Дипломный проект на тему Особенности функционирования транснациональных корпораций в экономике России Исполнитель - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Дипломный проект на тему Особенности функционирования транснациональных корпораций - страница №1/4

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт инновационного управления экономикой
Кафедра макроэкономики и социально-экономического прогнозирования
Специальность: «Национальная экономика» – 080103

Специализация «Национальный рынок» – 080103 01

Форма обучения: очная

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

Особенности функционирования транснациональных корпораций в экономике России
Исполнитель:

Студентка 5 группы 1 ____________ Арифулина Д.Ф.



(подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта:

к.э.н., доцент ____________ Левина Л.Ф.

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ


Заведующий кафедрой:

д.э.н., профессор ______________ Мокий М.С.



(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Москва 2013г.

УТВЕРЖДАЮ Заведующему кафедрой макроэкономики и

социально-экономического прогнозирования

Заведующий кафедрой д.э.н.,_профессору,_Мокию_М.С.____

____________________ от студентки Арифулиной_Диляры_Фанисовны

«___ » ___________ 201__г. Специальность (специализация)

Национальный рынок __080103_01___

форма обучения __очная___________

курс _5___ группа __1____

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить мне тему выпускной квалификационной работы:

«Особенности функционирования транснациональных корпораций в экономике России.

(наименование темы)

и утвердить руководителем к.э.н., доцент, Левину Л.В.__________________

«_____» __________201__ г. _________________

(личная подпись)

С о г л а с е н

Руководитель к.э.н., доцент, Левиной Л.В. _________________

(личная подпись)

«_____» __________201__ г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт инновационного управления экономикой
Кафедра макроэкономики и социально-экономического прогнозирования
Специальность: «Национальная экономика» – 080103

Специализация «Национальный рынок» – 080103 01

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой __________________

«_____» __________201__ г.
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

студента (ки) 5 курса, 1 группы, очной формы обучения



Арифулиной Диляры Фанисовны_____________________________________

Тема дипломного проекта: « Особенности функционирования транснациональных корпораций в экономике России»____________________________________________________

утверждена приказом ректора от « 28 » мая 2013 г. № 306/47-1-V_________________

Исходные данные к проекту: статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка России, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организации экономического сотрудничества и развития, годовой и квартальной отчетности российских и иностранных компаний, отечественные и зарубежные литературные источники.

Содержание дипломного проекта (перечень подлежащих разработке вопросов): теория значимости транснациональных корпораций в экономике России, объективные факторы возникновения ТНК, отраслевая ориентация российских ТНК, занимаемые ими позиции на мировом экономическом пространстве с учетом зарубежных активов, объемов товарооборота и численности штата сотрудников, географическая дифференциация распределения российских ТНК в мире, выявление роли российских ТНК в национальной экономике, постановка проблем внедрения иностранных ТНК на российский рынок и предложения по направлениям развития и усиления российских ТНК.

Перечень графического материала:___11 таблиц, 5 рисунков___________________

Срок сдачи студентом готового проекта: ______________________________

Дата выдачи задания: «17» марта 2013 г.

Руководитель дипломного проекта: ______________ к.э.н., доц. Л.Ф. Левина

(подпись) (ученая степень, инициалы и фамилия)
Задание принял к исполнению: _____________

(подпись)

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт инновационного управления экономикой

АННОТАЦИЯ

К дипломному проекту студента (ки) 5 курса, 1 группы, очной формы обучения Арифулиной Диляры Фанисовны на тему: «Особенности функционирования транснациональных корпораций в экономике России»

Пояснительная записка, _____ с., _____листов графического материала.

Объект исследования: закономерности появления и функционирования транснациональных корпораций.

Основные организационно-экономические противоречия: с одной стороны, стремление российских корпораций к расширению международных экономических связей, и, с другой стороны, ограничения их деятельности, вызванные недостаточными конкурентными преимуществами и несовершенным хозяйственным механизмом.

Выбранные способы решения проблем: сбор и анализ статистической информации, использование логического и исторического методов исследования, методы сравнительного анализа, обобщения данных, экономико-математические методы.

Предмет проектирования: транснациональные корпорации.

Результат работы, выносимый на защиту: доказательство усиливающего влияния ТНК в российской экономике, и направления совершенствования хозяйственного механизма для повышения их положительного воздействия на социально-экономические процессы.

Эффективность проектных решений: анализ фактических данных в полной мере отражает особенности функционирования транснациональных корпораций в России.

Автор дипломного проекта: ________________________



(подпись)

Руководитель проекта: ______________ ____к.э.н., доц. Л.Ф. Левина



(подпись) (ученая степень, инициалы и фамилия)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………… 6

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и

развития ТНК


    1. Сущность, структура и типология ТНК ………………………… 10

    2. Социально-экономические предпосылки возникновения и этапы эволюции ТНК………………………………………………………………. 18

    3. Особенности ТНК на современном этапе экономического

развития………………………………………………………………………. 25

Глава 2. Анализ и оценка деятельности транснациональных корпораций в экономике России.

2.1. Отраслевая структура российских ТНК……………………………..……36

2.2. Региональная направленность экспансии российских ТНК…………… 46

2.3. Роль российских транснациональных корпораций в экономике России 54
Глава 3. Перспективные направления развития российских транснациональных корпораций

3.1.Основные тенденции развития российских ТНК в

мировом экономическом пространстве………………………………………...61

3.2. Пути воздействия фактора ВТО на развитие

российских ТНК………… ……………………………………………………. 71

3.3. Значение развития ТНК для экономики России, взаимодействие государственного и частного капитала ……………………………...……….75
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованной литературы……………………………………………93
Приложения …………………………………………………………………… 98

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходят процессы глобализации международных экономических связей и все больше российских компаний видят возможность для развития собственного производства, освоения перспективных рынков сбыта в расширении границ своей деятельности на страны ближнего и дальнего зарубежья. В последнее десятилетие сложилась благоприятная макроэкономическая конъюнктура, российские компании получили монопольный доступ к природным ресурсам и инновациям, что позволило им, приобретая различные активы и встраивая их в свои производственно-сбытовые цепочки, начать активную финансовую экспансию. Это обусловило возрастание значения ТНК в прикладных научных исследованиях, создании новейших технологий, производстве на их основе технически более совершенных продуктов, в экспортно-импортных операциях, организации и обучении рабочей силы. Все это привело к тому, что в последнее время российские компании стали активно встраиваться в систему транснациональных хозяйственных отношений, в рамках которых важнейшая роль принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК).

