Доброделание - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструкция по выполнению работы 4 1037.85kb.
- 4 1234.94kb.
Доброделание - страница №1/14



ДОБРОДЕЛАНИЕ

Всякое время должно почитать удобным к тщательному совершению благоугодного Богу

Св. Василий Великий, Ч-3, 322.

Всякое слово или дело должно подтверждать свидетельством Богодухновенного Писания, в удостоверение добрых и посрамление злонравных.

Ч-3, 335.

Как за огнем само собою следует то, что он свети, и за миром - то, что оно благоухает. так и за добрыми делами необходимо следует полезное.

Ч-4, 242.

Да не внушает тебе высокомудренный помысл ослабить со временем труды, чтобы пред дверьми исшествия не застали тебя обнаженным от добродетелей и чтобы тебе не остаться вне врат царствия.Св. Василий Великий,

Ч-5, 51.

Преуспевай в добродетелях чтобы стать ближе к Ангелам. Ч-5, 51.

... в тайне служить всегда, и на показ людям не делать, но искать только похвалы у Бога...

Ч-5, 55.


Всеми же начинаниями да руководит вера в Бога и да сопутствует надежда благая, чтобы верою укрепить нам в себе душевную силу, а благою надеждою возбуждать в себе усердие к доброму. Ибо человеческое начинание в рассуждении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя благодать не снизойдет на того, кто не прилагал о себе старания. Напротив того в совершении добродетели должно соединять то и другое - человеческое усердие, и помощь, по вере приходящую свыше.

Ч-5, 355.

Во всем, что ни сделано нами доброго, причины успеха должно приписывать Господу.

Ч-5, 355.

Что пользы человеку во вчерашней сытости греха, если ныне при возродившемся голоде не находит свойственного утешения снедей? Так и в душе не пользует вчерашнее доброе дело, если в сей день оставлено исполнение правды.

Св. Василий Великий, Ч-6, 91.

... Дело без веры не приемлется, потому что многие делают добро ради славы и по естественному расположению.

Св. Григорий Богослов, Ч-2, 296.

Делая хорошее старайся и стоять в этом, потому что к худому переход скор.

Ч-4, 364.

Начало добродетельной жизни - стать вне порока.

Св. Григорий Нисский, Ч-2, 274.


Если при времени не достает меры, или при мере благовременности: то тем, чего не достает, непременно обращается в бесполезное и то, что есть, но во времени оказывает пользу соразмерность и в мере благовременность.

Ч-2, 297.

Богу благоугодно все совершаемое со страхом и верою, а не то, что хотя и многоценно, но без любви.

Ч-7, 273.

Подвиги добродетели должно нести с удовольствием, а о освобождение души от страстей относить к Богу, дабы душа таким образом, став превыше самой себя и сильнейшей злобы врага, представила себя благим жилищем поклоняемому и Святому Духу, прияв от Которого бессмертный мир Христов, чрез оный соединяется с Господом и прилепляется Ему. Если же некоторые еще не имея ни напряженности совершенной молитвы, ни приличной этому делу старательности и силы, лишены этой добродетели; то пусть исполняют послушание в ином роде, по силу служат (другим), усердно делая, работая тщательно с удовольствием, не за какую-либо награду и не ради славы человеческой, служа другим не как чужим телам и душам, но как рабам Христовым, как нашим родным, чтобы наше дело явилось пред Господом чистым и без обмана. И никто пусть не извиняет себя бессилием для подвига добродетели; ибо Господь не повелевает ничего невозможного: “иже аще - говорит - напоит чашею студены воды во имя ученика, аминь, глаголю вам, не погубит мзды своея” (Мф.10, 42). Что удобоисполнимее сей заповеди? А награда за удобоисполнимое дело - небесная. И опять, что единому сих сотвористе, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). Заповедь мала а польза от послушания велика. Таким образом, ничего не требует сверх силы, но малое ли, великое ли сделаешь, последует тебе награда, какую пожелаешь избрать. Ибо если станешь творить добрые дела во имя Божие и по страху Божию, получишь неотъемлемый дар, а если на показ, то послушай Господа, с клятвою утверждающего: “аминь, глаголю вам, восприимет мзду свою” (Мф. 6, 2). А чтобы, кто не испытал сего, заповедует ученикам, а чрез них и нам: “внемлите - не творите? милостыни вашей или молитвы, или поста - пред человеки; аще ли же ни мзды, не имате от Отца вашего иже есть на небесех.

Св. Григорий Нисский, Ч-7, 282.

Душа истинно Боголюбивая и Христолюбивая, хотя бы совершила тысячи праведных дел, по ненасытному стремлению своему ко Господу, думает о себе, будто бы ничего еще она не сделала...

Св. Макарий, Духовн.беседы, 30.

Бог требует от человека его делания, потому что душа удостоена быть в общении с Божеством.

стр. 201.

От каждого потребуется плоды добродетелей по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божиею благодатию.

стр. 228.

Человек, хотя сокрушается и утруждается деля доброе, однакоже сокровенно действует в нем Господь, во время сокрушения и утверждения утешает и обновляет сердце.

Св. Макарий Великий, Духовн.беседы, 263.

Главное во всяком добром рачении и верх заслуг - прилежное пребывание в молитве.

стр. 268.

... если душа не будет прежде, всемерно по возможности, приуготовлена добрыми делами, то не дозволится ей вкусить Агнца.

стр. 300.

Самая высокая заслуга любомудрия. - Когда великий по делам смиряется сердцем и осуждает себя за жизнь: Божиим страхом низлагая долу сомнение, чтобы насладиться обетованием в той мере, в какой уверовав возлюбил оное, а не в какой трудился.

стр. 329.

Если делаешь во имя Божие и из страха Божия, то дар светел и неотъемлем ...

стр. 344.

Если человек обратится к добру и Божия благодать превозможет, то благодать не себе приписывает доброе, но воздает за оное человеку и прославляет его: потому, что человек сам для себя виновник добра.

стр. 355.

