Дипломная работа «Анализ механизма международно-правового регулирования миротворческих операций ООН по поддержанию мира» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа 3 912.75kb.
1 Способы регулирования деликтных обязательств 14 Глава 2 5 854.68kb.
Закон о некоторых вопросах правового регулирования деятельности 1 34.75kb.
Курсовая работа по д исциплине "Экономическая т еория" студента 2... 2 418.24kb.
Специальные вопросы по Департаменту нормативно-правового регулирования... 1 111.44kb.
Формирование организационно-экономического механизма регулирования... 1 398.11kb.
«механизм правового регулирования обращения взыскания на имущество... 1 313.64kb.
Развитие экономического механизма государственного регулирования... 2 586.54kb.
Правовая организация отраслевых промышленных комплексов: теоретические... 3 815.69kb.
1. Экономическая социология как специальная социологическая теория 1 99.17kb.
Доклад об осуществлении муниципального контроля за 2012 год 2 460.58kb.
Свободные экономические зоны: оффшорные центры 1 384.47kb.
- 4 1234.94kb.
Дипломная работа «Анализ механизма международно-правового регулирования миротворческих - страница №4/4

3. Участие Республики Беларусь в осуществлении миротворческих операций




3.1 Взаимодействие Республики Беларусь и ООН по вопросам миротворчества

Организация Объединенных Наций – крупнейшая универсальная международная организация, в рамках которой государства – члены ищут пути решения насущных международных проблем и реализации своих национальных интересов [40, c. 100].

Международные механизмы участия Беларуси в международных операциях, связанных с миротворчеством Республика Беларусь, активно участвуя во многих сферах деятельности Организации Объединенных Наций и являясь сторонником безопасности на европейском континенте, по ряду объективных причин не принимала участия в активных фазах операций по поддержанию мира, ограничиваясь направлением белорусских гражданских специалистов в состав миротворческих миссий ООН и ОБСЕ в постконфликтных государствах (Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Косово, Грузия, Нагорный Карабах). Произошедшие за последние 15 лет геополитические изменения, смена биполярной системы на однополярную снизили вероятность глобального противостояния и вывели в число основных угроз международной безопасности региональные конфликты и международный терроризм. Эта тенденция отразилось и на операциях по поддержанию мира. За последние десять лет под эгидой ООН в мире было проведено больше операций по поддержанию мира, чем за предыдущие 40 лет, при этом существенно изменилось их содержание. В настоящее время миротворческие операции или операции по поддержанию мира включают в себя политический, гражданский, гуманитарный и военный компоненты [36, c. 127].

1 октября 2001 года в штаб-квартире ООН был подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ООН в отношении участия Беларуси в системе резервных соглашений. В приложении к нему зафиксирована принципиальная готовность Беларуси предоставить 32 белорусских специалиста для возможного включения в состав сил гражданской полиции ООН. По результатам отбора девять кандидатов были официально зачислены в резерв сил гражданской полиции ООН. С Секретариатом ООН была достигнута договоренность о возможности направления белорусских специалистов на контрактной основе на период от 6 до 12 месяцев в состав миротворческих миссий в Боснии и Герцеговине, Косово и Восточном Тиморе [20, c. 49].

С учетом принятых руководством страны решений о целесообразности расширения участия в миротворческой деятельности, включая ее военные компоненты, в Беларуси в 2002–2004 годах была создана нормативная правовая база, определяющая порядок участия белорусских представителей в миротворческих операциях. Ее основой стал Закон «О порядке направления военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также гражданского персонала за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности». Закон предусматривает возможность участия представителей Республики Беларусь в операциях по поддержанию мира, предпринимаемых Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными международными организациями, либо в рамках региональных международных организаций или соглашений Республики Беларусь.

Участие представителей Республики Беларусь в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности может включать наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий, разъединение конфликтующих сторон, разоружение и расформирование их подразделений, производство инженерных и иных работ, содействие в решении проблемы беженцев, оказание медицинской, иной гуманитарной помощи, выполнение полицейских и других функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека, а также осуществление в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий.

Законом Республики Беларусь «О порядке направления военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также гражданского персонала за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности» предусматривает не только участие гражданского контингента в миротворческих операциях (гражданские полицейские, наблюдатели, гражданские специалисты миссий в постконфликтных зонах и т.д.), но и возможность, в случае принятия решения Президентом Республики Беларусь, направления вооруженных контингентов для выполнения миротворческих задач [28]. Гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащим и гражданским специалистам, принимающим участие в операциях по поддержанию мира. Основной задачей при подготовки сил, выделенных для участия в миротворческих операциях, поисково-спасательных операциях и в операциях по оказанию гуманитарной помощи является достижение их оперативной совместимости с международными контингентами по поддержанию мира [28].