Транснациональные корпорации являются органичным элементом, частью особой среды мировой экономики, в процессе функционирования которой возникают система хозяйственных отношений между ее субъектами не только на национальном, но и на международном уровне, образованной транснационализацией хозяйственной деятельности, а ее характер определяется системой взаимодействия участников. Исследование такой системы хозяйственных отношений позволяет лучше понять место и роль национальных ТНК в современной мировой экономике. Транснациональная система хозяйствования затрагивает не только международное движение капитала, но и обмен товарами и услугами, валютные отношения, а также институциональные отношения между участниками мирового хозяйства. Она существенно влияет на экономическое развитие как всей мировой экономики, так и отдельных национальных ее элементов.

Используя объективные и субъективные различия между государствами в различных сферах, ТНК могут тем самым добиваться повышенной производительности труда, уменьшать издержки на единицу продукции, непосредственно изучать обстановку на рынках сбыта по всему миру, обеспечивать разработку и внедрение инновационных ресурсов. В то же время экономика национальных государств становится важнейшим условием развития транснациональных корпораций и поддержания их конкурентноспособности на внешних рынках. В условиях обострения кризисных ситуаций в мировой экономике проблемы устойчивости и развития транснациональных корпораций приобретают актуальный характер для российской экономики

Особую актуальность исследованию транснациональных хозяйственных отношений и развитию корпораций придает то, что в России они выступают самыми крупными налогоплательщиками, работодателями, импортерами валюты, потребителями инвестиционных товаров и услуг. Тем самым крупнейшие российские компании оказывают значительное влияние на весь воспроизводственный процесс в национальной экономике. Российские ТНК начинают играть существенную роль в различных аспектах функционирования транснациональной системы хозяйствования. Российские компании являются основными поставщиками природных ресурсов для ряда экономик, оказывая заметное влияние на их развитие. Все это делает необходимым исследование процессов формирования российских ТНК и перспектив их дальнейшего развития.



Цель курсовой работы - комплексное исследование «Особенностей функционирования транснациональных корпораций в экономике России» и разработка практических рекомендаций по экспансии и поддержке транснациональных корпораций на национальном уровне.

Для реализации поставленной цели определены и решены следующие задачи:



  1. исследовано понятие, сущность и типология транснациональных корпораций;

  2. рассмотрены объективные факторы появления ТНК;

  3. установлены позиции российских ТНК в международном масштабе;

  4. исследована отраслевая структура российских ТНК;

  5. проанализировано географическое распределение ТНК за рубежом;

  6. выявлена роль российских ТНК в экономике России;

  7. установлено воздействие ВТО на развитие транснациональных корпораций;

  8. поставлены проблемы внедрения иностранных ТНК на российский рынок;

  9. исследованы тенденции развития ТНК в мировом экономическом пространстве;

  10. предложены перспективные направления усиления российских ТНК путем совершенствования хозяйственного механизма в России.

Предметом исследования являются транснациональные корпорации.

Объектом исследования являются закономерности появления и функционирования транснациональных корпораций.

Информационную базу исследования составили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка России, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), МВФ, Всемирного Банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского статистического бюро, годовой и квартальной отчетности российских и иностранных компаний. Также в работе использовались материалы российской и зарубежной монографической литературы, публикации в периодической печати и собственные исследования автора дипломной работы.

Методологической основой исследования послужили научные методы системного, сравнительного и логического анализа, обобщения и синтеза, экономико-математическое, табличное и графическое моделирование, принципы и приемы статистического метода исследования.

Прикладное значение данной работы обусловлено необходимостью решения важной народнохозяйственной проблемы: разработка предложений для формирования государственной политики в сфере поддержки и развития транснациональных корпораций России, а также совершенствование внешнеэкономической стратегии страны в целом с учетом отраслевых приоритетов и задач социально-экономического развития, а также оценки рисков и последствий реализации предлагаемых мер.

Структура дипломной работы обусловлена целью и логикой исследования, а также характером решаемых в её процессе задач. Дипломная работа состоит из заявления о закреплении темы дипломной работы, задания на дипломную работу, аннотации, содержания, введения, трех глав (9 параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа включает 5 рисунков и 11 таблиц.

Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования и развития транснациональных корпораций

    1. Сущность, структура и типология ТНК

Транснационализация хозяйственной деятельности - особая среда мировой экономики, которой свойственна определенная система взаимодействия участников. Путем исследования этой системы возможно понять характер отношений транснациональных корпораций с государствами и другими субъектами хозяйственных отношений, их место и роль в современной мировой экономике. Сферы влияния транснациональной системы хозяйствования - международное движение капитала, обмен товарами и услугами, валютные операции, институциональные отношения между участниками мирового хозяйства. Транснационализация хозяйственной деятельности существенно влияет на экономическое развитие, как всей мировой экономики, так и отдельных ее национальных элементов. При этом важнейший вклад в развитие системы транснациональных хозяйственных отношений вносит развитие экономики национальных государств.

Процесс транснационализации – это процесс превращения национальных компаний в международные, который происходит за счет расширения международной деятельности производственных фирм, банков, иных хозяйствующих субъектов и их выхода за национальные границы отдельных государств. Основными составляющими данного процесса являются поглощение компаний других стран, что приводит к слиянию капиталов, создание объединенных компаний, привлечение финансов иностранных банков, создание промышленными компаниями и банками той же самой страны долгосрочных связей за границей.

Объективным основанием процесса транснационализации является интернационализация экономики, науки, техники, производства, увеличение роли коммуникаций, что позволяет объединять субъекты индустриальных структур различных стран в международные формирования исследовательского и производственного типа.

Главная отличительная черта процесса транснационализации - это выход субъекта хозяйственной деятельности на новый, глобальный уровень индустриализации в других институциональных условиях. Компании могут выбирать экономические институты в тех странах, где они могут дать преимущества. Ведение компаниями хозяйственной деятельности на новом уровне приводит к формированию новых институтов. В результате складывается транснациональная система хозяйствования.

Согласно определению Организации Объединенных Наций к ТНК следует относить компании, у которых не менее 10% активов размещено за рубежом.

