Доклад Генерального секретаря - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организации Объединенных Наций по правам человека и доклады Управления... 2 372.87kb.
Доклад Статс-секретаря-заместителя Министра 1 100.91kb.
Л. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК кпсс сменил: 1 Г. 1 52.9kb.
Ч. Хант, В. Зартарьян Разведка на службе вашего предприятия 5 1619.67kb.
Ю. В. Петухов социалистические корни нацизма москва 2002 Петухов Ю. 1 149.43kb.
Послание Генсека ООН по случаю Международного женского дня 1 22.93kb.
Доклад Генерального Аудитора Канады Палате Общин 2 421.08kb.
Земля. Нью-Йорк. Здание лод (бывшее здание оон). 22 ноября 2229 1 97.39kb.
Особенности национальной охоты на секретарей и их работодателей 1 63.77kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 28, 2005 7 сентября – 14 сентября 1 675.69kb.
Всемирная организация интеллектуальной собственности 1 24.71kb.
Викторина «Олимпийские игры в России» 1 80.86kb.
- 4 1234.94kb.
Доклад Генерального секретаря - страница №1/2




Организация Объединенных Наций




A/HRC/25/38



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

12 February 2014

Russian

Original: 



Совет по правам человека

Двадцать пятая сессия

Пункт 7 повестки дня



Положение в области прав человека в Палестине
и на других оккупированных арабских
территориях


Израильские поселения на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и на оккупированных сирийских Голанах

Доклад Генерального секретаря*

Резюме

Настоящий доклад представляется согласно резолюции 22/26 Совета по правам человека относительно израильских поселений на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и на оккупированных сирийских Голанах. Доклад освещает воздействие деятельности в связи с поселениями и политики Израиля в области планирования на права человека палестинцев. Он описывает случаи, когда правительство Израиля не поддерживает общественный порядок, и подчеркивает почти полный дефицит ответственности в том, что касается насилия со стороны поселенцев.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−3 3

II. Правовые предпосылки 4–5 4

III. Общий обзор 6–10 5

IV. Израильская политика планирования на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, и ее воздействие на права человека
палестинцев 11–20 7

V. Воздействие израильских поселений и насилия со стороны поселенцев на экономические и социальные права палестинцев 21–36 12

VI. Неспособность поддерживать общественный порядок, насилие со стороны поселенцев и дефицит ответственности 37–47 17

VII. Поселения на оккупированных сирийских Голанах 48 20

VIII. Выводы и рекомендации 49–55 21

I. Введение

1. В своей резолюции 22/26 Совет по правам человека подтвердил, что израильские поселения и деятельность на оккупированной палестинской территории, в том числе в Восточном Иерусалиме, являются противоправными по международному праву и представляют собой весьма серьезные нарушения международного гуманитарного права и прав человека проживающего там палестинского народа и подрывают международные усилия, направленные на активизацию мирного процесса и реализацию решения по формуле "двух государств. Далее Совет выразил серьезную озабоченность по поводу продолжающейся израильской поселенческой и связанной с ней деятельности, включая расширение поселений, экспроприацию земли, разрушение домов и конфискацию и уничтожение имущества, которые изменяют физический облик и демографический состав оккупированных территорий, включая Восточный Иерусалим и оккупированные сирийские Голаны. Совет призвал Израиль принимать и осуществлять серьезные меры, включая конфискацию оружия и применение уголовных санкций, с целью предотвращения совершения израильскими поселенцами актов насилия и другие меры по обеспечению безопасности и защиты палестинских гражданских лиц и палестинского имущества на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим.

2. В настоящем докладе рассматривается достигнутый прогресс в осуществлении резолюции 22/26 Совета по правам человека в отчетный период: с 22 марта 2013 года по 30 октября 2013 года. В тех случаях, где это особенно актуально, включается важная информация за ноябрь 2013 года. Содержащаяся в докладе информация основана на результатах мониторинга и иных мероприятий по сбору информации, проведенных Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), и на информации, предоставленной другими подразделениями Организации Объединенных Наций на оккупированной палестинской территории. В докладе также содержится информация, полученная от израильских и палестинских неправительственных организаций (НПО) и средств массовой информации. Его следует рассматривать в сочетании с предыдущими докладами Генерального секретаря об израильских поселениях1.

3. В предыдущих докладах освещена продолжающаяся израильская поселенческая деятельность (A/HRC/20/13) и проанализированы различные элементы воздействия израильской поселенческой деятельности на оккупированной палестинской территории и насилия со стороны поселенцев на права человека палестинцев. Самый последний доклад Генеральной Ассамблее (A/68/513) сосредоточен на лидерской роли правительства Израиля в создании и расширении поселений и на воздействии таких акций и соответствующего законодательства и публичной политики на права человека палестинцев. В настоящем докладе также рассматривается расширение поселений в отчетный период в соотношении с призывом Совета (см. пункт 1 выше), содержащимся в резолюции 22/26, с особым акцентом на пункты 3 и 5. Доклад далее дополняет анализ, содержащийся в докладе Генерального секретаря Генеральной Ассамблее об израильских поселениях (A/68/513), акцентом на израильскую политику планирования на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, и на ее воздействие на права человека палестинцев. Кроме того, в докладе рассматривается воздействие израильских поселений и насилия со стороны поселенцев на экономические и социальные права палестинцев. Наконец, в связи с пунктом 6 резолюции 22/26 в докладе приводится обновленная информация о насильственных актах, совершенных израильскими поселенцами против палестинцев и их имущества, и подчеркивается дефицит правоприменения и ответственности в отношении таких актов.



II. Правовые предпосылки

4. Израиль, как оккупирующая держава на оккупированной палестинской территории, связан международным правом в области прав человека и международным гуманитарным правом, и в том числе содержанием международного обычного права. В особенности, Израиль связан Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны (четвертая Женевская конвенция) и Гаагским положением2. Как устанавливает статья 49 четвертой Женевской конвенции, оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию. Совет Безопасности3, Генеральная Ассамблея4, Совет по правам человека5 и Международный Суд6 все подтвердили, что строительство и расширение израильских поселений и другая поселенческая деятельность на оккупированной палестинской территории носит незаконный характер по международному праву.

5. На оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, Израиль должен соблюдать обязанности, содержащиеся в международных договорах в области прав человека, которые он ратифицировал, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм насилия в отношении женщин и Конвенцию о правах ребенка. И это было подтверждено Международным Судом7 и договорными органами по правам человека8.

III. Общий обзор

6. Как заявляется в предыдущих докладах Генерального секретаря, израильские поселения являются препятствием к созданию будущего палестинского государства9. Несмотря на выраженную решимость Израиля заморозить всю поселенческую деятельность по дорожной карте "квартета", а также многочисленные призывы международного сообщества положить конец израильским поселениям на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, правительство Израиля продолжает играть лидерскую роль в их создании и расширении в нарушение норм международного права. В отчетный период израильские поселения продолжали расширяться и были одобрены новые поселения. По данным израильской НПО "Мир сейчас", в отчетный период правительством Израиля поощрялись планы в отношении 8 943 новых поселенческих объектов, и в том числе 6 521 на Западном берегу, исключая Восточный Иерусалим, и 2 422 − в Восточном Иерусалиме10. По оценкам этой НПО, это было бы сопряжено с жильем еще для более чем 44 000 новых израильских поселенцев исходя из того, что средний размер семьи поселенцев составляет 5 человек11. Далее, как представляется, в первой половине 2013 года со строительством 1 708 жилищных единиц, и в том числе 180 − в аванпостах12, по сравнению с 995 жилищными единицами, которые были построены в тот же период 2012 года, новое поселенческое строительство увеличилось на 70%13.

7. Вдобавок в октябре 2013 года правительство Израиля объявило о строительстве 5 000 новых жилищных единиц в израильских поселениях, расположенных на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим14. По данным СМИ, цель этой меры состояла в том, чтобы нейтрализовать негативные реакции на освобождение палестинских заключенных в контексте мирных переговоров15. В ноябре 2013 года СМИ сообщили, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху приказал министру ЖКХ и строительства Ури Ариэлю пересмотреть планы строительства в израильских поселениях более чем
20 000 жилищных единиц16, и в том числе в квартале Е-117, с тем чтобы, как сообщается, не создавать ненужной конфронтации с международным сообществом18. Тем не менее по состоянию на 20 ноября 2013 года эти планы не были отозваны.

8. Население в израильских поселениях продолжает расти. По данным израильского Центрального статистического бюро, темпы роста населения поселенцев составили в 2012 году 5%, что в три раза выше национальных темпов роста, которые составили 1,9%19. Оценки нынешнего контингента поселенцев на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, колеблются диапазоне от 500 000 до 650 000 человек20.

9. В основе большинства нарушений прав человека в отношении палестинцев на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, лежит израильская поселенческая деятельность, принимаемые меры безопасности для защиты поселенцев и их передвижения и насилие, совершаемое израильскими поселенцами против палестинцев и их имущества21. Например, в связи с поселениями Израилем было введено множество ограничений на палестинское строительство, в особенности в зоне С22, вследствие чего палестинцам практически невозможно получить разрешение на строительство домой и объектов инфраструктуры23. Как отмечается ниже, эти ограничения зачастую не оставляют палестинцам иного выбора, кроме как строить без разрешений, рискуя подвергнуться выселению и сносу их строений и их последующему перемещению (см. пункты 11−20 ниже). Как уже сообщалось, во многих случаях снос палестинских домов, не имеющих разрешения на строительство, связан с расширением поселений24. По данным Управления Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов, в отчетный период на оккупированной палестинской территории на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, было снесено 392 палестинских строения, что обернулось перемещением 588 человек, и в том числе 272 детей25.

