Дисциплины, преподаваемые на кафедре методики технологического образования - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего... 2 464.8kb.
Преподаваемые дисциплины Квалификация 1 233.96kb.
Диплом кд №017833. 1983 1986 Аспирантура при иван ссср, Москва. 1 57.75kb.
Периодические решения автономных систем дифференциальных уравнений... 1 188.13kb.
Красноярск-Япония: обмен опытом в области робототехники 1 14.47kb.
Технология целевой физической подготовки высококвалифицировнных биатлонистов... 3 758.45kb.
Методические рекомендации к проведению регионального этапа Всероссийской... 1 109.76kb.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств... 2 481.73kb.
Методические указания по выполнению срс 2 393.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Математические пакеты решения... 1 118.86kb.
Сведения о заключенных договорах об осуществлении технологического... 1 60.55kb.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012 Содержание Управление проектами... 4 725.64kb.
- 4 1234.94kb.
Дисциплины, преподаваемые на кафедре методики технологического образования - страница №1/9

ДИСЦИПЛИНЫ, ПРЕПОДАВАЕМЫЕ НА КАФЕДРЕ МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012-2013 учебный год


п/п


Дисциплина

Типовая/базовая программа

(дата и № утверждения)



1

Введение в специальность

№ ТД-А. 166/тип. 03.04.09 г.

2

История техники

№ ТД-А. 286/тип. 14.04.10 г.

3

Основы материаловедения

№ ТД-А. 287/тип. 14.04.10 г.

4

Технология обработки древесины

№ ТД-А. 169/тип. 03.04.09 г.

5

Технология обработки металлов

№ ТД-А. 171/тип. 03.04.09 г.

6

Основы трудового воспитания

№ ТД-А. 364/тип. 08.01.11 г.

7

Электротехника и электропривод станков

№ ТД-А. 376/тип. 08.01.11 г.

8

Эргономика

№ 542/баз. 22.06.10 г.

9

История трудового воспитания

№ 11/7-20-279. 27.06.11 г.

10

Методика решения технических задач

№ 192/баз. 20.10.09 г.

11

Методика трудового обучения

№ 540/баз. 22.06.10 г.

12

Эстетика быта

№ 11/7-20-274. 27.06.11 г.

13

Творческие проекты в школе

№ 11/7-20-276. 27.06.11 г.

14

Организация творческой деятельности учащихся

№ 11/7-20-277. 27.06.11 г.

15

Техническое творчество

№ 11/7-20-278. 27.06.11 г.

16

Методика организации технического творчества

№ 11/7-20-277. 27.06.11 г.

17

Основы конструкторско-технологической деятельности

№ 11/7-20-280. 27.06.11 г.

18

Основы технологической культуры

№ 11/7-20-304. 27.06.11 г.

19

Основы художественного конструирования

№ 545/баз. 22.06.10 г.

20

Технология художественной обработки материалов

№ 544/баз. 22.06.10 г.

21

Психология творчества

№ 12/4-20-391. 14.04.12 г.

22

Методика организации творческой деятельности

№ 12/4-20-390. 14.04.12 г.



Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по педагогическому образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь

_____________________ А.И. Жук

«____» _________________ 200 г.

Регистрационный № ТД-_____/тип.

Введение в специальность

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-02 06 01 Технология (по направлениям);

1-02 06 02 Технология (по направлениям). Дополнительная

специальность


СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию

_________________ П.Д. Кухарчик

«____» _________________ 200 г.



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

_________________ Ю.И.Миксюк

«____» _________________ 200 г.



Первый проректор Государственного учреждения образования “Республиканский институт высшей школы”

_________________ И.В. Казакова

«____» _________________ 200 г.


Эксперт-нормоконтролер

_____________________________

«____» _________________ 200 г.

Минск 2008



СОСТАВИТЕЛИ:

С.Я. Астрейко, заведующий кафедрой методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат педагогических наук, доцент;

В.А. Коноплич, декан факультета технологии учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат педагогических наук, доцент;

В.П.Редькин, доцент кафедры методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат технических наук, доцент;

Е.В.Тихонова, заведующая кафедрой технологии и декоративно-прикладного искусства учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат педагогических наук, доцент;

Л.Б.Щербакова, доцент кафедры технологии и декоративно-прикладного искусства учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат педагогических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра технологии и методики преподавания учреждения образования “Полоцкий государственный университет”;

Н.И. Шульга, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем здоровьесберегающей образовательной среды и основ безопасности жизнедеятельности научно-методического учреждения “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина” (протокол № 8 от 21 марта 2008 г.);


Кафедрой технологии и декоративно-прикладного искусства учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина” (протокол № 8 от 20 марта 2008 г.);
Научно-методическим советом учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”

(протокол № 4 от 15 апреля 2008 г.);


Научно-методическим советом по физико-математическому образованию и технологии учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол № 2 от 16 мая 2008 г.)
Ответственный за выпуск: ____________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с образовательным стандартом ОСРБ 1-02 06 01-2008 и типовыми учебными планами по специальности “Технология (по направлениям)” в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку учителей технологии, изучается дисциплина “Введение в специальность”.

Согласно утвержденному образовательному стандарту содержание учебной дисциплины “Введение в специальность” предусматривает изучение основных направлений развития технологического образования учащихся в Республике Беларусь, знакомство с профессией педагога по специальности «Технология», ролью учителя трудового обучения в выполнении образовательных программ в средней общеобразовательной школе, содержанием и структурой профессиональной и специальной подготовки в условиях вуза, ознакомление с учебно-методической и материально-технической базой вуза для подготовки специалистов по трудовому обучению, ведущими профессионально-педагогическими качествами будущего учителя трудового обучения.

Дисциплина “Введение в специальность” читается студентам 1 курса в первом семестре. Его изучение должно способствовать адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом ВУЗе, стимулированию сознательного и активного включения их в самостоятельную учебную деятельность. Он также направлен на углубление представлений первокурсников о выбранной профессии, помогая, по возможности, наметить им основные пути профессионального становления и саморазвития. Данная дисциплина знакомит студентов с основами профессионально-педагогической и предметной подготовки учителя технологии, нацеливает на развитие познавательной самостоятельности при овладении профессиональными знаниями и умениями.