Классификацию корпораций схематично можно представить следующим образом:

национальные

Корпорации

транснациональные

Интернациональные (1-ый этап развития)

Многонациональные

(2-ой этап развития)


Глобальные

(3-ий этап развития)


Рисунок 1.1 Классификация корпораций

Источник: составлено автором работы

Рассмотрим критерии классификации современных ТНК и их основные виды. В зависимости от принципов взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями выделяют следующие типы ТНК: этноцентрический, полицентрический, регионцентрический и геоцентрическиий [15].



Таблица 1. Характеристика видов ТНК


Характеристические признаки

Интернациональные корпорации

Многонациональные корпорации

Глобальные корпорации

  1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов

Этноцентрический

Полицентрический или регионцентрический

Геоцентрический

  1. Ориентация

Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта

Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупные и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. производственную

Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производится составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.

  1. Отношение к зарубежному рынку

Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании

Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком.

Ареной деятельности является весь мир.

  1. Информационные потоки

Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов.

Небольшой поток информации материнской компании из нее, небольшой поток между филиалами.

Значительные потоки информации материнской компании и из нее между всеми филиалами.

Источник: Малахов В.С. Государство в условиях глобализации. М., 2007 - С.34

Интернациональные корпорации – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. ТНК образует в различных странах зарубежные филиалы в виде дочерних компаний и структурных подразделений, которые не имеют юридической самостоятельности. Эти фирмы имеют достаточно самостоятельные службы производства и последующего сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, составляя крупный производственно-сбытовой комплекс. При этом право собственности над акционерным капиталом имеет только представитель страны-учредителя.

При этноцентрическом типе ТНК принятие управленческих решений происходит преимущественно в материнской компании, т.е. отличительная черта данного типа ТНК является высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельностью со стороны материнской компании. Филиалы за рубежом создаются главным образом для обеспечения зарубежных рынков сбыта, работники филиалов в большинстве являются представителями страны материнской компании. В России отношения родительских компаний с зарубежными структурными подразделениями относятся преимущественно к рассматриваемому виду ТНК.

Исходя из критериев данной классификации следует, что российские компании относятся к интернациональным корпорациям. Российские компании имеют собственность за рубежом в большинстве случаев, в форме представительств или сбытовых подразделений а не в виде производственных мощностей. Так, Лукойл, возглавляющий список крупнейших ТНК Центральной и Восточной Европы имеет за рубежом лишь 3 нефтеперерабатывающих завода, располагающихся в странах ближнего зарубежья (Болгария, Румыния, Украина), остальные активы – это автозаправочные станции, на которых реализуются нефтепродукты, произведенные из добытой другими компаниями нефти на зарубежных же месторождениях.

Основные активы Лукойла находятся в сфере сбыта. Сбытовая сеть включает в себя 48 нефтебаз и 2385 АЗС (включая арендованные) в Европе и США. Объемы продаж на зарубежных рынках приблизительно равны продажам на российском рынке. В России реализовано 13, 6 млн. тонн, в Европе – 9,2, в США – 3,0 из общего объема в 25, 8 млн. тонн продукции.

Наряду с Лукойлом к числу российских интернациональных корпораций можно отнести ОАО “Новошип” и два морских пароходства – “Приморское” и “Дальневосточное”.

Многонациональные (мультинациональные) корпорации – это международные корпорации, которые объединяют национальные компании нескольких государств на производственной и научно-технической основе. Отличительной чертой многонациональной компании является большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран.

Англо-голландский Концерн “RoyalDutchShell”, существующий с 1907 года, является ярким примером такой корпорации. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB(AseaBrownBovery), сфера деятельности которой является машиностроение, электронная инженерия, имеет несколько филиалов в виде совместных предприятий в странах СНГ.

Характерные типы взаимоотношений дочерних компаний для мультинациональных корпораций - полицентрический или регионцентрический. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний и внутренний рынок равнозначны по своей важности в деятельности ТНК. У этих ТНК зарубежные филиалы осуществляют не только сбытовые функции, реализуя продукцию материнской компании, но производят ее на месте, ориентируясь на потребности их рынков. В зарубежных филиалах в качестве работников привлекают местных специалистов. Основным характерным признаком этого вида ТНК является достаточно высокий уровень децентрализации функции управления, передача полномочий дочерним фирмам.

При регионцентрической подходе деятельность ТНК ориентирована уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Испанию или Германию. Притом, что зарубежный филиал ТНК размещается в отдельной стране, деятельность его направлена на весь регион. Особый интерес этот вид ТНК представляет для тех российских ТНК, деятельность которых ориентирована на рынок СНГ.

К глобальным корпорациям относят такие, которые осуществляют хозяйственную деятельность в разных странах, интегрируя воедино результаты этой деятельности. Так подобная компания может производить в разных странах составные части одного изделия. Глобальные корпорации - мощь современного мирового финансового капитала. Химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная отрасли – это основные отрасли, тяготеющие к глобализации.

Геоцентрический подход к взаимоотношениям материнской компании и ее филиалов является отличительной чертой глобальных корпораций. Эти ТНК являются как бы децентрализованным объединением региональных филиалов. В данном случае материнская компания является одной из составных частей ТНК, а не ее центром. Регион деятельности геоцентрической ТНК - вся планета.

Границы между этими группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

Российские экономисты делят все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы:

  1. Собственно транснациональные корпорации – это национальные компании, сфера деятельности которых ограничивается страной, где находится их штаб-квартира;

  2. Многонациональные фирмы – объединения национальных компаний разных государств.

Подавляющие большинство современных ТНК относятся к первому типу. Многонациональных фирм довольно мало. В качестве примера можно привести две англо-голландские фирмы – химический концерн “Unilever” и нефтеперерабатывающий концерн “RoyalDutchShell”.

По методологии ООН при определении международной корпорации важно знать структуру ее активов. 100 крупнейших международных компаний (включая финансовые) 40% стоимости имущества имеют на территориях других стран. Среди ТНК самые большие активы (свыше 80% всех активов компаний), располагающиеся на территориях других государств, имеют Bayer (89,8%), Nestle (86,9%), Volkswagen (84,8%) и ABB(84,7%).