10. По-прежнему вызывает озабоченность ситуация в Восточном Иерусалиме. С ноября 2012 года по октябрь 2013 года было снесено 99 палестинских строений с перемещением 320 человек, и в том числе 161 ребенка26. Вдобавок были одобрены новые жилищные единицы в поселениях, расположенных в Восточном Иерусалиме. Например, в августе 2013 года Комитет иерусалимского муниципалитета по местному планированию и строительству одобрил строительство 58 жилищных единиц в поселении Писгат-Зеев. По сообщениям СМИ, мэр Иерусалима высказался в поддержку правительственного плана по строительству 793 новых домов, и том числе 400 − в Гило, 210 − в Хар-Хоме и 183 − в Писгат-Зееве27. В ноябре 2013 года были выданы предписания на снос 10 многоквартирных домов в микрорайоне Рас-Хамис. Будучи реализованы, они обернулись бы перемещением около 1 500 палестинцев28. Как утверждают жители Сильвана, примерно в конце октября они тоже получили несколько предписаний на снос29.



IV. Израильская политика планирования на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, и ее воздействие на права человека палестинцев

Характер политики, закона30 и практики в сфере планирования

11. Создание и расширение израильских поселений на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, сопряжено со сложной системой директив, которые негативно сказываются на правах человека палестинцев31. Политика планирования, которая регулирует строительство жилья и строений на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим32, носит крайне проблематичный характер33. Генеральный секретарь34 и Комитет по ликвидации расовой дискриминации35 уже отмечали дискриминационный характер израильской политики в сфере планирования. Например, в Восточном Иерусалиме израильские власти в рамках планирования и зонирования выделили под палестинское строительство лишь 13% города, большая часть которых уже застроена. Вдобавок палестинцам приходится проходить долгий и дорогостоящий процесс, прежде чем может быть выдано разрешение на строительство в этом районе. Даже если требования для получения разрешения на строительство в Западном Иерусалиме носят аналогичный характер, недофинансирование со стороны муниципалитета на публичную инфраструктуру и несправедливое распределение бюджетных ресурсов в Восточном Иерусалиме очень затрудняют палестинцам соблюдение всех требований для получения разрешения36. В результате по меньшей мере 33% палестинских домов в Восточном Иерусалиме недостает выданных Израилем разрешений на строительство, что подвергает по крайней мере 93 100 жителей риску выселения, сноса их домов и перемещения37.

12. В зоне С на Западном берегу палестинцам не позволено вести строительство приблизительно на 70% земельного массива, и они подвергаются жестким ограничениям в отношении строительства на остальных 30%38. Под палестинское градостроительство запланировано менее 1% зоны С39. В отличие от израильских поселенцев палестинцы не представлены в процессе планирования40. В связи с сочетанием этих факторов у палестинцев практически нет возможности получить разрешение на строительство домов или объектов инфраструктуры в зоне С. И поэтому многие палестинцы ведут строительство без разрешения на строительство, что подвергает их риску выселения, сноса их домов и перемещения41. По данным Израильской гражданской администрации (ИГА), с 2009 по 2012 год было одобрено лишь 2,3% заявок палестинцев на получение разрешений в зоне С42. С 30 ноября 2012 года по 30 октября 2013 года в зоне С было снесено 477 палестинских строений, что привело к выселению и перемещению 644 человек, половину из которых составляли дети43.

13. И наоборот, израильские власти предоставляют поселениям детальное планирование и установили преференциальные директивы, включая предоставление льгот и преимуществ поселенцам, выделение поселенческих земель под расширение и их подключение к коммунальным службам и инфраструктуре44. Вдобавок строгое применение законов о планировании к палестинским общинам, что вызывает большое число выселений и сносов палестинских строений, контрастирует с той гибкостью, какую проявляют планирующие ведомства по отношению к израильским поселениям45. Дифференцированное применение политики планирования еще больше подчеркивается широким дефицитом правоприменения законов, наделяющих правомочием производить выселения и сносить строения, когда те нарушаются израильскими поселенцами46. Например, в зоне С в период 2010−2012 годов применительно к палестинским зданиям было выдано 2 418 предписаний на снос, тогда как применительно к зданиям израильских поселений было выдано лишь 1 143 предписания на снос47.

14. Таким образом, по сравнению с израильскими поселенцами израильская политика планирования носит дискриминационный характер по отношению к палестинцам. Как проиллюстрировано выше, даже если законы в сфере планирования в принципе не устанавливают разные требования к палестинцам и израильским поселенцам, они устанавливают недостижимые условия для палестинского строительства. И наоборот, израильские поселенцы не сталкиваются с такими трудностями, например в отношении раздачи разрешений на строительство и участия в процессе планирования48. А это явно вступает в противоречие с международным обязательствами Израиля в области прав человека, и в особенности с принципом недискриминации в отношении права на достаточное жилище, содержащееся в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах49, который был ратифицирован Израилем. Не поддерживая этот принцип, Израиль нарушает международное обязательство безотлагательного действия50. Кроме того, он нарушает верховенство права в силу дискриминационного применения закона − в данном случае режима планирования − против палестинцев. В этом отношении Израиль нарушает статьи 2 (недискриминация и равенство перед законом) и 26 (равная защита со стороны закона) Международного пакта о гражданских и политических правах, стороной которого он тоже является51.

