Декларация о расе и расовых предрассудках - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Декларация о расе и расовых предрассудках - страница №1/1

ДЕКЛАРАЦИЯ О РАСЕ И РАСОВЫХ ПРЕДРАССУДКАХ

(г. Париж, 27 ноября 1978 г.)

Преамбула



Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образова­ния, науки и культуры, собравшаяся в Пари­же на свою двадцатую сессию с 24 октября по 28 ноября 1978 г.,

напоминая, что в преамбуле к Уставу ЮНЕСКО, принятому 16 ноября 1945 г., гово­рится, что «только что закончившаяся ужас­ная мировая война стала возможной вследствие отказа от демократических принципов уваже­ния достоинства человеческой личности, рав­ноправия и взаимного уважения людей, а так­же вследствие насаждаемой на основе неве­жества и предрассудков доктрины неравенства людей и рас» и, что, согласно статье I упомя­нутого Устава, ЮНЕСКО «ставит себе зада­чей содействовать укреплению мира и безо­пасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и куль­туры в интересах обеспечения всеобщего ува­жения справедливости, законности и прав че­ловека, а также основных свобод, провозгла­шенных в Уставе Организации Объединенных Наций (995010), для всех народов без разли­чия расы, пола, языка или религии»,

признавая, что спустя более трех десяти­летий после основания ЮНЕСКО эти принци­пы так же актуальны, как и в период, когда они были записаны в ее Уставе,

сознавая, что в процессе деколонизации и других исторических изменений большинство в прошлом зависимых народов вновь обрело свой суверенитет, в результате чего междуна­родное сообщество превратилось в единое це­лое, универсальное в своем многообразии, и открылись новые возможности для ликвида­ции бедствий расизма и пресечения его гнус­ных проявлений во всех областях социальной и политической жизни в национальном и меж­дународном масштабе,

будучи убежденной в том, что органичес­кое единство человечества и, следовательно, основное равенство всех людей и народов, находящее выражение в самых возвышенных понятиях философии, морали и религии, от­ражает идеал, к которому в настоящее время стремится этика и наука,

будучи убежденной в том, что все народы и все группы людей, каков бы ни был их состав или этническое происхождение, вносят свой самобытный вклад в расцвет цивилизаций и куль­тур, которые, в своем плюрализме и благодаря своему взаимопроникновению, составляют все­общее достояние человечества,

подтверждая свою приверженность прин­ципам, провозглашенным в Уставе Организа­ции Объединенных Наций и во Всеобщей дек­ларации прав человека, а также свою решимость содействовать осуществлению международных пактов о правах человека, а также Декларации об установлении нового международного эко­номического порядка,

преисполненная решимости способствовать также проведению в жизнь Международной Декларации и Конвенции Организации Объе­диненных Наций о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации,

принимая во внимание Международную конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Международ­ную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против чело­вечества,

напоминая также о международных актах, уже принятых ЮНЕСКО, и, в частности, Кон­венции и Рекомендации о борьбе с дискрими­нацией в области образования, Рекомендации о положении учителей, Декларации принци­пов международного культурного сотрудниче­ства, Рекомендации о воспитании в духе меж­дународного взаимопонимания, сотрудниче­ства и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, Рекомен­дации о статусе научно-исследовательских ра­ботников и Рекомендации об участии народ­ных масс в культурной жизни и их вкладе в развитие культуры,

учитывая четыре заявления по расовому вопросу, принятые совещаниями экспертов, созывавшимися ЮНЕСКО,

вновь подтверждая свое стремление энер­гичным и конструктивным образом принять участие в осуществлении Программы десяти­летия борьбы с расизмом и расовой дискри­минацией, провозглашенного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных На­ций на своей двадцать восьмой сессии,

отмечая с глубоким беспокойством, что расизм, расовая дискриминация, колониализм и апартеид все еще свирепствуют в мире, при­нимая все новые и новые формы, что выража­ется как в сохранении в силе законодатель­ных положений и практики правительственного и административного аппарата, несовместимых с принципами уважения прав человека, так и в неизменности политических и социальных структур, отношений и позиций, отмеченных печатью несправедливости и пренебрежения к человеческой личности и порождающих изо­ляцию, унижение и эксплуатацию или прину­дительную ассимиляцию членов групп, нахо­дящихся в менее благоприятном положении,

