Доклады, не вошедшие в стенограмму В. Ю. Волынский (Центр сертификации объектов обеспечения аб), Ю. М. Волынский-Басманов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Фгуп гнивц фнс РФ 1 147.02kb.
Орган по сертификации Ассоциация риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской... 12 3772.42kb.
Учреждение «пензенский центр стандартизации, метрологии и сертификации» 1 62.45kb.
Правила функционирования системы добровольной сертификации 1 234.16kb.
Лиц, прошедших сертификацию персонала в Системе добровольной сертификации... 1 147.75kb.
Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по... 1 71.31kb.
Государственное бюджетное учреждение республики коми «центр правового... 1 121.39kb.
Закон республики таджикистан о сертификации продукций и услуг 1 127.35kb.
Василий Моргун: «Метрология стимулирует развитие технологий» 1 54.38kb.
Энциклопедия чудес 2 508.97kb.
Доклады, заслушанные на заседаниях Студенческого научного кружка... 1 43.97kb.
Учебное пособие для учащихся средней школы (5-8 класс) москва 2008... 2 686.15kb.
- 4 1234.94kb.
Доклады, не вошедшие в стенограмму В. Ю. Волынский (Центр сертификации объектов обеспечения - страница №1/1

Правительство Москвы. ОАО МКНТ. Институт проблем безопасности и устойчивого развития. Компания "Гротек"


Московская международная конференция

Передовые технологии в системах обеспечения безопасности. Опыт компаний и организаций Москвы и мировые тенденции

Москва, 28-29 апреля 2004 года

Доклады, не вошедшие в стенограмму




В. Ю. Волынский

(Центр сертификации объектов обеспечения АБ),

Ю. М. Волынский-Басманов

(Научно-учебный центр «АБИНТЕХ»)




Методические вопросы обучения в области безопасности.

События в США 11 сентября 2001г. продемонстрировали коварство и достаточно высокую подготовленность исполнителей теракта. Это требует от мирового сообщества, прежде всего, превентивных мер на основе прогноза, информации о предполагаемых методах и технической оснащенности террористов. Представляется, что наряду с получением данных о намерениях террористов, надо поставить себя на место террористов (думать, как думают они). Старая и вечно новая многоплановая проблема - «Удар-Зашита», особенно хорошо известная специалистам силовых структур: при разработках вооружения, вождении войск, в разгадывании замыслов противника на основе разведанных и др. Террористы «совершенствуются», не стоят на месте, оттачивают свое «мастерство». Мы должны предвидеть рост их «мастерства», стараться работать с упреждением. Ответные меры должны быть направлены не на действия террористов, а на угрозы их действий, на недопущение этих действий, т.е. на меры упреждающие. В этой связи трудно переоценить значение проблемы совершенствования подготовки в области безопасности, в данном случае - на воздушном транспорте. Решение социальных вопросов, агентурно-аналитическая работа, тактико-технико-экономический прогноз преступных замыслов - это тоже меры превентивные, но рассмотрение их - не задача настоящей статьи.

Определенные меры в области безопасности воздушного транспорта сразу же начали приниматься правительственными, международными и национальными организациями, аэропортами, авиакомпаниями, их структурными подразделениями. Как заявил первого октября 2001г. ответственный представитель одной из двух команд быстрого реагирования, созданных Департаментом транспорта США (ДОТ) поле трагических событий 11 сентября «...угроза безопасности полетов изменилась и соответственно должны измениться наши ответные меры на брошенный вызов». Превентивные меры почему-то не упоминаются. И далее, «существующее обучение в области авиационной безопасности признано несоответствующим в свете сегодняшних угроз. Программа и курсы как базового, так и периодического обучения должны быть срочно «осовременены», чтобы отражать информацию о текущих угрозах». Не уверены, что и мы у себя должны все пересматривать (за исключением методических подходов), но в приведенной цитате речь опять же идет об угрозах сегодняшних и текущих. «Бьют по хвостам»? А как быть угрозами далеко не традиционными? Так сказать с перспективными с использованием достижений науки и техники. Что произошло 11 сентября? Захват - один из давно известных актов незаконного вмешательства в деятельность ГА, правда стоящий в ряду самых варварских. Другое дело - последствия захвата: из-за «нетрадиционного» использования захваченного ВС они были особенно ужасными, небывало катастрофическими. К тому же это случилось в благополучной могущественной Америке, а удар был нанесен по символам ее процветания. Нельзя учить летному мастерству кого попало (превентивная мера), даже за большие деньги при наличии так называемой демократии. Кстати, отметим попутно, что формирование служб авиационной безопасности, подбор их кадров должен проводиться особенно тщательно (превентивная мера) с использованием и психологии тоже.

