Дополнительного образования детей «дом детского творчества» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Д. В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального... 1 227.12kb.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей... 1 269.89kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... 2 359.66kb.
Дополнительного образования детей муниципального образования «город... 1 94.44kb.
Педагог дополнительного образования моу дод дом детского творчества 1 150.74kb.
Дополнительного образования детей «дом детского творчества» 2 841.6kb.
Викторина о Районном центре. Участвовать могут учащиеся от 7 до 18 лет 1 13.46kb.
Презентация Галина Николаевна Пересыпкина Педагог дополнительного... 1 67.67kb.
Постановление 29 ноября 2011 г. 01-2097-а от № 2 732.26kb.
Памятных дат и знаменательных событий 1 237.35kb.
«Новогодняя елочка» в декабре 2012 года на базе боу дод смр «Дом... 1 23.73kb.
Сталин и коллективизация 2 509.38kb.
- 4 1234.94kb.
Дополнительного образования детей «дом детского творчества» - страница №1/2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


Согласовано:

на заседании научно-методического совета

протокол №_____

от ______________

Председатель НМС

_________________



Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ДДТ

_____________Е.А. Шуптиева



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Амплуа»

(художественно-эстетическая направленность,

рассчитана на 3 года для обучающихся 6-11 лет)

Волынцева Тамара Ивановна

Педагог дополнительного образования

Батайск


2013 г

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

  3. Содержание программы 1-го года обучения.

  4. Учебно-тематический план 2-го года обучения.

  5. Содержание программы 2-го года обучения.

  6. Учебно-тематический план 3-го года обучения.

  7. Содержание программы 3-го года обучения.

  8. Методическое обеспечение программы.

  9. Литература.


  1. Пояснительная записка


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, а не развить способность чувствовать, думать, творить. Современные дети знают гораздо больше своих сверстников, живущих 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают. У многих младших школьников, по мнению педагогов и психологов, часто возникают страхи, заторможенность или развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру и творчество. Все это может дать театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности; стремления к познанию нового, развитию целеустремленности, настойчивости, эмоциональности.

Программа «Амплуа» относится к программам художественно-эстетического направления.


Актуальность программы заключается в том, что театральная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления от окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.


Новизна программы в проведении интегрированных занятий, где происходит чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, и где вторая часть занятия носит практический характер. Изменены подходы к реализации программы с учетом возрастных особенностей детей.

Педагогическая целесообразность. Театр - педагогическое средство, помогающее ребенку строить свой внутренний мир, развиваться творчески, самовыражаться. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от детей решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами театра. Театр-это игра, а игра-сущность детства. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Цель программы


Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о «превращении» и «перевоплощении» как главном явлении театрального искусства. Формировать навыки сотрудничества, творчества, коммуникабельности через занятия, постановку спектаклей.

Задачи программы


Воспитательные задачи:

- развивать эстетический вкус, интерес к сценическому искусству;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целеустремленность, самообладание, артистизм;



- чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

- наполнить жизнь детей радостью творчества.



Развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, воображение;

- Учить согласовывать свои действия с другими детьми;

- развивать чувство ритма, координацию движений;

- развивать дикцию, пополнять словарный запас;

- развивать способность перевоплощаться, верить в любую воображаемую ситуацию.



Образовательные задачи:

- раскрыть специфику театра как искусства;

- познакомить с историей кукольного театра;

- учить сочинять этюды по сказкам;

- учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Возраст обучающихся 6-11 лет.

Срок реализации программы 3 года.

1год. - 6-7 лет 144 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа;

2год. - 8-9лет 216 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа;

3год. - 10-11лет 216 часов, занятия проводятся 2раза в неделю по 3 академических часа.

Принципы образовательной программы


Принцип гуманизации выражается в подходе к подбору репертуара для спектаклей, в определении содержания учебного материала, а также в создании благоприятных условий для раскрытия и проявления творческих способностей каждого ребенка.

Принцип последовательности заключается в обучении детей навыкам владения речью, телом, управления куклой методом «от простого к сложному» в соответствии с разделами программы и с учетом индивидуальных возможностей и интересов детей.

Принцип демократизации проявляется в предоставлении детям свободы для самореализации, развития творческих способностей к импровизации.

Принцип комплексности состоит в том, чтобы научить детей свободно двигаясь по сцене, участвовать в спектаклях и показывать их с помощью кукол, используя различные средства актерской выразительности, творческих способностей и навыков.

Принцип связи теории с практикой – для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором дети не только знают, но и умеет применять их на практических занятиях, а именно на сцене, за ширмой.

Принцип индивидуального подхода в обучении помогает каждому ребенку проявить свои способности, таланты, интересы, что особенно значимо для импровизации.

Таким образом, обучение театральной деятельности включает два раздела: теоретический, где дети знакомятся с историей театра, видами и формами театральной деятельности, устройством куклы и правилами ее вождения и практической, которая предусматривает подготовку и показ спектаклей.


Формы и методы проведения занятий


Программой предусмотрены различные методы обучения:

- словесный – беседы о театре, писателях, прослушивание аудиоматериалов, рассказы о великих артистах и т. д. , объяснение правил сценического действия и постановки сценической речи, анализ художественных произведений и собственного сценического исполнения.