выражая свое возмущение подобными по­сягательствами на человеческое достоинство, сожалея о тех барьерах, которые они воздви­гают на пути к взаимному пониманию между народами, и выражая тревогу в связи с угро­зой, которую они создают для всеобщего мира и международной безопасности,

принимает и торжественно провозглаша­ет настоящую Декларацию о расе и расовых предрассудках:

Статья 1

Все люди принадлежат к одному и тому же виду и имеют общее происхождение. Они рождаются равными в достоинстве и в пра­вах, и все они составляют неотъемлемую часть человечества.

Все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга, рассматривать себя как таковых и считаться таковыми. Однако многообразие форм жизни и право на разли­чие ни при каких обстоятельствах не могут служить предлогом для расовых предрассуд­ков; ни юридически, ни фактически они не могут служить оправданием какой бы то ни было дискриминационной практики или осно­ванием политики апартеида, представляющей собой самую крайнюю форму расизма.

Идентичность происхождения никоим об­разом не затрагивает возможности для людей вести различный образ жизни; она также не исключает ни существования различий, осно­вывающихся на разнообразии культур, среды и истории, ни права на сохранение культур­ной самобытности.

Все народы мира обладают равными спо­собностями, позволяющими им достигнуть са­мого высокого уровня интеллектуального, тех­нического, социального, экономического, куль­турного и политического развития.

Различия в достижениях разных народов объясняются исключительно географическими, историческими, политическими, экономически­ми, социальными и культурными факторами. Эти различия ни в коем случае не могут слу­жить предлогом для установления какой бы то ни было иерархической классификации на­ций и народов.



Статья 2

Всякая теория, приписывающая превосход­ство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам, которая давала бы право одним людям господствовать над дру­гими или отвергать других, якобы низших по отношению к ним, или основывающая сужде­ния об оценке на расовых различиях, научно несостоятельна и противоречит моральным и этическим принципам человечества.

Расизм включает в себя расистскую идео­логию, установки, основанные на расовых пред­рассудках, дискриминационное поведение, структурную организацию и институционали­зированную практику, приводящие к расовому неравенству, а также порочную идею о том, что дискриминационные отношения между груп­пами оправданы с моральной и научной точек зрения; он проявляется в дискриминационных законодательных или нормативных положени­ях и в дискриминационной практике, а также в антисоциальных взглядах и актах; он препят­ствует развитию своих жертв, развращает тех, кто насаждает его на практике, внутренне ра­зобщает нации, создает препятствия на пути международного сотрудничества и нагнетает политическую напряженность в отношениях между народами; он противоречит основным принципам международного права и, следова­тельно, создает серьезную угрозу международ­ному миру и безопасности.

Расовые предрассудки, исторически свя­занные с неравенством во власти, усиливаю­щиеся в силу экономических и социальных различий между людьми и группами людей и даже сегодня призванные оправдать подобное неравенство, совершенно неоправданны.



Статья 3

Любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, этнического или националь­ного происхождения или религиозной нетер­пимости, исходящей из расистских воззрений, которое нарушает или ставит под угрозу суве­ренное равенство государств и право народов на самоопределение или которое произволь­ным или дискриминационным образом огра­ничивает право на всестороннее развитие лю­бого человека или группы людей, предполага­ющее абсолютно равный доступ к средствам прогресса и полного расцвета личности и кол­лектива в атмосфере уважения ценностей, а также национальной и мировой культуры, не­совместимо с требованиями справедливого международного порядка, гарантирующего уважение прав человека.



Статья 4

Любое препятствие, затрудняющее свобод­ный расцвет личности и свободную коммуни­кацию между людьми, основанное на расовых или этнических воззрениях, противоречит принципу равенства в достоинстве и правах; оно является недопустимым.

Одним из самых серьезных нарушений этих принципов является апартеид, который, как и геноцид, является преступлением против чело­вечества и представляет собой серьезную угро­зу международному миру и безопасности.

Другие формы политики и практики сегре­гации и расовой дискриминации представляют собой преступление против совести и достоин­ства человечества и могут вызвать политичес­кую напряженность и создать серьезную угро­зу международному миру и безопасности.