Для определения транснациональных компаний существует специальный индекс транснационализации. Расчёт индекса транснационализации ведётся по следующей формуле:

It = 1/3 (Ai /A + Ri/R + Si/S) x 100 % ,где

It — индекс транснационализации, %;

Ai — зарубежные активы;

A — общие активы;

Ri — объём продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;

R — общий объём продаж товаров и услуг;

Si — зарубежный штат;

S — общий штат работников компании.

Чем выше индекстранснациональности, тем большее влияние на деятельность компанииоказываетактивность ее зарубежных филиалов. Таким образом, для определения того, насколько для той или иной ТНК значима деятельность компании за рубежом и важна роль зарубежных филиалов на иностранных рынках, служит индекс транснациональности [30].

В целях исследования транснацональных компаний ООН наиболее серьезное внимание уделяет изучению деятельности крупнейших корпораций. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) ежегодно публикует списки 100 крупнейших ТНК в мире. Крупнейшие из них представлены в Приложении 1.

Таким образом, ТНК – форма международного объединения капиталов, когда головная компания имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности. Страна, в которой располагается головная компания, называется страной базирования. Обычно это страна, где первоначально возникла данная корпорация (однако не всегда).

Таким образом, обобщающими характеристиками ТНК являются следующие признаки:

- предпринимательская деятельность осуществляется в нескольких странах;

- активы распределяются между зарубежными филиалами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход;

- для формирования финансовых ресурсов применяется широкое использование мирового рынка;

- глобализация в управлении потоками товаров и капиталов, выражающаяся в передаче управленческих полномочий дочерним фирмам.


    1. Социально-экономические предпосылки возникновения и этапы развития ТНК

Формирование и развитие транснациональных корпораций обусловлено рядом причин, основной из которых являются преимущества, предоставляемые глобальной организацией производства и сбыта. Такие преимущества возникают при вертикальной и горизонтальной интеграции с филиалами компании, располагающейся за рубежом.

При помощи вертикальной интеграции большинство ТНК может обеспечить поставку сырья и промежуточных товаров на наиболее выгодных условиях из соответствующих зарубежных регионов. При этом появляется возможность избежать (используя более эффективную внутрифирменную торговлю) часто встречающееся несовершенство иностранных рынков, которое могло бы в полной мере проявиться, если бы необходимые ресурсы пришлось бы приобретать у независимых местных фирм. ТНК также могут предоставить лучшую дистрибьютерскую и сервисную сеть. Вертикально-интегрированные ТНК, опираясь на свои иностранные филиалы, могут лучше охранять и использовать свое доминирующее положение на рынке, приспосабливать свою продукцию к местным условиям и вкусам, а также гарантировать высокое качество товаров [28].

ТНК могут эффективно использовать эффект масштаба в производстве, финансировании, организации и использовании результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), конъюнктурных исследованиях рынка, выражающийся в снижении затрат на единицу продукции при укрупнении производства. Большие объемы производства позволяют ТНК осуществлять рациональное разделение труда и специализацию намного лучше, чем более мелким национальным фирмам.

ТНК могут получать преимущества, используя различия в ценах факторов производства, существующие между странами, в которых расположены ее подразделения. Те промежуточные продукты, для производства которых достаточно применение неквалифицированной рабочей силы, могут быть произведены в странах с низкой зарплатой и транспортированы для последующей сборки в другие страны.

Кроме того, по сравнению с чисто национальными фирмами ТНК и их филиалы имеют, как правило, лучший доступ на международные рынки капитала. Это позволяет им легче финансировать большие проекты. ТНК также в состоянии концентрировать НИОКР в развитых странах, которые наиболее подходят для этой цели из-за большей доступности технического персонала и оборудования.

Далее, наличие иностранных филиалов во многих странах мира позволяет головному предприятию получать и аккумулировать огромное количество стратегически значимой информации о состоянии конъюнктуры в различных регионах мира, отслеживать изменения цен, предпочтений и вкусов потребителей и т.п. Без наличия филиалов получение такой информации было бы связано с гораздо большими издержками, а сама эта информация оказалась бы менее надежной.

Мотивом осуществления инвестиций за рубежом для ТНК является возможность получения там более высокой отдачи от дополнительных капиталовложений [22]. В принципе, какая-либо корпорация могла бы рассмотреть возможность инвестирования для получения более высокой прибыли в любой другой отрасли в своей стране. Однако, как правило, корпорация лучше знает ситуацию в «своей» отрасли. Поэтому она вряд ли будет анализировать возможность инвестирования в любую другую отрасль национальной экономики до принятия решения об инвестициях за рубежом. Следовательно, критерием принятия решения об иностранных инвестициях будет сопоставление потенциальной нормы прибыли при дополнительных капиталовложениях в рамках избранной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конечно, если перспективы «своей» отрасли как внутри страны, так и за рубежом окажутся не слишком привлекательными, корпорация рассмотрит возможности диверсификации своего бизнеса.

ТНК по сравнению с национальными фирмами имеют существенно лучшие возможности для выбора среды функционирования. По определению, национальные фирмы осуществляют свою деятельность в своей стране, сталкиваясь с заданными условиями функционирования. В отличие от них ТНК при принятии решения о местонахождении завода для производства того или иного вида продукции могут выбирать подходящую страну, учитывая уровень зарплаты, налоговое законодательство, возможность получения субсидий, внешнеторговый режим и т.д. соответствующих стран.

Так как ТНК по масштабам своих операций сопоставимы, а иногда и превосходят многие страны, в которых размещаются ее филиалы, они оказываются в состоянии воздействовать на политику местных правительств гораздо эффективнее, чем чисто национальные фирмы. Финансовое могущество ТНК позволяет им в случае необходимости скупать местные фирмы, чтобы избежать конкуренции с их стороны и установить таким образом контроль над рынком принимающей страны. Причем приобретенные местные фирмы могут быть даже попросту закрыты.

Далее, вследствие больших масштабов ТНК имеют возможность диверсифицировать свою деятельность, оперируя одновременно на рынках различных продуктов, становясь, тем самым, менее зависимыми от периодов затруднений со сбытом основной продукции корпорации. Они оказываются в состоянии перераспределять финансовые ресурсы между различными сферами своей деятельности, концентрируясь каждый раз на наиболее перспективных на данный момент направлениях [29].