- наглядный – просмотр кукольных спектаклей, показ педагогом сценических действий и способов управления куклой.

- практический – ведущий метод. Это использование полученных умений и навыков в играх – драматизациях и кукольных спектаклях.

Все перечисленные методы используются в процессе проведения занятий.

Основная форма обучения – учебные занятия, проведения репетиций, подготовка и показ спектаклей.

Форма организации деятельности на занятии:


- индивидуально – групповая. Программой предусмотрено вариативное использование других форм занятий: малокомплектные группы для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.

Ожидаемые результаты

1год обучения

- умение действовать согласованно;

- уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;

- знать 5-7 артикуляционных упражнений;

- уметь произносить скороговорки в разных темпах;

- уметь строить простейший диалог на сцене;

- знать основные способы управления перчаточной куклой.

2 год обучения

- уметь правильно пользоваться дыханием во время работы над ролью;

- уметь пользоваться интонацией;

- уметь выразительно прочитать диалогический и стихотворный текст;

- уметь сочинять этюды по сказкам.

- знать некоторые виды технологии изготовления куклы;

- уметь управлять несколькими видами кукол, показывать кукольные спектакли самостоятельно.

3 год обучения

- уметь сформировать работу над образом;

- развить технику и культуру речи;

- уметь действовать естественно, находить выход из незапланированных ситуаций;

- сформировать способность к пластической импровизации под музыку;

- импровизировать на сцене;

- знать историю театра, особенности и виды театрального искусства;

Способы определения результативности:


В процессе обучения дети не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле. После премьеры спектакля необходим подробный анализ положительных моментов и недочетов. Поэтому внешним результатом деятельности будут следующие формы работы:

- участие в конкурсах театрального творчества;

- показ выездных спектаклей.

Внутренним результатом станет развитие устойчивых личностных качеств детей:

- навыки сотрудничества;

- творческая активность;

- стремление к самореализации;

- трудолюбие;

- способность к адекватной самооценке.



Формами подведения итогов является также демонстрация знаний, умений и навыков на открытых занятиях, совместное проведение праздников обучающихся и их родителей.


  1. Учебно-тематический план 1 года обучения



Разделы, Темы

часы

теоретических

практических

всего

1

Театральная игра

2

6

8

2

Техника речи и художественное слово

8

14

22

3

Ритмопластика

2

16

18

4

Основы театральной культуры

4

2

6

5

Основы актёрского мастерства и кукловождения

10

25

35

6

Выбор пьесы, репетиции, спектакли

2

53

55

Итого:

29

115

144



  1. Содержание программы 1 года обучения.

  1. Театральная игра (всего 8, теоретических 2, практических 6)

Организационное занятие.

Знакомство с основными темами программы.

Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения на занятиях.

Игра «Знакомство».

Игры и упражнения на напряжение и расслабление тела, этюды на эмоции – практика.

Игра «Идем в театр»



  1. Техника речи и художественное слово (всего 22, теоретических 8, практических 14)

Сказка про язычок.

Знакомство с артикуляционной гимнастикой.



Практика: упражнения на артикуляцию.

Диалог. Понятие о диалоге, чтение стихов.



Теория: беседа о диалоге.

Практика: чтение стихов, составление диалогов самостоятельно.

Знакомство со скороговоркой.



Теория: понятие о скороговорке.

Практика: проговаривание скороговорок, игры со словом.

  1. Ритмопластика (всего 18, теоретических 2, практических 16)

Язык жестов.

Знакомство с пантомимой и языком жестов.



Теория: беседа о пантомиме и языке жестов.

Практика: показ стихотворений с помощью пантомимы.

Мимика и жесты.



Теория: понятие о мимике и жестах.

Практика: игры «Назови ласково товарища», «Догадайся, кто я», «Вышли мыши», и другие.

Сценическая речь в движении.

Знакомство с понятием «сценическая речь в движении».

Теория: беседа, заучивание стихов.

Практика: упражнение «Яблочко».

Знакомство с пантомимой.

Понятие о пантомиме. Игровые упражнения.

Практика: игры и упражнения под музыку.

Сочинение сказочных историй.



Практика: сочинение и разыгрывание сказочных историй

с помощью кукол.

Музыкальные игры на расслабление и напряжение мышц.


  1. Основы театральной культуры (всего 6, теоретических 4, практических 2)

Театральная разминка.

Игры импровизация сказок с помощью мимики и жестов.



Практика: игры, импровизация сказки «Курочка Ряба», «Снегурочка».

Знакомство с устройством сцены и зрительного зала, театральная игра «Театральный билет».



Теория: беседа, знакомство с театральными терминами.

Практика: театральная игра.

Знакомство с театральными профессиями.

Знакомство с театральными профессиями и терминами.


  1. Основы актёрского мастерства и кукловождения (всего 35, теоретических 10, практических 25)

Импровизация сказки «Теремок».

Выражение эмоций через движения и мимику в импровизации.



Теория: понятие об импровизации.

Практика: импровизация сказки.

История и виды театра. История кукольного театра.



Теория: беседа о театре.

Виды кукол. Устройство перчаточной куклы.



Теория: беседа показ иллюстраций, знакомство с устройством куклы.

Правила кукловождения.



Теория: рассматривание иллюстраций, показ основных правил вождения кукол.