Все доброе приписывай Господу, а худое, своей немощи.

стр. 420.

Христианин, скрывай труды свои и добродетели, блюди чтобы язык твой не лишил тебя их и не предал врагам твоим.

Авва Исаия. Духовн-нрав.слова, 82.

Дело, совершаемое в тайне Богу благоприятно.

стр. 41.


Если будет в нас любовь, терпение и воздержание, то демоны не возмогут отклонить нас ни от какого доброго дела, особенно если мы будем иметь в мысли, что леность ниспровергает все доброе.

стр. 84.


Что сделаешь ради Бога, то все будет сопутствовать и помогать во время нужды.

стр. 91.


Те, которые приносят благий плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода.

Авва Макарий Великий. Духовн.беседы, 420.

Знай, что человек не может делать добра, доколе делает зло.

стр. 161.

Если душа совершает добрые дела, то Дух Святый обитает в ней.

стр. 173.

Те дела, кои находишь в себе добрыми - не считай их благоприятными Богу.

Авва Исаия. Духовн.нрав.слова, 180.

Не открывай всем благих дел твоих, чтобы не похитил оных враг твой.

стр. 199.

Когда сделаешь благодеяние бедному, не призывай его на поделие свое, чтоб не погубить благодеяния, какой сделал ты ему.

Авва Исаия. Д-люб. Т-1, 294.

Какое помнишь добро делай: (тогда) и то, которое не помнишь откроется тебе.

Св. Марк Подвижник. Нрав.подв.слова, 13.

Когда человек человеку принесет пользу словами или делами, то признают оба они в этом благодать Божию.

стр. 14.


Лучше всякое добро делать ради будущих воздаяний.

стр. 14


Кто не имеет дел, ухищряется и говорит одни слова: тот богатеет неправедно и “труды его в домы чуждые внидут” (Притч. 5, 10).

стр.26.


Мы которые удостоились “бани паки бытия” совершаем добрые дела не ради воздаяния, но для сохранения данной нам чистоты.

стр. 29.


Всякое доброе дело, которое делаем естественными нашими силами, удаляет нас от противного ему порока.

Св. Марк Подвижник. Нрав.подв.слова, 30.

Бог ценит дела по намерениям их.

Св. Марк Подвижник. Д-дюб. Т-1, 536.

Желающий сделать что-либо и не могущий - есть пред Богом Сердцеведцем, как бы сделавший.

Т.1, 539.

Делающий добро и ищущий воздаяния, не Богу работает, а своему хотению.

Т-1, 543.

Делая благодеяния, всячески опасаться должно, как бы не обратить их в промысел.

Авва Евагрий. Д-люб. Т-1, 606.

... неразумно и даже святотатственно присвоять какие-нибудь добрые дела своим усилиям, а не благодати и содействию Божию...

Авва Пафнутий (пр.Иоанн Кассиан, 220).

... тот должен творить благое из любви к самому благу, кто хочет достигнуть истинного усыновления Богу.

Авва Херемон (пр.Иоанн Кассиан, 375).

Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах.

Св. Ефрем Сирин. Ч-1, 193.

Положил ты хорошее начало, старайся и кончить хорошо, чтоб получать полную награду.

Св. Ефрем Сирин. Ч-1, 197.

День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце. Так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом.

Ч-1, 245.

Бог знает и природу, и произволение, и силы каждого и всевает слово Свое, и требует дел по мере сил наших.

Св. Ефрем Сирин. Ч-1, 264.

Блажен, кто подобным себе рабам доставил духовное веселие плодом добродетелей, которые насадил он трудами своими, чтоб принесли они плод жизни о Господе.

Ч-1, 524.

Кто живет по Богу, тот, хотя бы преуспел в великой добродетели, не надмевается, не превозносится, помышляя о величии Господа и о том, как Он “смирил Себе...” (Филип. 2, 8).

Ч-1, 577.

Если работаешь для Бога, то не превозносись над подобными тебе, на предоставь дело свое Богу. Ибо Он воздаст каждому по делам его.

Ч-2, 193.

Знай, что как земля не может приносить плодов сама собою, без семени и воды, так и человеку невозможно принести плод без злострадания и смиренномудрия.

Ч-2, 534.

Если хорошее дело препятствует лучшему, не уважим меньшего.

Ч-2, 626.

Доброе дело не совершается по страху и из любви ко Христу.

Ч-3, 349.

Рукояти добрых дел пожатые в юности, питают старость, потому что запас добрых дел, сделанный в юности, сохраняет старость.

Ч-3, 407.

Все преходит братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Посему приготовьте себе напутие для странствия, которого никто не мимо идет.

Ч-4, 114.

Начало и первая ступень - делать добро по требованию природы; вторая также не предосудительная степень - знать что должно делать, и что узнал исполнять: третья же - достойная строго наказания - многому учиться и пренебрегать тем, чему научился. Но до крайности глуп и неразумен, кто для того не учится, чтобы не делать.

Св. Ефрем Сирин. Ч-4, 221.

Душа наша - пустыня, не плодоносящая добрых дел, от Тебя, Господи, да приимет она силу плодоношения.

Ч-4, 326.

Из Твоих сокровищ приял я, что могу принести Тебе, то, что хочу воспевать Тебя Господи, - Твой же дар. Если и малое добро, какое есть в нас, умножается так обильно, то во сколько крат обильнее умножатся в нас дары Твои?

Ч-4, 343.

Сподоби душу свою напутием добрых дел, пока есть еще к тому возможность, чтобы по отшествии отсюда не нуждаться там.

Ч-4, 355.

И своим и чужим делай добра, сколько можешь: и доброму и злому говори доброе слово.

Ч-4, 356.

Добродетельные от юности и до гроба ведут борьбу; но покоятся они со дня смерти, пока придет время воздаяния. Упокоеваются они, умирая на время, как вечером после трудов и как после сна восстанут из гроба и облекутся в славу.

Ч-4, 566.

