Доклад за 2005 год Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Доклад за 2005 год Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана) - страница №1/3


Годичный доклад за 2005 год

Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана)

Азербайджанской Республики

"О состоянии обеспечения и защиты прав и свобод человека в Азербайджане"



(Краткий обзор)

Баку - 2006


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Содержание
Предисловие
Введение








Глава первая. Деятельность Уполномоченного в области защиты прав и свобод человека


1.1.

Защита гражданских и политических прав




1.2.

Защита экономических и социальных прав




1.3.

Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев




1.4.

Защита прав заключенных




1.5.

Защита прав военнослужащих




1.5.

Защита прав детей




1.5.

Защита прав женщин




1.5.

Защита прав престарелых





Глава вторая. Деятельность Уполномоченного в области правового просвещения, научной аналитики, сотрудничества со средствами массовой информации и общественностью, международных связей


2.1.

Просвещение в области прав человека




2.2.

Организация научно-аналитической работы





2.3.

Связи со средствами массовой информации и общественностью







2.3.1.

Связи со средствами массовой информации








2.3.2.

Связи с общественностью





2.4.

Международные связи





Выводы и рекомендации

Дополнения


Предисловие.

Права и свободы человека и гражданина относятся к самым святым ценностям в истории человечества.

Информация относительно решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц, поступившая в адрес Уполномоченного по правам человека Азербайджанской Республики (Омбудсмана), равно как и информация в СМИ, свидетельствует о том, что в нашей стране с каждым годом наблюдается прогресс в области уважения этих ценностей, другими словами, в области обеспечения гражданских, политических, социальных и культурных прав.

Однако, наряду с успехами в экономической и социальной сферах всё ещё имеется ряд недостатков, а также ряд проблем, которые беспокоят граждан и решение которых представляется важным. Причиной этому является бюрократический подход к решению задач, а также неточное исполнение законов некоторыми государственными чиновниками, что, в свою очередь, создает трудности на пути формировании в нашей стране правового государства и гражданского общества.

Для устранения этих недостатков и проблем от всех государственных учреждений и чиновников требуется непоколебимая воля и профессионализм, от общественности – понимание и реальная поддержка, а от граждан – активная деятельность во имя собственных прав и свобод и законных интересов, а также ответственное отношение к своим обязанностям.

В данном годичном докладе был проведён анализ основных направлений деятельности Уполномоченного в 2005-ом году, а также обобщён опыт становления и развития этого института. Отзывы, предложения и рекомендации Уполномоченного были основаны на проверке поступивших обращений, в том числе заявлений, предложений и жалоб, на проведенных Уполномоченным осмотрах учреждений по отбыванию наказаний, следственных изоляторов, мест временного содержания, на базе информации, полученной во время встреч в воинских частях, детских домах, интернатах, в лагерях беженцев и вынужденных переселенцев, а также в объектах здравоохранения, социальной защиты населения, на обобщённом анализе информации в СМИ.

В докладе нашли своё отражение ситуация с обеспечением прав и свобод человека в стране и проблемы в этой области, а также меры, предпринятые Уполномоченным по восстановлению нарушенных прав и свобод человека; предложения, направленные на усовершенствование законодательства Азербайджанской Республики, а также на эффективное обеспечение защиты прав и свобод соответствующих групп населения, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, заключённых, а также на решение ряда социально-экономических проблем; образование и просвещение в области прав человека; отношения со средствами массовой информации и общественностью; а также вопросы международного сотрудничества.

Согласно статье 14 Конституционного Закона Азербайджанской Республики «Об Уполномоченном по правам человека (Омбудсмане) Азербайджанской Республики», данный годичный доклад был подготовлен Уполномоченным для представления Президенту Азербайджанской Республики и для выступления с этим докладом перед Милли Меджлисом Азербайджанской Республики. Доклад также будет направлен в Кабинет Министров, Конституционный Суд, Верховный Суд и Генеральному прокурору Азербайджанской Республики.


Эльмира Сулейманова

Уполномоченный по Правам Человека

(Омбудсман)

Азербайджанской Республики



В В Е Д Е Н И Е
Главной задачей нашей страны, смело продвигающей по пути становления демократического правового государства, живущего в условиях взаимопонимания и доверия в обществе и социального благосостояния, является обеспечение верховенства закона при строгом соблюдении Конституции Азербайджанской Республики, а также прав и свобод каждого человека, и в то же время – развитие демократии и демократических институтов.

В этом процессе определенную роль сыграл и институт Уполномоченного, закреплённый в Конституции Азербайджанской Республики и в международных договорах, к которым присоединилось наше государство. Этот институт был создан в целях защиты и надежного обеспечения прав человека, усовершенствования системы демократического управления, укрепления государственности, восстановления прав и свобод человека, нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления Азербайджанской Республики и должностными лицами; он является внесудебным органом правовой защиты.

Уполномоченный, не обладая какими-либо властными полномочиями, в действительности, за прошедшее время призвал к уважительному отношению к праву и законам тех чиновников, которые превышали свои должностные полномочия, подменяли правила государственного управления самоуправством, чем создали условия для нарушения прав и свобод человека, не соблюдали требования закона.

Согласно Конституционному Закону, деятельность Уполномоченного не ограничивает и не заменяет полномочия других государственных органов, обеспечивающих защиту прав человека, восстановление нарушенных прав и свобод. Вместе с тем, Уполномоченный не упускал возможности оказать влияние и помощь для совершенствования работы этих органов в указанной области, привлекал внимание к выявленным недостаткам и проблемам, в том числе к случаям, связанным с действием (бездействием) тех или иных государственных органов и должностных лиц. Таким образом, он способствовал более полному осуществлению прав человека.