Практика: этюды с куклами.

Путешествие в мир эмоций

Знакомство с понятием «Эмоция», представление о различных эмоциях. Игра «Зеркало».

Теория: беседа об эмоциях, показ пиктограмм.

Путешествие в страну Радости.

Упражнение «Страна Радости», игра «Я радуюсь, когда..».

Практика: игры и упражнения на эмоции.

Путешествие в страну Грусти.

Упражнение «Страна Грусти», этюд «Золушка».

Практика: игры, упражнения и этюды на эмоции.

Путешествие в страну Удивления.

Упражнения «Страна Удивления», «Маски», психогимнастика.

Практика: игры и упражнения на эмоции.

Путешествие в страну Злости.

Упражнение «Страна Злости», этюд «Злой принц», упражнение «Прогони злость».

Практика: игры, упражнения, этюды на эмоции.

Путешествие в страну Страха.

Упражнения «Страна страха», «Победим страх», «Посмеемся над страхами».

Работа с куклой.

Работа на ширме, этюды.


  1. Выбор пьесы, репетиции, спектакли (всего 55, теоретических 2, практических 55)

Знакомство со стихотворным вариантом сказки «Теремок».

Теория: чтение, беседа по сказке, методические указания.

Практика: распределение ролей, обыгрывание отдельных эпизодов, работа по сценическому движению, репетиции сказки.

Изготовление декораций, костюмов, атрибутов к спектаклю.

Генеральная репетиция.

Репетиция спектакля «Теремок».

Премьера спектакля «Теремок».

Сказка «Красная Шапочка»

Знакомство с новым вариантом сказки.

Репетиция сказки.



Теория: распределение ролей, обсуждение характеров героев,

Декораций, кукол.

Репетиции сказки.

Работа куклой, сценическая речь, проигрывание отдельных эпизодов пьесы.

Подготовка спектакля.

Изготовление декораций, подготовка кукол.

Генеральная репетиция.

Кукольный спектакль «Красная Шапочка»

Сказка «Маша и медведь».

Теория: знакомство с новой инсценировкой, распределение ролей.

Работа с куклой.

Закрепление основных навыков кукловождения.

Репетиция сказки.

Работа с куклами на ширме, работа по сценической речи, проигрывание отдельных эпизодов сказки.

Кукольный спектакль «Маша и Медведь».

Подготовка к празднику.

Праздник «Летний калейдоскоп».





  1. Учебно-тематический план 2 года обучения



Разделы, Темы

часы




теоретических

практических

всего

1

Театральная игра

2

8

10

2

Техника речи и художественное слово

10

20

30

3

Ритмопластика

3

22

25

4

Основы театральной культуры

4

2

6

5

Основы актерского мастерства и кукловождения

10

35

45

6

Выбор пьесы, репетиции, спектакли

3

97

100

Итого:

32

184

216



  1. Содержание программы 2 года обучения.

  1. Театральная игра (всего 8, теоретических 2, практических 6)

Игровой урок «Пока занавес закрыт».

Вводная беседа, игровая программа.

Театральная игра «Угадай, что я делаю».

Театральная игра «Кругосветное путешествие».

Разыгрывание этюдов, игры народов мира с использованием элементов костюмов.

Игры на напряжение и расслабление мышц тела.

Театральная игра «Где мы были, мы не скажем…»

Игры на развитие памяти, внимания.

Театральная игра «Мы идем в театр»

Закрепление знаний о театре.



  1. Техника речи и художественное слово (всего 30, теоретических 10, практических 20)

Техника речи, разучивание скороговорок.

Теория: знакомство с основными правилами сценической речи.

Практика: разучивание скороговорок, игры со словом, на развитие слухового внимания.

Культура и техника речи.

Творческие игры со словом, скороговорки.

Эмоционально-речевая разминка.

Чтение по ролям, работа с пословицами и поговорками.

Речевые игры.

Игры со словом: «Найди различия», «Объяснялки».

Сценическая речь в движении.

Работа над сценической речью, заучивание стихотворения «Земляника».

Сценическая речь.

Работа с текстом сказки.


  1. Ритмопластика (всего 25, теоретических 3, практических 22)

Мимика и жесты.

Закрепление знаний о жестах и мимике, эмоциях.



Практика: игры на эмоции «Испорченный телефон», «Угадай эмоцию», «Зеркало».

Ритмокпластика.

Свободные импровизации под музыку, беседа о театре, игры «Снеговик», «Баба Яга».

Игры на пластику под музыку «Гипнотизер», «Скульптор», «Лисичка подслушивает».

Игры на напряжение и расслабление мышц.

Пантомима.

Игры под музыку.

Импровизация стихов и сказок.

Сочинение сказочных историй.

Сочинение и драматизация сказок с помощью кукол.

Музыкально-пластические импровизации под музыку.


  1. Основы театральной культуры (всего 6, теоретических 4, практических 2)

Кукольный театр им. С.Образцова.

Рассказ об истории кукольного театра, рассматривание иллюстраций.

Виды кукольного театра.

Знакомство с различными видами кукол и кукольного театра, рассматривание иллюстраций и кукол.

Знакомство с театральными профессиями.

Знакомство с театральными терминами.