В центре «АБИНТЕХ» конечно изучаются имевшие место в ГА неблагоприятные случаи, непредвиденные обстоятельства, чрезвычайные ситуации разного происхождения, вопросы их предупреждения, ликвидации их последствий, связанные с актами незаконного вмешательства, человеческим фактором - бездействием (см. ст. 83 ВК РФ), некомпетентностью, корыстолюбием (можно взять, можно и вложить), состоянием техники, аэродромного хозяйства, вопросами управления воздушным движением и т.д. и т.п. Но наряду с этим проводится обсуждение того, чего не было, но могло быть. В частности, осуществление террористами, причем в комбинации или с перманентным повторением актов незаконного вмешательства, например, двойной и даже тройной взрыв с небольшой задержкой. Правда, такое обсуждение проводится, естественно, с руководителями. При этом ставятся небезызвестные вопросы - как предотвратить, а если это не удалось, то «что делать и кто виноват», то есть обсуждаются сначала превентивные, потом ответные меры.

Непредвиденные обстоятельства и аварийные ситуации на ВС, в аэропорту или в зоне его ответственности требуют не только добросовестного выполнения обязанностей, присущих каждой службе организации ГА. Это необходимо, но недостаточно. Требуется, что особенно важно, четкая оперативная адекватная характеру той или иной критической ситуации координация усилий по предотвращению, локализации (пресечению) или ликвидации последствий неблагоприятных событий. Действия и процедуры служб организаций ГА в основных видах непредвиденных ситуаций изложены в типовом Аварийном плане и Аварийном плане ОАО МАШ, утвержденных ФАС России (приказ № 245-2000г.).

Считая проблему подготовки к действиям в любой аварийной (нештатной, сбойной, угрожающей, кризисной, экстремальной и т.д.) ситуации весьма актуальной, Научно-учебный центр «АБИНТЕХ» при поддержке Департамента авиационной безопасности ГСГА МТ РФ по утвержденной ЦАК СПАСОП ГА учебной программе и с активным участием многих служб ОАО МАШ (прежде всего, СПАСОП и САБ), САБ «Аэрофлота», представителей правоохранительных органов, других организаций осуществил проведение специальных учебных курсов руководителей и должностных лиц, принимающих участие в аварийно-спасательных работах с учетом названных аварийных планов. Во главу угла поставлены вопросы руководства, взаимодействия, координации и связи. Состоялось до 30 таких курсов. Контингент слушателей: сменные начальники аэропортов и авиакомпаний, руководители полетов и ст. диспетчеры УВД, начальники и их сменные заместители СПАСОП, САБ, служб организации грузовых и пассажирских перевозок, аэродромных служб, ИАС (АТБ), инспекцией по безопасности полетов, производств, медсанчастей, других подразделений и организаций ГА, представителей заинтересованных ведомств.

Изучая структуру и содержание типового Аварийного плана на примере Аварийного плана ОАО МАШ, слушатели получали консультации для составления или доработки аварийных планов своих авиапредприятий на основе правовых актов ИКАО, ИАТА, других международных организаций ГА, национальных нормативно-технических документов с учетом местных условий и возможностей. Нормативно-технические документы, правовые вопросы излагали специалисты-юристы ГСГА РФ и других ведомств; психологические аспекты: предотвращение паники, ведение переговоров и др. - психологи и психиатры, в частности, из Института им. Сербского. При рассмотрении потенциальных угроз гражданской авиации слушатели, еще до трагических событий 11 сентября прошлого года получали основные сведения о превентивных (напр. по средствам обнаружения) и ответных мерах при актах незаконного вмешательства в деятельность ГА, связанных с использованием биологического, а также химического (ВСД), ядерного оружия (расщепляющихся материалов, ионизирующих излучений).

При изложении проблемы опасных и конфликтных пассажиров, слушатели получали представление о возможности заблаговременного выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы, в т.ч. фанатиков-самоубийц, психически неполноценных лиц и т.п. с помощью методов невербальной коммуникации, нейролингвистического программирования, профайлинга, PR-технологий и т.д.