Статья 5

Культура, являющаяся творением всех людей и общим достоянием человечества, и образование, в самом широком смысле этого слова, предоставляют мужчинам и женщинам все более эффективные средства адаптации, позволяющие им не только утверждать, что они рождаются равными в достоинстве и пра­вах, но также признавать, что они должны уважать право всех групп людей на культур­ную самобытность и на развитие своей соб­ственной культурной жизни в национальных и международных рамках, при этом имеется в виду, что каждая группа сама свободно реша­ет вопрос о сохранении и, в случае необходи­мости, об адаптации или обогащении ценнос­тей, которые она считает основополагающи­ми для ее самобытности.

Государство, в соответствии со своими конституционными принципами и процедура­ми, а также все компетентные органы и все работники образования несут ответственность за то, чтобы ресурсы в области образования всех стран использовались для борьбы с ра­сизмом, в частности, добиваясь того, чтобы в программах и учебниках отводилось место научным и этическим понятиям о единстве и различиях людей и не допускалось проведе­ния различий, унижающих достоинство како­го-нибудь народа; обеспечивая подготовку преподавательского состава в этих целях, пре­доставляя ресурсы школьной системы в рас­поряжение всех групп населения без ограни­чения или расовой дискриминации и прини­мая меры, способные устранить ограничения, от которых страдают отдельные расовые или этнические группы как в отношении уровня образования, так и в отношении уровня жиз­ни, и в особенности для того, чтобы избежать перенесения этих ограничений на детей.

Средства массовой информации и те, кто контролирует или обслуживает их, а также любая группа, созданная внутри национальных обществ, призваны, учитывая надлежащим образом принципы, провозглашенные во Все­общей декларации прав человека, и в частно­сти, принцип свободы выражения, развивать взаимопонимание, терпимость и дружбу меж­ду отдельными людьми и группами людей и содействовать ликвидации расизма, расовой дискриминации и расовых предрассудков, в частности, избегая подачи стереотипных, фраг­ментарных, односторонних или вводящих в заблуждение представлений об отдельных людях и различных группах людей. Коммуни­кация между расовыми и этническими группа­ми должна быть взаимным процессом, обеспе­чивающим им полную и совершенно свободную возможность высказываться и быть услышан­ными. Средства массовой информации долж­ны, следовательно, быть восприимчивы к иде­ям отдельных людей и групп людей, облегча­ющим эту коммуникацию.



Статья 6

Государство в первую очередь несет от­ветственность за осуществление всеми людь­ми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах.

В рамках своей компетенции и в соответ­ствии со своими конституционными положе­ниями государство принимает все надлежащие меры, включая законодательные, в особенно­сти, в области образования, культуры и инфор­мации, в целях предотвращения, запрещения и ликвидации расизма, расовой пропаганды, расовой сегрегации и апартеида и содейство­вать распространению знаний и результатов соответствующих исследований в области ес­тественных и социальных наук по причинам, порождающим расовые предрассудки и раси­стские взгляды и по предупреждению их, учи­тывая должным образом принципы, изложен­ные во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о гражданских и по­литических правах.

В том случае, если законодательные меры, запрещающие расовую дискриминацию, не будут достаточны, государству следует допол­нить их административным механизмом по систематическому расследованию случаев ра­совой дискриминации, широкой системой юри­дических средств борьбы против актов расо­вой дискриминации, крупномасштабными образовательными и исследовательскими про­граммами, предназначенными для борьбы против расовых предрассудков и расовой дис­криминации, а также программами позитив­ных мер политического, социального, образо­вательного и культурного характера, способ­ных содействовать достижению подлинного взаимоуважения между группами людей. При соответствующих обстоятельствах должны проводиться специальные программы для со­действия улучшению положения групп, нахо­дящихся в неблагоприятных условиях и, ког­да речь идет о национальных группах, для их эффективного участия в процессе принятия решений в сообществе.