Основная часть дел, связанных с восстановлением прав, состояла из письменных обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по почте, а рассмотрение этих обращений и ответы на них осуществлялись в рамках требований, установленных Конституционным Законом. Кроме того, граждане использовали и другие способы для того, чтобы довести свои обращения до сведения Уполномоченного. К этим способам относятся региональные центры Уполномоченного, «горячая линия» «Группы Быстрого Реагирования», прием обращений во время визитов сотрудников Аппарата Уполномоченного в учреждения отбывания наказания, в следственные изоляторы, в места временного содержания, во время встреч в воинских частях, детских домах, интернатах, в лагерях и поселках размещения беженцев и вынужденных переселенцев, объектах здравоохранения и других учреждениях социального назначения.

За указанный период количество обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, увеличилось по сравнению с предыдущими годами. За все время деятельности Уполномоченного в его адрес поступило 18 260 заявлений, в том числе за последние два месяца 2002 года – 794, в 2003 году – 3 706, в 2004 году – 6 300, в 2005 году – 7 460. Как видно, по отношению к 2004, в 2005 году поступило на 18% больше обращений.

Из обращений, поступающих в адрес Уполномоченного, 92,7% составляют жалобы, 7,1% – заявления. 0,2% – предложения.

38,2% указанных жалоб были связаны с нарушением гражданских и политических прав, 61,8% – экономических, социальных и культурных прав.

Согласно требований Конституционного Закона, Уполномоченным отказано в рассмотрении 51,6% жалоб следующим причинам: они не относились к его компетенции; истек годичный срок со дня нарушения прав заявителя; жалобы были анонимными; по вопросу, затронутому в жалобе, велось судебное производство; в повторно представленной жалобе отсутствовали новые данные, факты, или доказательства.

48,4% жалоб были приняты к рассмотрению.

Из указанных жалоб 44,1% были связаны с нарушением гражданских и политических прав, 55,9% - экономических, социальных и культурных прав.

В 58,4% этих жалоб не были выявлены случаи нарушений прав и свобод человека, в 37,1% случаев нарушения были выявлены.

Среди жалоб, принятых к производству, 25,8% были удовлетворены полностью, 5,9% - частично, а 5,4% не были удовлетворены.

Учитывая важность увеличения эффективности деятельности этого конституционного института, осуществляющего защиту прав человека, в годичном докладе были представлены обобщённый анализ ситуации с обеспечением прав и свобод в Азербайджане, результаты и рекомендации, связанные с приоритетными направлениями в этой области.




Глава I
Деятельность Уполномоченного

в сфере защиты прав и свобод человека.


    1. Защита гражданских и политических прав.


Каждый человек, находящийся на территории Азербайджанской Республики в законном порядке, может свободно передвигаться, выбирать место жительства и покинуть территорию Азербайджанской Республики. В адрес Уполномоченного поступило множество жалоб, связанных с чиновничьим произволом и волокитой в процессе выдачи удостоверений личности гражданам страны, обмена паспортов бывшего СССР, срок которых истекал, обеспечения граждан общегражданскими паспортами.

Указанные обстоятельства создавали препятствия для осуществления гражданами ряда прав и свобод, установленных Конституцией страны, и глубоко беспокоили Уполномоченного в 2005 году – в год проведения выборов в Милли Меджлис,.

Несмотря на внешне кажущуюся простоту вопроса, представляется очевидным, что при отсутствии удостоверения личности, люди практически не могут реализовать множество прав, предусмотренных Конституцией страны.

Наряду с гражданами, не имеющими регистрации по месту жительства в силу различных причин, в том числе и из-за наличия около миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, нерегулируемой миграции населения, граждане, имеющие постоянную регистрацию, также сталкивались с трудностями в получении удостоверений личности. Так, массовый характер приобрело в отделах регистрации и удостоверений личности органов полиции требование денег с граждан свыше размера государственной пошлины. В результате предвыборного мониторинга во многих районах было выявлено отсутствие удостоверений личности примерно у половины населения.

Верно и то, что перед выборами в результате деятельности МВД, а также напряжённой работы и организованности всех отделений полиции в городах и практически во всех населенных пунктах сельских районов, даже в отдалённых сёлах, проводилось определение группы крови и фотографированием на местах, и граждане, не имеющие удостоверение личности, в том числе члены малообеспеченных семей, старики, инвалиды, лежачие больные, практически 92-95 процентов населения в короткие сроки с высокой организованностью были обеспечены удостоверениями личности. Таким образом, серьёзно уменьшилось количество жалоб по этому поводу.

Была удовлетворена каждая из адресованных Уполномоченному жалоб с просьбой об оказании помощи в обеспечении удостоверением личности гражданина Азербайджанской Республики в связи с отсутствием постоянного места жительства, в результате чего восстанавливались нарушенные права. Так, в результате вмешательства Уполномоченного были в установленном порядке зарегистрированы по месту нахождения органа полиции и обеспечены удостоверениями личности заявители из города Баку: заявитель Г. (11-05), А. (3724-05) и Г. (5398-05) – Низаминским РУП, заявитель Ш. (2053-05) – Ясамальским РУП, заявитель С. из города Сумгаит – (1953-05) Сумгаитским ГУП, заявитель Г. (5008-05) из Апшеронского района – Апшеронским РОП. В связи с этим можно привести множество других примеров.

Имели место также случаи волокиты со стороны органов полиции в области регистрации граждан в их квартирах. Это в свою очередь помешало своевременному обеспечению граждан удостоверениями личности. После обращений Уполномоченного в соответствующие органы полиции многие жалобы в связи с этим были удовлетворены. Например, заявитель С. (1798-05) из города Баку, обратившись к Уполномоченному указал, что начальник Отдела регистрации и удостоверений личности Азизбековского РУП отказал в регистрации его невестки в квартире своего мужа. После обращения Уполномоченного эта женщина была зарегистрирована в этой квартире и обеспечена удостоверением личности.

Также были удовлетворены жалобы граждан, имевших постоянную регистрацию и сталкивавшихся с трудностями в получении удостоверений личности и в связи с этим обратившихся к Уполномоченному.



Неприкосновенность жилища является одной из гарантий уважения права неприкосновенности личной жизни. Вход в жилище вопреки воле проживающих там лиц возможен только в случаях, предусмотренных законом. Незаконный обыск в квартире и изъятие нарушают право на неприкосновенность жилища. Привлечение к ответственности лиц, виновных в этом, исключительно важно с точки зрения уважения и защиты прав человека. Заявитель М. (5598-05) из города Баку, обратившись к Уполномоченному, сообщил, что 19 июня 2005 года группой лиц было совершено нападение на его квартиру. Он также сообщил об оскорблении членов его семьи и о том, что обращения по этому поводу оказались безрезультатными. После обращения Уполномоченного в прокуратуру Ясамальского района уголовное дело по статье 132 Уголовного Кодекса, которое было возбуждено по ходатайству следователя Следственного отдела Ясамальского РУП Х.Искендерова на основании материалов, собранных по заявлению, а затем прекращено, было изучено в прокуратуре, постановление о прекращении производства по делу по причине необоснованности было отменено, был дан ряд указаний, и уголовное дело возвращено для дополнительного следствия в тот же отдел.

Правоохранительные органы должны осуществлять серьезные мероприятия в целях устранения проблем в области защиты права граждан на неприкосновенность жилища, а также не жалеть сил на пути защиты этого установленного Конституцией страны права.



Вопросы, связанные со свободой, защитой чести и достоинства, а также с правами задержанных, арестованных и обвиняемых в совершении преступления постоянно находятся в центре внимания общественности. Нарушение этих прав сотрудниками правоохранительных органов, обладающих полномочиями государственного принуждения, вызывает беспокойство.

За истекший период Уполномоченный с целью изучения ситуации с обеспечением прав и свобод человека, а также для проверки и рассмотрения информации о нарушении прав, отражённой в жалобах, средствах массовой информации, пользуясь данными ему Конституционным Законом полномочиями, регулярно осуществлял визиты в изоляторы временного содержания, в том числе в следственные изоляторы районных управлений и отделений полиции, а также Главного Управления по Борьбе с Организованной Преступностью.

В ходе этих визитов Уполномоченный встречался с содержащимися там лицами, выслушивал их предложения, заявления и жалобы, объяснял их права, знакомился с условиями содержания, возможностью доступа к услугам адвоката, питанием, с уровнем предоставляемых медицинских услуг, с документами, подтверждающими законность их содержания в этих местах; давал свои рекомендации, связанные с улучшением условий содержания. Во время указанных встреч эти лица часто сообщали об отсутствии жалоб по поводу условий содержания, о нормальном питании, о том, что по отношению к ним не применялись пытки и не допускалось бесчеловечное обращение.

В целом, в текущем году по всей стране в местах временного задержания были проведены работы по капитальному ремонту или перестройке, во многих изоляторах были выделены помещения для молитвы, были проведены серьёзные мероприятия с целью приведения условий содержания в этих местах в соответствие с европейскими стандартами.

Несмотря на то, что в большинстве случаях были созданы законные условия для визитов Уполномоченного или сотрудников его Аппарата в изоляторы временного содержания, в некоторых случаях начальники управлений, отделов и отделений полиции чинили этому препятствия.

Заявительница Б. (5832-05), обратившись к Уполномоченному, указала на необоснованное задержание и избиение мужа сотрудником Насиминского РУП. Во время визита Уполномоченного и сотрудника его Аппарата в изолятор временного содержания Насиминского РУП с целью расследования жалобы, начальник изолятора Т.Кязымов и находящийся в его подчинении сотрудник Д.Алиевым не создали условия для расследования. Несмотря на требование Уполномоченного предъявить документ, подтверждающий жалобу подозреваемого на здоровье во время его привода в изолятор, этот документ не был представлен. После обращения Уполномоченного в Министерство Внутренних Дел руководству Насиминского РУП было поручено обсудить действия начальника изолятора Т.Кязимова и сотрудника полиции Д.Алиева, связанные с тем, что они не создали необходимые условия для расследования и скрывали документ, подтверждающий наличие жалоб подозреваемого лица на здоровье во время его привода в изолятор, и осуществить безотлагательные мероприятия по применению административного наказания в их отношении. Также было дано поручение по созданию необходимых условий для ознакомления Уполномоченного и сотрудников его Аппарата с условиями содержания во время их визитов в изоляторы, и по устранению существующих недостатков.

С целью расследования поступившей в адрес Уполномоченного жалобы на незаконное задержание и пытки в отношении гражданина Р. в 22-ом отделении полиции Насиминского РУП, сотрудники Аппарата Уполномоченного побывали в отделении, в результате расследования было установлено, что гражданин Р. содержится в рабочем кабинете дознавателя. Во время беседы Р. заявил, что 1 апреля 2005 года, когда он гостил у друга, живущего в поселке Бинагади, он был задержан сотрудниками полиции, доставлен в отделение полиции и задержан там до утра. Во время проверки было выявлено, что протокол о задержании Р. составлен не был, а при осмотре регистрационной книги было установлено, что учёт лиц, доставляемых в отделение, не проводится, в связи с этим был составлен акт, но по указанию начальника отделения сотрудники полиции отказались подписать его.

26 апреля 2005 года во время посещения 31-го отделения полиции Сураханского района сотрудники Аппарата Уполномоченного обратились к начальнику отделения Адылю Садыхову с требованием создать условия для встречи с гражданином, задержанным 25 апреля 2005 года, и для ознакомления с документами, обосновывающими его задержание, однако тот в своем рабочем кабинете, в присутствии заместителя прокурора Сураханского района Азера Мустафаева напрочь отказался создать условия для этого.

Наряду с отмеченным были выявлены также случаи, когда начальники отделений и управлений полиции городов и районов, превышая свои полномочия, давали противозаконные указания о задержании лица свыше предусмотренного срока. Таки случаи встречались, например, в Насиминском РУП.

Регулярно посещая места временного содержания, Уполномоченный выявил тот факт, что в изоляторе временного содержания Джалилабадского Районного Отделении Полиции содержалось больше лиц, чем это предусмотрено в нормах, а также то, что в Джалилабадском, Геранбойском и некоторых других районах обвиняемые содержались в одном помещении с лицами, арестованными в административном порядке; в соответствующих случаях Уполномоченный представлял свои замечания начальникам полицейских отделений и прокурорам районов, требовал срочного устранения этих нарушений закона, а также время уведомлял об этом Министра Внутренних Дел.

Уполномоченный регулярно доводил свое мнение, рассуждения, замечания и предложения о тех или иных нарушениях закона и недостатках до сведения начальников отделений и управлений полиции, а также Генеральной Прокуратуры Азербайджанской Республики и Министерства Внутренних Дел, в результате были приняты соответствующие меры по их устранению и наказанию виновных лиц.

Встретившись во временном изоляторе Главного Управления по Борьбе с Организованной Преступностью с семью жителями Нардарана, обвинявшимися в связи с событиями 25 января 2005 года, Уполномоченный побеседовал с каждым из них в отдельности. Задержанные лица заявили о том, что в период содержания под стражей в отношении них не применялось насилие и унижающее человеческое достоинство обращение, а также об отсутствии жалоб на условия содержания. Уполномоченный встретился также с членами их семей.

Уполномоченный также неоднократно посещал следственные изоляторы.

Встретившись с академиком Э.Салаевым, с бывшими министрами здравоохранения и экономического развития, а также иными лицами, содержащимся в следственном изоляторе Министерства Национальной Безопасности, Уполномоченный близко ознакомился с условиями их содержания. Во время личной беседы эти лица заявили об отсутствии недовольства условиями содержания. Обратившись к Генеральному Прокурору Азербайджанской Республики, Уполномоченный попросил оказать содействие в изменении меры пресечения в виде ареста, избранной в отношении Е.Салаева.

Уполномоченный держал под постоянным контролем ситуацию с председателем молодёжной организации «Yeni Fikir» Руланом Баширли, встретился с ним в 1-ом изоляторе Министерства Юстиции, ознакомился с условиями содержания, содействовал в проведении медицинского осмотра Р.Баширли, заявившего о необходимости лечения, а также его переводу в медицинскую часть для стационарного лечения. В то же время Уполномоченный встретился с заместителем председателя организации Рамином Тагиевым, содержащимся в том же изоляторе. Они оба заявили об отсутствии жалоб на условия содержания, на отношение сотрудников изолятора.

С момента восстановления Азербайджаном своей независимости в стране воцарилась религиозная терпимость. Представители различных конфессий и течений в нашей республике строят свои отношения на принципах взаимного уважения.

Наряду с отмеченным, вызывают беспокойство некоторые случаи. К примеру, как в Баку, так и в других местах страны, привлечение школьников к выполнению религиозных обрядов, к деятельности различных религиозных сект создаёт условие для нарушения требований законодательства страны в этой области, а также для воспитания детей в противоречии с национально-нравственными ценностями.

Ввоз в страну и распространение некоторыми религиозными организациями и общинами книг, способствующих возникновению религиозного конфликта, служит установлению нестабильной обстановки в обществе.

Преподавание религии в школах уже обозначается как проблема. Так, в специальном институте, создание которого планируется при Совете Европы, предусматривается подготовка специалистов по преподаванию религии в школах. Наша страна, являющаяся членом Совета Европы, также должна быть готова к этому процессу.



У каждого человека есть право свободно собираться с другими людьми, а также, уведомив заранее соответствующие государственные органы, собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия, организовывать пикеты. Это право тесно связано со свободой самовыражения и свободой слова.

Известно, что в 2005 году, запомнившемся как год выборов в Милли Меджлис, был проведён ряд демонстраций и митингов. Необходимо с сожалением отметить, что неразрешенные акции не обошлись без противостояния. Главной причиной этому было проведение этих акций без разрешения вопреки требованиям законодательства.

Уполномоченный встретился в больницах с участниками митингов, пострадавшими от действий сотрудников полиции во время незаконных акций, связанных с выборами в Милли Меджлис Азербайджанской Республики 6 ноября 2005 года, а также с сотрудниками полиции, пострадавшими во время этих акций, также провёл встречи с участниками митингов, задержанными или арестованными во время этих акций, ознакомился с условиями их содержания и взял этот вопрос под контроль.

В связи с выявленными нарушениями Уполномоченный обратился в Министерство Внутренних Дел и отметил, что такие действия отрицательно влияют на авторитет, приобретенный нашим государством на международной арене, что недопустимость подобного поведения была отмечена также некоторыми послами и международными организациями в нашей стране, а также иностранными средствами массовой информации. Наряду с этим, Уполномоченный предложил провести серьезное расследование во имя обеспечения таких основных прав и свобод человека, как личная неприкосновенность, защита чести и достоинства, свобода собраний, свобода мысли и слова; осуществить проверку данных, распространенных в СМИ; реализовать мероприятия с целью наказать сотрудников полиции, без необходимости применивших силу.

Наряду с этим, во время проведения некоторых митингов случаи насилия отмечены не были.

Свобода прессы, плюрализм мысли в нашей стране являются наивысшими достижениями независимости.

В этот период Уполномоченный уделял важное место связям с общественностью и средствами массовой информации.

На круглом столе на тему «Национальный прогресс и наша пресса», посвящённом 130-летию азербайджанской национальной прессы и организованном 18 июля 2005 года в Аппарате Уполномоченного с участием представителей прессы и телевидения, состоялась широкая дискуссия по вопросам свободы прессы и ответственности перед обществом, достижений телевидения и радио и проблем, с которыми они сталкиваются.

Неоспорима роль представителей СМИ в освещении избирательного процесса. Уполномоченный, тесно сотрудничающий со СМИ, заявлял о том, что ощущается большая необходимость объективных выступлениях журналистов в ходе предвыборной агитации для обеспечения активного участия граждан в избирательной кампании; о том, что в материалах, опубликованных в печати или распространенных в СМИ, наряду с плюрализмом мысли, необходимо придерживаться объективного подхода, предоставлять обществу объективную информацию. Уполномоченный призвал СМИ во время освещения предвыборных процессов соблюдать объективность, уклоняться от распространения информации, которая может стать поводом для конфликта и разногласий, уделять большое место публикациям, способствующим развитию у населения избирательной культуры.

Вопрос защиты прав журналистов, вовлеченных в процесс освещения выборов, также был центре постоянного внимания Уполномоченного. Уполномоченный, считая недопустимым необоснованное применение силы по отношению к журналистам, выполняющим свой служебный долг по освещению акций, проводимых в связи с выборами, а также отмечая важность создания нормальных условий для выполнения любым журналистом служебных обязанностей, с сожалением отметил, что во время таких акций права некоторых представителей были нарушены, имели место случаи грубого обращения и необоснованного применения силы по отношению к журналистам, в том числе к сотрудникам газет «Зеркало», «Ени Мусават», «Айдынлыг», информационного агентства «Азадпресс», телеканала “ANS”. В связи с этим вопросом Уполномоченный обратился к Министру Внутренних Дел.

Уполномоченный обратился в Национальный Совет по Телерадио по поводу закрытия Шекинского бюро “ANS” и поднял вопрос о содействии в расследовании прекращения деятельности этого недавно созданного учреждения, в решении этого вопроса в рамках закона, в восстановлении деятельности бюро.

Уполномоченный поддерживает принцип терпимости к плюрализму мысли и убеждений в демократическом обществе, и уверен в том, что убийство главного редактора журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова будет раскрыто в самое ближайшее время.

Заслуживает внимания и государственная поддержка, направленная на решение экономических проблем прессы. В связи с этим заслуживает одобрения известный указ президента «Об оплате задолженностей газет издательству «Азербайджан», имевшихся на 31 декабря 2001 года».



Выборы имеют большое значение в общественно-политической жизни государства. Именно посредством демократических и честных выборов формируются представительские органы государственной власти и местного самоуправления.

В центре внимания Уполномоченного находились и вопросы защиты избирательного права, являющегося одним из фундаментальных прав граждан, в том числе и вопросы, связанные с выборами в Милли Меджлис, прошедшими 6 ноября 2005 года.

Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об усовершенствовании избирательной практики в Азербайджанской Республике» от 11 мая 2005 года и Распоряжение президента «О неотложных мерах, связанных с подготовкой и проведением выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики» от 25 октября 2005 года, направленное на повышение эффективности мер в области усовершенствования избирательной практики, имеют особое значение в обеспечении избирательного права граждан. С учетом этого была проведена широкая просветительская работа в целях предотвращения возможных нарушений закона в период подготовки к выборам и в день голосования, проведения выборов в Милли Меджлис в полном соответствии с Избирательным кодексом, обеспечения надлежащего выполнения органами исполнительной власти возложенных на них обязанностей в этой области.

С целью содействия проведению свободных и прозрачных выборов, Уполномоченный и сотрудники его аппарата организовывали просветительские мероприятия в различных районах республики, местах размещения беженцев и вынужденный переселенцев, следственных изоляторах и пенитенциарных учреждениях. Уполномоченным была также подготовлена памятка «Ваше избирательное право», в которую вошли нормативно-правовые акты, охватывающие избирательное право, порядок голосования, права и обязанности избирателей, вопросы участия журналистов в выборах. Данная памятка распространялась на организованных Уполномоченным мероприятиях.

С целью изучения состояния подготовки к выборам, в сентябре-октябре Уполномоченный, совместно с сотрудниками Министерства Внутренних Дел и Центральной Избирательной Комиссии, организовал региональные семинары-совещания в городах Губа, Джалилабад, Сумгайыт, Шеки, Сабирабад, Ахсу и Гянджа с охватом прилегающих к ним 52 районов. В этих мероприятиях приняли участие председатели окружных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий районов, территория которых была оккупирована, представители местных исполнительных властей, председатели городских муниципалитетов, руководящие работники органов полиции, прокуратуры и судов. На семинарах были подробно обсуждены вопросы подготовки к выборам, председатели окружных избирательных комиссий, представители местных исполнительных властей и правоохранительных органов предоставили информацию о проделанной в этой области работе.

Во всех регионах, где проводились зональные семинары-совещания, в том числе и в поселках вынужденных переселенцев, Уполномоченный осуществлял мониторинг выполнения известных распоряжений президента, знакомился с состоянием ситуацией в области обеспечения избирательных прав граждан, уточнения избирательных списков, выдачи избирательных удостоверений, обеспечения населения удостоверениями личности. Уполномоченный также проводил осмотр зданий окружных и участковый избирательных комиссий, давал различные рекомендации в ходе встреч, отвечал на заданные вопросы, обсуждал возникшие проблемы и пути их преодоления.

Уполномоченный предложил выделить значительное время для пропаганды политической культуры в прессе и на телевидении, создать для всех равные возможности, проводить с местными органами исполнительной власти и муниципалитетами совместные мероприятия по пропаганде избирательного законодательства.

Во время выборов в Милли Меджлис, прошедших 6 ноября 2005 года, Уполномоченный и сотрудники его аппарата в качестве независимых наблюдателей отслеживали процесс голосования на 86 участках 46-ти избирательных округов по всей стране. Они также наблюдали за выборами на нескольких участках в 18-ти воинских частях, в 10-ти пенитенциарных учреждениях, а также на различных участках, где голосовали вынужденные переселенцы. В результате наблюдения следует отметить прогресс, поскольку выборы проводились прозрачно, в честных условиях и в соответствии с законом. Были созданы условия для того, чтобы граждане могли сделать независимый выбор, а наблюдатели могли свободно наблюдать за выборами. В ходе выборов применялась процедура маркирования пальцев особыми чернилами, были созданы необходимые условия для проведения «экзит пола».

В связи с фактами, выявленными в результате наблюдения за процессом голосования во время выборов, Уполномоченный незамедлительно обращался в окружные избирательные комиссии и ЦИК с предложением принять в отношении лиц, нарушивших требования Избирательного Кодекса, установленные законодательством меры.

Жалобы от избирателей и кандидатов в депутаты, поступавшие во время избирательного процесса в адрес Уполномоченного, проверялись в установленном законом порядке посредством Центральной Избирательной Комиссии. Подавляющее большинство жалоб поступило в период подготовки к выборам. Эти жалобы, в основном, были связаны с задержками с выдачей удостоверений личности и избирательных удостоверений, составлением избирательных списков. Для устранения этих проблем до выборов были предприняты многочисленные меры.

Как известно, в ходе проверки результатов выборов Центральная Избирательная Комиссия отменила результаты голосования в 4-х округах, а Конституционный Суд – еще в 6-и округах, где будут проведены повторные выборы.

К слову, в связи с невыполнением распоряжений Президента Азербайджанской Республики от 11 мая и 25 октября 2005 года, а также в связи с вмешательством в процесс подсчета голосов во время выборов в Милли Меджлис, прошедших 6 ноября, от занимаемых должностей были освобождены глава исполнительной власти Сураханского района города Баку Н.Т.Мехтиев, глава исполнительной власти Сабирабадского района А.И.Мамедов и глава исполнительной власти Загатальского района В.Н.Рагимов.

В заключительном отчете Бюро по Демократическим Институтам и Правам Человека ОБСЕ о выборах в Милли Меджлис, было отмечено, что выборы в целом прошли в демократической обстановке. В то же время в отчете было указано на имевшие место недостатки.

Все недостатки, выявленные во время выборов, должны быть еще раз проанализированы. Необходимо принять соответствующие меры для того, чтобы эти недостатки не повторились в будущем. Наряду с серьезной проверкой каждого установленного факта, должен проводиться их соответствующий анализ с точки зрения совершенствования избирательного процесса и обеспечения избирательного права граждан. Результаты данного анализа должны быть приняты во внимание.

В целом, парламентские выборы 2005 года следует расценивать как еще один успешный шаг Азербайджанской Республики на пути построения правового демократического государства, обеспечения прав человека, дальнейшей демократизации нашего общества, развития управления, национального законодательства и избирательных технологий, укрепления Азербайджанского государства. Следует сделать соответствующие выводы для того, чтобы имевшие место недостатки не повторились 13 мая 2006 года во время повторных выборов в Милли Меджлис. Уполномоченный выражает уверенность в том, что новый состав Центральной Избирательной Комиссии предпримет надлежащие меры для того, чтобы недостатки, наблюдавшиеся 6 ноября 2005 года во время выборов в Милли Меджлис, не повторились.

Граждане имеют право лично обращаться, а также направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения в государственные органы.

Несмотря на серьезные подвижки в области обеспечения права граждан на обращение, ситуация все еще остается сложной. Некоторые чиновники в недостаточной степени соблюдают положения конституции и соответствующего законодательства страны, в том числе и поручение Президента Азербайджанской Республики по обеспечению своевременного приема граждан, рассмотрения их обращений, заявлений и жалоб и удовлетворению правомерных требований, данное главам центральных и местных исполнительный властей в 7-м пункте Указа «О мерах по ускорению социально-экономического развития в Азербайджанской Республике» от 24 ноября 2003 года.

С чувством сожаления следует отметить, что многие должностные лица и государственные служащие не соблюдают данные положения закона, чем вызывают недовольство граждан, из-за чего они обращаются в различные государственные органы и теряют доверие и уважение к законам.

