«Для христианина и противный ветер бывает попутным…» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Для христианина и противный ветер бывает попутным…» - страница №1/1


СТР. 1

Разговор по душам

«Для христианина и противный ветер бывает попутным…»

Этой весной произошло событие, которое значительно изменит духовную жизнь нашего города, ставшего, наряду с Геленджиком, центром новой епархии. С Преосвященнейшим Феогностом, епископом Новороссийским и Геленджикским, встретились корреспонденты «НР».

Владыка Феогност персона для новороссийцев знакомая - предыдущие почти полтора десятка лет владыка, будучи игуменом, являлся наместником подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры (ныне - подворья Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси) в селе Дивноморское. Многие новороссийцы приезжали к игумену Феогносту за духовным наставлением и поддержкой.

Владыка Феогност (тогда Миша Дмитриев) появился на свет в Караганде, в многодетной семье шахтера, фронтовика, прошедшего всю войну и отправившегося прямиком из освобожденного Будапешта в сталинские лагеря на 8 лет. Однако отец будущего владыки, Михаил Леонтьевич Дмитриев, не озлобился и не потерял веры, а лишь укрепился в ней, пройдя, как он сам говорил, нелегкую школу смирения, когда не ропщешь, а пытаешься понять и осмыслить, что именно Господь хочет тебе сказать посылаемыми испытаниями и тяготами. «За что?» - первая мысль, посещающая человека в скорбях. Но урок не пройден, если за этим вопросом не следует другой, более глубокий, «Для чего?».

Не роптал Михаил Леонтьевич на свою страшную долю, и Господь послал ему в трудную минуту жену Александру, верную спутницу, добрую помощницу и мать его одиннадцати детей.

Любовь и желание послужить Богу укреплялись у Миши Дмитриева по мере взросления. Но до принесения монашеских обетов было далеко. Юноша видел себя семейным человеком и после армии собирался жениться. Однако по настоянию родителей послушный сын отправился в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, в семинарию, где на последнем курсе учился старший брат Василий (ныне епископ Барнаульский и Алтайский Максим).

- К стыду своему, я лукавил, - признается владыка. - Делал вид, что поступаю в семинарию, а сам на вступительных экзаменах предпринимал все возможное, чтобы не поступить.

Однако для мудрых экзаменаторов решающее значение имели не оценки, а то, из какой семьи был абитуриент, и его душевное устроение. Михаила Дмитриева зачислили на первый курс Московской духовной семинарии.

- А у меня уже билет обратный в Казахстан в кармане лежал, - вспоминает епископ.

Постриг с именем Феогност в честь митрополита Киевского Дмитриев принял накануне 1000-летия Крещения Руси. В том же году молодого монаха рукоположили в иеродиакона, и восемь лет он нес это послушание в лавре. В эти годы он оканчивает семинарию, а затем и Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия.

После рукоположения в сан иеромонаха Феогност отправился на свое поприще в село Дивноморское, где предстояло открыть лаврское подворье и где он отстроил храм, братский корпус и служит Богу и людям по настоящий день.

- Недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес замечательные слова - о том, что духовная жизнь - это не хобби, которому можно уделить больше или меньше свободного времени. Что препятствует духовной жизни сегодня?

- Вспомним, что говорил святой преподобный Серафим Саровский: людям не хватает решимости. Люди тянутся к добру и свету, и в идеале мы все - не только монахи - должны бы Богу отдавать себя без остатка. Но человек сотворен плотским, и тяга к земному притупляет в нас стремление к совершенству. Кто-то должен поддержать в человеке это стремление, раздуть в нем искру Божию. Кто? Священник. Но как человеку пробиться к священнику, изнемогающему от непомерной нагрузки? В Новороссийске, где население в основном и по этническому составу, и по традиции, и по духу потенциально православное, недопустимо мало православных храмов, можно сказать - два с половиной. То есть всего семь-восемь священников на город. Если б каждый обратился с вопросом к священнику, тому бы понадобилось несколько лет, только чтобы ответить.

А ведь такой сокровенный, мучающий вопрос - о смысле бытия, о конкретной трудноразрешимой ситуации - есть у многих. Человеку, даже взрослому, сильному и уверенному в себе, порой требуется совет, а часто и утешение. Священник должен быть доступен для народа, не прятаться, не сбегать - а сейчас он порой вынужден это делать - не потому, что он нехороший, недобрый и невнимательный - просто ему на всех не хватает физических сил. Вот для того и принято Священным синодом РПЦ и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом решение о раздроблении больших епархий (Екатеринодарскую и Кубанскую митрополию разделили на пять епархий - авт.). Не только приходской священник, но и епископ должен быть доступен.

Многое зависит от личных встреч. Скажем, глава города Владимир Ильич Синяговский много лет общается с благочинным церквей Славянского округа отцом Никитой (Гаврильчиком). А это замечательный священник, ему уже за семьдесят, но он до сих пор строит храмы, со рвением служит Господу и людям, болеет душой, переживает за всех.

