Доклад  "Преимущества и перспективы сотрудничества на уровне последипломного образования среди университетов государств-членов чэс" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Азербайджан главы погранслужб прикаспийских стран обсудили в Баку... 1 249.77kb.
Анализ работы 7 2401.04kb.
Это, прежде всего, экономические преимущества, открытый рынок труда... 1 86.13kb.
Доклад Экспертного механизма по правам 2 501.26kb.
Доклад " Использование генетически модифицированных организмов (гмо) 1 287.28kb.
Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызия, Молдова, Россия,Украина 2 423.68kb.
Государственный суверенитет государств-членов европейского союза... 1 45.11kb.
Российская медицинская академия последипломного образования 5 1092.11kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 2 508.94kb.
Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений... 1 115.67kb.
1. Система внешнеполитических мероприятий СССР в 1930-х гг. 1 37.25kb.
Научно-методического семинара болонский процесс и проблемы модернизации... 1 57.63kb.
- 4 1234.94kb.
Доклад  "Преимущества и перспективы сотрудничества на уровне последипломного образования - страница №1/1




Doc. GA41/CC40/REP/13/r



ДОКЛАД

"Преимущества и перспективы сотрудничества на уровне последипломного образования среди университетов государств-членов ЧЭС"



Докладчик: г-жа Екатерина КУЗМИЧЕВА (Россия)




  1. ВСТУПЛЕНИЕ

  1. Сотрудничество в области науки является приоритетом для Организации Черноморского Экономического Сотрудничества с момента её образования. Как говорится в Уставе ЧЭС, «ЧЭС будет развивать сотрудничество между научными обществами, студентами и учеными государств-членов с целью утверждения принципов и достижения задач ЧЭС в рамках своей компетенции».

  2. Содействие сотрудничеству между научными сообществами в области образования и науки в Черноморском регионе, как вкладу в развитие гуманитарного и культурного измерения процесса Черноморского сотрудничества, также является одним из приоритетов Парламентской Ассамблеи Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.

  3. ПАЧЭС неоднократно обсуждала вопросы, связанные с развитием сотрудничества в области образования между странами региона, а также с сотрудничеством научных сообществ как части процесса ЧЭС. В Рекомендации 10/1995 «О сотрудничестве между странами-членами ЧЭС в области совершенствования образования» ПАЧЭС впервые предложила рассмотреть вопрос о заключении двусторонних и многосторонних соглашений о признании и эквивалентности учебных программ, дипломов, степеней и других документов в области образования.

  4. В Рекомендации 27/1998 «О сотрудничестве научных сообществ стран-членов ЧЭС и его правовых рамках» национальные парламенты и правительства призывают способствовать заключению двусторонних и многосторонних соглашений, способствующих академической мобильности в Черноморском регионе путем взаимного признания квалификаций, относящихся к высшему образованию; а также рассмотреть присоединение к соответствующим конвенциям Совета Европы и ЮНЕСКО.

  5. В Рекомендации 31/1998 рассматривается вопрос «О взаимном признании дипломов о высшем образовании странами-членами ЧЭС», процессе, ведущим к повышению мобильности студентов, исследователей и лекторов и способствующим достижению синергии между научными сообществами наших стран, что поможет достижению целей, стоящих перед процессом Черноморского сотрудничества.

  6. «Сеть Черноморских университетов: вклад в научное сотрудничество ЧЭС» является главным вопросом, освещённым в Рекомендации 56/2001, которая призывает государства-члены ЧЭС поддерживать создание общих структур, способствующих ускорению осуществления предложений ПАЧЭС и СЧУ об унификации и гармонизации учебных программ и прокладывающих путь к признанию и эквивалентности курсов и дипломов, что позволило бы открыть системы образования государств-членов ЧЭС не только друг для друга, но и для других стран, повышая их конкурентоспособность на завтрашнем глобальном рынке труда, развивая научную мобильность как источник интеллектуального обогащения.

  7. Кроме того, Рекомендация 97/2007 «О Болонском процессе и реформах систем высшего образования в странах ЧЭС» изучает пути адаптации законодательства государств-членов ЧЭС к принципам и задачам Болонского процесса, а также уровень осуществления этого процесса.
  8. Представляя собой обновленную стратегию по кратко- и долгосрочному сотрудничеству в регионе ЧЭС, «Экономическая повестка ЧЭС: к расширенному партнерству ЧЭС» (июнь 2012 г.), подтверждает поддержку государств-членов, оказываемую совместным университетским исследовательским проектам и последипломным программам. В связи с этим Комитет ПАЧЭС по культуре, образованию и социальным вопросам решил изучить вопрос «Преимущества и перспективы сотрудничества на уровне последипломного образования среди университетов государств-членов ЧЭС» в качестве главного пункта повестки дня 40-го заседания в Кишиневе 26-27 марта 2013 г. Информация для использования в докладе была получена от национальных делегаций Греции, Молдовы, Румынии, России, Сербии, Турции и Украины, а также из Секретариата СЧУ. Справочный материал был также получен из официальных вебсайтов ООН, ЕС, Совета Европы и других соответствующих международных организаций.


  1. СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ЧЭС

  1. Научное сотрудничество было на повестке дня Рабочей группы ЧЭС по сотрудничеству в области науки и технологии с самого первого её заседания в 1994 г. Эта группа была главным межправительственным вспомогательным органом ЧЭС, занимающимся этим вопросом вплоть до создания Рабочей группы ЧЭС по образованию в 2005 г.

