Дидактические карточки по экономической и социальной географии мира (10-11 класс) к учебнику - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа по экономической и социальной географии зарубежных... 5 934.28kb.
Рабочая программа по географии 7 класс Учитель: Смирнова Г. 2 485.89kb.
Рабочая программа по географии класс 7 1 250kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5 класс: по учебнику B. 1 435.1kb.
Столицы Земель Германии Промышленность фрг автомобилестроение Германии... 1 68.3kb.
Тематическое планирование по учебнику Афанасьева О. Н., Михеева "English... 1 235.51kb.
Программа по испанскому языку к учебнику А. А. Воинова Испанский... 1 371.3kb.
Методические советы по работе с электронными материалами к учебнику... 1 255.51kb.
География (6 класс) 1 234.08kb.
Муниципальное казённое Общеобразовательное 2 256.86kb.
Мастер-класс по подготовке к егэ по математике задание алгоритмические... 1 125.43kb.
Границы цивилизационных миров красным (сплошная линия устоявшиеся... 3 533.04kb.
- 4 1234.94kb.
Дидактические карточки по экономической и социальной географии мира (10-11 класс) - страница №1/5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА (10-11 класс)

К учебнику: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., «Просвещение».

ЧАСТЬ 1. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира



Многообразие стран современного мира

Карточка № 1



Многообразие стран современного мира

Определите:

  1. В чем заключается принципиальное отличие понятий «страна» и «государство»?

  2. Какое из этих понятий более соответствует содержанию географической науки и почему?

  3. Что именно (страны или государства) являются главными объектами политической карты мира и почему?


Карточка № 2

Многообразие стран современного мира



Попробуйте представить себе политическую карту мира начала эпохи Великих географических открытий.

    1. Из перечня современных стран выпишите страны, которые были бы обозначены на этой карте.

Германия, Франция, Испания, Япония, Португалия, Великобритания, Россия, Италия, Турция, Греция.

    1. Какие современные страны расположены в пределах государственных образований, существовавших в XV- XVI веках.

Османская империя: .

Персия: .

Священная Римская империя: .


Карточка № 3

Многообразие стран современного мира



С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, а также таблицы 1 (стр. 379) в Приложениях определите страны (территории), входившие в состав колониальных империй указанных стран. Заполните таблицу (по 1-2 примера).

Регион

Великобритания

Франция

Португалия

Испания

Азия













Африка













Америка













Карточка № 4

Многообразие стран современного мира

С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, определите относительные размеры площади территорий стран. Заполните пропуски в предложениях.

1. По площади территории Германия ________________ Великобритании, но _________________ Франции.

2. — самая большая по площади страна в Южной Америке.

3. Самая большая по площади территории страна Африки — ____________, а самая маленькая — ___________________.




Карточка № 5

Многообразие стран современного мира

Используя текст учебника (стр. 10) и «визитные карточки» стран, помещенные на форзацах 1 и 2, а также карту атласа «Численность населения стран мира» (стр. 7), заполните таблицу.

Группы стран

Численность населения (млн. чел.)

Примеры стран

Крупнейшие

Более 1000




Крупные







Средние







Малые







Карликовые








Карточка № 6

Многообразие стран современного мира

С помощью текста учебника (стр. 10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения. Пример: Италия — полуостровное государство в Южной Европе.
Индия — .

Япония — ______________________________________.

Чехия — _______________________________________.

Чили — .


Исландия — ________________________________________.

Карточка № 7

Многообразие стран современного мира

С помощью текста учебника (стр.10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения. Пример: Италия — полуостровное государство в Южной Европе.
Норвегия — .

Непал — .

Белоруссия — .

Куба — .


Эквадор — _______________________________________.

Карточка № 8

Многообразие стран современного мира

По рейтингу индекса развития человеческого потенциала (ИЧР, ИРЧП), ежегодно составляемому специальной комиссией ООН, Канада постоянно занимает более высокое место, чем США, хотя показатели ВВП в этих странах весьма близки.

Объясните это, используя данные из учебника (форзац 2, таблицы 14, 15, 23).

Карточка № 9

Многообразие стран современного мира

С помощью текста учебника (стр. 11-12) классифицируйте перечисленные страны по критерию уровня экономического развития. Заполните таблицу. Франция, Австралия, Южно-Африканская Республика, Греция, Республика Корея, Израиль, Германия (ФРГ), Канада, Сингапур, Испания, Нидерланды, Новая Зеландия, Япония, Великобритания.