Наконец, ТНК могут использовать т.н. трансфертные цены во внутрикорпоративной торговле. Искусственно завышая их при поставке, например, комплектующих в филиалы, расположенные в странах с высоким уровнем налогов, ТНК могут сократить свои затраты на выплату налогов. Этот способ невозможно было бы использовать при торговле между независимыми фирмами.

Использование всех или некоторых из перечисленных преимуществ ТНК по сравнению с национальными фирмами объясняет распространенность ТНК и высокую степень их влияния в мировой экономике. В результате ТНК стали на сегодняшний день наиболее мощной формой частных экономических организаций.

Рассмотрим эволюцию транснациональных корпораций корпораций корпораций и факторы, обусловившие их появление.

1. На первом этапе – конец XIX – начало ХХ вв. – деятельность ТНК была основана на использовании сырьевых ресурсов колоний. В 1913 г. в добывающем секторе мировой экономики было сосредоточено 55% накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в инфраструктурном секторе (транспорт, торговля и распределение продукции) – 30%, в обрабатывающей промышленности – 10%.[18] На этом этапе развития начала формироваться стратегическая цель компаний, действующих за пределами своей страны – доступ не только к ресурсам, но и к рынкам сбыта принимающих стран. Для достижения этой цели страны-протектораты (США и большинство стран Европы) стали проводить политику протекционизма. В начале XX в. средневзвешенный размер импортных тарифных ставок США на продукцию обрабатывающей промышленности составил 44%, в Японии – 30%, Франции – 21%, Германии – 20%. Эти действия способствовали развитию импортозамещающих производств и способствовали вывозу капитала как альтернативы экспортных поставок готовой продукции.

2. На втором этапе эволюции ТНК (1914 – 1960 гг.) по своей организационно-экономической форме и механизму функционирования они представляли собой горизонтальные картели, синдикаты и тресты, сформировавшиеся в отсутствии унифицированного антимонопольного законодательства. ТНК стали ограничивать конкуренцию на мировом рынке, что привело к её монополизации, международные картели и синдикаты позволяли извлекать дополнительные прибыли и снизить риск. Дальнейшей транснационализации мирового хозяйства на втором этапе эволюции ТНК препятствовали такие события, как две мировые войны и Великая депрессия 1929 – 1933 гг. Сырьевая ориентация ТНК была дополнена промышленным производством. Корпорации начали сотрудничать с правительствами материнских стран, превращаясь в своеобразные «автономные экономические государства» внутри принимающих стран [21].

3. На третьем этапе эволюции ТНК (1960 – 1970-е гг.) доминирующее положение на мировом рынке заняла американская экономика. Инвестиции американских ТНК направились в обрабатывающую промышленность Западной Европы, где начались процессы европейской интеграции, в том числе и образование таможенного союза. В этот период произошло большое количество конгломератных слияний, охвативших фирмы различных стран и отраслей, стремящихся проникнуть и закрепиться на зарубежном рынке. Кроме того, падение колониального режима и стремление правительств освободившихся стран получить полный суверенитет, включая возможность экспроприировать объекты собственности иностранных ТНК, привела к тому, что капиталы стали вывозить не по направлению «Север – Юг», а по направлению «Север–Север». Это факторы обусловили дальнейшее снижение значения первичного сектора для ТНК, а низкий уровень совокупного спроса и общеэкономических условий хозяйствования в развивающихся странах делали неэффективными инвестиции ТНК в обрабатывающую промышленность.

4. На четвертом этапе (1970 гг.- конец ХХ в.) процессы диверсификации зарубежных производств были приостановлены. Возникли новые прибыльные сферы для вложения транснационального капитала – инновационный бизнес, новые технологии в транспорте, информатике и средствах связи. В это же время увеличилась открытость развивающихся стран по отношению к транснациональному капиталу, повышалась квалификация рабочей силы, и ТНК развитых стран инвестировали в организацию «отверточных» предприятий либо средне технологичной трудоинтенсивной продукции в тех странах, где относительно низкая оплата труда.

Стремление предпринимателей снизить издержки производства обусловило выход на мировую арену европейских и японских ТНК, а либерализация международной торговли привела к интеграции таких форм предпринимательской деятельности, как реализация товаров, управление и организация работы персонала, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, маркетинг, послепродажное обслуживание – все они унифицировались в соответствии с общими стандартами и принципами. ТНК были вынуждены повысить прозрачность своего функционирования и отказаться от громоздких многоотраслевых структур – конгломераты уступили место специализированным вертикально-интегрированным корпорациям.

5. Современный, пятый этап эволюции ТНК связывают со становлением сетевых структур и новых типов «глобальных компаний», превосходящих предыдущие не только по количественным показателям, но и по качественным характеристикам, таким, как координация действий филиалов на основе новых информационных технологий, гибкая организация отдельного производства, адаптивность организационной структуры корпорации, единая организация бухгалтерского учета и аудита и пр.

При этом на новый уровень функционирования выходят не только ТНК развитых стран, но и корпорации из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Важным фактором создания предприятий за рубежом становится стремление снизить экономические и политические риски. ТНК стран с нестабильной политической ситуацией либо иными высоко рисковыми факторами ищут безопасные места для размещения своих активов. Примерами этому может служить зарубежная экспансия российских предприятий нефтегазовой и металлургической отраслей.

Количественный потенциал, приобретенный ТНК на этапах своего развития (по данным ЮНКТАД, на долю ТНК в международной торговле приходится 2/3)[40], становится основой для качественных изменений: ТНК последнего поколения функционируют как самостоятельный экономический субъект мирового рынка, имеющий собственные цели развития и специфическую структуру.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному материалу можно сделать вывод, что возникновение транснациональных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и международных отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.


1.3 Особенности российских ТНК на современном этапе экономического развития

Для предпринимательской деятельности отечественного бизнеса за рубежом характерно то, что подавляющая часть прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и активов (в стоимостном выражении) приходится на ограниченное число ведущих российских компаний. Как правило, это крупнейшие корпорации страны, которые по своим базовым характеристикам, как отмечалось выше, относятся к ТНК.

Так, по оценкам Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), перед кризисом в 2007 г. около 75% накопленных российских ПИИ за границей приходилось на 10 крупнейших нефинансовых корпораций. В 2008 г. на долю 20 ведущих ТНК приходилось примерно 60% совокупных российских активов за рубежом, причем на 5 из них (««Лукойл»», ««Газпром»», «Северсталь», «Евраз» и «Ренова») - около 40%. Эти данные свидетельствуют о значительной дифференциации отечественного бизнеса по масштабам деятельности в сфере зарубежных приобретений и о концентрации иностранных активов у небольшой группы крупнейших корпораций страны.

