«дифференциально-диагностический опросник» (ддо) Е. А. Климова > - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«дифференциально-диагностический опросник» (ддо) Е. А. Климова > - страница №1/1

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО) Е.А. КЛИМОВА

(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

Опросник ДДО используется для оценки профессиональной направленности на основе предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

В основу методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

В данном пособии представлена модифицированная А.А. Азбель методика ДДО, где в качестве дополнительной группы рассматриваются профессии, в которых предметом труда выступает сам человек.

Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы способны одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы вам пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы вы предпочли? Выберите один вид работы из каждой пары и отметьте его номер в бланке ответов.

Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом».



П

Т

Д/Л

З/С

Х/О

С/Ч




















































10а




10б

11а




11б




12а




12б

13а




13б

14а







14б













15а







15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б




19а

19б

20а

20б

21а

21б

22а




22б

23а




23б

24а







24б

25а




25б

26а




26б




27а




27б

28а




28б

29а







29б













30а







30б



















Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом, что в каждом столбце бланка ответов они относятся к профессиям типа «человек-природа», «человек-техника», «человек-другие люди», «человек-знаковые системы», «человек-художественный образ», «сам человек».

Каждый ответ в столбцах бланка ответов оценивается в 1 балл.

Подсчитывается сумма баллов в отдельности по каждому из шести столбцов.

Эти суммы свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами труда:

9-10 баллов: ярко выраженная склонность;

7-8 баллов: выраженная склонность;

4-6 баллов: склонность на среднем уровне;

2-3 балла: склонность не выражена;



    1. балл: работа с таким предметом труда активно отвергается: «что угодно, только не это».

Интерпретация результатов

Первая группа профессий – "Человек - природа". Она объединяет все профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (предмет труда – земля, вода, растения и животные). Сюда включены профессии: ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, геолог, полевод, егерь, механизатор. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Их любовь не созерцательная, которой обладают все люди, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к мастерской, где Вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность объектов труда этого типа состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям.

Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К типу "Человек - техника" относятся профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением: слесарь-ремонтник, наладчик, водитель. Сюда же входят профессии по производству и обработке металлов: сталевар, токарь, слесарь-механик. В этот же тип включают профессии по обработке неметаллических изделий (ткач, столяр); по переработке продуктов сельского хозяйства (пекарь, кондитер); по добыче и обработке горных пород (проходчик, шахтер). Техника представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успехов в этой области.

Следующий тип профессий – "Человек – другой человек". В нем предметом труда специалиста является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость непосредственного воздействия на людей. Круг таких профессий многоаспектен: педагогические – учитель, воспитатель детского сада; медицинские – врач, медсестра; юридические – следователь, судья, адвокат; сфера обслуживания – продавец, проводник, парикмахер; культпросветработники – пианист, аккомпаниатор и т.д. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения и помыслы людей, хорошая память, умение находить общий язык с разными людьми – вот те личные качества, которые очень важны при работе по профессии этого типа.

Четвертая типовая группа – это профессии "Человек – знаковая система". Здесь предметом труда служат не сами явления, а информация о них в знаках (слова, формулы, условные знаки). Представители этих профессий создают, обрабатывают, размножают, анализируют, хранят и передают различные виды информации. Так, с языковой знаковой системой связана работа историка, корректора, нотариуса, паспортистки, почтальона. С графическими изображениями, картами, схемами работают чертежники; штурманы, разметчики. Деятельность математиков, экономистов, операторов ЭВМ, метеорологов связана с математической знаковой системой. Человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных свойств предмета, обозначенных знаками, а с другой – представлять характеристики реальных явлений, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, а учитывая, что знаки сами по себе имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Пятая группа профессий – "Человек - художественный образ". Создание художественных образов, переработка, тиражирование – на это направлена деятельность представителей этой группы профессий. К ней относятся: художники, скульпторы, писатели, реставраторы, дизайнеры, чеканщики, ювелиры, маляры, артисты.

Последняя группа профессий – "Сам человек". Деятельность в этой области предполагает совершенствование своей внешности, тренировку различных спортивных навыков, а также осуществление психологической и физической подготовки к соревнованиям, турнирам, выступлениям. К данному направлению деятельности относятся: тренеры, спортсмены, модели.