  2. Современные рамки сотрудничества ЧЭС в сфере образования определены в соответствующем плане действий на 2011- 2012 годы. План действий в области образования среди приоритетных направлений предусматривает следующее:

  • Укреплять сотрудничество, направленное на повышение эффективности систем образования путем обмена опытом в области обеспечения качества и выработки квалификационных рамок высшего образования, в связи с чем организовать встречу экспертов;

  • Оказывать поддержку университетским исследовательским проектам и/или присоединяться к последипломным программам университетов и высших учебных заведений региона ЧЭС, представляющим взаимный интерес, что позволит повысить эффективность исследований;

  • Стимулировать высшие учебные заведения к развитию мобильности научных сотрудников и студентов в рамках государств-членов ЧЭС с помощью многосторонних соглашений и/или стипендий.

  1. До конца 2013 г. Греция будет страной-координатором Рабочей группы ЧЭС по образованию. Новый план действий Рабочей группы будет нацелен на высшее образование, что отражает точку зрения государств-членов ЧЭС о том, что сектор высшего образования представляет огромный интерес и предлагает перспективы для сотрудничества.

Портал ЧЭС в области образования

  1. В рамках Рабочей группы ЧЭС по образования и при научной поддержке Технического Университета Крита в настоящее время совершенствуется портал в области образования (www.bsec-edu.tuc.gr). Его основной целью является улучшение сбора и распространения информации в области высшего образования, особенно в отношении законодательных, нормативных и стандартных рамок образования с особым акцентом на университетские исследования. Портал предоставляет информацию о структуре образования в государствах-членах ЧЭС (в соответствии с Международной стандартной классификацией образования), перечень высших учебных заведений, а также информацию об институтах и соответствующих программах обучения. Он поддерживает все языки стран ЧЭС, обеспечивает возможность поиска информации по странам, программе обучения и более сложным запросам, и имеет форум для дискуссий между членами. Среди предусмотренных возможностей портала, которые будут обеспечены на последующих этапах этого проекта, – список стипендий, предоставляемых в каждом государстве-члене, программы исследований, а также конкурсы/информация о новых программах и возможностях трудоустройства в государствах-членах ЧЭС.

Политическая ответственность

  1. В Афинской декларации министров образования государств-членов ЧЭС о сотрудничестве в области высшего образования и университетских исследований (Афины, 29 сентября 2005 г.) министры решили среди прочего:

  • Сотрудничать в вопросе выработки национальных квалификационных рамок с целью обеспечения совместимости систем образования в регионе ЧЭС;

  • Согласовать стандарты, процедуры и направления для обеспечения гарантий качества, а при необходимости пересматривать существующие системы в соответствующих странах; а также принять во внимание стандарты Европейской зоны высшего образования;

  • Изучать возможности выработки совместных программ между университетами и другими высшими учебными заведениями в соответствии с законами и правилами, существующими в каждой стране;

  • Поощрять мобильность студентов, научных сотрудников и исследователей в регионе ЧЭС в рамках соответствующих программ;

  • Способствовать осуществлению совместных программ исследований между университетами и другими высшими учебными заведениями государств-членов ЧЭС с учётом их приоритетов.

Министры также подчеркнули необходимость в развитии сотрудничества в области последипломного образования в регионе.

  1. В Декларации министров науки и технологии государств-членов ЧЭС(София, 9 апреля 2010 г.) выражается приверженность:

  • Осуществлению совместной деятельности, направленной на лучшее использование имеющихся человеческих и материальных ресурсов, исследовательской инфраструктуры, административных ресурсов путем улучшения доступа к знаниям, профессиональной подготовке и исследовательским программам, расширения транснациональной мобильности ученых и регулярного обмена информацией и публикациями, развития двусторонних и региональных сетей, товариществ и проведения совместных научных мероприятий;

  • Стимулированию мобильности студентов, научных сотрудников и исследователей в регионе ЧЭС в рамках соответствующих программ;

  • Выработке совместных исследовательских программ и курсов профессиональной подготовки между научными институтами и университетами государств-членов ЧЭС в соответствии с их приоритетами.

Международный Центр Черноморских Исследований (МЦЧИ)

  1. МЦЧИ, аналитический центр ЧЭС, в рамках своей деятельности развивает многостороннее сотрудничество между государствами-членами ЧЭС, Европейским Союзом и другими международными организациями. МЦЧИ готовит и публикует научно-исследовательские работы, организует различные научные мероприятия и управляет исследовательскими проектами, направленными на укрепление всеобъемлющего и целостного подхода к важным проблемам Черноморского региона. «Исследовательский потенциал стран ЧЭС» (BS-ResPot) является проектом, координируемым МЦЧИ и финансируемым Шестой рамочной программой Европейской Комиссии. Его продолжительность составляла 32 месяца (1 мая 2004 – 31 декабря 2006 г.) и охватывала двенадцать государств-членов ЧЭС. Целью этого проекта являлось преобразование политической воли к сотрудничеству в конкретные действия. Для достижения этой цели в рамках этого проекта была:

  • Дана оценка мощи исследовательского потенциала в каждой стране;

  • Изучены правовые и нормативные рамки в каждой стране для выработки координированной национальной политики на региональном уровне и с ЕС;

  • Дана оценка текущему состоянию дел в области инноваций и изучены более эффективные пути использования результатов исследований;

  • Определены наиболее многообещающие сферы сотрудничества в области исследований и инноваций между странами региона и с ЕС.