В 2004 году на Саммите Совета евроатлантического партнерства в Стамбуле белорусской делегацией было заявлено о намерении Беларуси подготовить собственный миротворческий воинский контингент с использованием, в частности, механизмов НАТО. Одним из основных механизмов обеспечения оперативной совместимости для участия в совместных операциях по поддержанию мира, является Процесс планирования и оценки сил программы «Партнерство ради мира», в котором Беларусь участвует с 2004 года. На республиканском уровне работа по подготовке миротворческого потенциала Республики Беларусь анализирована следующим образом: Министерство иностранных Дел организует внешнеполитическое обеспечение подготовки к участию Республики Беларусь в миротворческих миссиях, в том числе оказывает содействие в направлении на обучение в специализированные центры потенциальных военных и гражданских наблюдателей – практические мероприятия, связанные с подготовкой военного компонента миротворческой деятельности осуществляет Министерство обороны Республики Беларусь [14, c. 123].

Анализ практики участия специалистов Беларуси в миротворческих миссиях ОБСЕ и опыт отбора кандидатов в миссии ОБСЕ на Балканах и в состав сил гражданской полиции ООН свидетельствует о значительном кадровом потенциале Республики Беларусь для участия в операциях по поддержанию мира. Как представляется, активная позиция Беларуси при формировании миротворческих сил ООН значительно повысит международный авторитет нашей страны в рамках системы ООН и политический авторитет в мире, повлечет за собой практическую выгоду, как для вооруженных сил нашей страны, так и для республиканского бюджета.

Таким образом, в 2000 году руководством страны была одобрена концепция постепенного расширения участия белорусских граждан в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ). В рамках реализации этой концепции 1 октября 2001 года в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ООН в отношении участия нашей страны в системе резервных соглашений ООН.




3.2 Особенности участия Республики Беларусь в миротворческих операциях в рамках региональных организаций
Беларусь – соучредитель крупной региональной организации – Содружества Независимых Государств (СНГ), в которую входят 11 стран бывшего Советского Союза. Штаб-квартира (Исполнительный комитет) этой организации размещена в столице нашей страны Минске. С марта 1994 года СНГ имеет статус наблюдателя при ООН.

Важной составляющей внешней политики белорусского государства является участие в процессах региональной безопасности. Прежде всего, речь идет о членстве Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую помимо нашей страны вошли Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе.

В феврале 2004 года в рамках ОДКБ было принято решение о создании сил специального назначения. В настоящее время ведется работа над формированием контингента миротворческих сил ОДКБ [27].

Беларусь заинтересована в налаживании диалога ОДКБ со всеми организациями, работающими в сфере международной безопасности на европейском континенте, и в первую очередь с НАТО и ОБСЕ.

Миротворческая деятельность СНГ стала ответом на вызовы времени, на угрозы коллективной безопасности, безопасности каждого из входящих в него государств. Эти угрозы поставили Содружество перед необходимостью экстренно создавать нормативно-правовую базу миротворчества и параллельно развертывать операции по поддержанию мира, овладевать одновременно теорией и практикой все аспектов деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов, изучать имеющийся у мирового сообщества опыт и адаптировать его ж нашим конкретным условиям [45, с. 8]

Правовой основой для миротворчества на территории СНГ являются: Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных сипах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г. Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира 1992 г.; Протокол: о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении этих Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира от 15 мая 1992 г., Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках СНГ от 16 июля 1992 г., С оглашение о коллективных миротворческих силах н совместных мерах по их материально-техническому обеспечению от 24 сентября 1993 г. [45, с. 10].

В 2007 году в рамках Организации Договора о коллективной безопасности были приняты два новых соглашения: Соглашение о миротворческой деятельности от 6 октября 2007 г. и Соглашение о порядке финансового, технического и тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию – мира в СНГ от 5 октября 2007 г.

В соответствии с первым Соглашением государства – члены ОДКБ для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе Миротворческие силы, которые состоят из миротворческих контингентов государств – членов ОДКБ.

Соглашением предусмотрено, что миротворческие контингенты государств – членов ОДКБ проходят подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимают участие в регулярных совместных учениях.