Легко и удобно все делаемое с любовью, хотя бы оно было и крайне затруднительно.

Св. Нил Синайский. Ч-1, 14.

Христос повелел делу вопиять о себе, а не делающему провозглашать о нем.

Ч-1, 14.


От многих плодов гнутся древесные ветви и при многих добродетелях смирится в человеке образ его мыслей.

Ч-1, 219.

Веруй, что при каждом твоем деле присутствует Сам Бог.

Ч-2, 233.

Исследуй конец всякого поступка прежде его начала.

Ч-2, 233.

Молитвою запечатлевай всякое свое дело, а наипаче то, при котором видишь помысл колеблющимся.

Пр. Нил Синайский. Ч-2, 238.

В добрых делах всегда поспешай, чтобы оставив их почему-либо недоконченными и самому не отойти отсюда недовершенным.

Ч-2, 241.

Прилагай попечению о добродетели, потому что она любомудрием обновляет Адама.

Ч-2, 249.

Блажен, кто многим делает добро, на суде найдет он многих защитников.

Ч-2, 255.

Враги истины и правды наипаче нападают и злоумышляют против тех, людей, которые подвизаются в добродетели и стараются преуспеть при помощи Божией.

Ч-3, 192.

Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляют его; потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди.

Ч-3, 240.

Никак не должны мы перечислять в уме снисканные уже нами добродетели, но каждый день надлежит помышлять о новых...

Ч-3, 371.

Прежде опыта даже весьма легкие и сносные дела обыкновенно представляются нам весьма трудными, но когда мы испытаем их и примемся за них смело..., то большая часть трудности исчезает и бодрость заступив места опасения и отчаяния, уменьшает страх, увеличивает удобоисполнимость и укрепляет добрые надежды.

Св. Иоанн Златоуст. Ч-1, 12.

(Необходимо) Отогнать тот помысл будто, если мы не успеем наперед запастись добрых дел, в мере равной совершенным после них грехам, то ничто не удержит нас от сильного и полного падения... Напротив, добрые дела суть, как бы крепкие латы, которые не попускают острой и губительной стреле сделать свое дело, но быв сами рассечены ею, защищают тело от великой опасности. Отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании тамошних мук.

Св. Иоанн Златоуст. Т-1, 34.

Не перестанем совершать добрые дела, не откажемся от трудов, и если не будем в состоянии встать наряду с солнцем или луною, то не будем пренебрегать местом со звездами.

Т-1, 34.


Всякий, кто бы ни решился вести борьбу против людей предпринимающих доброе дело, борется не против людей, но прежде против Самого Бога, ими чтимого.

Т-1, 45.


Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает больше и обильнее, когда делающих это добро подвергаются еще опасностям и великому бесчестию.

Т-1, 49.


Если бы тебе за (угодное Богу) дело надлежало впасть в геенну, то и тогда разве следовало бы уклоняться, а не с великою готовностью приниматься за делание добра?

Т-1, 162.

Мы потому забываем о добрых делах, что и благополучием пользуемся не умеренно, и, называя себя часто грешниками, говорим это не искренне.

Т-1, 162.

Человек делающий добро с гордостью, если только можно так делать добро, скоро дойдет до крайней погибели.

Т-1, 190.

Праведным обычно смиряться и после добрых дел.

Т-1, 102.

Когда должен ты совершить что-нибудь Богоугодное, преусматривай много опасностей, много лишений, много смертей и не изумляйся, не смущайся, когда это случится.

Т-2, 23.


Когда ты или сам, сделав что-нибудь доброе получишь неприятности, или увидишь, что другой потерпел это, то веселись и радуйся, потому что это служит к большому воздаянию. Не падай духом, не бросай усердия, не становись ленивым, а напротив прилагай еще большее рвение.

Св. Иоанн Златоуст. Т-2, 24.

Пока в силах, не отказывайся от добрых дел и хотя бы видел, что бесконечное число раз прерывает тебя диавол, никогда не отставай.

Т-2, 24.


Всюду необходимо упражняться в добрых делах, а без них и наименование христианином не может принести нам пользы.

Т-2, 388.

... несомненно вменяется нам в отпущение грехов добрые дела, как и вера в правду.

Т-3, 10.


Из добрых дел те обыкновенно ценятся выше, которые служат на пользу другим.

Т-3, 232.

Как доброе дело, помнить о своих грехах, так доброе же дело - забыть о своих добрых делах.

Т-3, 378.

... памятование о своих добрых делах ведет нас к высокомерию... делает нас нерадивыми.

Т-3, 378.

... не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.

Т-3, 378.

... что мы приготовим себе совершением добрых дел, то предупредит нас там, отворит двери дерзновения пред Господом.

Т-4, 33.


Если мы делаем что-либо доброе, но делаем не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего Господа, ... то мы напрасно трудимся, лишая себя плода от этого доброго дела.

Т-4, 38.


Делающий что-либо доброе для получения славы от людей ... пользуется уже здесь достаточною наградою, а там не получит никакого воздаяния за это дело.

Т-4, 38.


Для человека, искренне любящего Бога - (доброделание) вожделеннее царства, потому что истинное царство состоит в том чтобы доброю жизнею приобрести себе благоволение и милость Господа.

Св. Иоанн Златоуст. Т-4, 223.

Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение, особенно, когда от нас теперь требуется тем высшая добродетель, чем высшие получили мы блага.

Т-4, 238.

Добродетельный всех, кто ни смотрит на него заставляет хвалить своего Господа; а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа на того, кто побудил их к нему.

Т-4 267.


Размышляя о тленности и кратковременности нашей жизни, будем предъуготовлять себе великое дерзновение совершением добрых дел.

Т-4, 320.

Постараемся хранить себя неукоризненными так, чтобы под предлогом добродетели не навлечь на себя подозрения в гордости, или под предлогом смиренномудрия не пренебречь добродетели.

Т-4, 377.

Во всем будем соблюдать меру и в основание совершаемых нами дел полагать смирение, чтобы безопасно созидать нам здание добродетели.