  1. Основы актёрского мастерства и кукловождения (всего 45, теоретических 10, практических 35)

«Послушай сказку и сыграй»

Артикуляционная гимнастика, упражнения на дикцию и дыхание.



Практика: разыгрывание сказки «Зайчик и ежик».

Действия с воображаемыми предметами.



Практика: игры «Что мы делали, не скажем…», «Дедушка Молчок».

Разыгрывание этюдов.

Беседа «Что такое этюд?», разыгрывание этюдов «Утешение», «Покупка театрального билета».

«Театр на бегу»

Импровизация текстов.

Играем в сказку. Работа с куклами на ширме, проигрывание знакомых сказок.

Этюды с куклами. Работа по кукловождению.

Закрепление правил вождения кукол на ширме.

Работа с куклой. Подбор кукол, костюмов, декораций, атрибутов.

Этюды с куклой. Работа над отдельными эпизодами сказки.



  1. Выбор пьесы, репетиции, спектакли (всего 100, теоретических 3, практических 97)

Сказка «Репка».

Знакомство со стихотворным вариантом, беседа по сказке, обсуждение характеров героев, распределение ролей, рассматривание иллюстраций, кукол.

Репетиция сказки.

Работа по сценической речи, работа с куклой на ширме. Репетиции спектакля.

Работа по кукловождению, работа над интонацией. Репетиции спектакля.

Работа с куклами. Репетиция сказки.

Подготовка декораций, кукол, атрибутов для спектакля.

Кукольный спектакль «Репка».

Сказка «Новые похождения Колобка». Знакомство со сказкой, беседа по содержанию, обсуждение характеров героев, распределение ролей, обсуждение костюмов, декораций, атрибутики. Работа над эпизодами сказки. Работа с импровизированным текстом, разучивание. Репетиция сказки, показ спектакля.

Репетиция эпизодов пьесы, работа по технике речи.



Практика: упражнения на дикцию, интонацию показ спектакля.

Анализ премьеры.

Сказка «Теремок». Знакомство со сказкой «Теремок» на новый лад, беседа,

анализ текста, характеров героев. Репетиции сказки. Подготовка спектакля.

Работа по изготовлению декораций, костюмов для кукол, атрибутов. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Анализ премьеры.

«Сказка о рыбаке и Драконе». Знакомство с пьесой, беседа по содержанию, анализ, характеристика героев, распределение ролей. Репетиции сказки.

Подготовка спектакля. Изготовление декораций, музыкальное оформление. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Анализ премьеры.

Подготовка итогового концерта.

Подбор стихов, сценок, декораций, репетиция.

Генеральная репетиция. Концерт для родителей.





  1. Учебно-тематический план 3 года обучения



Разделы, Темы

часы

теоретических

практических

всего

1

Театральная игра

2

8

10

2

Техника речи и художественное слово

10

20

30

3

Ритмопластика

3

22

25

4

Основы театральной культуры

4

2

6

5

Основы актерского мастерства и кукловождения

10

35

45

6

Выбор пьесы, репетиции, спектакли

3

97

100

Итого:

32

184

216




  1. Содержание программы 3 года обучения.

  1. Театральная игра (всего 8, теоретических 2, практических 6)

Организационное занятие.

Знакомство с основными темами занятий, инструктаж по технике безопасности, беседа о правилах поведения на занятиях.

Театральная игра «Сам себе режиссер».

Подготовка и показ сценок с использованием атрибутики, костюмов, масок.

Игры на развитие внимания, памяти.

Театральная гостиная.



Теория: знакомство с театральными терминами.

Игры на развитие чувства ритма.

«Маски и режиссеры». Театральные игры с использованием масок.

Театральная игра. Действия с воображаемыми предметами.

Эмоции и творчество. Игры на развитие воображения и эмоциональности.


  1. Техника речи и художественное слово (всего 30, теоретических 10, практических 20)

Сценическая речь в движении. Работа по сценической речи, игра «Яблочко» Конкурс на лучшего чтеца.

Эмоционально-речевая разминка.

Чтение по ролям, работа с пословицами и поговорками.

Сочинение сказочных историй.

Сочинение и театрализация с помощью кукол.

Сценическая речь. Работа по сценической речи в пьесе.

Игры со словом. Игры «Рифмы-рифмочки», «Буриме».

Новый сценарий для старой сказки. Придумывание новой сказки «Красная Шапочка».

Культура и техника речи.

Творческие игры со словом, разучивание скороговорок.



  1. Ритмопластика (всего 25, теоретических 3, практических 22)

Пантомимические этюды. Игры на развитие мимики и эмоций.

Практика: игры «Узнай эмоцию», «Зеркало».

Музыкальные игры на развитие пластики, пантомимы.

Игры и упражнения на развитие сценических движений и пластики.

Музыкально-пластические импровизации.

Импровизации под классическую музыку.

Сценическое движение. Работа по сценическому движению в пьесе.

Игры на координацию движений.


  1. Основы театральной культуры (всего 6, теоретических 4, практических 2)

Знакомство с театральными профессиями гримера, костюмера, суфлера и бутафора.

Беседа о театре «Театральная азбука».

Знакомство с театральной терминологией.

Практика: театральные игры.


