эллинистического философа Эпикура(об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальностидуши, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, оразвитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния довремени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция - дать материалистическоеобъяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека отстраха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью.Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательнойпоэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткимисравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция - произведениестоль же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней, -справедливо отмечал Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместес тем и искусства». В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; языкземледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных рукахЛукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачитончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий. Крупнейшим поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирическойпоэзии, перу которого принадлежат мелкие стихотворения, где он описываетчувства человека: любовь радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь кприроде, к милым отеческим местам. Ряд стихотворений Катулла направленпротив диктаторских намерений Цезаря, против его алчных клевретов. На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александ-рийскаяпоэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, к личнымпереживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимаютзаметное место. Поэзию Катулла высоко оценивал Пушкин. 4. Римская прозаическая литература. Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинскойлитературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до I I в.до н. э., сочинения в прозе были немногочис-ленными и представляли собойглавным образом краткие записи исторических событий и норм права. Как иранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первыелитературные произведения и писались по-гречески, хотя в них излагаласьримская история. Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд КатанаСтаршего «О сельском хозяйстве», написанный в конце 90-х - начале 80-хгодов I I в. до н. э. другие дроизведения Катана были тоже написаны налатинском языке; так, Катан издал около 150 своих речей, написал Римскуюисторию, сочинение по медицине, ораторскому искусству. Как Ливий Андроникбыл первым римским поэтом, так и Катод был первым римским прозаиком, и вэтом их великая заслуга перед Римской литературой. Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жилии творили в I в. до н. э. Это Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н. э.)и Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) - два корифея римскойлитературы и вообще латинской культуры.Теренций Варрон - уникальный писатель, он написал около 74 сочинений в 620книгах (к сожалению, почти все они погибли). Главное произведение Варрона -«Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге - энциклопедияисторическая, географическая и религиозная, его перу принадлежатмногочисленные грамматические и историко-литературные сочинения («Олатинском языке», «О латинской речи», «О грамматике», «О комедиях Плавта»),«Портреты».- биографии наиболее выдающихся граждан, философскиепроизведения («Логисторики» - сборник философских трактатов на разные темы,например об истории, о счастье, о безумии и др.). Варрон вависал также трактат «О сельском хозяйстве», где вопросыземледения изложены в хорошей литературной форме.Наконец, Варрону принадлежат знаменитые «Менипповы сатуры» в 150 книгах -веселое и остроумное поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитииримской литературы были столь велики, что ему, единственному из римскихписателей, еще при жизни поставили памятник. Не меньшее, если не большее значение в истории латинской культурыимело творчество Цицерона. Цицерон был выдающимся государственным деятелем,прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.В его руках латинский язык приобрел как бы новое звучание, новуювыразительность и пластичность. Проза Цицерона совершенна во всехотношениях, она красочна, легка для понимания, разнообразна, богатасодержанием, в ней присутствует внутренний ритм. Цицерон писал в разных прозаических жанрах: философские произведения(«О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.),юридические сочинения и речи («О государстве», «Об обязанностях», речи«против Верреса», «против Катилины», «Филиппики против Антония»). Его перупринадлежат сочинения по теории ораторского искусства («Об ораторе»,«Брут»), многочисленные письма - изящные и непринужденные. Сочинения Цицерона познакомили римлян с греческой филосо-фией,обогатили ее знавием многих вопросов юриспруденции, истории, политическихучений. Без сочинений Цицерона так же невозможно представить себепоследующую римскую литературу, как русскую литературу XIX в. безтворчества Пушкина. Произведения Цицерона усердно читались и перечитывались в последующиевека. Они сохранились до нашего времени с наиболь-шей полнотой (в сравнениис произведениями других авторов). Крупным римским .писателем был Юлий Цезарь, автор «Записок о галльскойвойне» и «Записок о гражданской войне». Эти произведения представляют собойотчеты о двух войнах, которые вел сам Цезарь. Выступая в роди писателя,Цезарь преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и частовероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязываниегражданской войны на своих противников. «Записки» Цезаря - это выдающиесялитературные произведения, образцы римской художественной прозы. Для ниххарактерны продуманная ясная композиция, простой, непринужденный рассказ,точный и правильный язык. Большим событием в литературной жизни конца Республики был выходисторических сочинений Саллюстия Криспа (86 - 35 гг. до н.э.): «ОЮгуртинской войне», «О заговоре Каталины» и «История». Первые двапроизведения Саллюстия являются образцами исторической монографии, написаныони с целью показать полную неспособность римской знати управлятьгосударством и необходимость установления сильной власти. СочиненияСаллюстия являются вместе с тем и крупными литературными произведениями.Написаны они мастерски, изложение внешне спокойное, но за ним чувствуетсявнутреннее напряжение; описание конкретных исторических фактов перемежаетсяс философскими рассуждениями и блестящими историческими портретами, речькраткая, емкая и очень выразительная. 5. Римская архитектура IV-I вв. до н. э. Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римс-койистории, усложнением общественных отношений, с ростом города; онопроисходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился безплана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища издерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиям были лишь храмы,например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э.,небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри инезастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначалабыли открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее икаменным сводом. Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городскихзданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основныелинии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, такназываемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение.Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощногоземляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокойстеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков. Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнениюдостроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструированастарая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошейводы, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые подземлей, длиной в несколько десятков километров. Новый этап городского строительства начался со I I в до н.э.:застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается вцене. Вместо примятивнгых жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э.многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича ибетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за многокилометров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римскийфорум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания ихрамы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественныхзданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснотане могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках,расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия иЛукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы. В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим ииталийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римлянестремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идеюсилы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовьримских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений,которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римскойархитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатомудекоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков)интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно нехрамовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты,акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новыеконструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола,наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий,не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгойсимметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический икоринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. Вотличие от греческой классической архитектуры, в которой ордерапредставляли собой органическое сочетание декоративного убранства сконструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь какдекоративный, украшательный элемент. Однако римляне развили ордернуюсистему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такимиордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всехгреческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е.совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны. Римская архитектура в IV - I вв. до и. э. прошла два периода своегоразвития. Первый период охватывает IV - III вв. до н. э., когда Рим былотносительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времениразвивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формыримского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки исвода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являютсявоенно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построеннаяв IV в. до н. э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) игражданские (первые водопроводы и дороги - конец IV в. до н. э.). Второйпериод (I I - I вв. до н. э.) характеризуется широким применением бетона исводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например базилики гдесовершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во II в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои созверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы - спожный комплексбанных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженныепарком. Возникает новый тип монумен-тального сооружения - триумфальнаяарка. .Потребности торговли- вызвали к жизни строительство складов(например, громадами портик Эмилиев - I I в. до н. э.), специальныхрыночных помещений. Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральныйсенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.),судебные помещения. Завоевание Италии и Средизем-номорья вызвало к жизниинтенсивную достройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог,опоясывающих всю Италию и продол-женных в провинции. Нужды растущегогородского населения приводят к совершенствованию канализации и постройкеновых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков километров.Рим в I в. до н. э. превращается в громадный город с миллионным населением,многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиямиобощественного назначения, живущий напряженной, нервной жизнью. Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпей) превращаются вI в. до н. э. в благоустроенные, культурные центры с разнообразнымизданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром иамфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами. 6.Скульптура. По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенногоим же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуябогини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э.начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многиеримляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. ВоI I в. до и. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, чтобыло издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскимимастерами, а начиная со I I в. до н. э. - греческими скульпторами. Массовоепроизводство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне кэтому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялосьпортретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данногочеловека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо неспутали с кем-нибудь другим. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать сумерших восковые маски, которые затем хранились в глав-ной комнате римскогодома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чембольше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работахмастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление иразвитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусскаятрадиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие наримских заказчиков. С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказыватьмогущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабежегреческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которыевызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквальнохлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привезв Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другойвез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выс-тавляются везде: на форуме, в храмах, термах, вилллах, в городских домах. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рожда-етсябольшой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяетсябольшое число греческих скульпторов, которые копиру-ют подлинникизнаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовоекопирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только вобласти реалистического портрета римляне, использовавшие этрусскиетрадиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколькопревосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона иЦезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терятьчерты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает чертынекоторой обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим. 7. Наука. Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не ктеоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровняразвития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколькосельскохозяйственных трактатов - Марка Порция Катана (I Iв. до н.э.),Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуютсяразличные агрономические проблемы. Римский архитектор Витрувий написал спепиальньгй трактат «Обархитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком · уровне римскойархитектурной мысли. Бурные события последнего столетия Республики, ожесточеннаяполитическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате,способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появля-ютсяруководства по риторике, где излагались основные правила ораторскогоискусства. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римскаяриторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств пориторике нужно назвать работу неиз-вестного автора «Риторика к Гереннию»(некоторые приписывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона- «Брут», «Об ораторе». Большое развитие получила наука о праве: правоведение, илиюриспруденция. Первые исследования появились еще во I I в. до н. э., а в Iв. до н.э. существовала уже солидная юридическая литература. Особенно нужноотметить 18 книг «Гражданского права») и «Дефи-ниции» Квинта Муция Сцеволы(они, к сожалению, не сохранились). Самые разнообразные юридические вопросызатрагивались в многочисленных речах Цицерона. В I в. до н. э. зародилась и римская филология. Появились спе-циальныеисследования по грамматике, об употреблении букв, возникновение латинскогоязыка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей I I в.до н. э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии былиНигидий Фигул, написавший обширные грамматические комментарии, и его ученикТеренций Варрон, автор сочинения «О латинском языке» и многих другихпроизведений. Как огромное Римское государство состояло из многих разнородныхчастей, еще механически связанных между собой и не слившихся в органическоецелое, так и римская культура позднереспубликанской эпохи представляласобой соединение многих начал - этрусского, исконно римского, италийского игреческого. Составной характер римской культуры объясняет эклектизм многихее сторон.