Т-4, 377.

Научимся иметь великое терпение и никогда не ослабевать и неунывать в подвигах добродетели, будем знать, что Владыка наш щедрый и многомилостивый воздаст нам за малые труды великими наградами, и что Он не только в будущем веке уготовляет нам бессмертные блага, но и в настоящей жизни, утешая нас в немощах естества нашего, подает нам многие дары.

Т-4, 438.

Пребывая добродетельными, и сами получим всегда много пользы, и принесем пользу неверным.

Т-4, 441.

Мы бедны добрыми делами не от того, что не можем (делать добро), а от того, что много из подобных нам по природе людей сияют добродетелями.

Св. Иоанн Златоуст. Т-4, 459.

Господь всяческих во всяком случае (доброделания) требует только чистого намерения.

Т-4, 593.

О своих добрых делах нужно говорить, когда предвидится от этого очень большая польза. Кто объявляет и разглашает их без всякого повода, тот ничем не лучше поносителя, а кто делает это с тем, чтобы разуверить человека, расстроенного (умом) и предубежденного против него, тот становится попечителем и благодетелем этого человека.

Т-4, 868.

Облагодетельствованные (тобою) враги будут для тебя сильными ходатаями на суде (Божием); ты загладишь множество грехов и получишь награду.

Т-4, 870.

Избрать лучшее, желать, стараться, предпринимать всякий труд - это зависит от нашей воли; а доводить свои желания до конца, не допускать падения и достигать успеха в делах - это зависит от высшей благодати.

Т-6, 449.

Всякое доброе дело - есть плод любви.

Т-6, 576.

Если желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то не почитай их великими...

Т-7, 33.


Чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе. Таким только образом можем приобрести величайшую славу и у Бога и у людей... и награду и великое воздаяние.

Т-7, 33.


Если тот, кто имеет царя должником своим, почитает себя счастливым и безопасным на всю жизнь, то представь как счастлив должен быть тот, кто своими добрыми делами и малыми и великими, сделал должником своим человеколюбивого Бога, всегда живущаго.

Св. Иоанн Златоуст. Т-7, 188.

Невозможно, чтобы человек, ведущий добродетельную жизнь и свободный от всех страстей, когда-либо был презрен; хотя и случится ему впасть в заблуждение, Бог тотчас привлекает его к истине.

Т-7, 277


Бог не допускает оставаться в неизвестности доброму, и если ты сам скроешь его, Он обнаружит: и тогда будет больше удивления и больше пользы.

Т-7, 726.

За всякое доброе дело тогда бывает награда, когда оно приходит к надлежащему концу; если же оно прервется не достигнув конца, то бывает кораблекрушение.

Т-3, 511.

Что отвратительнее такого “праведника”, если он совершая какое-нибудь доброе дело, ожидает славы от толпы.

Т-9, 262.

Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся и не смущайся; тебе непременно воздаст Бог. Чем далее медлит это воздаяние, тем большее будет приращение.

Т-9, 380.

(Апостол) обыкновенно и добрые дела называет дарованием благодати, потому что и для них нужна нам большая помощь свыше.

Т-9, 500.

Бог требует не только обнаружения дел, но и благородной воли, и благоразумной мысли.

Т-9, 700.

Всякое дело, сделанное по принуждению теряет свою награду.

Т-10, 639.

Кто много говорит, тот ничего неделает; кто много делает, то ничего не говорит неуместного.

Т-11, 164.

Служи всем как господам, и скоро ты будешь иметь их слугами, порабощенными властью, сильнейшею власти суровейшаго тирана.

Св. Иоанн Златоуст. Т-11, 165.

Делай все из повиновения Господу и как бы ты все делал ради Него. Это достаточно для побуждения и убеждения, и для того, чтобы не допустить никакого соблазна или беспорядка.

Т-11, 776.

Великую т любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что они чрез это уподобляется Богу.

Т-11, 264.

Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о соделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечными и гордыми.

Т-11, 323.

Какие бы ни были у кого добрые дела без любви, они ничтожны.

Т-11, 423.

Причинит тебе кто-либо вред? Ты сделай ему добро. Если же ты сделаешь добро тому кто тебе сделал добро, то ты не совершишь еще ничего важного.

Т-11, 643.

Живые отличаются от мертвых не только, что смотрят на солнце и дышат воздухом - не этим говорим мы, а тем, что совершают что-нибудь доброе. Если этого не исполняют, то ... ничем не лучше мертвых.

Т-11, 710.

... всякое (доброе) дело есть долг наш и все, что мы ни делали есть исполнение долга.

Т-11, 898.

Сколько бы ... ты ни трудился сколько бы ни старался - не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, то все было бы напрасно.

Т-12, 115.

Добрые дела светлее солнца, а противоположные им гнуснее всего.

Т-12, 197.

Люди, украшенные добрыми делами, но не познавшие веры в Бога, подобны останкам мертвых, одетых в красивые одежды, но не чувствуют этой красоты.

Св. Иоанн Златоуст. Т-12, 534.

Если сделаешь что-нибудь доброе и не получишь за это воздаяния в этой жизни, не смущайся: тебя с лихвой ожидает награда в будущем веке.

Т-12, 552.

Кто делает что-либо доброе ради того, чтобы добыть славу у людей; тот будет ли он в состоянии пользоваться ею, или нет, получает уже здесь достаточную награду и не получит за это никакого воздаяния там.

Т-12, 602.

Если мы ревнуем о добродетели, то хотя бы весь мир говорил о нас худо, мы будем всех счастливее.

Т-12, 619.

Награда бывает больше, если ты делаешь не руководясь надеждою на награды....

Т-13, 665.

... добрые и благочестивые достойны двойной награды за то именно, что остались чистыми и нисколько не повредились от соприкосновения с порочными.

Т-12, 706.

Кто под угрозою оков бывает добр, тот никогда не будет добр, освобожденный от принуждения он возвратится к прежнему.

Т-12, 715.

Мы будем совершенно блаженными, если ради Бога сделаем столько, сколько делаем ради людей, ради славы, ради страха, ради почета.

Т-12, 839.

Ничего славного нельзя сделать без горячего желания.

Т-12, 1093.

Дознав всю многопревратную и изменчивую неверность здешних дел, старайся приобрести себе известность добрыми паче делами, за которые и здесь готова похвала и будущие награды не погибнут.

Св. Исидор Пелусиот. Ч-1, 22.

Если делает добро ради самого добра, то заслуживает большую награду, нежели делающий это ради награды. А если делает ради Божественной награды, то будет поставлен во втором ряду. А если делает ради похвалы, то и получит, ради чего сделал. Но кто не делает должного ни ради самого добра, ни ради Божией награды, ни ради человеческой похвалы, тот ... даже и не человек, а злой демон.

Ч-2, 428.

Хорошо делать добро друзьям, лучше - всем нуждающимся; всего лучше - даже врагам. Первое исполняют и мытари, и язычники, второе - повинующиеся Божественному закону, а третье - ведущие образ жизни приличный небу.

Ч-3, 222.

Из награды делающие, что должно ниже благоискусных в добре по любви к нему, но лучше делающих по страху, а не по любви и лучше, в больше мере, нежели в какой сами уступают над собою победу упражняющимися в добродетели по любви к оной.

Ч-3, 324.

Не знаешь, кажется, что превосходнейшие деяния сопровождаются обыкновенно завистью, и не могут избежать её люди, громко прославляемые ... посему, дознав это освободись от смущения. Ибо лучше, упражняясь в добродетели, терпеть осуждение от тех, кому не хотелось бы чтоб кто-либо был благоискусен; нежели - возлюбив порок, заслуживать рукоплескание от неприобретших правого суждения о делах.

Ч-3, 328.

У добродетели есть чистое, прославляемое и нескончаемое веселие, порождаемое доброю совестью, возвращаемое премудрыми венцами, питаемое упованием будущих благ. Но есть у нее и труды, и бдения, и подвиги, при которых возможно преспеяние, потому что ленивый и сонливый не воздвигает победного памятника, воздвигает же тот, кто славно боролся.

Св. Исидор Пелусиот. Ч-3, 369.

Если упражняющимся в добродетели можно с дерзновением и теперь проводить жизнь и после здешней жизни предстать Божию судилищу; то возлюбивших порок и теперь преследуют, и там преследовать будет стыд. Почему обымем добродетель и стремительно убежим порока.

Ч-3, 394.

Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогащается.

Лествица, стр. 147.

Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум.

Лествица, стр. 152.

Некоторые по скорби и затруднениям, которые следовали за их начинаниями заключали, что дело их согласно с Божественною волею ... иные напротив по неожиданному благопоспешению, которое они получали; познавали, что оно благоприятно Богу.

Лествица, стр. 196.

Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен (человеку), черпающему воду и вливающему её в худой сосуд.

стр. 274.

Должно не только отсечь страсти, но и причины их, потом хорошо удобрить нравы своим покаянием и плачем, и тогда уже начать сеять доброе семя, которое суть добрые дела.

Авва Дорофей, стр. 142.

Мы, если сделаем что-либо доброе, должны покрыть это смиренномудрием и возложить на Бога немощь нашу, молясь Ему, чтобы Он призрел на труд наш: ибо иначе он будет тщетен.

стр. 145.

Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.

Авва Дорофей, стр. 189.

Если ты, думая доставить пользу, сделаешь по своему, а случится напротив, что она принесет им вред, то Бог, взирающий на твое сердце не осудит тебя; ибо знает, что ты сделал вред, делая принести пользу (Варсонуфий).

стр. 262.

Если человек оставляет дела, преумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие её.

Св. Исаак Сирин. Слова подвижн., стр. 90.

Предпочитать доброе изволение - дело желающего, довершать же выбор доброго изволения - дело Божие.

стр. 152.

Когда сделаешь кому добро, не жди от него воздаяния, и за то и другое вознаградит тебя Бог.

стр. 286.

Если возможно для тебя, делай добро не ради будущего воздаяния.

стр. 286.

Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к постигающим тебя искушениям и не сомневайся в истине.

стр. 290.

Три начала возбуждают нас к добру: семена (добра в нас) от природы, святые силы и доброе произволение. Семена природы - когда например, как желаем, чтобы с нами поступали, так и мы поступаем с ними: или когда видим человека в тесноте и нужде: и естественно милосердуем о нем. Святые силы, когда, чувствуя побуждение к доброму делу, обретаем (в себе) благое содействие и успеваем. Наконец, когда различая добро от зла, избираем доброе.

Св. Максим Исповедник. Д-люб. Т-3, 183.

... когда хотим сделать, что доброе, будем иметь целью не человекоугодие, но Богоугождение, чтоб на Него взирая, все делать для Него, иначе мы и труд понесем, и мзду погубим.

Св. Максим Исповедник. Д-люб. Т-3, 204.

Никто не оставайся без душевного коня, который есть живая готовность на всякое доброе дело.

Св. Феодор Студит. Д-люб. Т-4, 180.

Благое дело без правого намерения не может принести пользы.

Св. Петр Дамаскин. Ч-1, 203.

... делание доброго бывает не без труда, чтобы нам не лишиться похвалы за самовластное понуждение себя.

Ч-1, 227.

Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов содействует страх вечных мучений.

Пр. Никита Студит. Д-люб. Т-5, 91.

Сколько положишь восхождений преуспеяния в высших добродетелях... столько бесы, видя тебя восходящим к небесам скрежещут зубами и старательно простирают многоплетенные сети.

Д-люб. Т-5, 108.

Дела по заповедям - суть тело; добродетели, как установившиеся внутренние расположения - кости, а благодать - душа, возбуждающая на дела по заповедям и содействующая всем.

Св. Григорий Синаит. Д-люб. Т-5, 184.