Во время кризиса и в посткризисный период в связи с финансовыми проблемами ряда крупнейших корпораций и успехами инвестиционной экспансии компаний «второго эшелона» уровень дифференциации стал снижаться. Так, по оценке ИМЭМО РАН, в конце 2009 г. на долю 20 ведущих ТНК в этой сфере приходилось 106,5 млрд. долл., или более трети накопленных ПИИ из России за рубежом. Подсчеты ЮНКТАД по итогам 2010 г. дают примерно сопоставимый результат: зарубежные активы 10 крупнейших российских компаний (без «Газпрома») превысили 74,7 млрд. долл., или более 24% аккумулированных капиталовложений страны за границей [13].



За последние несколько лет основные показатели зарубежной активности отечественных компаний не только резко возросли в абсолютном выражении, но и заметно опережали соответствующие индикаторы их общей хозяйственной деятельности, в том числе и на внутреннем рынке (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2 Динамика роста совокупных активов, торгового оборота и штата сотрудников 20 крупнейших российских ТНК за рубежом в 2004-2009

Показатель / Период

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Рост в 2009 г. относительно

2006 г.

Активы (млрд долл.)

За рубежом

22

45

66

92,9

100,4

106,5

+161%

Общие

421,7

402

422

544,9

536,8

598,9

+42%

Доля зарубежных активов (%)

16

16

16

17

19

18

+2 п.п.

Торговый оборот (млрд долл.)

За рубежом

87

114

168

212

261,9

198,0

+118%

Общий

246,5

245

246

305,4

378,6

295,8

+20%

Доля зарубежного оборота (%)

68

68

68

69

69

67

-1 п.п.

Штат сотрудников (тыс. чел.)

За рубежом

46

96

110

184

207

202

+184%

Всего

1730

1723

1730

1520

1490

1427

-17,5%

Доля зарубежного персонала(%)

6

6

6

12

14

14

+8 п.п.

Источник: Российский бизнес за рубежом: динамика развития. М.: МШУ «Сколково», 2008. С. 19-21; презентация «Экспорт российских прямых инвестиций стабилизировался по мере окончания мирового кризиса». 23 июня 2011 г. М.: ИМЭМО РАН. - С. 5.
Так, зарубежные активы 20 ведущих российских ТНК достигли к концу 2009 г. 106,5 млрд. долл. по сравнению с 66 млрд. в 2006 г. Таким образом, их рост за указанный период, включая кризисный этап, превысил 161%, а увеличение совокупных активов составило только 42%. Еще большая опережающая динамика зафиксирована в области зарубежных продаж и наращивания персонала за границей.

Вместе с тем глобальный кризис привел к существенному сокращению зарубежных и общих продаж российских ТНК. По данным исследования, продажи за рубежом в 2009 г. упали примерно на 25% по сравнению с предыдущим годом и на 7% по сравнению с 2007 г., а общие продажи сократились соответственно на 22 и 3%.

По данным Второго рейтинга российских транснациональных компаний, подготовленного ИМЭМО РАН в рамках международной программы EMGP, зарубежные активы 20 ведущих российских нефинансовых ТНК достигли к концу 2009 г. почти 107 млрд. долл. (см. Прилож. 2) [41]. Зарубежные продажи (экспорт из России и продажи заграничных дочерних структур) этих корпораций составили более 198 млрд. долл., а число занятых за пределами России -свыше 200 тыс. человек. Однако только у половины корпораций из данного списка зарубежные активы превышают 3 млрд. долл., что эквивалентно по стоимости всего одной мега сделке в сфере M&A (слияния - поглощения) по критериям ЮНКТАД.

В целом у двадцати ТНК насчитывалось около 800 зарубежных филиалов (дочерних компаний) в 87 странах. В целом для российских компаний характерно широкое представительство в различных регионах мира Лидером здесь является «Лукойл», который имеет дочерние структуры в 35 государствах, а горно-металлургические компании располагают активами и филиалами в среднем в 15-20 странах. Наличие многочисленных филиалов и их географическая разветвленность является важным показателем транснационализации деятельности компании и степени ее включенности в глобальные цепочки производства добавленной стоимости.

По размерам имеющихся иностранных активов в перечень 100 крупнейших нефинансовых ТНК из развивающихся стран и государств с переходной экономикой в 2010 г. было включено 10 частных российских компаний. Крупнейшие из них - «Лукойл», «Евраз», «Северсталь» и «Вымпелком» (VimpelCom Ltd.) - заняли соответственно 9-е, 39-е, 42-е и 50-е места (см. Прилож. 3).

В целом отечественный бизнес несколько ухудшил свои позиции по сравнению с предкризисным периодом. Так, по итогам 2008 г., когда впервые в этот рейтинг были включены 8 российских компаний, первая тройка - «Лукойл», «Евраз» и «Северсталь» - занимали соответственно 8-ю 23-ю и 32-ю позиции.

По усредненному интегральному показателю транснационализации (TNI), равному 31,8% (33,1% в 2009 г.), ведущие российские компании заметно уступают своим конкурентам как из развивающихся стран в целом (в среднем по группе - 48,5%), так и из государств - членов БРИКС (в среднем по группе - 38,0%). Причем TNI у отечественных корпораций формируется в основном за счет высокой доли зарубежных продаж (т. е. экспорта товаров), а не стоимости заграничных активов [40].

В глобальных масштабах абсолютные показатели деятельности российских корпораций за рубежом в целом выглядят достаточно скромно. Например, пороговый показатель для включения в рейтинг ЮНКТАД - 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира по размерам зарубежных активов - в 2010 г. составил 30 млрд. долл. Следовательно, «Лукойл» (24 млрд. долл.) и «Газпром» (20 млрд. долл.) могли теоретически находиться только в начале второй сотни ТНК по данному показателю [15].

В отраслевом разрезе в данном списке традиционно доминируют корпорации сырьевого сектора России (6 металлургических холдингов, 3 телекоммуникационных и 1 нефтегазовый), в то время как в других развивающихся странах, например группы БРИКС, деятельность крупнейших национальных компаний более диверсифицирована: они представлены в сфере телекоммуникаций, финансов, строительства, потребительских услуг, транспорта и т.д.