Группы стран

Страны

Страны «большой семерки»




Развитые страны Европы




Неевропейские развитые страны




Новые индустриальные страны





Карточка № 10

Многообразие стран современного мира

С помощью цитаты из учебника (стр. 12) объясните,, почему Индию, Китай, Бразилию и Мексику объединяют понятием «ключевые развивающиеся страны».

Карточка № 11

Многообразие стран современного мира

С помощью учебника (стр. 12-13) впишите перечисленные страны в таблицу.

Нигерия, Республика Корея, Бразилия, Республика Чад, Колумбия, Нигер, Тайвань, Кувейт, Индонезия, Ливия, Бангладеш, Венесуэла, Кения.




Группы стран

Страны

Новые индустриальные страны




Ключевые развивающиеся страны




Нефтеэкспортирующие страны




Относительно развитые страны




Слаборазвитые страны




Наименее развитые страны






Карточка № 12

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна: .5

Столица: .

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 13

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите сведения об этой стране.image 2

Страна: ___________________

Столица: __________________

Региональная принадлежность:

Форма правления: __________

Государственное устройство:




Карточка № 14

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 3

Страна: ___________________

Столица: __________________

Региональная принадлежность:

Форма правления: _

Государственное устройство:




Карточка № 15

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:____________________image 4

Столица: __________________

Региональная принадлежность:

Форма правления: _

Государственное устройство:


Карточка № 16

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 5

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:




Карточка № 17

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 6

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:




Карточка № 18

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 7

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:


Карточка № 19

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 8

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:


Карточка № 20

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна: image 9

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 21

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 10

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 22

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 1

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 23

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 2

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 24

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 3

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 25

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 14

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 26

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 15

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:




Карточка № 27

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:_____________________image 16

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 28

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 17

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:



Карточка № 29

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.image 18

Страна:


Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:




Влияние международных отношений на политическую карту мира

Карточка № 30

Политическая карта мира

С помощью текста учебника (стр.9, 14) сравните современную политическую карту мира с аналогичными картами 20-х, 50-х и 90-х годов XX века. Приведите примеры стран:



  1. исчезнувших с политической карты мира после окончания Первой Мировой войны;

  2. исчезнувших с политической карты мира после окончания Второй Мировой войны;

  3. исчезнувших с политической карты мира в 90-х годах XX века.


Карточка № 31

Политическая карта мира

С помощью текста учебника (стр. 9, 14), а также знаний, полученных на уроках истории, сравните современную политическую карту мира с аналогичными картами 20-х, 50-х и 90-х годов XX века. Приведите примеры стран:

  1. появившихся на политической карте мира после окончания Первой мировой войны;

  2. появившихся на политической карте мира после окончания Второй Мировой войны;

  3. появившихся на политической карте мира в 90-х годах XX века.



Карточка № 32

Политическая карта мира

С помощью текста учебника (стр. 16) и сведений, полученных из средств массовой информации, составьте перечень стран, в которых имеют место вооруженные конфликты. Расположите их по регионам мира. Укажите, в каких случаях имеет место внутригосударственные конфликты, а в каких — межгосударственные (между какими странами). Заполните таблицу.


Регионы

Страны

Характер конфликта

(конфликтующие страны)



Азия







Африка







Европа









Государственный строй стран мира

Карточка № 33

Государственный строй

С помощью текста учебника и знаний, полученных на уроках истории, литературы, основ государства и права, определите:

1) Какими двумя основными признаками процесса формирования государственной власти отличается республиканская форма правления от монархической?




Карточка № 34

Государственный строй

С помощью «визитной карточки» стран мира (форзацы 1 и 2 учебника) классифицируйте перечисленные страны по форме правления. Заполните таблицу.

ФРГ, Кувейт, Япония, Латвия, Индия, Саудовская Аравия, Оман, Польша, Нидерланды, Венгрия, Марокко, Египет, Великобритания.




Республики

Монархии

Конституционные

(ограниченные)



Абсолютные












Карточка № 35

Государственный строй

Определите по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.

Норвегия, Великобритания, Кувейт, Дания, Таиланд, Финляндия, Испания.