Воздействие политики, закона и практики в сфере планирования на права человека палестинцев

15. Политика планирования подрывает один из важнейших компонентов права на достаточное жилище, а именно обеспечение проживания. Как установил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, каждый человек должен пользоваться определенной степенью обеспечения проживания, которая гарантирует правовую защиту от принудительного выселения, преследования и других угроз52. Комитет также подтвердил, что государства должны принять срочные меры, направленные на предоставление правового обеспечения проживания тем лицам и домашним хозяйствам, которые… лишены такой защиты, в подлинной консультации с заинтересованными лицами и группами53. Израиль не выполняет эту обязанность, поскольку он не предпринимает никаких шагов для защиты обеспеченности проживания палестинцев. Напротив, его политика, закон и практика в сфере планирования подвергают их постоянным рискам принудительного выселения, сноса и перемещения, что прямо мешает их пользованию правом на достаточное жилище. Вдобавок, как сообщалось прежде, палестинцы не могут участвовать в процессе планирования54 в нарушение права на участие в процессах принятия государственных решений55.

16. Еще одним элементом права палестинцев на достаточное жилище, на котором сказывается израильская политика планирования, а в более широком плане и израильская деятельность в связи с поселениями, является земельная собственность и владение56. Как заявил бывший Специальный докладчик по вопросу о праве на достаточное жилище, этот элемент часто имеет существенное значение для понимания серьезности нарушений права на достаточное жилище57. Израиль использует разные методы для захвата земель под поселения, на которые приходится почти половина Западного берега58.

17. Израильский контроль над землей и захват земель израильскими поселенцами как следствие зачастую оборачиваются лишением палестинцев их земель. Нарушение права палестинцев на достаточное жилище в результате захвата земель поселенцами и отсутствие правоприменения законов о планировании иллюстрируется случаем с израильским поселенческим аванпостом Адеи-Ад. Адеи-Ад был основан в 1998 году израильскими поселенцами, которые заполонили вершину холма рядом с деревнями Турмусайя, Аль-Мугхаир и Кариут на Западном берегу. Аванпост был учрежден в нарушение израильского закона о планировании. Он был построен без правительственного решения о его учреждении, без делимитации его юрисдикции приказом начальствующего офицера Центрального командования, без детального плана, в силу которого может быть выдано разрешение на строительство, а следовательно, и без разрешения на строительство59. Несмотря на незаконность, вытекающую из нарушения этих законов, аванпост поддерживался и продолжает поддерживаться правительственными органами, включая Поселенческий отдел Всемирной сионистской организации60, за счет финансирования и выделения земель, а также Израильской электрической корпорацией и "Мекорот" (израильская Национальная водохозяйственной компания) за счет предоставления услуг61. И хотя, как сообщается, Израильская гражданская администрация выдала против строений Адеи-Ад 81 предписание на снос, лишь очень мало какие из них были исполнены62.

18. Как представляется, в районе вокруг аванпоста Адеи-Ад поселенцами совершаются различного рода уголовные и административные правонарушения против палестинцев, включая огораживание и возделывание земель, нарушение прав владения, вандализм против палестинского имущества и выселение палестинцев или воспрепятствование им − порой притеснениями и насилием − в доступе к их участкам. Вдобавок израильские силы обороны (ЦАХАЛ) установили для палестинцев обширные запретные зоны, и тем во многих случаях требуется согласовывать с ЦАХАЛом доступ к сельскохозяйственным районам63. И в результате палестинцы зачастую не имеют доступа к сельскохозяйственным угодьям, которые они возделывали до создания аванпоста64. А это оказывает воздействие на их права на труд, поскольку их хозяйственный уклад и образ жизни основаны на сельском хозяйстве65. Более того, эта ситуация препятствует их доступу к основным средствам жизнеобеспечения и услугам, которые являются существенными элементами права на жилище и связаны с реализацией прав на питание, воду, охрану здоровья и образование, да и вообще на достаточный жизненный уровень (см. пункты 21−29 и 34−36 выше)66.

19. Случай Адеи-Ад иллюстрирует воздействие израильской политики в сфере планирования на осуществление экономических, социальных, гражданских и политических прав палестинцев67. Обязанности Израиля по международному праву включают обязанность уважать права человека, воздерживаясь от вторжения в пользование этими правами, например воздерживаясь от отказа палестинцам в гарантии проживания и от реализации предписаний на выселение и снос, основанных на дискриминационных директивах, законах и практике в сфере планирования. Вдобавок защита прав человека предполагает обеспечение правоприменения и ответственности за насилие со стороны поселенцев, с тем чтобы помешать третьим сторонам вторгаться в пользование палестинцами своими правами (см. пункты 42−47 ниже). Наконец, реализация прав палестинцев требует, например, корректировки режима планирования, с тем чтобы устранить дискриминационную практику и в то же время гарантировать палестинцам полное участие в определении и осуществлении политики планирования.

20. Точно так же израильская политика в сфере планирования не соответствуют обязанностям страны по международному гуманитарному праву. Израиль скорректировал иорданский закон о планировании, действовавший в начале оккупации, в такой мере, что превзошел предоставляемую ему как оккупирующей державе законодательственную компетенцию68. Поправка исключила палестинское участие в процессе планирования и в то же время создала специальные планирующие органы исключительно для израильских поселений (местные советы по планированию). Более того, израильская политика в сфере планирования сопряжена с крупными долгосрочными последствиями для оккупированной палестинской территории и проживающего там палестинского населения, которые не совместимы с временным характером оккупации69. Вдобавок оккупирующая держава должна заботиться о благополучии населения на оккупированной территории70. Как показывают большое число выселений и сносов, переживаемых палестинским населением на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, а также их негативные издержки для прав человека, такие меры не направлены на обеспечение благополучия палестинского населения71.

V. Воздействие израильских поселений и насилия со стороны поселенцев на экономические и социальные права палестинцев

Доступ к земле и воде

21. Поселения занимают значительную часть палестинской земли, вследствие чего у палестинцев нет возможности осваивать или поддерживать свои природные ресурсы сколько-либо основательным или устойчивым образом. На Западном берегу под поселения выделено земли 43% земель72. И эта ситуация в сочетании с тем, что Израиль несет ответственность за планирование и зонирование по всей зоне С, значительно мешает осуществлению палестинцами широкого комплекса экономических и социальных прав (см. пункты 15−20 выше).

22. Израиль контролирует все источники воды на Западном берегу и действенно мешает палестинцам адекватно поддерживать или осваивать водные ресурсы. Приблизительно треть используемой им воды Израиль получает из реки Иордан73, тогда как палестинцам отказано в доступе к речным берегам. Значительную часть своей воды Израиль извлекает и из крупнейшего водного ресурса региона − Горного водоносного горизонта74.

23. Израильская Национальная водохозяйственная компания "Мекорот", владеет всеми системами водоснабжения на Западном берегу и поставляет приблизительно 50% воды, доступной палестинским общинам. Как сообщается, "Мекорот" значительно сокращает палестинское водоснабжение в летние месяцы, чтобы удовлетворить потребительские нужды в Израиле и в поселениях75. Характерным примером является случай деревни Куфр-аль-Деек вблизи одного из крупнейших израильских поселений на Западном берегу − Ариэля. В летние месяцы, когда запасы воды низки, "Мекорот", чтобы не затронуть водоснабжение Ариэля, перекрывает вентили, по которым идет снабжение деревни Куфр-аль-Деек. Ариэль также производит сброс сточных вод неподобающим образом, и в результате происходит загрязнение родников, от которых зависят жители деревни Куфр-аль-Деека как с точки зрения питьевой воды, так и в отношении сельского хозяйства76.

24. Из-за этих серьезных урезаний водоснабжения и ограниченности охвата водопроводной сетью на оккупированной палестинской территории, многие палестинские общины вынуждены приобретать воду, доставляемую цистернами, по цене, которая, как сообщается, в восемь, а то и больше раз выше того, что платят поселенцы. И дело обстоит так, даже если значительная часть воды, быть может, изначально извлекается из палестинских источников77. Израильские поселенцы ежедневно потребляют для бытовых нужд в среднем 369 литров воды, тогда как палестинцам доступно лишь 70 литров в день на человека78. По данным Всемирной организации здравоохранения, оптимальный доступ составляет 100 или более литров в день на человека, тогда как, чтобы обеспечить удовлетворение большинства основных потребностей и чтобы возникло мало проблем со здоровьем, необходимо 50−100 литров воды в день на человека79.

25. Вдобавок задокументировано много случаев, когда поселенцы при помощи насилия, угроз и запугивания силком отбирают палестинские водные ресурсы. Возводят поселенцы и физические преграды, такие как заборы, которые мешают палестинцам добраться до колодцев80. В случае 40 из 56 родников, обследованных Управлением по координации гуманитарных вопросов в течение 2011 года, израильские поселенцы даже начали развивать окружающие районы как "туристическую достопримечательность", разместив знаки, столы для пикников и другую рекреационную инфраструктуру. Многие из этих инициатив поощряются и финансируются израильскими правительственными или полуправительственными учреждениями81.



Право на достаточный жизненный уровень

26. Помимо того что оливковое хозяйство составляет важный элемент палестинской культуры, оно является и становым хребтом палестинской экономики. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, на оливковое производство приходится ни много ни мало 25% общей стоимости сельскохозяйственных доходов на оккупированной палестинской территории, и с точки зрения своего жизнеобеспечения от оливкового хозяйства в той или иной степени зависят приблизительно 100 000 семей82. Большинство оливковых деревьев на Западном берегу возделываются богарным способом, вследствие чего фермеры, занимающиеся оливковым хозяйством, уязвимы по отношению к засухе. Значительно улучшить ситуацию могли бы оросительные методы, однако, как описано выше, палестинцы не имеют реального доступа к большинству водных ресурсов и для орошения вынуждены приобретать воду из системы питьевого водоснабжения. Орошается же лишь 6,8% возделываемых земель на Западном берегу83.

27. Израильские поселения, с другой стороны, обильно снабжаются водой, и многие занимаются возделыванием культур, таких как бананы, которые требуют больших количеств воды. Палестинские же производители оказываются не в состоянии конкурировать в таких условиях, и в результате на палестинских рынках начинают доминировать поселенческие продукты84.

28. Поселенцы часто совершают нападения на палестинские сельскохозяйственные земли и уничтожают оливковые деревья. В отчетный период Управление по координации гуманитарных вопросов зарегистрировало 270 инцидентов в контексте насилия, связанного с поселенцами, что привело к ранению 103 палестинцев и повреждению примерно 6 660 деревьев, принадлежащих палестинцам. В тот же самый период 2012 года было задокументировано 249 инцидентов, затрагивающих палестинцев, в результате чего было ранено 97 палестинцев и повреждено 6 150 деревьев85. Поврежденному 50-летнему оливковому дереву требуется пять лет для того, чтобы оно вновь стало плодоносить, и 20 лет для того, чтобы достичь значительного уровня производства. В случае каждого поврежденного 50-летнего дерева имеют место соответствующие издержки в размере в среднем 750 долл. США86. А зачастую насилие со стороны поселенцев направлено и на стада пастушеских общин (см. пункт 42 ниже).

29. Вышеописанные ситуации затрагивают право на труд у тех палестинцев, чей образ жизни основывается на сельском хозяйстве. Вдобавок они препятствуют их доступу к средствам жизнеобеспечения, затрагивая несколько их прав человека (см. пункты. 15−20 выше).

Экологическое загрязнение, причиняемое поселениями

30. Израильские поселения на Западном берегу усугубляют существующие экологические озабоченности. В совместном исследовании87 официальные израильские источники констатировали, что к объектам по обработке отходов подключено 81 из 121 израильского поселения. Тем не менее из поселений на Западный берег по-прежнему поступает 5,5 млн. кубометров необработанных сточных вод88. Более того, на свалочных площадках, расположенных на Западном берегу, которые не рассчитаны в качестве санитарных свалок, сбрасывается 80% твердых отходов, генерированных поселенцами89.

31. Израиль перевозит электронные отходы (э-отходы)90 из Израиля и израильских поселений в районы поблизости от палестинских общин на Западном берегу91. Например, в Идхне, Хеврон, многие незаконные мастерские по переработке э-отходов, эксплуатируемые кустарями-переботчиками, расположены вблизи колодцев, и в результате в землю просачиваются и загрязняют водоснабжение токсичные химикаты и токсины, такие как ртуть. Многие мастерские расположены вблизи сельскохозяйственных земель, что создает угрозу для агробиоразнообразия и качества сельскохозяйственных продуктов. По словам местных врачей, по-видимому, имеется связь между э-отходами и ростом различных форм рака, затрагивающего палестинцев92.

32. Правозащитные организации выступают с сообщениями и предостережениями относительно последствий сброса промышленных и химических отходов от промышленных израильских поселений, таких как промышленный парк "Баркан" и химические заводы93 на Западном берегу. Например, поселение Ариэль производит сброс жидких канализационных и промышленных отходов в реку и на сельскохозяйственные земли, вследствие чего они оказываются загрязненными и непригодными к эксплуатации94. Ариэльская очистная установка перестала функционировать в 2008 году, и сточные воды поселения поступают в реку Аль-Матви и в Сальфит95, а потом идут на запад через сельскохозяйственные земли деревень Брукин и Куфр-аль-Деек96, протекая мимо местной артезианской скважины97.

33. Как отмечалось выше (см. раздел IV), к палестинским строениям на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, Израиль применяет ограничительные директивы, законы и практику. То же самое касается и инфраструктурных проектов по утилизации отходов, в результате чего сковываются палестинские проекты, особенно в зоне С98. Поскольку зоны А и В уже большей частью застроены, подходящие места для площадок по обработке отходов находятся в зоне С. И ситуация, похоже, усугубляется задержками в израильском процессе одобрения и лицензирования, который может тянуться больше десяти лет99. Вдобавок Израиль также увязывает разработку проектов с обслуживанием поселений100, что ухудшает ситуацию, ибо Палестинская администрация систематически отказывается взаимодействовать с поселениями во избежание их юридического признания. Например, в 2009 году Израиль отказал в лицензии на строительство в связи с финансируемым Германией проектом сооружения водоочистной станции для местечка Сальфит в зоне С. Такой отказ был мотивирован интересом Израиля к совместному проекту, который включал бы обработку ариэльских сточных вод. Согласно этим намёткам, неочищенные сточные воды проходили бы 12-километровый путь через деревни Брукин и Куфр-аль-Деек до "зеленой линии", где и была бы возведена предлагаемая установка101.

Право на образование

34. Документируются случаи, когда группы поселенцев совершают нападения на школы в палестинских деревнях. Например, с января по июнь 2013 года Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) задокументировал пять инцидентов, связанных с нападениями на школы в деревне Уриф к югу от Наблуса и вблизи поселения Ицхар102. Эти нападения, как правило, приводили к стычкам между поселенцами и жителями с последующим вмешательством израильских сил безопасности (ИСБ) с применением для разгона палестинцев слезоточивого газа, резиновых пуль с металлическими сердечниками и боевых патронов.

35. В случае, задокументированном УВКПЧ, 24 октября 2013 года группа в составе примерно 30 поселенцев, которые в большинстве своем носили маски, напали на школу в деревне Джалуд. Одни метали в школу камни, а другие пытались проникнуть на школьный двор сквозь главные ворота и через забор. Чтобы защитить детей, учителя заперли дверь изнутри. Поселенцы принялись уничтожать автомобили, припаркованные в пределах и вокруг школы, а потом подожгли близлежащие оливковые рощи. В результате нападения было уничтожено 5 автомобилей и сожжено более 350 оливковых деревьев. Джалуд вдобавок к лагерю ИСБ окружена шестью израильскими поселениями и является мишенью частых насильственных вылазок со стороны поселенцев, особенно во время сбора урожая оливок. Согласно информации, имеющейся у УВКПЧ, впоследствии израильская полиция арестовала в связи с этим нападением четверых подозреваемых.

36. Помимо нападения на школы поселенцы также зачастую прибегают к насильственным нападкам на детей по пути в школу или из школы, и в том числе бросают камни в школьные автобусы. В некоторых пунктах на Западном берегу ИСБ, чтобы обеспечить безопасность детей, выделяет им эскорт, однако этот эскорт зачастую оказывается ненадежным, а нередко и не появляется вообще103.



VI. Неспособность поддерживать общественный порядок, насилие со стороны поселенцев и дефицит ответственности

37. В отчетный период израильские поселенцы продолжали совершать нападения на палестинцев и на их имущество на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим. По-прежнему вызывает серьезную озабоченность дефицит эффективной системы ответственности и защиты со стороны израильских властей от таких инцидентов104. Хроническое несоблюдение Израилем своих юридических обязанностей в этом отношении являет собой лишь часть более широких системных сбоев в способности гарантировать права человека применительно к палестинцам105. А от этого насилие со стороны поселенцев никак не идет на убыль, а порой и расцветает (см. пункт 39 ниже).

38. Израиль обязан по международному праву защищать палестинцев и их имущество от актов насилия со стороны поселенцев, обеспечить ответственность за совершаемые преступления и предоставлять средства правовой защиты в связи с любыми перенесенными нарушениями. Это вытекает из обязанностей Израиля как оккупирующей державы, включая его обязанности защищать палестинцев на оккупированной территории и гарантировать их права106, что предполагает реализацию действий к тому, чтобы помешать индивидам или группам, и в том числе поселенцам, посягать на осуществление прав палестинцами.

Насилие со стороны поселенцев: цифры и тенденции

39. По-прежнему тревожными темпами регистрируются инциденты, связанные с насилием со стороны поселенцев. В отчетный период УКГВ зафиксировало 270 таких инцидентов, которые привели к ранению 103 палестинцев, т.е. произошел рост по сравнению с тем же периодом 2012 года, когда было зарегистрировано 249 инцидентов, в результате которых получили ранения 97 палестинцев. В отчетный период Управление по координации гуманитарных вопросов также зафиксировало 30 инцидентов, связанных с насильственными действиями палестинцев против поселенцев, в ходе которых 2 поселенца были убиты и 41 получил ранения, что также свидетельствует о росте насилия против израильских поселенцев по сравнению с тем же периодом 2012 года, когда было зафиксировано 27 инцидентов, приведших к ранению 38 поселенцев.

40. В 2013 году отмечалось и усиление поселенческого или израильского насилия в отношении палестинцев и их имущества в Восточном Иерусалиме. В отчетный период 2013 года Управление по координации гуманитарных вопросов зафиксировало 58 таких инцидентов по сравнению с 41 за тот же период 2012 года. 14 августа 2013 года УВКПЧ задокументировало случай, когда израильские религиозные студенты из талмудической школы в Восточном Иерусалиме совершили нападение палестинское семью. По словам членов семьи, больше 40 студентов спрятались за зданием неподалеку от семейного дома и напали на них с деревянными палками, металлическими прутьями и цепями. В результате полученных ранений были госпитализированы мать и двое ее сыновей.

41. 18 августа 2013 года в случае, отслеживаемом со стороны УВКПЧ,


47-летний палестинский пастух из деревни Михмас около Рамаллы вел своих овец через водосливный тоннель под дорогой № 60 с целью выпаса на частновладельческой палестинской земле неподалеку от частично эвакуированного поселенческого аванпоста "Мигрон", который был построен на палестинской земле, находящейся в частном владении. Жители Михмаса, которые неоднократно подвергались насилию со стороны поселенцев из находящихся в округе аванпостов и поселений, лишь недавно стали вновь пользоваться тоннелем, услышав, что израильские власти заставили поселенцев оставить "Мигрон", хотя аванпост был эвакуирован лишь частично. Пройдя тоннель, пастух столкнулся с шестью мужчинами-поселенцами, которые избили его металлическими трубами. Поселенцы напали и на его отару, убив двух овец и спровоцировав выкидыш ягнят у пяти беременных овец. В конце концов, пастух был найден рядом с тоннелем в бессознательном состоянии и доставлен в медицинских комплекс Рамаллы, где ему было сделано 70 швов на голове и где он оставался в течение четырех дней. Со стороны УВКПЧ и других организаций были задокументированы и аналогичные случаи физического посягательства со стороны поселенцев107.

Правоприменение и ответственность

42. Нападения со стороны поселенцев неоднократно происходят в одних и тех же районах, а зачастую и в одно и то же время года, что вызывает озабоченности по поводу эффективности действий израильских властей по предотвращению такого насилия108. Например, палестинские жители деревни Бурин и соседних деревень провинции Наблус неоднократно сталкиваются нападениями на их личность и на их имущество со стороны переселенцев из близлежащих поселений Ицхар и Браха109.

43. Эти тенденции были тщательно задокументированы Организацией Объединенных Наций и другими организациями. Однако израильские власти все еще не защищают палестинские общины от таких инцидентов110. Значительное и все возрастающее число ранений палестинцев, причиняемых со стороны ИСБ в ходе инцидентов, связанных с поселенцами, указывает на то, что в контексте насилия со стороны поселенцев силы безопасности обычно вступают в дело для того, чтобы разогнать палестинцев, а не защитить их от нападений111. Эти продолжающиеся случаи неисполнительности усиливают выражавшиеся прежде озабоченности Генерального секретаря относительно склонности израильских сил безопасности практиковать правоприменение недискриминационным образом112.

44. Эта ситуация усугубляется хроническим дефицитом эффективной ответственности за нападения поселенцев113. На практике с предыдущего доклада Генерального секретаря Совету по правам человека (A/HRC/20/13) произошло не так много изменений, и израильские власти по-прежнему не производят эффективно расследование дел, как того требует международное право. Согласно цифровым выкладкам, обнародованным недавно НПО "Еш Дин", в общей сложности из всех 197 дел умопомрачительные 97,9% дел о повреждении палестинских деревьев и сельскохозяйственных культур в период с 2005 по 2013 год были закрыты без предъявления обвинения; в двух случаях были утеряны дела; а в четырех случаях было предъявлено обвинение114.

45. Потерпевшие, опрошенные УВКПЧ, сообщили, что полиция не информирует их ни о каком прогрессе расследований. Например, в случае, задокументированном УВКПЧ, 21 апреля в полицейский участок поселения Биньямин обратился с жалобой мужчина, который 11 апреля 2013 года был до потери сознания избит поселенцами под Сильвадом в провинции Рамалла, и металлическими трубами и камням ему проломили череп. На момент подготовки настоящего доклада полиция, как сообщается, не предоставила ему никакой информации, имеющей отношение к его делу.

46. Такое бездействие резко контрастирует с проводимыми расследованиями по случаям насилия в отношении израильских граждан на Западном берегу. Например, в ответ на ранение 5 октября 2013 года израильской девушки в поселении Псагот ЦАХАЛ провел тщательные розыскные операции в соседнем палестинском городке Аль-Бире, в результате чего 8 октября 2013 года был произведен арест двух мужчин115.

47. Израильские власти объявили некоторые позитивные инициативы, включая формирование специального полицейского подразделения по борьбе с националистическими преступлениями на почве ненависти и нападениями в порядке возмездия (таг мехир)116. К сожалению, это не сопровождается каким-то сокращением числа инцидентов, связанных с поселенцами, а в сущности, такого рода преступления нарастают117. Существует также механизм ходатайств о компенсации в связи с такими преступлениями по линии Министерства обороны. Однако по-прежнему налицо необходимость эффективных механизмов уголовной ответственности. Без фундаментальных перемен в подходе израильских властей к такого рода инцидентам палестинцы будут по-прежнему оставаться уязвимыми по отношению к нападениям со стороны поселенцев.

VII. Поселения на оккупированных сирийских Голанах

48. Израиль продолжает оккупировать сирийские Голаны несмотря на многочисленные резолюции Совета по правам человека, например резолюцию 22/26, и Совета Безопасности с призывом к прекращению оккупации, включая резолюцию 497 (1981), в которой Совет Безопасности постановил, что решение Израиля установить свои законы, юрисдикцию и управление на оккупированных сирийских Голанах является недействительным и не имеет международной юридической силы, и потребовал, чтобы Израиль, оккупирующая держава, немедленно отменил свое решение. В резолюции 497 (1981) Совет Безопасности также призвал Израиль воздержаться от изменения физического характера, демографического состава, организационной структуры и правового статуса оккупированных сирийских Голан и, в частности, воздержаться от создания поселений. В этом отношении Генеральный секретарь в предыдущих докладах выразил озабоченность в связи примерно с 20 000 израильских поселенцев, которые проживают в 33 поселениях на оккупированных сирийских Голанах, и в связи с продолжающейся эксплуатацией Израилем природных ресурсов на оккупированных сирийских Голанах, включая газ, нефть, ветер и воду (см. A/68/513). Следует отметить, что в ходе универсального периодического обзора Израиля 29 октября 2013 года ряд заинтересованных сторон вновь высказали призывы к прекращению строительства всех израильских поселений на оккупированных арабских территориях, включая оккупированные сирийские Голаны.



следующая страница >>