Характерно, что лучшие по показателю TNI российские компании - «Евраз» и «Лукойл» - занимали в этом рейтинге соответственно только 55-е (42%) и 63-е места (47%), а большинство отечественных корпораций находились практически в самом конце этого списка, что свидетельствует о низкой степени транснационализации их деятельности при международном сравнении.

В соответствии с мировыми критериями и стандартами, к российским ТНК можно отнести следующие компании: «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» в нефтегазовом секторе; «Евраз», «ГМК Норильский никель», ОК «РУСАЛ», «Северсталь», «Мечел», «НЛМК» в металлургической отрасли; а с учетом развития в последнее десятилетие ряда компаний в сфере телекоммуникационных услуг – «МТС» и «ВымпелКом».

Лукойл является лидером среди российских ТНК. Разведка и добыча сырья – основные направления вложения инвестиций за рубежом. В 1994 г. Лукойл пришел в Азербайджан, в 1995 г. - в Казахстан и Египет, 2002 г. - Колумбию, 2003 г. - Иран, 2004 г. - Узбекистан и Саудовскую Аравию, 2005 г. - Венесуэлу. В основном Лукойл работает в составе консорциумов. Наиболее масштабная добыча нефти ведется фирмой Лукойл в Казахстане. С 1998-1999 гг. нефтепереработка стала объектом инвестиций Лукойла в Румынии, Болгарии и на Украине. Число АЗС Лукойла приближается к 6 тысячам и представлены уже в двух десятках стран Европы. Например, в Сербии «Лукойл» приобрел в 2003 г. за 131 млн. долл. сеть АЗС «Беопетрол», а в 2004 г. вложил еще почти 100 млн. долл. в ее дальнейшее развитие.

В цветной металлургии размерами зарубежных капиталовложений, сосредоточенных в разных странах, выделяется прежде всего «РУСАЛ», использующий инвестиции для достраивания своих производственных цепочек. Сначала он обзавелся активами в близлежащих странах. В 2000 г. им было приобретено на Украине 70% акций Николаевского глиноземного завода за сумму, значительно превосходящую 100 млн. долл., а затем вложено за 5 лет в модернизацию и расширение предприятия 84 млн. долл. В Армении, напротив, на покупку акций завода «Арменал» по производству упаковки из фольги затрачены незначительные средства, зато свыше 100 млн.долл. направлены на модернизацию. Вне СНГ концерн «РУСАЛ» начал инвестировать также в 2004 г. Тогда же «РУСАЛ» купил 20% акций австралийской «QueenslandAlumina». В Западной Африке «РУСАЛ» уже создал полный цикл. В его собственности несколько лет находится бокситовый рудник в Гвинее. В феврале 2006 г. за 250 млн. долл. в Нигерии куплены 77,5% акций крупного алюминиевого завода с необходимой инфраструктурой. Сверх того, «РУСАЛ» обзавелся активами в Италии.

По масштабам ПИИ в российской цветной металлургии с компанией «РУСАЛ» сопоставим «Норильский никель», значимые производственные активы которого сосредоточены только в двух странах - США и ЮАР.

В российской черной металлургии крупнейшими ТНК являются «Северсталь», владеющая крупными сталелитейными компаниями в США и Италии, а также установившая в 2006 г. контроль над метизными предприятиями на Украине и в Великобритании, «Евразхолдинг» и «Мечел»[8].

Перечень российских компаний, чьи прямые инвестиции исчисляются не миллиардами, а сотнями миллионов долларов, значительно больше. К тому же ТНК «второго эшелона» представляют не только нефтегазовый сектор и металлургию, но и другие отрасли российской экономики.

Значительная инвестиционная активность за рубежом ТНК среднего размера обычно свидетельствует о реальной интернационализации экономики страны.

В случае России речь идет о компаниях с инвестициями на уровне примерно от $30-50 до $300-500 млн. Более крупных ТНК в нашей стране сформировалось пока лишь около 20, поэтому в категорию второго эшелона нередко попадают даже отечественные промышленные гиганты, если они только начинают вывоз капитала. Тем интереснее проследить, охватили ли процессы интернационализации почти все крупные фирмы в отрасли, как в случае российской черной металлургии, либо масштабный экспорт капитала обеспечивают две-три ТНК. Например, вряд ли в обозримой перспективе новички заграничной экспансии догонят тот же ЛУКОЙЛ, у которого почти за 20 лет международной деятельности заграничные активы достигли к концу 2011 года $34,4 млрд.

Второй эшелон ТНК формируют ведущие представители отраслей с невысокой капиталоемкостью, крупные компании других отраслей на начальных стадиях интернационализации своего бизнеса, а также средние по размеру компании с уже разветвленными сетями зарубежных дочерних структур. В случае России в основном речь идет о первых двух группах, поскольку средний бизнес в нашей стране в принципе менее развит, чем в США и странах ЕС, где он уже неплохо представлен зарубежными активами.

Хороший пример формирования ТНК второго эшелона - промышленность стройматериалов. Так, производитель цемента и железобетонных изделий «Евроцемент» имеет предприятия на Украине и в Узбекистане, вложив около $200 млн. Свыше $50 млн составляют зарубежные прямые инвестиции производителя кровельных и изоляционных материалов «Технониколь» с заводами в Белоруссии, Украине, Литве и Чехии. До конца 2010 года к российским ТНК можно было причислить и производителя газобетона «Группа ЛСР», которая затем продала свои заводы в трех странах Балтии и на Украине. Крупнейший в России производитель огнеупоров «Магнезит» еще в 2001 году обосновался в Китае, в 2007 году купил завод в Германии, в 2008 году в Словакии, а в 2012 году на Украине.

Другой иллюстрацией служит швейная промышленность, где прямые инвестиции за рубежом превышают $50 млн., у «Глория Джинс» десяток швейных цехов в восточных областях Украины, а также центры дизайна в ряде американских и азиатских городов и производителя спецодежды «Восток- Сервис» основные заграничные активы в Чехии, Венгрии, Австрии и Дании. Обе компании начали экспорт капитала в производственные предприятия в 2006 году и продолжают его наращивать.