Зачастую сталкиваясь с волокитой, недобросовестностью и безразличием в местных органах исполнительной власти, люди вынуждены направляться в столицу. При этом они испытывают как с физические, так и с материальные трудности. Сельское население, сталкивающееся с проблемами в результате пренебрежительного обращения и самоуправства ряда чиновников на местах, вынуждено обращаться даже к президенту страны.

С сожалением следует отметить, что в ряде случаев и Уполномоченный, принимая меры для восстановления нарушенных прав человека, сталкивается с чиновничьим произволом, пренебрежительным отношение, предоставлением формальных ответов или не соответствующей действительности информации. За истекший период не только непрофессиональное отношение ряда должностных лиц к своим обязанностям, но также и их пренебрежительное отношение к запросам Уполномоченного, поверхностные ответы на его запросы, направление ответов с опозданием или оставление запросов вообще без ответа приводили к грубому нарушению требований Конституционного Закона. Тем самым создавались препятствия для осуществления Омбудсманом своих полномочий, а также возникала ситуация, когда права заявителя продолжали нарушаться, поскольку процесс по разбирательству в связи с нарушенными правами заявителя затягивался.

Помимо этого, иногда имели место случаи, когда чиновники, распространяя клевету в отношении Уполномоченного, пытались принизить его авторитет. К примеру, 1 октября 2005 года, после встречи в городе Джалилабад, связанной с подготовкой к выборам в Милли Меджлис, к Уполномоченному обратился гражданин М., который сообщил, что он его неоднократно незаконно задерживали и содержали в районном отделе полиции. Он также сообщил, что сотрудник отдела полиции Ибрагим Ибишов выдвигал в отношении него обвинения, каждый раз требуя взятку. После этого несколько жителей района обратились в Генеральную Прокуратуру, министерства Внутренних Дел и Национальной Безопасности и сообщили, что М. сам является преступником и что Уполномоченный защищает его и даже покровительствует ему. Принимая во внимание тот факт, что подготовленное близким родственником И.Ибишова и подписанное несколькими лицами обращение носит полностью клеветнический характер и имеет целью бросить тень на деятельность Уполномоченного и скрыть незаконные действия сотрудника местных органов полиции, Уполномоченный поручил прокурору Джалилабадского района провести проверку по данному делу, а также обратился в МВД. Однако с сожалением необходимо отметить, что даже в связи с клеветой в отношении Уполномоченного никто не был наказан. Данные факты служат причиной для новый незаконный деяний.

В 2005 году поступило 1282 жалобы (18,5%), связанные с судебными органами (в том числе на Шекинский районный суд была подана 31 жалоба, на Джалилабадский – 25, Губинский – 24, Бинагадинский – 30, Гарадагский – 37, Ясамальский – 41, Наримановский – 29, Сураханинский – 32 и т.д.); 408 жалоб (5,8 %) было связано с неисполнением судебных решений (в том числе на судебных надзирателей и судебных исполнителей Бинагадинского района было подано 26 жалоб, Ясамальского района – 21, Низаминского района 25, Сураханинского района – 17, Наримановского района – 16, Сабунчинского – 16, Шеки – 13, Губы – 9 и т.д.); 1210 жалоб (17,5%) было связано с местными органами исполнительной власти (в том числе из Джалилабада поступило 266 жалоб, из Шеки – 262, их Гянджи -247, из Сумгайыта – 201, из Ленкарани – 161, из Астары – 120, из Лерика – 107, из Гедабекского района – 105 и т.д.); 764 жалобы (11%) были связаны с органами полиции (в том числе на ГУП Гянджи поступило 29 жалоб, Джалилабада – 26, Хачмаза – 16, Сумгайыта – 23, Гарадага – 31, Насиминского района – 30, Хатаинского района – 32, Сураханинского РУП – 25 и т.д.); 319 жалоб (4,6%) было связано с органами прокуратуры.

Следует отметить, что в 2005 году часть направленных Уполномоченным в различные государственные органы запросов осталась без ответа. Так, в 2005 году 19 запросов, направленных в органы полиции (Джалилабада, Хачмаза, Ханлара, Гянджи и т.д.), 20 запросов, направленных в органы прокуратуры (Бинагадинского, Сабунчинского, Гусараского районов и т.д.), 27 запросов, направленных в суды (Бинагадинского и Сураханинского района, Шеки, Геранбоя и т.д.), 14 запросов, направленных в Министерство Обороны, 35 запросов, направленных в органы юстиции (в том числе, в отделения судебных надзирателей и судебных исполнителей Наримановского, Губинского, Ярдымлинского, Ханларского районов, Сумгайыта и т.д.) остались без ответа.

Также в 2005 году на 57 запросов, направленных в местные органы исполнительной власти, 53 запроса, направленных в органы прокуратуры, 56 запросов, направленных в органы юстиции, 21 запрос, направленный в органы полиции, 23 запроса, направленных в суды, 10 запросов, направленных в Министерство Обороны ответы поступили со значительной задержкой, что демонстрирует уровень исполнительской дисциплины в данных государственных органах.

Судебная система должна выступать в роли основного правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Важным атрибутом правового государства является независимый, свободный от любого воздействия и давления суд, являющийся гарантом законности и справедливости.

В области увеличения эффективности правосудия и устранения выявленных недостатков был предпринят ряд важных мероприятий, которые продолжаются и в настоящее время. Так, были предприняты важные шаги по организации судебной системы путем совершенствования работы судов, по подбору кандидатов на вакантные места судей, по оценке деятельности судей или привлечению их к дисциплинарной ответственности.