Многие много лет делали и делают ... и оказываются чуждыми чистоты, и непричастными Духа Святого, по причине не понесения лютости болезненных трудов.

Д-люб. Т-5, 236.

Если Сын ничего от Себя не творит, но как научил Его Отец, тако творит (Ин. 5, 19, 20) ... то кто помыслить может, что достиг такой высоты добродетели, на коей не имеет нужды в чьем-либо тайноводстве.

Д-люб. Т-5, 237.

Когда кто делая то, что должен делать, думает, что достоин за то у Бога всякой чести - Такой никогда не причастится святыни Божией, даже после (усиленных) подвигов и потов и горе ему после смерти.

Св. Симеон Новый Богослов. Ч-1, 153.

Какие бы добрые дела ни делали мы в настоящей жизни, все они обращаются нам же во благо, а Богу они ничего не дают, и Он в них никакой нужды не имеет.

Ч-1, 159.

Христианин, подвизающийся в добрых делах, если не держит в мыслях своих, что этим не имеет он намерения одолжить чем-либо Бога, то губит труд свой.

Ч-1, 159.

Пока, кто думает, что услуживает чем-либо Богу до тех пор знай, что не положил он начала вступлению своему на путь спасения. Таковый пусть он поститься, ночи проводит без сна и несет другие лишения, пусть творит пост и молитвы делает, пусть творит милостыни и другие добрые дела, пусть проповедует слово Божие и учит истинно, никогда не будет иметь части с Богом. Ибо кто делает такие дела, тот должен делать их для того, чтобы обрести милость у Бога, а не для того, чтобы услужить Богу.

Ч-1, 160.

Блажен человек, который познал, что помощью благодати Христовой всякое добро может быть добре делаемо; окаянен же тот, кто не познал сего, всуе держит таковый веру Христову

Ч-1, 169.

Кто делает добро, тот буден осыпан милостынями не в меру своего делания, потому что исполнял только должное, но в безмерие благоутробия и благости Божией.

Ч-1, 208.

Кто делает добро в угоду людям, или по другой какой страсти, не потребен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помышлении иметь целью угождение Богу и славу Его....

Ч-1, 267.

Кто после крещения и причащения тела и крови Христовой не приносит добрых плодов, тот посекается как бесплодное дерево и бросается в огонь.

Св. Симеон Новый Богослов. Ч-1, 422.

... нам естественно делание добрых дел и те, которые предаются бездействию и лености, как бы ни были они до того духовны и святы, ввергают себя в неестественную страстность (самоугодие).

Ч-2, 19.


Ради славы добрые дела, делающие приносят плод, но какой? - Посрамление, непостоянство помыслов, пленение и смятение помышлений.

Св. Григорий Палама. Д-люб. Т-5, 268.

Делай же все ради Бога, а какие от того получаем прибыли, то не жалея влагай в руки нищих, а не храни без ума, если действительно желаешь наследовать вечное небесное богатство.

Св. Максим Грек. Ч-1, 16.

Тем, которые тщательны и нудят себя без саможаления на всякое доброе дело Господь умножает Свои благодатные дары здесь, и готовит вечное (блаженство) блаженную жизнь в царстве Своем небесном.

Невидимая брань, стр. 78.

Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “отойди - после”. Это, хотя он говорит человеку, но тоже, что говорит Богу, пославшему его. Бог найдет для него другого благодетеля; но отказавший ему небезответен.

стр. 131.

Всякое духовное делание, будучи соответственным даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему, потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения.

Еп. Игнатий Брянчанинов. Т-1, 197.

Дела мнимодобрые по влечению падшего естества растят в человеке его “я”, уничтожают его веру во Христа.

Еп. Игнатий Брянчанинов. Т-1, 503.

... дела веры умерщвляют самость в человеке, растят в нем веру, возвеличивают в нем Христа.

Т-1, 503.

Совершающий тайно свои добрые дела, исключительно с целью Богоугождения, будет прославлен в назидание ближних по усмотрению о нем Промысла Божия.

Т-1, 509.

Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не во время и не в должной мере...

Т-2, 293.

Упражнение в добродетелях не соответствующих образу, делает жизнь бесплодною.

Т-4, 502.

Бог принимает, как дело одно усердное желание, которое выполнить не пришлось не по нашей воле.

Еп. Феофан. Собрание писем. Вып. 3, 94.

Извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше; к Богу обращать его во время производства; у Бога просить сил на совершение его, потом, кончивши, и благодарение Ему же воздать за то ... каясь, если что проторглось покривившее дело...

Вып. 4, 4.

Какое бы дело большое или малое вы ни делали, удержите в уме, что его вам повелевает делать Сам Господь Вездесущий и смотрит, как вы его сделаете.

Вып. 4, 7.

Посвящение всех дел Богу, превратит дело в молитву.

Вып. 4, 8.

Всякое дело намащается теми чувствами, с какими совершается.

Вып. 4, 9.

Добротворение ... сему и в семье много случаев, а если можно за ворота заглянуть, то там и не успеешь всего поделать.

Еп. Феофан. Собр. Писем. Вып. 4, 68.

Позади себя не видьте никаких подвигов и дел. Молитесь, чтобы Господь закрыл их от сознания вашего и сметал их с лица души вашей ... Этим отгоняться будет расслабление и разжигаться ревность.

Вып. 4, 203.

Помнит ли кто о том, что дышит? Нет, от того что это в порядке вещей. Так и в нравственной жизни: Что делается как следует, о том что помнить? Это в порядке вещей правильных.

Вып. 5, 21.

То верна содержите в мысли, что мы решительно ничего Богу угодного сами произвести не можем; все такое Он Сам в нас производит.

Вып. 5, 34.



О Доброделании смотри:

Мудрость. Св. Ефрем Сирин. Ч-4, 218.

Суд Страшный. Св. Ефрем Сирин. Ч-4, 301.

Ведение. Св. Максим Исповедник. Д-люб. Т-3, 286.