Зоной миротворческой деятельности ОДКБ может стать любая «горячая точка» планеты.

Решение о проведении миротворческой операции на территории государств – членов ОДКБ принимается Советом коллективной безопасности на основании официального обращения государства – члена ОДКБ о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ [27].

О принятом решении о проведении миротворческой операции Совет коллективной безопасности незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН.

В случае принятия решения о проведении миротворческой операции за пределами территории государств – членов ОДКБ Совет коллективной безопасности обращается к Совету Безопасности ООН с запросом о предоставлении соответствующего мандата на проведение миротворческой операции [27].

Для участия в конкретной миротворческой операции из состава Миротворческих сил создаются Коллективные миротворческие силы. Состав, структура и численность Коллективных миротворческих сил определяются Советом коллективной безопасности для каждой миротворческой операции в отдельности.

Осуществление миротворческой деятельности государствами – членами ОДКБ носит исключительно добровольный характер. Состав, задачи и функции оперативной рабочей группы по подготовке миротворческой операции ОДКБ, комплектование коллективных миротворческих сил, их структура, задачи, функции, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности, а также статус и полномочия Главы миротворческой миссии определяются отдельными положениями, утверждаемыми Советом коллективной безопасности [27].

ОДКБ может заключать коллективное особое (резервное) соглашение с ООН. При этом каждое государство – член ОДКБ, имеющее особое (резервное) соглашение с ООН, имеет право на участие своих миротворческих контингентов в миротворческих операциях по мандату ООН или под эгидой региональных организаций, проинформировав об этом Совет коллективной безопасности.

Согласно указанным выше документам соответствующими органами СНГ может быть принято решение об использовании Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира государств-участников СНГ в целях оказания, на основе взаимного согласия, помощи в урегулировании и предотвращении на территории государств-членов Содружества конфликтов, возникших или потенциальных, на межнациональной, межконфессионной и политической основе [27].

Важно в этой связи уточнение, что решение о направлении миротворческих сил принимается только в случае поступления просьбы от всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления групп по поддержанию мира (что полностью соответствует заключительной части ст. 53 Устава ООН). Таким образом; наличие вооруженных столкновений, ведение боевых действий сторонами не является определяющим.

На сессии Совета коллективной безопасности государств-участников ДКБ (24 мая 2000 г., Минск), в которой участвовали главы государств, министры иностранных дел и обороны, секретари Советов безопасности всех государств-участников, был утвержден Меморандум о повышении эффективности Договора и его адаптации к современной геополитической ситуации, который содержит, кроме прочего, новации, привлекающие особое внимание в контексте исследуемой нами темы. Это рассмотрение вопроса о создании при СКВ консультативного механизма по проблемам миротворческой деятельности к качала, в соответствии с национальным законодательством, работы по формированию коллективных миротворческих сил быстрого реагирования. При всей спорности самой концепции превентивной стратегии (в том числе превентивных миротворческих операций), имеющей немало горячих противников среди политиков и: юристов, к подобным концептуальным тезисам следует отнестись со всей серьезностью. Причем в контексте того факта, что на Пражской встрече в верхах в конце 2002 г. было принято решение о создании Сил быстрого реагирования НАТО для ведения именно превентивные войн НАТО по всему миру [16, c. 31].

Коллективные усилия Содружества в целом или некоторых его участников во взаимодействии с ООН и ОБСЕ позволили прекратить кровопролитие в Абхазии, Южной Осетин. Приднестровье, Таджикистане и Нагорном Карабахе, развести конфликтующие стороны и обеспечить условия для перехода их от насилия к диалогу в интересах политического урегулирования конфликтов. Четыре операции по поддержанию мира с использованием воинских контингентов государств Содружества были развернуты на постсоветском пространстве, три из них продолжаются и сейчас [7, с. 131].

Таким образом, анализ практики участия специалистов Беларуси в миротворческих миссиях в рамках ООН и региональных организаций свидетельствует о значительном кадровом потенциале Республики Беларусь для участия в операциях по поддержанию мира

В то же время целесообразна дальнейшая работа по наращиванию в Содружестве потенциала оперативного антикризисного реагирования, включая повышение готовности к превентивным действиям по предотвращению конфликтов и развертыванию миротворческих операции. Этому могут способствовать совершенствование систем анализа обстановки к прогнозирования ее развития, обучения и подготовки военного, полицейского и гражданского персонала для участия в миротворческих миссиях, более интенсивное проведение совместных мероприятии оперативной и боевой подготовки миротворческой направленности.