Далее представлены характеристики профессионально важных качеств, необходимых для каждого типа профессий.

Характеристики профессионально важных качеств

Группы профессий

Профессионально важные качества


Человек – природа

Предмет труда – земля, вода, растения и животные. Сюда включены профессии: ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, геолог, полевод, егерь, механизатор и т.п.




• Наблюдательность

• Пространственное воображение

• Потребность в двигательной активности

• Физическая выносливость

• Организаторские способности

• Аналитические способности




Человек – техника

Предмет труда: техника, металлические и неметалические изделия.

Сюда включены профессии: слесарь-ремонтник, наладчик, водитель, сталевар, токарь, ткач, пекарь, кондитер и т.п.


• Техническое мышление

• Переключение и концентрация внимания

• Пространственное воображение

• Оперативная память

• Хорошая реакция и координация движений

• Устойчивость нервной системы к внешним раздражителям

• Переносимость однообразия и монотонности


Человек – человек

Предмет труда: человек.

Сюда включены профессии: воспитатель, учитель, следователь, медсестра, парикмахер, продавец и т.п.


• Коммуникативные и организаторские

способности

• Эмпатические способности

• Эмоциональная устойчивость

• Устойчивость и распределение внимания

• Доброжелательность

• Самообладание, выдержка


Человек – знак

Предмет труда: слова, фор-мулы, условные знаки.

Сюда включены профессии: историк, нотариус, почталь-он, чертежник, штурман и т.п.


• Устойчивость, концентрация, переключение и распределение внимания

• Абстрактное мышление

• Образная память

• Отсутствие выраженной экстраверсии и повышенного нейротизма

• Аккуратность

• Усидчивость




Человек – художественный образ

Предмет труда: образы.

Сюда относятся профессии: художник, скульптор, писа-тель, чеканщик, ювелир, маляр, артист и т.п.


• Наглядно-образное мышление

• Образная память

• Творческое воображение

• Эмоциональная лабильность

• Специальные способности (художественные, музыкальные)


Сам человек

• Коммуникативные и организаторские

способности

• Усидчивость

• Работоспособность, физическая выносливость

• Двигательная память

• Наглядно-образное мышление




Текст опросника

1а Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков 1б Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники

2а Спасать людей после аварии и землетрясения 2б Заверять документы, оформлять доверенности, договоры

3а Петь в музыкальной группе 3б Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов

4а Налаживать работу компьютеров и оборудования 4б Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его

5а Переводить научные тексты 5б Писать рассказы, сценарии, фельетоны

6а Тренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок 6б Разрабатывать мероприятия по охране редких растений

7а Ремонтировать оргтехнику, компьютеры, телефоны 7б Исправлять смысловые и стилистические ошибки в готовящихся к печати текстах

8а Заниматься флористикой, оформлять помещения цветами 8б Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды

9а Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда 9б Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера

10а Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т. д. 10б Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности

11а Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов и стран 11б Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу

12а Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах 12б Оказывать людям медицинскую помощь

13а Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности) 13б Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме

14а Изучать генетику, выводить новые сорта растений 14б Работать в фондах архивов, находить необходимые документы

15а Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора 15б Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера

16а Лечить кошек, собак, лошадей и пр. 16б Осуществлять сборку компьютеров

17а Искать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы 17б Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг

18а Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки 18б Тренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением

19а Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры 19б Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т. д.

20а Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя 20б Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы

21а Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к соревнованиям, турнирам 21б Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений

22а Строить дома по планам, делать разводку электричества в соответствии с проектом 22б Работать с финансовыми законами и кодексами

23а Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений 23б Анализировать молекулярный состав крови

24а Проектировать новое производственное оборудование, дома 24б Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест

25а Оттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх 25б Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование

26а Организовывать праздники, выступать в роли тамады 26б Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы

27а Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа 27б Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия

28а Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные 28б Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности

29а Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов 29б Писать компьютерные программы



30а Консультировать людей в фитнесзале, в бассейне, на спортивной площадке

30б Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки