Доклад. Исследовательский проект «Волшебный смычок» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследование исследовательский проект «о великий, могучий, правдивый... 1 171.2kb.
Билялова Елена Николаевна 1 172.46kb.
Рекламно-техническое описание 1 81.6kb.
Номинация: Исследовательский проект «Азбука гостеприимства Тюменской... 1 42.71kb.
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. Н. Куратовой "Волшебный цветок" 1 54.69kb.
Исследовательский проект чипсы: лакомство или яд? Разработчики: 1 158.95kb.
Фотодокументов в формате jpeg научно-исследовательский проект «Человек... 1 305.78kb.
Советского района Саратовской области Исследовательский проект «Мое... 1 166.11kb.
Фотодокументов в формате jpeg научно-исследовательский проект «Человек... 2 766.87kb.
История школы исследовательский проект 2 472.15kb.
Доклад рсфср конституция проект ол'нгны. М.; Л.: Учпедгиз, 1938. 1 180.12kb.
Великий Пост – это время радости и надежды 7 806.78kb.
- 4 1234.94kb.
Доклад. Исследовательский проект «Волшебный смычок» - страница №1/1

Ружникова Елена Сергеевна

МБОУ ДОД Детская Школа Искусств города Нарьян-Мара

Доклад. Исследовательский проект «Волшебный смычок»

(первая ступень)

На базе Детской школы искусств города Нарьян – Мара был проведен исследовательский Проект «Волшебный смычок» - школа обучения взрослых игре на скрипке (первая ступень). Продолжительность Проекта – 6 месяцев.

Актуальность исследования проблемы обучения взрослых игре на скрипке состоит в том, что в нашей стране созданы Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, где обучают игре на скрипке детей, но нет аналогичных школ для взрослых. Существует мнение, что обучать игре на скрипке можно только в детском возрасте, так как после 12 – 13 лет человек с большим трудом осваивает сложные координированные движения. Однако, как показывает практика, желание, мотивация учиться игре на скрипке присуща не только детям, но и взрослым людям. Есть хорошая поговорка – «Учиться никогда не поздно – было бы желание». Скрипка – старинный музыкальный инструмент, звучание которого во все времена находило отклик в человеческой душе. У большинства из нас есть детская мечта по той или иной причине не осуществленная. Возможность обучаться игре на скрипке - это исполнение детской мечты взрослого человека, при осуществлении которой он достигает душевного равновесия.

Особенностью жизни на Севере, помимо суровых климатических условий, является удаленность от очагов культуры, отсутствие филармоний, концертных залов и т. д. В этом аспекте обучение взрослых игре на скрипке, знакомство их с музыкальным наследием композиторов разных стилей и эпох, заполнит пробел в культурной потребности.

В условиях современной жизни, на эмоциональное состояние человека негативно влияют средства массовой информации, которые пропагандируют жестокость, нагоняют панику. В формировании нравственного облика человека неисчерпаемы возможности искусства. Личность не формируется сама собой, на неё надо воздействовать. Необходима организация систематического процесса, базирующегося на знании и учёте объективных закономерностей развития личности. Психологи считают, что занятия музыкальной деятельностью весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека. Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. По мнению другого греческого философа – Платона, могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Недаром о музыке говорят как о колдовском искусстве, способном заставить человека забыть самого себя. Искусство открывает сердечный канал, а одно из искусств – музыка наиболее проникновенно воздействуют на внутренний, духовный мир человека.

Творчество – замечательное средство от стресса. Занятия музыкой наполняют часы досуга душевной радостью созидания, развивают чувство уверенности в себе. Гармония жизни становится лучшим успокоительным. Взрослые, обучающиеся игре на скрипке, пополнят ряды любителей музыки, самодеятельные коллективы. Ключевым моментом Проекта «Волшебный смычок» явились: пробуждение творческих сил, вера в возможности взрослого человека, радость созидания, любовь к искусству. Учебный процесс был построен таким образом, чтобы овладение игре на скрипке нашло применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания его.

Детская школа искусств города Нарьян – Мара, на базе которой проходил Проект «Волшебный смычок», является центром музыкально – художественного развития детей дошкольного и школьного возраста. В Детской школе искусств работают 1 художественное и 5 музыкальных отделений: фортепианное, народное, струнно – народное, оркестровое, обще – эстетическое. Детская школа искусств является кузницей талантов. Преподавательский состав и учащиеся школы ведут активную концертную, конкурсную жизнь. Ученики и преподаватели школы достойно показывают свои знания и умения на конкурсах и фестивалях разного уровня: школьных, городских, окружных, региональных, Областных, Всероссийских, Международных. Участвуют в Международных проектах. Проведение на базе Детской школы искусств мастер классов ведущими музыкантами страны стало доброй традицией. Большая часть преподавательского коллектива являются выпускниками данной школы. На сегодняшний день в Детской школе искусств обучается 670 детей разного возраста, работает 46 преподавателей. Выпускники Детской школы искусств, в дальнейшем не становятся сторонними наблюдателями, а наоборот, они активные участники в любом начинании, будь это сфера искусства или иная образовательная деятельность. Детская школа искусств является одним из наиболее массовых звеньев в системе музыкального образования, призванного способствовать развитию музыкальной культуры в стране, воспитывающая активных участников художественной самодеятельности. Музыкальные успехи, концертная и лекционная деятельность преподавателей и учащихся Детской школы искусств естественным образом привлекают внимание общественности. Поэтому проведение Проекта «Волшебный смычок» - школы обучения взрослых игре на скрипке (первая ступень) на базе Детской школы искусств не случайно.

Цель Проекта: Изучить особенности обучения взрослого человека игре на скрипке.

Задачи: 1. Изучить теоретические основы проблемы обучения взрослых людей игре на скрипке. 2. Выявить уровень восприятия взрослыми людьми обучения игре на скрипке. 3. Разработать практические рекомендации по обучению взрослых людей игре на скрипке.

Мы полагали, что взрослым людям доступно обучение игре на скрипке, при следующих условиях: достаточного уровня восприятия взрослым человеком преподносимых преподавателем знаний; умения взрослым учеником применять полученные знания на практике; системных занятий взрослого ученика с преподавателем. Это положение стало нашей гипотезой.

Практическая значимость: разработка конкретного содержания системы занятий по обучению игре на скрипке взрослых людей; обучение взрослых людей игре на скрипке, возможность применения ими полученных знаний и умений в концертной деятельности и игры «для себя». Результаты исследования могут быть использованы при организации процесса обучения взрослых в музыкальных школах и школах искусств; при чтении курса лекций и проведении практических занятий в средних учебных и высших заведениях по теории и методике обучения игре на скрипке.

В Проекте использована комплексная методика исследования: изучение и анализ психологической и педагогической литературы; разработано и проведено практическое исследование, направленное на решение поставленных задач.

Занятия в школе обучения взрослых игре на скрипке «Волшебный смычок» проводились в виде урока, который является основной формой учебной и воспитательной работы. Урок специальности включал в себя вопросы теории музыки и проводился как индивидуальное занятие. Урок ансамбля проходил в разных вариантах: учитель – ученик, ученик – ученик и учитель – ученики. Время проведения занятия - 40 минут. Количество занятий в неделю: специальность – 2 урока, ансамбль – 1 урок. Один раз в неделю урок специальности и урок ансамбля проводились с концертмейстером. Учебная деятельность взрослых учеников включала в себя посещения академических концертов, уроков специальности, ансамблей учащихся младших и старших классов скрипки Детской школы искусств. На занятиях учащихся младших классов взрослые ученики наблюдали за тем, как вопросы постановки и решение учебных задач, которые были им близки, осваиваются учениками младшего возраста, а на уроках старших учащихся – за перспективой развития обучения. На индивидуальных занятиях взрослые учащиеся изучили репертуар младшего ансамбля скрипачей, что позволило им не только слушать игру младшего ансамбля скрипачей, но и играть самим в его составе. Присутствие на академических концертах дало представление взрослым ученикам о правилах поведения на сцене, о совместной работе ученик – концертмейстер во время концертного выступления. Данные виды деятельности – это хорошая возможность взрослым ученикам – участникам Проекта ознакомиться со скрипичным репертуаром Детской школы искусств разного уровня сложности. Помимо учебной деятельности, проводилась концертная деятельность взрослых учеников: выступления на Новогоднем концерте, на концерте для мам «С праздником!» в классе Ружниковой Елены Сергеевны (руководителя Проекта). В середине Проекта взрослые ученики смогли показать свои умения в небольшом концерте для воспитанников детского сада, где работает воспитателем одна из участниц Проекта. В заключительной части Проекта был проведен концерт взрослых учеников – участников Проекта для всех желающих и администрации Детской школы искусств. По завершению Проекта его участники получили «Свидетельство участника Проекта».

Для достижения цели Проекта был разработан план деятельности. Определены: Руководитель Проекта – Ружникова Елена Сергеевна - преподаватель учебных предметов специальность, ансамбль (высшая категория, стаж преподавательской работы 27 лет). Участники – концертмейстеры Рогачева Лариса Викторовна, Малиновская Татьяна Ивановна (преподаватели Детской школы искусств). Участники - ученики: 1. Чупрова Оксана Николаевна (28 лет, звукорежиссер ДЮЦ «Лидер»). 2. Иванова Елена Юрьевна (26 лет, воспитатель детского сада «Аннушка»). 3. Корепанов Сергей Михайлович (74 года, пенсионер). Составлено примерное расписание занятий учеников – участников Проекта «Волшебный смычок». Для выполнения Проекта использовалась следующая материальная база: класс для занятий, 3 комплекта скрипок размером 4 четверти, 3 пюпитра, нотная литература для начинающих, фортепиано. Проведены теоретическое и практическое исследования.

Анализ теоретических исследований показал, что проблема обучения взрослых игре на скрипке, затрагивающая область музыкальной и возрастной психологии, изучена недостаточно. Если психическое развитие человека в детстве и отрочестве сравнительно хорошо исследовано, то изучение в этом плане других периодов жизни еще только началось. Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов зрелости в работах В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман, Д. Биррен, Д.Б. Бромлей, В.В. Бунак, Д. Векслер, В. В. Гинзбург, Г. Гримм и ряда других авторов указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития. Б. Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» подчеркивал, что психология среднего возраста – сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии возрастной психологии. С одной стороны она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально – психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости – с точки зрения ее продолжительности и потенциала. Многие современные отечественные и зарубежные психологи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости. Вопросам развития личности в период зрелости посвящены работы Н.А. Рыбникова, А. А. Бодалева, Д. Левинсон, Г. Шихи, Б. Ливехуд, Р. Пекк. Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 29 – х годах 20 века называл взрослость «психической окаменелостью», настаивая на прекращении развития в этом периоде. Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 году под руководством Б. Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие возрастной изменчивости психофизиологических характеристик приложимо к человеку на всем диапазоне взрослости. Позднее исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти было продолжено вплоть до 60 лет. Выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций:

- Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза – фронтальный прогресс в развитии функций – наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза – специализация психофизиологических функций – начинает активно проявляться после 26 лет.

- Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижение функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким, как вербальный и невербальный интеллект, память.

- Гетерохронность (неравномерность) развития – несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции. Изучению вопроса возрастных особенностей психического развития при старении посвящены работы Э. Эриксон, Б. Г. Ананьева, В. Франкл, П. П. Блонского, Л. В. Бороздиной, О. Н. Молчановой, Н. К. Корсаковой, М. А. Холодной, Н. Б. Маньковского. В период старости на первый план выходит механизм компенсации, прежде всего компенсации своих потерь – сил, здоровья, статуса, группы поддержки. Можно сделать вывод о том, что для нормального старения очень важно развивать у людей пожилого возраста именно этот механизм психической жизни. С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появление нового хобби и любых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация. Существует множество теорий, подходов к пониманию и изучению старости. Например, в теоретической модели П. Балтеса подчеркивается, что развитие имеет «всевозрастной» характер, продолжается на протяжении всей жизни, является многомерным, много направленным процессом, пластичным и включающим процессы роста (приобретений) и упадка (потерь). Проведенные исследования в научном Центре психического здоровья РАМН показали, что в интервале от 65 до 75 лет наблюдается не только стабилизация состояния высших психических функций, но и по ряду параметров, в частности функции памяти, лица этого возраста приближаются к уровню достижений прединволюционного периода. Современные исследования, в том числе лонгитюдные, доказали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности взрослых изменяются и каким образом.

Область музыкальной психологии является пограничной между сферой искусства и сферой науки о человеке, что требует от исследователя хорошей подготовки в двух упомянутых сферах. Сложность выполнения этой задачи является причиной того, что по данной проблеме практически нет больших обобщающих работ. Несколько монографий (Б. М. Теплова, Г.М. Когана, Е.В. Назайкинского, Г.М. Цыпина, В.В. Медушевского, Г.С. Тарасова, Л.Л. Бочкарева.) и кандидатских диссертаций не полностью раскрывают весь спектр вопросов, ждущих своего ответа. Нет таких работ и в западных источниках, хотя по отдельным вопросам, связанным с особенностями музыкального восприятия, психологии исполнительства, подготовки к публичному выступлению и некоторым другим сферам музыкальной деятельности, публикаций имеется достаточно много. В решение вопросов психологии музыкального восприятия внесли большой вклад отечественные как музыковеды и теоретики – Б. В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Ю. Н. Тюлин, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, так и психологи - Б. М. Теплов, М.В. Блинова, С.Н. Беляева – Экземплярская. Из исследований, выполненных в последние годы, следует отметить работы Н. А. Ветлугиной, В. К. Белобородовой, Ю. Б. Алиева, которые рассматривали эту проблему в педагогическом аспекте.



Изучением скрипичного исполнительства занимается скрипичная педагогика. Основы постановки скрипача рассматривали в своих трудах такие авторы как Б. Струве, Л. Ауэр, Л. Моцарт, Й. Иоахим, Г. Кеккерт, В. Вальтер, Ю. Янкелевич, Л. Цейтлин, Л. Немировский. Ю. Янкелевич утверждал, что постановка у скрипача не должна рассматриваться как что – то неизменное, стабильное, в то время как в педагогической практике нередко встречается догматическое отношение к вопросам постановки. В качестве примера можно сопоставить имеющиеся в методической литературе указания по каким – либо частным вопросам, например, по вопросу постановки большого пальца левой руки. В школе Леопольда Моцарта говорится, что большой палец левой руки необходимо держать ближе ко второму и даже третьему. Б. Компаньоли считал, что большой палец должен быть расположен против второго пальца, берущего на струне ноту си. Л. Ауэр указывает, что положение большого пальца определяется положением второго пальца, берущего на струне ре ноту фа (т.е. еще на полтона ниже). Достижения современной практики обучения скрипачей значительны и неоспоримы. В трудах таких известных педагогов – струнников как М. Гарлицкий, А. Григорян, М. Готсдинер, Ф. Мазас, О. Шульпяков, В. Зельдис, К. Родионов, К. Фортунатов, С. Шальман, В. Якубовская, Ю. Янкелевич, И. Ямпольский, К. Семенцов – Огиевский и других авторов подробно освещены коренные вопросы исполнительства и методики преподавания игры на смычковых инструментах. На развитие скрипичного исполнительства направлены методические сборники: К. Фортунатов «Юный скрипач», О. Пархоменко и В.Зельдис «Школа игры на скрипке», В. Якубовская «Вверх по ступенькам», С. Шальман «Я буду скрипачом». Рассмотрим некоторые из них. В сборнике В. Якубовской изложена методика, в основе которой лежит принцип гармоничного развития слуховой и технической сторон. В данной методике указывается на то, что нецелесообразно задерживать развитие левой руки, ограничивая ученика в течении полутора – двух лет пределами первой позиции. В. Якубовская призывает с самого начала обращаться не только к чувству ученика, но и к его разуму; подходить к проведению урока творчески, чтобы «скучные» упражнения приобрели определенный интерес. На наш взгляд, в данной методике недостаточно раскрыта постановка пальцев правой руки и ощущение их при ведении смычка. Внимание автор уделяет только особенностям ведения смычка. В сборник С. Шальмана включены 33 беседы с музыкантом, рассчитанные на 2 -3 года занятий. Каждая из них представляет собой комплекс занятий, направленных на воспитание музыкального мышления, эмоциональной восприимчивости, на развитие слуховых двигательных навыков. На первый взгляд информации, содержащейся в сборнике, достаточно для обучения. Но на практике не все так просто. Мы считаем, что автором упущен очень важный вопрос касающийся ведения смычка. Не раскрыт порядок движения в правой руке, а так же ощущения в пальцах, которые в разных частях смычка неодинаковы. Мы согласны с автором, что использование данных бесед в качестве самоучителя возможно, но эффективность обучения будет низкой, т. к. существуют тонкости, которые не отражены в данном сборнике и, без контроля педагогом, ученику будут недоступны. Изучив различные школы скрипичного исполнительства, мы можем сказать, что оно, как вид музыкального искусства, продолжает развиваться.

Практическое исследование было направленно на выявление уровня восприятия взрослого человека обучения игре на скрипке. Нам удалось выявить уровень восприятия учебного материала людьми относящимся к разным возрастам зрелости. Для этого весь период обучения был поделен на 3этапа. Первый этап – в начале, второй этап – в середине, третий этап - в конце Проекта. Параметры исследования: теория ( знание нот, длительностей, аппликатуры); практика (постановка игрового аппарата, ведение и распределение смычка, интонирование). Разработали критерии, используя балловую оценку результата: 5 баллов – ученик знает, понимает, применяет изученный учебный материал; 3 балла – ученик не очень знает, слабо понимает, не всегда правильно применяет изучаемый учебный материал; 1балл - ученик не имеет представления об учебном предмете. Исследование проводили методом среза. Полученные результаты внесли в таблицы. На первом этапе знания и умения по теории и практике владения музыкальным инструментом у всех взрослых учеников – участников Проекта были оценены в один балл. Результат второго этапа: знания по теории у всех учеников разного возраста равны – три балла, а вот результаты практических навыков разные. А именно: ученики 26, 28 лет достаточно легко усваивали учебный материал и применяли его на практике. Как результат, они, начав обучение с 1 ноября, в течение месяца догнали и обогнали детей – учеников первого класса, начавших обучение игре на скрипке с 1 сентября. Постановка игрового аппарата, ведение и распределение смычка, соединение рук, контроль за мышечными ощущениями – на решение этих вопросов у взрослых учеников данного возраста потребовалось меньше времени, чем у учеников – детей. Практические знания учеников 26, 28 лет в середине и конце Проекта были оценены в 5 баллов. Результат контрольного среза на заключительном этапе по теории – тоже 5 баллов. Отсюда следует, что познавательные процессы людей 26, 28 лет, такие как : восприятие, память (моторная, смысловая, образная, произвольная и непроизвольная), внимание, воображение, мышление хорошо развиты, организованны, устойчивы, то есть являются достаточно зрелыми. Вывод: взрослые люди данного возраста имеют достаточно высокий уровень восприятия обучения игре на скрипке. Обучение теоретическим знаниям и практическим умениям взрослого ученика – участника Проекта 74 лет протекало не так быстро, как с учениками 26, 28 лет. Первая сложность оказалась при постановке игрового аппарата – слабая сгибаемость суставов кистей, пальцев обеих рук. Это затянуло процесс постановки игрового аппарата. Надо сказать, что постановка пальцев правой руки на смычке, ведение смычка по струнам давалась легче данному ученику, чем постановка пальцев левой руки на струну. А именно: пальцы не хотели принимать форму «стульчика» (плохо сгибались фаланги пальцев), постановка пальца мимо нужной струны. На начальном этапе наблюдались замедленная реакция и неточная координация движений. Работа с каждой рукой и пальцем по отдельности постепенно дала положительные результаты: правая рука – правильная постановка пальцев на смычке, ведение смычка в плоскости одной струны (не задевая других струн), контроль мышечных ощущений; левая рука – правильная постановка кисти, постановка пальцев на струну. Следующая сложность заключалась в спешке данного ученика при выполнении того или иного задания, невнимательность к мелочам, которые на его взгляд казались незначительными и мешающими в игре на скрипке. А именно: произношение вслух слов песенок при прохлапывании их ритма в ладоши и, в дальнейшем, при исполнении их пиццикато. Больших усилий потребовалось при убеждении его в важности данного вида работы. Старания и терпение данного ученика позволили к середине Проекта соединить движения левой и правой рук, при этом работа над движениями каждой руки в отдельности продолжалась. Замедленная скорость реакции постановки пальца на струну при смене направления движения смычка внесла трудности, которые потребовали более медленного темпа в движениях. Ученик принимал активное участие в учебном процессе – внимательно слушал, старался контролировать мышечные ощущения, воспринимать, запоминать и анализировать полученную информацию. Данные контрольных срезов этого ученика на протяжении всего периода обучения показали медленную, но положительную динамику усвоения им учебного материала. Этот процесс свидетельствует о том, что способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека. Контрольный срез в конце Проекта показал, что знание теории и практики данного ученика соответствуют трем баллам. Данное заключение свидетельствует о том, что человеку данного возраста доступно обучение игре на скрипке. Проведенное нами исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезы. Оно доказало, что взрослому человеку доступно обучение игре на скрипке.

Практические рекомендации по обучению взрослых игре на скрипке включают в себя общий принцип последовательности, постепенности, нарастающей сложности обучения. Правильное положение корпуса, инструмента и смычка, освоение целесообразных движений, обусловленных художественно-техническими задачами - все это должно являться предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работой педагога и учащегося. Комплексный подход, продуманный выбор учебно-педагогического материала – важнейшие факторы успешного развития учащегося. Работа с концертмейстером поможет лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепит интонацию и ритмическую организацию учащегося.

Предлагаем к изучению музыкальные произведения, которые были исполнены участниками Проекта на заключительном концерте. Специальность - детские песенки: «Петушок», «Красная коровка», «Едет, едет паровоз»; русская народная песня «Ходит зайка по саду», З. Левина «Неваляшки», Н. Бакланова «Марш», Д. Дунаевский «Колыбельная». Ансамбль - А. Филиппенко «Цыплятки», М. Качурбина « Мишка с куклой», О. Щукина «Полька – солнышко», Е. Медведовский «Гамма – джаз» (вторая партия).

Рекомендуемые темы уроков: 1. Введение в предмет. Знакомство с историей музыкального инструмента. 2. Знакомство с устройством скрипки. 3. Основы постановки игрового аппарата. Движение левого и правого локтей – «рулей». 4. Изучение нотной грамоты, развитие музыкального слуха, ритма. 5. Постановка, ведение смычка по струнам. Работа над извлечением звука.6. Постановка пальцев на струну. «Пальцевая дорожка». Игра пиццикато (щипком). 7. Распределение смычка и скорость его ведения относительно длительности нот. 8. Штрихи деташе, легато, стаккато. Акцент. 9. Соединение левой и правой рук. Исполнение простых песенок со словами (без нот). 10. Изучение первой позиции. Понятие аппликатуры. 11. Динамика. 12. Исполнение простых произведений по нотам.



Рекомендуем методическую литературу: В. Ю. Григорьев «Методика обучения игре на скрипке», А. Баринская «Начальное обучение скрипача», В. Мазель «Музыкант и его руки», Ю. Янкелевич «Педагогическое наследие», И. Ямпольский «Основы скрипичной аппликатуры», М. Берлянчик «Как учить играть на скрипке в музыкальной школе». Преподаватель может использовать в своей работе не только перечисленные сборники, но и другие источники, способствующие развитию учащегося. Данные рекомендации не являются окончательными и охватывают только основные темы обучения.

В заключении следует отметить, что проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с проблемой обучения взрослых игре на скрипке. Собранные материалы подчеркивают необходимость рассмотрения возможности более глубокой подготовки педагогов к процессу обучения взрослых игре на скрипке.