Критерий:

«Лишняя» страна:



Карточка № 36

Государственный строй

Определите по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.

Нидерланды, Польша, Венгрия, Вьетнам, Франция, Индия, Бразилия, Чили.

Критерий: _______________________

«Лишняя» страна:



Карточка № 37

Государственный строй

С помощью атласа (стр. 6) подтвердите или опровергните утверждение.

Федеративных стран меньше, чем унитарных, но к ним относятся большинство крупнейших по площади стран мира.

Подтверждающие примеры:

Карточка № 38

Государственный строй

С помощью текста учебника (стр.19) заполните пропуски в предложениях.


  1. Страны, имеющие федеративное государственное устройство, как правило отличаются ____________________ территорией и сложным составом населения.

  2. Франция, как и ФРГ, имеет форму правления, но отличается от неё государственным устройством.

  3. США, как и , являются , но отличаются от неё формой правления.


Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Взаимодействие общества и природы

Карточка № 39

Взаимодействие общества и природы

Подтвердите соответствующей цитатой из учебника ответ на вопрос.

Являются ли понятия «географическая оболочка» и «географическая среда» синонимами?

Цитата: _______________________________________________________.
Карточка № 40

Взаимодействие общества и природы

Используя знания, полученные в курсе физической географии, приведите примеры воздействия человеческого общества на оболочки Земли.

а) на литосферу: ____________________________________

б) на атмосферу: ____________________________________

в) на гидросферу: __________________________________



Мировые природные ресурсы

Карточка № 41

Мировые природные ресурсы

Классифицируйте предложенные ресурсы по возобновимости и исчерпаемости. Заполните таблицу.

Виды природных pecypсов: почвы, ветер, бурый уголь, нефть, морская вода, медные руды, леса, гравитационная энергия, пресная вода, приливно-отливные волны, океанические течения, атмосферный воздух.

Неисчерпаемые ресурсы

Почерпаемые ресурсы

Возобновимые

Невозобновимые











Карточка № 42

Мировые природные ресурсы

С помощью текста учебника (стр. 30-31) определите критерий, по которому сгруппированы различные виды природных ресурсов. Укажите названия для приводимых групп природных ресурсов.

Критерий: ____________________________________________




Группа 1


Группа 2


Группа 3


( ________________ ресурсы)

Медные руды

Бокситы

Железные руды Оловянные руды



( ________________

ресурсы)


Бурый уголь

Торф


Каменный уголь

Нефть


( __________________

ресурсы)


Ветер

Минеральное топливо Солнечная энергия Океанские течения




Карточка № 43

Мировые природные ресурсы

Океанские течения — колоссальный, практически неисчерпаемый источник энергии. Предполагалось сооружение суперэлектростанции в одном из проливов, в котором проходит самое мощное на земле холодное течение. Используя знания, полученные в курсах физической географии и истории определите:

  1. О каком проливе идет речь, если он является межконтинентальным и назван именем моряка, за свои пиратские успехи получившего дворянский титул?

  2. Какие материки разделяет этот пролив?

  3. Какое течение проходит в этом проливе?


Карточка № 44

Мировые природные ресурсы

С помощью текста учебника (стр.31), структурной схемы мирового земельного фонда и картосхемы обеспеченности земельными ресурсами (рис. 6 и 7, блок 3) заполните пропуски в предложениях.

            1. Общая площадь, занятая лугами и пастбищами ____________________ суммарной площади пахотных земель и ______________________, но значительно площади, занятой ____________________.

            2. Основная часть обрабатываемых земель сосредоточена в ______________ и _____________________ широтах Земли, главном образом в ____________ и _________________________.

Карточка № 45

Мировые природные ресурсы

С помощью знаний, полученных в курсе физической географии, а также картосхемы обеспеченности земельными ресурсами (рис. 7, блок 3):

  1. Назовите факторы, определяющие обеспеченность той или иной страны пахотными землями.

  2. Укажите, какие территории не включены в понятие «мировой земельный фонд», если общая площадь суши составляет 14,9 млрд. га, а земельный фонд — 13,1 млрд. га.


Карточка № 46

Мировые природные ресурсы

Создание больших водохранилищ на реках позволяет регулиировать сток и накапливать запасы воды для последующего использования. Однако, экологические последствия появления этих водохранилищ могут свести на нет все их достоинства. С помощью сведений, полученных в курсе физической географии, укажите:

  1. Как изменяется средняя скорость течения реки при создании на ней водохранилищ?