Основные цели дисциплины «Введение в специальность»:

- помощь студентам в осознании личностной и социальной значимости профессии учителя технологии;

- содействие формированию представления о педагогической профессии как профессии сферы образования, обеспечивающей передачу культурно-исторического опыта от поколения к поколению, а также воспитание личности;

- развитие интереса, привитие уважения и любви у студентов к избранной специальности, формирование целостного представления о профессионально-педагогической деятельности учителя технологии.



Задачи дисциплины:

- формирование общих представлений о тенденциях развития технологического образования;

- раскрытие перед студентами перспектив и путей овладения профессиональной деятельностью учителя технологии;

- формирование знаний о модели личности учителя технологии, а также содержании, структуре, формах и методах освоения профессии;

- содействие осознанию и принятию студентами целей профессиональной подготовки, принятию ими образа «Я–педагог», формирование профессионально-педагогической направленности;

- ориентирование студентов на развитие познавательной самостоятельности и активности при овладении профессиональными и специальными знаниями и умениями;

- развитие рефлексивной сферы личности, ориентация на самонаблюдение, самооценку, самовоспитание;

- привитие навыков культуры учебного труда.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- роль и место технологического образования учащихся в развитии общества;

- направления совершенствования и реформирования технологического образования учащихся в Республике Беларусь;

- систему и особенности организации учебно-воспитательного процесса в вузе;

- требования к профессиональной подготовке и личностным качествам учителя технологии.
уметь:

- адаптироваться и правильно организовать учебную деятельность в вузе;

- развивать свои способности на учебных занятиях и в процессе самообразования;

- вырабатывать профессионально-педагогические качества учителя трудового обучения.

На изучение дисциплины «Введение в специальность» отводится всего 68 ч, из которых 36 ч аудиторных. Из них 18 ч лекционных занятий и 18 ч практических (лабораторных) занятий по специальностям:
1-02 06 01-01 Технология (технический/обслуживающий труд);

1-02 06 01-02 Технология (технический труд, черчение);

1-02 06 01-03 Технология (обслуживающий труд);
1-02 06 02-01 Технология. Информатика;

1-02 06 02-02 Технология. Профориентационная психология;

1-02 06 02-03 Технология (технический труд).

Основы безопасности жизнедеятельности;

1-02 06 02-04 Технология (технический труд).

Физическая культура;

1-02 06 02-05 Технология (обслуживающий труд).

Изобразительное искусство;

1-02 06 02-06 Технология (обслуживающий труд).

Социальная педагогика.

1-02 06 02-07 Технология (технический труд). Физика;

1-02 06 02-08 Технология (технический труд).

Техническое творчество.
Изучение дисциплины завершается зачетом.
С целью формирования комплекса научных знаний, развития аналитического мышления лекционный курс предполагает использование теоретико-информационных методов обучения, которые предусматривают устное логически целостное изложение учебного материала, рассказ, объяснение. Наличие опыта школьной жизни допускает использование в ходе лекций диалогически построенного устного изложения материала, дискуссии, полемики.

Практические занятия ориентированы на активизацию познавательной деятельности студентов, развитие общих и педагогических способностей, и могут быть построены с использованием как методов теоретического обобщения, анализа литературных источников, рефлексии и синтеза новых знаний, так и практико-операционных методов таких, как упражнения, решение задач, эксперименты, работа по алгоритму.

Особое значение в развитии креативности, активизации творческого мышления студентов, формировании познавательной и научной активности, стимулировании позитивного эмоционального отношения к выбранной специальности принадлежите группе поисково-творческих методов обучения, которые могут найти свое место как в процессе лекционных, так и практических занятий: эвристические беседы, проблемные задания, микроисследования, «мозговая атака», различные творческие задания.

Программа предполагает организацию самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время: изучение и конспектирование первоисточников, материалов периодической педагогической печати. Используются и другие виды самостоятельной работы: написание сочинений, рефератов, эссе, изготовление тематических карточек, работа с тезаурусом по теме, интервью у преподавателей, подготовка групповых тематических сообщений и др.

Особое внимание в ходе преподавания дисциплины «Введение в специальность» следует уделять знакомству студентов с основами научной работы». В содержании занятий необходимо предусмотреть обзорное знакомство студентов с сущностью педагогического исследования, педагогической библиографией, способами нахождения, чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и письменной обработки научно-педагогического текста (план, конспект, тезисы, аннотации, реферат и т.п.), правилами библиографического описания источников, простейшими методами эмпирического исследования, приемами анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Дисциплина «Введение в специальность» закладывает основу для изучения учебных дисциплин психолого-педагогического и специального циклов в процессе дальнейшего обучения в педагогическом вузе. С опорой на знания, полученные в ходе его освоения, далее изучаются «Педагогика», «Культура речи», «Методика трудового обучения», «Основы трудового воспитания» и др. Формирование положительной мотивации профессиональной подготовки учителя технологии предопределяет успешность овладения студентами блоком специальных дисциплин.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В примерном тематическом плане раскрывается название основных разделов и тем курса «Введение в специальность» и примерное распределение аудиторных часов на их изучение (табл. 1).
Таблица 1 – Примерный тематический план




Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Лек-цион-ные заня-тия

Прак-тиче-ские (лабо-рато-рные) заня-тия

Раздел 1 Развитие технологического образования в Республике Беларусь

1.1

Генезис технологического образования в Республике Беларусь

3

2

1

1.2

Система технологического образования в Республике Беларусь

3

2

1

Раздел 2 Введение в профессию педагога по специальности «Технология»

2.1

Социальная ценность труда учителя

2

2

-

2.2

Профессионально значимые качества личности педагога

4

2

2

2.3

Профессионально-педагогическая деятельность учителя трудового обучения

4

2

2

Раздел 3 Профессиональное становление учителя трудового обучения

3.1

Структура и содержание процесса профессиональной подготовки

4

2

2

3.2

Основные виды учебных занятий в вузе

4

2

2

3.3

Научно-исследовательская работа студентов

4

2

2

3.4

Самовоспитание как средство профессиональной подготовки учителя

3

1

2

3.5

Культура учебной работы

5

1

4

Всего

36

18

18


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 Развитие технологического образования в Республике Беларусь
Тема 1.1 Генезис технологического образования в Республике Беларусь

Становление технологического образования в Республике Беларусь. Основные этапы развития технологического образования учащихся общеобразовательных школ.