Благость Божия. Св. Петр Дамаскин. Ч-1, 12.

Сотириология. Св. Петр Дамаскин. Ч-1, 126.

Христианин. Св. Симеон Новый Богослов. Ч-1, 49.

Сотириология. Св. Симеон Новый Богослов. Ч-1, 130.

Демонология. Св. Симеон Новый Богослов. Ч-1, 152.

Христианин. Св. Симеон Богослов. Ч-1, 182.

Благодеяния. Св. Симеон Новый Богослов. Ч-1, 195.

Благодать. Св. Симеон Новый Богослов. Ч-1, 206.

Демонология. Невидимая брань, стр. 140.
Брат сказал авве Пимену: “Когда я подаю брату моему немного хлеба или другого чего, то демоны унижают мою милостыню, будто она подается из человекоугодия. Старец отвечал “хотя бы твое добро делалось из человекоугодия, но мы все должны брату давать нужное. И рассказал ему притчу: “Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял чистого. Так будем же и мы сеять немного, хотя даже и нечисто: дабы не умереть от голода”.

Достопамятн. сказания, стр. 199.

Один инок по имени Евлогий, встретил на улице нищего, лишенного употребления рук и ног, сжалился над ним и в душе дал Господу обещание упокоить несчастного по смерти. Пятнадцать лет все шло хорошо. Евлогий ухаживал за больным, мыл, кормил его, переносил с места на место. Но диавол позавидовав такому труду вложил в сердце расслабленному гнев и злобу на Евлогия. В отчаянии обратился он к великому Антонию, который сказал: “Искушение пришло от сатаны, ибо вы оба близки к смерти и достойны получить от Бога венцы. Отселе не смущайтесь ничем. Иначе Ангел может застать вас в злобе и лишить награды”. Убежденные Святым, Евлогий и расслабленный примирились; прожив четырнадцать дней расслабленный умер, а через три дня скончался и Евлогий.

Пролог Прот. В. Гурьев, стр. 43.

Некто Иоанн, житель Царьграда раздав богатство свое, только и знал, что ходить Божий молиться. В одну ночь пришел он к храму Св. Софии и нашед двери закрытыми, лег отдохнуть на паперти. Вдруг видит он свет, предшествовавший мужу. Этот дивный муж подошел к церковным дверям, повергся пред ними и долго молился. Запертые двери отворились сами собой, он вошел в храм, пал перед иконою Богоматери и во все время его молитвы сиял от него необыкновенный свет. Затем он подошел к царским вратам, которые тоже отворились сами собой. Помолившись в алтаре с воздетыми руками, он вышел из храма, двери затворились за ним так же, как и отворились. Иоанн желая узнать, кто был этот чудный муж пошел за ним, и вошедши в убогую хижину, повергся к ногам его и со слезами умолял открыть ему, кто он и какие добрые дела его. “Прости меня, старче - отвечал тот - ты видел приведение, а я человек грешный, не ученый ремесленник Захария”. Но Иоанн не отступал и умолял его открыть ему истину. Наконец Захария, поклонившись ему до земли, отвечал: “Во всю мою жизнь я ни о чем не думаю, как только о грехах своих, и ежечасно представляю себе огнь геенский, уготованный грешникам. Каждую ночь хожу в храм Божий, умолять Господа о помиловании. Женщина, которую ты видишь, моя жена - непорочная дева, под предлогом неплодства мы скрываем от людей чистоту девства. Я имею три с половиной сребренника, на эту сумму я покупаю кожи, из которой делаю конскую сбрую. Получая пропитание от сего ремесла, я разделяю вырученные деньги на две части: Одну - большую отдаю Христу моему через руки нищих и убогих, а другую - меньшую оставляю на собственные надобности”.

Пролог. Прот. В. Гурьев, стр. 186.

ДЕРЗНОВЕНИЕ

Ты не имеешь дерзновения? Но великое дерзновение, великая польза в том и состоит, чтобы считать себя не имеющим дерзновения... Равно как стыд и крайняя опасность - считать себя имеющим дерзновение.

Иоанн Златоуст. Т-1, 544.

Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит дерзновение, старание необходимо потому, что с дерзновением смешивается дерзость. Каждому должно смотреть, чтобы предаваясь пороку, не приписывать добродетели.

Св. Иоанн Златоуст. Т-9, 418.

... дерзновение и мужество, когда кто отваживается на опасности и смерть, презирая и дружбу и вражду для угождения Богу.

Т-11, 263

Крайне дивлюсь тем, которые смешивают и вещи и имена. Ибо до такой доходят премудрости, что дерзновение называют бесстыдством, а бесстыдство дерзновением, погрешая и в том и в другом. Делают же сие или чтобы заградить уста дерзновенно, или чтобы бесстыдство обучить большему пороку, не зная или зная, но обманывая себя самих, что бесстыдство есть не сознающее срамоты пустословие о самых гнусных страстях, а дерзновение - смелая защита прекрасного. Посему надлежит последовать не мнениям людей развращенных, но истине самих вещей. Ибо таковые вооружают язык не против людей только, но и против Божественного могущества; долготерпение Божие не стыдятся называть непочтительностью. Посему нимало не удивительно, если сии на все дерзкие, перемешивают имена, когда бросают даже стрелы даже в самое небо.

Св. Исидор Пелусиот. Ч-3, 322.

Авраам ученик аввы Сисоя, был однажды искушен от демона. Старец увидел его падение, встал простер руки к небу и сказал: “Боже, угодно ли Тебе или не угодно исцелить его, но я не отступлю от Тебя, пока ты не исцелишь. И ученик тотчас исцелился”.

Достопамятн. сказания, стр. 250.