  2. Что происходит с твердым стоком реки при создании на ней водохранилищ?

  3. Почему в районах крупных водохранилищ учащаются ураганы и смерчи?



Карточка № 47

Мировые природные ресурсы

С помощью текста учебника (стр. 37, 48) и знаний, полученных в курсе физической географии, расшифруйте значение следующих географических названий:



  1. Сельва: _________________________________________

  2. Тайга: __________________________________________

  3. Джунгли: _______________________________________

  4. Скрэб: __________________________________________

  5. Буш: ___________________________________________

Карточка № 48

Мировые природные ресурсы

С помощью текста учебника (стр. 39), а также знаний, полученных на уроках физики и биологии (растворимость в воде газов и твердых веществ, фито- и зоомасса), объясните:



  1. Почему видовое разнообразие живых организмов в Мировом океане больше в низких широтах, а их общая биомасса — в средних и высоких?

  2. Какой фактор является определяющим для распределения жизни в океане в зависимости от глубины?

Карточка № 49

Мировые природные ресурсы

Картины-пейзажи знаменитых художников «голландской школы», как правило, содержат изображение ветряных мельниц, одной или даже нескольких, стоящих рядом. Такое количество мельниц в маленькой Голландии просто не могло быть обеспечено нужным для работы количеством зерна. Используя сведения, полученные на уроках истории, объясните:

  1. С какой целью использовалась ветровая энергия в Голландии XV-XVIII веков (при ответе учтите, что официальное название страны — Нидерланды) и с какими физико-географическими особенностями территории страны это связано?


Загрязнение и охрана окружающей среды
Карточка № 50

Загрязнение и охрана окружающей среды

С помощью карты атласа «Уровень загрязнения атмосферы» (стр. 21) заполните пропуски в предложениях.

1) Уровень загрязнения атмосферы над территорией страны ___________ пропорционален её и пропорционален площади её территории.

2) Уровень загрязнения атмосферы над территорией страны (в расчете на душу населения) ________________________ пропорционален численности её населения и ___________________ пропорционален _________________.

Карточка № 51

Загрязнение и охрана окружающей среды

С помощью учебника (стр. 41-43), политической карты мира и карты «Производство и окружающая среда» в атласе (стр. 4-5, 21) заполните таблицу.

Объем производства — загрязнение окружающей среды

Страны

Рост объемов производства с уменьшением масштабов загрязнения




Рост объемов производства с увеличением масштабов загрязнения




Снижение объемов производства и снижение масштабов загрязнения





Карточка № 52

Загрязнение и охрана окружающей среды

С помощью текста учебника (стр. 36-43) сформулируйте три элемента антропогенной составляющей развития парникового эффекта в атмосфере Земли.

1) ____________________________________________________

2)_____________________________________________________

3) ____________________________________________________


Тема 3. География населения мира

Численность и воспроизводство населения

Карточка № 53

Население мира

Рассмотрите график в блоке 4 иллюстраций учебника (рис. 10). Используя знания физической географии, а также истории, объясните:

  1. С какой важной эпохой в истории человечества связано ускорение роста численности жителей Земли в XV- XVIII веках?

  2. Какие регионы Земли «теряли», а какие — «приобретали» в это время значительные массы людей?


Карточка № 54

Население мира

С помощью текста учебника (стр. 58-60) составьте перечень факторов, определяющих показатели естественного движения населения. Выделите факторы, положительно или отрицательно влияющие на показатели рождаемости и смертности. Заполните таблицу.

Показатели естественного движения населения

Стимулирующие факторы

Тормозящие факторы

Рождаемость







Смертность







Карточка № 55

Население мира

С помощью текста учебника (стр. 58-60) заполните пропуски в предложениях.

1) Первый тип воспроизводства населения характеризуется _____________ показателями __________________ и _______________ и относительно ______________ естественным приростом.

2) Второй тип воспроизводства населения характеризуется __________ показателями _______________ и _______________ и относительно ________

естественным приростом.



Карточка № 56

Население мира

С помощью текста учебника (стр. 59) и данных, помещенных в таблице 12 Приложений, сформулируйте общую характеристику типа воспроизводства населения по относительным показателям рождаемости, смертности и естественного прироста для стран Восточной : Европы, включая Россию. Заполните пропуски в предложении.

Воспроизводство населения в странах Восточной Европы характеризуется ___________ показателями рождаемости, ______________ показателями смертности и,____________________ как результат этого, ______________ естественным приростом.



Карточка № 57

Население мира

С помощью картосхемы типов воспроизводства населения в учебнике (рис. 13, блок 3) и данных, помещенных в : таблицах 12, 13 и 15 Приложений определите правильность следующих утверждений.

1) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа воспроизводства.

2) Смертность в странах 2 типа воспроизводства ниже, чем в странах 1 типа воспроизводства, поэтому естественный прирост в этих странах выше.

3) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа, а смертность — выше, поэтому естественный прирост в этих странах ниже.



Карточка № 58

Население мира

В материалах Программы развития ООН (United Nations Development Program) определяется несколько уровней грамотности: от полной (литературной) грамотности до функциональной неграмотности (низший уровень), разработайте собственную трехуровневую шкалу грамотности, определив критерии оценки для каждого уровня.

Уровень 1: .

Уровень 2: .

Уровень 3: .




Состав (структура) населения
Карточка № 59

Население мира

С помощью текста учебника (стр. 66-67) определите, какое из приведенных утверждений является ошибочным.

  1. В западноевропейских странах и странах СНГ в структуре населения численно преобладают женщины.

  2. Внешние миграции населения постепенно выравнивают соотношение мужчин и женщин в ряде стран Азии и Африки.

  3. Самая высокая доля мужчин в населении характерна для нефтедобывающих стран Персидского залива.

  4. Доля женского населения в Китае, в отличие от Индии, меньше доли мужского населения.



Карточка № 60

Население мира

В большинстве стран мира трудоспособным возрастом считается возрастной интервал с 14 до 60 (65) лет. Проанализируйте возрастнополовые пирамиды стран 1 и 2 типов воспроизводства населения и определите:

  1. Для какого типа воспроизводства характерна большая Доля населения в трудоспособном возрасте?

  2. В каких возрастных диапазонах наиболее заметна разница между типами воспроизводства населения?

  3. Какими факторами объясняется высокая доля младших возрастов в странах 2 типа воспроизводства в сравнении со странами 1 типа воспроизводства?


Карточка № 61

Население мира

С помощью карты атласа «Крупнейшие языковые семьи и народы» (стр. 12) и текста учебника (стр. 68) клас- сифицируйте перечисленные народы по принадлежности к языковым семьям. Заполните таблицу.

Итальянцы, французы, китайцы (хань), американцы США, бразильцы, египтяне, бирманцы, пенджабцы, англоавстралийцы, иракцы, марокканцы, иранцы.



Языковые семьи

Народы














Карточка № 62

Население мира

Для многих народов мира, в том числе и весьма много численных, не существует понятия «своего» языка, поскольку они говорят на языках своих бывших колониальных метрополий. С помощью карты атласа ; «Крупнейшие языковые семьи и народы» (стр. 12) определите, какие языки являются официальными или государственными для перечисленных стран.

Бразилия: . Австралия: .

Канада: . Индия: .

Мексика: . Сирия: .

Куба: . Ангола: .

Карточка № 63

Население мира

С помощью карты атласа «Крупнейшие языковые семьи и народы» (стр. 12) заполните таблицу.

Венесуэла, Австралия, Ангола, Куба, США, Чили, Мозамбик, Сенегал, Алжир, Аргентина, ЮАР, Мадагаскар, Канада, ДР Конго.

Официальный (государственный) язык

Страны

Английский




Французский




Испанский




Португальский




Арабский




Двуязычные страны





Карточка № 64

Население мира

С помощью карты «Крупнейшие языковые семьи и народы» в атласе (стр. 12) заполните пропуски в предложениях.


  1. Бразильцы, так же как и _____________, говорят на ______________ языке, относящемся к ______________ группе ____________ семьи.

  2. Канада, так же как и ________________, является двуязычной страной.

  3. Тунис, Марокко, , — арабоязычные страны.

  4. В отличие от Ирака, государственный язык Ирана относится к ________ языковой семье.



Карточка № 65

Население мира

Определите, какие из приведенных в перечне языков на самом деле не существуют.

Немецкий, бельгийский, финский, турецкий, кубинский, венгерский, шведский, польский, индийский, бразильский, египетский, сирийский, словацкий, болгарский.