Статья 7

Наряду с политическими, экономически­ми и социальными мерами, право является одним из основных средств обеспечения ра­венства личности в достоинстве и правах и пресечения всякой пропаганды, организации и практики, которые основаны на идеях или теориях так называемого превосходства расо­вых или этнических групп, или которые пыта­ются оправдать или поощрять расовую нена­висть и дискриминацию в какой бы то ни было форме. Государствам следует принимать со­ответствующие юридические меры и обеспе­чивать их проведение в жизнь, и осуществле­ние через все свои службы с должным учетом принципов, изложенных во Всеобщей декла­рации прав человека. Эти юридические меры должны вписываться в политические, эконо­мические и социальные рамки, способные со­действовать их осуществлению. Физические и юридические лица, общественные или частные организации должны следовать им и всячески способствовать тому, чтобы они были поняты и проводились в жизнь надлежащим образом.



Статья 8

Имея право на то, чтобы в международ­ном^ национальном плане был обеспечен та­кой экономический, социальный, культурный и правовой порядок, который позволит каж­дому человеку раскрыть свои способности на основе полного равенства прав и возможнос­тей, каждый человек имеет соответствующие обязанности по отношению к себе подобным, к обществу, в котором он живет, и к между­народному сообществу. Следовательно, его долг — способствовать гармонии между наро­дами, борьбе против расизма и расовых пред­рассудков и содействовать всеми средствами, которыми он располагает, ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В плане расовых предрассудков, расистс­кого поведения и практики специалисты в об­ласти естественных наук, социальных наук и культурных исследований, а также научные организации и ассоциации призваны проводить объективные исследования на широкой меж­дисциплинарной основе; все государства дол­жны поощрять их в этом.

Этим специалистам надлежит, в частно­сти, следить, используя все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы их труды не стали объектом фальсифицированного толко­вания, и помогать населению понять вытекаю­щие из них выводы.



Статья 9

Принцип равенства в достоинстве и пра­вах всех людей и всех народов, независимо от расы, цвета кожи и происхождения, является общепринятым принципом, признанным в международном праве. Следовательно, любая фор­ма расовой дискриминации, проводимая госу­дарством, является нарушением международ­ного права, влекущим за собой международ­ную ответственность государства.

Особые меры должны приниматься в це­лях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо, не допуская того, чтобы эти меры принимали характер, который мог бы казаться дискриминационным в расовом отношении. В этой связи особое внимание сле­дует уделять расовым или этническим груп­пам, находящимся в неблагоприятных соци­альных или экономических условиях, с тем чтобы обеспечить им на основе полного ра­венства, без дискриминации и ограничений, защиту путем принятия законов и постанов­лений, а также пользование существующими социальными благами, в частности в отноше­нии жилья, обеспечения работой и здравоох­ранения, уважать самобытность их культуры и их ценностей, содействовать, в частности, посредством образования, их социальному и профессиональному прогрессу.

Группы населения иностранного проис­хождения, в частности, рабочие-мигранты и их семьи, способствующие развитию принимаю­щей страны, должны пользоваться соответству­ющими мерами, предназначенными для обес­печения безопасности, уважения их достоин­ства и их культурных ценностей, для облегчения их адаптации к принимающей среде и содей­ствия профессиональному росту с учетом пос­ледующего возвращения на родину и внесения вклада в ее развитие; следует способствовать предоставлению возможности детям мигрантов обучаться своему родному языку.

Несбалансированность, существующая в международных экономических отношениях, способствует обострению расизма и расовых предрассудков; следовательно, всем государ­ствам следует стремиться внести свой вклад в перестройку международной экономики на более справедливой основе.

Статья 10

Международные, всемирные или регио­нальные правительственные и неправитель­ственные организации призваны сотрудничать и помогать в рамках своей компетенции и сво­их возможностей полному и всеобщему осу­ществлению принципов, провозглашенных в настоящей Декларации, содействуя таким об­разом законной борьбе всех людей, рожден­ных равными в достоинстве и правах, против тирании и угнетения расизма, расовой сегре­гации, апартеида и геноцида, с тем чтобы все народы мира были навсегда освобождены от этих бедствий.


Дополнение ЮНЕСКО

и борьба против расизма

(Из заключительного заявления научного

коллоквиума ЮНЕСКО в Афинах, 1981 г.)

Несмотря на многочисленные исследова­ния, публикации, законы, декларации и меж­дународные конвенции, посвященные борьбе против расизма, это зло по-прежнему широко распространено.