  1. Результаты этого проекта закладывают важную основу для будущей программы ЕС в области исследований и разработки новых технологий в Черноморском регионе, а также для следующего раунда мероприятий ЕС по сравнительному анализу отдельных показателей. Особое внимание уделяется:

  • Сотрудничеству национальных академий наук в рамках предоставления дополнительных концептуальных предложений о деятельности Совета президентов национальных академий наук государств-членов ЧЭС;

  • Определению инновационных структур в ЧЭС и изучению той роли, которую мог бы играть Черноморский инновационный центр (ЧИЦ).

Партнерами проекта «Исследовательский потенциал стран ЧЭС» (BS-ResPot) были «Иоаннийские исследования (JR) - Австрия, Турецкая Академия Наук (TUBA) – Турция, Добровский центр научно-технического потенциала и истории науки при Академии Наук Украины (STEPS) – Украина.

  1. Кроме того, МЦЧИ, в качестве органа связанного с ЧЭС, организует Международные черноморские симпозиумы, целью которых является сближение ученых и студентов факультетов политических, исторических и экономических наук, а также их подготовка в области регионального сотрудничества.

Сеть Черноморских Университетов (СЧУ)

  1. Сеть Черноморских Университетов была создана в 1997 г. на первой конференции ректоров университетов черноморских стран, состоявшейся в Мангалии (Румыния) по инициативе Черноморского Университета и Университета Овидия в Констанце. Сегодня она насчитывает более 100 университетов 12 государств-членов ЧЭС. СЧУ направляет свою деятельность на развитие систематического обмена информацией и опытом между университетами-членами, что способствует гармонизации систем управления университетами и оказывает поддержку совместным проектам в области интересов университетов-членов. В сотрудничестве с университетами членами СЧУ реализовала следующие проекты:

  2. i) Совместная магистратура СЧУ по управлению возобновляемыми источниками энергии – АРГОС», осуществляемая в рамках совместной стратегии стран черноморского бассейна на 2007 – 2013 годы консорциумом в составе Университета Овидия г. Констанцы (Румыния), Технического Университета Варны (Болгария), Технического Университета Тавриды (Украина), Стамбульского Технического Университета (Турция), Технического университета Молдовы и Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергетике и устойчивому развитию. Этот проект финансируется Европейским Союзом (период осуществления - с 15.06.2011 г. по 14.06.2013 г.) В его задачи входит разработка программы совместной магистратуры по управлению возобновляемыми ресурсами.

  3. Самыми важными достижениями этого проекта являются следующие:

    • Гармонизация учебных программ университетов-участников и агрегирование этих программ с точки зрения регионального подхода;

    • Развитие партнерских отношений между профессорским составом университетов, занимающихся аналогичными проблемами;

    • Разработка механизма студенческой мобильности на основе обмена информацией, планирования, совместных исследовательских проектов, совместных публикацией результатов и совместной подготовки диссертаций;

    • Разработка платформы курсов электронного обучения, которое может быть совместно использовано университетами-участниками;

    • Организация курсов на базе Интернета с участием студентов университетов-партнеров в режиме «онлайн»;

    • Содействие и подготовка основы для взаимного признания дипломов со стороны университетов-партнеров.

  4. Среди достижений этого проекта в 2011-2012 году Технический Университет Молдовы (ТУМ) более конкретно упоминает следующее:

  • Подготовка профессорским составом ТУМ 4 модулей программы магистратуры «Энергетика и окружающая среда»;

  • Участие 20 студентов магистратуры и аспирантов ТУМ в международной летней школе, посвящённой проблеме «Передовые концепцие и перспектвы управления возобновляемыми источниками энергии» в Констанце (Румыния);

  • Участие 6 студентов магистратуры ТУМ в мероприятиях в области мобильности, проводимых в Университете Овидий в Констанце (Румыния); Таврическом Университете Симферополя (Украина) и Техническом Университете Варны (Болгария).

  1. Существующие барьеры:

  • бюрократия – процедуры осуществления учебных мероприятий имеют значительные бюрократические ограничения, отличающиеся от страны к стране;

  • язык общения по-прежнему является важным барьером;

  • всё ещё ощущается нехватка ресурсов для финансирования будущих мероприятий в области высшего образования и научных исследований в Черноморском регионе;

  • недостаток обмена информацией между университетами региона об их программах, опыте, исследованиях и учебных заведениях;

  • имеется много барьеров в области взаимного признания дипломов при наличии громоздких процедур их признания.

  1. ii) Проект трансграничной сети университетов по межкультурному взаимодействию был подготовлен Университетом Св. Кирилла и Св. Мефодия в Великом Тырново, Университетом Ангела Канчева в Русе, Университетом Овидия в Констанце, Университетом Крайова и Международным обществом Элиаса Канетти. Главной целью этого проекта является объединение народов, общества и экономик приграничного региона между Румынией и Болгарией для их совместного участия в развитии сотрудничества, обеспечивая устойчивое использование человеческих, природных и экологических ресурсов и преимуществ. Этот проект предусматривает введение программы на уровне магистратуры по межкультурному взаимодействию в четырёх университетах-партнерах, оборудование учебных аудиторий для межкультурного обучения, профессиональной подготовки научных кадров и публикации учебников для программы на уровне магистратуры по межкультурному взаимодействию с использованием культурных норм Румынии и Болгарии. Профилирующий предмет курса межкультурного взаимодействия носит междисциплинарный характер и нацелен на приобретение знаний в области культуры, политики и экономики, различных видов взаимодействия, а также изучение языка соседа.