При отработке навыков безопасного обращения с опасными предметами и веществами слушатели не только на мониторах РТИ (интроскопах), но и визуально знакомились с образцами (макетами, учебно-разрезными наглядными пособиями) штатных и самодельных взрывных устройств, опасных веществ, агрессивных сред. Кстати только в центре «АБИНТЕХ» в специальном курсе, учебная программа которого утверждена Госгортехнадзором «Обнаружение и локализация опасных предметов и веществ» слушатели работают на полигоне со взрывчатыми материалами с их подрывом при соблюдении всех мер безопасности под наблюдением опытных инструкторов. На наш взгляд, целесообразно, чтобы в каждой смене каждой службы был сотрудник, знающий правила безопасного обращения с опасными предметами, умеющий до прибытия специалистов произвести в необходимых случаях соответствующие манипуляции по снижению поражающего действия опасных предметов без проведения взрывных работ.

По заключению представителей ИКАО, проводивших еще в 1994г. учебные курсы на базе центра «АБИНТЕХ» (впервые в Европе) лабораторная база Центра в этой части является лучшей в мире. Такого же мнения придерживались специалисты Тренировочного центра FAA в Оклахома-сити, Учебного центра Aviation Defence Internationale в Лондоне, в чем мы могли и сами убедиться.

При обучении используется компьютерный тренажер «Студент-1» для распознавания опасных предметов, разработанный в Центре «АБИНТЕХ». Тренажер по своим функциональным возможностям не уступает таким известным образцам, как «TNT» и «Safe passage», но на два порядка дешевле. Наш тренажер состоит из двух частей: программы и базы изображений. Система проста и функциональна. Для управления используется стандартная клавиатура и «мышь» или даже джойстик. Клавиатура РТИ при этом выносится на панель управления на экран монитора. Имеются три режима работы: «Визуальный», «Учебный» и «Тест». С компьютерным тренажером состыкован медиапроектор, с помощью которого образы из банка данных выводятся на экран.

Во многих учебных курсах используется одна из Типовых учебно-методических разработок ТУМР STP-123 ИКАО по кризисным ситуациям. Эта разработка, безусловно, как и другие, сослужила свою службу. Но нами создан комплексный отечественный курс для руководителей, один из модулей которого посвящен урегулированию кризисных ситуаций.

На последних занятиях по изучению Аварийного плана аэропорта началось опробывание модульного подхода в организации обучения так, как это сделано в учебных курсах ИКАО, но без сочетания в некоторой степени присущих этим курсам излишней академичности с рядом упрощений и с материалом, не всегда соответствующем нашей российской действительности и специфике. Например каждая типовая учебно-методическая разработка по авиационной безопасности посвящена отдельному, хотя и важному, вопросу из многоплановой деятельности САБ. В российских условиях специалисту по АБ, несмотря на четкую должностную инструкцию, приходится заниматься различными сторонами деятельности АБ, или, по крайней мере, представлять себе эти стороны. У нас еще недостаточно сил и средств, да и наш менталитет не таков, чтобы «по полочкам» все разложить, чтобы «каждое лыко было в строку». Это было бы неплохо, но в наших условиях это нереально. К тому же маловероятно, чтобы один и тот же специалист, как правило руководитель, прошел обучение по всем Типовым учебно-методическим разработкам (ТУМР) ИКАО. Что лучше с учетом недостатка времени и средств, обучение определенного контингента сотрудников АБ (предполетный досмотр, охрана, перронный контроль и др.) с учетом комплексности задач, решаемых САБ, или углубленное изучение отдельного направления в деятельности САБ так, как это осуществлено в ТУМРах ИКАО? Безусловно, подпись Генерального секретаря ИКАО весьма престижна, однако мы пошли по пути комплексного подхода к обучению, опираясь, в том числе, и на ТУМРы ИКАО.

При разработке модулей отечественных ТУМРов исходили из того, что методологической основой модульного обучения вообще должна стать реализация современной парадигмы (конструкции) системы дополнительного профессионального образования в области безопасности гражданской авиации, в основе которой - знание и умение оперативно и слаженно взаимодействовать в чрезвычайной ситуациях. Эта система должна обладать следующими качествами: гибкостью к изменениям; ориентацией на существующий спрос и индивидуализацией обучения согласно склонностям слушателей; ориентацией на последние достижения науки и техники; эффективностью методов, технологий и средств обучения; мобильностью, позволяющей быстро увеличить масштабы обучения в необходимых направлениях соответственно ожидаемым методам и особенностям предстоящих терактов.