Мы очень хотим, чтобы таких священников было больше. Но их надо вырастить. Это как в науке: если есть десятки университетов, постепенно вырастает плеяда ученых, начинается настоящая работа. Так и в духовной среде: будет много храмов и монастырей, появится много талантливых, святой жизни, благочестивых, праведных священников и мирян.

Святейшим Патриархом принято решение о строительстве в Новороссийске 25 православных храмов, и это строительство начнется в ближайшие два-три года.



- Владыко, нам всем приходится где-то работать, добывать хлеб насущный для своих семей. Иногда в этой работе много суетного, иногда это физически изматывающий труд - где уж тут о Боге думать! Да и эмоции часто испытываешь не христианские… Всякую ли работу можно совместить с попечением о спасении своей души?

- Ко всему следует подходить с разумением, с рассуждением. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Для христианина и противный ветер бывает попутным: покорность воле Божией примиряет его с положениями самыми тягостными, самыми горькими…». Во всем надо видеть промысел Божий, случайного ничего не бывает. Тем более в таком вопросе, как работа, на которой человек проводит половину всей жизни. Все можно обратить в пользу. Все свои действия и даже мысли рассматривайте в свете Евангелия.

Не ладится на работе? Какие-то склоки пошли, конфликты? Начальство сердится, недовольно? Если я христианин, сам должен подать пример - перестать ссориться, уступить. Не кто-то должен быть хорошим - сослуживец, начальство, власти предержащие. Ничего подобного! Начните с себя. И с Божией помощью все уладится.

То же - и в семье. Не получается совместной молитвы, пусть хотя бы один из супругов молится за другого, если желает сохранить брак.

Господь, взирая на ваши молитвенные усилия, будет потихонечку помогать. Сверяйтесь с Евангелием: так ли я сам живу, как от других требую? И побольше терпения! Мы сейчас раздражительны, недовольны, потому что у всех у нас амбиции. Общество, строй сегодняшней жизни поощряют амбициозность, разжигают ее. А вы не поддавайтесь. Человек недалекий, завистливый во всем видит несправедливость: у кого-то есть, а у меня нет, меня обошли, подножку подставили, а то бы я был круче всех! Да нельзя так.

Учитесь быть благодарными, довольными тем, что есть - жить вам станет легче и радостней.



- Ваше преосвященство, мне читатели не простят, если не спрошу, случались ли в вашей жизни чудеса?

- Мне лично Господь много раз являл, как он благ. Один случай приведу. Служили мы в Иркутской области, и подняли нас ночью по учебной тревоге. На одном из перевалов дорогу сковало гололедом, машина не слушалась, неуправляемо стала спускаться, приближаясь к пропасти. Все, кто был внутри, мысленно уже попрощались с жизнью. Мы словно оцепенели. Ничего не могли сделать. И вопреки всем физическим законам машина внезапно остановилась сама. На самом краю. В последнее мгновение. Выйдя из кабины, побелевший комбат только выдохнул: «Есть Бог!»

Думаю, любой человек может припомнить ситуацию, о которой можно сказать: «Уцелел чудом».

Сама жизнь человека - уже чудо. Когда из семени зарождается жизнь, несущая в себе физические и духовные черты всех предков человека, сотен поколений по отцовской и материнской линии.

Многие люди не нуждаются в чудесах, чтобы верить. А есть такие, кого и чудо не уверит. Потому что, как только мы поверим, сразу вступает другой закон - закон ответственности перед Богом.

Если я принимаю Творца, значит, я неизбежно должен принять Его заповеди, я должен их исполнять. Проще сказать себе: это все случайно, это все глупая, слепая природа создала.



- Владыко, священникам по роду их служения приходится заглядывать в души людей. Что сейчас самое мучительное происходит с людьми, с обществом в целом?

- Самое страшное, самое разрушительное - неверие. И не надо думать, что оно касается только Церкви. Вот пример: пройдет еще какое-то время, и не останется наших ветеранов, свидетелей Великой Отечественной войны. Уже сейчас некоторые подвергают сомнению совершенно очевидные факты, свидетельствующие о героизме нашего народа, жестокости врага. Говорят: мало ли кто что написал! Пока что на попытки опровергнуть наше общее прошлое общество реагирует с возмущением. Но неверие способно вползти и разрушить любые сферы жизни.



- Чего бы Вы пожелали новороссийцам, Ваше преосвященство?

- Помощи Божией, здоровья, крепости душевных и телесных сил. Пожелал бы и чтобы молились, помогали становлению Новороссийской епархии, строительству новых храмов. Не надо думать, что они нужны Церкви как чему-то отдельному от нас. Церковь - это мы все с вами.



Каждый крещеный православный христианин должен понимать - он обязан потрудиться, помочь своему храму, своей приходской общине.

Марина РЫБКИНА.