Крупные компании, слабо продвинувшиеся по пути интернационализации бизнеса, а потому относящиеся к ТНК среднего размера, в России встречаются во многих отраслях. Например, четвертая по значению отечественная фирма цветной металлургии «Русская медная компания» пока имеет крупный заграничный актив только в соседнем Казахстане, более чем на порядок отставая от «Норильского никеля» или РУСАЛа. С 2007 года «Русская медная компания» вкладывает средства в инфраструктуру, начав добычу на руднике «Приорский» лишь в 2011 году. В итоге ее зарубежные инвестиции не достигают даже $100 млн., хотя в одном Казахстане в рамках прорабатываемых проектов они могут в ближайшие годы составить $440 млн.

В сфере услуг ярким примером служит «МегаФон». Формально компания вышла за рубеж, в Таджикистан еще в 2001 году, однако в реальности она заметно отстала от своих ключевых конкурентов - МТС и «ВымпелКом». «МегаФон» стал осваивать рынки бывших союзных республик лишь в 2008-2009 годах, так что его капиталовложения в Таджикистане пока лишь немного превышают $100 млн. Из других стран компания предпочла частично признанные Абхазию и Южную Осетию из-за низкого уровня конкуренции, суммарные инвестиции фирмы менее $50 млн.

Далеко не всегда крупные компании со скромными прямыми инвестициями за рубежом можно отнести к «новичкам» заграничной экспансии. Например, шестая по размеру выручки российская нефтегазовая компания «Татнефть» еще в 1995 году предприняла неудачную попытку стать собственником Кременчугского НПЗ на Украине. Позднее капиталовложения Татнефть направила также в сети АЗС на Украине и в Белоруссии, а в последние годы обзавелась крупными заграничными добывающими активами. Так, в 2009 году Татнефть вложила $44 млн в Ливии и $15 млн в Сирии, а в 2010 году в зарубежные проекты было инвестировано еще $89 млн.

Немало таких компаний и в сфере услуг. В частности, ОАО «РЖД» получило первые зарубежные активы еще вследствие распада СССР, создав на казахстанском участке Транссиба филиал «Петропавловское отделение Южно-Уральской ЖД». При этом первые действительно крупные инвестиции РЖД стали поступать за границу с 2008 года и связаны с «Южно-Кавказской железной дорогой», созданной под концессионный договор в Армении. Кроме того, РЖД имеет дочерние структуры в ряде стран за пределами СНГ, управляет 49%-ным госпакетом акций в «Улан-Баторской железной дороге» в Монголии, существует с 1949 года. Другим примером ТНК среднего размера на основе крупной российской компании в сфере транспорта служит «Глобалтранс», с 2008 года обособленная часть группы «Н-Транс», бывшей «Северстальтранс», первые зарубежные активы у которой появились еще в 2003 году в странах Балтии, где в 2008-2009 годах пришлось свернуть значительную часть бизнеса, переориентировав его на Финляндию и Украину, а также отечественный рынок. Тем не менее обе компании по размерам заграничных активов заметно отстают от российских морских пароходств.

Ряд подобных примеров можно встретить в банковском бизнесе. В частности, Газпромбанк, Банк Москвы и ряд других финансовых институтов, несмотря на присутствие в нескольких странах, в том числе за пределами СНГ, заметно отстают по масштабам заграничных инвестиций от ВТБ, Сбербанка, Альфа-Банка или Внешэкономбанка.

Примечательно, что в ряде отраслей, где в США и странах ЕС возникли мощные ТНК, в России крупных ТНК вообще не появилось. Иллюстрацией является авиационный транспорт. Даже во второй эшелон ТНК можно включить лишь одну довольно крупную авиакомпанию «ЮТэйр». Точных данных о стоимости ее зарубежных активов нет, однако примерная цена флота самолетов и вертолетов в заграничных дочерних структурах превышает $100 млн. Во второй половине 2000-х годов «ЮТэйр» обзавелась компаниями на Украине, в ЮАР, Словакии и Перу.

Второй эшелон формируют компании со сравнительно узкой специализацией, которые не входят в сверхкрупный бизнес, однако их нельзя отнести и к классическому среднему бизнесу. В частности, производитель полимерных труб «Полипластик» в 2004-2010 годах построил или модернизировал заводы на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Отчасти в эту категорию можно включить концерн «Тракторные заводы» и лидера титанового бизнеса «ВСМПО-Ависма», золотодобывающие компании «Норд Голд», отпочковалась от Северстали и «Полюс Золото».

Исходя из вышесказанного, можно подвести итоги, что дальнейшее развитие российских ТНК второго эшелона будет определяться как внутренними, так и внешними условиями интернационализации отечественной экономики. К первым можно отнести вероятные сдвиги в деловой среде. Все больше экспертов склоняется к тому, что высокий уровень монополизации и коррупция сильно тормозят хозяйственное развитие нашей страны. Сложившаяся в 2000-е годы в России политико-экономическая модель не способствует расцвету предпринимательской инициативы и активизации средних и малых фирм, зато создает стимулы для крупных и тем более сверхкрупных компаний к поиску внеэкономических способов повышения своей «конкурентоспособности».

Среди внешних стимулов наибольшую роль играет региональная интеграция. На постсоветском пространстве за 20 лет, прошедших после распада СССР, было предпринято несколько попыток построения региональных экономических объединений. В настоящее время в границах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана реализуется, пожалуй, самый амбициозный проект, который в случае удачи стимулирует трансграничное движение капитала компаний из трех стран-участниц. При маловероятном, хотя и анонсированном сближении в перспективе этой тройки с ЕС, а скорее всего и Украиной откроются куда большие возможности для полноценного участия самых разных российских компаний в трансграничных производственных цепочках, создаваемых чаще всего с помощью прямых инвестиций.

Подводя итоги, можно сказать, что в глобальных масштабах абсолютные показатели деятельности российских корпораций за рубежом в целом выглядят достаточно скромно. В отраслевом разрезе в данном списке традиционно доминируют корпорации сырьевого сектора России. Наблюдается концентрация иностранных активов у небольшой группы крупнейших корпораций страны. Благодаря успехам инвестиционной экспансии компаний «второго эшелона» наметилось снижение уровня дифференциации отечественного бизнеса по масштабам деятельности в сфере зарубежных приобретений.


следующая страница >>