Заключение
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы.

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.

При осуществлении миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:


  1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

  2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;

  3. Содействие поддержанию законности и правопорядка;

  4. Предоставление гуманитарной помощи;

  5. Наблюдение за ситуацией.

Правовое обеспечение миротворческих операций ООН вытекает из подразумеваемых полномочий ООН, направленных на достижение их главной цели: поддержания международного мира и безопасности посредством принятия эффективных коллективных мер. Тот факт, что Устав ООН прямо предусматривает в главе VII определенные меры, представляющие собой принудительную акцию, направленную против агрессора, не может означать исключения или запрещения других действий, предназначенных для того, чтобы обеспечить в иной форме достижения основных целей ООН.

Деятельность ООН по поддержанию мира является выражением коллективной воли государств-членов по оказанию содействия нуждающимся обществам в переходе от состояния вооруженного конфликта к устойчивому миру.

Обязательства стран-членов, касающиеся осуществления данной цели, стали причиной создания Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ).

1 октября 2001 года в штаб-квартире ООН был подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ООН в отношении участия Беларуси в системе резервных соглашений. В приложении к нему зафиксирована принципиальная готовность Беларуси предоставить 32 белорусских специалиста для возможного включения в состав сил гражданской полиции ООН. По результатам отбора девять кандидатов были официально зачислены в резерв сил гражданской полиции ООН. С Секретариатом ООН была достигнута договоренность о возможности направления белорусских специалистов на контрактной основе на период от 6 до 12 месяцев в состав миротворческих миссий в Боснии и Герцеговине, Косово и Восточном Тиморе.

Осуществление миротворческой деятельности государствами – членами ОДКБ носит исключительно добровольный характер. Состав, задачи и функции оперативной рабочей группы по подготовке миротворческой операции ОДКБ, комплектование коллективных миротворческих сил, их структура, задачи, функции, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности, а также статус и полномочия Главы миротворческой миссии определяются отдельными положениями, утверждаемыми Советом коллективной безопасности.

Анализ практики участия специалистов Беларуси в миротворческих миссиях в рамках ООН и региональных организаций свидетельствует о значительном кадровом потенциале Республики Беларусь для участия в операциях по поддержанию мира

В то же время целесообразна дальнейшая работа по наращиванию в Содружестве потенциала оперативного антикризисного реагирования, включая повышение готовности к превентивным действиям по предотвращению конфликтов и развертыванию миротворческих операции. Этому могут способствовать совершенствование систем анализа обстановки к прогнозирования ее развития, обучения и подготовки военного, полицейского и гражданского персонала для участия в миротворческих миссиях, более интенсивное проведение совместных мероприятии оперативной и боевой подготовки миротворческой направленности.

Миротворческие операции – систематизированная и организованная деятельность государств и международных организаций, в том числе с участием военного и гражданского персонала, по вмешательству в локальные и региональные конфликты с целью их предотвращения или прекращения и урегулирования, осуществляемая в соответствии с Уставом ООН, решениями региональных организаций либо в рамках региональных организаций или соглашений, либо на основании двусторонних или многосторонних договоров; миротворческие операции охватывают операции по поддержанию мира, операции по (принудительному) установлению мира и операции по постконфликтному восстановлению мира (миростроительство).

При организации сложных по своему характеру миссий, предусматривающих ведение работы одновременно в политической, военной и гуманитарной областях, ООН использует опыт, накопленный при проведении «традиционных» операций по поддержанию мира. Эти операции, как правило, были нацелены, главным образом, на решение военных задач, таких, как наблюдение за прекращением огня, разъединение противоборствующих сил и создание буферных зон.

В последние десятилетия к выполняющим функции миротворцев ООН военнослужащим присоединились сотрудники гражданской полиции, наблюдатели за проведением выборов, наблюдатели за соблюдением прав человека и другие гражданские специалисты. Диапазон их задач широк – от обеспечения охраны при доставке гуманитарной помощи и самой ее доставки до оказания бывшим противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений.





Библиографический список


  1. Абашидзе, И. Проблемы модернизации в миротворческих операциях ООН И. Абашидзе // Власть. ─2008. ─№1. ─С. 58–62.

  2. Большаков, А.Г. «Замороженные конфликты» постсоветского пространства: тупики международного миротворчества / А.Г. Большаков // Анализ. Хроника. Прогноз. ─2008. ─№1. ─С. 27–37.