  2. iii) Международная летняя школа по основным принципам работы топливных элементов с протонообменной мембраной (ТЭПОМ), аккредитованная Европейской системой перезачёта зачётных баллов, начатая в г. Сибиу (Румыния) в 2007 г., продолженная в Стамбуле в 2008 г. и 2009 г., в Измире – в 2011 г., Невшихире – в 2012 г. и планируемая в 2013 г. в Бурсе. Продолжительность работы этой летней школы со стандартной учебной программой, опробованной и улучшенной в последние годы, одна неделя. Лекторы выбираются Совместным исследовательским центром ЕС – Институтом энергетики и транспорта из числа наиболее ценных специалистов по каждому разделу программы летней школы. Студенты заранее получают конспекты лекций, а если они хотят получить зачёты в рамках Европейской системы зачётных единиц, то должны будут сдать экзамены. Сертификаты выдаются Университетом Овидия в Констанце на основе аккредитации Румынского агентства по обеспечению качества высшего образования – ARACIS – и считаются частью программы на уровне магистратуры «Инженерное обеспечение систем с возобновляемыми энергоносителями». Ограниченное количество стипендий предлагается Совместным исследовательским Центром ЕС – Институт энергетики и транспорта.

  3. Извлеченные уроки:

  • Уровень подготовки лекторов имеет ключевое значение для привлечения студентов;

  • Привлекательность мета проведения учебных программ является важным фактором успеха;

  • Разумное соотношение между теоретическими и практическими занятиями обеспечивает лучшие результаты обучения;

  • Условия размещения, логистика и организация учебных программ играют важную роль для удовлетворения участников;

  • Социальная программа и интерактивные мероприятия оказывают важное воздействие на процесс обучения.




  1. Существующие барьеры:

  • Нехватка ресурсов в регионе обуславливает невозможность осуществления подобных мероприятий без финансовой поддержки доноров;

  • Имеются сложности в признании зачётов, выданных университетами, не являющимися частью Европейской зоны высшего образования;

  • Обеспечения качества и повтор программ трудно поддерживать с годами на одном и том же уровне.


III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАМКИ И ОПЫТ

Международные правовые инструменты

  1. Вопрос о взаимном признании квалификаций, относящихся к образованию, периодов обучения, эквивалентности сертификатов об образовании и, в широком контексте, академической мобильности, был предметом ряда конвенций Совета Европы и ЮНЕСКО 50-х и 70-х годов.

  2. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS No 165), важная совместная инициатива Совета Европы и ЮНЕСКО, была подписана в Лиссабоне 11 апреля 1997 г. в рамках постепенной замены конвенций, подписанных в предыдущие десятилетия. Она широко охватывает вопросы, ранее затронутые в предыдущих конвенциях Совета Европы и ЮНЕСКО, и нацелена на развитие общеевропейской академической мобильности. Лиссабонская конвенция была подписана всеми государствами–членами ЧЭС, за исключением Греции.

Региональные инициативы

  1. Все государства-члены ЧЭС принимают участие в Болонском процессе. Болонская декларация, принятая в июне 1999 г., привела в движение серию реформ, необходимых для того, чтобы европейское высшее образование стало более совместимым и сопоставимым, более конкурентоспособным и привлекательным для европейцев, студентов и ученых из других континентов. В рамках Болонского процесса в 2010 г. была создана Европейская зона высшего образования, где студенты могут выбрать программу из широкого и прозрачного ряда высококачественных курсов и воспользоваться преимуществами простых процедур признания. Перед Болонским процессом с самого начала стояли три всеобъемлющие задачи: введение системы трёхуровневого цикла (бакалавриат-магистратура-докторантура), обеспечение качества и признание квалификаций и продолжительности обучения. В Бухарестском Коммюнике в апреле 2012 г. министры определили три главных приоритета – мобильность, пригодность к трудоустройству и качество – и подчеркнули значение высшего образования для способности Европы бороться с экономическим кризисом и содействовать росту экономики и рабочих мест. Министры также подтвердили свою приверженность долгосрочной задаче Европейской зоны высшего образования – автоматическому признанию сопоставимых ученых степеней.

  2. Бухарестское Коммюнике взяло за основу Лёвенское Коммюнике 2009 г., где были определены приоритеты на 2010-2020 годы, среди которых:




  • Развитие мобильности студентов, научных сотрудников и административного персонала;

  • Введение системы зачётов (Европейская системы перезачёта зачётных баллов) для оценки эффективности обучения;

  • Признание уровней: принятие системы легкоопределяемых и сопоставимых уровней.

  1. «Черноморская синергия», в которой содержатся основные принципы продвижения прагматических проектов сотрудничества между странами Черноморского региона и ЕС, включает параграф, посвященный науке и образованию с особым акцентом на высшее образование. Синергия представляет собой инициативу сотрудничества, которая способствует развитию совместных программ между ЧЭС и ЕС в соответствующих областях.

Европейская программа сотрудничества и обмена

  1. ТЕМПУС является Европейской программой, поддерживающей модернизацию высшего образования в регионах, прилегающих к ЕС, включая Черноморский регион. ТЕМПУС развивает институциональное сотрудничество с участием Европейского Союза и стран-партнеров, и направлен на реформирование и модернизацию систем высшего образования в странах-партнерах Восточной Европы, Средней Азии, Западных Балкан и Средиземноморского региона.

Она также содействует добровольному сближению систем высшего образования стран-партнеров с инициативами ЕС в области высшего образования. ТЕМПУС оказывает поддержку консорциумам институтов, состоящих, главным образом, из университетов или университетских ассоциаций.

  1. Приоритетные вопросы в рамках программы ТЕМПУС определяются основными компонентами, стоящими на повестке дня модернизации высшего образования ЕС, и поэтому сгруппированы в три основополагающие блока: реформирование программ обучения, реформирование управления, а также высшее образование и общество. Реформирование учебных программ предусматривает модернизацию учебных программ по учебным дисциплинам, определенным странами-партнерами в качестве приоритетов, с использованием Европейской системы перезачёта зачётных баллов, системы трехступенчатого цикла и признанием степеней. Национальные и региональные приоритеты определяются по этим направлениям.

  2. Программа ТЕМПУС осуществляется в тесном сотрудничестве с программой «Эразмус Мундус», предоставляющей стипендии студентам третьих стран, позволяя им обучаться в магистратурах и докторантурах высшего уровня за пределами ЕС.

  3. «Эразмус Мундус» направлена на повышение качества высшего образования с помощью стипендий и научного сотрудничества между Европой и другими странами. Эта программа оказывает финансовую поддержку институтам и выплачивает стипендии отдельным лицам. Финансирование предоставляется:

  • Европейским совместным магистратурам и докторантурам (включая стипендии);

  • Партнерствам с высшими учебными заведениями за пределами Европы, а также для выплаты стипендий студентам и научным сотрудникам;

  • Проектам по пропаганде европейского высшего образования во всем мире.

  1. «Акция 2» программы «Эразмус Мундус» обеспечивает партнерство с высшими учебными заведениями третьих стран и стипендии для мобильности. Партнерства в рамках программы «Эразмус Мундус» на 2009-2013 годы закладывают базу для укрепления научного сотрудничества и обмена студентами и учеными, содействуя социально-экономическому развитию стран, не являющихся членами ЕС, но включёнными во внешнюю политику сотрудничества ЕС. Консорциумы должны состоять минимум из 5 высших учебных заведений из не менее, чем 3 европейских стран, и ряда высших учебных заведений из неевропейских регионов, включенных в политику ЕС. Особое внимание уделяется социально незащищённым группам населения и тем, кто находится в трудной ситуации.

  2. Деятельность «Акции 2» финансируется различными финансовыми инструментами, доступными в контексте мероприятий, предусмотренных внешнеполитическими программами Союза (например, инструмент европейского добрососедства и партнерства, инструмент по оказанию помощи странам перед их вступлением в ЕС, инструмент политики развития и экономического сотрудничества, Фонд европейского развития и инструмент промышленно развитых стран).

  3. Инструмент европейского добрососедства и партнерства (ИЕДП), также финансирующий программу Черноморского бассейна на 2007-2013 годы, охватывает регионы 8 государств-членов ЧЭС (Армению, Болгарию, Грузию, Грецию, Молдову, Румынию, Турцию и Украину). Он направлен на содействие в рамках технической помощи «более сильному устойчивому социально-экономическому развитию регионов Черноморского бассейна». Раздел «Приоритет 3» программы развития регионов Черноморского бассейна поддерживает культурно-учебные сети в целях создания общей культурной среды Черноморского бассейна. Соответственно «Мера 3.1» заключается в развитии культурных сетей и учебных обменов в странах Черноморского бассейна.

  4. Соглашение, заключенное в рамках стратегии ЕС для Дунайского региона (Центральноевропейская программа обмена по университетским исследованиям) III, охватывает различные университеты в некоторых государствах-членах ЧЭС, таких как Албания, Болгария, Румыния, Сербия. Соглашение нацелено, главным образом, на совместные докторантуры и предусматривает гранты мобильности для студентов и преподавателей.

  5. Межпарламентская Ассамблея Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) приняла в 2002 г. две резолюции - «Об образовании для взрослых людей» и «О высшем и последипломном профессиональном образовании», рекомендованные к использованию в государствах-членах в период процесса разработки законодательных актов об организации последипломного образования.

  6. Университетская сеть ЦЕИ была создана в рамках Центральноевропейской инициативы с целью укрепления сотрудничества между университетами и другими высшими учебными заведениями Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы путем мобильности студентов и преподавательского состава на последипломном уровне. Мобильность развивается в рамках осуществления совместных программ на уровне аспирантуры и магистратуры и финансируется с помощью ежегодного обращения о предоставлении предложений. На последнем ежегодном заседании, состоявшемся в 2012 г., было одобрено 7 последипломных программ, которые будут осуществлены в 2012 и 2013 годах с участием университетов Албании, Румынии, Сербии и Украины. Эти последипломные программы охватывают следующие сферы сотрудничества: экономику, региональное развитие и государственные административные органы, инфраструктуру логистику, окружающую среду и устойчивое развитие, передовую биотехнологию, а также межкультурное и межрегиональное трансграничное сотрудничество.


IV. ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ЧЭС

  1. Сотрудничество в области научной мобильности, студенческого обмена и развития совместных последипломных программ осуществляется между государствами-членами ЧЭС в рамках различных видов соглашений.

  2. Например, Греция подписала двусторонние соглашения в сфере образования со всеми государствами-членами ЧЭС, включающие предоставление стипендий для преддипломного и последипломного обучения, проведение летних языковых семинаров и курсов по культуре, а также обмен научными сотрудниками в рамках программ образования.

  3. Координирование совместных последипломных или докторских программ может осуществляться с помощью специальных протоколов о сотрудничестве. В соответствии с законом 3685/2008 высшие учебные заведения Греции могут сотрудничать с этой целью с признанными зарубежными аналогичными вузами после подписания и одобрения обеими странами специального протокола о сотрудничестве, в котором определяется объем программы, темы докторских диссертаций, источники финансирования, права и обязанности сторон, мобильность преподавателей или студентов и т.д. В министерство образования Греции представлен Специальный протокол о сотрудничестве для его подтверждения решением министра. На этой основе осуществляется сотрудничество между Афинским и Белградским университетами по совместному контролю за подготовкой докторских диссертаций.

  4. И, наконец, высшие учебные заведения Греции могут заключать двусторонние соглашения в рамках программы «Эразмус», способствуя таким образом мобильности преподавательского и непреподавательского персонала, а также студенческим обменам с целью исследований, практики, обучения и профессиональной подготовки. Из всех государств-членов ЧЭС вышеупомянутые соглашения относятся только к Болгарии, Румынии и Турции.

  5. Румынские университеты также заключили двусторонние соглашения с университетами других государств-членов ЧЭС, направленные на содействие обмену студенческим и профессорским составами, участие в международных симпозиумах, семинарах, курсах подготовки и т.д., разработке программ для совместного преподавания на уровне докторантуры и предоставление грантов для осуществления различных совместных проектов в области образования и исследований.

  6. Такие соглашения имеются, например, между Политехническим университетом Бухареста и Национальным техническим университетов Афин, Университетом Аристотеля в Салониках, Национальным Каподистрианским университетом Афин и Университетом Патрас (Греция); Университетом в г. Нови Сад (Сербия) Политехническим институтом им. Сергея Лазо в Кишиневе, Университетом им. Алеко Русо в г. Балти, Техническим университетом Молдовы, Институтом энергетики при Академии Наук Республики Молдова и Государственным Университетом Молдовы (Молдова), Новосибирским государственным техническим университетом (Россия), Университетом в г. Балыкесир и Ближневосточным техническим университетом (Турция), Харьковским политехническим институтом и Национальным университетом, а также Национальным университетом в Черновцах (Украина).

  7. Западный университет Темисоары также подписал двусторонние соглашения с рядом институтов государств-членов ЧЭС.

  8. Консорциум университетов Молдовы-Румынии-Украины включает следующие высшие учебные заведения: Государственный университет Алеко Руссо в г. Балти, Государственный университет Молдовы (Молдова); Университет им. Александру Иоана Кузы в г. Яссы, Университет искусств им. Георгиу Энеску в г. Яссы и Университет им. Стефана дел Маре в г. Сучава (Румыния); Национальный университет им. Юрия Федковича в г. Черновцы (Украина).

  9. Россией заключено значительное число международных документов, как в рамках международных объединений, так и в двустороннем порядке, направленных на развитие сотрудничества в гуманитарной сфере, в том числе в сфере образования. Создана обширная нормативно-правовая база, обеспечивающая экспорт российского образования. Совершенствование российского законодательства идет в направлении упрощения порядка обучения иностранных граждан в российских образовательных учреждениях.

  10. Свыше 80 российских и болгарских высших учебных заведений осуществляют прямые партнерские связи в рамках подписанных между ними соглашений о сотрудничестве. Так, в 2011 г. реализована программа обучения болгарских студентов магистерским специальностям «Менеджмент в книжном деле» и «Информационные технологии в медиаиндустрии (партнеры – Университет по библиотекознанию и информационным технологиям, г. София, и Московский государственный университет печати). В настоящее время проводиться подготовка студентов по специальности «Возобновляемые источники энергии» (партнеры – Русенский Университет, г. Русе, и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), с сентября 2012 г. силами Московского государственного университета путей сообщения и Высшей школы транспорта им. Тодора Каблешкова, г. София, запускается курс магистерской программы «транспортная энергетика».

  11. Более того, в целях привлечения обучающихся из-за рубежа российские вузы разрабатывают образовательные программы на английском языке. Например, в Университете Дружбы Народов в 2010 г. было разработано девять аспирантских программ на английском языке.

  12. Россия считает важным увеличение числа государственных стипендий для послевузовского обучения граждан из стран ЧЭС в России (в том числе в аспирантуре). В 2011-2012 учебном году государственные стипендии (квоты) в вузах Министерства образования и науки России за счет федерального бюджета для аспирантов (докторантов) составляли: Азербайджан – 15, Албания – 5, Армения – 15, Болгария – 5, Греция – 2, Грузия – 20, Молдова – 25, Румыния – 2, Сербия – 5, Турция – 5, Украина – 10 человек.

.

  1. В 2012 году принят новый базовый законодательный акт в сфере образования – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который сохранил все достигнутое в ранее действующем законодательстве в сфере доступности российского образования для иностранных граждан. В новом Законе образованию иностранных граждан посвящена отдельная статья (статья 78). В соответствии с ней граждане иностранных государств, прибывающие в Россию для обучения, принимаются в высшие учебные заведения: в соответствии с международными договорами; в пределах контрольных цифр приема по направлениям Федерального агентства по образованию Российской Федерации за счет бюджета; в соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах численности, установленной лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, определяемых правилами приема. Кроме того, в новом Законе уделено значительное внимание регламентации дистанционного обучения, что должно способствовать его развитию, а, следовательно, способствовать повышению академической мобильности.