  1. Основы актёрского мастерства и кукловождения (всего 45, теоретических 10, практических 35)

Мир эмоций. Закрепление знаний об эмоциях, игры на умение выражать различные эмоции.

Работа с куклой. Закрепление навыков работы по кукловождению на ширме, этюды с куклами, разыгрывание сценок. Этюды с куклой. Составление диалогов, упражнения по кукловождению.

Игры на действия с воображаемыми предметами. «Театр на бегу».

Импровизация придуманных историй.

Пальчиковые куклы. Изготовление и игры с пальчиковыми куклами.

Психогимнастика. Экспериментирование со своей внешностью (мимика, жесты, пантомима)



  1. Выбор пьесы, репетиции, спектакли (всего 100, теоретических 3, практических 97)

Сказка «Как собака друга искала».

Знакомство со сказкой, беседа, обсуждение основных декораций, кукол. Репетиция сказки. Работа над текстом, интонацией, техникой речи, проигрывание отдельных эпизодов пьесы, работа по кукловождению, работа по музыкальному оформлению пьесы. Подготовка спектакля. Изготовление декораций, атрибутов, подготовка кукол. Генеральная репетиция. Кукольный спектакль «Как собака друга искала».

Пьеса «Золушка».

Знакомство с новым стихотворным вариантом сказки, беседа по содержанию, о характерах героев, обсуждение костюмов, атрибутов, декораций, распределение ролей. Репетиция пьесы.

Деление пьесы на эпизоды, работа над стихотворным текстом, сценическое движение. Репетиция пьесы. Работа по сценической речи, над отдельными эпизодами, подбор музыки к спектаклю, работа по сценическому движению, проигрывание мизансцен. Подготовка спектакля. Изготовление декораций, костюмов, атрибутики. Генеральная репетиция спектакля. Спектакль «Золушка».

Сказка «Новые похождения Колобка».

Работа над эпизодами сказки. Репетиции сказки.

Практика: работа по сценическому движению и речи, проигрывание мизансцен, подбор музыки к спектаклю. Генеральная репетиция. Спектакль «Новые похождения Колобка».

Сказка «Репка».

Репетиции сказки.

Практика: работа по кукловождению, сценической речи, изготовление декораций. Генеральная репетиция. Кукольный спектакль «Репка».

«Сказка о попе и его работнике Балде»

Знакомство со сказкой, анализ пьесы, характеров героев, распределение ролей.

Репетиции пьесы. Работа над отдельными эпизодами пьесы, сценическое движение, работа по сценической речи, подбор музыки к спектаклю. Подготовка спектакля. Подготовка костюмов, декораций, атрибутов. Генеральная репетиция. Премьера спектакля. Анализ премьеры.

Подготовка к итоговому концерту. Подбор стихов, диалогических сценок.


  1. Методическое обеспечение программы.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
 Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.


Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале  модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу)

Основные формы проведения занятий с младшими студийцами:


-    игра;
-    диалог;
-    различные виды тренингов (дыхательные, психологические и  т. д.
-    слушание;
-    созерцание;
-    импровизация.

Занятия в средней и старшей группах проходят в самых разнообразных формах:


-    лекции;
-    тренинги;
-    репетиции;
-    индивидуальные занятия;
-    занятия малыми группами (по 3-5 человек).

Вся работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения:


-    спектакля;
-    шоу;
-    творческого вечера;
-    праздника.

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа  приобретённых навыков перед зрителями.


 В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старших группах ребята сами выбирают роли.
Со второго года обучения, для отслеживания уровня усвоения программного материала, в каждой группе раз в неделю проводятся занятия-репетиции в присутствии всех педагогов по дисциплинам (актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение). 

Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде. 


На занятиях  создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.

Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.


Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.

Материально-техническое обеспечение

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками театра-студии необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:

- наличие учебных и служебных помещений ( зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);
-  стулья;
- маты, матрацы;
- кубы различных форм;
- прожекторы;
- зеркала, грим;
- реквизиты, костюмы;
- ширмы (стационарные, передвижные);
- магнитофон, аудиокассеты;
- видеофонд записей постановок театра-студии.

Методические рекомендации по воспитанию у юного актера творческого начала, творческого воображения, творческого внимания и сценического самочувствия.

I. В основу авторской школы К.С. Станиславского, которая  получила название психотехнической школы, положен принцип "подсознательное – через сознательное, непроизвольное – через произвольное"; "подсознательное творчество природы – через сознательную психотехнику артиста".


Еще в конце прошлого века в очень интересной брошюре музыкальный мастер М. Курбатова писал: "Вполне понятно стремление, … однако дело чрезвычайно затрудняется тем обстоятельством, что художественными приемами следует пользоваться бессознательно… стоит только заострить внимание на исполняемом приеме, как он становится деланным, преднамеренным". Сам Станиславский отмечает в книге "Работа актера над собой" "напрасны все старания искусственно превратить в сознательный процесс все то, что по природным законам происходит бессознательно".  Следовательно, в контексте театральной педагогики, следует искать окольные подходы к цели, кружные пути сознательного управления подсознательными процессами. Важнейшим средством, помогающим исполнителю роли найти убедительные приемы, является целенаправленность и целеустремленность действия. Для технического совершенствования требуется в меньшей степени физические упражнения, а гораздо большей психически ясное представление о задаче. Воспитание устремленности к цели вместо обучения движениям – таков психотехнический принцип, который должен быть положен в основу методики обучения актерскому мастерству каждого педагога.
Станиславский известен как сторонник "искусства переживания". Поэтому в его работах так много месте занимаю рекомендации по воспитания творческого воображения, творческого внимания и сценического самочувствия. Помочь растущему актеру усвоить мысль автора и сделать его личным достоянием – одна из основных задач педагога. Необходимо в ребенке воспитывать "чувство веры и правды" ("Искренность исполнения придает художественному произведения силу и жизненность").