Карточка № 66

Население мира

С помощью текста учебника и карты «Религии мира» в атласе заполните пропуски в предложениях.

  1. Наиболее широкую географию распространения среди мировых религий имеет ___________.

  2. Ислам является доминирующей религией в странах Юго-Западной Азии и __________.

  3. Национальная японская религия называется ____________________.

  4. Конфуцианство и — наиболее распространенные национальные религии в .

  5. Население Непала, Таиланда, Монголии и Мьянмы исповедует в основном _________________.

Карточка № 67

Население мира

С помощью текста учебника и карты «Религии мира» в ; атласе, а также знаний, полученных в курсе истории, ; определите, приверженцы каких религий считают для себя священными перечисленные географические пункты (укажите страны, на территории которых они находятся):

1) Мекка ; 5) Афон ;

2) Иерусалим ; 6) Вифлеем ;

3) Лхаса ; 7) Медина ;

4) Рим ; 8) Лумбини ;

9) Синай ; 10) Фудзияма .




Карточка № 68

Население мира

С помощью текста учебника (стр. 69-71) и карты «Религии мира» в атласе заполните таблицу.

Мировые религии

Основные конфессии

Примеры стран

Христианство













Ислам













Буддизм








Размещение и миграции населения
Карточка № 69

Население мира

С помощью текста учебника (стр. 71-72) и диаграммы; (рис. 15, блок 5) заполните пропуски в предложениях.

Население Земли проживает в основном в условиях ______ рельефа. Более половины людей населяет территории, удаленные не более чем на _______ км от побережья морей и океанов. Большая часть населения Земли сосредоточена в ________________ и __________________ широтах. Самая высокая средняя плотность населения в небольших, преимущественно ____________ странах.



Карточка № 70

Население мира

С помощью текста учебника самостоятельно сформулируйте определения для двух основных миграционных процессов, вместе составляющих понятие «международные (внешние) миграции».

Эмиграция — ____________________________________.

Иммиграция — .

Карточка № 71

Население мира

С помощью текста учебника (стр. 72- 74) классифицируйте перечисленные страны по критерию миграционного вектора (соотношения потоков эмигрантов и иммигрантов для данной страны). Заполните таблицу.

Кувейт, Австралия, Россия, Эфиопия, Канада, США, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Израиль, Индия, Турция, ФРГ, Франция, Пакистан.



Иммигрантские страны (преобладает въезд)

Эмигрантские страны (преобладает выезд)









Карточка № 72

Население мира

Используя знания, полученные на уроках истории и литературы, укажите государственную принадлежность городов, возраст которых исчисляется несколькими тысячелетиями.

Иерихон (более 6000 лет): .

Рим (более 2800 лет): .

Самарканд (около 2600 лет): .

Афины (более 2500 лет): .

Стамбул (около 2600 лет): .

Иерусалим (более 3000 лет): .

Александрия (около 2300 лет): .


Карточка № 73

Население мира

Рассмотрите картосхему крупнейших городов мира (рис. 17 блок 5) в учебнике. С помощью текста учебника (стр. 75-78), а также данных таблицы 16 Приложений, определите критерии, по которым сгруппированы города и дополните перечень в соответствии с этим критерием (не менее трех дополнений).

  1. Токио, Мехико, Москва, Париж, Лондон, Дели, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир,________________________________________________________.

Критерий группировки: .

  1. Нью-Йорк, Токио, Лондон, Рио-де-Жанейро, Джакарта, Лагос, ___________ .

Критерий группировки: .

Карточка № 74

Население мира

Используя знания, полученные на уроках истории и литературы, объясните названия сельских населенных пунктов.

Аул — .


Кишлак — .

Село — .


Хутор — .

Деревня — .




Карточка № 75

Население мира

С помощью текста учебника (стр. 74- 75), картосхемы уровня урбанизации по странам мира (рис. 18, блок 5), также данных, приведенных в таблице 17 Приложений заполните пропуски в предложениях.

1. Средний уровень урбанизации в Южной Америке выше, чем в ________ , но ниже, чем в .

2. США и имеют примерно одинаковый уровень урбанизации, но абсолютная численность городского населения больше в .

3. Темпы урбанизации в экономически развитых странах _______________, чем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.



следующая страница >>