  2. Сербия также развивает сотрудничество со многими государствами-членами ЧЭС с помощью программ сотрудничества. Программы сотрудничества определяют критерии для выделения иностранным правительствам и фондам стипендий, оплачиваемых на базе подписанных международных соглашений. Стипендии выдаются каждый учебный год по принципу взаимности. Сербия обменивается стипендиями с Россией, Украиной, Азербайджаном (соглашение находится в стадии подписания), Турцией, Грецией, Болгарией, Румынией и Албанией. Обмены между этими странами на последипломном уровне осуществляются следующим образом: Россия – стипендии для магистратур и докторантур; Греция – 20-месячные стипендии для последипломного образования и исследований; Болгария – 25-месячные стипендии для последипломного образования, предназначенного для академиков, исследователей и преподавателей вузов; Румыния – стипендии для магистратур (1.5 – 2 года) и докторантур (3-4 года).

  3. Турция подписала ряд соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры и науки с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Грузией, Грецией, Молдовой, Румынией, Россией и Украиной.

  4. В Турции университеты предоставляют своим студентам обучение в соответствии с международными стандартами в рамках международных программ обмена, таких, как программы обмена «Эразмус» и «Мевлана», которые обеспечивают студенческую мобильность, магистратуры с двумя профилирующими предметами, дающие возможность заканчивать одновременно два отделения, а также широкие возможности для стипендий и размещения.

  5. Государства-члены ЧЭС охвачены турецкой программой стипендий на следующих условиях:

  • Турецкие стипендии являются стипендиями высшего образования для иностранных студентов, финансируемыми Турецкой Республикой из государственного бюджета;

  • В рамках турецких стипендий предусмотрены стипендии для преподавания турецкого языка, преддипломного, дипломного, последипломного и докторского обучения, специализации и исследований.

  • Отбор студентов осуществляется в два этапа. На первом этапе студентов включают в список после первоначального отсева на базе академических критериев (как минимум один критерий предусматривает выпускную оценку оконченного вуза/ оценку выпускных экзаменов вуза/ оценку приемных экзаменов в университет/ оценку международного экзамена или дипломную оценку, если таковая имеется, или среднюю оценку). После рассмотрения этих оценок с кандидатами, включенными в список после первоначального отсева, проводится собеседование.

  • Стипендии, предназначенные для иностранных студентов в рамках программ с денежной дотацией на обучение, включают ежемесячную выплату, субсидии на размещение, плату за обучение, плату за обучение турецкому языку, общую медицинскую страховку и основные транспортные расходы. Стипендии выплачиваются студентам, принятым для обучения по программам, предусматривающим денежную дотацию на весь период обучения, включая подготовительные курсы.

  1. Национальный университет им. И.И.Мечникова в Одессе (Украина) подписал соглашения о совместных исследованиях, обмене опытом, совместных научных программах, научном и культурном сотрудничестве с рядом университетов из:

  • Болгарии – Университет Св. Клементия в Софии; Институт профессоров им. Док. Петера Берона по профессиональной подготовке и образованию (Варна); Университет Св. Кирила и Св. Мефодия в Велико Тырново; Центр по образованию и квалификации болгар, находящихся за границей, при Техническом университете Габрово; Центр им. Св. Кирила и Св. Мефодия при Болгарской Академии Наук в Софии; Университет им. Епископа Константина Преславского в Шумене; Экономический университет Варны, Юго-Западный Университет им. неофита Рыльского в Благоевграде;

  • Грузии – Батумский государственный университет им. Шота Руставели; Тбилисский государственный университет экономических отношений, Тбилисский государственный университет им. И. Джавахишвили;

  • Румынии – Клужский университет Бабеша-Боляйи, Университет Александра Иоана Кузы из Ясс, Университет Галати, Экономический университет Бухареста;

  • России – Белгородский государственный университет, Пермский государственный университет, Ростовский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский Государственный университет, Московский государственный университет прикладной биотехнологии;

  • Турции – Трабзонский черноморский технический университет; Университет Чукурова в Адане, Университет Коджаели в Измите, Стамбульский государственный университет, Стамбульский частный университет «Едитепе», Университет им. архитектора Синана, Стамбульский университет «Фатих», Средиземноморский университет в Анталье.

Инициативы регионального значения

  1. КЕПА (Центр политики в области энергетики и развития) является научным институтом, функционирующим при Национальном и Каподистрианском Университете в Афинах. Деятельность КЕПА нацелена на тематические области энергетики и вопросы экологической политики с акцентом на энергетическую геополитику, изменение климата и механизмы Киотского протокола. Это - международный центр, работающий, главным образом, с известными экспертами из-за рубежа, а также греческими и иностранными учеными-исследователями.

  2. Он внёс весомый вклад в координирование инициатив огромного значения, предпринимаемых ЕС в Юго-Восточной Европе. Он координирует сеть «ПРОМЕТЕЙ», сеть по политике в области энергетики и климатических изменений в составе участников из 16 стран Черноморского и Каспийского регионов, и среднеазиатских стран (Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Российская Федерация, Сербия, Таджикистан, Турция, Украина и Узбекистан).

  3. КЕПА обладает опытом в проведении международных научных и правительственных заседаний, а также семинаров и конференций. В 2007 и 2012 годах КЕПА организовала телевизионные курсы профессиональной подготовки в два этапа. Участники, успешно сдавшие экзамены, были приглашены на семинар сроком на одну неделю в Афинах в помещении КЕПА. В обоих случаях профессиональная подготовка была предназначена для ученых (исследователи, ученые, студенты магистратур и т.д.), разработчиков политики и участников рынка из стран ЧЭС.