Усилия педагога и воспитанника должны быть направлены, в первую очередь, на умение сосредотачиваться на объекте. "Добиться полной сосредоточенности… крайне трудно", но "эта способность, несомненно, поддается развитию".


Автор психотехнической школы считает, что область обучения исполнительскому искусству должна быть расширена, что должна включать в себя воспитание "культуры внимания", "силы и воли характера", высокой этичности… Воспитание этих качеств касается области педагога-психолога, но Станиславский советует смело подходить к непроизвольным психологическим процессам и учить подопечного управлять ими. Педагогу следует быть крайне наблюдательным к своим ученикам, суметь уловить его индивидуальность и воздействовать на нее для развития способностей ребенка. Станиславский советует необходимым покорить воле не только "аппарат воплощения", но в первую очередь "творческий аппарат переживания". Учитель должен пытаться найти методы, которые дали бы возможность влиять на "сценические чувства", сосредоточенность, воображение, самообладание и сценическое самочувствие.

II. Значение педагогической школы актера определяется ценностью и прогрессивностью той художественной цели, к которой она ведет ученика, и соответствует между этой целью, с одной стороны, и педагогическими принципами, приемами, методами обучения и воспитания – с другой. Педагогические идеи Станиславского тесно связаны с художественными принципами и отличается гармоничной согласованностью цели и пути, идеала и метода подведения к нему. Взгляды на задачи обучения, на взаимоотношения педагога и воспитанника, имеет важное значение для театральной педагогики. Художественная правда и искренность должны лежать в основе эстетической и педагогической концепции воспитателя и ученика. Только прочувствовав и внутренне согласившись с авторской мыслью, исполнитель начнет говорить от своего имени. "Нельзя творить то, чему сам не веришь, что считаешь неправдой". Нельзя убедить другого в том, в чем не убежден сам".


III. Главная задача педагога – ввести ребенка в мир искусства, разбудить его творческие способности и вооружить техникой игры. Эта цель осуществима через упражнения для развития "аппарата переживания" и "аппарата воплощения". Если педагог занят только показом игры, ему никогда не подвести воспитанника к творчеству. Работа над ролью не может являться целью. Каждое поставленное задание должно помочь юному актеру приобрести какое-то новое качество.
Известно, что творчеству научить нельзя, работать творчески можно. Управлять грамотно этим процессом является обязательной работой для педагога. Этому способствует высокая культура и профессиональное мастерство учителя, которые совершенствуются ежедневно через неутомимый поиск и труд над собой.
По мысли Станиславского, надо осудить такие убийственные для воспитания "чувства правды и веры" и, следовательно, для искусства, педагогические методы, как натаскивание, подражание и копирование. Натаскивание влечет за собой неосмысленное, а потому вредное копирование. Педагог, стремясь сократить процесс развития, сам того не замечая, превращает этот процесс в длинный и нередко в самый худший путь.

При натаскивании используется копирование, которое не следует отождествлять с первым. Показ и использование подражания на первых порах работы возможно, т.к. является одной из характерных для детей форм поведения. В этот момент они позволяют и приспосабливаются к внешнему миру, что способствует их развитию. Для примера можно вспомнить жизнь великих людей в период их формирования. Они испытывали на себе влияние творческих индивидуальностей и нередко подражали им. Не всегда показ влечет за собой "пассивное копирование": хорошо скопировать вовсе не просто, ведь это требует активного осмысления.