Тема 1.2 Система технологического образования в Республике Беларусь

Современные подходы к организации технологического образования в Республике Беларусь. Содержание и структура трудовой и технологической подготовки учащихся. Понятие о концепции и образовательном стандарте учебного предмета «Трудовое обучение» и его учебно-методическом обеспечении.



Раздел 2 Введение в профессию педагога по специальности «Технология»
Тема 2.1 Социальная ценность труда учителя

Происхождение и сущность педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность. Всепроникающий характер педагогической деятельности.

Возникновение и развитие педагогической профессии. История становления образовательных учреждений для профессиональной подготовки учителей-педагогов.

Роль педагогической профессии в обществе. Выдающиеся педагоги о роли учителя в обществе. Профессиональная область педагогической деятельности. Спектр педагогических специальностей. Ценностные характеристики педагогической деятельности.


Тема 2.2 Профессионально значимые качества личности педагога

Понятия «профессия» и «специальность». Профессиографический метод. Профессиограмма учителя трудового обучения. Проблема классификации профессиональных умений. Группы профессиональных умений. Профессиональные функции. Профессионально-значимые качества личности учителя трудового обучения. Профессиональная компетентность педагога.

Педагогическое призвание и педагогические способности. Понятие о профессиональной диагностике.

Модель учителя трудового обучения. Понятие о «Я-концепции».

Педагогическая культура личности учителя, ее основные компоненты: общая культура, научная эрудиция, ценностные ориентации. Этика и эстетика профессиональной деятельности учителя трудового обучения.
Тема 2.3 Профессионально-педагогическая деятельность учителя трудового обучения

Содержание профессионально-педагогической деятельности учителя трудового обучения. Основные обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Особенности уроков трудового обучения. Роль учителя трудового обучения в выполнении образовательных программ в средней общеобразовательной школе.

Сущность профессионально-педагогического общения, его функции и средства. Профессиональная этика и педагогический такт учителя. Стили общения. Особенности общения учителя с учащимися, родителями, коллегами. Значение мopaльно-психологического климата в педагогическом коллективе школы.

Творческий характер деятельности учителя трудового обучения и факторы, детерминирующие его: особенности целеполагания, рефлексивный характер управления, подвижность условий педагогических ситуаций, синтетичность объекта деятельности.

Педагогический опыт. Массовый педагогический опыт, передовой педагогический опыт, новаторский опыт. Отличительные черты передового педагогического опыта: актуальность и перспективность, новизна, высокая результативность и эффективность, стабильность, возможность творческого применения, соответствие положениям педагогики и методики. Пути своевременного и оперативного выявления передового педагогического опыта в условиях массовой практики. Изучение передового педагогического опыта, его анализ и интерпретация.

Раздел 3 Профессиональное становление учителя трудового обучения
Тема 3.1. Структура и содержание процесса профессиональной подготовки

Задачи высшей педагогической школы. Требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке педагогических кадров.

Нормативные документы, определяющие структуру и содержание процесса профессиональной подготовки учителя. Понятие об образовательном стандарте, учебном плане, учебных программах дисциплин.

Структура профессиональной подготовки учителя трудового обучения. Единство теоретической и практической подготовки будущего учителя. Основные права и обязанности студентов. Правила внутреннего распорядка в высших учебных заведениях.

Социально-гуманитарная, психолого-педагогическая и специальная подготовка учителя трудового обучения. Роль учебных и производственных практик в приобретении первоначального профессионального опыта.

Типы обучения в вузе: традиционное, проблемное, программированное, дифференцированное, модульное, контекстное. Понятие о кредитно-рейтинговой системе обучения.


Тема 3.2 Основные виды учебных занятий в вузе

Организационные формы учебно-воспитательного процесса в вузе. Структура учебных занятий, содержание деятельности студентов в процессе их проведения.

Лекция как один из ведущих видов занятий, ее характерные черты и основные виды. Особенности семинаров, методика подготовки к семинару. Лабораторно-практические занятия, их основные задачи, формы проведения; подготовка к лабораторно-практическим занятиям, выполнение работы в специализированной лаборатории. Задачи, особенности содержания и организации учебных и производственных практик.

Вариативный компонент профессионально-педагогической подготовки: спецкурсы, факультативы, курсы Совета вуза, курсы по выбору студента.

Формы контроля знаний студентов: зачеты, экзамены, коллоквиумы, контрольные срезы, итоговая аттестация. Особенности их проведения и подготовки к ним.

Понятие о самостоятельной учебной работе. Управляемая самостоятельная работа, контролируемая самостоятельная работа. Задачи самостоятельной учебной работы, формы ее осуществления, методика организации самостоятельной учебной работы


Тема 3.3 Научно-исследовательская работа студентов

Роль учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов в профессиональной подготовке учителя трудового обучения.

Общие и особенные черты учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. Основные виды и формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов.

Учебно-исследовательская работа в учебном плане подготовки учителя по специальности «Технология».

Понятие о научном исследовании. Основные процедуры и категории научного исследования.
Тема 3.4 Самовоспитание как средство профессиональной подготовки учителя

Роль самовоспитания в формировании личности будущего учителя. Основные направления самовоспитания

Источники самообразования: книги и другие печатные материалы, исследовательская деятельность, целевые курсы, практическая работа, окружающая действительность.

Карьера педагога и модели ее построения. Профессиональное самосовершенстование.


Тема 3.5 Культура учебной работы

Понятие культуры учебного труда. Культура учебного труда как профессиональное свойство личности учителя. Работоспособность и условия ее сохранения. Режим дня, режим труда и отдыха.

Основные компоненты культуры учебной работы студента. Техника личной работы. Работа с текстом и быстрое чтение. Память и ее значение в профессиональной деятельности. Меры по развитию памяти.

Методика работы с научной и учебной литературой. Способы нахождения, чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и письменной обработки научно-педагогического текста (план, конспект, тезисы, аннотации, реферат). Понятие об опорных конспектах и структурно-логических схемах.

Особенности работы с литературными источниками, справочниками, библиографическими изданиями, каталогами и карточками. Требования к библиографическому описанию литературных источников и электронных ресурсов.

Учебный труд во время сессии.



Информационно-методическая часть
Примерная тематика практических занятий
1. Технологическое образование в Республике Беларусь: история, традиции и современность.

Подготовка и заслушивание сообщений, выделение основных этапов развития технологического образование. Разработка ретроспективной модели развития технологического образования в Республике Беларусь. Моделирование современной системы технологического образования и трудового обучения.



2. Педагог как личность и профессионал

Работа с понятиями: выделение сущности педагогической деятельности. Анализ сфер профессиональной деятельности учителя и его функций. Разработка модели личности учителя трудового обучения. Диагностика склонностей к профессии педагога и педагогических способностей. Проектирование «я-концепции» будущего учителя.



3. Педагогическая деятельность как творческий процесс

Работа с понятиями, выделение творческих потенциалов деятельности педагога. Решение педагогических задач с позиций разных стилей общения и построения деятельности. Проектирование профессионального кредо. Разработка программы изучения передового педагогического опыта.



4. Профессиональная подготовка учителя

Анализ нормативной документации. Разработка программы профессионального роста. Изучение учебных планов и учебных программ. Ознакомление с учебно-методической базой подготовки учителя трудового обучения.



5. Обучение в педагогическом вузе

Анализ видеофрагментов. Работа с понятиями, выделение сущности основных видов занятий. Выделение эффективности различных видов учебных занятий в решении определенных учебно-воспитательных задач. Проектирование процесса подготовки к различным видам занятий.



6. Исследовательская работа студентов в процессе профессиональной подготовки

Анализ продуктов научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов. Изучение учебно-методической документации, регламентирующей учебно-исследовательскую. Знакомство с организацией научно-исследовательской работы студентов на факультете. Разработка личной программы учебно-исследовательской работы



7. Основы научных исследований

Знакомство с методологией и логикой научного исследования. Анализ научно-исследовательских работ, выработка понятия о научном аппарате исследования. Упражнения в выделении объекта, предмета, цели и задач исследования, формулировке гипотезы. Анализ сущности и особенностей использования простейших методов теоретического и эмпирического исследования.



8. Самовоспитание будущего педагога

Определение основных направлений самовоспитания. Проектирование основных направлений и форм самовоспитания. Разработка и презентация программы профессионального самовоспитания и самообразования. Разработка модели личной карьеры.



9. Культура учебной работы

Работа с текстами. Упражнение в реферировании, конспектировании, составлении планов и выписок. Разработка опорных конспектов и структурно-логических схем.



Знакомство с правилами библиографического описания различных литературных источников и электронных ресурсов. Упражнения в поиске литературы по каталогам, библиографическом описании различных информационных источников.
Перечень литературы:

Основная:

  1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. –141 с.

  2. Введение в специальность: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.И. Рувинский [и др.]. – М.: Просвещение, 1988.–208 с.

  3. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова [и др.]; под ред. А.С. Роботовой. – М.: Изд.центр»Академия», 2002.–208 с.


Дополнительная:

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. –560 с.

  2. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогического мышления и деятельности / О.С. Анисимов. – М.: Экономика, 1991. – 416 с.

  3. Бернс, Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.

  4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А.Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.

  5. Вислогузова, М.А. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности /М.А.Вислогузова, Ф.Б.Сушкова. – М.: Издательство "Крус", 1995. –70 с.

  6. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С.И.Гессен. – М.: Школа-пресс, 1995. – 448 с.

  7. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н.Гоноболин. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.

  8. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

  9. Крутецкий, В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: уч. пособие / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. –М.: Прометей, 1991.—111 с.

  10. Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: тексты лекций / Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев. – Гомель: ГГУ, 1976.—57с.

  11. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина.– М.: Высш. шк., 1990.– 119 с.

  12. Кулюткин, Ю.Н. Мышление учителя / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская.—М.: Педагогика, 1990.—102 с.

  13. Кухарев, Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: В 3 ч./ Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. – Минск: А i В, 1996.

  14. Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю.Л. Львова. – М.: Просвещение, 1985.—158 с.

  15. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя / сост. В.С.Волков и др.—Л.: ЛГПИ, 1987. – 63 с.

  16. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской.—М.: Педагогика, 1981. – 120 с.

  17. Основы педагогического мастерства: уч. пособие для пед. спец. вузов / под ред. И.А.Зязюна. – М.: Просвещение, 1989.—301 с.

  18. Профессиограммы в школе / научн. ред. Ф.И.Иващенко. – Минск: Народная асвета, 1984.—80 с.

  19. Раченко, И.П. НОТ учителя: кн. для учителя/ И.П. Раченко—2-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1989.—237 с.

  20. Сластёнин, В.А.Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности /В.А.Сластенин, Н.Е.Мажар. – М.: Прометей, 1991.—141 с.

  21. Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979. – Т. 2- 460 с.

  22. Ціханаў, Л.М. Нацыянальная сістэма падрыхтоўкі педагагічных кадраў/ Л.М.Ціханаў, А.А. Грымаць. – Мінск.: БДПУ, 1994.—210 с.

Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г.Щедровицкий.—М.: Педагогический центр "Эксперимент", 1993.—154 с.

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по педагогическому образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь

_____________________ А.И. Жук

________________

Регистрационный № ТД- 286/тип.
ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-02 06 01 Технология (по направлениям)

(1-02 06 01-02 Технология (технический труд, черчение);

1-02 06 02 Технология (по направлениям). Дополнительная

специальность

(1-02 06 02-01 Технология. Информатика;

1-02 06 02-02 Технология. Профориентационная психология;

1-02 06 02-03 Технология (технический труд). Основы безопасности жизнедеятельности;

1-02 06 02-04 Технология (технический труд). Физическая культура;

1-02 06 02-07 Технология (технический труд). Физика;

1-02 06 02-08 Технология (технический труд). Техническое творчество)


СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию

_________________ П.Д. Кухарчик

________________



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

_________________ Ю.И. Миксюк

________________



Ректор Государственного учреждения образования “Республиканский институт высшей школы”

_________________М.И. Демчук

___________


Эксперт-нормоконтролер

_____________________________

________________

Минск 2009



СОСТАВИТЕЛИ:

С.Я. Астрейко, заведующий кафедрой методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат педагогических наук, доцент;

И.А. Карабанов, доцент кафедры методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат биологических наук, доцент;

В.А. Коноплич, декан факультета технологии учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат педагогических наук, доцент;

В.П.Редькин, доцент кафедры методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат технических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра технологии и методики преподавания учреждения образования “Полоцкий государственный университет”;

К.К. Бондаренко, доцент учреждения образования “Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины”, кандидат педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина” (протокол № 8 от 19 марта 2009 г.);


Научно-методическим советом учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”

(протокол № 4 от 15 апреля 2009 г.);


Научно-методическим советом по физико-математическому образованию и технологии учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол № 6 от 29 мая 2009 г.)
Ответственный за выпуск: И.А. Карабанов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с образовательным стандартом ОСРБ 1-02 06 01-2008 и типовыми учебными планами по специальности “Технология (по направлениям)” в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку учителей трудового обучения (технический труд), изучается дисциплина “История техники”.

Согласно утвержденному образовательному стандарту содержание учебной дисциплины “История техники” предусматривает изучение техники древнего мира; античной техники; техники средневековья; техника эпохи мануфактурного производства; техники эпохи промышленного переворота; развития линейных мер и измерительного инструмента; процесса разработки электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания; истории развития транспорта; развития сельскохозяйственной техники и др.

Теоретико-практическая дисциплина вводит студентов в мир техники с исторических позиций её становления, развития и совершенствования. Сведения из истории техники знакомят с человеческой культурой, определяя основные направления и тенденции научно-технического прогресса.

Структурно-содержательные аспекты представленных материалов по истории техники направлены на активизацию познавательной деятельности студентов, развитие любознательности и технического кругозора. Всё это вызывает потребность к самообразованию, формирует творческие качества личности за счёт рассмотрения и анализа необычных фактов и полных драматизма отдельных открытий и изобретений.



Основной целью дисциплины «История техники» является формирование системы общих знаний о развитии техники в соответствии с развитием способов производства от древнейших времён до наших дней.

Задачи дисциплины:

- обоснование наиболее общих представлений о развитии технической мысли человечества в историческом аспекте;

- формирование системы технико-технологических знаний по конкретным достижениям научно-технического прогресса с позиций культурологического подхода.
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- эпохи развития техники;

- роль измерительного инструмента в развитии техники;

- роль техники в развитии человека и общества;

- периодизацию способов производства в истории развития человечества: собирательного, земледельческого, промышленного, научно-технологического;

- направления в развитии технической мысли в каждом из способов производства;

- авторов и приоритетность стран и народов в развитии технического мышления человечества;

- наиболее общие закономерности действия машин и механизмов в различных отраслях техники и технологии;

- ведущие тенденции научно-технического прогресса в различных областях техники.

уметь:

- анализировать закономерности развития техники;

- определять роль развития техники на познание законов природы;

- выделять перспективные направления техники с опорой на исторические закономерности её развития;



ориентироваться в разнообразных типах и видах технических устройств в соответствии с периодизацией способов производства;

- использовать полученные знания в будущем преподавании технического труда.

Перечень дисциплин, изучение которых необходимо студентам для усвоения данной дисциплины: физика, электроника, детали машин, теория механизмов и машин, общая биология.

Программа состоит из двух взаимосвязанных блоков, содержание которых отражает историю развития техники промышленного и агропромышленного производства. Именно они составляют основу изучения истории техники в системе технологического образования учащихся.


На изучение дисциплины «История техники» отводится максимально всего 180 часов. По направлениям специальностей:

1-02 06 01-02 Технология (технический труд, черчение);

1-02 06 02-01 Технология. Информатика;

1-02 06 02-02 Технология. Профориентационная психология. Аудиторных 76-72, из них лекций 56-54, семинарских 20-18.

По направлениям специальности:

1-02 06 02-03 Технология (технический труд). Основы безопасности жизнедеятельности;

1-02 06 02-04 Технология (технический труд). Физическая культура;

1-02 06 02-07 Технология (технический труд). Физика;

1-02 06 02-08 Технология (технический труд). Техническое творчество. Аудиторных 86, лекций 54, практических 32.

Рекомендовано изучение дисциплины завершить экзаменом.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В примерном тематическом плане раскрывается название основных разделов дисциплины «История техники» и примерное распределение аудиторных часов на их изучение по специальностям: 1-02 06 01-02 Технология (технический труд, черчение); 1-02 06 02-01 Технология. Информатика; 1-02 06 02-02 Технология. Профориентационная психология (табл. 1).

Таблица 1 – Примерный тематический план






Название разделов

Количество часов

Всего аудитор-ных

Лекцион-ные занятия

Семи-нарские занятия

1

Техника древнего мира

5

4

1

2

Античная техника

5

4

1

3

Техника средневековья

8

6

2

4

Техника эпохи мануфактурного производства

5

4

1

5

Техника эпохи промышленного переворота

5

4

1

6

Измерительные инструменты

3

2

1

7

Двигатели внутреннего сгорания. Электродвигатели

5

4

1

8

Транспорт

8

6

(4*)2

9

Дороги. Дорожное строительство

3

2

1

10

Горнодобывающая и металлургическая промышленности

5

4

1

11

Связь

3

2

1

12

Энергетика и освещение

3

(2*)2

1

13

Вычислительные машины

(5*)3

2

1

14

Посевная и уборочная техника

3

2

1

15

Тракторостроение

3

2

1

16

Ракетная техника

(7*)5

4

1

Всего

76*-72

56*-54

20*-18

* Для специальности

1-02 06 01-02 Технология (технический труд, черчение)

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В примерном тематическом плане раскрывается название основных разделов дисциплины «История техники» и примерное распределение аудиторных часов на их изучение по специальностям: 1-02 06 02-03 Технология (технический труд). Основы безопасности жизнедеятельности; 1-02 06 02-04 Технология (технический труд). Физическая культура; 1-02 06 02-07 Технология (технический труд). Физика; 1-02 06 02-08 Технология (технический труд). Техническое творчество (табл. 2).

Таблица 2 – Примерный тематический план






Название разделов

Количество часов

Всего аудитор-ных

Лекцион-ные занятия

Практи-ческие занятия

1

Техника древнего мира

6

4

2

2

Античная техника

6

4

2

3

Техника средневековья

8

6

2

4

Техника эпохи мануфактурного производства

6

4

2

5

Техника эпохи промышленного переворота

6

4

2

6

Измерительные инструменты

4

2

2

7

Двигатели внутреннего сгорания. Электродвигатели

6

4

2

8

Транспорт

8

6

2

9

Дороги. Дорожное строительство

4

2

2

10

Горнодобывающая и металлургическая промышленности

6

4

2

11

Связь

4

2

2

12

Энергетика и освещение

4

2

2

13

Вычислительные машины

4

2

2

14

Посевная и уборочная техника

4

2

2

15

Тракторостроение

4

2

2

16

Ракетная техника

6

4

2

Всего

86

54

32

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 Техника древнего мира

Основные этапы развития техники первобытного производства орудий труда. Изготовление каменного топора и микролитов. Изобретение лука. Применение глиняной посуды.


Раздел 2 Античная техника

Бронзовый и железный века. Орудия труда, виды деятельности. Использование железа в технике древности как путь возникновения отраслей производства. Резец и молоток как орудия труда. Изготовление колеса. Простые механизмы.


Раздел 3 Техника средневековья

Водяной и ветровой двигатели. Часовой механизм. Колёсные, маятниковые и другие виды часов. Изобретение компаса. Изобретение пороха. Развитие военной техники.


Раздел 4 Техника эпохи мануфактурного производства

Ятромеханика. Биомеханика. Рабочие машины в текстильном производстве. Водяные и ветряные двигатели. Развитие техники в эпоху мануфактурного производства.


Раздел 5 Техника эпохи промышленного переворота

Переход от мануфактуры к машинному производству. Переход от гидро- к теплотехнике. Изобретение паровой машины (Т. Ньюкомен, И.И. Ползунов, Дж. Уатт, С. Карно). Возникновение машиностроения и машиноведения. Развития механической обработки материалов. Создание и совершенствование токарного станка (А.К. Нартов, Г. Модсли, Р. Робортс, Я. Батищев, Ж. Вокансон, Дж. Уитворт, Л.И. Изгоров, К.А. Зворыкин и др.). Изобретение суппорта. Типы металлорежущих станков. Зарождение электротехники.


Раздел 6 Измерительные инструменты

История развития измерений. Введение единой метрической системы мер. Совершенствование средств измерений. Международная система «SI». Метрологическая служба.


Раздел 7 Двигатели внутреннего сгорания. Электродвигатели

Пороховые двигатели Д. Панела и Х. Гюйгенса. Разработки практически природных газовых ДВС (Э. Ленуар, П.Д. Кузьминский, Бо де Рош, Н.-А. Отто, Е. Ланген). Создание керасиновых и бензиновых ДВС (Е.А. Яковлев, И.С. Коссович, Г.Даймлер, К. Бенц, А.Г. Уфимцевцев.). Создание ДВС повышенного КПД (Р.Дизель, Л.Эльсбетт), их промышленное производство.

Электромагнетизм как основа электрического двигателя. Изобретение гальванического элемента и аккумулятора двигателя. Работы Х. Эрстеда, А. Ампера, М. Фарадея. Электрический генератор И. Пикси. Электрические двигатели Б.С.Якоби, Э.Х.Ленца. Разработки электромагнитных машин Г. Уайльдом, Э. Сименсом, Пачинотти и др. Передача электричества на расстояния. Двигатели переменного тока (М.О. Доливо-Добровольский).
Раздел 8 Транспорт

Водный транспорт. История развития морского транспорта, от гребного до парусного флота. Переход от парусного флота к паровому. Строительство каналов.

Железнодорожный транспорт. Зарождение рельсового транспорта. Составы Р.Л. Эджодорта – предшественника поездов. Паровозы Третвитика и Д. Стефенсона. Создание паровоза Н.Е. Черепановым и Е.А. Черепановым. Роль российских учёных (П.П. Мельникова, И.С. Волкова, Крафта, Н.И. Липина и др.) в развитии железнодорожного дела в России.

Зарождение и развитие автомобильного транспорта, от самоката И.П. Кулибина, Л.Л. Шамшуренко до паровых повозок Н. Куньо и У. Нердока. Паровые омнибусы в Англии как общественный транспорт. Автомобили Г. Даймлера и К. Бенца с использованием бензинового двигателя внутреннего сгорания. Возникновение фирм по производству автомобилей. Развитие автомобилестроения в Англии. Франции, Германии, США, России и Республике Беларусь.

Воздухоплавание и авиация. Изобретение воздушного шара братьями Ж. и Э. Моргольфьё. Развитие воздухоплавания, появление дирижаблей. Проекты создания летательных аппаратов тяжелее воздуха – геликоптера и аэроплана. Аэроплан братьев У. и О. Райт русских учёных в развитие авиационной техники (Н.Е. Жуковского, К.А. Калинина, А.Н. Тупалева и др.)
Раздел 9 Дороги. Дорожное строительство

От Аппиевой дороги до современных автомагистралей. Строительство мостов и туннелей.


Раздел 10 Горнодобывающая и металлургическая и промышленности

Горнорудный промысел в России. Техника добычи руд. Создание доменной печи. Способы производства углеродистой стали. Техника кузнечного производства. Производство проката. Сварка металлов. Развитие металлургической промышленности в России и Республике Беларусь


Раздел 11 Связь

Оптический телеграф. Создание электрического телеграфа. Развитие почтового дела. Изобретение радио – новый этап развития техники связи.


Раздел 12 Энергетика и освещение

Передача электроэнергии. Освещение городов. Получение и использование электрической энергии – новая энергетическая основа промышленности и транспорта. Разработка способов передачи электроэнергии на большие расстояния. Освещение. Совершенствование способов освещения. История электрического освещения.


Раздел 13 Вычислительные машины

Вычислительные машины до появления электроники. Зарождение электроники. Рождение электронной счётной машины. Использование ЭВМ в науке, производстве, в статическом и бухгалтерском учёте. Будущее вычислительных машин.


Раздел 14 Посевная и уборочная техника

Плуг как главное орудие труда в земледелии. Палка-копалка. Мотыга, соха, рало. Первые металлические плуги. Работы по созданию отвала (Р.Рене, Д.Дир).

Создание научной концепции плуга (В.П. Горячкин). Плуги навесные, полунавесные и прицепные. Развитие теории и практики плугостроения (плуги многоступенчатые, роликовые, роторные, на воздушной подушке, плугофрезы и др.).

Зарождение и развитие техники землепашества. Подсечно-огневая и террасовая системы земледелия.

История развития уборочной техники от серпа до комбайна (серп, коса, цеп, жатка, молотилка, подборщик и др.). Современное комбайнирование урожая.
Раздел 15 Тракторостроение

Трактор – основная машина агротехнологии. Первые разработки тракторов на колесном и гусеничном ходу (Ф.А. Блинов, Я.В. Мамин, Д.А. Загражский). Основные марки тракторов современного и зарубежного производства. История и основные направления развития белорусского тракторостроения.


Раздел 16 Ракетная техника

История создания атомной бомбы и АЭС. Разработка средств доставки полезных грузов. Вклад советских учёных в разработку и развитие ядерного оружия и ракетной техники. Достижения в области ракетостроения (И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, К.И. Щёлкин, Н.Л. Духов, Е.П. Славский, А.Д. Сахаров, Я.Б. Зельдович, Ф.А. Цандер, С.П. Королёв, Ю.А. Победоносцев, Н.К. Тихонравов, В.П. Ветчинкин, В.П. Глушко и др.).


Информационно-методическая часть
Примерная тематика семинарских и практических занятий
1 Техника древнего мира.

2 Античная техника.

3 Техника средневековья.

4 Техника эпохи мануфактурного производства.

5 Техника эпохи промышленного переворота.

6 Становление и развитие линейных мер и измерительных инструментов.

7 Разработка двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя.

8 История развития транспорта.

9 История создания и виды дорог.

10 Развитие горнодобывающей и металлургической промышленностей.

11 Развитие средств связи.

12 Становление энергетики и создание освещения.

13 История развития вычислительных машин.

14 Посевная и уборочная техника.

15 История развития тракторостроения.

16 История развития и основные направления ракетостроения.



ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Беккерт, М. Мир металла: пер с англ. / М. Беккерт. – М.: Мир, 1980. – 152 с.

  2. Бронников, Н.Л. Страницы истории техники и технологии / Н.Л. Бронников, И.А. Карабанов; под ред. В.Д. Симоненко и И.А. Карабанова. – Мозырь: МГПИ, 2000. – В 2-х ч. Ч. 1. – 126 с.; Ч.2 – 115 с.

  3. Венецкий, С.И. Рассказы о металлах / С.И. Венецкий.– М.: Металлургия, 1979. –240 с.

  4. Виргинский, В.С. Очерки истории науки и техники веков (до 70-х гг. в.) / В.С. Виргинский. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.

  5. Гольдман, В.Б. Завтра земледельческой техники / В.Б. Гольдман, А.Б. Школьников. – М.: Колос, 1982. – 223 с.

  6. Дягчин, Н.И. История развития техники / Н.И. Дягчин. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

  7. Долматовский, Ю.А. Автомобиль за 100 лет / Ю.А. Долматовский. – М.: Знание, 1986. – 240 с.

  8. Евдокимов, В.Д. От молотка до лазера / В.Д. Евдокимов, С.Н. Полевой. – М.: Знание, 1987. – 192 с.

  9. От машин до роботов / сост. М.Н. Ишков. – М.: Современник, 1990. – 278 с.

  10. Оганезов, А.Н. Поле электрическое – полю хлебному / А.Н. Оганезов. – Минск: Ураджай, 1984. – 207 с.

  11. Скорняков, С.М. Плуг: крушение традиций? / С.М. Скорняков. – М.: Агропромиздат, 1986. – 221 с.


Дополнительная:

  1. Гольдман, В.Б. Завтра земледельческой техники / В.Б. Гольдман, А.Б. Школьников. – М.: Колос, 1982. – 223 с.

  2. Куликов, М.К. Дизели меняют рацион / М.К. Куликов // Наука и жизнь. – 1993. – №6. – С. 26-30.

  3. Монтаков, В.А. Страницы истории отечественного тракторостроения / В.А. Монтаков, В.П. Пономарёв // Школа и производство. – 1991. - №5. – С. 34-38.

  4. Патури, Феликс Р. Зодчие XXI века: пер. с нем. / общ. ред. Л.И. Лопатникова / Феликс Р. Патури. – М.: 1979. – 349 с.

  5. Поликарпов, В.С. История науки и техники / В.С. Поликарпов. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 352 с.

  6. Политехнический словарь / редкол.: А.Ю. Ишлинский (гл. ред.) [и др.]. – М.: БРЭ, 2000. – 656 с.

  7. Физика-юным / сост. М.П. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.

  8. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 1983. – 367 с.

  9. Энциклопедия для детей: я познаю мир: изобретения. – М.: «Издательство АСТ», Минск: «Харвест», 2002. – 480 с.

  10. Энциклопедия техники: электроника, информатика: пер. с исп.: в 3 т. / пер. С.А. Яковлева. – М.: Мир книги, 2004. – Т 3. – 160 с.