На проводящихся регулярно заседаниях Судебно-Правового Совета, наряду с вышеуказанными мерами, было возбуждено дисциплинарное производство и проведено расследование в отношении 24 судей. Ряду судей, в том числе и судье Наримановского районного суда Л.Мавриной был вынесен выговор, были наказаны несколько судей, нарушивший трудовую и исполнительскую дисциплину. Были также прекращены полномочия судьи Низаминского районного суда Вилаята Надирова.

За прошедший период Уполномоченный старался развить сотрудничество с судами в направлении обеспечения права на судебное обеспечение прав и свобод граждан.

Согласно статье 1.3 Конституционного Закона, проверка деятельности судей Азербайджанской Республики не входит в компетенцию Уполномоченного. Однако, согласно статье 1.6 данного закона, Уполномоченный имеет право рассматривать жалобы о нарушении прав человека, связанные с волокитой, утратой и несвоевременной выдачей документов в судах, а также с затягиванием исполнения судебных решений.

Анализ многочисленных жалоб на нарушение права на судебное обеспечение прав и свобод, поступивших в адрес Уполномоченного, показывает, что в данной области все еще имеется ряд проблем. Граждане, в основном, жалуются на волокиту; на несвоевременную выдачу копий судебных решений; на отказ вручить лицам, участвующим в деле, уведомление о месте и времени судебного заседания или вручение им такого уведомления с опозданием; на отказ направить апелляционную или кассационную жалобу по подведомственности в суд вышестоящей инстанции или неуведомление сторон об отказе в принятии жалобы; на отказ, по разным причинам, принять исковые заявления или встречные исковые заявления, апелляционные жалобы; на отказ предоставить обоснованное определение при возвращении искового заявления; на оставление без ответа направленных в суд обращений; на неисполнение судебных решений.

Проанализировав и обобщив затронутые в жалобах проблемы, Уполномоченный обратился в Верховный Суд, после чего был предпринят ряд организационных мер: на входе в суд был вывешена доска объявлений, на которой для ознакомления граждан был размещен список дел, подлежащих рассмотрению коллегиями Верховного Суда, а также график приема граждан председателем Верховного суда и его заместителями. Была обеспечена беспрепятственная запись граждан на прием, в результате чего были решены некоторые вопросы, послужившие причиной волокиты в отношении заявителей.

Вынесение судом двух противоречащих друг другу решение неприемлемо настолько же, насколько и удивительно. К примеру, судье Геранбойского районного суда Э.Асланову, вынесшему в отношении заявителя М. (1099-05) из Геранбойского района в один и тот же день два расходящихся друг с другом решения, решением Дисциплинарной комиссии Верховного Суда был объявлен выговор.

Большинство заявителей жалуются на отказ выдать или выслать им судебные решения. Заявители А. (190-05), Г. (1367-05), Г. (3728-05) из города Баку жалуются на то, что им не были высланы копии решений Апелляционного суда, заявителям А. (2088-05) и А. (4204-05) не были высланы копии решений Ясамальского районного суда, заявителю И. (116-05) – Наримановского районного суда, заявителю А. (2009-05) – Астаринского районного суда, заявителю A. (2464-05) – Шекинского районного суда, заявителю Г. (3460-05) из города Сумгайыт – Верховного Суда. Это правонарушение по отношению к ним было устранено после вмешательства Уполномоченного.

Анализ связанных с судами жалоб показывает, что среди них большое количество составляют жалобы на несвоевременную выдачу копий судебных решений или отказ предоставить копию решения, на связанные с этим факты волокиты. Наряду с нарушением судебного обеспечения прав и свобод граждан, а также права на обращение в суд, этим нарушается и ряд других прав.

Анализ связанных с судами жалоб демонстрирует, что правовая безграмотность определенной части населения и незнание собственных прав не дают возможность восстановить нарушенные права. К примеру, заявитель А. (3915-05), обратившись к Уполномоченному, сообщил, что Апшеронский районный суд не принял его исковое заявление по имущественному спору. После обращения Уполномоченного в заявление были внесены соответствующие изменения и оно было принято к производству.

Неуведомление сторон о месте и времени проведения судебного заседания не дает им возможность правильно построить защиту по делу и защитить себя от возможных судебных ошибок. В ряде случаев вызов на судебное заседание направлялся стороне в день заседания или после него. Некоторые судьи, незаинтересованные в участие другой стороны в судебном заседании, к сожалению, отдают предпочтение такому «порядку» ведения дел.

Заявитель Г. из Тертерского района (5364-05), обратившись к Уполномоченному, сообщил о том, что, несмотря на его обращение в Ходжалинский районный суд по поводу устранения неточности, допущенной в постановлении этого же суда, никакие меры предприняты не были. Он также сообщил, что его жалоба на данное постановление не была направлена в Апелляционный Суд. В ответ на обращение Уполномоченного сообщалось, что неточность в постановлении была допущена по технической причине, что в приобщенном к материалам дела рукописном тексте постановления, составленном судьей в совещательной комнате, подобной ошибки не было, и что в будущем при исполнении постановления за основу будут приняты информация и цифры, указанные в рукописном тексте постановления. Также сообщалось, что жалоба заявителя была направлена в Апелляционный Суд. Ответ суда, согласно которому техническая ошибка была допущена только в экземпляре, переданном гражданину, вызывает большое удивление, поскольку текст решения, как правило, готовится при помощи современных технических средств, все его экземпляры бывают идентичными и после их оглашения в судебном заседании они подписываются, на них ставится печать и они приобщаются к делу. Вызывает сожаление тот факт, что невозможно сравнить приобщенный к делу текст решения с копией, выданной гражданину. При этом, с такими техническими ошибками можно часто встретиться в судебных решениях.


следующая страница >>