В данный момент может возникнуть вопрос об индивидуальности формируемого объекта. По Мартинсену, начиная заниматься с ребенком, педагог должен в хаотической бесформенности еще не сложившейся индивидуальности своего воспитанника найти черты его природной эстетической устремленности. Как это сделать? - постоянно экспериментировать и пробовать. Таким путем можно выявить к какому из трех типов относится учащийся: к статическому (классическому), экстатическому (романтическому) и экспансивному (экспрессионистскому). Когда "индивидуальность" определена можно приступать к формированию Я-концепции. "Индивидуальность" – это не только природные задатки, это сложная изменяющаяся категория. А потому, развитие творческих способностей не только не помешает "индивидуальности", наоборот, раскрасит ее пышным цветом.
Система творческого воспитания противостоит авторитарной – воспитать по образу и подобию учителя; противостоит они и методам "свободного выращивания" ученика. Она требует индивидуализации путей работы с воспитанником, своевременности в развитии, т.е. его природосообразности. Она предполагает понимание педагогом известной истины: воспитать у ребенка желание и умение приобретать знания и навыки.
Немаловажную роль в актерской педагогике отводится не только воспитанию чувственных и творческих способностей, но и технических – все "тело" – органика и неорганика должны выражать смысл.
Система творческого воспитания предъявляет к личности учителя огромные требования, ведь он не только обучает основам театрального искусства, но, воспитывает "душевный аппарат", является художественным и эстетическим руководителем объекта обучения и воспитания.
Система творческого воспитания призывает к борьбе с беспочвенностью и бессистемностью, к научной проверке практических методов.
IV. В основу программы формирования исполнителя "по-Станиславскому" положены три психологических принципа, которые помогли найти ключ к воспитанию творческой страстности, воображения, исполнительской воли и сценического самообладания.
1.    "Подсознательное – через сознательное". Этот принцип направляет на поиски наиболее "доступных и сговорчивых" элементов психики, подчиняющихся воле человека. Такими являются ум, и все чувствительные модальности = зрение, слух, обоняние и т.д.; они подчиняются педагогическому воздействию и вместе с тем способны возбудить чувство.
2.    «Тесно связан с первым и из него вытекает» – использование взаимосвязи между различными сторонами психики ученика. Развивая каждую способность, она, в свою очередь, становится "манком", возбудителем для ряда других. К примеру, воображение будит внимание и "поднимает градус творчества". Творческий нагрев, возникший самопроизвольно, в процессе увлечения "потянет" сосредоточенность и творческую фантазию.
3.    Заключается в том, что отдельные психические способности становятся "манками" друг для друга и вместе с тем возбудителями творческого самочувствия только при одном условии: если каждая проводимая работа и каждое упражнение, каждое творческое действие доведены до предела. Научиться "предельности" является основой практических методов воспитания "душевного аппарата переживания".
V. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие инициативности, гибкости, ясности и рельефности.
Культивируя актерские способности ученика, воспитанию воображения необходимо отвести ведущее место. Продуктивность творческого воображения зависит от опыта и культурного уровня обучающегося. Работа с воображаемыми предметами важна для юного актера потому, что "при реальных предметах многие действия инстинктивно, по жизненной механичности, сами собой проскакивают, так что играющий не успевает уследить за ними… при беспредметном действии" невольно приковывается внимание к самой маленькой составной части большого действий. В развитии творческого воображения большую роль могут сыграть сопоставления и сравнения, в работе они становятся возбудителями фантазии. Вводимые сопоставления помогают творчески осмыслить образ. С помощью наводящих вопросов (метод), сравнение и сопоставление (метод) помогают воспитать творческую) инициативу. Здесь еще раз следует напомнить советы Станиславского – ничего не делать формально и механически. Бессмысленная работа пагубным образом сказывается на творческой фантазии и притупляет ее. Вот почему стоит запретить проигрывание упражнений бесцельно.
Сосредоточенное внимание, т.е. направлять и длительно концентрировать на чем-либо психическую деятельность, - необходимая предпосылка творческой работы. Станиславский повторял, что "центром человеческого творчества является внимание", мало того – "обладатель длительного внимания – есть человек талантливый". Он предложил специальную тренировку внимания актера, которая эффективно ложится на процесс воспитания юного актера.
1.    Сосредоточиться на рисовании простых фигур: круга, квадрата.
2.    Из массы звуков сосредоточиться на одном.
3.    Двое читают вслух; переносить внимание с одного на другого.
4.    Сосредоточиться на каком-нибудь вычислении, отвлечься, а затем продолжить мысль.
5.    Сосредоточиться на чтении и абстрагироваться от внешнего мира.
Эти упражнения на концентрацию, переключение и перераспределение внимания требуют ежедневного и систематического повторения.
К числу способностей, которые имеют решающее значение для успеха актера, относится творческое сценическое самочувствие. "Когда актер выходит на сцену, то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей может потерять самообладание". Станиславский рекомендовал в момент выступления сосредоточиться на самом действии. Уместно в этот момент напомнить о мышечном  напряжении, которое может дезорганизовать "аппарат воплощения", вызывая тем технические неполадки. Телесные "зажимы" сковывают душевные переживания и творческое воображение. Станиславский предлагает путем специальной тренировки выработать в себе "мышечного контроллера". "Он должен неустанно как в жизни, так и на сцене следить за тем, чтобы нигде не появлялось мышечных зажимов и судорог. Процесс снятия напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности.
Руководствуясь рекомендациями К.С. Станиславского, в театре-студии "Маска" разработан комплекс упражнений, который апробирован и успешно реализуется в образовательном процессе.
 Прогоночные и генеральные репетиции проходят при участии всех педагогов театра-студии, на которых каждый педагог оценивает уровень подготовки студийца по своему предмету, а также корректирует его работу.
Приложение №7 Понятийный комментарий к программе
детского театрального коллектива
(воспитательный аспект)
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть горизонты окружающего его мира, заразить добром, научить слышать других, развиваться через творчества и игру.
Учреждения дополнительного образования позволяют расширить круг общения ребенка, создать атмосферу равноправного сотрудничества, создать условия для социального взаимодействия и социальных отношений.
Специфика воспитания артиста детского театра предполагает необходимость активизации всех качеств социальной, профессиональной и личностной направленности.
Встав на позицию актера-творца, воспитанник накапливает эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт, и, в итоге, совершенствует свою творческую и актерскую культуру.
Программа базируется на основных принципах системы Станиславского, достижениях современной педагогики и возрастной психологии и состоит из 3-х взаимосвязанных частей: сценическая теория, артистическая техника, составляющие в совокупности целостное учение об актерском творчестве и воспитательный модуль, направленный на воспитание компетентного исполнителя, грамотного зрителя и человека культурного  программа воспитания юного актера основывается на идеях Гармонии, Добра, Красоты.
Идея, облагораживающего влияния театра на воспитанников и зрителей – обращенность к классическим и современным литературным, поэтическим и музыкальным произведениям, народному творчеству. Синтез театрального действа позволяет донести до детей гуманистические и эстетические идеи театра.
Идея создания театрального образа, отличного от реального жизненного, положена в основу жизнедеятельности детского театра. Искусство театра – это сложный процесс внутреннего и внешнего перевоплощения актера в образ другого человека, характеризующийся индивидуальностью создания и раскрытия его.
По мнению Станиславского, это уникальная возможность «не представиться в роли и даже не имитационно сыграть ее перед зрителем, а именно отразиться в ней, как в образе выражения себя, своих чувств, мироощущений, личных социальных и нравственных смыслов в другой роли, в другой судьбе, а, главное, в другой системе жизненных мотиваций и целеустремлений».
Отсюда, воспитание личности формируется в деятельности, и только она создает условия для самореализации.
Идея социализации ребенка осуществляется через создание учебной среды приближенной к реальному социуму.
Идея восхождения воспитанников к общечеловеческим ценностям: Красота. Гармония. Духовность. Познание.
Реализация всех перечисленных идей позволяет воспитать, прежде всего, человека, а это самая основная задача, которая стоит перед педагогом, режиссером и руководителем детского творческого объединения.
Чтобы воспитать художника, недостаточно вооружить его только техникой искусства, нужно помочь своему воспитаннику сформироваться как личность и утвердиться в эстетических позициях.
Способы и формы воспитания в детском театре совсем иные, чем в семье или школе, они обусловлены спецификой деятельности, но задачи едины: воспитать честных, умн6ых, добрых людей; способствовать выработке позитивных нравственных оценок и принципов.
А это означает, что семья вместе со школой и учреждениями дополнительного образования создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Одним из продуктивных способов привлечения родителей является демонстрация успехов их ребенка. Когда родители видят заинтересованность педагога в результате их ребенка, они готовы к сотрудничеству.