  11. Энциклопедия техники: энергетика, транспорт, строительство: пер. с исп.: в 3 т. / пер. А.С. Воропаев. – М.: Мир книги, 2004. – Т 1. – 160 с.

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по педагогическому образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь

_____________________ А.И. Жук

________________

Регистрационный № ТД - 287/тип.
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-02 06 01 Технология (по направлениям)

(1-02 06 01-01 Технология (технический/обслуживающий труд;

1-02 06 01-02 Технология (технический труд, черчение);

1-02 06 02 Технология (по направлениям). Дополнительная

специальность

(1-02 06 02-01 Технология. Информатика;

1-02 06 02-02 Технология. Профориентационная психология;

1-02 06 02-03 Технология (технический труд). Основы безопасности жизнедеятельности;

1-02 06 02-04 Технология (технический труд). Физическая культура;

1-02 06 02-07 Технология (технический труд). Физика;

1-02 06 02-08 Технология (технический труд). Техническое творчество)



СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию

_________________ П.Д. Кухарчик

________________



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

_________________ Ю.И.Миксюк

________________



Ректор Государственного учреждения образования “Республиканский институт высшей школы”

_________________М.И. Демчук

____________


Эксперт-нормоконтролер

_____________________________

___________________

Минск 2009



СОСТАВИТЕЛИ:

С.Я. Астрейко, заведующий кафедрой методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат педагогических наук, доцент;

С.Н. Гладкий, старший преподаватель кафедры методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”;

В.П.Редькин, доцент кафедры методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”, кандидат технических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра технологии и методики преподавания учреждения образования “Полоцкий государственный университет”;

К.К. Бондаренко, доцент учреждения образования “Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины”, кандидат педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой методики технологического образования учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина” (протокол № 8 от 19 марта 2009 г.);


Научно-методическим советом учреждения образования “Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина”

(протокол № 4 от 15 апреля 2009 г.);


Научно-методическим советом по физико-математическому образованию и технологии учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол № 6 от 29 мая 2009 г.)

Ответственный за выпуск: ____________________________



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с образовательным стандартом ОСРБ 1-02 06 01-2008 и типовыми учебными планами по специальности “Технология (по направлениям)” в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку учителей трудового обучения (технический труд), изучается дисциплина “Основы материаловедения”.

Согласно утвержденному образовательному стандарту содержание учебной дисциплины “Основы материаловедения” предусматривает изучение основных характеристик свойств материалов и методов их определения; основ древесиноведения и металловедения; строения дерева и древесины; физических и химических свойств древесины; пород и пороков древесины; лесоматериалов; металлов и сплавов; полимеров и материалов на их основе; конструкционных полимерных материалов; композиционных материалов; резиновых материалов; лакокрасочных материалов; клеёв; абразивных материалов.

Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства во многом связано с разработкой новых и совершенствованием существующих конструкционных материалов, снижением материалоемкости изделий, рациональным использованием материальных ресурсов.

Широкие возможности для разработки оптимальных технических решений представляют неметаллические материалы и композиты на их основе, многие из которых отличаются высокими удельными прочностными характеристиками, коррозийной стойкостью, технологичностью в переработке.



Основной целью дисциплины «Основы материаловедения» является формирование целостной системы технико-технологических знаний, умений и навыков, опыта исследовательской деятельности, а также развитие профессионально важных качеств у будущих учителей технического труда в процессе изучения основ материаловедения.

Задачи дисциплины:

  • анализ структуры и содержания различных материалов;

  • изучение основных свойств материалов;

  • развитие и формирование умений и навыков самостоятельно определять материалы, а также применять их при изготовлении изделий в зависимости от свойств.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные характеристики материалов на основе древесины, полимерных и неорганических материалов;

- методы определения свойств материалов;

- условия эксплуатации изделий из конструкционных и композиционных материалов.



уметь:

- определять условия эксплуатации разрабатываемых изделий и конструкционных материалов;

- выбирать материалы для изготовления изделий с учётом их свойств и условий эксплуатации;

- использовать свойства материалов при их обработке и применении.

Перечень дисциплин, изучение которых необходимо студентам для усвоения данной дисциплины: физика, химия, технология обработки древесины, технология обработки металлов, технология конструкционных материалов, сопротивление материалов.
Типовыми учебными планами на изучение дисциплины «Основы материаловедения» всего максимально отводится 180 часов. По специальностям:

1-02 06 01-01 Технология (технический/обслуживающий труд);

1-02 06 01-02 Технология (технический труд, черчение), 76 аудиторных. Из них 38 ч. лекционных занятий и 38 ч. лабораторных занятий.

На остальные специальности - 72 ч. аудиторных, из них 36 ч лекции и 36 ч лабораторные.

Изучение дисциплины рекомендовано завершить экзаменом.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название разделов и тем


Количество часов

Всего

аудитор-ных



Лекцион-ные занятия

Лабора-торные занятия

Раздел 1 Древесные материалы

1.1

Строение дерева и древесины

10

4

6

1.2

Свойства древесины

8

2

6

1.3

Пороки древесины

6

2

4

1.4

Характеристика хвойных и лиственных пород

14

4

10

1.5

Классификация древесных материалов

6

4

2

1.6

Способы хранения и защиты древесины

2

2

-

Всего

46

18

28

Раздел 2 Металлические материалы

2.1

Строение металлов

2

2

-

2.2

Свойства металлов

4

2

2

2.3

Классификация металлических материалов

6

4

2

2.4

Термическая и химико-термическая обработка металлов

2

2

-

Всего

14

10

4

Раздел 3 Полимерные материалы

3.1

Строение полимеров

2

2

-

3.2

Свойства полимеров

4

2

2

3.3

Классификация полимерных материалов

4(6*)

2

2(4*)

3.4

Композиционные материалы на основе полимеров

2(4*)

2(4*)

-

Всего

12(16*)

8(10*)

4(6*)

Итого

72(76*)

36(38*)

36(38*)

* Для специальностей:

1-02 06 01-01 Технология (технический/обслуживающий труд);

1-02 06 01-02 Технология (технический труд, черчение).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 Древесные материалы


следующая страница >>