В широком смысле, модуль - это часть целого в системе обучения, четко определенная функциональными свойствами. В узком - учебная единица, включающая материалы, которые необходимо изучить; описание действий, направленных на овладение конкретными знаниями, навыками и умениями; тесты контроля и самоконтроля.

В целом, обучающий модуль, как считает Ю.Н.Самолаев, известный специалист в области таможенного контроля, это информационная структурологическая система, предназначенная для решения задач обучения с заданным уровнем и объемом знаний.

С позиции системного подхода общая методология процесса модульного обучения должна обладать необходимой инвариантностью (универсальностью). Инвариантность обеспечивает возможность применения единых подходов для нескольких групп специализаций в области безопасности и задач их деятельности.

Отличительные особенности модульной технологии обучения связаны с тем, что содержание обучения здесь представляется в логически законченных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Важно, что эта цель предусматривает не только объем изучаемого материала, но и уровень его усвоения. Более того, каждый обучаемый получает указание от преподавателя (тьютора - организатора учебного процесса), где найти необходимый учебный материал и как его рационально использовать. Отказ от традиционной системы обучения существенно изменяет формы общения обучающих и обучаемых. Это общение осуществляется как через модули, так и путем индивидуального личного общения.

При модульной технологии обучаемый учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоению знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях. Сказанное апробируется в Международном аэропорту Шереметьево на учебных курсах Центра «АБИНТЕХ».
Традиционная модель обучения сотрудников служб безопасности в основном включает работу в классной комнате с учебно-методическими разработками, лекции преподавателей, просмотр видеопленок. ИКАО для изучения курсов Типовых учебно-методических разработок снабжает слайдами, для показа которых используется слайд-проектор, как правило карусельного типа. Эта модель в известной мере не соответствует требованиям сегодняшнего дня. При наличии медиа-проектора и компьютера с базой изображений, слайды со слайд-проектором вообще не нужны. В ОАО МАШ также осуществляется работа в учебных классах, но она не является основной формой передачи учебной информации. Для повышения эффективности обучения основной упор сделан на практические занятия, тренировки, деловые игры, в том числе ролевые, обсуждения-дискурсии. Человек усваивает и запоминает:

- 10% услышанного;

- 50% услышанного и увиденного;

- 70% того, что услышал, увидел и имеет возможность проговорить;

- 90% того, что услышал, увидел, проговорил и сам проделал.
Так на учебных курсах по специализации «Перронный контроль» слушатели с помощью опытных преподавателей и сотрудников АТБ ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» участвуют в реальном досмотре различных типов ВС, ищут спрятанные преподавателем макеты опасных предметов. По специализации «Предотвращение доступа в контролируемые зоны аэропорта» слушатели тренируются вначале на тренажерном комплексе «Электронный выстрел», а затем стреляют на стрельбище или в тире из служебного или боевого оружия. По всем специализациям производится показ и тренировка в оказании первой (доврачебной) помощи и самопомощи на компьютерном тренажере «Робот-человек», с помощью которого демонстрируются угасание и восстановление функционирования жизненно-важных органов человека (с возможностью вывода на экран).

Особенно результативно, на наш взгляд, проходят тренировки по специализации «Пожарный-спасатель, водитель пожарной машины», где, в частности, демонстрируются все стадии пожаротушения, проникновение в салон ВС, в т.ч. при заклинившихся люках, эвакуация пассажиров, если необходимо, досмотр выгружаемого багажа.

По специализации «Руководители АСР и должностные лица, принимающие участие в АСР» проходят полномасштабные тренировки с участием сменных начальников аэровокзальных комплексов, сотрудников УВД с базой ЭРТОС, пожарных-спасателей СПАСОП, САБ со службой ВОХР, пункта экстремальной медицины и неотложной помощи Медсанчасти, Службы спецавтотранспорта, Аэродромной службы, Службы перевозок и других подразделений ОАО МАШ и «Аэрофлота», Отдела спецназначения ЗАО «АэроМАШ-АБ», ЛУВД. В ряде случаев подключались Пограничный контроль, Таможня и все, кому необходимо было быть задействованными согласно Аварийному плану. Поскольку «беда не приходит одна» на тренировках повышенное внимание уделялось наложению (комбинации) неблагоприятных событий. Так например при проведении тренировки в последних числах декабря ушедшего года «Угроза применения взрывного устройства на ВС» во время эвакуации пассажиров, выгрузки с досмотром ручной клади и багажа на специально отведенной стоянке для ВС «произошло срабатывание взрывного устройства, возник пожар». Такое развитие событий потребовало особенно тесного взаимодействия САБ и СПАСОП аэропорта, САБ «Аэрофлота», других подразделений, служб, организаций. На тренировке в декабре 2001 года присутствовали слушатели Центра «АБИНТЕХ» в число которых входили 12 сменных начальников российских аэропортов, начальники и их заместители САБ, СПАСОП, других служб авиакомпаний и аэропортов - службы аэродромные, перевозок и др. Тренировка удалась, хотя неувязок и замечаний было более чем достаточно. На то и тренировка! В начале все собрались в учебном классе СПАСОП ОАО МАШ, где был зачитан План проведения тренировки. Затем прошла сама тренировка и произведен ее разбор на действующем макете аэропорта. Отдельные стадии тренировки изображены на приведенных фотографиях.

Особыми проблемами являются перевозка, хранение, особенно, предотвращение инцидентов с опасными грузами, загрузка ВС с центровкой грузов, доставка бортпитания, пассажиров от мест регистрации, оказание помощи при разгрузке ВС сотрудниками, проезжающими мимо (бывает и такое) и т.д. и т.п. Это проблемы «стыковые», не только перевозчиков, но и других служб аэропорта, авиакомпаний, прежде всего САБ. Возможно в каждой службе должен быть «открытый» нештатный сотрудник САБ, обычно выполняющий обязанности присущие службе, в которой он работает. Наиболее подробно, практически во всех учебных курсах, рассматриваются вопросы предотвращения инцидентов с опасными грузами. Эти инциденты могут происходить далеко не вследствие прямого диверсионного акта, саботажа, а благодаря бездействию, халатности, отсутствию должного контроля. При этом преподаватели рассказывают какие бывают опасные грузы, правила обращения с ними, об их маркировке, об обнаружении добавок во вновь производимые пластические ВВ.

Итак, Международный аэропорт Шереметьево, авиакомпания «Аэрофлот - Российские авиалинии», опираясь на Центр «АБИНТЕХ» при обучении сотрудников САБ и других контингентов особое внимание уделяют превентивным мерам при подаче материала об обеспечении безопасности на воздушном транспорте, урегулировании кризисных ситуаций с учетом комбинаций неблагоприятных (критических) событий, использованию компьютерных тренажеров, практике и тренировкам в натурных условиях и на действующем макете аэропорта, деловым играм, обсуждениям с дискуссией.

Все это оказалось возможным благодаря взаимопониманию в решении актуальных задач обеспечения безопасности, тому, что Центр «АБИНТЕХ» при проведении обучения стал как бы частью Международного аэропорта Шереметьево и авиакомпании «Аэрофлот - Российские авиалинии» на основе взаимовыгодного сотрудничества при поддержке Департамента АБ и СОП, Департамента летных стандартов, других подразделений ГСГА МТ РФ, правоохранительных и контрольных органов на воздушном транспорте, других Российских, межгосударственных и международных организаций, прежде всего ИКАО.

За почти пятнадцатилетнюю деятельность научно-учебного Центра «АБИНТЕХ» в нем обучились много тысяч человек. Кроме сотрудников САБ, СПАСОП и др. контингентов ГА побывали на курсах Центра сотрудники правоохранительных и контрольных органов России из ФСО, ФСБ, МВД, Гостехкомиссии, Авиатранспортной прокуратуры, большинство организаций ГА от Калининграда до Владивостока, Камчатка и Курилы, весь Север и Юг России и, конечно, республики Средней Азии. В 1994году, как уже упоминалось, впервые в Европе на базе Центра «АБИНТЕХ» Международной организацией ИКАО были проведены учебные курсы STP-123/BASIC; кроме того, обучались представители гражданской авиации стран СНГ: Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Киргизии, Молдовы, Туркмении, из стран Балтии – Латвия и Литва.


ã «Гротек». Распространение и воспроизведение в любом виде только с письменного разрешения компании «Гротек»