В театре существуют различные формы работы с родителями:


- собеседование;
- «день открытых дверей»;
- родительское собрание;
- приглашение на спектакли;
- прямое и косвенное участие родителей в выпуске спектакля и других публичных выступлениях детей: фестивалях, конкурсах и других культурно-массовых мероприятиях;
- организация выездов, гастролей, презентаций за пределами ОДТДМ.
В практике взаимодействия руководителей детской студии – театра с родителями сложились некоторые функции данного направления работы, которые определяют содержание воспитательной работы с семьей:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач, содержания и организационных форм воспитания;
- интеграция усилий педагогов и родителей с целью увеличения позитивного влияния на ребенка;
- взаимодействие с родительским активом для решения локальных задач детского театра.

Идея А.С. Макаренко о коллективе нацелена на воспитание социальных качеств и навыков: ответственности, толерантности, чувства долга, товарищества и др. и требует глубокого осмысления этих понятий.


Решающим условием эффективности воспитательного процесса является компле6ксность, систематичность, последовательность, логичности и целенаправленность.
От педагогического такта и мастерства, осторожности и чуткости педагога особенно зависит успех в деле воспитания коллектива и каждого его члена, поэтому новые подходы к обучению и воспитанию в дополнительном образовании требуют возрастающего педагогического профессионализма. Педагог в первую очередь должен предвидеть результаты своей работы, иметь теоретическую подготовку, постоянно самосовершенствоваться. Это позволяет прогностически конструировать педагогический процесс, искать оптимальные варианты педагогического взаимодействия с воспитанниками и коллегами, осознанно получать новые количественные и качественные характеристики воспитательной деятельности. 
Особое внимание уделяется приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.
Сложность процесса воздействия театрального искусства на нравственные качества воспитанников и одновременно становление этих качеств в их собственном эстетическом освоении действительности требуют осмысленного подбора форм и методов обучения и воспитания, начиная от способов организации творческой деятельности детей до развития театральной культуры самого педагога, определения его личной свободы в выборе и интерпретации того или иного спектакля, форм его обсуждения.
Готовить детей к восприятию театрального искусства следует непосредственно в процессе их собственной деятельности при условии формирования критериев оценки конечного результата. Для полноценной реализации этой педагогической установки необходимы определенные условия: возможность использования на занятиях элементов театрального костюма, реквизита, декораций; желательно также иметь сценическую площадку, выносной свет и театральную аудио и медиа установку.
Никто не рождается с готовыми представлениями о жизни, мировоззрение не передается по наследству, как черты лица или характера, оно формируется в сознании годами, а фундамент его закладывается в детстве и юности.
Каким будет человек – добрым или злым? Какие ценности будут возведены им в ранг принципиальных? Будет ли он любить искусство? Удовлетворит ли он свои интеллектуальные, профессиональные и социальные амбиции? Как воспитать гражданина? Такие проблемы ставит перед собой коллектив детского театра, продолжая свой путь к цели.

следующая страница >>