Сегодня мы констатируем, что в некото­рых странах при разработке расистских тео­рий вновь обращаются к науке. ЮНЕСКО не могла оставаться равнодушной перед лицом этих попыток. Именно с этой целью она со­брала в Афинах с 30 марта по 3 апреля 1981 года известных ученых из различных геогра­фических районов мира, отличающихся свои­ми культурными и научными традициями.

Эти деятели единодушно осудили и разоб­лачили все попытки и маневры, направленные на использование научных работ в целях ра­систской пропаганды. Тем самым они призы­вают к бдительности и критическому отноше­нию к этим попыткам, направленным на то, чтобы разработать якобы научно обоснован­ный расизм. Современная расистская мысль часто преподносится как строгая наука, но на самом деле она ограничивается тем, что не­правильно использует терминологию и науч­ные факты.

Научные деятели, приглашенные ЮНЕСКО, обращаются с настоящим призывом к народам мира и каждому человеку руководствоваться в своем отношении, поведении и высказываниях следующими выводами по расовому вопросу, к которым в настоящее время смогла прийти наука.

Самые последние антропологические от­крытия подтверждают единство человеческо­го рода. Географическая разбросанность че­ловеческого рода способствовала его расовой дифференциации, не затронув тем не менее его фундаментального биологического единства.

Каковы бы ни были установленные разли­чия, биология ни в коей мере не позволяет установить иерархию между индивидами и популяциями, тем более, что никакая группа людей в действительности не обладает посто­янным генетическим фондом. Во всяком слу­чае никогда нельзя, не греша против истины, переходить от констатации факта различий к утверждению о существовании отношения пре­восходство-неполноценность.

Среди важнейших характеристик человека основное место занимает интеллектуальная де­ятельность. Для характеристики этой деятель­ности некоторыми научными дисциплинами разработаны определенные методы измерения.

Разработанные в целях сравнения инди­видов внутри одной популяции, эти методы не могут по своей природе эффективно исполь­зоваться для взаимного сравнения популяций.

Недопустимо и с научной точки зрения лишено всякого основания использовать ре­зультаты психологических тестов, в частности интеллектуальный коэффициент, в целях ост­ракизма и расовой дискриминации.

В социальных науках ничто не позволяет утверждать, что расизм — это коллективное поведение, которое неизбежно проявляется в случае господства некоторых типов обществен­ных отношений между различными этничес­кими группами. Напротив, многообразие и сосуществование культур и рас в многочислен­ных обществах являются наиболее удачной формой взаимного обогащения народов.

Расизм, который проявляется во многих формах, представляет собой на самом деле сложное явление, в котором переплетаются многочисленные факторы: экономические, по­литические, исторические, культурные, соци­альные и психологические. Только воздействуя на эти факторы, можно эффективно бороться с расизмом.

Расизм — это наиболее распространенное оружие в руках некоторых групп, стремящих­ся утвердить свою экономическую и полити­ческую власть. Наиболее опасными его фор­мами являются апартеид и геноцид.

Расизм состоит также в отрицании за не­которыми народами их истории и в непризна­нии их вклада в прогресс человечества.

Участие в научном поиске предполагает большую ответственность за социальные судьбы своих современников. По отношению к расизму эта ответственность означает не­обходимость политического и этического вы­бора. Любое научное исследование, особен­но в области гуманитарных и социальных наук, не должно ущемлять человеческое до­стоинство.

Признание риска для человечества, свя­занного с применением науки в отдельных случаях, не должно порождать сопротивление по отношению к науке, а, наоборот, должно способствовать распространению среди обще­ственности подлинной научной позиции, ко­торая состоит не в накоплении фактов, а в проявлении критического духа и способности постоянно все подвергать сомнению.

Борьба против расизма во всех ее формах требует широкого участия ученых в этой про­светительной деятельности, в частности, бла­годаря использованию всей системы образо­вания и средств информации.






 Публикуется по изданию: Международные норма­тивные акты ЮНЕСКО.— М.: Логос, 1993. С. 223-230. Свод нормативных актов ЮНЕСКО.— М.: Международные отношения, 1991. С. 223—230