  3. Гришаева, Л. Кризис миротворчества ООН / Л. Гришаева // Обозреватель – Observer. ─2008. ─№4. ─С. 47–58.

  4. Гришаева, Л. ООН и проблемы ядерной безопасности / Л. Гришаева // Обозреватель – Observer. ─2008. ─№7. ─С. 112–123.

  5. Действующее международное право/ Ю.М. Колосов [и др.]; под общ. ред. Э.С. Кривчикова. – М.: Юристъ, 2002. ─345c.

  6. Департамент операций по поддержанию мира/ Операции ООН по поддержанию мира на русском языке [Электронный ресурс]. ─2009. ─Режим доступа: http://www.nn.org/russian. ─Дата, доступа: 15. 12.2009.

  7. Додонов, В.Ю. Политика соседства в СНГ: приоритеты, направления, механизмы реализации / В.Ю. Додонов // Россия и современный мир. ─2008. ─№2. ─С. 131–143.

  8. Доклад Генерального секретаря о работе Организации Объединенных Наций/ Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. 2009. – Режим доступа: http://www.nn.org/russian. ─Дата доступа: 15. 12.2009.

  9. Емельянова, Н.И Европейские вооруженные силы в кризисном реагировании (международно-правовые аспекты) / Н.И. Емельянова // Международное право. ─2008. ─№3. ─C.138–149.

  10. Заемский, В. Ключевые вопросы реформы ООН / В. Заемский // Мировая экономика и международные отношения. ─2008. ─№7. ─С. 3–13.

  11. Заемский В.Ф. Новейшая история реформы ООН: монография / В.Ф. Заемский. ─М.: МГИМО-Университет, 2008. ─83 с.

  12. Заемский, В.Ф. ООН и миротворчество: курс лекций / В.Ф. Заемский. – М.: Международные отношения, 2008. ─309 с.

  13. Заемский В.Ф. Теория и практика миротворческой деятельности ООН: монография / В.Ф. Заемский. – М.: МГИМО-Университет, 2008. ─219 с.

  14. Игнатенко, Г.В. Международное право/ Г.В. Игнатенко. – М.: Право и Экономика, 2005. ─569 с.

  15. История международного права / Ю.Я. Баскин [и др.]; под общ. ред. Д.И. Фельдман. ─М.: Международные отношения, 1990. -451 с.

  16. Клепацкий, Л. Опыт СНГ/Л. Клепацкий // Международная жизнь. ─2008. ─№6. ─С. 31–37.

  17. Ковалев, В.В. Грузино-абхазский вооруженный конфликт 1992–1993 гг.: генезис противостояния сторон и миротворческие усилия России и ООН / В.В. Ковалев // Военно-исторический журнал. ─2008. ─№7. ─С. 29–33.

  18. Колосов, Ю.М. Ответственность в международном праве/ Ю.М. Колосов. – М.: Высшая школа, 1975. ─438 с.

  19. Крылов, Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций/ Н.Б. Крылов. – М.: Высшая школа, 1988. ─451 с.

  20. Кузнецова, И.С. Правовые аспекты взаимоотношения между региональными организациями коллективной безопасности ООН / И.С. Кузнецова // Вестник Академии МИД Республики Беларусь. ─2008. ─№1. ─С. 48–53.

  21. Лукашук, И.И. Международное право/И.И. Лукашук. – М.: Издательство БЭК, 1999. ─584 с.

  22. Международное право в документах/ Н.Т. Блатова [и др.]; под общ. ред. Г.М. Мелков. ─М.: Международные отношения, 2002. ─537 с.

  23. Международное право/ Г.В. Игнатенко [и др.]; под общ. ред. О.И. Тиунов. – М.: Гаргарика, 2004. ─561 с.

  24. Мелков, Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов/ Г.М. Мелков. – М.: Издательство БЭК, 2006. ─421c.

  25. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические и организационные аспекты/ А.И. Никитин [и др.]; под общ. ред. О.Н. Хлестов. – М.: Юрист, 1998. ─312 с.

  26. Моисеев, Е.Г. Международно-правовой статус СНГ /Е.Г. Моисеев. ─М.: Проспект, 1998. ─517 с.

  27. О миротворческой деятельности: Соглашение Организации Договора о коллективной безопасности, 6 октября 2007 г. / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2009.



<< предыдущая страница