В селение Иммами еженедельно производился торг, на который отовсюду собирались купцы и стекалось много народа. Один купец, продав товар, собирался с вырученным золотом уехать ночью. Но один убийца подстерегал этого купца. Напав на него и убив, он взял золото, а мертвое тело бросил к дверям великого Палладия. На утро поднялась смута, народ сломал дверь у блаженного Палладия с намерением наказать его за убийство. Святой воззрев на небо и устремив мысль к Богу, умолял Его обличить клевету и открыть истину. Помолившись, он взял убитого за правую руку и сказал: “скажи юноша, кто нанес тебе удар, покажи убийцу!” Умерший сел и осмотрев всех, указал убийцу. Поднялся шум от изумления, изумления чудом. Раздевши злодея, нашли у него нож, обагренный кровью и краденное золото.

История Боголюбцев. стр. 92.
ДЕРЗОСТЬ

Твердость, соединенная с неблагоразумием, невежеством и злым поражением последнего - дерзость ибо дерзость есть плод невежества.

Св. Григорий Богослов. Ч-3, 136.

Дерзость есть смелость, где не надлежало бы отважиться.

Ч-5, 337.

Дерзость погашается не дерзостью, но кротостью.

Св. Иоанн Златоуст. Т-7, 361.

Дерзкий в отношении к людям, становится дерзким и в отношении к Богу.

Т-2, 80.

Дерзость людей безбожных, не занимаясь чем должно и упражняясь в худом, ничего Божественного не оставляет не оскорбленным.

Св. Исидор Пелусиот. Ч-1, 246.

“Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей... сказал (Авва Агафон) ..., потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если, страхом Господним уклоняется всяк от зла” (Притч. 15, 27), то конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти - дерзости.

Авва Дорофей, стр. 60.

Дерзость бывает многообразно: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикасается другого без нужды, когда поднимает на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь, все это делает дерзость, все это происходит от того. что в душе нет страха Божия и от сего человек приходит мало-по-малу в совершенное нерадение. Посему-то, когда Бог даровал заповеди закона, Он сказал: - “благоговейно сотворите сыны Израилевы” (Лев. 15, 31); ибо без благоговения и стыда человек не чтит и самого Бога, и не хранит ни одной заповеди. Посему-то нет ничего вреднее дерзости; посему-то она изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение; а от того, что мы дерзки друг с другом и не стыдимся один другого, случается, что мы и злословим и оскорбляем друг друга. Бывает, что кто-нибудь из вас увидит, что неполезное, он отходит и осуждает это и влагает то в сердце другому брату своему и не только сам повреждается, но вредит и брату своему, вливая в сердце его злой яд, и часто случается, что ум того брата был занят молитвою или иным добрым делом, а этот приходит и увлекает его в пустословие, и не только лишает его пользы, но и вводит во искушение; а нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему!

Авва Дорофей, стр. 161.

Горе окаянной дерзости, потому что она быстро сожигает дом добродетелей.

Св. Феодор Студит. Д-люб. Т-4, 146.

Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности.

Еп. Игнатий Брянчанинов. Т-1, 373.

Не будьте предерзы, ибо те, которые пускаются в продерзость, бывают поражаемы как копьем и умирают.

Св. Феодор Студит. Д-люб. Т-4, 180.
О Дерзости смотри:

Мужество. Св. Григорий Богослов. Ч-1, 135.

Демонология. Св. Ефрем Сирин. Ч-5, 306.

Демонология. Св. Ефрем Сирин. Ч-5, 307.

Страх Божий. Св. Авва Дорофей, стр. 60.

Мужество. Св. Петр Дамаскин. Ч-2, 92.


ДИАКОНЫ

... Диаконы должны быть непорочны пред правдою как служители Бога и Христа, а не человеков, не клеветники, не двоязычны, не сребролюбцы, воздержаны во всем, милосерды, старательны; должны поступать согласно с истиною Господа, Который сделался Служителем всех, от Которого, если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых и что если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним.

Св. Поликарп Смирнский. П.М.А стр. 323.

Диакон, который при принятии диаконского сана, впал в блуд, должен быть извержен из сего сана. Но ему низведенному в состояние мирянина, да не воспрещается приобщение...

Св. Василий Великий. Ч-7, 9.

Приложу слово о диаконах: как им нужно себя вести. Диакон должен все делать с соизволения пресвитера и в отношении канона и в отношении церковных обязанностей; ни в чем не самовластвовать в отношении народа, но все устраивать по повелению пресвитера, не иметь власти отлучать кого-нибудь, ни иное что-нибудь делать. Когда нет пресвитера, диакон имеет власть во всем, как и пресвитер, помимо Божественных Таин. Если пресвитер намерен отлучиться - должен призвать другого пресвитера из другого селения, чтобы он возносил молитвы за народ; если есть нужда и пресвитера не окажется, то должен пресвитер освятить хлеб, и приказать диакону давать народу. Если будет нужда и окажется не крещенное дитя при смерти, можно крестить диакону, и если дитя умерло, то для него зачтено это в крещение, если же дитя умрет не крещенным по беспечности родителей, то горе родителям.

Св. Иоанн Златоуст. Т-10, 957.

Рассказывали об авве Феодоре. Будучи в скиту, он не хотел совершать диаконского служения и скрывался. Старцы просили его не оставлять диаконства. Авва Феодор отвечал: “я помолюсь Богу, что откроет мне Он”. Помолившись он увидел огненный столп от земли до неба и услышал голос: “если ты можешь быть таким - служи”. Услышав это. Авва Феодор решил никогда не браться за это служение и отклонил все просьбы братии, просив оставить его и не просить , иначе, говорил он, - я буду вынужден уйти отсюда. Братья больше не просили его.

Достопамятные сказания, стр. 285.

ДОГМАТЫ


Что пользы ... если дерево и поднялось высоко и покрылось листьями, но плода не приносит? Так и христианину не принесут никакой пользы первые догматы, если он небрежет о своей жизни.

Св. Иоанн Златоуст. Т-4, 107.

Не смущайтесь, нет ничего странного и неожиданного в том, что безумные смеются над великими предметами. Таких людей невозможно убедить человеческою мудростью; и если станешь убеждать их таким образом, то сделаешь против; для того, что превышает разум, нужна одна вера.


следующая страница >>