Департамент образования и науки администрация костромской области центр развития ребёнка детский сад - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о персональном составе педагогических работников мбдоу... 1 29.03kb.
«Центр развития ребенка детский сад №139» города Магнитогорска 17 5818.6kb.
Комплексно-тематические занятия «Муравьи», непосредственно-образовательная... 1 98.48kb.
Отчет о деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного... 2 669.13kb.
Учебный план является частью основной общеобразовательной программы... 1 92.73kb.
Департамент образования и науки Кемеровской области 2 458.34kb.
Департамент образования и науки Тюменской области 15 5920.43kb.
Инструкция по действиям при поступлении устной угрозы о террористическом... 1 37.62kb.
Аналитическая справка анализа ситуации готовности мбдоу «Детский... 1 24.75kb.
Закон костромской области о бесплатном предоставлении в собственность 1 140.77kb.
Департамент образования и науки 1 271.02kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное 1 233.4kb.
- 4 1234.94kb.
Департамент образования и науки администрация костромской области центр развития - страница №1/1


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы

«Центр развития ребёнка – Детский сад № 13»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №13

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ЗНАКОМСТВО С ОПЕРОЙ Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОГО «СНЕГУРОЧКА»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Е.В.БАГИНСКАЯ

2009год

Семинар-практикум для воспитателей детского сада Музыкального руководителя ЦРР Д/С№13 Багинской Е.В.

Знакомство с оперой Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВ «СНЕГУРОЧКА»
Однажды Н.А.Римский-Корсаков прочитал «весеннюю сказку» А.Н.Островского «Снегурочка». Эта сказка ему так понравилась, что он захотел на сюжет этой сказки сочинить оперу. «…Не было для меня лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна» - писал композитор.
Родился Николай Андреевич в городе Тихвине. Отец его, бывший морской офицер, был уже в отставке. Собственный дом, в котором жила семья Римских-Корсаковых, стоял на краю города, на берегу речки Тихвинки, напротив тихвинского мужского монастыря.

Маленький Коля получил традиционное для детей из лучших дворянских семей хорошее домашнее воспитание с обязательным обучением иностранным языкам и музыке. С раннего детства проявились у Коли музыкальные способности. Отец его любил играть на фортепиано и петь вместе с матерью, а маленький Коля в это время отстукивал ритм на детском барабане. С 6-ти лет Коля стал обучаться игре на фортепиано. Музыкальные способности Коли развивались очень быстро, но в семье Римских-Корсаковых музыка считалась просто увлечением. Традицией было стать настоящим морским офицером, и поэтому в 12-ть лет Николай поступил учиться в Морской корпус. Закончив его, он побывал в кругосветном морском путешествии. Много стран повидал Римский-Корсаков. А главное – понял и навсегда полюбил море. Море – то ласковое и манящее, то грозное и подавляющее своим величием – покорило будущего музыканта. Образ моря навсегда вошёл в его творчество.

Но музыка и талант Римского-Корсакова победили увлечение морем. Николай Андреевич стал композитором, сочинил 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (в том числе «Шехеразада», «Испанское каприччио»), романсы и другие произведения. В музыке Римского-Корсакова широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора. Вся музыка пронизана сказочностью, поэтому она интересна как взрослым, так и детям.
Опера «Снегурочка» сочинялась летом в глухой русской деревне. Северная природа действовала на композитора глубоко и неотразимо.

«Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» - заповедным лесом; голая Копытетская горка – Ярилиной горкой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, - как бы голосами леших и других чудовищ», - вспоминал композитор. На этой влюблённости композитора в русскую природу, сказочный сюжет и рождалась чудесная опера «Снегурочка». Всё здесь обычно и необычно. Сказочные существа Дед Мороз, Весна-красна, Леший, Снегурочка вступают в общение с реальными людьми – Купавой, Мизгирём, Бобылём и Бобылихой. Берендеи совершают свои весенние и бытовые обряды, поют народные песни. Музыка оперы словно напоена ароматами весеннего воздуха, расцвечена красками ранней весны, что придаёт этому произведению особенную прелесть.



Начинается опера небольшим оркестровым вступлением, где рисуется образ властного, сурового Деда Мороза, олицетворяющего безмолвие, зимнее оцепенение природы. В этот застывший, сумрачный мир врывается петушиный крик, и голос проснувшегося Лешего возвещает конец зиме. Слушание начала «Вступления» к опере.

Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окружённая стайкой птиц, опускается на землю Весна-красна. Слушание «Хора птиц». Поначалу её музыка как бы сливается с голосами природы, напоминая птичьи весенние зовы. Но вот из этого радостного щебета вырастает певучая мелодия виолончелей. Это лейтмотив Весны. Озябшие птицы жмутся к Весне, просят у неё тепла. Но лес ещё дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце даёт земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима – долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждёт случая зажечь в сердце девушки губительный для неё огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-бобыля. Снегурочка счастлива, в её арии (сопрано) «С подружками по ягоду ходить» лёгкий и грациозный голос перекликается с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. Снегурочке тоскливо сидеть в ледяном тереме, а ещё ей полюбились людские песни, песни пастуха Леля. Она называет его ласково «ладо Лель». Послушаем ей серебристый голос.



Слушание отрывка из арии Снегурочки «С подружками по ягоды».

Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят.

Приближается толпа весёлых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Яркая обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из нескольких эпизодов народного склада. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять её в дочки.

Слушание отрывка сцены «Проводы Масленицы».

Первый акт открывается протяжной песней Леля «Земляничка-ягодка». Лель (альт) поёт по просьбе Снегурочки, но, заслышав зов весёлых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Слушание песни Леля. Звучит весёлая плясовая «Как по лесу лес шумит». Снегурочка обижена, её ариетта «Как больно здесь» проникнута настроением нежной грусти. К ней подходит Купава: она спешит поделиться своим счастьем – её любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Ария Купавы «Снегурочка, я счастлива» передаёт восторженное порывистое чувство.

Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, пленённый её красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в слезах обращается к пчёлкам и хмелю с мольбой наказать обидчика. Ариозо «Пчёлки, пчёлки крылатые» выдержано в духе народных причетов. Народ, возмущённый изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.



Действие второго акта происходит в царском дворце. Гусляры славят мудрого Берендея. Неторопливая величаво-спокойная песня гусляров «Вещие, звонкие струны рокочут» напоминает старинные эпические напевы. Но на душе у Царя тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов.

Вбегает Купава. Она рассказывает о своём несчастье. В дуэте Берендея (тенор) с Купавой (сопрано) «Батюшка, светлый царь!» сбивчивая, взволнованная речь Купавы оттеняется ласковыми и спокойными репликами царя. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея последний раз взглянуть на Снегурочку. Снегурочка сама появляется во дворце, не ведая силы своей красоты, очаровывает всех, и даже царя. В каватине Берендея «Полна, полна чудес могучая природа» на фоне мерного оркестрового сопровождения спокойно струится мечтательная, поэтическая мелодия. Слушание каватины царя Берендея. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, царь понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит её в жёны. Мизгирь просит отстрочить изгнание и клянётся зажечь сердце девушки.



Третий акт начинается с большой массовой сцены. Догорает вечерняя заря. Берендеи на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. Девушки и парни поют весёлую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль лихо отплясывает под разудалый напев «Купался бобёр» (обе песни народные). «Пляска скоморохов» - виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими красками, увлекательными ритмами.

Звучит русская мелодия «А мы просо сеяли». Слушатели делятся на две группы, встают шеренгами – стенка на стенку, играют в русскую народную игру. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» начинается пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне возникает широкая привольная мелодия. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слёз огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное чувство. Вдохновенно звучит лирическое ариозо Мизгиря «На тёплом синем море». Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходит Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас её от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.

Четвёртый акт передаёт нарастание лирических чувств героини. Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на неё волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирём зажигает её ответной страстью. Нежно-ласкающий

любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льётся свободно и легко. Скоро взойдёт солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для неё лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила, царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия её ариетты «Слыхала я» (из пролога). Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражён. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с её чудесной кончиной, Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь.



Слушание отрывка «Сцены таяния Снегурочки». Сцена таяния Снегурочки – один из трогательных в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна Солнцу «Свет и сила, бог Ярило». Слушание Гимна Солнцу.
После знакомства с оперой и прослушивания музыкальных отрывков, педагог предлагает детям разыграть сказку «Снегурочка».

«Снегурочка», русская народная сказка.

Музыка и текст песен Б.Можжелова, инсценировка В.Литвиновой

Сборник «И весело, и серьёзно», изд. «Музыка», Ленинград, 1968г.

«Снегурочка», весенний праздник

Журнал «Музыкальный руководитель»№1/2009год, стр.50-51.


Багинская Елена Валентиновна