  4. В 2003 и 2008 годах в рамках стипендий, выплаченных из государственного фонда стипендий, КЕПА имела возможность принять у себя одного, а затем ещё двух кандидатов наук. Основные проблемы были связаны с трудностью для учёных i) писать, читать, понимать и говорить по-английски; ii) а также приспособиться к бюрократическим процедурам, требованиям и работе над своими кандидатскими диссертациями в рамках греческой системы образования.

К широкому сотрудничеству в области последипломного образования

  1. Исходя из собственного опыта проведения вышеупомянутых мероприятий в рамках сотрудничества, государства-члены говорят о наличии нескольких нижеследующих правовых, институциональных и других барьеров и недостатков:

  • Недостаток конкретных правовых рамок для организации предпринимательских университетов путем повышения степени автономности университетов и обеспечения эффективности взаимоотношений между университетами/соответствующими государственными органами власти и деловыми кругами (тройная спираль);

  • Отдельные недостатки в управлении университетами;

  • Недостаточное распространение передового опыта;

  • Слабое развитие партнерских отношений между университетами и деловыми кругами;

  • Экономический фактор: в последние годы бюджеты всех высших учебных заведений испытали массивные сокращения, что привело к ограничению сотрудничества. В связи с этим большинство обменов студентами или научными сотрудниками осуществляется в рамках программы «Эразмус Мундус», где расходы покрываются Европейским Союзом;

  • Проблемы вида на жительство: необходимый вид на жительство создаёт зачастую большие проблемы. Эта процедура во многих случаях долгосрочная и сложная, что в итоге сдерживает свободное передвижение как студентов, так и научных сотрудников;

  • Языковый барьер.

  1. Академическая мобильность, осуществляемая на основе двусторонних соглашений, зачастую сталкивается с такими проблемами, как неподписание учебных программ с целью реализации имеющихся соглашений; неспособность обновить учебные программы, срок которых истёк; неточные данные о конкретном количестве ученых, способных участвовать в определенной программе, и о продолжительности пребывания ученых; неспособность некоторых стран реализовать имеющиеся программы с точки зрения исполнения своих обязательств по оплате проживания и других расходов приглашенных ученых.

  2. Многочисленные программы двустороннего сотрудничества являются неоспоримым капиталом государств-членов ЧЭС и Организации в целом. Такие программы следует и дальше пропагандировать и знакомить с принципами их функционирования.

  3. Предложения государств-членов о более экстенсивном и эффективном сотрудничестве в области последипломного образования включают следующее:

  • Вовлечение парламентов в процесс устранения барьеров путем принятия более гибких законов;

  • Расширение основы для заключения двусторонних соглашений о взаимном признании эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и научных званий;

  • Предоставление автономии университетам в вопросе управления собственным бюджетом и согласование новых правил с конкретными характеристиками университетов;

  • Принятие организационно-правовых мер на национальном уровне;

  • Определение университетами-членами Сети Черноморских Университетов приоритетности шагов, которые необходимо сделать в ближайшем будущем;

  • Определение путей и способов повышения привлекательности для молодых исследователей;

  • Обмен идеями об укреплении трансграничного сотрудничества в сфере управления качеством высшего образования;

  • Выработка платформ в режиме «онлайн», проведение семинаров с целью пропаганды использования передового опыта;

  • Стимулирование сотрудничества между университетами и деловой средой с возможным привлечением торгово-промышленных палат;

  • Создание Координационного Совета/Рабочей группы по координированию непрерывных последипломных мероприятий в сфере профессиональной подготовки регионального значения;

  • Создание стратегических исследовательских центров, в рамках которых ученые могли бы проводить совместные исследования и вырабатывать региональную политику;

  • Развитие межуниверситетского сотрудничества в области разработки программ и проведения непрерывной профессиональной подготовки регионального значения.


V. ВЫВОДЫ

  1. Академическая мобильность и свободное передвижение студентов, лекторов и исследователей имеет огромное значение для государств-членов ЧЭС в деле укрепления учебных и научных связей, упрочения мира, достижения взаимопонимания и терпимости среди стран региона.

  2. Высшие учебные заведения являются ключевыми игроками в процессе успешного перехода к экономике и обществу, основанным на знаниях, поскольку они обеспечивают профессиональную подготовку будущих ответственных лиц, принимающих решения. Они являются средоточием опыта и центрами подготовки человеческих ресурсов. Высшие учебные заведения являются также важными факторами роста и конкурентоспобности, они играют ключевую роль в повестке реформ государств-членов ЧЭС.

  3. Укрепление сотрудничества в сфере высшего образования между государствами-членами ЧЭС будет и дальше открывать их системы образования друг для друга и внешнего мира, позволяя молодым людям получать образование за рубежом и обогащать их международным опытом. Это, несомненно, будет способствовать укреплению человеческого потенциала Черноморского региона, повышая его конкурентоспособность на мировом рынке труда.

  4. ЧЭС обладает более, чем двадцатилетним опытом обмена информацией и передовой практикой между государствами-членами в сфере собственных систем высшего образования, институтов, программ и процедур признания дипломов. Наряду с этим, государства-члены осуществляют обширные реформы в рамках Европейской зоны высшего образования. Рамки ЧЭС в настоящее время являются достаточно зрелыми для того, чтобы использовать их опыт и продолжать институционализацию сотрудничества в области высшего образования.

Текст был утвержден на Сорок первой Генеральной Ассамблее